Японская чайная традиция. Чайная церемония в Японии: в поисках идеала

Чайная церемония в глазах европейца - это экзотический ритуал, красивое приготовление чая или духовная практика. В китайской чайной церемонии все это есть, но на первый план выступает наслаждение вкусом, ароматом и чем-то неуловимым в ощущениях. Путь к чайной церемонии в ее современной форме был долог. Все началось около 3000 лет назад, когда китайцы обнаружили лечебные свойства растения Camellia Sinensis и стали варить чай и добавлять чайные листья в пищу. Такой способ приготовления был хорош для грубых сортов чая, полезные свойства которых невозможно раскрыть путем настаивания. Вместе с появлением новых изысканных сортов чая совершенствовались и способы приготовления напитка.

Искусство приготовления чая (гунфу ча) распространялось буддийскими монахами, которые первыми обнаружили бодрящие и лекарственные свойства чая. На протяжении двух тысяч лет для приготовления чая использовались различные техники и инструменты. Со временем сформировался необходимый набор посуды и инструментов для чайной церемонии, и выработались правила приготовления различных сортов и видов чая.

В китайской чайной церемонии используется только высококачественный полуферментированный чай - улун. (Иногда встречается написание «оолонг», появившееся из ошибочной транскрипции английского слова «oolong», которое на самом деле читается как «улун».) Улуны - это совершенно особая группа чаев, названная «чаем черного дракона» и «императором чайного мира». Китайцы классифицируют улун как бирюзовый чай. (Иероглиф, означающий «бирюзовый», также означает молодость и свежую зелень.) Для приготовления улунов используются молодые чайные листья и почки, выращенные высоко в горах, и собранные, высушенные и скрученные по особой технологии. Говоря простым языком, улун не такой крепкий, чтобы называться черным чаем (или красным, если следовать китайской классификации), но более концентрированный и богатый, чем зеленый чай.

Естественно, что чай, на производство которого затрачено столько труда, требует особого внимания при приготовлении. Улуны - это праздничные чаи. Они не подойдут для поспешного завтрака или офисного чаепития. Китайская чайная церемония- единственный способ раскрыть все тонкости «черного дракона», но этот способ требует мастерства и опыта, специальной посуды и несколько часов свободного времени. Чайная церемония никогда не проводится «на десерт», после приема пищи должно пройти 2-3 часа. Чтобы ничего не отвлекало от восприятия вкусов и ароматов, за несколько часов до церемонии не следует есть острые, кислые или сладкие блюда, курить, пить алкоголь и пользоваться духами. Однако, большое количество чая на голодный желудок может вызвать неприятные ощущения. На протяжении чайной церемонии гостю может быть предложено до 20 чашек чая. Когда каждая последующая заварка отличается от предыдущей, количество впечатлений, полученных за несколько часов церемонии, превысит впечатления от всего чая, выпитого до этого. Единственное участие в гунфу ча может перевернуть представление человека о чае.

Первое условие китайской чайной церемонии - хороший улун. Высококачественные улуны производятся только в Китае. Существует четыре вида улунов: южнофуцзяньские, северофуцзяньские, гуандунские (кантонские), и тайваньские. Самым известным сортом улунов считается южнофуцзяньский Тегуаньинь из уезда Аньси - чай железной бодхисатвы. Тегуаньинь обычно используется для ознакомления новичков с чайной церемонией, так как его насыщенный и долгий вкус и постепенно меняющийся аромат понятен всем. Тайваньские улуны слабой ферментации также подходят для знакомства с церемонией. Они обладают свежим ароматом, насыщенным цветом настоя и сладким вкусом. Многие материковые улуны настолько нежны, что без специальной подготовки сложно прочувствовать их прелесть. Опытный мастер поможет подобрать сорт улуна в зависимости от опыта и вкусов гостей.

