Все о медицине. Что такое молодильные яблоки в сказках и есть ли они в реальности

Всем нам в детстве читали сказки наши мамы и бабушки. Думаю каждый помнит сказку про яблоки которые дают молодость. Помните?! Но что такое молодильные яблоки в сказках и есть ли они в реальности? В русских народных сказках эти яблоки необычные. Они избавляют от смертельных болезней, могут продлить жизнь и вернуть молодость. Думаете это только в сказках? Не стоит думать, что все так просто. Подобные чудеса можно встретить не только в нереальном мире писательской фантазии.

Молодильные яблоки существуют на самом деле, а чтобы убедиться в этом достаточно лишь познакомиться с результатами многолетних трудов ученого-селекционера, профессора Вигорова. Долгие годы он изучал свойства различных плодово-ягодных культур, стремясь вывести новые виды, урожай которых имел бы целебные свойства.

Начало научным изысканиям профессора Вигорова положила коллекция, собранная им в 1960 году и состоящая из яблонь семисот сортов. Вместе с группой единомышленников ученый стал изучать плоды на предмет содержания в них витаминов, микроэлементов, природных антибиотиков и других соединений, полезных для человека.

Результат слегка ошарашил профессора – лишь 5 % образцов деревьев приносили плоды, содержащие биологически активные вещества в таких дозах, которые могли бы оказать на здоровье человека по-настоящему серьезное влияние.

Причем приходилось констатировать «бесполезность» таких распространенных и любимых всеми сортов, как «Белый налив», «Мельба», «Уэлси», «Папировка», «Коричневое полосатое», «Грушовка московская», «Пепин шафранный» и многие другие. Содержание в их плодах двух главных витаминов – С и Р было очень мало, так что говорить о восполнении их дефицита за счет активного поедания яблок было невозможно.

Но труды не были напрасны, потому что в результате долгих экспериментов были отобраны сорта, плоды которых отличались очень высоким содержанием витаминов и других полезных веществ. Тогда то и родилась у профессора Вигорова идея создать совершенно новый вид яблонь.

Успех пришел к ученому не сразу. В те годы, на которые пришлось начало его опытов, основными направлениями работы селекционеров считалось повышение урожайности, улучшение вкуса и внешнего вида плода. Поэтому в своей работе Вигорову пришлось столкнуться со многими трудностями, непониманием коллег и противостоянием бюрократов-функционеров, руководивших деятельностью научных организаций.

И все же, настойчивый ученый добился своего – на свет появились яблоки, которые тут же получили неофициальное название «молодильные». Как говаривал в те времена сам профессор, если съесть 1 или 2 молодильных яблока, то польза от этого будет сопоставима с употреблением 10 кг обычных плодов.

Итак, какие же сорта яблонь можно отнести к молодильным? Это «Налив алый», «Бабушкино», «Рецепт Черненко», «Витаминное Исаева». Данные разновидности предназначены для выращивания в средней полосе нашей страны, а для Сибирских регионов и Урала подходят «Долго», «Ранетка Десертная», «Зорька», «Грушовка омская».

Все перечисленные сорта характеризуются высоким содержанием в их плодах витаминов Р и С. Поэтому регулярное употребление таких яблок способствует нормализации артериального давления и оздоровлению сердечно-сосудистой системы.

Другую группу молодильных яблок составляют сорта, потребление урожая которых помогает предупреждать возникновение желудочно-кишечных заболеваний, а также повышает общий иммунитет. К этим видам относятся «Уральское масленичное», «Дынное Диброва», «Анисик омский», «Аркад желтый», «Абрикосовое», «Персиковое, «Северянка Лисавенко».

Благодаря усилиям научной группы Вигорова было создано несколько сортов груш, которые можно назвать лечебными. Их плоды содержат антибиотик артубин, прием которого способствует профилактике воспалительных процессов и предупреждает развитие моче-каменной болезни. Это, главным образом, дальневосточные сорта «Тема», «Оля», «Сибирячка».

Поработал профессор и с черной смородиной, главным достоинством которой считается наличие витамина С. В выведенных сортах его содержание в 3-4 раза больше, нежели в традиционно выращиваемых. Это «Голубка», «Память Мичурина» и «Победа».

Для профилактики неврозов и нарушений нервной деятельности человека незаменим витамин В2. Большое его количество было обнаружено в сливах, после чего в результате целенаправленной работы появились сорта «Желтые хлопоты» и «Чернослив маньчжурский».

В борьбе с раком полезным считается витамин В9, которого много в плодах выведенной Вигоровом вишни «Гриот Победа»и ягодах малины «Память Кузьмина».

На всю эту работу у профессора и его соратников ушло более 40 лет. К сожалению, довести свою деятельность до логичного конца Вигорову не удалось, он слишком рано ушел из жизни, после чего многие из его начинаний были преданы забвению.

Так что сегодня перечисленные выше сорта яблок и других культур все еще остаются большой редкостью. В питомниках и специальных селекционных центрах можно встретить лишь некоторые образцы лечебных сортов. Наиболее полной коллекцией могут похвастаться Мичуринский московский сад и Ботанический сад МГУ.

Так что молодильные яблоки это яблоки Вигорова. И они реальные! Закажите саженцы этих яблонь и посадите у себя на участке!

Мифы и легенды о молодильных яблоках есть у многих народов. Но у древних славян, греков и скандинавов они особенные - с массой занятных подробностей. «Царь очень постарел, - повествует сказка, - и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть...»

Царь обращался к сыновьям, младший из которых - Иван - в итоге добыл и яблок, и воды. По сути, украл и то, и другое, преодолев многочисленные охранные системы.

Поразительно, но все яблочные сады стерегли особы женского пола. У древних скандинавов секьюрити возглавляла богиня Идунн . У греков - геспериды , некие божественные и воинственные создания, подчинявшиеся Гере - жене Зевса. В мифах древних славян от молодильных яблок отгоняла богиня Лыбедь, она же Синеглазка.

