Беседа «Витамины на тарелке» в старшей группе детского сада. «О пользе витаминов, и для чего они нужны человеку?» беседа с детьми подготовительной группы

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы

Согласовано

Ст.воспитатель МАДОУ №161

Тема: «Фрукты. Сад»

Группа №9 (подготовительная группа)

Задачи:

Продолжать формировать и закреплять представления детей о фруктах. Повторить обобщающее понятие « фрукты», названия различных фруктов, их полезные свойства Закреплять умение классифицировать фрукты по отличительным признакам (цвет, форма, вкус и т. д.) Познакомить детей с заготовкой фруктов: консервирование, приготовление варения, компотов и соков. Расширять представление о фруктах разных климатических зон. Закреплять знания об организации сельскохозяйственного труда и его значении. Продолжать обучать составлению описательных рассказов и загадок с использованием моделей. Формировать позитивное отношение к месту произрастания даров природы. Воспитывать уважение к труду сельских жителей.

Итоговое мероприятие: выставка творческих работ по теме «Осенний листик»

Внести д/игр по теме, детских книг, иллюстраций и картинок с изображением овощей, фруктов. Центр сюжетно-ролевых игр: Подбор атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин фрукты - овощи», «Рынок», «Семья»

Центр продуктивных видов деятельности: создать условия для самостоятельного творчества предложить детям обводки трафаретов различных видов: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

Взаимодействие с родителями

Консультация «Развиваем речь детей»

Инд. беседы с детьми о соблюдении режима дня дошкольника дома и в д/с

Взаимодействие с социумом: Объявить о проведении в д/с конкурса «Осенний листик» (поделки из природного материала)

10.10

(понд)

Утро:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Утренняя гимнастика. .Д/И «Угадай по описанию» Цель: учить описывать овощи и фрукты. Д/И «Что бывает такого цвета» Цель: закрепить знания цветов Ситуативный разговор «Овощи для еды- хорошо или плохо» Рассматривание иллюстраций «Чем богата эта осень» - повторить названия овощей и фруктов. Зрительная гимнастика.«Овощи». Внести схемы и модели «Овощи», «Фрукты» для самостоятельного составления описательных загадок.

Индивидуальная работа по развитию речи с Рамилёй, .Дашей Г.,Элиной. Задачи: упражнять детей в образовании прилагательных от существительных (лист клена – кленовый, липы – липовый); учить работать в парах; тактично исправлять ошибки партнера.

Цель: воспитание бережного отношения к растениям.

Рассматривание иллюстраций по теме «Фрукты»

Д/и «Соберем фрукты» - ориентировка в пространстве, умение отличать фрукты от овощей.

Отгадывание загадок о фруктах – развивать логическое мышление, речь..

НОД

Познание ФЭМП

8.55-9.25

Занятие 3. Продолжать учить составлять числа 7 и 8 из единиц. Уточнять представления о цифре 8. Закреплять последовательное называние дней недели развивать умение составлять тематическую композицию по образцу. (И.А.Помораева, В.А.Позина «ФЭМП» стр.32).

Логопедия/

Развитие речи

9.35-10.05

По плану логопеда// Тема «Сад».Цели: активизировать активный и пассивный словарь по теме; закрепить названия фруктов и фруктовых деревьев, упражнять в употреблении формы винительного падежа, учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать числительные с существительными, развивать память, внимание, усидчивость.

Физкультура на воздухе

Говорим по тат/ Рисование

11.30-12.15

По плану педагога татарского языка Тема: “Кем нишли” Сүзләр өстендә эш: Нишли? Йоклый, утыра. Эш төрләре: 1.У/с “Уенчыклар йоклый” 2.С/у “Кайтаваз”. 3.С/у “Сора – җавап бир” 4.Аудиоязма тыңлау. // Рисование «Сочные фрукты». Цель : учить передавать в рисунках характерную форму и окраску знакомых фруктов. Продолжать развивать композиционные умения (расположения предметов равномерно по всему листу бумаги). Развивать умение работать над замыслом (заранее, до начала работы, мысленно представлять содержание своего рисунка

Прогулка:

Познавательное развитие. Физическое развитие. Речевое развитие

РАССМАТРИВАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ

Цель: расширять знания о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтение и опадение листвы, наличие плодов и семян).

Труд : уборка опавшей листвы.

Индивидуальная работа по

развитию движений (Ульяна, Лида, Никита К.).

Задачи: развивать навыки бросания мяча в цель.

Спортивная игра футбол.

Задачи: учить детей играть дружно, действовать как одна команда. Способствовать развитию точности, координации движений, решительности, смелости.

Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

Вечер:

Познавательное развитие

Речевое развитие

С.р.и. «Фруктовое кафе» - развивать игровой диалог, умение сочинять сюжет игры, объединять несколько игр, воспитывать социально активную личность. Гимнастика после сна. Чтение худ. литературы р.н.с. «Вершки – корешки» Цель: напомнить текст, инсценирование сказки по ролям.

