Синтетические душистые вещества в парфюмерии. Эфирные масла и душистые вещества Душистое вещество синтетического происхождения имеющее запах лимона

Для создания запахов парфюмеры пользуются огромным ассортиментом душистого сырья. Это естественные душистые вещества, получаемые из растений и от животных, а также получаемые искусственным путем - синтетические вещества.

Душистые вещества растительного происхождения . Их получают из свежих и высушенных частей растений путем перегонки водяным паром, экстракцией различными летучими растворителями или прессованием. Перегонке парами воды подвергают растения, содержащие небольшое количество эфирных масел. Например, кориандровое семя содержит до 1% эфирного масла. Из 1 т лепестков розы получают 1-2 кг розового масла.

Перегонка паром происходит при высокой температуре, поэтому запах душистого вещества изменяется, а в некоторых случаях он может стать неузнаваемым и непригодным. Поэтому перегонку заменяют экстракцией летучими растворителями или сжиженными газами. Из вытяжек отгоняют растворитель, а в остатке получают экстрактные масла. Запах таких масел полностью совпадает с запахом исходного сырья (сирени, ландыша, розы, мяты и др.).

Вместе с душистыми веществами в экстрактных маслах содержатся также растительные воски, смолы, перешедшие из сырья. Большинство таких масел – твердые вещества, поэтому их называют конкретами. При растворении конкретов в этиловом спирте воски и часть смол выпадают в осадок и в растворе остается абсолютное чистое масло.

Выжиманию (прессованию) подвергают душистые вещества, содержащие большой процент масел (лимоны, апельсины, мандарины, в свежей коре которых до 3% масел).

Растительное сырье (ваниль, фиалковый корень, гвоздику ч др.) нередко используют для приготовления спиртовых настоев.

Настои - это продукты экстракции этиловым спиртом душистых веществ и других компонентов, растворимых в спирте. Настои растительных продуктов обладают большей полнотой запаха, чем эфирные масла из этих же продуктов.

Душистое сырье животного происхождения. Амбра - воскообразная твердая масса от светло-серого до почти черного цвета. Температура плавления 60°С. Лучшая по качеству - светлая амбра. Запах свежей амбры неприятен. После нескольких промывок амбру выдерживают в герметично закрытых сосудах, где она "созревает", после чего приобретает приятный запах.

Добывают амбру из полости кишечника кашалота (это патологический продукт). Иногда куски амбры плавают на поверхности моря в районе тропиков. В древности амбра использовалась как самостоятельное душистое вещество. В настоящее время ею пользуются только для обогащения парфюмерной композиции в растворе с этиловым спиртом и молочным сахаром.

Амбра придает душистой композиции особую теплоту, яркую освещенность. Кашалотовое "стадо" в мировом океане постоянно уменьшается, да и не все киты амброносцы. В Ленинградской лесотехнической академии им С. М. Кирова была получена искусственная амбра, не уступающая натуральной, которую добывают из хвои сосны, - амбреин.

Мускус - зернистое вещество темно-коричневого цвета с сильным запахом. Это гормоны, продукт мускусной железы кабарги. Самцы кабарги метят им границы своих владений. Запах свежего мускуса неприятен, но слабые растворы его напоминают благоухание цветка, к тому же стойкость запаха поразительна. Французский химик Бертло в докладе на заседании Парижской академии наук утверждал, что для испарения 1 мл мускуса нужно 100 000 лет. В Тавризе (Иран) находится "душистая" мечеть. Стены ее клали на растворе, к которому был добавлен мускус, этот запах ощущается и сейчас, 600 лет спустя.

Мускус обладает способностью облагораживать, окрылять запах композиции, придавать духам утонченность и темпераментность. Влияя на нервную систему человека, мускус и амбра обостряют обоняние.

Известен и растительный мускус, который добывают из корней фекулы (травянистое растение семейства зонтичных, произрастает в Средней Азии).

Цибет - мазеобразное вещество с резким неприятным запахом желтого или бурого цвета. Это гормоны, выделяемые железами диких кошек (кошек Виверра) и ондатры (мускусной крысы).

Бобровая струя - ярко-оранжевая жидкость, которая, окисляясь на воздухе, бледнеет. Вещество источает приятный аромат, напоминающий запах свежей ивовой коры. Запах очень стойкий. Вещество, выделяемое бобрами, собирают и используют для изготовления препаратов для лечения нервных заболеваний, стенокардии, при травмах и нагноении кожи. В парфюмерном производстве бобровую струю используют для изготовления духов.

Ценность душистых веществ животного происхождения заключается еще и в том, что они сохраняют гармонию между запахом духов и кожи, делают запах духов естественным, свойственным человеку, присущим ему.

Душистые вещества синтетического происхождения. Толчком к развитию промышленного синтеза душистых веществ было получение ванилина. Ваниль - растение семейства орхидей, с лимонно-желтыми цветами, не имеющими запаха. Аромат таится в семенах - бобах, напоминающих фасоль. Родина ванили - Мексика. Ванилин - вещество в виде белых игольчатых кристаллов, с запахом ванили, был получен случайно. С 1874 г. ванилин стали выпускать из хвои как заменитель ванили. Запах его в 2-2,5 раза сильнее ванили. Применяется ванилин в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности.

В России одним из первых, кому удалось получить душистые синтетические вещества, был профессор Казанского университета Н.Н. Зинин. Полученный им аминобензол (анилин) помог создать новые синтетические материалы, в том числе душистые вещества.

В современной парфюмерно-косметической промышленности душистая синтетика составляет более 80% общего расхода душистых веществ. Следует учесть, что синтез душистых веществ требует самой тонкой и сложной.химической технологии.

К синтетическим душистым веществам относятся следующие.

Лимонен - имеет запах лимона, содержится в эфирных апельсиновом, лимонном и тминном маслах. Получают лимонен фракционной перегонкой эфирных масел, а также синтетическим путем из терпинеола, нагревая последний с бисульфатом.

Гераниол - имеет запах розы. Содержится в розовом, гераневом маслах и в лимонной полыни. Гераниол получают из эфирных масел путем соединения с хлористым кальцием.

Нерол - создает запах розы, но более нежный, чем гераниол. Содержится в розовом, неролиевом, бергамотном и других маслах. Получают продукт восстановлением цитраля или изомеризацией гераниола.

Терпинеол - имеет запах сирени. Содержится в апельсиновом, неролиевом, гераневом и камфорном маслах. Получают терпинеол обработкой терпинного масла смесью серной и толуол сульфокислоты.

Бензальдегид - издает запах горького миндаля. Содержится в маслах горького миндаля, апельсиновом, акации, гиацинта и др. Получают его окислением толуола.

Ванилин - имеет сильный запах ванили. Содержится в стручках ванили. Наиболее распространены два способа получения - из гваякола и из лигнина.

Ципграль - издает запах лимона. Содержится в эфирном масле лимонной полыни и змееголовика. Получают цитраль химической переработкой кориандрового масла, а также синтетическим путем из изопрена и ацетилена.

Линалоол - имеет запах ландыша. Содержится в эфирных маслах: розовом, апельсиновом и кориандровом. Получают продукт фракционной разгонкой кориандрового масла в вакууме.

Эвгенол - напоминает запах гвоздики. Содержится в гвоздичном масле и масле коллурии. Продукт получают из гвоздичного масла, содержащего до 85% эвгенола, а также синтетическим путем - из гваякола.

Ионон - при разбавлении напоминает запах фиалки. Обнаружен в ряде природных продуктов, но в незначительных количествах. Получают из цитральсодержащих масел или синтетически конденсацией цитраля ацетоном.

Замена натурального сырья синтетическим – дает большой экономический эффект. В настоящее время ученые-химики успешно работают над созданием новых, более эффективных методов синтеза душистых веществ, использование которых позволяет расширить ассортимент парфюмерно-косметической продукции, снизить ее себестоимость и улучшить качество.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

1. Дайте характеристику душистым веществам растительного происхождения.

2. Какие существуют душистые вещества животного происхождения?

3. Охарактеризуйте синтетические душистые вещества, которые используются в парикмахерском деле?

Наверное вы знаете, что в парфюмерии используются душистые вещества не только натурального, но и синтетического происхождения. И все лучшие ароматы, по которым мир сходит с ума, созданы именно с использованием этих веществ. СДВ – так коротко называют синтетику в парфюмерии. Скорее всего, вы также замечали, что духи, созданные только с использованием натуральных ингредиентов, отличаются от промышленных и не всегда в лучшую сторону. «Но, ведь, синтетика вредна для здоровья!» - возразите вы. Последнее время я пыталась разобраться в этом вопросе. Итак, насколько же вредны синтетические и насколько полезны натуральные душистые вещества?

Наверное вы знаете, что в парфюмерии используются душистые вещества не только натурального, но и синтетического происхождения. И все лучшие ароматы, по которым мир сходит с ума, созданы именно с использованием этих веществ. СДВ – так коротко называют синтетику в парфюмерии.

