Пить вино в постные дни. А что такое «красовуля»? А что с алкоголем? А тут, как говорится, есть варианты

Пост – это особое и очень важное время в жизни каждого верующего человека. Это не только ограничение себя в еде, а также время творить добрые дела и становиться ближе к Богу. Никто не рождается с огромным багажом знаний. И нет ничего зазорного в том, что приняв решение, держать пост, задаются разными вопросами, в том числе и о том, можно ли в пост пить алкоголь. Также не менее актуальным вопросом остается, можно ли пить вино во время поста. Да и ответ на вопрос, какие напитки можно употреблять в пост, лишним не будет.

Сразу стоит отметить, что употреблять спиртное в пост можно строго регламентировано. Так, пить вино и другой алкоголь ради удовольствия, расслабления или для разогрева категорически запрещено.

Можно ли употреблять алкоголь в Великий пост

Великий пост хоть и является одним из самых продолжительных и строгих постов, но его правила, в общем, и в употреблении алкоголя в частности, не сильно отличаются от правил в другие посты, в том числе и в рождественский.

Церковный устав разрешает употребление вина (желательно кагора) в период Великого поста:

  • по субботам и воскресеньям;
  • в праздник Благовещения;
  • в дни храмовых праздников.

Можно ли крепкий алкоголь в пост

На вопрос, можно ли пить крепкий алкоголь (виски, коньяк, водку) в пост, ответ однозначный – нет! Категорически запрещены к употреблению:

  • коньяк в пост;
  • водка в пост;
  • виски в пост;
  • другой крепкий алкоголь в пост.

Можно ли пить вино в пост

По сути, вино – единственный напиток, который можно употреблять в пост. Как сказано выше, можно вино в Великий пост пить в умеренных дозах по определенным дням. Не мене важно учитывать, и какое вино можно пить в Великий пост и в дни других постов. Спиртным напитком выбора является красное вино – кагор, но теоретически, можно употреблять любое натуральное вино.

Во время поста желательно разбавлять вино водой.

Еще в период христианизации в уставах многих монастырей было разрешено добавлять в воду вино. Но скорей всего такая традиция связана не с послаблениями и вольностями в питье, а с низким качеством питьевой воды, для обеззараживания которой в нее добавлялось вино.

Можно ли пить пиво в пост

Еще одним важным аспектом потребления алкоголя в пост является, можно ли пиво во время поста. Сторонники оправдать свои слабости сразу приводят довод о том, что в былые времена пиво варилось в монастырях. Но это вовсе не означает, что пиво можно употреблять во время поста. Лучше воздержаться.

Подводя итоги темы, можно ли употреблять алкоголь в пост, хочется еще раз акцентировать внимание на самой сути поста. Это период духовного очищения, воздержания от плотских и мирских утех. Весьма удивляют вопросы в стиле, можно ли шампанское в пост? Сразу хочется спросить в ответ, а зачем тогда вообще пост и в чем он заключается? Традиционное потребление алкоголя в дни постов крайне нежелательно, даже если и в некоторые из них полного запрета нет.

Можно ли пить алкоголь во время уразы

Ураза-байрам – один из мусульманских постов. Он славится своими ограничениями, впрочем, как и остальные мусульманские посты. Об употреблении алкоголя в дни уразы не может быть и речи, так как Ислам вообще запрещает его пить. Так в дни уразы нельзя пить крепкий алкоголь, вино, шампанское и т.д.

Отдельно хочется рассмотреть вопрос, можно ли пить квас во время уразы. Прямого запрета на употребление безалкогольных напитков в эти дни нету, но все же Ислам призывает верующих во время постов усмирять свои страсти – аппетит, жажду, половое влечение, а особенно удовольствие от них. Поэтому пить во время уразы желательно простую воду.

Можно ли пить алкоголь во время Рамадана

Рамадан, пожалуй, является одним из самых известных мусульманских постов. В этот священный месяц в дневное время необходимо воздерживаться от приема пищи, питья и интимных отношений, посвящая себя молитвам и духовности. А как же спиртное в Рамадан? Можно ли его пить в вечернее время или стоит вовсе воздержаться? На эти вопросы существует четкий ответ – любой алкоголь не приветствуется Исламом вообще, вне зависимости, в какой день его собираются употреблять.

