Греческая водка Узо – особенности вкуса и рецепты коктейлей. Какие алкогольные напитки попробовать в греции

Одним из самых распространенных и популярных спиртных напитков в Греции является раки. Практически в каждом магазинчике Греции или на рынке на входе можно увидеть стилизованные чаны с краниками, которые напоминают нам самовар. В этих чанах находится раки или, чтобы было понятнее, местная виноградная самогонка, которую, всяк вошедший, может попробовать.

Рядом с чаном имеются маленькие 50-и граммовые одноразовые стаканчики из которых вы и сможете угоститься. Это своеобразная традиция и греческий комплимент от хозяев заведения и предлагается он бесплатно, причем в неограниченном количестве. Похожие напитки в Греции, произведенные из винограда и его производных, называются «ципуро» и «ракомелло». Ракомелло, это та же самогонка, но настоянная на меду. Очень полезная и не заменимая вещь при простуде.

Чаны с раки на рынке Ханьи

Официально производство этих напитков в Греции путем перегонки было узаконено в 1920 г. на Крите. Кстати, комплимент от заведения в виде бесплатного стаканчика раки наиболее популярен именно на Крите. На других островах и на материке вы такой щедрости практически не встретите.

В Балканских странах, например, в Болгарии или Черногории тоже есть виноградная водка и называется она ракия. В Турции это ракы. Эти названия произошли от арабского слова «арака» и имеют общие корни. Кстати, в Турцию раки распространили греки.

Раки в Греции, это скорее традиционный напиток, он прост в изготовлении и его производство в домашних условиях разрешено официально. Его крепость составляет примерно 35-40 градусов, а может и выше. Ракомело имеет крепость чуть меньше и употребляется в основном, как десертный напиток или в качестве лекарства. Неплохая замена бальзаму.


Ракомело и раки в греческих магазинчиках


А так продают раки и ракомело в горах местные жители

И ещё кое-что о греческих традиционных напитках.

Вода. Греки очень много пьют воды. Повелось это ещё со времен Гиппократа, который утверждал, что чистая вода, это источник долголетия. Может именно поэтому греки и являются самыми долгоживущими в Европе. В Греции воду подают обязательно к столу. В тавернах её подают просто так, в основном, как комплимент или подарок. Причем в стоимость заказа вода, как правило, не входит.


Воду подают к десерту и воду обязательно подают к кофе. Кстати, о кофе. Обратите внимание, греческий кофе всегда должен подаваться с пенкой - каймаки (kaimaki). В противном случае грек может обидеться. А если гречанка желает выразить благосклонность к мужчине, она обязательно подаст кофе с каймаки. Если без пенки, значит мужчина ей не по душе.

Говорят, что две вещи сводят с ума иностранцев в современной Греции – греческие женщины и греческое узо: одинаково жгучие, ароматные, пьянящие. И если знакомство с гречанкой – дело случая, то с узо все обстоит гораздо проще. Достаточно присесть за покрытый чистой клетчатой скатертью столик в маленькой приморской таверне, глубоко втянуть ноздрями соленый голубой средиземноморский воздух, подозвать, щелкнув пальцами, проворного официанта, поглядеть ему со значением в глаза и произнести в пол-голоса: «Эна узаки, паракало»- «Пожалуйста, стаканчик узо». Только и всего.

