Проект по химии Тема: Сок краснокочанной капусты, как универсальный индикатор. Использование краснокочанной капусты в качестве индикатора

Предлагаем сделать свой собственный ph индикатор. Для этого вам понадобится краснокочанная капуста. Сок краснокочанной капусты при смешивании с различными веществами измен яет свой цвет от красного (в сильной кислоте), к розовому, фиолетовому (это его естественный цвет в нейтральной среде), синему, и, наконец, зеленому (в сильной щелочи). На картинке слева направо результаты смешения сока краснокочанной капусты с: 1. лимонным соком (красная жидкость); 2. во второй пробирке чистый сок краснокочанной капусты, он имеет фиолетовый цвет; 3. в третьей пробирке сок капусты смешан с аммиаком (нашатырным спиртом) - получилась жидкость синего цвета; 4. в че твертой пробирке результат смешения сока со стиральным порошком - жидкость зеленого цвета.

Ниже приводятся значения PH для некоторых жидкостей:

1. Желудочный сок - 1.0-2.0 pH
2. Лимонный сок - 2.0 pH
3. Пищевой уксус - 2.4 pH
4. Кока-кола - 3.0 pH
5. Яблочный сок - 3.0 pH

6. Пиво - 4.5 pH
7. Кофе - 5.0 pH
8. Шампунь - 5.5 pH
9. Чай - 5.5 pH
10. Слюна - 6.35-6.85 pH
11. Молоко - 6.6-6.9 pH
12. Чистая вода - 7.0 pH
13. Кровь - 7.36-7.44 pH
14. Морская вода - 8.0 pH
15. Раствор пищевой соды - 8.5 pH
16. Мыло (жировое) для рук - 9.0-10.00 pH
17. Нашатырнай спирт - 11.5 pH
18. Отбеливатель (хлорная известь) - 12.5 pH
19. Каустическая сода или натриевая щелочь > 13 pH

Из сока краснокочанной капусты можно сделать лакмусовые бумажки. Для этого вам понадобится фильтровальная бумага. Ее надо пропитать капустным соком и дать ей высохнуть. После этого разрезать на тонкие полоски. Лакмусовые бумажки готовы!

Для того, чтобы запомнить цвет лакмуса в различных средах, существует стихотворение:

Индикатор лакмус - красный
Кислоту укажет ясно.
Индикатор лакмус - синий,
Щёлочь здесь - не будь разиней,
Когда ж нейтральная среда,
Он фиолетовый всегда.

Примечание: не только краснокочанная капуста, но и многие другие растения содержат PH чувствительный растительный пигмент (антоцианин). Например, свекла, ежевика, черная смородина, черника, голубика, вишня, темный виноград и др. Антоцианин придает растениям темно-синию окраску. Продукты такого цвета считаются очень полезными для здоровья.

Демонстрация того, как в домашних условиях провести опыт по получению универсального pH индикатора из краснокочанной капусты. Опыт достаточно простой и с тем же очень красивый и интересный. К расной капусте содержатся вещества - антоцианы, придающие многим растениям различные цвета. В этом видео эти вещества будут получаться экстракцией или выделением их из листьев краснокочанной капусты. При изменении кислотности среды, цвет этих веществ также будет изменяться.


XI городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку»

Секция: естествознание

Название работы:

Индикатор из краснокочанной капусты.

Коваль Егор Спартакович

г. о. Тольятти, МБУ лицей №51, 3 класс

Научный руководитель:

Молева Тамара Ефимовна

учитель начальных классов, МБУ лицей №51

Тольятти

ВВЕДЕНИЕ

История возникновения и вид индикаторов.

Практическая часть.

1. Приготовления индикатора из краснокочанной капусты.

2. Эксперимент «Изменение окраски природного индикатора в различных средах»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ИНДИКАТОР ИЗ КРАСНОКОЧАННОЙ КАПУСТЫ.

г.о. Тольятти, МБУ лицей №51, 3 класс

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что свойства растительных объектов могутбыть использованы для применения в разных областях науки, таких как химия, биология и медицина.Меня заинтересовало, можно ли с помощью капустного отвара в домашних условиях определять среду веществ, которые мы часто используем.

Предмет исследования – краснокочанная капуста.