В 20 веке многие православные традиции были забыты. А потому в наши дни большинству людей не совсем понятна суть некоторых церковных обрядов. У тех, кто решает соблюдать пост, возникает немало вопросов о тех или иных продуктах, которые запрещено (скорее, не рекомендовано) употреблять в это время.

В частности, многие интересуются, есть ли запрет на вино в пост. Таких периодов воздержания определенной продолжительности и строгости в году четыре.

Существует несколько версий происхождения традиции питья вина в пост. Все версии сходятся в одном, что пришла она к нам с Востока. Начало данной традиции было положено сирийскими и византийскими монахами. Но справедливости ради стоит сказать, что за долгие годы понятие о вине сильно изменилось.

И если в сегодняшнем представлении вино – это алкогольный напиток, имеющий определенное количество градусов, то в древневосточных странах под вином, прежде всего, понимали виноградный сок.

В те времена монахам византийских и сирийских монастырей он был жизненно необходим, поскольку восполнял недостаток воды . К тому же в отсутствии нужных лекарств было единственным доступным средством, которое могло поддержать больного человека.

Ведь тогда уже было хорошо известно о целебных свойствах виноградного сока. Содержащиеся в нем кислоты, при смешении с желудочным соком способствуют улучшению пищеварения. Кроме того, дубильные вещества, а их в винограде немало, помогают снять воспаления в ЖКТ.

Именно в лечебных целях восточные христиане употребляли неперебродившие винные напитки, в частности, во время поста для избавления от «немощи».

Справедливости ради стоит сказать, что иногда виноградный сок тогдашним верующим приходилось пить и забродившим. В нем содержалось примерно 8% алкоголя. Чтобы сделать забродивший виноградный сок менее крепким, его разбавляли в такой пропорции: три порции воды на одну порцию сока .

В результате крепость винного напитка уменьшалась до 1%. В России, как в прежние времена, так и в наши дни не принято разбавлять вино. Поэтому церковнослужители многим рекомендуют воздерживаться от употребления вина из-за его «увеселительных» свойств, которые в дни поста могут быть лишними.

Кстати! На Востоке виноградный напиток, разбавленный водой наполовину, считался чересчур крепким. Его пили лишь опустившиеся люди, страдающие алкоголизмом.

Правила пития вина в пост

Правила, касающиеся ограничений употребления спиртных напитков одинаковы для всех православных верующих:

  • в первый день любого из постов рекомендовано воздержаться от употребления какой-либо жидкости;
  • во второй и третий дни разрешается пить только воду;
  • в остальные постовые дни людям не склонным к алкоголизму дозволено употреблять вино в умеренных дозах по субботам и воскресениям за исключением первых и последних выходных в этом периоде, в дни памяти особо почитаемых святых, а также по великим церковным праздникам, выпадающим на этот период.

По правилам не разрешено принимать алкоголь людям не способным соблюдать меру.

Какое вино можно пить?

Крепкие алкогольные напитки во время всех постов находятся под запретом. Верующие, держащие пост по всем правилам должны употреблять только красные сорта вин. Наиболее предпочтительным для этого случая является Кагор.

Этот сорт вина издавна используется священнослужителями в церковных обрядах. Однако, и Кагор перед употреблением рекомендуется разбавлять водой в пропорции 1:3. Употребление такого довольно слабенького напитка не позволяет потерять рассудок.

В Типиконе – церковном Уставе прописано, что в пост можно употреблять в разрешенные дни монахам по одной красовули разбавленного водой вина, а мирянам по две красовули. Объем русской красовули составлял 480 мл.

Вино во время Великого поста

Даже по названию «Великий пост» можно понять, что данный церковный обряд предполагает самый продолжительный период (более двух месяцев) воздержания от излишеств в еде и напитках.

В дни Великого поста нельзя употреблять продукты животного происхождения и напиваться.

Несмотря на строгость в его исполнении, запрет на спиртное не распространяется на некрепкие винные напитки, в частности, кагор.

Употребление небольшого количества вина не возбраняется по выходным, в момент причащения, а также в дни празднования Вербного воскресения, Благовещения и в Чистый четверг.