Узо – напиток мужской, традиционный. Стаканчиком узо встречают гостей, провожают друзей, поднимают в знак желания двух назнакомых между собой компаний познакомиться поближе и продолжить вечер вместе. Главное здесь – не перепутать и не переборщить: нельзя пьянеть, нельзя переедать, и главное: нельзя пить узо неразбавленным, иначе не избежать нарушения двух первых «заветов».
В узкий, высокий стакан наливается до половины ароматный прозрачный напиток, резко пахнущий анисом, добавляются два кубика льда, немного холодной воды, благодаря которой узо из прозрачного превращается в матово-белый, и начало застолью положено. Западноевропейские туристы, хоть раз посетившие Грецию, увозят с собой на родину, кроме рецептов приготовления знаменитого «деревенского салата» и «мусаки», привычку пить в час аперитива стаканчик узо- то ли в знак ностальгии о проведенных возле теплого, самого чистого в Европе, гостеприимного греческого моря волшебных каникул, то ли потому, что вместе с терпким узо в их жилы просочились капли ихора – прозрачной крови богов греческой мифологии, следы которой, как утверждают греки, можно обнаружить у всех жителей южного, изрезанного скалами лоскута Балканского полуострова.
Чтобы насладиться стаканчиком узо не надо готовить сложные и жирные закуски: достаточно нескольких маслин, щупальца осьминога, блюдечка золотисто-зажаренной хамсы, нескольких кубиков маринованных овощей – и компания греков может беседуя просидеть за столом весь вечер. Узо также сопровождает рыбный стол, там, где европейцы традиционно предпочитают белое вино. Ну а о морских «фруктах» - устрицах, мидиях и прочих съедобных раковинах –и говорить не приходится: узо под них пьется как вода!
Греки говорят, что если в названии месяца нет буквы «р», то полагается пить узо: в жару, которая расплавляет греческие улицы с мая по август, центры городов пустеют. Бесконечная серебряная река автомобилей зарывается в песок и гальку на морском побережье, благо до моря рукой подать буквально из любой точки страны. Одичавшие за зиму берега вновь густо «заселяются», и бело-черные, точно пингвины, официанты не успевают обегать столики, с «четвертинками» узо и пирамидами тарелочек с закусками на подносах.
Трудно найти грека, не пробовавшего узо, практически всему мужскому населению Греции знакома в подробностях процедура его производства, но очень и очень немногие знают историю происхождения его названия.
«Узо»? Наверняка, слово турецкого происхождения! Ведь говорят. что именно беженцы из Малой Азии привезли с собой вместо багажа на соседние с Турцией северно-эгейские острова Хиос и Лесбос рецепт божественного напитка, такого популярного на ионических берегах.» Однако, собиратели греческого современного фольклора дают совсем другую трактовку.
В фессалийском городе Тирнаво, кроме вина, изготавливали и крепкий напиток «ципуро», причем не только на спиртных заводах, но практически во всех фессалийских хозяйствах. В огромных медных чанах вываривали виноградную кожуру с водой или испортившимся вином. Дистиллят, который получался в результате варения, перегоняли вторично, добавляя анис, соль, угольки и лук. Продукт этой сложной операции именовался (и до сих пор именуется) «ципуро» или «ракы». Некоторые гурманы подвергали «ципуро» и третьей перегонке, добавляя мастику и сахар, в результате чего в домашние бутыли заливалось «переваренное ципуро», как когда-то называли узо.
Название «узо» этот напиток получил только лишь в последние годы турецкого владычества над Грецией. В те времена в Тирнаво служил военврачом турецкой армии армянин Ставрак-бей, которого связывала тесная дружба с местными греками Андонисом Макрисом, торговцем тканями, и Димитрисом Думеникиотисом, произодителем ципуро и владельцем торговой лавки. Обычно, в часы после сиесты друзья вели бесконечные беседы о судьбах балканских стран и всего мира, потягивая «переваренное ципуро» за столиком в лавке Думеникиотиса. В один из таких послеполуденных бесед Ставрак-бею и пришла идея добавить в ципуро кое-какие новые ингредиенты, чтобы улучшить его вкус. Заводчик Думеникиотис не замедлил воплотить идею своего друга армянина на своем спиртном заводе, в результате чего получился такой тонкий на вкус напиток, что торговец тканями Макрис, полный энтузиазма, воскликнул: «Да это же uso Massalia!» Никому из жителей Тирнаво тех времен не надо было объяснять, что имел в виду «крестный отец» узо Андонис Макрис, наши же современники наверняка нуждаются в кратком пояснении: в Тирнаво с давних времен выращивали шелковичного червя и произодили в огромном количестве коконы, самые высококачественные из которых отправлялись на шелкопрядные заводы Европы, в том числе и в Марсель, с надписью «uso Massalia», то бишь «для использования в Марселе». Возглас Макриса означал, что продегустированный им напиток был высочайшего качества!