Скорее всего, вы также замечали, что духи, созданные только с использованием натуральных ингредиентов, отличаются от промышленных и не всегда в лучшую сторону.

«Но, ведь, синтетика вредна для здоровья!» - возразите вы. Последнее время я пыталась разобраться в этом вопросе. Итак, насколько же вредны синтетические и насколько полезны натуральные душистые вещества?

Несколько лет назад я впервые приехала в Грасс учиться парфюмерии. Я была адептом здорового образа жизни, «эко-био- натуральной» и в штыки воспринимала саму идею, что на в духи можно добавить какую-то синтетику. Одна из моих преподавателей Марианна Невроски, которая 10 лет проработала в парфюмерном доме Hermes, просто сказала мне, что создание духов только из натуральных ингредиентов – примитивный уровень и, если я хочу стать профессионалом в этой области, я должна изучать также СДВ и экспериментировать с ними. Помню, как тогда мне не понравилась эта мысль…

Но шло время и сотни натуральных ароматов, которые проходили через меня на курсах и в моем личном творчестве, стали казаться мне простенькими и скучными, неинтересными. Да тут еще Карел Хадек подлил масла в огонь, как-то сказав: «Оливковое масло в роще с деревьев не капает. Все масла, жирные и эфирные – продукты химических технологий!». И с этими словами великого ароматерапевта и химика спорить было невозможно.

Тогда я решила серьезно и непредвзято разобраться в этом вопросе. Вот, что из этого вышло:

Натуральные душистые вещества оказывают очень сильное воздействие на нервную систему человека и, как следствие, на весь организм. Если они подобраны правильно – способны творить чудеса и излечивать тяжелые болезни, если подобраны неверно – могут нанести непоправимый вред. Синтетические душистые вещества на здоровье влияют слабо. Здесь главное слушать себя: нравится аромат – значит на пользу, не нравится – не использовать.

Аллергические реакции. Да, синтетические душистые вещества чаще способны вызывать аллергию. Но и натуральные душистые вещества способны дать аллергическую реакцию или приступ бронхиальной астмы, еще как! Никогда заранее не скажешь, на что именно она возникнет. Другое дело, что натуральные душистые вещества способны постепенно снижать общую аллергическую сенсибилизацию организма, СДВ – нет.

Токсичность. Есть миф, что СДВ токсичны, а натуральные масла нет. Что тут можно сказать? И то и другое – углеводороды. Химическое строение сходно. Все это вещества умеренной токсичности и нужно избегать передозировок и того и другого. Особенно это относится к внутреннему употреблению эфирных масел, к этой идее нужно осторожно относиться. Слава Богу, СДВ внутрь никто не призывает употреблять. При наружном применении и тех и других кожа выполняет свои барьерные функции. Духи наносятся в небольших концентрациях, не способны дать токсический эффект.

Психика. Эта область связана с нервной системой. Аромат оказывает позитивное воздействие на психоэмоциональное состояние, если он нравится. Люди в невротическом или пограничном состоянии, а также люди с психическими расстройствами, органическими поражениями головного мозга – крайне чувствительны. У них может развиться гиперосмия. Они могут отвергать запахи вообще или использовать только «безопасные», знакомые с детства ароматы: апельсин, мандарин, грейпфрут, ель, ваниль, лаванда, розмарин и иногда жасмин. Как правило это моно-ароматы.

Энергетика. Эта тема в стадии исследований. Пока могу сказать, что большинство натуральных душистых веществ оказывают позитивное влияние на энергетику человека, при условии, что их запах ему нравится. Синтетические душистые вещества практически не оказывают влияние.

В различных других эзотерических и духовных вопросах – тема не исследована.

Отсюда я можно сделать выводы: если мы хотим сделать духи лечебного назначения для гармонизации психоэмоционального состояния, энергетики или иного сильного целительного воздействия на организм человека, лучше использовать только натуральные ингредиенты и ничего лишнего.

Если речь идет об искусстве парфюмерии и мы хотим сделать светские духи, которые способны конкурировать, как парфюмерный продукт – можно использовать как натуральные, так и синтетические душистые вещества, согласно предпочтениям конкретного мастера.

Желаю вам всегда оставаться красивыми, здоровыми и счастливыми!

Анна Семенова.

Прочитано 1162 раз Последнее изменение Воскресенье, 08 апреля 2018 19:47

Введение

Слово «косметика» происходит от греческого слова kosmetike, что означает «искусство украшать себя», а «парфюмерия»- от французского parfum, те приятный запах, духи.

Письменные источники, раскопки древних поселений свидетельствуют о том, что на ранней стадии развития общества к раскрашиванию тела были не равнодушны и женщины и мужчины. У мужчин это особенно проявлялось в склонности к татуировке, а женщины подкрашивали веки, брови, губы, щеки.

В настоящее время термины косметика и парфюмерия употребляется, прежде всего, в связи с уходом за кожей лица и тела, поэтому потребителю очень важно знать из чего именно производятся консерванты для косметической продукции.

Актуальность данной темы очевидна, потому что каждодневно мы сталкиваемся с продукцией парфюмерно-косметической промышленности, поэтому потребителю важно знать состав продукции, которую он использует; методы её получения, а также, возможно, его заинтересует технологии производства.

душистый косметика помада

Душистые вещества

Душистые вещества составляют основную группу сырья, применяемую в парфюмерии. К ним относятся вещества, обладающие специфическим запахом, способные передавать его другим веществам, будучи внесенными в них даже в очень небольшом количестве. Душистые вещества подразделяются на две группы:

  • - натуральные (природные) душистые продукты, основным источником получения которых является большая группа эфирно-масличных или ароматических растений;
  • -синтетические душистые вещества для отдушивания парфюмерно-косметических изделий, продуктов питания, препаратов бытового назначения и других целей.
  • 1.1 Натуральные душистые вещества

К натуральным душистым продуктам относятся эфирные масла, полученные различными способами, растительное сырье, сырье животного происхождения, смолы и бальзамы, цветочные помады.

Эфирные масла представляют собой ароматные жидкости, внешне похожие на растительные жирные масла, но по своей химической природе не имеющие с ними ничего общего. Эфирные масла представляют собой смесь веществ, принадлежащих к различным классам органической соединений (углеводороды, спирты, альдегиды, кетоны, эфиры, фенолы и др.).

Аромат эфирных масел в основном обусловлен кислородсодержащими соединениями (спирты, альдегиды, кетоны, сложные эфиры и др.). Каждое эфирное масло состоит из большого числа компонентов, среди которых один или несколько содержатся в большом количестве, считаются главными, обуславливают направление запаха и ценность эфирного масла. Эфирные масла летучи. Наличие в воздухе паров душистой части эфирного масла является причиной возникновения у человека ощущения запаха. Эфирные масла содержатся в растениях, относящихся к эфирномасленичным, или эфироносам. Количество эфироносов в природе велико, но промышленное значение во всем мире имеют всего около 200 видов.

В нашей стране к основным эфиромасленичным культурам относятся кориандр, мята, герань, шалфей, розовая и эфиромасленичная роза, лаванда, базилик эвгенольный, шалфей мускатный и др.

Эфирные масла получают из различных частей эфиромасленичных растений: трава, листья, цветы, корни, плоды, семена, древесина. Количество эфирного масла в растениях, как правило, весьма ограниченно (от 0,05% до 1,3%), но в некоторых из них оно достигает нескольких процентов (тмин).

Плотность большинства эфирных масел меньше единицы, но среди них встречаются масла тяжелее воды (масла эвгенольного базилика, ветиверовое, гвоздичное, горчичное, горько-миндальное и некоторые другие).

В воде эфирные масла практически не растворимы, чем и пользуются в технике для выделения их, перегоняя с водяным паром. В органических же растворителях эфирные масла, наоборот, растворяются хорошо. Так же хорошо они растворяются в жирах, как животных, так и растительных. Эфирные масла смешиваются между собой во всех соотношениях.

Свойства эфирных масел (летучесть, нерастворимость в воде, точнее, малая растворимость, и хорошая растворимость в органических растворителях и в жирах) стали основной методов получения эфирных масел из растительных объектов и дальней их очистки.

В большинстве случаев масло добывают из свежесобранных частей растений, но иногда сырье предварительно высушивают или подвяливают.

В зависимости от характера растительного сырья и свойств эфирных масел для извлечения применяют тот или иной способ, позволяющий получить наибольшие выходы и наилучшее качество продукции.

Известно сравнительно много методов получения эфирных масел, однако распространение получили следующие пять методов.