СКАЗКА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В БЫЛЬ

Мифы они и есть мифы, - говорит Владимир Коваль из московской лаборатории энерго -информационного обмена, которого я попросил поискать рациональное зерно в древних легендах. - Но благодаря какому-то внешнему воздействию яблоки вполне могли приобрести целебные свойства. Подобные эксперименты проводил Анатолий Охатрин в своей микролептонной лаборатории. С помощью особых излучателей он передавал информацию от одного объекта на другой. Например, на яблоки. Буквально накладывал на них «поле» таблетки анальгина, помещенной в излучатель. Обработанные таким образом яблоки помогали от головной боли. Теоретически плоды способны записать и омолаживающую информацию. Но где взять ее источник, я не знаю.

В том, что омолаживающая информация в принципе существует, уверен Петр Гаряев , старший научный сотрудник отдела теоретических проблем Российской академии наук и основоположник так называемой волновой генетики. По его мнению, молекулы ДНК постоянно обмениваются неким излучением, возможно, электромагнитной природы. Оно управляет развитием человека от зачатия до смерти. И меняется со временем. Ученый считает, что молодому и растущему организму присущи «молодые» волны. Задача их распознать, уловить и усилить для последующего облучения стареющих органов и тканей. И они начнут омолаживаться за счет команд генам производить юные клетки.

Кто знает, может быть, напрямую такое сотворить нереально, только - через яблоки. А если точнее, то через воду, которая в них содержится.

ОБРЯДЫ

ДЛЯ ДЕВУШЕК

Девушки гадали на яблоках о будущей любви. Это, наверное, самое простое гадание. Нужно собраться с подружками у блюда с яблоками (яблок должно быть столько же, сколько девушек), взять первое попавшееся и надкусить.

Если плод кислый - любовь будет нерадостной;сладкий - счастливой;горький - безответной;мало сока - сердечный друг неласков;плод сочный - любимый будет нежным и заботливым;попадется червяк - к сопернице.

ДЛЯ ПАРНЕЙ

Парни делали «любовные присушки». Но занимались этим в одиночестве - без друзей и прочих свидетелей. Для начала выбирали самое крупное красивое яблоко в своем саду, разрезали его пополам и в середину укладывали записку с именем любимой. Затем нужно было половинки яблока связать и положить на солнце. Считалось, что по мере того как яблоко будет сохнуть, любимая девушка начнет ощущать к вам все большую склонность.

ПОВЕРЬЕ

До Яблочного Спаса яблок и других овощей (кроме огурцов) взрослые люди, особенно те, которые потеряли маленьких детей, старались не есть. Бытовало поверье, что всем детям, попавшим в Царствие Небесное, дарят яблоки и другие фрукты. Но если родители до Яблочного Спаса пробовали яблоки, то их ребенок на небесах остается без угощения.

ЖИВАЯ ВОДА В НАГРУЗКУ

В мифах и легендах молодильным яблокам сопутствовала живая вода. В мифе о гесперидах прямо указывается на то, что дерево с молодильными яблоками было подарено Гере Геей - матерью-Землей.

Возможно, - говорит Владимир Коваль, - эти самые сады находились в аномальных зонах - геопатогенных, как их сейчас называют. В них имелось благодатное электромагнитное излучение, идущее из недр Земли. Оно действовало на воду, и та приобретала регенерирующие свойства, а яблоки - омолаживающие. Вода ведь и в самом деле - уникальное творение природы. Доказано экспериментами: она способна записывать информацию. У нынешних исследователей есть даже такой термин - «память воды». Яблоки же могли служить своего рода дозатором - предположим, записывать ровно столько молодильной информации, сколько нужно.

Не исключено, что живительные аномальные зоны существуют и поныне. Где? Лишь один миф - славянский - указывает на конкретное место: Девичь-гора на реке Лыбедь под Киевом .

Ездили туда специалисты, - говорит Коваль. - Нашли яблоки. Но они не омолаживали по крайне мере явно. Наверное, излучение давно пропало. С аномальными зонами такое бывает - они мигрируют. Но искать стоит. Можно ради эксперимента высадить яблоневые черенки в музее-заповеднике «Коломенское», около известного всей Москве оврага с загадочным Девьим камнем, который якобы исполняет желания. Вдруг вырастет то, что нужно. Если верить мифам, то на листочках у заветной яблоньки должен появиться серебристый налет, а сами яблочки стать золотистыми.

СОВЕТ «КП»

Думай о хорошем

Пока не найдены сказочные молодильные яблоки, предлагаем сделать более полезными любые. Валерий Лепилов, кандидат физико-математических наук, своими экспериментами доказал: добрые мысли, внушаемые воде любого плода, благотворно действуют на организм. Злые, наоборот, вредят. Поэтому хотя бы не ругайтесь в присутствии овощей и фруктов. А лучше похвалите их, подумайте, прежде чем куснуть, о добром и хорошем. Попросите у того же яблока здоровья и силы. Может, и омолодитесь слегка. И неспроста, наверное, на Яблочный Спас принято носить яблоки в церковь - святить, как куличи. Там они напитываются целебной силой.

Древний рецепт-заговор

Взять большое яблоко, по утренней заре разделить его ножом пополам и двумя половинками водить по щекам, лбу, подбородку (против часовой стрелки), говоря при этом такие слова: «Заря-заряница, Марья Мудреница, забери кручину да мои морщины у рабы Божией (имя). Аминь. Аминь. Аминь». Перед этими заговорными словами следует 3 раза прочесть «Отче наш». Все это проделать еще два дня подряд. Затем закопать все три яблока в нехожалом месте, и, как только они сгниют, пропадут ваши морщины.