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»

С/Р игра «Магазин овощей» Цель: ввести в речь детей название плодов, воспитывать культуру речи.

повторить название деревьев

закрепить осенние месяцы

игра «Закончи предложение. Инд. упражнять в вырезании силуэтов овощей и фруктов по шаблону

Работа в книжном уголке – рассматривание иллюстраций, фотографий, муляжей, наборов открыток по теме.

УМК-«Диалог»- закрепление изученных слов.

Прогулка:

Физическое развитие

Речевое развитие

Предложить д/и Чем пахнет осень?» Цель: учить детей подбирать слова для описания собственных ощущений. П/И «Жмурки». Самостоятельная игровая деятельность на участке.

Дата

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

11.10

(вторн)

Утро:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Утренняя гимнастика муз. зал

Артикуляционная гимнастика

Логопедическая пятиминутка.

Знакомство детей с книгами энциклопедического содержания. Цель: учить работать с книгами.

И/у «Играем со сказкой» - учить придумывать другое окончание сказкам.

Д/И «Чьи детки» Цель: закрепить знания о плодах растений.

Ситуативный разговор «Как показать уважение к людям».

«Умные шнуровки» - развитие мелкой моторики, воображения

Труд по столовой Цель: закрепить умение сервировать стол к завтракуД/и «Четвертый лишний» развивать операции мышления

НОД

Познание ПИП

9.10-9.40

Ознакомление с окружающим миром

Тема: «Две вазы» Цель: Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, причинно- следственные связи между назначением, строением и материалом предмета. Развивать интерес к познанию окружающего мира. Воспитывать умение работать сообща.

Музыка

10.00-10.30

Говорим по тат

11.50-12.15

Тема: “Аю баласы дөнья белән таныша”Сүзләр өстендә эш: Таныш сүзләр Эш төрләре: 1.А/с карау. Әңгәмә. 2. Д/у “Кем нишли?”

Прогулка:

Физическое развитие.

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие.

РАССМАТРИВАНИЕ ПОЧЕК ПОСЛЕ ЛИСТОПАДА И ВЕТВЕПАДА

Цели: способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений; развивать умение обобщать по существенным признакам; расширять представления детей о частях растений; воспитывать интерес к растениям; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к ним.

Труд – собрать крупный мусор на участке. Цель: воспитывать трудолюбие. Самостоятельная игровая деятельность на участке.

Работа по формированию правил безопасного поведения.

Приметы: поздний листопад – к суровой продолжительной зиме; лист хоть и пожелтел, но опадает слабо – морозы наступят не скоро.

Загадки:

Летают, кружатся, на землю ложатся.

С земли не встают и тут пропадут.

(Листья деревьев.)

Дидактическая игра «Назови три предмета».

Подвижная игра «Охотник и зайцы».

Вечер:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Свободная игровая деятельность.

Игра «Мы считаем фрукты» формировать умение использовать навыки счета в быту.

Игровая деятельность в музыкальном уголке. «Узнай, какой ребенок поет» - совершенствовать у детей слух

Игра «Волшебный стул» - воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Индивидуальная работа с детьми прописана в журнале учета

Игровая ситуация

Ситуации: Что случилось если бы:

1. Не поливать посадки на огороде.

2. Не мыть овощи перед употреблением.

3. Вдруг исчезнет фруктовый сад.

4. Есть грязные фрукты.

Прогулка:

Физическое развитие

Речевое развитие

Подвижная игра

Игры с мячом. Наблюдения за ветром. Цель: выяснить, как ветер влияет на изменения в погоде. П/И «Встань, куда

скажу». Самостоятельная игровая деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

12.10

(среда)

Утро:

Познавательное развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей

Утренняя гимнастика физ.зал.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика " Апельсин

Индивидуальная работа с детьми прописана в журнале учета

составить предложения по двум опорным картинкам.

лепка «Овощи и фрукты для игры «Магазин»»

Труд в уголке природы: уход за комнатными растениями

Цель: воспитание бережного отношения к растениям

Рассматривание энциклопедий и книг о труде взрослых в садах

Игра «Что едят в сыром виде, а что в варенном» развивать фразовую речь, произвольное внимание

НОД

Познание ФЭМП

9.10-9.40

Занятие 9. Познакомить с составом числа 9 из единиц. Уточнять представления о цифре 9. Совершенствовать умение называть числа и прямом и обратном порядке от любого числа.. Развивать глазомер. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть его стороны и углы.9 И. А. Помораева, В.А. Позина.ФЭМП.стр. 34).

Физкультура

10.00-10.30

По плану инструктора по физкультуре.

Прогулка:

Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Речевое развитие

Художественно-эстетическое

Наблюдение за изменением цвета листьев, как изменились, почему? Цель: развивать наблюдательность, умение делать выводы в ходе наблюдений. Д/И «Что сначала – что потом?» Цель: закрепить этапы роста и развития растений.

П/И «Дорожка препятствий» Цель: развитие движений.