Цель проекта: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность приготовления и дальнейшего использования индикатора из краснокочанной капусты в домашних условиях.

Задачи проекта:

Что такое индикатор?

Для чего нужны индикаторы?

Можно ли приготовить индикатор из природного сырья?

Как меняется цвет растительного индикатора в различных средах?

Гипотеза исследования. В качестве индикатора в домашних условиях безопасно, удобно и доступно использовать отвар краснокочанной капусты.

Методы и приемы работы:

· ознакомиться с методикой проведения опытов;

· приготовить растворы индикаторов из природного сырья;

· изучить изменения окраски природных индикаторов в зависимости от среды;

· соблюдать правила техники безопасности во время химического эксперимента.



История возникновения и вид индикаторов

Индикатор - прибор (устройство), отображающий изменения какого-либо параметра контролируемого технического процесса или объекта в форме, наиболее удобной для непосредственного восприятия человеком. Применяют индикаторы визуальные, акустические, тактильные и др. Название «индикаторы» происходит от латинского слова indicator, что означает «указатель».

Индикатор в химии - это вещество, которое изменяет свой цвет при добавлении к нему кислоты или щёлочи. Щёлочь является противоположностью кислоте. Растворы, не являющиеся ни кислотой, ни щёлочью, являются нейтральными. Чистая вода нейтральна. В химической лаборатории или на заводе индикаторы в наглядной форме расскажут о том, прошла ли до конца химическая реакция или нет, достаточно добавлено одного реактива к другому или нужно еще добавлять. Соки ярко окрашенных ягод, плодов и цветков обладают свойствам индикаторов, то есть изменяют свою окраску при изменении кислотности среды.

История индикаторов начинается в XVII веке. Еще в 1640 году ботаники описали гелиотроп – душистое растение с темно-лиловыми цветками, из которого было выделено красящее вещество. Этот краситель, наряду с соком фиалок, стал широко применяться химиками в качестве индикатора. Об этом можно прочитать в трудах знаменитого физика и химика XVII века Роберта Бойля. В 1663 году был открыт лакмус – водный настой лишайника, растущего на скалах Шотландии. Роберт Бойль приготовил водный настой лакмусового лишайника для своих опытов. Склянка, в которой он хранил настой, понадобилась для соляной кислоты. Вылив настой, Бойль наполнил склянку кислотой и с удивлением обнаружил, что кислота покраснела. Заинтересовавшись этим, Бойль на пробу добавил несколько капель настоя лакмуса к водному раствору гидроксида натрия и обнаружил, что в щелочной среде лакмус синеет. Так был открыт первый индикатор для обнаружения кислот и оснований, названный по имени лишайника лакмусом. В настоящее время химики часто пользуются индикаторной бумагой, пропитанной смесью разных индикаторов – универсальным индикатором.

Если нет настоящих химических индикаторов, то для определения среды растворов можно успешно применять самодельные индикаторы из природного сырья. Исходным сырьем могут служить все ярко окрашенные плоды и растения (цветы мальвы, ириса, темные тюльпаны или анютины глазки, а также ягоды малины, черники, черноплодной рябины, соки вишни, смородины, винограда, свеклы, плоды крушины и черемухи), так как в них содержится природный краситель антоциан, придающий растениям яркий цвет. Эти природные индикаторы содержат окрашенные вещества, способные менять свой цвет в ответ на то или иное воздействие. И, попадая в кислую или щелочную среду, они наглядным образом сигнализируют об этом.

Практическая часть

Приготовление индикатора из краснокочанной капусты.

Нам потребуются:

· Половина небольшого кочана красной капусты

· Кастрюля

· Воронка

· Небольшая ёмкость

Для приготовления растительного индикатора нужно выделить из листьев краснокочанной капусты фиолетовый пигмент. Измельчить краснокочанную капусту, положить в кастрюлю, залить её водой так, чтобы чуть покрыть капусту и кипятить в течение 20 минут. Жидкость станет тёмно-фиолетовой. Полученный отвар охладить и профильтровать. С целью предохранения от порчи, в полученный фильтрат добавить спирт (рис. 1-4).