Как и у всякого национального сокровища- а узо, бесспорно, им является - у греческого узо есть свой музей. Находится он на Лесбосе, красивейшем острове Эгейского моря, родине древних лирических поэтов Сапфо и Алкея, который славится по всему миру своими бесконечными маслиновыми рощами и отменным узо. Создала этот необычный экспозиционный и дегустационный комплекс семья Варваяннисов, на протяжении вот уже почти ста семидесяти лет производящая знаменитое лесбосское узо (его еще называют митиленовским, по названию столицы острова, живописнейшего города-порта Митилены).
Кстати, самый первый, Евстафий Варваяннис, будучи умудренным предпринимательским опытом, в свои 55 лет переехал на Лесбос из...Одессы и в 1860 году построил в селении Пломари первый завод по производству узо. Выбор местоположения для своего «греческого» бизнеса было выбрано не случайно: Пломари, в наши дни небольшой провинциальный островной городок (хоть и «столица» узо!), был крупным торговым портом юной независимой Греции, откуда уходили нагруженные разными товарами корабли в страны Черноморья и, конечно, Россию. Кроме того, на Лесбосе произрастало такое количество ароматических трав, способных обогатить вкус любимой жителями эгейского побережья ракы, что знакомый с производством анисового напитка по Одессе Евстафий Варваяннис ни минуты не сомневался в успехе своего начинания. Из Константинополя был привезен в Пломари первый чан для производства узо, и уже в следующем году сам султан оказался в числе наипервейших клиентов и почитателей замечательного 46-градусного лесбосского уза «Варваяннис Бле», то есть с синей этикеткой.
За сто сорок лет традиции узо «Варваянниса» у руля завода сменилиось пять поколений, заводские сооружения были перенесены в соседний городок, расширены, модернизированы. Появились разновидности узо «Варваянниса»- ароматнейший аперитив 47-градусный аперитив «Эвзон», тончайшее на вкус, сложнейшее в производстве 48-градусное узо «Афродита», более слабое, «женское» 42-х градусное узо «»Варваяннис» с зеленой этикеткой. Не изменились только основные «составные» - несравненное качество и преданность семьи делу жизни одесского предка. Известно, что знаменитый греческий коньяк «Метакса», без которого из Греции не возвращается ни один уважающий себя русскоязычный турист, не принадлежит более грекам. Проданными оказались и такие чисто греческие предприятия, как лесбосское узо «Мини», поменяли «руки», как говорят греки, и любимые всеми греками ликеры «Эолики». Семейное предприятие Варваяннисов также не раз испытывало трудности, но, несмотря ни на что, правнуки одессита сохранили верность семейной традиции. Верными «нектару» Варваянниса оставались и остаются и истинные ценители прохладного напитка, причем немало таких, кто считает, что именно узо Варваянниса и есть настоящее, первозданного вкуса узо, этого мнения придерживаются и выходцы из Малой Азии, «турецкие» греки, как, скажем, Аристотелис Онасис...
Кстати, цена узо такова, что не надо иметь миллионы Онасиса, чтобы позволить себе насладиться им. Если вы окажетесь в Афинах, не спешите покупать узо в супермаркетах, и, главное – не зарьтесь на красивые, «фигуристые» бутылки в туристических торговых точках. Найдите время побывать на Центральном афинском рынке, в самом центре города, почти у подножия Акрополя, и зайдите в небольшую узовую лавку у входа в Рыбные ряды. Вас ошеломит изобилие марок, этикеток и названий: узо лесбосское, узо хиосское, узо фессалийское, узо пирейское, узо пелопонесское. Разная крепость, разные градусы, совершенно разные вкусы. Вы запутались? Не знаете, что выбрать? Тогда обратитесь к продавцу: он постарается подобрать наиболее отвечающее вашему вкусу. Покидая лавку, запаситесь маслинами и белоснежной греческой фетой (брынзой) – вот вы и готовы начать первое робкое знакомство с напитком греческих богов.
Вот вроде бы и все. Картина обрисована, расставлены акценты на трудных моментах, дан краткий исторический обзор вопроса. И все-таки, что-то ускользает, о чем-то я да забыла упомянуть. Ах, да! Последнее предупреждение: если вы устанете от беготни по достопримечательностям и магазинам и присядете перевести дух за столик какого-нибудь из многочисленных уличных кафетериев, не отвечайте на вопрос официанта: «Что будете пить?» односложным «Типота», то бишь «Ничего». Через несколько секунд он возвратится со стаканчиком узо и закуской: видите ли, много лет назад один хитрый кабатчик, которому смертельно надоело слышать от своих клиентов это одиозное для всех коммерсантов слово «ничего», придумал новое название для продаваемого им местного уза – «Типота», «Ничего»! Его традицию продолжают и кабатчики современные, не позволяя таким образом улепетнуть от заказа ни одному посетителю.
Вот такой волшебный напиток есть в Греции. И особенно его надо взять на заметку всем любителям выпить: потребляя его, не придется даже лгать своей жене: ведь на вопрос «Ты что пил?» всегда можно ответить с чистой совестью: «Ничего»!