Механический метод извлечения эфирных масел применяется для переработки плодов цитрусовых культур (апельсинов, лимонов, мандарина, бергамота), в которых эфирное масло сосредоточено в их кожуре. Метод осуществляется двумя способами: прессованием целых плодов или кожуры, отделенной от мякоти, с последующим отделением эфирного масла от сока на суперцентрнфуге или сепараторе, или натиранием плодов и их соскабливанием. Эфирное масло, полученное этими методами, обладает натуральным ароматом.

Метод перегонки эфирных масел с водяным паром является одним из самых распространенных. Он основан на летучести эфирных масел с парами воды.

Сущность метода заключается в том, что при обработке эфирномасличного сырья паром эфирного эфирное масло переходит в паровую фазу и в смеси с парами воды конденсируется, а затем отделяется от воды. Физико-химическая суть метода основана на особенностях перегонки гетерогенных бинарных смесей, не взаимодействующих друг с другом (в данном случае масло и вода), общее давление паров является суммой парциальных давлений компонентов данной бинарной смеси, и перегонка всегда протекает при температуре ниже 100 градусов Цельсия.

К недостаткам метода следует отнести некоторое ухудшение качества эфирных масел в результате происходящих в нем химических изменений, потери части растворимых в дистилляте душистых веществ, а также неполноты извлечения ценных душистых веществ, не летучих с водяным паром.

Метод извлечения эфирных масел с помощью жиров и других нелетучих растворителей называют мацерацией (настаивание). Он применяется главным образом при переработке цветочного сырья (фиалка, роза, жасмин, акация, ландыш, азалия и др.).

Метод получения эфирных масел летучими растворителями называется экстракцией. Он является наиболее перспективным.

После отгонки растворителя из экстрактового масла из остатка, называемого конкретом, получают смесь душистых веществ, восков, смол и жиров. Из конкрета обработкой его спиртом и дальнейшей отгонкой последнего получают абсолютное масло.

Преимущество способа экстракции летучими растворителями по сравнению с другими способами является то, что экстракция масел производится при невысокой температуре, при этом растворитель извлекает все растворимые душистые вещества растения с примесью восков, смол и т.д. Поэтому эти продукты получаются при всем их комплексе и наиболее близки по запаху к исходным растительным веществам. Масла, полученные методом экстракации (особенно абсолютные), имеют ряд преимуществ по сравнению с маслами, полученными другими способами (большая полнота, цельность и тонкость запаха).

Метод анфлеража и динамической сорбции извлечения эфирных масел основан на способности эфирных масел, выделяемых растениями, переходить в газовую фазу, а затем абсорбироваться жирами или твердыми сорбентами (силикагелем или активированным углем). Таким методом обычно перерабатывают жасмин, ландыш, туберозу.

Душистые вещества, извлеченные методом анфлеража, иногда называют цветочными помадами.

Сущность метода динамической сорбции заключается в извлечении эфирных масел в результате продувки сырья подогретым воздухом с последующим их улавливанием сорбентами и экстракцией сорбентов серным эфиром.

Качество эфирных масел зависит не только от способа производства, но и условий их хранения и транспортировки.

Свет, воздух и влага отрицательно действуют на качество эфирных масел: они быстро окисляются, осмоляются, что сопровождается изменением запаха. Эфирные масла горючи. Температура вспышки наиболее распространенных эфирных масел находится в пределах 53-92 С.

Растительное сырье

Растительное сырье применяется в парфюмерно-косметическом производстве в виде спиртовых настоев или растворов, полученных из душистых частей растений: листьев (пачуля), семян и плодов (гвоздика, корица, ваниль, кориандровое семя, бобы тонка), корней (ирис), а также некоторых лишайников и растений (дубовый мох, ладанник).

Кроме указанных видов растительного сырья, применяются также душистые вещества, называемые смолами и бальзамами, являющиеся фиксаторами растительного происхождения. К ним относятся бензойная смола, стиракс, толуанский бальзам. Так же, как и фиксаторы животного происхождения, фиксаторы растительного происхождения способствуют закреплению запаха душистых веществ на возможно более продолжительное время, отчего изделия приобретает известную стойкость.

Животное сырье

К сырью животного происхождения относятся мускус, амбра, цибет, бобровая струя (кастореум). Мускус и бобровая струя являются гормонами животных (мускусного оленя - кабарги и бобра), амбра - патологический продукт, находящий в кишечнике кашалота, а также цибет и ондатра являются продуктами внутренней секреции цибетовой кошки и мускусной крысы.

Все эти продукты применяются в парфюмерно-косметическом производстве в виде настоев. Их вводят в рецептуры парфюмерных изделий в определенных соотношениях наряду с парфюмерной композицией и спиртом.

1.2 Синтетические душистые вещества

Отечественной промышленностью производится более 200 различных синтетических продуктов для парфюмерии и косметики. Сырьем для получения душистых веществ являются эфирные масла и химические продукты.

Синтез душистых веществ в результате бурного развития химии, особенно органической химии, получил широкое применение, и в настоящее время в стране из 7,5 тыс. т душистых веществ около 6,6 тыс. т приходится на душистые вещества, получаемые синтетическим путем из химического сырья.

Производство синтетических душистых веществ является частью технологии органического синтеза.

К синтетическим душистым веществам относится большая группа органических соединений, представляющих собой определенные индивидуальные химические соединения. Индивидуальные душистые вещества выделяют химическими или физико-химическими методами из различных продуктов растительного или животного происхождения или синтезируют из разнообразного сырья. Индивидуальные душистые вещества, полученные путем синтеза, называют обычно синтетическими душистыми веществами (СДВ), производство которых относится к сложных химическим процессам с применением специальных аппаратурных оформлений.

Основные характеристики наиболее применяемых в производствах парфюмерии и косметики синтетических душистых веществ приведены в ниже в таблице.

Основные химические процессы получения душистых веществ.

I. Процессы окисления

  • -окисление химическими реактивами (получение обепина и вератона)
  • -каталитическое окисление (каталитическое дегидрирование в-фениэтилового спирта).

II. Процессы восстановления

  • -получение коричного спирта
  • -каталитическое восстановление (получение цитронелиола и меднохромового катализатора)

III. Процесс этерификации

Получение этилоцетата и изомилацетата

IV. Процесс переэтефикации и применение катализаторов

Получение бензинсалицилата

V. Процесс гидролиза

  • -получение бенулиового спирта
  • -гидролиз сложных эфиров

VI. Процессы конденсации

  • -получение псевдоионона
  • -получение псевдометилионона и изопсевдометилионона
  • -получение коричного альдегида
  • -реакции хлорметилирование
  • -конденсация с выделением хлористого водорода (или органической кислоты)

VII. Процесс изомеризации

Получение изоэвгенона

VIII. Процесс циклизации

  • -получение кумарина
  • -процессы циклизации в производстве иононов

IX. Процесс алкилирования

Алкилированияе метаксилона

X. Процесс гидрогалоидирования

  • -гидробромирование ундециленовой кислоты
  • -гидрохлорирование изопрена

Характеристика некоторых душистых веществ

Класс химических соединений

Душистые вещества

Формула и молекулятная масса

Основной метод получения

Углеводороды

Дифенил-метан

Апельсина с примесью герани

Синтетически из бензола и хлористого бензила

Фракционной перегонкой эфирных масел,а также синтетически из

б-терпинеола нагреванием с бисульфитом натрия

Парацимол

Синтетически дегидратацией различных терпенов

Гераниол

Выделяют из природных эфирных масел, содержащих гераниол, через его двойное соединение с хлористым кальцием

Цитронеллол

Каталитическим восстановлением цитраля или из цитронеллового масла

Линалоол

Фракционированной разгонкой кориандрового масла в вакууме

Бензиловый спирт

Слабый ароматический

Омылением хлористого бензила раствором кальцинированной соды

с последующей очисткой

этиловый

В разбавленном состоянии запах розы

Взаимодействием бензола с окисью этилена в присутствии катализатора хлористого алюминия

Простые эфиры

Дефинилоксид

Апельсин с примесью запаха

Синтезом из хлорбензола и фенолята калия.

Душистые вещества являются добавками к косметическим средствам, в следующем пункте будет рассказано о других добавках

Синтетические парфюмерные компоненты дешевле натуральных, но не хуже качеством. Синтетика в данном случае - более чистый и практичный продукт, не зависящий от капризов природы и типа почвы. Когда в начале XIX века химикам удалось получить аромат розы не из розового эфирного масла, а из цитронеллового, стало ясно, что отныне парфюмерия будет развиваться только в содружестве с химией.

Триумфальное шествие синтетических компонентов продолжается два столетия. Стало возможным более дешевое и простое получение ценных ароматов фиалки, ванили и других традиционных составляющих парфюмов. Удалось воссоздание для парфюмерии неуловимых прежде запахов сирени и ландыша.

С помощью синтетических компонентов можно создать не только конкретный растительный или животный запах, но и сложный аромат леса, степи, джунглей, морского берега или утреннего воздуха над полем с пшеницей. Сейчас практически нет неосуществимых парфюмерных фантазий. Альдегиды дали парфюмерам мощное средство самовыражения.