Гунфу ча проводится только с неароматизированными улунами. Нет смысла проводить чайную церемонию ради наслаждения «ароматизаторами, идентичными…». Исключение составляют улуны с естественной ароматизацией лепестками цветов или крошкой женьшеня и молочный улун (Най Сян Цзинь Сюань), имеющий натуральный легкий молочно-сливочный аромат. Однако, настоящие любители чая признают только чистый улун без примесей. К сожалению, в супермаркетах невозможно найти чай для чайной церемонии. В лучшем случае, удастся купить хороший повседневный чай.

Улуны для чайной церемонии продаются в специализированных магазинах и чайных клубах. Свежий и качественный улун не может быть дешев, но цена - не единственный ориентир при выборе чая. Многие специализированные магазины и чайные клубы предлагают дегустацию чая и дают рекомендации по приготовлению понравившегося сорта. Чем выше сорт чая, тем больше полезных веществ он содержит, так как сырье для таких чаев выращивается высоко в горах, где нет вредного воздействия цивилизации. При приготовлении высокосортных улунов используется в основном ручной труд профессиональных сборщиков.

Следует учитывать, что при исследованиях полезных свойств чая, ученые часто не видят разницы между зеленым чаем и улуном и не принимают во внимание способ его приготовления. Высококачественный улун, приготовленный во время чайной церемонии, содержит множество витаминов, органических кислот, минералов, белков и прочих полезных веществ. После гунфу ча многие чувствуют легкость и прилив сил, что можно объяснить как угодно: мистическими свойствами чая или очищением крови от шлаков.

В чайной церемонии на втором месте по важности после чая находится вода. Китайские мастера использовали (и продолжают использовать) воду из горных источников. В средней полосе России тоже есть немало родников с вкусной водой, но чтобы использовать родниковую воду для приготовления чая нужна абсолютная уверенность в чистоте источника. Вода из колодцев не в почете у китайских мастеров гунфу ча, но в современных условиях колодезная вода бывает лучше водопроводной. Многие фильтры для очистки воды делают ее безжизненной, что также нехорошо для чайной церемонии. Чайные клубы обычно используют мягкую бутилированную воду.

Настоящий мастер способен приготовить улун даже в походных условиях, но для того, чтобы гости насладились не только вкусом и ароматом чая, но и демонстрацией чайного действа с точно рассчитанными движениями рук мастера, для гунфу ча требуется специальная посуда: сосуд для хранения чая, чайная доска с поддоном для сбора воды, спиртовка или горелка, чайник для подогрева воды, сосуд для знакомства с чайными листьями, заварочный чайник, ситечко, сосуд для разливания чая, чайные пары (пиала + высокая чашка), инструменты (ложка, игла, щипцы, воронка и кисточка), полотенце.

Во время китайской чайной церемонии от гостя требуется только вдыхать аромат и наслаждаться вкусом. Мастер будет рад ответить на интересующие вопросы, разделить эмоции и поддержать мысли, рожденные чаем. Японская чайная церемония намного сложнее, так как требует особого настроя и сосредоточения не только от мастера, но и от всех гостей. Во время японской церемонии чай размалывается в мелкий порошок, который взбивается в пену. Японская чайная церемония - это эстетизм примитивной простоты, однако для приготовления чая по-японски используется намного больше инструментов, чем в китайской традиции. Цель японской чайной церемонии - концентрация, очищение и стремление к внутренней гармонии.

Ольга Бородина

Японская церемония чаепития представляет собой необычный ритуал, уходящий своими корнями в эпоху Средневековья. Фактически она стала неотъемлемой часть культуры этой восточной страны.

На территорию Японии чай попал благодаря китайским монахам-буддистам. В контексте такого исторического прошлого многие обыватели предполагают, что у китайской и японской традиций чаепития очень много общего. В реальности же все несколько иначе, несмотря на наличие определенных тождественных аспектов. Главное общее звено – культ чая и всецелое погружение в происходящее таинство.

Не будем углубляться в историю возникновения этого мероприятия, а остановимся на ее ключевых аспектах.

Домик в саду

Традиционно небольшие чайные домики располагались в уединенных местах, исторически так сложилось, что таковыми были преимущественно сады. Гости должны заходить не сразу и не все вместе. Обувь необходимо снять у порога, а остальные вещи оставить в комнате.