В прошлом номере мы обещали опубликовать материал о том, как подбирать домашние растения по своему знаку зодиака. Но ведь Яблочный Спас важнее и злободневнее. А про цветы в горшочках читайте в следующем номере. Приносим свои искренние извинения.

Роли озвучивали Мультипликаторы Оператор Звукооператор Студия Страна

СССР СССР

Длительность

20 мин. 22 сек.

Премьера IMDb BCdb Аниматор.ру

«Молоди́льные я́блоки » - рисованный мультфильм 1974 года, который создал с особой теплотой и лиризмом режиссёр Иван Аксенчук по мотивам русской народной сказки.

Сюжет

Старый селянин посылает троих своих сыновей добыть ему молодильное яблоко с условием, что тот, кто выполнит поручение, унаследует дом и землю-матушку. Три брата добираются до развилки трёх дорог и находят камень с надписью: «Кто поедет от сего камня прямо, будет голоден и холоден. Кто вправо поедет, жив и здрав будет, а коня потеряет. А кто влево поедет, честь и славу найдёт, а сам убит будет». Старшие братья, не дорожа конями, едут направо и попадают в кабак, где пьют и играют всё отведённое на поиски время. Младший сын Иван решает, что «за отца-родителя и голову сложить не страшно», и отправляется налево. Он встречает Серого Волка, который становится его другом и помощником. Иван добирается на Волке до замка Царя-воителя, хозяина сада с молодильными яблоками. Тот требует в обмен на яблоко Златогривого коня, что хранится у Кащея Бессмертного. Кащей соглашается отдать коня за красавицу Синеглазку. Волк помогает добыть Синеглазку, обводит вокруг пальца и Кащея, и злого царя. Иван возвращается в родные края на чудесном коне, с невестой и с яблоком для батюшки, но его подстерегают проигравшиеся до нитки братья, забивают дубинками и крадут яблоко, спеша отличиться перед отцом. Синеглазка своим искренним поцелуем возвращает суженого к жизни. Иван приезжает домой и выводит обманщиков на чистую воду. Ему, как самому честному, и достаётся отцовская земля.

Создатели

  • Автор сценария: А. Сажин
  • Режиссёр: Иван Аксенчук
  • Художники-постановщики: С. Соколов, В. Лалаянц
  • Композитор: Ю. Саульский
  • Оператор: Б. Котов
  • Звукооператор: Г. Мартынюк
  • Художники-Мультипликаторы: В. Шевков, Л. Рябинин, Ю. Кузюрин, В. Лалаянц, А. Букин, Н. Фёдоров, А. Абаренов, Л. Крылова, Л. Каюков, А. Давыдов
  • Ассистент режиссёра: З. Плеханова
  • Ассистент художника: Е. Пророкова
  • Монтажер: М. Михеева
  • Редактор: Пётр Фролов
  • Директор картины: Ф. Иванов

Роли озвучивали

  • Гарри Бардин - Иван
  • Борис Андреев - Отец
  • Анатолий Папанов - Волк, старший и средний братья
  • Алексей Грибов - Воитель
  • Георгий Милляр - Кощей Бессмертный
  • Юлия Бугаева - Синеглазка
  • Эльвира Бруновская - Птица-счастье

Издание на видео

О мультфильме

Аксенчук никогда не избегал новаторских решений. На «Молодильных яблоках» одобрял попытки С.М.Соколова и В.Г.Лалаянца подойти к фольклорному материалу по-новому, избежать «диснеевского» или «билибинского» стиля.
Особенно много экспериментов было осуществлено на «Молодильных яблоках». Художник-постановщик С.М.Соколов и оператор Б.С.Котов предложили множество интересных приемов - световых, операторских. Для худсовета были проведены пробные съемки. Один характерный пример - мерцание птицы Сирин. Фигура птицы, нарисованная белым контуром на целлулоиде, была раскрашена с сохранением прозрачности материала - так, чтобы целлулоидный лист превратился в подобие витража. Снизу к целлулоиду приклеивали вырезанную по силуэту компоновки измятую фольгу. Когда все это попадало под софиты мультстанка, фольга отражала свет сквозь целлулоид, и Сирин вспыхивала множеством цветных искр. Этот эффект достигался без применения традиционных операторских приемов: прожогов, оптических впечаток и прочего.

Георгий Бородин. «К 90-летию Ивана Аксенчука»

Напишите отзыв о статье "Молодильные яблоки (мультфильм)"

Примечания

Ссылки

  • «Молодильные яблоки» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • на «Аниматор.ру »
  • на сайте «Энциклопедия отечественного кино»

Отрывок, характеризующий Молодильные яблоки (мультфильм)

Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.
– Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.
Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали всё для блестящей свадьбы.

Граф Илья Андреич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву. Графиня всё была нездорова, и не могла ехать, – а нельзя было ждать ее выздоровления: князя Андрея ждали в Москву каждый день; кроме того нужно было закупать приданое, нужно было продавать подмосковную и нужно было воспользоваться присутствием старого князя в Москве, чтобы представить ему его будущую невестку. Дом Ростовых в Москве был не топлен; кроме того они приехали на короткое время, графини не было с ними, а потому Илья Андреич решился остановиться в Москве у Марьи Дмитриевны Ахросимовой, давно предлагавшей графу свое гостеприимство.
Поздно вечером четыре возка Ростовых въехали во двор Марьи Дмитриевны в старой Конюшенной. Марья Дмитриевна жила одна. Дочь свою она уже выдала замуж. Сыновья ее все были на службе.
Она держалась всё так же прямо, говорила также прямо, громко и решительно всем свое мнение, и всем своим существом как будто упрекала других людей за всякие слабости, страсти и увлечения, которых возможности она не признавала. С раннего утра в куцавейке, она занималась домашним хозяйством, потом ездила: по праздникам к обедни и от обедни в остроги и тюрьмы, где у нее бывали дела, о которых она никому не говорила, а по будням, одевшись, дома принимала просителей разных сословий, которые каждый день приходили к ней, и потом обедала; за обедом сытным и вкусным всегда бывало человека три четыре гостей, после обеда делала партию в бостон; на ночь заставляла себе читать газеты и новые книги, а сама вязала. Редко она делала исключения для выездов, и ежели выезжала, то ездила только к самым важным лицам в городе.