Ситуативное общение «Безопасность на прогулке» Цель: дать знания о правилах поведения на территории детского сада: при встрече с различными домашними животными, способствовать развитию осторожности.

Труд: сбор листьев различных деревьев и кустарников для гербария.

Идивидуальная работа по ФИЗО И/у «Кто выше подпрыгнет» - упражняться в прыжках в высоту с места.. Инд. упражнять в прыжках на двух ногах и одной ноге в п/и «Классы»

Загадки:

Снится ночью червяку чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

А кого червяк боится?

Угадали? Это… (птица).

Дидактическая игра «Что это за птица?».

Подвижная игра «Гуси-лебеди». Выносной материал – скакалки, закрепить умение прыгать через них. Самостоятельная игровая деятельность.

Вечер:

Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Познавательно-исследовательская деятельность:

Показать, как чернеет яблоко на срезе – это железо на воздухе изменяет свои полезные для нас свойства.

Д/И «Во саду ли, в огороде» Цель: закрепить классификацию овощей и фруктов.

Индивидуальная работа с детьми прописана в журнале учета

закрепить через игру «Верни фрукты на дерево», что фрукты растут на фруктовых деревьях, назвать их, употреблять существительное во мн.числе.

закрепить цвета и название фруктов.

классифицировать фрукты и овощи по признакам, называть обобщающим словом

Творческая мастерская: аппликация «Запасы на зиму». Цель: продолжать учить создавать изображение из частей, развивать чувство композиции.

Д/И «Картошка» Цель: закрепить этапы развития растений.

Чтение Л.В. Воронкова «Грушевое яблочко»-415

Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.

Прогулка:

Физическое развитие

Речевое развитие

Наблюдения за наступление сумерек. Д/И «Что сначала, что потом» Цель: закрепить части суток. П/И «Краски»

Самостоятельная игровая деятельность детей.

НРК-Русская народная игра «Царь-картошка» Цель: упражнять в ловле мяча, развивать ловкость.

13.10

(четв)

Утро:

Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Речевое развитие

Художественно-эстетическое

Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей

Утренняя гимнастика физ. зал

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика " Апельсин"

Логопедическая пятиминутка " Веселый повар"

Работа по развитию речи Элиной Н-Д/И «Говори правильно» Формировать умение правильно употреблять сущ. в множ. числе родит. падеже

Д/и «Найди по описанию» - развивать память, внимание

НОД

Развитие речи/ Логопедия

9.00-9.30

По плану логопеда/ М-упражнять в звуко-буквенном анализе и синтезе слов типа «мох», «муха».

Физкультура

10.10-10.40

По плану инструктора по физкультуре.

Прогулка:

Познавательное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Наблюдение за березой. Цель: продолжить знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года, воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы. «Безопасность на прогулке» Цель: дать знания о правилах поведения на территории детского сада Трудовая деятельность: подметание дорожек, уборка мусора Цель: воспитывать умение трудить сообща. Конкурс «Самый красивый осенний букет» (из опавших листьев)

Работа по развитию навыков безопасного поведения на улице с Раилем Ш.

Дидактические игры «Ищи», «И я».

НРК-Подвижная игра «Ловушка»-соблюдать правила игры. Поговорка: «В октябре до обеда осень, а пополудни – зимушка-зима». Стихотворение А. Фета «Осенью».Загадки:В этот месяц, что ни год, нас встречает семь погод:Сеет, веет, крутит, студит, свищет, вьюжит, сверху льет. (Октябрь.)Дни стали короче, длиннее стали ночи,Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осенью.) С/Р игры по желанию детей. Выносной материал: оборудование для труда

Вечер:

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие.

Свободная игровая деятельность.

С.р.и «Магазин фруктов» развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий

Д/И «Верни фрукты на дерево» развивать операции мышления (обобщение, сравнение, восприятие) Конструктивная игра «Ягоды для великана» Цель: учить делать подделки из лего.

Индивидуальная работа с детьми прописана в журнале учета

понятие числа в пределах 20

учить определять количество предметов по осязанию (на ощупь)

развивать целенаправленное внимание, количественный счет.

Драматизация сказки: «Вершки и корешки».

Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

Упражнять детей в выразительном чтении стихов.

Лепка: «Лакомство для зайчат и ежат» Совершенствовать умение лепить основную форму предмета кистями обеих рук, а детали – пальцами.

Прогулка:

Физическое развитие

Речевое развитие

Наблюдения за сумерками, отметить, что световой день заметно уменьшается. Закрепить приметы осени. Д/И «Когда это бывает?» П/И «Успей выбежать»

Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей

Утренняя гимнастика физ.зал.

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика "Апельсин».

Настольно- печатная игра « Подбери пару»

Формировать умение подбирать пары предметов по заданному признаку.

Дежурство по столовой приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой

Д/и «Назови цвет фруктов» развивать мышление.

УМК-игра «Командир»- закрепление слов в повелительном наклонении

НОД

Логопедия//ФЦКМ

8.55-9.25

По плану логопеда/Ознакомление с природой.