К самому домику ведет небольшая дорожка из камня. Визуально она напоминает тропу в горах и является олицетворением отстранения от ежедневной суеты, хлопот и забот. Вечером и ночью тропинку освещают небольшие и не слишком яркие фонари, они должны лишь освещать дорожку, а не отвлекать внимание.

У входа располагается отдельный колодец, водой из которого необходимо омыть руки и лицо.

Домик должен быть простым, без какой-либо демонстрации богатства или роскоши. Внутри располагается всего одна небольшая комнатка.

Потолочная зона у входа – низкая, дабы все путники непроизвольно склоняли голову. Через такой вход не могли пройти самураи во всеоружии, поэтому они снимали все мечи за порогом, а вместе с ними и мирские, государственные и семейные заботы.

Основы и традиции

Для церемонии чаепития используют обычную посуду из глины или керамики. Никаких излишеств – доступность и простота. В Японии почитают не только стариков, но и соответствующую посуду, в отличии от той же европейской традиции.

Традиционный набор всего необходимого для церемонии хранился в небольших шкатулках. В сравнении с китайской традицией набор предметов и принадлежностей более чем скромный: небольшая мешалка для заварки, ложка для насыпания чая, 2-3 чашки для гостей, 1 большая чашка с которой пьют все, чайник для заваривания воды и сам чай.

Воду для заваривания чая необходимо поставить на огонь еще до прихода гостей. Непосредственно напротив двери, на стене висел старый завернутый свиток с определенным изречением, посвященным церемонии, посредством которого древние японцы и определяли тему для всех разговоров. В комнате непременно присутствовал и небольшой букет свежих цветов, курильница.

Хозяин должен встречать гостей снаружи, а вот в сам чайный домик входить после всех. До момента заваривания чая каждому посетителю предлагают легкие угощения. После небольшой трапезы все выходят на свежий воздух и готовятся к главному действу – чаепитию. Хозяину за несколько минут необходимо поменять букет цветов в нише на новый.

Постепенно гости входят в комнатку, а в это время хозяин приступает к завариванию порошкового напитка. Во время этой процедуры все внимательно прислушиваются к окружающим звукам, благодаря чему возникает эффект легкой медитации и абстрагирования от проблем.

В большую общую чашу засыпают чай, постепенно добавляя в него небольшое количество кипятка. Медленно помешивают бамбуковым изделием до образования однородной массы. На поверхности должна образоваться пена с зеленоватым оттенком. После чего добавляют воду и получают готовый чай.

Особой важности действие – передача чаши с напитком.

После того как хозяин поклонился, он передает ароматный напиток самому почетному из присутствующих гостей. Левая ладонь у гостя украшена шелковым платком. Чашу необходимо взять правой рукой, затем поставить ее на другую руку и отлить небольшое количество чая. Платок кладется на циновку, крайняя части общей чаши аккуратно вытирается салфеткой и блюдо передается по кругу.

Затем наступает не менее важная часть церемонии чаепития – умиротворенная беседа присутствующих, которые наслаждаются чаем. При этом обговаривать можно только ту тему, которая была указана в свитке.

После того как тему достаточно обсудят, а чай выпьют, хозяин выходит из домика, а гости в это время оценивают окружающую обстановку.

Постепенно они выходят из чайного домика. Хозяин кланяется каждому из гостей, сохраняя молчание. После чего входит в домик и сидит там несколько минут, вспоминая те чувства, которые сопровождали его во время церемонии. На завершающем этапе все убирается, и домик остается в чистом виде до следующей церемонии.


Поделитесь рецептом любимого чая с читателями нашего сайта!

Пожалуй, одной из самых захватывающих и известных церемоний, связанных с Японией является тя но ю (chanoyu, 茶の湯), чайная церемония, которую также иногда называют садо («путь чая», sado, 茶道). Существует не так много церемоний, которые были бы настолько отточены и выверены. Сложная и в то же время предельно простая, одновременно незамысловатая и преисполненная глубокого смысла, чайная церемония может служить метафорой не только самурайскому идеалу, но и всей Японии.