Церковью порицается распитие спиртного для увеселения. Однако бокал сухого красного вина в лечебных целях больным анемией и тем у кого проблемы с давлением, употребить можно. Поскольку подобное винопитие носит лекарственный характер, подобно приему таблеток.


Каждому верующему необходимо определить для себя те предписания на время поста, которые он способен выполнить с учетом своих привычек, физического здоровья и истинности веры.

«Вино веселит сердце человека», но скольким пострадавшим от пьянства уже не до веселья. Чего больше приносит вино в нашу жизнь: добра или зла? Может быть, христианам лучше придерживаться «сухого закона»? О том, что думает по этому вопросу Церковь, корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ беседовал с иереем Даниилом СЫСОЕВЫМ.


Брак в Кане Галилейской. Мозаика. XIV век. Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами), Константинополь

- Почему в Евхаристии используется именно вино? В чем священный смысл вина?

Вино для христиан является особым веществом. Это, с одной стороны, плод рук человеческих, а с другой - дар Божий. Бог дал человеку виноградную лозу, человек превратил ее в некое вещество, которое веселит его сердце.

Отцы Церкви называют состояние богообщения «духовным опьянением». Это состояние, когда человек похищается из этого мира и попадает в мир Бога, забывая обо всем существующем, пребывая в неземной радости, как апостолы после схождения на них Святого Духа в день Пятидесятницы. В некотором смысле то состояние, которое дает вино, становится метафорой состояния богообщения. Именно метафорой, образом, потому что, конечно, с помощью вина достичь Царства Божия не получится. Ведь образ - не подлинник.

Вино употреблялось людьми с начала человеческой истории. Ветхозаветная Церковь использовала вино во время жертвоприношений. А в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии, сердцевина нашей духовной жизни, совершается на чистом виноградном вине. Вино также используется и на Всенощном бдении, и во время таинства Соборования. Освящается по церковному чину виноград и сами виноградники. Есть даже специальная молитва о благословении вина за трапезой. Нужно, чтобы Господь благословил нашу радость, которая так же Ему угодна.

В церковных лавках часто можно видеть освященное вино. Стоит ли христианам покупать и употреблять именно это вино? Важно ли, что вино освящено?

Я не думаю, что имеет принципиальное значение место, где куплено вино: в церковной лавке или простом магазине. Освящается вино потому, что, как говорит апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Известно благотворное влияние чистого виноградного вина на здоровье человека: оно является кроветворным средством и хорошим лекарством, поддерживает, как говорит Церковь, «внутреннюю теплоту». А где оно куплено - это уже второй вопрос. Можно купить в любой лавке вино и освятить в церкви, не будет разницы.

С вином, особенно в нашей стране, связано много проблем. Регламентирует ли Церковь количество вина, которое можно употребить?

Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль.

- А что такое «красовуля»?

Одна красовуля - это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. Это немного, сейчас позволяют себе выпить и больше. Люди все разные, и потому каждый должен определить свою меру. Грех будет в том случае, если человек напьется. Священное Писание очень жестко осуждает такого человека. В своих притчах говорит царь Соломон: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Прит. 23, 29-30). В Евангелии про злоупотребление вином четко сказано: «…пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10).

Типикон не делает разницы между видами спиртных напитков и все называет вином. Но существует не только вино, но и крепкие напитки. Как вы считаете, православные христиане могут употреблять крепкие спиртные напитки?

Ну, например, на Афоне, в месте, известном строгостью жизни, приходящему в монастырь всегда подносят рюмку водки. Так же и на Синае. Конечно, крепкие напитки не запрещены. Один мой друг, священник и врач, говорил, что водка, но не более 50-70 граммов, не страдающему алкоголизмом может быть полезна для здоровья. Но это касается только небольшого употребления крепких спиртных напитков. Напиваться нельзя! Важно, чтобы было радостно, но не должно быть помутнения рассудка. Это граница, за которую мы не имеем права переходить. Человек должен оставаться трезвомыслящим. Святой Силуан Афонский говорил: «Как определить: объелся ты или нет? Если после того, как встаешь от трапезы, хочется молиться, значит, не объелся. А если хочется заснуть, забыться и не молиться, значит, ты объелся». То же самое касается и вина.

- Можно ли пить вино и водку в пост?