2. Эксперимент «Изменение окраски природного индикатора в различных средах»

Нам потребуются:

· индикатор

· уксусная кислота (кислая среда)

· пищевая сода (щелочная среда)

· небольшие ёмкости

Тёмно-фиолетовый индикатор разбавляем водой до синей окраски, чтобы происходящие изменения цвета в кислой и щелочной среде были более заметны (рис.7,8). Наливаем индикатор в две ёмкости, в первую добавляем уксусную кислоту - цвет индикатора поменялся на красный, а во вторую - пищевую соду, цвет стал зелёным. В кислой среде цвет индикатора меняется на красный, а в щелочной становится зелёным. В нейтральной среде (вода) цвет индикатора остаётся сине – фиолетовым (рис. 9-13).

Для наглядности занесём результаты эксперимента в таблицу:

ВЫВОД

Проведя научно-исследовательскую работу, я пришёл к следующим выводам:

Природные растения обладают свойствами индикаторов, способные изменять свою окраску в зависимости от среды, в которую они попадают;

Раствор растительного индикатора можно использовать для определения среды различных веществ в домашних условиях.

Я считаю, что моя работа имеет большое практическое значение. Подтвердив, что раствор индикатора из краснокочанной капусты вполне может заменить универсальную индикаторную бумагу - в домашних условиях можно использовать раствор краснокочанной капусты для:

1) определения кислотности почв, чтобы правильно сажать растения на даче и дома для успешного развития культур;

2) определение наиболее безопасных для организма человека веществ, используемых в повседневной жизни.

А так же отметил важные пункты по соблюдениютехники безопасности:

Проводить эксперимент под наблюдением взрослых;

Не пробовать неизвестные жидкости;

При попадании веществ на кожу или в глаза, немедленно промыть большим количеством воды, при необходимости обратиться к врачу;

Не проводить эксперимент вблизи открытого огня и электроприборов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

1. В. Иген и Н. Чемпион. Детская энциклопедия. 1001 вопрос и ответ. – М.: Издательский Дом ОНИКС, 2000.

2. С. Стефанович, Дж. Иванофф, П. Тейлор. 101 дело, которое нужно успеть сделать до того, как повзрослеешь. –Australia: Hinkler Books Pty Ltd, 2009.

3. http://tnu.podelise.ru/docs/index-378213

«Лакмусовая бумага» — это нарицательное наименование для всех типов индикаторов в химии. Название это происходит от лакмуса — природного красящего вещества, которое было открыто одним из первых и самое известное. Вообще индикаторы — это вещества, которые могут по-разному менять свой цвет при изменении водородного показателя среды pH. Т.е. по цвету индикатора мы можем судить какая среда перед нами — щелочная, кислая или нейтральная. Для удобства индикатором пропитывают фильтровальную бумагу, которая и называется в итоге лакмусовой. Природные индикаторы изготавливаются в основном из растений. В краснокочанной капусте имеется пигмент под названием антоцианин, именно он и отвечает за чувствительность к pH. Антоцианин придает растениям темно-синий оттенок. Достаточно много этого фермента еще содержится и в свекле, черноплодной рябине, смородине, вишне, ежевике и в других плодах похожего цвета. Так что, в принципе и их можно вполне использовать, как индикаторы в химии. Но, согласитесь, использовать дорогую чернику для химических опытов как то не разумно. Поэтому, сегодня мы попробуем сделать лакмусовую бумагу из краснокочанной капусты. Она недорога и доступна круглый год.

Лакмусовая бумага из краснокочанной капусты

Тут всё очень просто, справиться с этой работой сможет даже ребёнок. Для изготовления лакмусовой бумаги из краснокочанной капусты нам понадобится фильтровальная бумага и, собственно, сама капуста. Выжимаем сок из кочана. Проще всего это сделать, натерев его на мелкой тёрке и потом отжав через марлю. Пропитываем фильтровальную бумагу полученным соком и после высушивания нарезаем её на небольшие полоски, примерно 4 на 10 см. Лакмусовая бумага из капусты готова! Теперь можно проводить испытания, поместив наш индикатор в разные среды.