Евгения Евстафиу

Согласно легенде это спиртное пили боги, чтобы обрести бессмертие. В Греции его делают повсеместно, оно является неотъемлемым атрибутом застолья. Речь идет о водке узо, которую греки считают своим национальным достоянием и предлагают попробовать каждому туристу, посетившему их страну.

Водка Узо (Ouzo) – это смесь дистиллята из виноградных выжимок и чистого этилового (зернового) спирта крепостью 40-50 градусов, настоянная на анисе и других ароматических травах: гвоздике, миндале, ромашке, шпинате, кориандре, фенхеле и других, которая после нескольких месяцев выдержки перегоняется повторно. Напиток обладает мягким сбалансированным вкусом с выраженными нотками аниса и трав, напоминающими итальянскую самбуку.

У каждого производителя узо своя оригинальная рецептура, технология и набор трав. Греческое законодательство обязывает придерживаться лишь двух правил: минимум 20% алкогольной основы должен составлять винный спирт (из жмыха или сока), анис в составе обязателен.


Как и обычная водка узо прозрачна

Историческая справка. Напитки на подобии узо (настойки винного спирта на травах) появись в византийскую эпоху. Их пили по всей территории Оттоманской империи. В XIV веке эти рецепты были популярны даже среди монахов, живших на горе Афон. По приданию именно монахи первыми начали добавлять в состав анис, который в Греции называют словом «узо».

Окончательно технология производства узо сформировалась в XIX после того как Греция обрела независимость. Центрами производства анисовой водки стали остров Лесбос, города Тирнавос и Каламата. В 1989 году название «узо» стало греческим, его могут использовать лишь производители, находящиеся на территории страны.

Как пить водку узо

1. В чистом виде. В Греции этот способ называется «Sketo». Оптимальная температура подачи узо – 18-23°C. Анисовую водку наливают в рюмки объёмом 50-100 мл и пьют маленькими глотками, улавливая оттенки вкуса. Напиток возбуждает аппетит, поэтому является отличным аперитивом.

У греков принято закусывать узо морепродуктами и легкими салатами, но он также хорошо сочетается с мясными блюдами, сырами, фруктами (виноград, цитрусовые, яблоки), маслинами, сладким десертом и крепким заварным кофе.


Традиционная закуска к узо

2. Разбавленным водой. Традиционный грецкий способ во время застолья. Для снижения крепости узо разбавляют холодной водой. В большинстве случаев используется пропорция 1:1. После добавления воды напиток быстро мутнеет и становится белым. Разбавленный узо мягче на вкус и пить его проще.


После добавления воды узо белеет

Смешивать узо с другими напитками, например, соками или спиртным, не принято.

3. Со льдом. Чтобы перебить ярко выраженный вкус аниса в бокал с узо добавляют несколько кубиков льда. Альтернативный вариант – наливать хорошо охлажденный напиток. Согреваясь во рту, анисовая водка меняет вкусовые оттенки.