Типикон не проводит никакого разделения между спиртными напитками по крепости, употребление водки регламентируется (кроме объема) теми же правилами, что и употребление вина. Но если, например, человек замерз Великим постом, я не думаю, что будет тяжким грехом, если он выпьет рюмку водки, чтобы согреться. Точно так же если у человека малокровие - не будет греха, если он выпьет бокал красного вина для укрепления сил. Но поскольку вино является знаком радости, а пост - временем печали о наших грехах, в посты, особенно в Великий, вино употребляется только в праздничные дни: субботу и воскресенье.

Не секрет, что русскому человеку меры держаться непросто. А от последствий ее нарушения страдают и сами нарушители, и их родственники. Может быть, православным вообще лучше «не употреблять»? Особенно в такие ответственные дни, как свадьба?

Были такие православные - комсомольцы их звали. Они говорили про «безалкогольные свадьбы», до сих пор помню.

- Бывают и настоящие православные «сухие» свадьбы. Я лично сам недавно на такой присутствовал.

Действительно, есть у нас такое представление, что употребление алкоголя - грех сам по себе. Утверждают, что в водке дьявол, что пиво - сатанинский напиток и так далее. И хотелось бы напомнить православным 51-е правило свв.Апостолов, которое гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе, и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». И человек, учащий так, подлежит анафеме. Не просто прещению или наказанию, но именно отлучению от Церкви. Почему? Потому что такой человек хулит Творца Вселенной, Который дал нам эти дары. Апостол Павел в своих посланиях повелевает Тимофею пить немного вина «ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5, 23). Так что нельзя говорить, что вино - грех. Грех здесь не в вине, а в человеческой злой воле. Точно так же как не в шприце, даже не в наркотическом средстве, потому что наркотик может быть и лекарством, - а в злоупотреблении. Но, конечно, все это не касается людей, которые лечатся от алкоголизма, - им пить нельзя ничего.

Бывает такое абсолютное отвержение вина, если, например, пили родители. И человек не пьет ни при каких случаях. Это разумное решение?

В этом есть нечто справедливое. Дело в том, что у алкоголиков, не просто пьющих, а именно алкоголиков, тех людей, которым поставили этот диагноз, уже другая физиология. В восьми процентах случаев у детей, рожденных в семьях алкоголиков, фермент, расщепляющий алкоголь, не вырабатывается или вырабатывается в недостаточном количестве. Поэтому для такого человека, безусловно, принятие алкоголя крайне опасно.

- А есть люди, которые говорят: «Я настолько не принимаю алкоголь, что боюсь причащаться».

Да, была такая секта енкратитов. Церковь их осудила еще во втором веке. Вообще вокруг вина, мяса, красивых одежд существует множество суеверий, которые на самом деле являются воспроизведением древних ересей. Например, у манихеев, гностической христианской ереси, обесценивающей земную жизнь, считавшей злом весь материальный мир и его Творца, был даже обряд проклятия вина и хлеба, потому что это - плод рук Творца: «не я тебя сажал, не я тебя растил». И они проклинали всех, кто пьет вино.

Я вообще думаю, что все эти запреты на употребление вина - исключительно от врага. Потому что неслучайно даже в исламе вино запрещено, а наркотики - нет.

- Как вы объясняете и расцениваете отказ от спиртного в инославных христианских деноминациях?

У инославных христианских деноминаций некоторых направлений, например баптистов, это может быть связано с тем, что они просто не знают, чем заняться. Им неизвестна технология борьбы со страстями, поэтому они пытаются, как говорил святитель Николай Японский, заместить духовную активность активностью внешней. Превратить собрание христиан в клуб трезвенников. Их пафос в том, что вот раньше я был грешником пьяницей и наркоманом, а сейчас все бросил, ничего больше не употребляю и этим горжусь.

Второй момент: происхождение протестантизма тесно связано с манихейством, которое в средневековой Европе проявилось в религиозных движениях альбигойцев (катар), осужденных позднее католической Церковью. Альбигойцы вина не употребляли, проповедовали крайний аскетизм, притом что отвергали догмат о триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста, икон.

Человек за рулем, летчик, шахтер, врач и люди других профессий риска после работы обычно «снимают напряжение», выпивают. Появляется привычка - прийти домой и выпить сто грамм. Эта та самая мера, чтобы восстановить равновесие, или это злоупотребление?