В сказках русских писателей молодильные яблоки встречаются довольно часто. Они чудесным образом излечивали болезни и продлевали жизнь сказочным героям. Удивительно то, что такие яблоки есть на самом деле!

Это доказал селекционер, профессор Л.И. Вигоров, который занимался созданием плодов и ягод, имеющих лечебные и профилактические свойства. А начиналось все с того, что в 1950 году профессор начал создавать в Свердловске уникальный сад, к 1960 году собрал коллекцию из 700 сортов яблонь, и к концу 1968 года там уже было 1200 сортов одних только яблонь, не считая десятков других плодовых культур.

В своих работах Леонид Иванович ссылался на слова Мичурина, который завещал своим последователям вывести сорт яблок, которые излечивали бы многие болезни и продлевали жизнь. Селекционер изучал в своей лаборатории содержание в плодах витаминов, природных антибиотиков, микроэлементов и других полезных для человека соединений.

В ходе этой работы ученый выяснил, что подавляющее большинство сортов яблонь, да и других плодовых культур с действительно полезными для человека плодами, встречаются очень редко. Из исследованных им сортов лишь 5% содержали в яблоках такое количество биологически активных веществ, которые могли оказать положительное влияние на здоровье людей.

Профессор пришел к выводу, что такие распространенные сорта яблок, как «Белый налив», «Папировка», «Мельба», «Уэлси», «Коричное полосатое», «Пепин шафранный», «Грушовка московская» и некоторые другие, имеют низкое содержание двух главных для организма витаминов - С и Р, и не восполняют их дефицит в организме. Однако в коллекции Вигорова нашлись яблони, плоды у которых богаче витаминами в десятки раз, чем перечисленные. Вот эти сорта профессор и использовал для выведения молодильных яблок.

Однако в те годы отечественные селекционеры, да и весь мир, пошли по другому пути. Главным критерием в их работе были выбраны урожайность, внешний вид и вкус яблока. Таким образом, создание яблока здоровья отошло на второй план.

Профессор Вигоров любил говорить, что всего несколько штук молодильных яблок в день заменит 10 кг обычных. Именно в отношении этих целебных плодов говорится в известной английской поговорке «Аn apple a day keeps a doctor away» - «Одно яблоко в день - и врач не нужен».

Потребовалось более 40 лет, чтобы результаты работы Л.И. Вигорова были по достоинству оценены. Интерес ученых и садоводов к сортам его коллекции повышается с каждым годом.

Молодильные яблоки профессора Вигорова действительно существуют, а их лечебный эффект подтвержден и проверен в уральских клиниках. В частности, для средней полосы России к ним относятся такие сорта яблонь, как «Налив алый», «Рецепт Черненко», «Бабушкино», «Витаминное Исаева». Для Сибири и Урала - «Долго», «Зорька», «Ранетка Десертная», «Грушовка омская».

Среди сортов, способных предупреждать желудочно-кишечные заболевания, признаны: «Уральское масленичное», «Анисик омский», «Дынное Диброва», «Аркад желтый».

А такие сорта яблок, как «Абрикосовое», «Северянка Лисавенко», «Персиковое», препятствуют старению клеток и повышают иммунитет.

Здесь можно упомянуть и молодильные сорта груш. Большинство известных нам европейских сортов особой лечебной ценности не представляют.

А вот те, которые «пришли» к нам с Дальнего Востока - «Тема», «Сибирячка», «Оля», полезны, поскольку содержат антибиотик арбутин, который предупреждает воспалительные процессы и образование камней в почках. В отобранных Вигоровым сортах черной смородины «Голубка», «Победа», «Память Мичурина» витамина С содержится в 3-4 раза больше, чем во многих других сортах.

Витамин B2, который необходим для профилактики неврозов и нормализации нервной системы человека, профессором обнаружен в сортах сливы «Чернослив маньчжурский» и «Желтые хлопоты». В вишне «Гриот Победа» и малине «Память Кузьмина» содержится много витамина В9, который усиливает иммунитет и обладает противораковой активностью.

Что касается облепихи, шиповника, актинидии, боярышника, рябины и жимолости, то они практически все накапливают ценный комплекс витаминов и биологически активных элементов. К примеру, в рябине и облепихе триптофана, из которого в организме образуется серотонин, известный нам как гормон счастья, содержится больше чем в бананах. Так что молодильными могут быть не только яблоки.

Потребовалось около 40 лет, прежде чем ученые и садоводы оценили результаты труда профессора Л.И. Вигорова. К сожалению, он не дожил до этого времени. Да и сейчас в продаже сорта молодильных яблок встречаются не так уж и часто.

Где можно купить молодильные яблоки? Лечебные сорта плодовых культур наиболее доступны в питомниках и селекционных центрах.

Черенками и саженцами молодильных яблок можно обзавестись и у частных садоводов.

Наиболее полная коллекция поливитаминных плодовых культур собрана в Ботаническом саду МГУ и Мичуринском саду в Москве, где тоже продаются саженцы и черенки для привития. Ешьте молодильные яблоки и всегда будете здоровы!

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына: старшего звали Федором, второго Василием, а младшего Иваном.

Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой, Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть.

Царь собирает пир на весь мир, зовет на пир князей и бояр и говорит им:

Кто бы, ребятушки, выбрался из избранников, выбрался из охотников, съездил за тридевять земель, в тридесятое царство, привез бы молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.