Цвет индикатора в разных средах

Для определения типы среды существует специальная шкала pH. Попробуйте самостоятельно с помощью нашей лакмусовой бумаги из капусты определить кислотность следующих распространённых в быту жидкостей:

  • Лимонный сок (ph 2),
  • Кола (ph 3),
  • Кофе (ph 5),
  • Молоко (ph 6) ,
  • Вода (ph 7),
  • Соленая вода (ph 8),
  • Пищевая сода в водном растворе (ph 9),
  • Нашатырный спирт (ph 11).

А затем сравните со шкалой pH.

А для наших маленьких читателей существует небольшое стихотворение позволяющее легко запомнить соответствие цвета типу pH:

Индикатор цветом красный
Кислоту укажет ясно.
Индикатор цветом синий,
Щёлочь тут — не будь разиней,
А коль нейтральная среда,
То зелёный цвет всегда.

В лабораторной практике невозможно обойтись без индикаторов, которые помогают установить среду растворов, а также индикаторы широко используются в быту. Многие эксперименты требуют точности измерения рН. Практически все индикаторы получают из растений, но не все из них универсальны, то есть не могут точно определить силу кислоты или основания.

Проблема: получить экстракт краснокочанной капусты, установить возможность использования этого сока в качестве универсального индикатора, то есть способность показывать среду раствора с точностью до одной рН единицы.

Цель работы: решение данной проблемы.

Объект исследования: растительные индикаторы.

Предмет исследования : процесс получения индикатора из сока краснокочанной капусты и проверка его универсальности.

Гипотеза: если я изучу и проанализирую научную литературу об индикаторах, а также проведу эксперименты с экстрактом сока краснокочанной капусты, то смогу доказать, что сок капусты является универсальным индикатором.

Задачи:

1) Изучить и проанализировать литературу:

· Индикаторы;

· Универсальный индикатор;

· Растительный индикатор;

· Среда растворов и водородный показатель;

· Метод экстракции.

2) Провести эксперименты:

· Создание калибровочной шкалы для универсального индикатора;

· Получение экстракта сока капусты;

· Проверка универсальности сока краснокочанной капусты и создание калибровочной шкалы.

3. Обобщить теоретические знания и результаты эксперимента.

Методы: анализ, синтез, эксперименты.

Теоретическая часть .

§1. Индикаторы .

2) Заливаем капусту водой, нагретой до 80ºС.

3) Ждем 10 мин., чтобы экстракция произошла до конца.

4) Полученный экстракт переливаю в колбу. Внешний вид полученного экстракта – раствор голубого цвета.

№3 Проверка универсальности сока краснокочанной капусты и создание калибровочной шкалы .

Реактивы:

Экстракт сока краснокочанной капусты, H 2 SO 4 , HCl, NH 4 OH, Ca(OH) 2 , NaOH, Al 2 (SO 4) 3 , Na 2 CO 3 , FeCl 3 , CuSO 4 , BaCl 2 , HCOOH, CH 3 OOH.

Оборудование:

Пробирки, пипетка.

Ход работы:

1) В 13 пронумерованных пробирок наливаем сок краснокочанной капусты.

2) В каждую пробирку добавляю растворы веществ.

3) Наблюдения представлены в таблице:

Номер пробирки

Реактив

Цвет сока

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 16 «БЕРЕЗКА»

_____________________________________________________________________________

Капуста всему голова

(исследовательский проект)

Участники: Кегелик Катя

Новицкий Дима

Шабалдин Максим.

Руководитель проекта:

Минтимерова Асимгуль Абдибековна

воспитатель,

г.Нягань, 2012 г.

Введение………………………………………………………………………. 3-6

  1. История путешествия капусты из Египта в Россию………………….7-9
  2. Полезные свойства капусты………………………………………….....10
  3. Как мы получали капустный сок…………………………………........ 11
  4. Лечебные свойства капусты…………………………………………12-13
  5. Такая вкусная капуста……………………………………………...…... 16
  6. Заключение…………………………………………………………….…17

Список используемой литературы………………………………………. 18

Приложение

Введение.

Объекты и методы исследования.

Капуста на нашем столе считается самым простым и привычным овощем. Из нее можно готовить абсолютно все – салаты, супы, вторые блюда, выпечку, она растет в любом огороде и проста в выращивании. Если пристальнее посмотреть на этот простой овощ, можно назвать его настоящим чудом.