Краткая история

Чай приобрел популярность в Японии в период Камакура благодаря стараниям монаха Эйсая (1141-1215). Примерно пятидесятью года ми позднее буддийский монах Даё (1236-1308) вернулся из путешествия в Китай и привез с собой знания о китайской чайной церемонии в той форме, в которой она практиковалась в буддийских монастырях. Искусство проведения церемонии практиковалось и оттачивалось монахами, пока священник Сюко (1422-1502) не продемонстрировал его сёгуну Асикаге Ёсимасе. Почитавший различные искусства Ёсимаса одобрил церемонию, и с этого момента она стала распространяться за пределами храмов.


Неудивительно, что в начале чайная церемония являлась времяпрепровождением знати, так как чай в то время в основном употреблялся высшими слоями общества. Изменения начались с появлением мастера Сен-но Рикю(1522-1591). Рикю изучал чайные традиции с ранних лет и впоследствии оказал большое влияние на дальнейшее развитие эстетики японской чайной церемонии. Стиль церемоний Асикага был приспособлен для знати, в нем использовались искусная китайская посуда, а сама церемония проводилась таким образом, чтобы не оскорбить никого из важных гостей. В своем видении церемонии Рикю стремился к минимализму: заменил дорогую утварь на более практичную, а вычурные и зачастую безвкусные чайные домики знати - на маленькие и простые, называемые Sôan. Единственным путем внутрь такого домика была маленькая дверь нидзиригути. Любой желавший пройти в неё должен был наклониться, независимо от своего статуса, что способствовало созданию духа равенства. Также дверь служила символическим рубежом, отделяющим пространство спокойствия и тишины чайного домика от суеты внешнего мира. Рикю видел чайную церемонию как мероприятие вне социальных и политических событий.

В 1579 году Сэн-но Рикю стал мастером чайной церемонии у Оды Нобунаги, который с большим интересом изучал чайные традиции и коллекционировал дорогие и редкие предметы для чайных церемоний. После смерти Нобунаги тремя годами позднее, он стал проводить церемонии у Тоётоми Хидэёси и достиг статуса наиболее авторитетного мастера в области чайных церемоний. Хидэёси высоко ценил мастерство Рикю, однако Рикю не одобрял цели, для которых Хидэёси использовал церемонию - в качестве форума для обсуждения государственных дел. Рикю считал, что такой подход нарушает, если не уничтожает полностью гармонию церемонии. Так или иначе, по причинам, неизвестным доподлинно, Хидэёси приказал Рикю совершить сепукку, однако искусство проведения чайных церемоний продолжило развиваться в соответствии с принципами, сформулированными Рикю.

Краткое описание

Обычно чайную церемонию проводят в специальной чайной комнате, тясицу. Гости входят через нидзиригути. Чайная комната планируется таким образом, чтобы первым, что видит входящий, был свиток какэмоно в нише токонома. Как правило, на свитке каллиграфически выводится какое-либо высказывание. Свиток тщательно подбирается в зависимости от настроения или времени года, и гости ненадолго задерживаются перед ним, прежде чем занять место у очага в центре комнаты.


После гостей входит хозяин, обменивается с гостями поклоном и садится напротив них. Пока вода закипает, гостям подается кайсеки - легкая еда, которая должна не только быть вкусной, но и красиво выглядеть. Эта еда не предназначена для насыщения, её главная роль в процессе - эстетическая. Подается немного саке и сладостей вагаси. После этого гости ненадолго выходят, а хозяин совершает необходимые приготовления и меняет свиток на тябана - композицию цветов или веток. Когда все готово, гости возвращаются, и церемония переходит к самой важной части.

Вначале посуда символически очищается, и хозяин приступает к приготовлению густого зеленого чая. Гости в молчании внимательно наблюдают за его действиями. Разговоры во время церемонии не приветствуются и считаются невежливыми. Чай засыпается в чашу с небольшим количеством воды и размешивается до образования однородной массы. Затем в чашу добавляется ещё кипяток, чтобы довести чай до нужной консистенции. Хозяин передает чашу гостям, и те по очереди отпивают из нее, что символизирует единение присутствующих. Затем хозяин вновь передает чашу гостям, но уже пустую, чтобы они могли внимательно её рассмотреть.