Тут больший стал хорониться за середнего, а середний за меньшого, а от меньшого ответу нет.

Выходит царевич Федор и говорит:

Неохота нам в люди царство отдавать. Я поеду в эту дорожку, привезу тебе, царю-батюшке, молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец.

Пошел Федор-царевич на конюший двор, выбирает себе коня неезженого, уздает узду неузданую, берет плетку нехлестаную, кладет двенадцать подпруг с подпругою - не ради красы, а ради крепости… Отправился Федор-царевич в дорожку. Видели, что садился, а не видели, в кою сторону укатился…

Ехал он близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечеру - красна солнышка до закату. И доезжает до росстаней, до трех дорог. Лежит на росстанях плита-камень, на ней надпись написана:

«Направо поедешь-себя спасать, коня потерять. Налево поедешь - коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь - женату быть».

Поразмыслил Федор-царевич: - «Давай поеду - где женату быть».

И повернул на ту дорожку, где женатому быть. Ехал, ехал и доезжает до терема под золотой крышей. Тут выбегает прекрасная девица и говорит ему:

Царский сын, я тебя из седла выну, иди со мной хлеба-соли откушать и спать-почивать.

Нет, девица, хлеба-соли я не хочу, а сном мне дороги не скоротать. Мне надо вперед двигаться.

Царский сын, не торопись ехать, а торопись делать, что тебе любо-дорого.

Тут прекрасная девица его из седла вынула и в терем повела. Накормила его, напоила и спать на кровать положила.

Только лег Федор-царевич к стенке, эта девица живо кровать повернула, он и полетел в подполье, в яму глубокую…

Долго ли, коротко ли, - царь опять собирает пир, зовет князей и бояр и говорит им:

Вот, ребятушки, кто бы выбрался из охотников - привезти мне молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.

Тут опять больший хоронится за середнего, а середний за меньшого, а от меньшого ответу нет.

Выходит второй сын, Василий-царевич:

Батюшка, неохота мне царство в чужие руки отдавать. Я поеду в дорожку, привезу эти вещи, сдам тебе в руки.

Идет Василий-царевич на конюший двор, выбирает коня неезженого, уздает узду неузданую, берет плетку нехлестаную, кладет двенадцать подпруг с подпругою.

Поехал Василий-царевич. Видели, как садился, а не видели, в кою сторону укатился… Вот он доезжает до росстаней, где лежит плита-камень, и видит:

«Направо поедешь-себя спасать, коня потерять.

Налево поедешь - коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь - женату быть».

Думал, думал Василий-царевич и "поехал дорогой, где женатому быть. Доехал до терема с золотой крышей. Выбегает к нему прекрасная девица и просит его откушать хлеба-соли и лечь почивать.

Царский сын, не торопись ехать, а торопись делать, что тебе любо-дорого…

Тут она его из седла вынула, в терем повела, накормила, напоила и спать положила.

Только Василий-царевич лег к стенке, она опять повернула кровать, и он полетел в подполье.

А там спрашивают:

Кто летит?

Василий-царевич. А кто сидит?

Федор-царевич.

Вот, братан, попали!

Долго ли, коротко ли, - в третий раз царь собирает пир, зовет князей и бояр:

Кто бы выбрался из охотников привезти молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.

Тут опять больший хоронится за середнего, середний за меньшого, а от меньшого ответу нет.

Выходит Иван-царевич и говорит:

Дай мне, батюшка, благословеньице, с буйной головы до резвых ног, ехать в тридесятое царство - поискать тебе молодильных яблок и живой воды, да поискать ещё моих братьецев.

Дал ему царь благословеньице. Пошел Иван-царевич в конюший двор - выбрать себе коня по разуму. На которого коня ни взглянет, тот дрожит, на которого руку положит - тот с ног валится…

Не мог выбрать Иван-царевич коня по разуму. Идет повесил буйну голову. Навстречу ему бабушка-задворенка.

Здравствуй, дитятко, Иван-царевич! Что ходишь кручинен-печален?

Как же мне, бабушка, не печалиться - не могу найти коня по разуму.

Давно бы ты меня спросил. Добрый конь стоит закованный в погребу, на цепи железной. Сможешь его взять - будет тебе конь по разуму.

Приходит Иван-царевич к погребу, пнул плиту железную, свернулась плита с погреба. Вскочил ко добру коню, стал ему конь своими передними ногами на плечи. Стоит Иван-царевич - не шелохнется. Сорвал конь железную цепь, выскочил из погреба и Ивана-царевича вытащил. И тут Иван-царевич его обуздал уздою неузданой, оседлал седельцем неезженым, наложил двенадцать подпруг с подпругою - не ради красы, ради славушки молодецкой.

Отправился Иван-царевич в путь-дорогу. Видели, что садится, а не видели, в кою сторону укатился… Доехал он до росстаней и поразмыслил:

«Направо ехать - коня потерять, - куда мне без коня-то? Прямо ехать - женату быть, - не за тем я в путь-дорогу выехал. Налево ехать - коня спасти, - эта дорога самая лучшая для меня».

И поворотил он по той дороге, где коня спасти - себя потерять. Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, по зелёным лугам, по каменным горам, ехал день до вечеру - красна солнышка до закату - и наезжает на избушку.

Стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке.

Избушка повернулась к лесу задом, к Ивану-царевичу передом. Зашел он в неё, а там сидит баба-яга, старых лет. Шелковый кудель мечет, а нитки через грядки броеает.

Фу, фу, - говорит, - русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел.

А Иван-царевич ей:

Ах ты, баба-яга, костяная нога, не поймавши птицу - теребишь, не узнавши молодца - хулишь. Ты бы сейчас вскочила да меня, добра молодца, дорожного человека, накормила, напоила и для ночи постелю собрала. Я бы улегся, ты бы села к изголовью, стала бы спрашивать, а я бы стал сказывать - чей да откуда.