Коктейли с узо

В Греции приготовление коктейлей с анисовой водкой считается кощунством, но в Европе бармены создали несколько хороших рецептов.

1. «Илиада»

  • ликер Амаретто – 60 мл;
  • узо – 120 мл;
  • клубника – 3 ягоды;
  • лед – 100 грамм.

Приготовление: наполнить бокал льдом, измельчить клубнику в блендере. Налить в бокал Амаретто и узо, добавить клубничную мякоть, хорошо перемешать.

2. «Бузо»

  • бурбон (американский кукурузный виски) – 60 мл;
  • узо – 30 мл;
  • красное сухое вино – 15 мл.

Приготовление: все ингредиенты хорошо охладить и налить в высокий бокал, очередность значения не имеет.

3. «Греческий тигр»

  • узо – 30 мл;
  • апельсиновый сок – 120 мл.

Приготовление: добавить в бокал со льдом узо и апельсиновый сок, хорошо перемешать. В некоторых рецептах коктейля апельсиновый сок заменяют лимонным.

Рецепт узо

Аналог анисовой водки можно создать в домашних условиях. Полученный напиток не имеет никакого отношения к традиционному греческому узо, но по вкусу чем-то его напоминает.

  • водка (разбавленный до 45 градусов спирт) – 1 литр;
  • вода – 2 литра;
  • анис – 100 грамм;
  • бадьян – 20 грамм;
  • гвоздика – 2 бутона;
  • кардамон – 5 грамм.

Технология:

1. В банку со спиртом добавить анис, гвоздику, бадьян и кардамон. Плотно закрыть крышкой и поставить на 14 дней в темное место с комнатной температурой.

2. Процедить спирт через марлю, разбавить его водой и перелить в перегонный куб.

3. Пряности положить в сухопарник или подвесить на марле в перегонном кубе.

4. Перегнать традиционным способом.

5. Перед употреблением готовый домашний узо выдержать 2-3 дня в тёмном месте.

Домашняя узо

У японцев есть саке, у корейцев – соджу, в Индонезии и на Бали – туак. В Греции синонимом народного духа называют узо.

Но само это название – «узо» вошло в употребление достаточно поздно, лишь во второй половине XIX века.
Рождением же своим этот исключительно греческий напиток обязан традициям, уходящим корнями в тысячелетнюю историю производства крепких спиртных напитков, появившимся еще в Древнем Египте и Персии.

Да и сама история его рождения окружена ореолом загадочности и мистики. Попробуем же приоткрыть завесу тайны…

Анис и Арак

Начнем наше расследование с одной пряности, широко известной с древнейших времен – аниса.

На самом деле, под этим именем скрываются два растения, друг на друга совершенно непохожих, да и распространенных в разных частях света.

Одно из них – анис обыкновенный – это зонтичное травянистое растение, произрастающее в основном на западе Евразии. По-гречески он называется «гликанисос» – сладкий анис.

Другое – бадьян анисовый, распространенное в Восточной Азии – вечнозеленый кустарник. По-гречески он называется – «астероидес анисон» – звездчатый анис.

Но благодаря анетолу – ароматическому эфирному маслу, содержащемуся в том и другом растении в большом количестве, еще издавна были замечены объединяющие их терапевтические и кулинарные качества.

В Древнем Египте анис использовали, наряду с тмином и майораном, для мумификации умерших.

В Древнем Китае анису поклонялись как священному растению.

В древней Греции было известно «вино Гиппократа», дошедшее под этим названием до Римской империи – настойка аниса в вине.
Именно Гиппократа можно считать отцом спиртных напитков, настоянных на анисе.

Развитие и распространение виноделия на территории Древнего мира, породило помимо традиционного процесса, основанного на брожении, также и новую технологию – дистилляцию, т. е. извлечение винного спирта путем перегонки.

Особенное развитие эта технология нашла в азиатских странах, а продукт, получаемый в результате, повсеместно стал называться одинаково – «арак», в переводе с арабского – «пот», что напрямую указывает на процесс перегонки.