После этого хозяин готовит чай в чашках для каждого гостя. На этом этапе гости начинают беседу, предметом которой может быть свиток с изречением, тябана, чай, посуда или что-либо другое, обязательно связанное с церемонией. Когда церемония завершается, хозяин выходи первым, чтобы гости могли еще раз оценить комнату и все предметы в ней. Пока гости выходят, хозяин стоит снаружи и кланяется уходящим. После этого он возвращается в чайную комнату, восстанавливая в памяти прошедшую церемонию, а затем убирает все предметы, чтобы комната приняла в точности такой же вид, как и до начала церемонии.

В чайной церемонии обычно используется два вида чая: койтя, более густой, немного горьковатый, он считается более «формальным» напитком, и усутя, более легкий и «неформальный». Койтя подается первым, его гости понемногу отпивают из общей чаши. Усутя используется в следующей части церемонии, его гости пьют из индивидуальных чашек. Чашки могут иметь самый разный вид и нередко подбираются в зависимости от времени года. Зимние чашки более глубокие, чтобы дольше сохраняли тепло, а летние мельче и шире, чтобы чай быстрее остывал.

На протяжении всей церемонии хозяину и гостям следует стремиться к состоянию спокойствия и безмятежности. Как сказал священник Такуан, когда писал о чайной церемонии: «делайте всё с мыслью о том, что в этой комнате мы можем насладиться потоками воды и камнями также, как мы наслаждаемся природными реками и горами, оценить различные настроения и чувства, вызываемые снегом, луной, деревьями и цветами, когда они проходят через метаморфозы времен года, появляются и исчезают, расцветают и увядают. Когда гостей встретили с должным почтением, мы тихо слушаем кипение воды в чайнике, которое звучит как ветер в сосновых иголках, и забываем о мирских печалях и заботах…»

Японцы пьют в основном зеленый чай, реже - желтый. Желтые чаи заваривают по-китайски, в гайвани, настаивая не более 2 минут. Зеленые чаи пьют и в обычном, листовом виде, и в виде порошка. Во втором случае чайные листья перед завариванием перетираются в фарфоровой ступке. Нормальным количеством заварки на 200 г воды считается 1 чайная ложка порошка (или 1,5-2 ложки листового чая). Чай заваривают в фарфоровых шаровидных чайниках, нередко, по китайскому обычаю, с ситечками для заварки. Температура воды для заваривания чая не превышает 60°C, время заваривания не превышает 4 минут. В таких условиях чай не может полностью экстрактироваться, но зато в напитке сохраняется максимум аромата, который более всего и ценят в нем японцы. Чай имеет слабый, бледно-зеленый цвет. Японские чашки обычно не имеют ручек и очень малы - их объем не превышает 50 мл. Чай из них пьют очень медленно, маленькими глотками, без сахара или иных добавок.

Чай в Японии сопровождает каждый прием пищи. Его пьют перед едой и после еды, обычно им запивают рис. Кроме повседневного чаепития, чай пьют во время японской чайной церемонии. В таких случаях готовится особый, церемониальный чай. Листья растираются в мельчайший порошок, который заваривается из расчета приблизительно 100 г чая на 500 мл воды. Полученный напиток имеет консистенцию жидкой сметаны, он очень терпкий и чрезвычайно ароматный.

В отличие от китайцев, считающих, что чай можно пить только горячим, японцы охотно пьют также холодный зеленый чай.

Японская чайная церемония

Чайная церемония(яп. - тя-но ю) - специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями.