Снять усталость можно, но в этом есть очень большая опасность того, что эта привычка может привести к зависимости. Усталость часто вызывает депрессию, а депрессия приводит к алкоголизму. И в медицине, и в христианстве известно, что пьянство рождается от уныния. И поэтому надо очень беречься этой опасности. Тем более водителю, который, выезжая на дорогу в пьяном виде, совершает двойной грех: рискует и своей жизнью, и жизнью окружающих.

Сухое или сладкое?


Какое вино употребляется для Евхаристии? Важны ли здесь сорт винограда, марка, крепость, цвет? Насельник Данилова монастыря иеромонах ГЕРМОГЕН (Ананьев) рассказал корреспонденту «НС» Максиму ПЕТРОВУ о том, какие вина сегодня используются в Русской Православной Церкви, и в частности в Даниловом монастыре:

С древности классическим вином для Евхаристии считается сухое вино. Церковными правилами утверждено, что для Евхаристии должно использоваться красное не прокисшее вино, полученное от виноградной лозы. Насчет крепости и сладости никаких установок нет. Когда эти правила писались, красные виноградные вина были только сухими (без перегонки красное виноградное вино не может быть очень большой крепости). Были еще крепкие напитки из разряда водок, которые к винам не относились. Таким образом, крепость и сладость церковного вина принципиального значения не имеют.

Гораздо важнее цвет. Он должен быть красный, так как это вино претворяется в Кровь Христову. Возможно, именно густота цвета повлияла на то, что в России сложилась традиция в качестве церковного вина применять кагор. Это тоже вино из чистого виноградного сока, из сладких сортов винограда. В классические качественные кагоры не добавляется ни сахар, ни спирт. Его сладость достигается за счет содержащегося в винограде сахара, а не за счет сахарной добавки. Настоящий кагор при разбавлении водой (а при Евхаристии в Святую Чашу добавляется горячая вода) сохраняет цвет, вкус и аромат, чего не скажешь о сухих винах (не та концентрация). Тем более о поддельных кагорах. Большинство наших кагоров - молдавского производства. Они недорогие, и если это не поддельное вино, то весьма неплохого качества. Крымских настоящих кагоров очень мало. Но и они возможны для богослужения.

Какое именно вино покупать, зависит от желания настоятеля храма или монастыря и от их финансовых возможностей. В большинстве наших храмов покупают вина молдавские или крымские. Данилов монастырь покупает разное вино, главные критерии - это качество и приемлемая цена. Отбором вина для богослужения в монастыре занимается ризничий, как правило, вместе с келарем (в зависимости от ситуации). Сегодня нельзя доверять красивым этикеткам на бутылках и заверениям поставщика обманывают, к тому же качество вина под одной этикеткой постоянно меняется даже у одних и тех же продавцов. Поэтому перед закупкой партии вина его обязательно дегустируют.

Для Евхаристии Троице-Сергиева лавра использует домашнее вино

Троице-Сергиева лавра не покупает вино у посредников. Главному виночерпию Лавры игумену ХАРИТОНУ (Чекану) известны производители в Молдавии, изготавливающие вино домашним способом, с соблюдением всех секретов, переданных их отцами и дедами. Вот что отец Харитон рассказал нашему корреспонденту Алексею ОРДЫНСКОМУ:



- Вино, которое мы покупаем для Евхаристии, как правило, делают из сорта винограда каберне. Это лучшее молдавское вино (я родился в Молдавии и точно это знаю) и по насыщенности цвета, и по уровню качества. Поэтому «Каберне» - самое популярное вино в Молдавии. Крепость вина для Евхаристии не превышает 12 процентов. Из Молдавии вино привозится в специальной таре и уже в монастыре разливается по дубовым бочкам (200 и 500 литров). Хорошая бочка может служить до 70 лет. Монастырское вино хранится в подвале Пивной башни (не от слова «пиво», а от слова «питье») при температуре 7-9 градусов. Несмотря на то, что мы полностью доверяем нашим виноделам, перед покупкой я и два моих помощника из келарской службы обязательно дегустируем каждую партию. Для определения качества вина опытному дегустатору достаточно одного глотка.