Экономической предпосылкой его создания было повторное использование отходов виноделия – жмыха, остающегося после отжима винограда. В него добавляли воду и сахар и после повторного брожения производили перегонку, а затем настаивали 1-2 месяца в дубовых бочках.

В большинстве стран Востока в процессе перегонки в него добавляли анис или бадьян.

Кроме виноградного сырья для производства арака использовали в разных странах инжир, финики, рис, сливу, кокосовый или пальмовый сок, кумыс и другие продукты, поэтому вкус и аромат напитков под общим названием арак может значительно отличаться в каждой стране, где его производят.

Также он отличается и крепостью, которая может быть от 20 до 70-80%.

Такие напитки имеют свои корни в бедности, и кое-где их даже называют «вино бедняков».

Производство основано на желании как можно более выгодно использовать отходы виноделия или садоводства, ценность которых чуть выше мусора.

Экономически слабые классы не только участвовали в создании таких напитков, но и максимально способствовали их распространению.

Это относится и к большинству спиртных напитков Средиземноморья, таким как испанский абсент, итальянская граппа, кипрская зивания, а также балканская ракия.

От Раки до Цикудья и Ракомело

В Балканских странах: Болгарии, Сербии, Черногории, Боснии, Хорватии, Румынии напиток, получаемый путем перегонки продуктов брожения винограда или фруктов, называется «ракия», в Греции – «раки», в Турции – «ракы», все эти названия происходят от азиатского «арака».

Вопреки утвердившемуся мнению, раки не турецкое изобретение, распространившееся затем по другим странам Оттоманской империи.

В исламской Турции, с ее строгими законами шариата, спиртные напитки могли производить и употреблять только иностранцы.

В основном это были православные греки, хранившие традиции виноделия и перегонки спиртных напитков еще со времен Византийской империи.
Они и были главными производителями раки в Турции, а от них эта традиция разошлась по другим странам Балканского полуострова.

В Турции же этот напиток получил повсеместное распространение только в XX в., благодаря «отцу турецкого народа» – Мустафе Кемалю Ататюрку, основателю современного светского турецкого государства.

Говорят, однажды попробовав греческое раки, он воскликнул, что этот божественный напиток способен сделать любого пьющего настоящим поэтом. До конца своих дней Мустафа Кемаль был его поклонником и немало сделал для популяризации раки в Турции.

От греческого раки берут свое начало и такие, известные сейчас спиртные напитки, как ципуро и цикудья. В 1920 году, специальным постановлением греческого правительства крестьянам Крита, только что вошедшего в состав Греции, было разрешено местное производство алкогольных напитков путем дистилляции.

Продукт выжимки винограда, использующийся для этого, называется на Крите «цикудья», от него и произошло название местного напитка, хотя, по традиции, его до сих пор называют также и «раки». Отличие от традиционной раки только в том, что критская раки-цикудья не содержит аниса.

Производится она на маленьких семейных винокурнях, с использованием традиционных медных перегонных аппаратов. В процессе однократной перегонки получается продукт, крепость которого обычно не превышает 30%, а стоимость находится в пределах 4€ за 0,5 л.

Благодаря использованию для производства напитка отходов, остающихся от выжимки высококачественных критских вин, качество цикудьи можно поставить на достаточно высокий уровень, несмотря на практически домашнее производство.

На основе раки делают на Крите чудесную и целебную настойку на меде – «ракомело», которая пьется горячей и эффективно помогает при простудных заболеваниях. В охлажденном виде она хороша, как десертный напиток после приятного обеда.

Стоит ракомело около 5€ за 0,5 л. Также известен на Крите напиток из ягод тутовника – «мурнораки», который стоит 35€ за 0,5 л. Кроме Крита раки-цикудья производится и на Кикладах.

В других частях островной и материковой Эллады наибольшее распространение получил другой напиток, своим происхождением обязанный раки, – «ципуро».