Выяснилось, что мало кто из ребят знаком с ее родословной, особенностями выращивания, ее целебными и полезными свойствами.

Поэтому вначале мы познакомили детей, с необычным путешествием этого растения. Выращивать её начали ещё в доисторические времена на Пиренейском полуострове древние иберы. Оттуда она попала в Древний Египет, затем в Грецию и Рим. Само слово «капуста» произошло от древнеримского «капутум» (голова), что передаёт форму этого овоща. В Древнем Египте капуста считалась изысканным десертом в знатных домах.

В России появилась капуста во времена Киевской Руси. Она была доступна всем – и богатым, и простым людям. Даже на царском столе была одним из самых любимых блюд. «Щи да каша – пища наша».

Прошли века, а капусту всё также любят люди – варят щи, пекут пироги, делают множество полезных и вкусных блюд.

Теперь же мы даже не можем представить себе жизнь без этого замечательного овоща, называя ее «капуста всему голова». Уже много веков самый важный, вкусный овощ - капуста занимает первое место «в хит - параде» овощей.

Мы поставили цель узнать как можно больше о капусте в детском саду и дома.

Читали художественную литературу, разучивали стихи, поговорки, загадки о капусте. Из познавательной литературы мы узнали о лечебных и полезных свойствах капусты. С древних времен по настоящее время человек применяет капусту, в лечебных целях используются ее листья и сок. В ней содержатся клетчатка, легкоусвояемый растительный белок, витамины А, В и С, фолиевая кислота, микроэлементы.

Рассматривали иллюстрации, узнали этапы выращивания и уборки капусты с помощью различных механизмов. В дидактических играх закрепляли знания об этапах роста растения и его зависимости от природных условий.

При обогащении знаний детей о капусте раскрыли многообразие ее применения в медицине, косметологии, пищевой промышленности. Знакомя детей с разнообразными сортами капусты и условиями их роста, учили детей бережно относится к природе.

Таким образом, читая художественную и познавательную литературу, играя и рассказывая детям о капусте, мы учили их видеть необычное в обычном, развивали их любознательность, наблюдательность.

Гипотеза исследования : лечебные свойства капусты помогают человеку быть здоровым.

Задачи работы : собрать и изучить материалы из различных источников об истории произрастания капусты; определить, какими лечебными свойствами обладает капуста; выявить интересные факты в «биографии» капусты.

Объект исследования : капуста.

Методы исследования:

Чтение художественной и познавательной литературы;

Рассматривание иллюстраций разных видов капусты;

Рассказы из личного опыта;

Получение информации от взрослых;

Опыты и эксперименты.

Цель: помочь детям находить необычное в обычных окружающих предметах. Развивать познавательный интерес, стремление исследовать окружающий мир.

Задачи:

Познакомить детей с необычным путешествием капусты из Египта в Россию;

Сформировать у детей обобщенные знания о капусте;

Формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи;

Познакомить со свойствами капусты (целебные и полезные);

Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

1этап. Подготовительный

Создание развивающей предметной среды;

Подбор познавательной и художественной литературы;

Оформление альбомов с иллюстрациями сортов капусты;

Оформление дидактических игр и упражнений;

Составление памяток для родителей:

Об использовании капусты в лечебных целях;

Кулинарные рецепты с использованием капусты;

2 этап. Поисковый

Чтение познавательной литературы о капусте;

Знакомство с частями капусты;

Узнавание о полезных свойствах капусты;

Узнавание о целебных свойствах капусты;

Сбор информации у родителей;

Рассматривание листьев капусты в микроскоп.

3 этап. Заключительный

Оформление «огорода на окне»;

Оформление памяток для родителей по приготовлению блюд из капусты;

Изготовление памяток с целебными рецептами капусты.

Глава 2. Результаты работы

Повышение знаний детей об использовании капусты в лечебных целях;

Повышение активности родителей по использованию капусты для профилактики различных заболеваний;

Умение детей видеть необычное в обычном.

Область применения

Дома - для профилактики различных заболеваний, в косметических целях, для приготовления различных блюд.

В детском саду - для проведения исследовательской деятельности на огороде детского сада и «огорода на окне», для оформления выставок из даров природы, составление книжек - малышек о капусте.