История

По различным источникам, начало употребления чая в Японии относится к VII-VIII векам нашей эры. Чай был завезен в Японию с материка. Считается, что его завезли буддийские монахи, для которых чай был особым напитком - его пили во время медитаций и подносили Будде. По мере того, как дзен-буддизм распространялся в Японии, а священники начинали оказывать все большее влияние на культурную и политическую жизнь страны, распространялось и потребление чая. В XII веке монах Эйсай способствовал введению питья чая при дворе, представив сегуну Минамото но Санэтомо книгу «Кисса Едзеки» о сохранении здоровья с помощью чая. К XIII веку питье чая стало обычным делом у сословия самураев. Со временем из монастырей в аристократическую среду проникла практика «чайных турниров» - собраний, на которых дегустировалось большое количество сортов чая и от участников требовалось по вкусу чая определить его сорт и происхождение. В простом народе, среди крестьян и горожан также вошло в традицию чаепитие, но проходило оно гораздо скромнее, чем у знати, и представляло собой просто собрание для совместного употребления напитка за неторопливой беседой.

По образцу китайской сунской чайной церемонии японские монахи сформировали собственный ритуал совместного потребления чая. Первоначальная форма ритуала была разработана и введена монахом Дае (1236-1308). У Дае обучились первые чайные мастера - также монахи. Веком позже священник Иккю Содзюн (1394-1481), настоятель храмового комплекса Дайтокудзи в Киото, обучил чайной церемонии своего ученика Мурата Дзюко (Сюко). Последний развил и преобразовал чайную церемонию, и обучил ее проведению сегуна Асикага Есимицу, дав, таким образом, традиции «путевку в жизнь» - как и в большинстве стран, в Японии все, что принималось в обычай у правителя, тут же входило в моду у подданных.

Мурата следовал положенной в основе церемонии идее «ваби» - стремлению к простоте и естественности, отчасти, в противоположность пышности и роскоши самурайских «чайных турниров». Он объединил четыре основных принципа чайной церемонии: гармония («ва»), почтительность («кэй»), чистота («сэй») и тишина, покой («сэки»). Дальнейшее развитие чайной церемонии обеспечил Дзео Такэно (1502-1555). Он начал использовать для церемонии специальное строение - чайный домик (тясицу), которому, в соответствии с принципом «ваби», был придан вид крестьянского дома с соломенной крышей. Он же ввел в употребление в церемонии керамическую посуду грубой работы.

Ученик Дзео Такэно, выдающийся мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522-1591), доработал чайный домик и ввел в практику создание сада (тянива) и каменной дорожки (родзи), ведущей через сад к домику. Сэн-но Рикю формализовал этикет церемонии, последовательность действий участников и даже определил, какие беседы должны вестись в какой момент церемонии, чтобы создавать настроение спокойствия, отхода от забот и стремления к истине и красоте. Нововведения, сделанные Рикю, придали новое значение «саби» - принципу изысканности и красоты, также воплощенному в чайной церемонии. Обстановка церемонии направлялась на то, чтобы показать не явную, яркую, бросающуюся в глаза, а скрытую красоту, таящуюся в простых вещах, неярких красках и тихих звуках. Таким образом, к XVI веку чайная церемония из простого коллективного чаепития превратилась в мини-спектакль, который в целом рассматривался как одна из форм духовной практики и в котором каждая деталь, каждый предмет, каждое действие имели символический смысл. Японцы говорят, что «чайная церемония - искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя».

Судьба Сэн-но Рикю сложилась трагически: его эстетические принципы входили в противоречие с вкусами Тоетоми Хидэеси, предпочитавшего пышные, богатые приемы и драгоценную чайную утварь (для него в 1585 году была даже построена огон тясицу - чайная комната, покрытая золотой фольгой, все чайные принадлежности в которой были из чистого золота), и в 1591 году чайный мастер был вынужден по приказу повелителя совершить ритуальное самоубийство. Тем не менее, чайная церемония развивалась в русле принципов, выработанных Сэн-но Рикю, и ведущей школой чайной церемонии стала основанная им школа Сэнкэ. Большую роль в укреплении позиций школы сыграл внук Рикю, Сэн Сотан (1578-1658), ставший третьим по счету иэмото школы. Сыновья Сэна Сотана возглавили три ветви школы Сэнкэ: Омотэ Сэнкэ, Ура Сэнкэ и Мусянокодзи Сэнкэ.