К синтетическим душистым веществам относятся следующие.

Лимонен - имеет запах лимона, содержится в эфирных апельсиновом, лимонном и тминном маслах. Получают лимонен фракционной перегонкой эфирных масел, а также синтетическим путем из терпинеола, нагревая последний с бисульфатом.

Цитраль - издает запах лимона. Содержится в эфирном масле лимонной полыни и змееголовика. Получают цитраль химической переработкой кориандрового масла, а также синтетическим путем из изопрена и ацетилена.

Гераниол - имеет запах розы. Содержится в розовом, гераневом маслах и лимонной полыни. Гераниол получают из эфирных масел путем соединения с хлористым кальцием.

Нерол - создает запах розы, но более нежный, чем гераниол. Содержится в розовом, неролиевом, бергамотном и других маслах. Получают продукт восстановлением цитраля или изомеризацией гераниола.

Бензальдегид - издает запах горького миндаля. Содержится в маслах горького миндаля, апельсиновом, акации, гиацинта и др. Получают его окислением толуола.

Консерванты

Расширение ассортимента косметической продукции требует уделения должного внимания созданию эффективных консервантов.

Многие косметические изделия являются благоприятной средой для развития микроорганизмов. Порошки (тальк, крахмал и др.) подвержены заражению спорами. Большинство восков и эмульгаторов, растительных и животных экстрактов протеинов, входящих в состав косметических изделий, могут быть для микроорганизмов источником углерода и азота, а также материалом для энергетических процессов. Минеральные соли, вводимые в косметические средства, также способствуют развитию микроорганизмов. Биологически активные вещества, применяемые в косметике, являются стимуляторами роста бактерий и грибков.



Кроме того, при контакте сырья с кислородом воздуха, особенно при повышенной температуре хранения происходит окисление продуктов. При этом свойства вещества изменяются и сырье становится непригодным для производства косметических изделий.

Косметические изделия без использования специальных добавок теряют годность практически в течение нескольких недель или даже дней. Для увеличения срока их годности применяют консерванты. Введение консерванта не исключает необходимости соблюдения синитарно-гигиенических правил на косметических предприятиях, так как это средство не дает должного эффекта при массовом микробном загрязнении.

Банки и флаконы, предназначенные для упаковки косметических изделий, должны быть хорошо промыты раствором антисептика (бензиловый спирт, резорцин, фурацилин и др.) и закрыты от пыли, являющейся источником спор.

Консервация изделия должна обеспечивать сохранность косметического препарата и безопасность его употребления в течение гарантийного срока. Ввиду этого к консервантам предъявляется ряд требований:

Широкий спектр антимикробного действия, охватывающий все виды микрофлоры, которые встречаются в косметических препаратах;

Проявление активности в низких концентрациях и сохранение ее в наиболее широком диапазоне рН;

Хорошая растворимость в воде и плохая в маслах;

Способность не инактивироваться другими ингредиентами и материалом упаковки, не разлагаться и не улетучиваться в течение гарантийного срока хранения изделий;

Безопасность для здоровья человека, т.е. отсутствие острот и хронической токсичности, способности вызывать аллергические реакции и другие неблагоприятные эффекты;



Сохранение цвета, запаха, а иногда и вкуса изделий при введении консервантов;

Доступность получения и невысокая стоимость.

Универсального консерванта, который удовлетворял бы всем этим требованиям и мог быть использован в любых косметических изделиях, пока не найдено. В настоящее время все более широко применяются не отдельные консерванты, а их смеси, действующие в различной комбинации друг с другом, обладающие синергическим эффектом и имеющие широкий спектр действия.

К консервантам относятся формальдегид, сорбиновая кислота, этиловый спирт, цитраль, бензилацетат, бензойная кислота, эфирные масла и др.

Бензойная кислота - распространенный консервант, применяемый в виде натриевой соли, хорошо растворим в воде.

Формальдегид - хорошо известный антимикробный агент. Водный раствор формальдегида используют для консервации косметических продуктов в концентрациях от 0,05 до 0,2%.

Сорбиновая кислота - вещество, плохо растворимое в воде, но хорошо - в органических растворителях. Используется также калиевая соль сорбиновой кислоты, которая представляет собой небольшие, почти белые хлопья, хорошо растворимые в воде, и поэтому часто применяется вместо сорбиновой кислоты. Изопропиленовый спирт сорбиновой кислоты также относится к разряду консервантов.

Ванилиновая кислота - используется этиловый эфир ванилиновой кислоты в качестве консерванта в пищевой промышленности и косметике.

Гермаль - гигроскопический белый порошок без вкуса и запаха, хорошо растворимый в воде, но нерастворимый в маслах. Сочетается со всеми видами косметического сырья, причем белковые продукты и ПАВ усиливают его антимикробную активность. Устойчив при хранении, имеет широкий рабочий диапазон рН. Используется для консервации изделий детской косметики, белковых препаратов (средства для волос), средств ухода за кожей, входит в состав аэрозольных препаратов.

Довицил-200, как и гермаль, относится к группе доноров формальдегида. Это гигроскопичное белое кристаллическое вещество со слабым запахом, хорошо растворимое в воде и почти нерастворимое в маслах. Довицил и его комплексы с другими консервантами вводят в кремы для лица и рук, средства для бритья, шампуни, белковые препараты для ванн и особенно часто в различные белковые препараты для волос.

Красящие вещества

Парфюмерно-косметические изделия содержат различные красители. Их вводят в средства декоративной косметики, кремы, мыла, шампуни, лосьоны и другие товары для придания им косметического вида.

К красителям, используемым в парфюмерно-косметической промышленности, предъявляются определенные требования:

Тонкость помола (дисперсность) - при высокой дисперсности улучшается цвет парфюмерного средства, увеличивается интенсивность его воздействия;

Укрываемость - способность красителя, смешанного со связующим материалом, покрывать поверхность таким образом, чтобы она не просвечивала через нанесенный слой краски;

Красящая способность - при смешивании с пигментами другого цвета краситель должен придавать смеси свою окраску;

Светостойкость - способность сохранять цвет под действием света;

Малоемкость – малоемкие красители наиболее экономичны;

Химическая устойчивость - способность сохранять свои колористические свойства под действием кислот, щелочей и т.п.;

Отсутствие токсического воздействия на кожу.

Красители подразделяются на неорганические и органические.

Неорганические (минеральные) красители представляют собой оксиды и соли различных металлов. По происхождению они могут быть естественными и искусственными. Естественные красители добывают из земли. Они обладают высокой химической устойчивостью, но недостаточной яркостью, насыщенностью цвета. К ним относятся:

Охра - природный пигмент. По цвету различают охру светло-, средне- и золотисто-желтую. Охра устойчива к свету, атмосферным воздействиям, щелочам и слабым кислотам. Охра входит в состав средств декоративной косметики.

Сиена - разновидность охры. Бывает необожженная, желто-оливкового цвета и обожженная, коричнево-оранжевого цвета. Входит в состав гримировальных красок, туши для ресниц, теней для век.

Мумия - природный красный пигмент, получаемый обжигом железосодержащих руд. Устойчива к действию света, щелочей, кислот. Применяется в производстве декоративной косметики.

Умбра - природный пигмент коричневого цвета. Образуется при выветривании железных руд, содержащих марганец. По химическому составу близка к охре. Устойчива к свету, щелочам. При нагревании приобретает блеск и темный оттенок. Применяется в производстве декоративной косметики.

Искусственные минеральные пигменты представляют собой полученные химическим путем оксиды и соли металлов. Они светостойки, обладают хорошей кроющей способностью.

Ультрамарин - пигмент, получаемый сплавлением каолина, соды и серы. В зависимости от соотношения исходных веществ и условий реакции имеет различные цвета (от зеленого до фиолетового). Наиболее широко применяется синий ультрамарин. Устойчив к действию цвета, щелочей, но разлагается кислотами. Используется в производстве туши, теней, гримировальных красок.

Оксид хрома - пигмент темно-зеленого цвета. Его получают прокаливанием хромпика в присутствии серы и других восстановителей. Светостоек. Применяется в производстве туши для ресниц, теней для век.

Оксид цинка и диоксид титана используются в качестве белых красителей.

К органическим красителям относится сажа - наиболее распространенный черный краситель. Образуется при неполном сгорании древесины, нефти, каменного угля и природных смол (газовая сажа). В производстве декоративной косметики применяют газовую сажу для изготовления туши для ресниц, теней.

Искусственные смеси органических красителей с минеральными веществами:

Карминовый лак - густо-красный порошок, нерастворимый в воде. Представляет собой соединение глинозема с карминовой кислотой. Дает красную взвесь. Применяется в производстве губной помады.