Тема: Дары Осени. Цель: Закрепить обобщение понятия овощи и фрукты, характерные свойства овощей и фруктов, рассказать о пользе для человека. Систематизировать знания детей о труде людей осенью.

Музыка

9.35-10.05

По плану музыкального руководителя.

Говорим по тат.//Лепка/Аппликация

10.20-11.15

Тема: Тема:” Дусларны сыйлыйбыз ” Сүзләр өстендә эш: Ашый, эчә Эш төрләре: 1.С/у “Акбай белән Мияуны сыйлыйбыз”. 2.У/с “Иптәшеңне сыйла”. 5.Аудиоязма тыңлау, җырлау. Җыр. “Нишли // Аппликация: «Ваза с фруктами, ветками и цветами»-закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображение по цвету. Воспитывать художественный вкус.(Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр.45)./ /Лепка рельефная Тема: Овощи и фрукты. Цель: Познакомить с жанром "натюрморт", учить детей воссоздавать в памяти и называть фрукты, растущие в саду, их цвет, форму, учить изображать различные формы, составляя при этом натюрморт; дать представление о правильном расположении предметов натюрморта продолжать учить лепить разные формы (яблоки, груши, сливы виноград из целого куска), передавать особенности каждой из них, развивать старательность

Прогулка:

Познавательное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Наблюдение за насекомыми Цели: уточнить представление о подготовке насекомых к зиме; воспитывать познавательный интерес к насекомым; развивать наблюдательность и желание общаться с природой. Труд: заготовка земли для посадки в зимнее время.

Работа по безопасному поведению на участке с Артуром, Аделем Упражнять детей в ориентации в пространстве (повороты налево, направо, кругом)

Самостоятельная игровая деятельность на участке. Выносной материал: оборудование для труда. Дидактическая игра «Отгадываем загадки». Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

Вечер:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Выполнение графических диктантов в тетрадях в клеточку формировать графомоторные навыки

Свободная игровая деятельность.

Д/И «Фрукты» домино – развивать внимание

Логопедические пятиминутки: упражнение «Веселый повар».

П альчиковая гимнастика «Апельсин», Нищева

Игры в физкультурном уголке (кегли, скакалки, обручи, кольцебросы, серсо)

Цель: развитие двигательной активности.

Индивидуальная работа с детьми прописана в журнале учета

закреплять умение вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое.

упражнять в рисовании у фруктов контура простым карандашом, в закрашивании цветными карандашами.

Работа в книжном уголке – рассматривание иллюстраций, фотографий, муляжей, наборов открыток по теме.

Муляжи грибов, фруктов, крупы, иллюстраций. Чтение стихов об овощах и фруктах. Итоговые дни по лексическим темам Е. Алябьева стр 50

Прогулка:

Физическое развитие.

Речевое развитие

Наблюдение за движением машин на дороге.

Цель: обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения. П/и « Взвесим на глазок»

Учить детей на глаз определять расстояние до близ лежащих предметов.

Надежда Олиферова
Беседа с детьми подготовительной группы «О пользе витаминов, и для чего они нужны человеку?»

Цель: дать детям знания о пользе витаминов для нашего организма. Познакомить с понятием «витамины группы А, В, С, D, Е» и продукты, в которых они содержатся. Закрепить знания детей о необходимости наличия витаминов в организме человека, о пользе продуктов, в которых содержатся витамины.

Материал: картинки продуктов питания для игры «Где ты, витаминка?», корзинки с фруктами и овощами.

Воспитатель: – Ребята, сегодня мы поговорим о пользе витаминов, и о самых полезных продуктах. А вы знаете, что относится к самым полезным продуктам? (овощи, ягоды, фрукты) А почему так полезны овощи, фрукты? (в них много витаминов) Правильно! А как вы думаете, в какое время года мы больше всего получаем витаминов? (Летом, осенью) Совершенно верно! Осенью поспевает большой урожай овощей и фруктов.

Все овощи и фрукты содержат очень много полезных веществ. Когда мы их едим, то наш организм получает большой запас витаминов, чтобы мы были здоровы и не болели.

Если мы не будем получать витамины, то даже самый здоровый человек станет слабеть, у него начнут портиться зубы, станут выпадать волосы и ухудшится зрение. Он всегда будет чувствовать себя усталым, начнет чаще болеть. Человеку нужны все витамины без исключения. Но у каждого витамина есть и свое прямое назначение.

Все витамины делятся на группы А, В, С, D, Е. Хотите узнать, какие полезные продукты к ним относятся?

И так, первый витамин А – был назван витамином роста, но его роль в организме ограничивается не только этим. Отсутствие витамина А вызывает заболевание глаз. Эта болезнь проявляется в том, что человек, который хорошо видит днем, в сумерки видит плохо, а в темноте почти полностью теряет зрение. Также наша кожа из-за нехватки витамина А теряет свою эластичность, становится шершавой. В каких же продуктах больше всего этого витамина?