Чайная церемония распространилась во всех слоях японского общества. К началу XVIII века в Японии сформировалась целая система чайных школ, впрочем, все они были ответвлениями школы Сэнкэ. Во главе каждой школы стоял иэмото - руководитель и старший из чайных мастеров, который управлял школой и аттестовал мастеров, прошедших в ней обучение. Главной задачей иэмото считалось поддержание неизменности канонизированной традиции чайной церемонии. В школах был разработан необходимый комплекс упражнений, предназначенный для выработки навыков чайного мастера. Естественно, там обучались всему, что связано с организацией и оформлением церемонии, с приготовлением чая, с поддержанием подобающей беседы и созданием нужного настроения.

Япония славится своими необыкновенными обычаями и традициями. Одной из них считается чайная церемония, которую уже возвели в ранг культурных достояний. Наверное, ни в одной стране не относятся к чаю так трепетно, как в странах восходящего солнца. Сегодня мы вам расскажем, как проходит чайная церемония в Японии.


История чайной церемонии

Ритуальное употребление чая в Японии уходит корнями в 8 век, когда были привезены из Китая первые чайные листья. Уже тогда их считали лекарственным средством для лечения многих заболеваний и снятия усталости.

После распространения в Японии религии Дзен, чаепитие стало важной частью ритуалов, которые проводили монахи. Основы церемонии чаепития были сформированы в 15 веке дзен-буддистом Сюко. Он дал им название «тя-но ю».

Чайная церемония в Японии строится на следующих правилах:

  1. Преодоление чувства превосходства над людьми, взаимоуважение и почтительность.
  2. Гармония человека и мира – не должно быть на одной лишней вещи и цвета, который нарушил бы церемонию.
  3. Безмятежность и спокойствие в душе.
  4. Чистота поступков, чувств и мыслей.

Стоит отметить, что в Японию чайная церемония пришла из Китая. Если китайцы построили свою церемонию на конфуцианстве, то японцы взяли за основу принципы буддизма — спокойствие, естественность, невозмутимость, простоту и безмятежность. Данные принципы помогали достичь единодушия между хозяином и гостем при помощи общения сердец.

Интересен тот факт, что ни один мастер чайной церемонии в Японии не скажет, что в своем искусстве он достиг идеала. По этой причине знаменитый мастер Рикю даже сделал себе харакири.

Со временем традиции чаепития изменились. Они демократизировались и упростились, но при этом сохранилась атмосфера грубоватой простоты и аскетизм.

Как проходит церемония чаепития

Классическая чайная церемония в Японии проходит по определенному сценарию. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Предварительный этап.

На чаепитие приглашают гостей заранее, при этом приглашение обязательно должно быть официальным. За пару дней до ритуала каждый участник отправляет организатору свою благодарность.

Число приглашенных гостей – 5 человек и сам чайный мастер. Одежды следует выбрать однотонную, спокойной расцветки. Лучше всего – шелковые японские кимоно. С собой нужно иметь веер.

Все участники собираются в специальной комнате, где выбирают секяку — почетного гостя. Выбор зависит от социального статуса и звания. После определяют детали церемонии: в каком порядке гости пройдут через чайный садик, сполоснут лицо и руки в колодце, войдут в чайный домик, как и где сядут и пр.

Первый этап.

Начинается со сбора гостей в одной комнате. Его цель – создать настроение и атмосферу ожидания церемонии, как прекрасного процесса, от которого можно получить удовольствие. В месте сбора подают кипяток в маленьких чашках.

Затем все участники по вымощенной камнем дорожке идут к чайному домику через тяниву – чайный садик. Этот процесс очень важен, так как он символизирует уход от мирских проблем и негативных эмоций. Любуясь кустами и деревьями, гости освобождают в своем сознании место для успокоения и гармонии.

В конце каменной дорожки гостей встречает чайный мастер. Он приветствует всех. После каждый совершает омовение в колодце, который расположен около входа. Это символизирует чистоту души и тела. Участники должны вначале омыть руки, затем – лицо и в конце сполоснуть рот. Также ополаскивает ручка ковша, которым зачерпывали воду.