Краплак - пигмент ярко-красного цвета с синеватым оттенком. Получают действием солей алюминия и кальция на ализарин в присутствии ализаринового масла. Применяется в производстве губной помады, румян, лаков и эмалей для ногтей.

Эозин - красный кристаллический порошок, растворимый в спирте, но нерастворимый в воде. Получают действием брома на флуоресцеин в присутствии хлорита натрия. Дает ярко-розовые растворы. Применяется ограниченно (до 30%) в производстве трудносмываемой губной помады.

Следует иметь в виду, что при пользовании такой помадой возможно воспаление красной каймы губ.

Родамины (родамин 6Ж) - фиолетовые кристаллы, растворимые в воде и спирте. Дают лиловые растворы. Родамин С - красно-фиолетовые кристаллы, растворимые в воде и спирте. Родамины применяются как самостоятельные красители и в смеси с эозином. До 30% их вводят в губные помады, румяна, в гримировальные краски.

Дезинфицирующие

и кровоостанавливающие средства

Дезинфицирующие средства

Парикмахер при обслуживании посетителей должен соблюдать установленные санитарно-гигиенические правила. На поверхности инструментов, используемых для стрижки, бритья, причесывания волос могут находиться всевозможные микроорганизмы, в том числе и болезнетворные. Чтобы предотвратить передачу инфекции, необходимо все инструменты дезинфицировать.

Дезинфекция - это уничтожение микроорганизмов различными способами. Химические вещества, убивающие микроорганизмы, называют бактерицидными. Они должны отвечать следующим требованиям:

Хорошо растворяться в воде;

Действовать в малых концентрациях и в короткие сроки убивать мик

роорганизмы;

Быть достаточно стойкими при хранении;

Быть дешевыми, а также удобными при хранении и транспортировке.

К средствам, которые применяются для дезинфекции инструментов, относятся хлорамин, формалин, этиловый спирт, карболовая кислота и т.д.

Выбор дезинфицирующих средств, их концентрация, количество и продолжительность срока дезинфекции зависят от материала, из которого изготовлен инструмент.

Дезинфицирующие средства подразделяются на два вида:

Физические (механическая очистка и мытье с моющим средством).

К физической очистке относятся:

1) прокаливание режущих частей инструментов;

2) проглаживание (белье);

3) стерилизация (кипячение);

4) сухая стерилизация (с помощью ультрафиолетовых лучей);

Химические - к ним относятся: этиловый спирт 70 %; перекись водорода 3 %; хлорамин 1-3 %; аламинол 1 %; септодор 1% и т.д.

Хлорамин - представляет собой кристаллический порошок белого цвета, иногда с желтоватым оттенком, со слабым запахом хлора. Может храниться в течение нескольких лет. Обладает высокой антимикробной активностью, хорошо растворяется в воде. В парикмахерских для дезинфекции инструментов для расчесывания волос используется 0,3 %-ный водный раствор (3г хлорамина на 1 л воды температурой не выше 60 °С). Раствор хлорамина должен находиться на туалетном столе парикмахера в специальном сосуде с закрытой крышкой. Инструменты погружают в раствор на 15-20 мин. Парикмахерское белье дезинфицируют в 0,5%-ном растворе, который следует менять каждые 5 дней.

Этиловый спирт - это бесцветная прозрачная жидкость с резким запахом, соединяется с водой в любых соотношениях, горит. Используется, как дезинфицирующее средство. Выпускается 88%-ный сырец, 95,5%-ный ректификат и 96,5%-ный спирт высшей очистки.

Спирт-денатурат - этиловый спирт-сырец, содержащий краситель, окрашивающий спирт в сине-фиолетовый цвет. Поступает в парикмахерскую 82%-ной крепости. Металлические инструменты дезинфицируют спиртом определенной чистоты и крепости (не менее 70%); для этого следует ежедневно профильтровывать его через слой ваты или марли, а банку промывать горячей водой. Спирт полностью заменяют через 150 процедур. При дезинфекции режущую поверхность инструментов нужно полностью погрузить в спирт на 15 минут.

Формалин - водный раствор формальдегида (бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворяющийся в воде). Формалин - бесцветная жидкость, мутнеющая при длительном хранении, так как при этом выпадает белый осадок со специфическим запахом. Используется в виде 4%-ного водного раствора (100мл формалина на 1 л воды) для дезинфекции новых кистей для бритья, не бывших в употреблении.

Для уборки рабочего зала и других помещений парикмахерской используется 0,3-0,5%-ный водный раствор хлорной извести или 0,5%-ный раствор хлорамина.

При уборке помещений парикмахерской можно использовать дезинфицирующие средства, применяемые в быту.

Полидез. Его готовят: 8-10 г полидеза на 1 л воды, получают 1%-ный раствор полидеза. Ежедневно необходимо менять этикетку на полидезе. На этикетке должна быть указана дата и надпись «Полидез 1%».

Аламинол 1%. Применяется для дезинфекции вещей, мебели.

Виркон – сбалансированная стабильная смесь перекисных соединений, ПАФ, органических кислот и неорганической буферной системы. Главной составляющей частью является калиевый пероксисульфат, оказывающий сильный окисляющий эффект. Применяют для одновременной очистки и дезинфекции стен, полов, оборудования, инструментов, стеклянных предметов и т.д. Виркон обладает бактерицидным действием (однопроцентный раствор, экспозиция 10 минут); туберколоцидным действием (3% раствор, экспозиция 5 минут); вирулецидным действием (в том числе против гепатита «В» - 10% раствор, экспозиция 10 минут); фунгицидным действием (1% раствор, экспозиция 10 минут).

Для приготовления раствора требуемой концентрации порошок необходимо добавить в теплую воду.

Кровоостанавливающие средства

Кровотечение можно остановить с помощью специальных средств.

1. Перекись водорода 3-6%-ной концентрации, однако она останавливает кровь очень медленно.

2. Алюминиевые квасцы выпускаются в виде карандаша, но в этом виде пользоваться квасцами нельзя, так как таким путем могут передаваться различные заболевания. Лучше приготовить раствор квасцов в перекиси водорода. Для этого кровоостанавливающий карандаш дробят в порошок и небольшими порциями засыпают в 3-6%-ный раствор перекиси. Квасцы добавляют до тех пор, пока на дне флакона не останется некоторое количество крупинок квасцов - приготовленный раствор станет насыщенным. Раствор следует хранить в темном флаконе с плотно закрытой пробкой.

3. Фибрин - безжировые пленки. Выпускается в форме пленок в стеклянных пробирках.

4. Йод, если маленькая рана, то на нее, если большая, то вокруг раны.

Йод, раствор люголя, ёдинол, ёдинат обладают бактерицидным, противовирусным действием.

5. Водородабероксид - бесцветная жидкость, без запаха. Для очищения ран.

Парфюмерные средства

История парфюмерии неразрывно связана с историей человечества. Еще в древние времена люди поняли, что, сжигая дерево и смолы, можно улучшить вкус пищи. Далее пришло время Египтян, прославлявших своих богов окуриванием и изготавливавших благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождались различные обряды и дополнялись женские туалеты

Греки же привезли из своих экспедиций новые ароматы, а в античном Риме запахам придавалась целебная сила. Нашествия варваров приостановили употребление ароматов на Западе. И тогда народы ислама стали развивать искусство парфюмерии. Арабы и персы превратились в несравненных знатоков пряностей, изобретя перегонный куб и улучшив дистилляцию.

Нужно было дождаться XII века, чтобы христианский мир вновь смог открыть наслаждение от запахов при их использовании, в целях ли гигиены или же просто ради удовольствия, или для борьбы с чумой или миазмами. XVI век соединил профессию перчаточника с профессией парфюмера, т.к. в моду вошли парфюмированные перчатки. Если средневековое общество практиковало ванны и омовения, то в эпоху Возрождения и далее, в XVI и ХVII веках, отказались от их использования. Как реванш, потребление ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов.

XVII век предлагает на выбор цибет и мускус, которым в эпоху просвещения предпочли нежные, цветочные и фруктовые запахи. ХVII век известен как век обольщения, богатый новыми запахами (отдушивали даже пепел в среду первой недели Великого поста), а также флаконами. В XIX веке прогресс в области химии позволил искусственным путем воспроизвести запахи, существующие в природе, но также и создать новые. Это было началом парфюмерной промышленности, и Грасс утвердил свое мастерство в области переработки цветочного сырья.

Наш век, нескупой ни на люкс ни на прогресс, не прекратил подтверждать место парфюмерии в привилегированном мире искусства, но также и в безжалостном мире коммерческой конкуренции.

3.1. Классификация запахов

В каждой крупной сырьевой компании (а именно они начали наводить порядок в мире ароматов) есть своя таблица запахов. Принято считать, что цветочную, шипровую, древесную группы выделяют практически все. Целесообразно обозначить цитрусовую, папоротниковую и кожаную семьи. (Они продолжают делиться все более дробно или, наоборот, сливаться, но мы остановимся на самой общей схеме.) Вооружившись такой системой, как своеобразным компасом, можно заранее определить, что стоит продегустировать в первую очередь, а что можно оставить на потом.