Прежде всего витамин А содержится в сливочном масле, яичном желтке, молоке, рыбе. Также в овощах и фруктах: морковь, лук тыква, шпинат, листьях салата, помидорах и абрикосе.

Второй витамин В – при недостатке этого витамина нарушается трудовая способность человека, так же нарушается работа пищеварения. Мы быстро устаем, не можем сосредоточить внимание на важном деле. Какие продукты питания нам помогут? Это ржаной и пшеничный хлеб, овсяная, гречневая и ячневая каши. Много витамина В и в мясе.

Физминутка

Один пузатый здоровяк (Округлое движение обеими руками вокруг живота)

Съел десяток булок натощак (Выставить перед собой все пальцы)

Запил он булки молоком , (Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)

Съел курицу одним куском. (Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)

Затем барашка он поджарил (Показать указательными пальцами рожки)

И в брюхо бедного направил (Погладить живот)

Раздулся здоровяк как шар, (Изобразить в воздухе большой круг)

Обжору тут хватил удар. (Ударить слегка ладонью по лбу)

Третий это витамин С – он способствует потреблению кислорода клетками нашего тела. Если в пище недостаточно витамина С, то снижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, появляется сонливость, при чистке зубов появляется боль и кровоточат десна. Витамин С содержится в свежих овощах, ягодах и фруктах. Его особенно много в зеленом луке, черной смородине, в ягодах шиповника. В свежей и кислой капусте, томатах, редьке и репе, картофеле. Много витамина С в лимонах и апельсинах.

Четвертый витамин D – если этого витамина будет недостаточно, то организм человека станет плохо усваивать кальций и фосфор, кости станут слабыми, будут размягчаться и искривляться. Витамин D встречается в таких продуктах как: рыба, печень, сливочное масло, яичный желток, молоко. Так же витамин D содержится в лучах солнца, значит, нам нужно больше бывать на воздухе и получать витамин через ультрафиолетовые лучи.

И наконец пятый витамин Е – против старения. Из-за нехватки этого витамина происходит нарушение координации движений, быстрая усталость, вялость, ухудшается зрение, человек выглядит бледным и болезненным. В каких же продуктах содержится витамин Е? Растительное масло, орехи, молоко и молочные продукты, листья салата и зелень петрушки, бобы, помидоры шиповник, белокочанная капуста.

Витамины – это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела.

А теперь, давайте поиграем в игру «Где ты, витаминка?» и узнаем, как вы запомнили, какие продукты относятся к каким витаминам. (Игра проводится на ковре. Педагог показывает или называет витамин, дети выбирают, какие продукты образуют данный витамин).

Игра «Где ты, витаминка?»

Воспитатель: - Ребята, что нового мы сегодня узнали? С какими витаминами познакомились, назовите их (А, В, С, D, E) . Для чего нужны витамины? Через что мы их получаем?

Молодцы! Вы отлично все запомнили!

Литература: "Детское питание" книга о том, как правильно кормить ребенка, что бы вырастить его здоровым и крепким. Москва 1958г.

Макаева Наталья Ипполитовна, воспитатель, г.Балаково

Вид проекта: познавательно - творческий.

Продолжительность: краткосрочный. С 19. 09. 2016г. по 23. 09. 2016г.

Участники: дети, воспитатели, родители.

Актуальность: Здоровье – это то, что мы едим. Еда должна быть правильной: вкусной, полезной, чтобы в ней были обязательно овощи и фрукты, чтобы такая еда помогала ребёнку расти крепким и здоровым, давала ему энергию для активной деятельности. Работая над проектом, необходимо было включить задачи о систематизации и расширении знаний об овощах и фруктах, о витаминах, необходимых для здоровья человека.

Проблема: родители реже рассказывают детям о полезных и вредных продуктах питания, покупая «лёгкую» еду; зубы и желудок детей портится, отказываясь работать в правильном направлении – жуя и переваривая пищу.

Цель: Расширять и систематизировать представление детей об овощах и фруктах.

Задачи: Формировать у детей представлений о правильности питания, о культуре питания, о здоровом образе жизни. Систематизировать и закреплять знания об овощах и фруктах, о месте их произрастания, о труде взрослых в огороде, на полях, в садах. Уточнять: где растут овощи и фрукты, когда собирают урожай овощей, в чём польза овощей и фруктов, что из них готовят. Расширять представления детей о картошке, об истории её появления в нашей стране. Формировать умение рассказывать об овощах и фруктах с использованием схем (таблиц) . Развивать логическое мышление, интерес к теме.

Предполагаемый результат:

  • расширение знаний детей по теме, использование полученных знаний в образовательной и игровой деятельности
  • пополнение словарного запаса, связанные и логически оформленные рассказы детей по теме проекта.

Роль родителей в реализации проекта:

  • повышение образовательного уровня родителей по теме (консультации, папка-передвижка)
  • повышение заинтересованности родителей в продуктивной деятельности с детьми (поделки) .