Вот баба-яга это дело все справила - Ивана-царевича накормила, напоила и на постелю уложила. Села к изголовью и стала спрашивать:

Чей ты, дорожный человек, добрый молодец, да откуда? Какой ты земли? Какого отца, матери сын?

Я, бабушка, из такого-то царства, из такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Еду за тридевять земель, за тридевять озёр, в тридесятое царство за живой водой и молодильными яблоками.

Ну, дитя мое милое, далеко же тебе ехать: живая вода и молодильные яблоки - у сильной богатырки девицы Синеглазки, она мне родная племянница. Не знаю, получишь ли ты добро…

Много молодцев проезживало, да не много вежливо говаривало. Возьми, дитятко, моего коня. Мой конь будет бойчее, довезет он тебя до моей середней сестры, она тебя научит.

Иван-царевич поутру встает ранехонько, умывается белешенько. Благодарит бабу-ягу за ночлег и поехал на её коне.

Вдруг он и говорит коню:

Стой! Перчатку обронил.

А конь отвечает:

В кою пору ты говорил, я уже двести верст проскакал…

Едет Иван-царевич близко ли, далеко ли. День до ночи коротается. И завидел он впереди избушку на курьей ножке, об одном окошке.

Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! Как мне в тебя зайти, так и выйти.

Избушка повернулась к лесу задом, к нему передом. Вдруг слышно - конь заржал, и конь под Иваном-царевичем откликнулся.

Кони-то были одностадные. Услышала это баба-яга - ещё старее той - и говорит:

Приехала ко мне, видно, сестрица в гости.

И выходит на крыльцо:

Фу-фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел.

А Иван-царевич ей:

Ах ты, баба-яга, костяная нога, встречай гостя по платью, провожай по уму. Ты бы моего коня убрала, меня бы, добра молодца, дорожного человека, накормила, напоила и спать уложила…

Баба-яга это дело все справила - коня убрала, а Ивана-царевича накормила, напоила, на постелю уложила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь держит.

Я, бабушка, из такого-то царства, из такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Еду за живой водой и молодильными яблоками к сильной богатырке, девице Синеглазке…

Ну, дитя милое, не знаю, получишь ли ты добро.

Мудро тебе, мудро добраться до девицы Синеглазки!

А ты, бабушка, дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум.

Много молодцев проезживало, да не много вежливо говаривало. Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре. Она лучше меня научит, что делать.

Вот Иван-царевич заночевал у этой старухи, поутру встает ранехонько, умывается белешенько. Благодарит бабу-ягу за ночлег и поехал на её коне. А этот конь ещё бойчей того.

Вдруг Иван-царевич говорит:

Стой! Перчатку обронил.

А конь отвечает:

В кою пору ты говорил, я уж триста верст проскакал…

Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Едет Иван-царевич день до вечера - красна солнышка до закату. Наезжает на избушку на курьей ножке, об одном окошке.

Избушка, избушка, обернись к лесу задом, ко мне передом! Мне не век вековать, а одну ночь ночевать.

Вдруг заржал конь, и под Иваном-царевичем конь откликнулся. Выходит на крыльцо баба-яга, старых лет, ещё старее той. Поглядела - конь её сестры, а седок чужестранный, молодец прекрасный…

Тут Иван-царевич вежливо ей поклонился и ночевать попросился. Делать нечего! Ночлега с собой не возят - ночлег каждому: и пешему и конному, и бедному и богатому.

Баба-яга все дело справила - коня убрала, а Ивана-царевича накормила, напоила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь держит.

Я, бабушка, такого-то царства, такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Был у твоей младшей сестры, она послала к середней, а середняя к тебе послала. Дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум, как мне добыть у девицы Синеглазки живой воды и молодильных яблок.

Так и быть, помогу я тебе, Иван-царевич. Девица Синеглазка, моя племянница, - сильная и могучая богатырка. Вокруг её царства - стена три сажени вышины, сажень толщины, у ворот стража - тридцать богатырей. Тебя и в ворота не пропустят. Надо тебе ехать в середину ночи, ехать на моем добром коне. Доедешь до стены - бей коня по бокам плетью нехлестаной. Конь через стену перескочит. Ты коня привяжи и иди в сад. Увидишь яблоню с молодильными яблоками, а под яблоней колодец. Три яблока сорви, а больше не бери. И зачерпни из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец. Девица Синеглазка будет спать, ты в терем к ней не заходи, а садись на коня и бей его по крутым бокам. Он тебя через стену перенесет.

Иван-царевич не стал ночевать у этой старухи, а сел на её доброго коня и поехал в ночное время. Этот конь поскакивает, мхи-болота перескакивает, реки, озера хвостом заметает.

Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, доезжает Иван-царевич в середине ночи до высокой стены. У ворот стража спит - тридцать могучих богатырей Прижимает он своего доброго коня, бьет его плетью нехлестаной. Конь осерчал и перемахнул через стену. Слез Иван-царевич с коня, входит в сад и видит - стоит яблоня с серебряными листьями, золотыми яблоками, а под яблоней колодец. Иван-царевич сорвал три яблока, а больше не стал брать да зачерпнул из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец. И захотелось ему самою увидать, сильную, могучую, богатырку, девицу Синеглазку.

Входит Иван-царевич в терем, а там спят - по одну сторону шесть полениц - девиц-богатырок и по другую сторону шесть, а посредине разметалась девица Синеглазка, спит, как сильный речной порог шумит.

Не стерпел Иван-царевич, приложился, поцеловал её и вышел… Сел на доброго коня, а конь говорит ему человеческим голосом:

Не послушался, ты, Иван-царевич, вошел в терем к девице Синеглазке. Теперь мне стены не перескочить.