Цветочная семья

Можно сказать без преувеличения - цветочная семья самая многочисленная. Ароматы таких цветов, как роза, фиалка, жасмин, ландыш и другие настолько притягательны сами по себе, что некоторые современные парфюмеры, как и их коллеги пару сотен лет назад, делают духи только с доминирующим запахом одного цветка, на основе натурального или синтетического сырья. Существуют и более сложные цветочные запахи, состоящие из целого букета. В таких парфюмах сначала чувствуется аромат одного цветка, затем постепенно начинает звучать другой, третий и так далее.

В это семейство входят цветочные альдегидные запахи, которые, как понятно из названия, получаются из синтетического сырья. Эталон этой подгруппы, конечно же, Сhаnеl №5. Есть еще цветочно-древесно-фруктовые, состоящие из букета свежих цветочных ароматов и сладких фруктовых, как будто припудренных сдержанностью древесного духа.

Цитрусовая семья

При создании парфюмерных продуктов этой группы используются цитрусовые эфирные масла бергамота, лимона, мандарина, апельсина. Духи и туалетные воды с ароматом этой семьи - абсолютно беспроигрышный вариант при покупке. Если цветочный запах может вызвать симпатию одних и отвращение других, то цитрусовое благоухание у подавляющего большинства людей ассоциируется со свежестью в чистом виде. В цитрусово-цветочно-шипровой подгруппе терпкая свежесть сменяется нежной цветочной сладостью.

Шипровая семья

Ее рождение связано с созданием парфюма знаменитым парфюмером и бизнесменом. Характерный тяжелый запах дубового мха парфюмеру удалось сделать воздушнее, благодаря аромату жасмина. Получилась сложная композиция с ясной первоначальной зеленой нотой, сменяющейся плавным переходом от одного тонкого оттенка к другому. Относящаяся к этой группе продукция интересна тем, что ароматы не слишком узнаваемы, тем более в сочетании с другими. Без сомнения, запах эфирного масла пачули - субтропического полукустарника - не так знаком, как роза или фиалка. Дубовый мох, пахнущий и древесной корой, и солнечной землей, и приятной влажностью леса. Именно эти ароматы вместе с благоуханием ладанной камеди и бергамота составляют в том или ином сочетании странный и притягательный шипровый ансамбль

Древесная семья

Объединенные в ней ароматы - родоначальники парфюмерии. Сначала был костер, в котором горело дерево. И если кора его была душистой, то легкая удушливая волна дыма и благоухание пахучей древесины гармонично сливались воедино. Человечество не забыло свои первые парфюмерные опыты. Они стали классикой, которая сейчас уже не кажется отягощенной тяжестью веков, потому что используется в новом прочтении. Легкий аромат кедра, к примеру, отделяющийся, как при порыве ветра, от дымного потока, насыщенного запахом сандалового дерева с острыми цитрусовыми нотами, - это свидетельство принадлежности духов к древесной семье.

Иногда подобный парфюм может поразить неожиданной и приятной горечью полыни, шалфея, тимьяна, что присуще подгруппе древесно-душистых запахов. Для любителей пропасть в теплом пудровом облаке - как будто специально созданы духи древесно-амбровые. А тем, кому по душе острые ощущения, нужно искать свой аромат среди древесно-пряной продукции. Острый эмоциональный оттенок придает ей мускатный орех, корица, перец, гвоздика.

Водные ноты, появившиеся в парфюмерии совсем недавно, лишь в 90-х годах, великолепно освежают древесные композиции.

Амбровая семья

Запах амбровых (ориентальных или восточных) духов сладко-сексуально-вкрадчивый, иногда немного приторный. Именно он больше всего соответствует традиционному представлению древних народов о настоящем божественном аромате. Недаром «амбровый» означает «ароматный», «благовонный». Составляют ориентальную композицию такие «сладкие» компоненты, как ваниль, ладанная камедь, ладанник. Этому головокружительному букету порой придают немного животной страсти с помощью мускуса.

Традиционные ориентальные ароматы, головокружительные и тяжелые, были очень популярны в 70-80-е годы XX века. Их современная интерпретация предполагает более легкий вариант. Это достигается за счет появления в композициях фруктовых и свежих цитрусовых оттенков.

По-другому ее называют фужерной, от французского слова fougere, что в переводе означает папоротник. Родоначальником этого семейства стало творение Fougere Royale («королевский папоротник») от фирмы Houbigant. Настоящее мужское содружество фужерных ароматов соответствует образу сильного и в то же время утонченного мужчины. А все благодаря оригинальному сочетанию, в которое входят еще бергамот, лаванда и мох. Эти компоненты дают «убойный» по своей силе аромат. И неудивительно, что они так нравятся женщинам, порой настолько, что им хочется самим пользоваться такими парфюмами. В этой группе выделяют фужерно-ароматическую и фужерно-свежую (или водяную) подгруппы. То, что сами папоротники не пахнут - значения не имеет, потому что созданные парфюмерами вариации на эту тему очень убедительны.

Кожаная семья

Немногочисленная, но очень мужественная семья. В основе ее - запах табака и сухой кожи, от которой порой исходит легкий аромат цветочного луга.

Эти ароматы - еще один «запретный» магнит для женщин, и все чаще заимствуются ими у любимых.

Кожаный запах может быть частью шипровой композиции. Тогда лишенный сантиментов, он смягчается до такой степени, что может быть использован даже женщиной, не желающей благоухать экстравагантно.

3.2. Виды парфюмерной продукции

Все виды духов можно сгруппировать по следующим признакам: консистенции, характеру запаха, содержанию композиции, стойкости запаха, назначению и месту производства.

По консистенции духи бывают жидкие, твердые и порошкообразные.

Жидкие духи представляют собой приятно пахнущие спиртовые или водно-спиртовые растворы парфюмерных композиций с запахом цветочного или фантазийного направления и применяются как ароматизирующие средства.

Твердые духи - это воскообразная масса, чаще всего в виде карандаша, насыщенная парфюмерной композицией и окрашенная в определенный цвет. Применяют для натирания кожи.

Порошкообразные духи - это высушенные растения, растертые в порошок и отдушенные парфюмерной композицией. Применяют для отдушки белья.

По характеру запаха духи бывают цветочные, обладающие запахом какого-либо цветка и фантазийные, сочетающие несколько запахов цветов или запахов, не встречающихся в природе.

Подобно музыке, запах живет во времени. Как правило, в каждом настоящем аромате выделяется три ноты или тона, соответствующие трем стадиям восприятия. «Высокие тона» (головная нота) самые короткие и ослабевают примерно через 10-15 минут. Они отвечают за формирование первого впечатления от запаха, когда вы открыли флакон или вдохнули аромат сразу после того, как нанесли духи на кожу. «Средние тона» (нота сердца) - главная тема запаха, она проявляется после исчезновения высоких тонов, через 20-30 минут и «звучит» разное время, в зависимости от замысла парфюмера. Самыми продолжительными являются «низкие тона» (конечная нота): они образуют основу парфюма и запоминаются окружающими. У стойких духов конечная нота работает от нескольких часов до нескольких суток. Люди с очень тонким обонянием способны уловить аромат хорошего парфюма даже неделю спустя. В современных композициях, например, последовательность нот иногда нарушается. Например, могут одновременно звучать верхние ноты и сердечные, или же сразу раскрываются ноты сердца, переходящие в шлейф, минуя головные. Есть парфюмы, благоухающие ровно, без переходов.

Духи группы «Экстра» содержат не менее 10% парфюмерной композиции (от массы духов), а стойкость запаха должна сохраняться не мене 60 часов.

К духам группы «А» относятся духи, содержащие, как правило, не менее 10% композиции и имеющие стойкость запаха не менее 40 часов.

Духи групп «Экстра» и «А» выпускаются в художественно оформленных футлярах и коробках.

К духам группы «Б» относятся духи, содержащие не менее 5% композиции и не более 10% воды и имеют стойкость запаха не менее 30 часов.

К духам группы «В» относятся, главным образом, духи с цветочным запахом, содержащие не менее 5% композиции и 30% воды. Стойкость запаха не менее 24 часов.

Духи групп «Б» и «В» выпускают в футлярах и без футляров.

Одеколоны

Это водно-спиртовые растворы парфюмерных композиций с запахом цветочного или фантазийного направления.

Одеколоны применяются как гигиенические, освежающие и ароматизирующие средства.

В зависимости от состава одеколоны делят на две группы: цветочные и гигиенические,

Цветочные одеколоны применяются как гигиеническое и ароматизирующее средство. Гигиеническое значение одеколонов заключается в дезинфицирующем и освежающем действии спирта и душистых веществ.