Этапы реализации:

1 этап - подготовительный

  1. Подобрать методическую, художественную литературу
  2. Подобрать наглядный материал, пособия, иллюстрации
  3. Составить план мероприятий на неделю
  4. Вовлечение родителей в образовательный процесс
  5. этап – основной
  6. Рассматривание альбомов «Овощи» , «Фрукты»
  7. Беседы: «Прогулка по саду и огороду» , «Зачем заготавливать овощи и фрукты на зиму» , «Овощи и фрукты – полезные продукты» , «От куда пришла картошка» .
  8. Дидактические игры: «Назови и опиши» , «Угадай по описанию» , «Вершки и корешки» , «Четвёртый лишний» , «Назови овощ с нужным звуком» , «Кузовок» .
  9. Отгадывание загадок об овощах и фруктах
  10. Чтение: Н.Носов «Огурцы» , р.н. с. «Вершки и корешки» , сказка В.Сутеев «Яблоко» , Ю.Тувим «Послушный дождик» , «Овощи» .
  11. Драматизация сказки «Репка» (для малышей)
  12. НОД: ФЦКМ «Во саду ли, в огороде» ; рисование «Натюрморт с овощами и фруктами» ; аппликация «Дары осени» ; ФЭМП «Урожай» .
  13. Подвижные игры: «Мышеловка» , «Съедобное-несъедобное» , «Перенеси предметы» , «Бездомный заяц» ,
  14. Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин» , «Семья» , «Семья. Летние заготовки»
  15. Игровое упражнение «Что за чем?» (от семян к урожаю) .
  16. Пальчиковая гимнастика: «Фрукты»
  17. Физ. минутка: «Компот» .
  18. этап – заключительный
  19. Выставки детских работ (по рисованию, аппликации) .
  20. Подготовить совместно с родителями овощей для приготовления салата, необходимого оборудования.
  21. Обобщение результатов работы.

подготовила

воспитатель МДОУ д/с №1

Рассказать о значении питания в жизни человека, о витаминах ,

Закрепить знания об овощах и фруктах, их пользе для человека

Воспитывать привычку к здоровому образу жизни

Ребята, вы пробовали витамины? Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах. А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

Витамин А: - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Я, витамин А, очень важен для зрения.

Помни истину простую -
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьет.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Я, витамин В - помогаю сердцу.

Очень важно спозаранку
Есть на завтраки овсянку,
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Я, витамин С, укрепляю ваш организм.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

Молодцы, обязательно скажу вашим мамам,

что вы умеете выбирать полезные продукты.

Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).

Почему на дереве выросла морковь?

Чем полезно молоко?

Какой витамин в свекле?

Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?

Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.

Дидактическая игра «Витаминные домики»

Цель: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

Рассказать о значении питания в жизни человека, о витаминах.

Закрепление знаний об овощах и фруктах -как источников естественных витаминов

Правила игры: разложить продукты питания по витаминным домикам

Дорогие ребята! Я хочу рассказать вам о фруктах.

Вы знаете, что такое фрукты?

Фрукты — сочные съедобные плоды, растущие в основном на деревьях.

Давайте вместе вспомним ваши любимые фрукты.

Правильно! Это румяные яблоки, сочные душистые груши, голубовато-синие или желтоватые сливы, ароматные абрикосы, оранжевые апельсины и мандарины, полные алых зерен гранаты, кислые желтые лимоны, сладкие бананы, темно- красные вишни, сладкие черешни.

Фруктов очень много —- их все и не перечислишь!

Многие из них растут в наших садах. Это яблоки, сливы, груши, вишни. Другие фрукты любят яркий солнечный свет и влагу и растут в южных районах нашей Родины — апельсины, лимоны, мандарины, гранаты, черешня.

Некоторые фрукты попадают на наш стол из далеких стран, их привозят даже с других континентов, например, бананы. Но все они вкусные, полезные, содержат много витаминов, и мы с удовольствием лакомимся ими.

Послушайте стихотворение.

Фрукты — радость для ребят!

Знают взрослые и дети:

Много фруктов есть на свете!

Яблоки и апельсины,

Абрикосы, мандарины

И бананы, и гранаты

Витаминами богаты.

Фрукты — радость для ребят,

Их в садах для вас растят.

Мы к столу их подадим,

Фрукты свежими съедим.

А для долгого храненья

Сварим вкусное варенье,

Джем, повидло, мармелад,

Чтоб порадовать ребят!

Где садоводы выращивают фрукты?

Верно! В садах.

Прекрасны весной фруктовые сады! Бело-розовой дымкой окутаны сливы; кружевные накидки, будто связанные искусными мастерицами, набросили вишни; душистые крупные цветы раскрылись на яблоневых ветках.

Шмели уже покинули зимние норки, прилетели в сад, привлеченные сладким медовым ароматом цветов, и помогают садоводу, опыляя деревья. Кружатся над цветами и золотистые пчелки. Неутомимые труженицы собирают цветочный нектар и пыльцу, перелетая с цветка на цветок, опыляя фруктовые сады.

Опытные садоводы во время буйного цветения расставляют между деревьями в саду пчелиные домики — ульи.