Ципуро

Первое документальное упоминание о производстве греческого ципуро в монастырях сделано в 1590 году, а существовало оно там значительно раньше, вероятно, уже в XIV веке.
Оттуда же оно получило дальнейшее распространение по территории Западной Македонии, Эпира и Фессалии. До последних десятилетий XX века производство ципуро было только домашним и не существовало в промышленных масштабах. Была запрещена и его широкая торговля, продажа разрешалась только в тавернах и специализированных закусочных – «ципурадико».

В 1988 году появился закон, устанавливающий правила производства, налогообложения, проверки качества, розлива и торговли такими напитками. С этого времени крупные семейные предприятия преобразуются в промышленные, благодаря чему значительно повышается как качество ципуро, так и его соответствие стандартам Евросоюза.

В результате этого закона ципуро и цикудья были признаны защищенными греческими наименованиями продуктов, а ципуро Фессалии, ципуро Македонии, ципуро Тирнаву и цикудья Крита – защищенными торговыми марками.

Традиционно этот напиток производится двух видов: без добавления аниса, и с ним. Кроме аниса, а иногда и вместо него, могут добавляться и другие специи: фенхель, гвоздика, корица.

В большинстве закусочных-ципурадико в Фессалии и Македонии ципуро подается в маленьких бутылочках – «карафаки», емкостью 100–200 граммов.

К каждой карафаки полагается «мезе» – порция легкой закуски в виде , печеных овощей, морепродуктов, маслин и т. п.

Сколько бы порций ципуро вы ни заказали, столько раз вам принесут мезе, причем, каждый раз другое, чем иногда можно поставить в затруднение персонал заведения, когда после пятой–шестой карафаки у них кончается ассортимент закусок, ведь сами греки редко выпивают больше двух порций напитка.

Предшественник ципуро – раки сыграл свою роль и в истории Греческой национально-освободительной революции 1821 года. 21 марта 1821 года в городе Патра произошел инцидент, когда около сотни турецких солдат из гарнизона соседнего городка Рио, изрядно выпив раки в закусочной на центральной площади Патры, убили хозяина заведения и сожгли его дом, в результате начавшегося пожара сгорели и многие соседние дома.

Возмущенные жители города подняли восстание против турок, которое вскоре охватило и соседние провинции. 25 марта, когда греки объявили лозунг восстания «Свобода или смерть», и поныне отмечается как национальный праздник Греческой независимости.

Одним из крупнейших производителей ципуро в Греции считается фирма «Тсандали», основанная в 1890 году. «Македонико Ципуро Тсандали» в стеклянной бутылке емкостью 0,5 л стоит в супермаркете 8,40€.

Узо – напиток эллинов

«Капли датского короля», или грудной эликсир – старинный рецепт лекарственного средства от кашля. А по существу – настой аниса. Вкус его знаком с детства людям среднего и старшего поколения. И это первая ассоциация, возникающая у тех, кто впервые попробовал знаменитый греческий напиток «узо».

В состав хорошего узо входит не только анис, но и бадьян, фенхель, кардамон, корень имбиря, корица и кориандр. Некоторые полагают, что ципуро и узо – одно и то же, но это является глубоким заблуждением. Технология изготовления этих напитков совершенно различная.
Если ципуро получается полностью в процессе перегонки виноградного сырья, то содержание его в составе узо не превышает 20–30%. Смесь семян и ароматических трав для узо настаивается сначала на чистом спирте, затем тщательно перегоняется в медном дистилляторе с обязательным отделением «головной» и «хвостовой» частей. Затем отобранная сердцевинная часть медленно перегоняется второй раз при непрерывном контроле. Полученный спирт разбавляется мягкой водой так, чтобы содержание алкоголя в полученном напитке было не ниже 37,5%.

История появления узо и само происхождение этого слова неразрывно связано с небольшим городком Тирнавос, находящемся в регионе Фессалия. Этот район, издавна славившийся своими винодельческими традициями и производством одной из самых известных марок ципуро, был известен выращиванием коконов шелкопряда для производства натурального шелка. Лучшие образцы коконов отбирались для экспорта во Францию, текстильная продукция которой была знаменита во всем мире, и сырье для нее поставлялось самое качественное.