Основная часть

  1. История путешествия капусты из Древнего Египта в Россию.

Моё открытие спряталось в загадке:

«Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст

Как же быть без хруста,

Если я…(капуста).

С самого раннего детства любим волшебный запах пирогов с капустой. А любите ли вы капусту так, как любим её мы? Мы приглашаем вас в необыкновенное путешествие в капустное царство.

Нам захотелось найти ответы на многие вопросы о нашем любимом овоще:

Откуда к нам пришла капуста?

Полезна она или нет?

И, главное, есть ли у неё лечебные свойства?

Вы, может быть, удивитесь, узнав, что история возделывания капусты началась задолго до нашей эры. Капусту возделывали в Древней Греции и Риме, а позже и в Киевской Руси.
В Киевской Руси первые письменные упоминания о кочанной капусте относятся к 1073 году. В этот период ее семена стали ввозить для выращивания из Европы. Капуста на Руси пришлась ко двору. Этот холодоустойчивый и влаголюбивый овощ прекрасно чувствовал себя на всей территории государства. Его крепкие белые кочаны, обладающие отличным вкусом, выращивали в каждом крестьянском дворе. Знать также почитала капусту. Например, Смоленский князь как дорогой и особенный подарок преподнес своему другу целый огород капусты, называемый в те времена капустником.

Капусту употребляли и в свежем, и в вареном виде.

Теперь мы не можем представить себе жизнь без этого замечательного овоща, называя его «капуста всему голова». В ней есть все витамины необходимые для человека.

Мы решили, как можно больше узнать о капусте, чем же она полезна, где ее можно применить.

Из справочной литературы мы узнали о разных видах капусты. Их очень много и все они полезны:

*белокочанная капуста – самая

распространённая;

*краснокочанная капуста – защищает от

вредного воздействия радиации;

*цветная капуста легко переваривается и полезна для

* брокколи - укрепить иммунную систему

*кольраби - богата по содержанию витамином С

*брюссельская капуста – самая полезная из всех видов

*пекинская капуста - обладает лечебными

свойствами.

2. Полезные свойства капусты.

Капуста – богата минеральными солями, среди которых особенно ценны соли калия. Калий укрепляет мышцы тела и помогает работе сердца. Также в состав капусты входят такие элементы как фосфор, кальций, марганец, магний, железо. Они необходимы для нормального состава крови. А витамины? Когда к концу зимы количество витаминов в пище уменьшается, люди начинают болеть. Вот тут и приходит на выручку капуста, ведь она не переводится круглый год. Главный витамин – аскорбиновая кислота (витамин С) – сохраняется в квашеной капусте так же, как в живом кочане. Этот витамин бодрости усиливает в человеке работоспособность. Кроме витамина С в любой капусте содержится витамины: А, В1, В2, В6.

Капуста отличается от других овощей высоким содержанием воды (до 90%) и клетчатки . Она обладает отменными вкусовыми качествами и многими полезными (диетическими) свойствами. По содержанию белков капуста превосходит свеклу, репу, брюкву, морковь и многие другие овощи.

Капуста на нашем столе считается едва ли не самым простым и привычным овощем. Из нее можно готовить абсолютно все – салаты, супы, вторые блюда, выпечку, она спокойно растет в любом огороде и довольно проста в выращивании.

Однако если пристальнее посмотреть на этот простой овощ, можно полноправно назвать его настоящим чудом. Салаты из свежей капусты, да и квашеной, сохраняют почти все свои питательные и лечебные свойства. А совсем недавно учёные доказали: « Хочешь долго жить - ешь капусту».

Очень полезен капустный сок, и мы решили его получить.

3. Как мы получали капустный сок.

В детском саду мы решили сами провести опыты, из каких частей капусты получится больше сока.

Для этого мы «раздели» вилок белокочанной капусты. Снимая лист за листом, мы увидели, что верхние слои листьев имеют светло-зеленую окраску, тонкие и большие, а чем ближе к центру кочана листья более толстые и мясистые, по размеру все меньше и меньше. Все листья крепятся к кочережке. Нам стало интересно, и мы рассмотрели капустный лист под микроскопом, и увидели, что он состоит из мельчайших клеточек, заполненных жидкостью.