Послушайте стихотворение.

Медовая цветень

Цветенью медовой

Манят пчел сады.

Шепчет сад фруктовый:

«Прилетайте, пчелы,

Беритесь за труды!

И пыльцы частицы

И цветов нектар —

Все вам пригодится,

Все возьмите в дар!

Пчелки, прилетайте,

Пейте сладкий сок,

Меж цветов порхайте,

Дружно опыляйте

Золотой цветок!»

В старину крестьяне говорили: «Пчела летает, золотыми ключами лето отмыкает». И примечали, что раз из улья пчела вылетела, больших морозов уже не будет, солнце повернуло на лето.

Послушайте стихотворение.

Золотые ключи

Покружись-ка, пчелка,

На просторе,

Полети-ка, пчелка,

За синее море,

За горы крутые,

За леса густые,

Принеси с собою

Ключи золотые.

Отомкнем ключами

Мы красное лето,

Теплыми лучами

Будем обогреты.

Чтобы привлечь в сад шмелей и пчел, садоводы прибегают к такой хитрости: разводят мед водой и получившимся раствором опрыскивают сад.

Когда цветы деревьев уронят лепестки на землю, на их месте образуется твердая зеленая завязь, а из нее со временем вырастает спелый плод: зарумянятся бока яблок, нальются алым соком вишенки, темно-лиловыми с голубым налетом станут сладкие сливы.

Однако чтобы вырастить ароматные сладкие фрукты, садоводу приходится немало потрудиться и весной, и летом, и осенью, и зимой. Каждый месяц приносит свои заботы!

В зимние морозные дни снег, если его выпало немного, нужно подгребать к стволам деревьев, чтобы защитить корни от вымерзания. А после обильного снегопада, особенно если снег влажный, тяжелый, его обязательно нужно стряхнуть с ветвей. Если вокруг деревьев метели намели высокие сугробы, снег возле стволов надо притаптывать. Садоводы делают это, чтобы мыши и зайчишки не прогрызли кору фруктовых деревьев.

Но вот дни становятся длиннее, ярче синеют небеса, с крыши капает первая мартовская капель. Значит, пришло время готовить домики-скворечники и дуплянки для птиц. Скоро они вернутся в родные края, запоют весенние песни и станут помогать садоводам — уничтожать вредных для плодовых деревьев гусениц, бабочек и жуков.

Ученые считают, что самые первые домики для скворцов появились в Индии. Их делали из высушенных тыкв и развешивали на деревьях. В Европе 500 лет назад скворечники изготовляли из обожженной глины в форме кувшина, плоского с одной стороны. Но еще раньше жители старинного русского города Новгорода мастерили дуплянки для утки-гоголя и расставляли их по берегам рек. Утки с удовольствием селились в этих долбленых колодах* и выводили там утят.

Самый первый деревянный скворечник в виде небольшого домика с крышей появился на Руси. В старину скворечник нередко бывал самым настоящим произведением искусства. Из бревнышка с полостью посередине вырезали фигурки людей и раскрашивали их. Из досок сооружали подобие домика с двускатной крышей, балконом перед летком, украшенным резьбой. В южных районах Руси в прежние времена нередко мастерили скворечники из бересты.

В коллекциях Государственного исторического музея в Москве и в Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранятся старинные скворечники как произведения народного искусства.

А вы помните как выглядит современный скворечник?

Чаще всего это небольшой теремок из дерева или дуплянка. В некоторых странах для птиц делают гнездовья, отлитые из цемента с опилками в качестве наполнителя.

Важно не только смастерить хороший, удобный скворечник, но и повесить его так, чтобы в нем поселились птицы. Скворечник должен быть слегка наклонен вперед, недоступен для кошек и укреплен в развилке между верхними крупными ветками кроны дерева.

В апреле, когда начинается бурное таянье снегов, у садоводов новые заботы — они прорывают в саду неглубокие канавки, чтобы отводить талые воды. А когда весь снег сойдет, перекапывают землю, удаляют засохшие ветки, сучки, лишнюю поросль и вносят удобрения.

Весной просыпаются насекомые, которые прятались зимой в щелочках коры, старых пнях, под упавшей сухой листвой. Бабочки — огневки и стеклянницы, тля и листовертки, а также паутинные клещи и плодожорки — опасные вредители. Они грызут корни, поедают листья, портят молодые побеги, цветы и плоды фруктовых деревьев. Поэтому садоводы опрыскивают сад настоями растений, которые отгоняют вредных насекомых: горькой полыни, пижмы, тысячелистника, луковой шелухи, календулы и чеснока. Кроме того, эти растения выделяют летучие вещества — фитонциды, убивающие микробов.

Запах некоторых цветов не нравится вредным насекомым, поэтому садоводы разбивают в садах грядки с календулой, бархатцами, душистым табаком, садовыми ромашками.

Чтобы отвадить грызунов — мышей-полевок, крыс, портящих кору плодовых деревьев, опытные садоводы сажают в саду кусты бузины или ольхи. Грызунам запах этих кустарников не по вкусу, и они уходят из сада.