К группе цветочных одеколонов относятся и одеколоны с фантазийным запахом.

Одеколоны, как и духи, по содержанию композиции (в зависимости от качества) делятся на четыре группы: экстра, А, Б и В.

К одеколонам группы экстра относятся одеколоны высшего качества, содержащие от 3 до 5% композиции. Стойкость запаха не менее 24 ч. Выпускаются в художественно оформленных футлярах и коробках.

К одеколонам группы А относятся одеколоны, содержащие от 3 до 5% композиции. Стойкость запаха не менее 24 ч.

К одеколонам группы Б относятся одеколоны, содержащие от 3 до 4% композиции. Стойкость запаха не нормируется.

К одеколонам группы В относятся одеколоны, содержащие от 2 до 3% композиции. Стойкость запаха не нормируется.

Одеколоны группы А, Б и В выпускают в разнообразных футлярах и без них.

Гигиенические одеколоны отличаются тем, что применяются только для гигиенических целей. Запах их должен быть приятным, но не сильным и не особо стойким. Содержание композиции до 2%, причем в состав композиции гигиенических одеколонов входят эфирные масла цитрусовых. Крепость спирта не превышает 60%.

Туалетные воды

Туалетные воды занимают промежуточное место между духами и одеколоном. Это парфюмерное изделие с относительно слабым запахом. Содержание эссенциальной композиции в водно-спиртовом растворе составляет обычно от 3 до 10-15%. Туалетная вода выпускается либо как самостоятельное изделие, либо в коллекции с одноименными духами. Туалетная вода содержит примеси, которые и определяют ее свойства. Содержание душистой композиции в них больше чем в одеколонах, но меньше чем в духах.

Очищающие препараты

4.1. Туалетное мыло

Самое раннее описание мыловарения было обнаружено на шумерских глиняных табличках, датируемых 2500 годом до н.э. Способ основывался на смеси из древесной золы и воды, которую кипятили и растапливали в ней жир, получая мыльный раствор. Однако этот раствор не имел определенного названия, свидетельств его применения не сохранилось и то, что принято считать мылом, из него не производилось.

Изобретение собственно мыла зачастую приписывают римлянам и относят его к первому тысячелетию до нашей эры. Легенда гласит, что слово мыло (англ. Soap) произошло от названия горы Сапо, на которой совершались жертвоприношения богам. Смесь из растопленного животного жира и древесной золы жертвенного костра смыло дождем в глинистый грунт берега реки Тибр. А женщины, стиравшие там белье, обратили внимание, что благодаря этой смеси одежда отстирывается значительно легче.

Объективное доказательство появления ремесленного мыловарения было получено при раскопках руин римского города Помпеи. Археологи обнаружили мыловарню и нашли готовые куски мыла. Как известно, римляне были знамениты своими общественными банями – термами, однако мытье было не самой главной целью их посещения. Римская баня, так же как и греческая, в большей степени носила социальную функцию – люди собирались в большом бассейне, расслаблялись и вели беседы. Мыло же, которое производилось в то время, было слишком жестким для кожи и использовалось только при стирке.

А вот жители средневековой Европы вообще не отличались чистоплотностью, что среди прочего послужило причиной страшных эпидемий. Мода на чистоту вернулась в Европу только к XVII веку. В это же время окончательно сформировалось ремесло мыловарения. Ингредиенты для приготовления мыла варьировались в зависимости от региона. На севере при варке мыла применялся животный жир, а на юге использовалось оливковое масло, благодаря которому мыло получалось превосходного качества.

Патент на чистоту: главный шаг к широкому коммерческому производству мыла был сделан в 1791 году, когда французский химик Никола Леблан запатентовал процесс получения кальцинированной соды из мела, соли и древесного угля. Двадцать лет спустя другой француз, Мишель Эжен Шеврель, установил химический состав жиров и получил жирные кислоты. Два этих открытия фантастически положили начало всему современному мыловарению. Предприимчивые люди сразу же поняли, какую прибыль может принести изготовление мыла в промышленных масштабах. Началась бурная организация «мыльных» компаний и повсеместное строительство мыловаренных заводов.

Современное кусковое мыло представляет собой обработанные каустической содой растительные и животные жиры. Берётся сода, распускается в воде, подогревается, в этот раствор добавляют расплавленное, очищенное и охлажденное сало и размешивают до образования однородной массы. Образовавшуюся смесь разливают по формам и дают затвердеть. Усовершенствовать свойства и качество мыла можно добавлением в его состав кокосового масла, которое широко применяется в косметике, в том числе при изготовлении жидкого мыла и шампуней. Кокосовое масло делает мыло более мягким по действию и повышает его вспениваемость.

Мыло можно готовить несколькими способами: горячим, холодным, методом переплавки и строганием.

Пена, которая образуется при намыливании, состоит из солей жирных кислот, обладающая способностью разрушать жир. Помимо этого мыло обладает щелочной реакцией, и все это определенным образом влияет на состояние кожи. В конце дня на коже скапливаются остатки косметики, пыль, грязь, все это скреплено потом и салом кожи. Мыло способно разрушить слипшуюся грязь путем разрушения жиров. Но кожа имеет свои специальные жиры - липиды. Мыльная пена не разбирает, где нужные жиры, а где лишние, и разрушает все подряд. Поэтому после умывания кожа становится сухой и чувствительной.

В настоящее время мыло приобрело новый контекст. Теперь оно становится элитарным продуктом. Мыло, которое разрабатывают современные косметологи, существенно отличается от того, в котором мы так подробно разбирались. Это мыло не сушит кожу, оно не только прекрасно очищает, но и порой заменяет весь остальной уход - лосьоны, тоники, кремы.

Туалетное мыло выпускают 4-х групп: 1, 2, «Экстра» и «Д».

Требования к мылу

1. Должно образовывать устойчивую пену.

2. Должно растворять загрязнения.

3. Должно хорошо смываться.

4. Должно иметь приятный запах и цвет.

5. Не должно оказывать вредные действия.

6. Должно иметь хороший эстетический вид.

Классификация

Туалетное мыло. Все великое множество сортов туалетного мыла создано с единственной целью - ухаживать за кожей. Такое мыло должно иметь уровень кислотности, близкий к нейтральному, и содержать особые компоненты. Так, туалетное мыло обогащают экстрактами трав, успокаивающими кожу; тонизирующими фруктовыми концентратами; миндальным, кокосовым маслом и маслом какао, смягчающим сухую чувствительную кожу; питательными компонентами - молочными белками, ланолином, маслом авокадо; увлажняющими веществами - глицерином и алоэ вера; а также витаминами-антиоксидантами: они защищают кожу от преждевременного старения.

Среди огромного разнообразия сортов туалетного мыла нетрудно выбрать то, которое подходит именно для ваше

1.1.2. Сухое растительное сырье

Сухое растительное сы-рье - высушенные душистые части растений (семена, плоды, корни) и лишайники (дубовый мох), применяют-ся в виде спиртовых настоев. Из всех древесных мхов в парфюмерии чаще всего используется дубовый. Он при-дает духам оттенки свежести и зелени, напоминающие анис. Это необходимо для шипровых или зеленых духов с запахом свежести.

Существуют растения (гвоздика, корица, ваниль), из которых эфирное масло может быть получено только после высушивания и длительного хранения, так как душистое начало образуется в результате происходящих при этом ферментативных процессов.

Спиртовые настои сухого растительного сырья пред-ставляют собой ценную составную часть духов, так как обладают полным и стойким запахом.

Смолы и бальзамы. К самому древнему парфюмерно-му сырью относят смолы и бальзамы. Мирра, ладан и гальбан использовали еще египтяне. Смолы и бальза-мы - это продукты, вытекающие из надрезов некото-рых деревьев. Смолы - твердые, липкие выделения, не-растворимые в воде, растворимые в скипидаре, спирте; содержат эфирные масла. К смолам относятся ладан, галь-бан, мирра, стиракс.

Ладан (от латинского «incensum» - сжигаемый в качестве жертвоприношения) обладает древесным, пря-ным, лимонным запахом, похожим на камфару. Луч-шим сортом является ладан росной (бензойная смола). Ладан собирают из надреза коры тропического дерева семейства бурзеровых, растущих в Восточной Африке и на Среднем Востоке. Смола бледно-желтого или оранже-вого цвета, застывая, превращается в темное и твердое вещество.

Гальбан - смола, получаемая из травянистых расте-ний рода ферула, растущих в горах Туркмении и Ирана. Затвердевший гальбан представляет собой беловатый кон-кремент, очень пахучий со свежими и одновременно лес-ными животными ароматами. Парфюм Мисс Диор вклю-чает аромат гальбана.