Чтобы получить капустный сок мы размяли несколько верхних листьев и выдавили через марлю сок. Его получилось немного.

Размяли внутренние мясистые, толстые листья, отжали сок и увидели, что его получилось значительно больше.

На мелкой терке натерли кочерыжку, потому что мы не могли ее раздавить ложкой - отжатого сока получилось меньше всего.

Из чего мы сделали вывод, что получать капустный сок лучше всего из плотных листьев капусты. Проводя опыты, мы увидели, что быстрее и больше капустного сока можно получать, если использовать электромясорубку. Из 2 кг капусты получается 1 литр сока.

4. Целебные свойства капусты.

А может ли капуста лечить людей? Оказалось – да!

О лечебных свойствах капусты известно очень давно. Знаменитый ученый Пифагор утверждал, что капуста придает организму крепость, бодрость, снимает усталость, устраняет головные боли, бессонницу, успокаивает нервную систему, создает хорошее настроение. В ход идут и сок, и листья, и кочерыжки. В Древней Греции знаменитый врач Гиппократ использовал капусту при лечении отдельных заболеваний, для укрепления здоровья и рекомендовал есть капусту детям для лучшего роста.

Исследования ученых показали, что капустный сок поистине незаменим при лечении язвенной болезни желудка, что он благотворно влияет на нервную систему, обмен веществ. В народной медицине капустный сок и кашица используются для лечения длительно не заживающих ран, ожогов.

О применении сока капусты в лечебных целях мы узнали из рассказов родителей.

Мама Сережи нам рассказала, что при простуде и насморке , можно закапывать в нос сок свежей капусты. Это очень помогает.

Соседка мне рассказала, что соком капусты с мёдом можно лечить даже туберкулёз, а чистым соком – потерю голоса .

Свежий капустный сок с сахаром применяется при кашле и охриплости голоса . Надо принимать по 1 ч. ложке несколько раз в день.

Отвар капусты с медом принимают внутрь при заболеваниях дыхательных путей.

Лечебные свойства капусты мы решили проверить сами.

Опыт 1. У папы после тяжёлой работы заболела голова. Я положил ему лист капусты и через некоторое время боль утихла, а потом прошла совсем.

Опыт 2 . У моей бабушки стали часто болеть колени. Мы взяли листья капусты, приложили к коленям, обвернули теплой тканью и оставили на ночь. Утром от боли не осталось и следа.

Опыт 3 . Когда наша соседка обожгла руку, мы с мамой предложили ей взять1ст. ложку свежего сока капусты, 1 сырой белок яйца, взболтать их и эту смесь прикладывала к ранке. Ранка быстро затянулась.

Опыт 4 . Когда я сильно устаю, мама даёт мне сок свежей капусты или салат из капусты. Через некоторое время я снова бодрая и весёлая.

С давних времен сок и кашица свежей капусты широко используется в косметологии как средство по уходу за кожей. Кашица капусты применяется для уменьшения сухости кожи, снятия пигментных пятен, как противовоспалительное, противомикробное лекарство. Сок капусты хорош для ополаскивания лица и приготовления масок. Маски способствуют осветлению и омоложению кожи лица.

И все это – в обычном растении, которое можно встретить на каждом огороде!

4. Такая вкусная капуста

Зимой и весной витамины нужны больше обычного, поэтому самое время налечь на салаты из свежих овощей. Салат из свежей капусты можно готовить в сочетании с разными овощами: морковью, луком, яблоками, хреном, кислой капустой, свеклой, сельдереем, зеленью петрушки, укропом, зеленым луком.

В группе мы готовили салат из свежей капусты, моркови и репчатым луком. Свежую капусту и лук нарезать нам помогла, Ася Александровна, а морковь натерли сами. Затем смешали все овощи и заправили их подсолнечным маслом. Наш салат понравился всем детям в группе.

Из книг мы подобрали разные рецепты с использованием разных видов капусты и сделали памятки для наших мам.

Салат из капусты с морковью и репчатым луком

капуста белокочанная - 200г

морковь - 200г

лук репчатый - 100г

чеснок - 1 зубчик

укроп (семена) - 1 ч.л.