Кроме птиц, помогают садоводам справиться с вредителями ежики, поедающие личинок жуков и слизней, а также лягушки и жабы.

Летом садоводы тоже ухаживают за плодовыми деревьями: рыхлят землю, поливают, подкармливают растения удобрениями, скашивают траву в междурядьях. Чтобы ветви деревьев не сломались под тяжестью плодов, под них подставляют деревянные подпорки.

Народ примечает: «Летом плоды и по ночам зреют!» Ведь летние ночи теплые, светлые, короткие, заря с зарею сходится.

Послушайте стихотворение.

Июльская ночь

Ночь июльская светла,

Сад окутан мглою.

Дремлет месяц из стекла

Над речной волною.

Ночь ступает по земле,

Словно тень, неслышно.

Розовеют в теплой мгле

Яблоки и вишни.

В лунном свете у воды

Серебрятся ивы,

Как фруктовые сады

По ночам красивы!

Но вот и пришло долгожданное время сбора урожая. В саду сначала собирают упавшие плоды — падалицу. Совсем сгнившие проваривают в ведре и зарывают в землю, спасая сад от насекомых, спрятавшихся в гнилых яблоках, грушах, сливах. Из здоровых плодов готовят варенье, компоты, повидло и джемы.

Потом плоды снимают сначала с нижних веток, а затем и с верхних, начиная сбор от кончиков веток по направлению к стволу дерева.

Когда созревают фрукты и ягоды, в сад любят наведываться озорные бойкие воробьишки, чтобы поклевать яблоки, вишни, сливы. Присоединяются к ним и скворцы. Многие садоводы мастерят из жести флюгеры в виде вертушек и петушков или ставят между деревьями чучело. Это отпугивает птиц.

Послушайте стихотворение.

Петушок

Петушка из тонкой жести

Смастерили с папой вместе.

Посадили на шесток —

Завертелся петушок,

Закричал: «Ку-ка-ре-ку!

Сад фруктовый сберегу

От воров-воришек,

Серых воробьишек».

Испугались воробьи,

Зачирикали они:

«Мы не станем в сад летать,

Фрукты-ягоды клевать!»

А знаете ли вы, ребята, какие заботы ждут садоводов осенью, когда урожай ягод и фруктов собран?

Прежде всего нужно очистить стволы деревьев от отмершей коры, мхов, лишайников, обрезать засохшие больные ветви и сжечь их вместе с опавшей листвой. Затем следует побелить стволы, чтобы, когда придет весна, яркие солнечные лучи не обожгли кору. Потом нужно обвязать стволы колючим лапником или ветками бузины. Так делают, чтобы мыши-полевки или лесные гости — зайчишки не обгрызли кору фруктовых деревьев.

Землю в саду перекапывают крупными пластами, не разбивая их граблями или тяпкой, чтобы почва промерзла и погибли зарывшиеся в нее на зимовку вредные насекомые.

Представьте, друзья, что вы задумали посадить фруктовый сад. Какой участок предпочтительнее выбрать для него?

Народ давно приметил, что сады лучше разбивать там, где растут дуб, черемуха, ясень, липа или клен. А в тех местах, где много осоки и хвоща, земля для плодового сада не подходит.

Как же правильно посадить дерево?

Зимой, когда трещат морозы, и все засыпано глубоким снегом, деревья спят. В это время их не пересаживают. Летом, когда созревают плоды и все бурно растет и цветет, деревья и кусты тоже не сажают. А вот весной, еще до того как из почек проклевываются зеленые листочки, и осенью, когда листья уже опали, наступает подходящее время для новых посадок.

Чтобы плодовые деревья давали богатый урожай, их надо правильно сажать. Сначала нужно удалить у саженца засохшие и поврежденные корни, выкопать глубокую и просторную яму. В ее середину вбивают колышек и к нему привязывают ствол саженца, расправляют корни, направляя их в глубь почвы. Затем корни присыпают землей, которую притаптывают. После посадки молодое деревце нужно обязательно полить.

Садоводы знают, что в саду следует сажать разные сорта одного и того же плодового дерева, чтобы они опыляли друг друга. Среди яблонь лучший опылитель — антоновка, а среди груш — бессемянка.

Сложил русский народ мудрую поговорку: «Каков уход, таков и плод». В самом деле, много труда, опыта и знаний требуется человеку, чтобы вырастить ароматные сочные плоды. Труд садовода — благородный и созидательный, ведь сады украшают нашу землю, угощают нас спелыми ягодами и фруктами.

Ответьте на вопросы

Зачем садоводы выставляют в саду во время цветения ульи с пчелами?

Чем они привлекают в сад шмелей и пчел?

Какие работы у садовода в саду зимой? А весной, летом и осенью?

Каких помощников садовода (птиц, зверей, растения) вы знаете?

Зачем садоводы ставят в саду флюгеры и чучела?

Как правильно посадить дерево?