Мирра - ароматическая смола, вытекающая из над-реза коры ствола кустарника Commiphora myrrha, про-израстающего в Африке, Азии, Аравии. Застывшая смо-ла желтоватого, красноватого или бурого цвета, обладает сильным специфическим запахом, напоминающим одно-временно лимон и розмарин. Эфирное масло (мирол), входящее в состав мирры, обладает антисептическим свой-ством, благодаря чему мирру использовали для бальза-мирования.

Стиракс - смола, получаемая из дерева ликвидамбра. Аромат тяжелый, душистый, похож на запах ванили.

Бальзамы - это полужидкие вещества, растворы дре-весных смол в эфирных маслах, содержащие аромати-ческие кислоты. Наибольшее применение находит толуанский бальзам, обладающий запахом ванили.

Смолы и бальзамы ценны не только тем, что облада-ют собственным запахом. Они повышают стойкость запа-ха духов, служат фиксаторами, т. е. регулируют испаре-ние душистых веществ в композиции, не дают выступать отдельно.

Смолы и бальзамы используют в виде настоев.

1.2. Душистые вещества животного происхождения

Душистые вещества животного происхождения - это высушенные железы самцов некоторых животных или выделения желез внутренней секреции и других органов.

Мускус - зернистое вещество темно-коричневого цвета, получаемое из высушенных желез внутренней сек-реции самца оленя кабарги, обитающего в Восточной Сибири. Запах лошадиного пота и мочи. Основой явля-ются циклические кетоны. .

При растворении в спирте и настаивании дает очень приятный запах. Запах мускуса очень стоек: в Тавризе (Иран) находится единственная в своем роде «душистая» мечеть. Стены ее клали на растворе, к которому был добавлен мускус. Этот запах ощущается и сейчас, более 600 лет спустя.

Амбра - жирная, воскообразная масса зеленовато-серого цвета с запахом ладана. Амбру находят в виде кусков различной величины на поверхности океанов, во внутренностях и выделениях кашалотов. Основные со-ставные части - амбраин и бензойная кислота.

Мускус и амбра в древности применялись как само-стоятельные душистые средства. Сейчас - только для обогащения парфюмерных композиций.

Цибет - выделения кота виверра, обитающего в Се-верной Африке, Азии; желтоватая липкая масса с силь-ным специфическим запахом. Главная составная часть - кетон цибетон. При смешивании с другими компонентами парфюмерных композиций вещество теряет резкость за-паха и придает духам оттенки животного тепла и чув-ственности.

Кастореум (бобровая струя) - пахучее выделение внутренних желез бобра. Это маслянистое желтоватое вещество обладает резким дегтярным запахом. Касторе-ум создает теплую, животную ноту, близкую к запаху кожи, и парфюмеры используют его в восточных, шип-ровых композициях, а также в мужской парфюмерии. Стойкость кастореума чрезвычайно высока.

Используется в парфюмерии и мускусная струя - выделение мускусных крыс.

Сырье животного происхождения применяется в виде настоев. Они обостряют чувствительность органов обо-няния, увеличивая тем самым время восприятия запа-ха духов.

Темпераментность французских духов в значитель-ной степени объясняется содержанием в них душистых веществ животного происхождения. Они обладают «жи-вотным запахом» и устанавливают гармонию между за-пахом духов и кожей человека, делают запах как бы свойственным человеку. Эти продукты очень дорогие и используются в микроскопических дозах.

II . Синтетические душистые вещества

Синтетические душистые вещества - это продукты химической переработки нефти, каменного угля, древе-сины, эфирных масел.

Они подразделяются на 2 группы:

Собственно синтетические, получаемые органичес-ким синтезом из продуктов химической переработки ка-менноугольного дегтя, нефти, торфа;

Искусственные - путем выделения индивидуальных веществ химическими методами из натуральных эфир-ных масел, продуктов растительного и животного проис-хождения.

Важной задачей синтеза является получение новых душистых веществ с большой силой и устойчивостью.

Ученые-химики создают синтетическим путем инди-видуальные вещества, запах которых не имеет аналогов в природе. Это значительно расширяет возможности пар-фюмеров.

Методы синтеза становятся все более сложными, а оборудование все более эффективным, позволяющим вос-создать аромат цветка, не срывая его. Фирма «Ив Роше» благодаря новой технологии смогла собрать и изучить душистые вещества редчайшего цветка шафали, расту-щего у подножья Гималаев и распускающегося на зака-те. По установленным и сосчитанным компьютером ве-ществам парфюмеры воссоздали всю гамму нежных ароматов цветка (духи Шафали, редкий цветок).

Производство синтетических душистых веществ очень сложное, но значительно дешевле, чем переработка при-родного сырья. Например, для получения 1 кг эфирного масла цветов жасмина нужно вручную с большой осто-рожностью сорвать 10 миллионов цветков, что требует огромных затрат, а синтетические душистые вещества - жасмин-альдегид обходится намного дешевле.

Синтетические душистые вещества сыграли огром-ную роль в развитии парфюмерно-косметической промыш-ленности и расширении ассортимента товаров. Сочетание природных и С.Д.В. позволило разнообразить по запаху парфюмерные товары.

Синтетические душистые вещества помогают сохра-нить природу. Идея увеличения производства эфирных масел из растений постоянно сталкивается с вопросом охраны окружающей среды.

Из года в год на Земле окончательно исчезает множе-ство видов растений, скудеют леса. Восстановление их идет с большим трудом. По данным статистики, с терри-тории США ежегодно исчезают десятки видов растений. По оценкам ученых, из 22 тысяч видов высших расте-ний, произрастающих на территории бывшего СССР, око-ло 3 тысяч - на грани исчезновения. Во всем мире под угрозой примерно 40 тысяч видов.

Не в меньшей опасности и животный мир. Для еже-годной добычи 2000 кг мускуса, извлекаемого из желез самца оленя кабарги, истребляется около 60 тысяч этих животных. Вместе с тем содержание мускона, являюще-гося душистым началом мускуса, составляет в последнем около 1%. Численность кашалотов в Мировом океане не превышает 300 тысяч голов и продолжает уменьшаться. С каждым годом сокращается добыча амбры. В Красную книгу записан и бобер. Производство синтетических ду-шистых веществ приостановило истребление некоторых видов животных. Так, спасителем оленя кабарги являет-ся душистое вещество мускус-кетон, обладающий интен-сивным запахом природного мускуса, а кашалота - амбреаль с амбровым запахом.

Однако синтетические душистые вещества полнос-тью не могут заменить натуральные душистые вещества. Синтетические душистые вещества даже цветочного за-паха определяют лишь основную черту запаха растения, лишь напоминают запах жасмина, розы и т. д.

Синтетические душистые вещества по консистенции - это жидкие или кристаллические продукты.

По виду химических соединений синтетические душистые веще-ства подразделяются на 9 групп:

2.1. Углеводороды

Дифенилметан - получают синтетически из бензола и хлористого бензола, в природных эфирных маслах не най-ден. Имеет запах апельсина с примесью запаха герани.

Лимонен - содержится в померанцевом, лимонном, тминном и других эфирных маслах. Получают его фрак-ционной перегонкой эфирных масел, а также синтети-чески из а-терпионела нагреванием с бисульфатом на-трия. Имеет запах лимона.

Парацимол - содержится в тминном, мускатном, шал-фее и других эфирных маслах. Получают его синтетически дегидратацией различных терпенов. Имеет запах тмина.

2.2. Спирты

Гераниол - содержится в розовом, гераниевом, цитронелловом маслах, в масле лимонной полыни и других эфирных маслах. Его выделяют из природных эфирных масел, содержащих гераниол, через его двойное соедине-ние с хлористым кальцием. Имеет запах розы Нерол - содержится в розовом, гераниевом, берга-мотном и других эфирных маслах. Его выделяют восста-новлением цитраля или изомеризацией гераниола. Име-ет запах розы, но более нежный, чем у гераниола.

Цитронеллол - содержится в гераниевом эфирном масле, имеет запах розы. Получают каталитическим вос-становлением цитраля или из цитронеллового масла.

Терпинеол - содержится в померанцевом, герание-вом, камфорном маслах. Получается обработкой тер-пентинного масла, содержащего до 70% пиненов, сме-сью серной кислот и толуолсульфокислот. Имеет запах сирени.

Линалоол - содержится в кориандровом, розовом, апельсиновом и других эфирных маслах. Получают фрак-ционированной разгонкой кориандрового масла в вакуу-ме. Имеет запах ландыша.

Бензиловый спирт - содержится в гвоздичном масле туберозы, получают омылением хлористого бензила ра-створом кальцинированной соды с последующей очист-кой. Имеет слабый ароматический запах.

β-Фенилэтиловый спирт - содержится в виде эфиров в гераниевом и перолиевом маслах; является составной частью розового масла. Получается взаимодействием бен-зола с оксидом этилена в присутствии катализатора хло-ристого алюминия. В разбавленном состоянии имеет за-пах розы.