масло растительное и соль - по вкусу

Капусту вымыть и нарезать соломкой. Морковь вымыть и нарезать длинной тонкой соломкой. Лук очистить, нарезать тонкими кольцами. Чеснок очистить и растолочь или нарезать очень мелко. Семена укропа размолоть. Соединить все овощи, добавить размолотые семена укропа, растительное масло и соль, тщательно перемешать.

Салат из капусты со свежими огурцами

Для того, чтобы приготовить салат из капусты ,

понадобится для теста: 300 - 500 г пекинской капусты,

1-2 огурца, 2 яйца,

1 луковица, зелень, соль, перец,

оливковое масло либо майонез для заправки.

Для салата кочан пекинской капусты вымыть, высушить и мелко нашинковать.

Яйца для салата из капусты отварить вкрутую, огурец нарезать соломкой, измельчить лук.

Выложить приготовленные ингредиенты в салатник, тщательно перемешать, посолить, поперчить, добавить мелко нарубленную зелень: укроп или петрушку. Заправить салат из капусты оливковым маслом или майонезом по вашему усмотрению.

Готовый салат украсить свежей зеленью и подавать на стол.

Салат из капусты с яблоками и свеклой.

Капуста 400гр.

Свекла – 400гр.

Яблоки – 200гр.

Майоран (зелень) – 50гр.

Мед – 50 гр.

Гвоздика – 2шт.

Капусту крупно нашинковать, залить кипятком, выдержать в нем до остывания, воду слить. Свеклу натереть на крупной терке, пропассеровать в течение 2 мин. Из яблок удалить сердцевину и нашинковать. Все соединить, добавить мед, растертую гвоздику, лимонный сок и мелко нарезанную зелень эстрагона, тщательно перемешать.

Салат из китайской капусты.

китайская капуста - 300г;

огурец - 1 шт.; сладкий перец (зеленый или желтый) –2 шт.

зеленые оливки - 2 горсти;

соль, черный молотый перец, оливковое масло - по вкусу

С огурца срезать кожуру и нарезать соломкой. Перец разрезать на половинки, удалить семена и нарезать тонкой соломкой. Капусту тонко нашинковать.

Положить в салатник капусту, посолить по вкусу и хорошенько отжать. Добавить к капусте перец и огурец.

Положить оливки, часть которых порезать колечками, а часть оставить целыми.

Перемешать салат, поперчить и полить оливковым маслом. Салат готов.

Заключение.

Результатом исследования стали, следующие выводы:

  1. Гипотеза о том, что знания, полученные детьми о капусте научат их видеть необычное в обычном - подтвердилась.
  2. Гипотеза о том, что капусту можно использовать в целебных и целях - подтвердилась.
  3. Гипотеза о том, что капусту можно использовать в практический целях - подтвердилась.
  4. Результаты исследования имеют практические значения. Предложенные рецепты из капусты используются для приготовления разнообразных салатов и профилактики различных заболеваний родителями воспитанников дома.

Вот и закончилось наше путешествие. Нам ещё много надо узнать о капусте. Мы желаем вам совершить свои открытия. И не обязательно за ними далеко ходить. Знайте – удивительное совсем рядом!

Список используемой литературы:

  1. Справочная литература – энциклопедии «Хочу всё знать», «Справочник школьника»;
  2. Толковый словарь В.Даля, универсальный словарь русского языка;
  3. В.В. Решетняк «Рассказы о растениях – переселенцах»;
  4. Наедине с природой О.Н. Гаврилова. Издательство Ю. Мандаринки. 2000;
  5. Ознакомление дошкольников с природой;
  6. Все обо всем. Мир вокруг нас. Издательство «Астрель»;
  7. «Большая книга». Издательство «Росмен»; 2005.
  8. Стихи и рассказы о растительном мире. О.Е.Громова. издательство

«Творческий центр» 2007г;

  1. Природа вокруг нас. Л.Б. Поддубная. Издательство торговый дом «Корифей», 2008г.
  2. Дошкольное воспитание № 12. 2007 стр.45;
  3. Читаем, учимся, играем В.Г.Смелова Издательство ТЦ «Сфера», 2007;

13.Интернет – сайты: http: //www/cabbage.tj/lecarstvo/index1.php

http: //studiyavkusa.livejourna1.com/15412.html.