Иван-царевич бьет коня плетью нехлестаной.

Ах ты, конь, волчья сыть, травяной мешок, нам здесь не ночь ночевать, а голову потерять!

Осерчал конь пуще прежнего и перемахнул через стену, да задел об неё одной подковой - на стене струны запели и колокола зазвонили.

Девица Синеглазка проснулась да увидала покражу:

Вставайте, у нас покража большая!

Велела она оседлать своего богатырского коня и кинулась с двенадцатью поленицами в погоню за Иваном-царевичем.

Гонит Иван-царевич во всю прыть лошадиную, а девица Синеглазка гонит за ним. Доезжает он до старшей бабы-яги, а у неё уже конь выведенный, готовый. Он - со своего коня да на этого и опять вперед погнал… Иван то царевич за дверь, а девица Синеглазка - в дверь и спрашивает у бабы-яги:

Бабушка, здесь зверь не прорыскивал ли?

Нет, дитятко.

Бабушка, здесь молодец не проезживал ли?

Нет, дитятко. А ты с пути-дороги поешь молочка.

Поела бы я, бабушка, да долго корову доить.

Что ты, дитятко, живо справлюсь…

Пошла баба-яга доить корову - доит, не торопится. Поела девица Синеглазка молочка и опять погнала за Иваном-царевичем.

Доезжает Иван-царевич до середней бабы-яги, коня сменил и опять погнал. Он - за дверь, а девица Синеглазка - в дверь:

Бабушка, не проскакивал ли зверь, не проезжал ли добрый молодец?

Нет, дитятко. А ты бы с пути-дороги поела блинков.

Да ты долго печь будешь.

Напекла баба-яга блинков - печет, не торопится. Девица Синеглазка поела и опять погнала за Иваном-царевичем.

Он доезжает до младшей бабы-яги, слез с коня, сел на своего коня богатырского и опять погнал. Он - за дверь, девица Синеглазка - в дверь и спрашивает у бабы-яги, не проезжал ли добрый молодец.

Нет, дитятко. А ты бы с пути-дороги в баньке попарилась.

Да ты долго топить будешь.

Что ты, дитятко, живо справлю…

Истопила баба-яга баньку, все изготовила. Девица Синеглазка попарилась, обкатилась и опять погнала в сугон. Конь её с горки на горку поскакивает, реки, озера хвостом заметает. Стала она Ивана-царевича настигать.

Он видит за собой погоню: двенадцать богатырок с тринадцатой - девицей Синеглазкой - ладят на него наехать, с плеч голову снять. Стал он коня приостанавливать, девица Синеглазка наскакивает и кричит ему:

Что ж ты, вор, без спросу из моего колодца пил да колодец не прикрыл!

Что ж, давай разъедемся на три прыжка лошадиных, давай силу пробовать.

Тут Иван-царевич и девица Синеглазка заскакали на три прыжка лошадиных, брали палицы боевые, копья долгомерные, сабельки острые. И съезжались три раза, палицы поломали, копья-сабли исщербили - не могли друг друга с коня сбить. Незачем стало им на добрых конях разъезжаться, соскочили они с коней и схватились в охапочку.

Боролись с утра до вечера - красна солнышка до закату. У Ивана-царевича резва ножка подвернулась, упал он на сыру землю. Девица Синеглазка стала коленкой на его белу грудь и вытаскивает кинжалище булатный - пороть ему белу грудь. Иван-царевич и говорит ей:

Не губи ты меня, девица Синеглазка, лучше возьми за белые руки, подними со сырой земли, поцелуй в уста сахарные.

Тут девица Синеглазка подняла Ивана-царевича со сырой земли и поцеловала в уста сахарные. И раскинули они шатер в чистом поле, на широком раздолье, на зеленых лугах. Тут они гуляли три дня и три ночи. Здесь они и обручились и перстнями обменялись.

Девица Синеглазка ему говорит:

Я поеду домой - и ты поезжай домой, да смотри никуда не сворачивай… Через три года жди меня в своем царстве.

Сели они на коней и разъехались… Долго ли, коротко ли, не скоро дело делается, скоро сказка сказывается, - доезжает Иван-царевич до росстаней, до трех дорог, где плита-камень, и думает:

«Вот нехорошо! Домой еду, а братья мои пропадают без вести».

И не послушался он девицы Синеглазки, своротил на ту дорогу, где женатому быть… И наезжает на терем под золотой крышей. Тут под Иваном-царевичем конь заржал, и братьевы кони откликнулись. Кони-то были одностадные…

Иван-царевич взошел на крыльцо, стукнул кольцом - маковки на тереме зашатались, оконницы покривились. Выбегает прекрасная девица.

Ах, Иван-царевич, давно я тебя поджидаю! Иди со мной хлеба-соли откушать и спать-почивать.

Повела его в терем и стала потчевать. Иван-царевич, не столько ест, сколько под стол кидает, не столько пьет, сколько под стол льет. Повела его прекрасная девица в спальню:

Ложись, Иван-царевич, спать-почивать.

А Иван-царевич столкнул её на кровать, живо кровать повернул, девица и полетела в подполье, в яму глубокую.

Иван-царевич наклонился над ямой и кричит:

Кто там живой?

А из ямы отвечают:

Федор-царевич да Василий-царевич.

Он их из ямы вынул - они лицом черны, землей уж стали порастать. Иван-царевич умыл братьев живой водой - стали они опять прежними.

Сели они на коней и поехали… Долго ли, коротко ли, доехали до росстаней. Иван-царевич и говорит братьям:

Покараульте моего коня, а я лягу отдохну.

Лег он на шелковую траву и богатырским сном заснул. А Федор-царевич и говорит Василию-царевичу:

Вернемся мы без живой воды, без молодильных яблок - будет нам мало чести, нас отец пошлет гусей пасти.