А молдавские монастыри делают вино для Евхаристии сами. Даже если у монастыря нет своих виноградников, монахи покупают виноград. Перед началом изготовления вина в монастыре обязательно служится молебен.

Я думаю, что российская традиция использовать в качестве богослужебного вина кагор связана с проблемами доставки вина из южных окраин империи. Если сухое вино везти неделю, оно может прокиснуть, а в мороз - замерзнуть. Кагор же более устойчив к температурным колебаниям и транспортировке.

Отвечает Алекс, шеф-сомелье London Restaurant group в Сочи (Магеллан, «Как в Москве», Хмели-Сунели, Syndicate)

Пост. Пища попроще, и вина попроще. Религия вина

Можно уверенно сказать: мы живем в светском государстве с церковным укладом жизни. Даже у мирян, которые не посещают церковь и не считают себя верующими уважительное отношение к религиозным праздникам и постам.

С праздниками все понятно – мы даже языческую Масленицу сделали православной традицией и здорово, что так – блины и ожидание весны одинаково близки всем конфессиям. Но вот пришло время поста и тут начинаются вопросы.

​Потому что, когда любой кафе-ресторан-бар в стране во время Великого поста готов удивить тебя постным меню, ты поневоле устремишься к обретению духовности через ограничения, стараясь по мере сил приспосабливать свою жизнь под правила, обозначенные канонами веры.

​Для многих долгий пост – это что-то невозможное. Как нам жить без мяса? Как же нам не пить вина? Тут надо на минуточку заткнуться и попробовать понять – пост не является религиозной диетой или наказанием. Это в первую очередь, время для некой перезагрузки своего сознания, остановки погони за благами и бесконечной едой и питьем. С алкоголем у нас всех вообще поголовно проблемы, по причине его легализованной доступности и по-настоящему «скорой психологической помощи»

​Правила поста, самом деле, не так страшны – они есть и по ним можно есть. И пить. И иногда даже вино. Об этом мало, кто знает, и еще меньше, кто говорит. Потому что спрашивать, как бы неприлично. Что поделать – смирение и самоограничение. Пост не по уставу, а, по совести. Поэтому меняем мясо на грибы и орехи, рыбу можно употреблять по определенным дням, из сладостей доступны все фрукты мира в свежем и сушеном виде, дозволяется есть сыры – пока все перепробуешь, можно и подсесть.

А что с алкоголем? А тут, как говорится, есть варианты. Только зачем они вам?

Если взять самые крупные мировые религии, то прямой запрет (не только на время поста) на употребления алкоголя имеется только в Исламе. Он вполне себе четкий и не поддающийся иносказательным трактовкам. Спиртное и наркотики нельзя. И точка. Во всех остальных концессиях потребление алкоголя не одобряется, но полностью не запрещено. Но вот у Христианства с виноградной лозой и хмелем отношения многовековые как у пчел с медом.

Franziskaner, Grimbergen, La Trappe, Leffe, Benedectine, Perignon – это лишь малая часть алкогольной вселенной, которой мы обязаны христианству и католической церкви в частности. Крестовые походы, охота на ведьм, инквизиция, сжигание еретиков и язычников занятия очень утомительные. Поэтому виноградарство и пивоварение излюбленные занятия средневековых монахов. Богоугодное дело для себя, для братьев, для души, для сердца.

В христианстве с давних времен гармонично сосуществовали религиозные традиции и вино. Христос начинает являть Свои чудеса, превращая воду в вино. Святое Причастие, Вечеря Господня, в различных течениях христианства толкуется как таинство, священнодействие, обряд. Заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении

Употребление спиртного в пост – тема, на которую сломано немало копий. С одной стороны, пост – время, когда нужно отказаться от многих удовольствий, с другой – как же это порой сложно! Сумятицу в умы вносят и многочисленные цитаты из Писания, содержащие похвалу вину. Но сперва выясним, о каком именно вине пишут Отцы Церкви и как они советуют его употреблять.

Ещё в глубокой древности люди подметили, что от сырой воды можно заболеть. Но в старину кипяток был не так уж доступен: слишком дорого растапливать дровяную печь, чтобы приготовить чашку травяного отвара. В южных странах, где из-за жары проблема стояла особенно остро, люди приспособились обеззараживать воду вином.