После омовения гости заходят в тясицу – чайный домик в Японии с низким входом. Узкий и низкий вход сделан для того, чтобы даже самый знатный гость смог поклониться. Это означает равенство всех участников. Обувь снимают на пороге.


Участники, заходя в домик видят, что огонь уже зажжен и медный чайник с водой находится над огнем. На нише расположены цветы, курильница и свиток с надписями и изречениями. Именно надписи задают тему чайной церемонии. Когда все гости расположатся и изучат свиток, входит мастер.

Подготовка к приготовлению чая

Входя в домик, мастер обязательно кланяется. Его место находится возле очага, напротив всех гостей. Рядом с ним лежит посуда, необходимая при заварке чая: чашка, мешалка и шкатулка с заваркой внутри.

Пока вода греется, участникам предлагают кайсэки. Это легкая еда, которая снимает чувство голода, но к полному насыщению не приводит. Как правило, это простые и изысканные блюда японской кухни.

После приема пищи гости ненадолго выходят из домика, чтобы приготовиться к употреблению чая. В это время мастер меняет свиток на тябану – цветочную композицию.

Заварка чая

Гости обратно заходят в домик и садятся на свое место. Мастер приступает к действу. Все должно происходить в полном молчании. Участники внимательно следят за каждым движением мастера и слушают звуки воды и огня, при этом они полностью расслабляются и медитируют.

Хозяин делает символическое очищение посуды и двигается в ритме своего дыхания. Он засыпают заварку в керамическую посуду, наливает небольшое количество кипятка и размешивает бамбуковой мешалкой до появления зеленой пены. После заварка разводится горячей водой до появления необходимой консистенции. На 0,5 л воды нужно брать 150 г чайного сырья. Температура воды не должна быть выше 90 градусов. Можно использовать любые сорта зеленых чаев.

Мастер с поклоном подает почетному гостю приготовленный чай — койтя. Он правой рукой принимает чашу и ставит ее на левую ладонь, которая покрыта шелковым платком. Затем отпивает глоток и передает другому гостю.

Каждый участник должен повторить процедуру, чтобы чаша вновь оказалась у мастера. Данный обряд означает единение собравшихся. Далее чаша, но уже пустая, вновь отправляется по кругу. Так гости могут рассмотреть ее узоры.

Последняя стадия

Чайная церемония в Японии подходит к концу. Далее мастер отдельно для каждого гостя готовит легкий чай – маття. Он варится из порошка зеленого чая. На стакан воды нужно брать 5 г сырья.

В это время можно начать беседу о свитке с изречениями, цветочной композиции и чайной утвари. Участникам подают сладкие угощения — омогаси.

После завершения беседы мастер извиняется и выходит из чайного домика. Гости еще раз осматривают свиток, цветы, очаг и выходят наружу. На прощание мастер кланяется каждому уходящему участнику, благодаря за посещение. Когда все уйдут, хозяин еще некоторое время медитирует в домике, а затем убирает всю утварь и цветы.

Виды церемонии

В Японии чайные церемонии имеют множество видов. Выделим самые традиционные:

  1. Специальная чайная церемония. В Японии ее проводят в честь какого-либо события. Например, дружеской или деловой встречи.
  2. Ночная церемония. Начинается с восходом луны. Гостей приглашают к 23 часам, а провожают только под утро. Напиток для ритуала делается очень крепким.
  3. Церемония на восходе солнца. Длится с 3-х до 6 часов утра. Отличное время для медитации и расслабления.
  4. Утреннее чаепитие. Проводиться только в жаркую погоду в 5-6 часов утра.
  5. Послеобеденное чаепитие. Начинается в час дня, после обеда.
  6. Вечерний ритуал. Начинается в 18 часов вечер и длится вплоть до захода солнца.

Сегодня в Японии чайная церемония представляет собой способ достижения смысла в жизни. Все, что касается ритуала – чайный домик, садик, одежда, и жесты несут в себе некие философские взгляды.

Участвовать в чайной церемонии означает проникнуться японской культурой и ее непревзойденным колоритом. При помощи данной традиции можно расслабиться и насладиться спокойствием.