Василий-царевич отвечает:

Давай Ивана-царевича в пропасть спустим, а эти вещи возьмем и отцу в руки отдадим.

Вот они у него из-за пазухи вынули молодильные яблоки и кувшин с живой водой, а его взяли и бросили в пропасть. Иван-царевич летел туда три дня и три ночи.

Упал Иван-царевич на самое взморье, опамятовался и видит - только небо и вода, и под старым дубом у моря птенцы пищат - бьет их погода.

Иван-царевич снял с себя кафтан и птенцов покрыл. а сам укрылся под дуб.

Унялась погода, летит большая птица Нагай. Прилетела, под дуб села и спрашивает птенцов:

Детушки мои милые, не убила ли вас погодушка-ненастье?

Не кричи, мать, нас сберег русский человек, своим кафтаном укрыл.

Птица Нагай спрашивает Ивана-царевича:

Для чего ты сюда попал, милый человек?

Меня родные братья в пропасть бросили за молодильные яблоки да за живую воду.

Ты моих детей сберег, спрашивай у меня, чего хочешь: злата ли, серебра ли, камня ли драгоценного.

Ничего, Нагай-птица, мне не надо: ни злата, ни серебра, ни камня драгоценного. А нельзя ли мне попасть в родную сторону?

Нагай-птица ему отвечает:

Достань мне два чана - пудов по двенадцати - мяса.

Вот Иван-царевич настрелял на взморье гусей, лебедей, в два чана поклал, поставил один чан Нагай-птице на правое плечо, а другой чан - на левое, сам сел ей на хребет. Стал птицу Нагай кормить, она поднялась и летит в вышину.

Она летит, а он ей подает да подает… Долго ли, коротко ли так летели, скормил Иван-царевич оба чана. А птица Нагай опять оборачивается. Он взял нож, отрезал у себя кусок с ноги и Нагай-птице подал. Она летит, летит и опять оборачивается. Он с другой ноги срезал мясо и подал. Вот уже недалеко лететь осталось. Нагай-птица опять оборачивается. Он с груди у себя мясо срезал и ей подал.

Тут Нагай-птица донесла Ивана-царевича до родной стороны.

Хорошо ты кормил меня всю дорогу, но слаще последнего кусочка отродясь не едала.

Иван-царевич ей и показывает раны. Нагай-птица рыгнула, три куска вырыгнула:

Приставь на место.

Иван-царевич приставил - мясо и приросло к костям.

Теперь слезай с меня, Иван-царевич, я домой полечу.

Поднялась Нагай-птица в вышину, а Иван-царевич пошел путем-дорогой на родную сторону.

Пришел он в столицу и узнает, что Федор-царевич и Василий-царевич привезли отцу живой воды и молодильных яблок и царь исцелился: по-прежнему стал здоровьем крепок и глазами зорок.

Не пошел Иван-царевич к отцу, к матери, а собрал он пьяниц, кабацкой голи и давай гулять по кабакам.

В ту пору за тридевять земель, в тридесятом царстве сильная богатырка Синеглазка родила двух сыновей. Они растут не по дням, а по часам. Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается - прошло три года. Синеглазка взяла сыновей, собрала войско и пошла искать Ивана-царевича.

Пришла она в его царство и в чистом поле, в широком раздолье, на зеленых лугах раскинула шатер белополотняный. От шатра дорогу устелила сукнами цветными. И посылает в столицу царю сказать:

Царь, отдай царевича. Не отдашь, - все царство потопчу, пожгу, тебя в полон возьму.

Царь испугался и посылает старшего - Федорацаревича. Идет Федор-царевич по цветным сукнам, подходит к шатру белополотняному. Выбегают два мальчика:

Нет, детушки, это ваш дяденька.

А что прикажешь с ним делать?

А вы, детушки, угостите его хорошенько.

Тут эти двое пареньков взяли трости и давай хлестать Федора-царевича пониже спины. Били, били, он едва ноги унес.

А Синеглазка опять посылает к царю:

Отдай царевича…

Пуще испугался царь и посылает середнего - Василия-царевича. Он приходит к шатру. Выбегают два мальчика:

Матушка, матушка, это не наш ли батюшка идет?

Нет, детушки, это ваш дяденька. Угостите его хорошенько.

Двое пареньков опять давай дядю тростями чесать. Били, били, Василий-царевич едва ноги унес.

А Синеглазка в третий раз посылает к царю:

Ступайте, ищите третьего сынка, Ивана-царевича. Не найдете - все царство потопчу, пожгу.

Царь ещё пуще испугался, посылает за Федором-царевичем и Василием-царевичем, велит им найти брата, Ивана-царевича. Тут братья упали отцу в ноги и во всем повинились: как у сонного Ивана-царевича взяли живую воду и молодильные яблоки, а самого бросили в пропасть.

Услышал это царь и залился слезами. А в ту пору Иван-царевич сам идет к Синеглазке, и с ним идет голь кабацкая. Они под ногами сукна рвут и в стороны мечут.

Подходит он к белополотняному шатру. Выбегают два мальчика:

Матушка, матушка, к нам какой-то пьяница идет с голью кабацкой!

А Синеглазка им:

Возьмите его за белые руки, ведите в шатер. Это ваш родной батюшка. Он безвинно три года страдал.

Тут Ивана-царевича взяли за белые руки, ввели в шатер. Синеглазка его умыла и причесала, одежу на нем сменила и спать уложила. А голи кабацкой по стаканчику поднесла, и они домой отправились.

На другой день Синеглазка и Иван-царевич приехали во дворец. Тут начался пир на весь мир - честным пирком да и за свадебку. Федору-царевичу и Василию-царевичу мало было чести, прогнали их со двора - ночевать где ночь, где две, а третью и ночевать негде…

Иван-царевич не остался здесь, а уехал с Синеглазкой в её девичье царство.

Тут и сказке конец.