Сухое вино – напиток крепостью 9–16 градусов. Тех, кто пил неразбавленное вино, считали горькими пьяницами, даже на разводивших напиток в пропорции 1:1 в обществе смотрели косо. Нормальным считалось соотношение количества вина к количеству воды 1:2, а то и 1:4. Получалось питьё крепостью 2–4 градуса. Бедняки вместо вина добавляли в воду фруктовый уксус. Отсутствие у человека средств на покупку вина или уксуса расценивалось как признак крайней нищеты.

Христианство зародилось на Ближнем Востоке, и в Церковном Уставе отражены местные реалии. Типикон, книга, регламентирующая порядок питания во время постов, написан на основе уставов палестинских монастырей (преимущественно обители Саввы Освященного близ Иерусалима), с учётом традиции Св. Горы Афон.

Апостолы и теологи относились к вину как к продукту, поддерживающему силы и укрепляющему здоровье. Апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею, советовал ему: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1-е Тимофею, 5:23)».

В Типиконе вино упоминается наравне с другими продуктами и напитками, к примеру, елеем (растительным маслом), квасом или укропом (травяным отваром). Так, если Благовещение приходится на Страстную Пятницу, то блюда с растительным маслом запрещены, но запивать пищу вином разрешается. В Великую Субботу: «Даёт братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от мёда или от жита».

Более того, 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения…, или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Однако это изречение нужно воспринимать не как позволение пьянства, но как предупреждение тем, кто гнушается вином во время причастия.

Злоупотребление алкоголем в христианстве считается тяжким грехом. Тот же апостол Павел запрещал своей пастве «упиваться вином»: «Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21). К умеренности призывал и Иоанн Златоуст: «Вино дано для того, чтобы быть весёлым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа».

Особенности употребления алкоголя на Руси

Когда христианство пришло в северные страны, оказалось, что местное население не знает вкуса вина, зато варит пиво. Иоанн Златоуст, основывавший обители в северных провинциях Римской империи, писал о необходимости внести изменения в устав в связи с более суровым климатом. Позже, в средние века, монахи Германии во время поста даже заменяли хлеб пивом.

На Руси дозволение пить алкогольные напитки во время поста восприняли слишком прямолинейно, так что церковным властям пришлось вводить дополнительные запреты. Прп. Иосиф Волоцкий, XV–XVI в.: «Подобает прежде всего заботу и попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает». Св. Тихон Задонский, XIX в.: «Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям». Св. Феофан Затворник, XIX в.: «Христианам скорее идет – совсем не пейте, – разве только в крайностях, – в видах врачевания… Винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».

Современные правила употребления алкоголя в пост

Отцы Церкви советуют на время поста полностью отказаться от употребления алкоголя, кроме тех случаев, когда необходим приём лекарственных препаратов на спирту или вине. Однако в Типиконе перечислены дни, когда разрешается употребление вина или пива, другие вида спиртного в пост категорически запрещены.

Мера жидкости, упоминаемая в Типиконе, – красовуля, то есть чаша объёмом 150–200 мл. Дозволяется выпить 1–2 красовули вина (пива). Учитывая, что имеется в виду только разведённое вино, 2 красовули – это даже чуть меньше одного современного бокала.

В таких дозах вино или пиво в пост разрешены по субботам и воскресеньям, а также (даты приводятся по Григорианскому календарю):

  • в Великий пост – на Благовещение (7 апреля);
  • в Петров пост – в Праздник Преображения (19 августа);
  • в Рождественский пост – в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в день памяти св. Николая Чудотворца (19 декабря).

В обычное время постными днями, когда от спиртного необходимо отказаться, считаются среда и пятница (Типикон приравнивает их к Великому посту). Исключения делаются только для тех случаев, когда на эти дни выпадает церковный праздник. Если поститься по средам и пятницам каждую неделю, впоследствии легче будет привыкнуть к строгим ограничениям длительных постов.

Отцы Церкви учили, что у каждого человека – своя мера послушания. Трудно не следовать принятым в обществе традициям и совсем не пить алкоголь в пост на светских праздниках. Но человек для того и наделён разумом и волей, чтобы избегать излишеств.