На ящиках для отправки стояла надпись на итальянском языке «USO MASSALIA» – «использовать в Марселе». Этот таможенный термин в XIX веке воспринимался в торговле, как своеобразный знак качества. Один турецкий офицер, стоявший в то время в Тирнавосе, попробовав ципуро местного производства, сделанное по семейным рецептам, воскликнул: «Это же USO MASSALIA – лучший напиток, какой только может быть»!

В 1856 году семья Катсарос получила первый в Греции патент на производство и продажу нового продукта под торговой маркой «Дистилляция, как USO Тирнаву» – намек на высокое качество своего продукта. С тех пор это название и закрепилось за напитком, а рецепт его изготовления из города Тирнавос быстро разошелся по всей Греции.

После обретения страной независимости многие греки стали переселяться из Турции на территорию Греции, в частности, в Македонию и на остров Лесбос. Они принесли с собой византийские традиции виноградарства, виноделия и производства раки.

В начале XX века во многих странах Европы был введен запрет на производство и потребление полынной водки – абсента, получившего широкое распространение. Популярность его была особенно велика среди низших классов общества. В состав известных марок абсента кроме полыни входили также анис и фенхель, своими ароматами сглаживавшие горечь полыни.

Любители запрещенного напитка стали искать ему замену и быстро нашли ее в анисовых настойках.

Во Франции в это время появляется Пастис и Перно-Рикар, в Италии – Самбука. Любовь к настойкам аниса предопределила и быстро возросшую популярность греческого узо.

В столице Лесбоса Митилини возникает широкое производство узо, быстро завоевавшего популярность в самой Греции и во многих других странах.

Уже в 1930 году на острове насчитывалось 40 мелких и 10 крупных производителей напитка. Такие марки митилинского узо, как «Варваянни», «Мини», «Пломари», «Смирнио», «Самара», «Яннатси» становятся любимыми напитками как самих греков, так и гостей Греции.

Стоимость «Варваянни» в стеклянной бутылке 0,7л – 11,90€, а другого популярного узо «12» – 8,75€.

Как говорят греки: «Узо – это вся Греция в одном стакане». Узо – это то лучшее, что может сопровождать блюда из морепродуктов или рыбы, вареные, тушеные, жареные или приготовленные на углях блюда. Узо – один из главных героев греческой таверны.


Метакса

Наверное, неспроста местом рождения коньяка «Метаксы» – греческого бренди, входящего в число 50 самых популярных напитков мира, является портовый город Пирей.

В этом порту, крупнейшем в Греции и одном из самых больших в Средиземноморье сходились морские дороги всей Европы, да, что Европы – всего мира.
Множество разноязычных, с разным цветом кожи и разрезом глаз, моряков со своими привычками и пристрастиями сходили здесь ежедневно на берег во время стоянки своих судов и кораблей. Они искали возможности хотя бы на несколько часов забыть о своей нелегкой работе. И интернациональный Пирей старался отвечать им всем дружелюбием и гостеприимством.

Закусочные и бары работали круглосуточно, а идея создания своего греческого коньячного напитка, подобного тем, что подавали в портовых заведениях Марселя, Гавра и Ниццы витала в воздухе и нужен был только человек, способный воплотить ее в жизнь. И такой человек нашелся. Это был Спирос Метаксас, представитель большого семейства торговых брокеров.

Отец семейства – Ангелис был выходцем с небольшого скалистого, выжженного солнцем и, казалось бы, малопригодного для жизни островка Псара, находящегося поблизости от острова Хиос и недалеко от турецкого побережья.

Этот маленький островок имеет большую историю. Жители его, не имея возможностей развивать земледелие или животноводство, с самых древних времен занимались рыболовством и мореплаванием и считались отличными моряками.

Во время Архипелагской экспедиции графа Алексея Орлова островитяне активно помогали русскому флоту и 7 июля 1770 года участвовали в Чесменском морском сражении, происходившем в непосредственной близости от острова, а в 1821 году они одними из первых поддержали Греческое восстание, переоборудовав все свои торговые суда в военные корабли.
За это турки устроили на острове страшную резню, когда из 20 000 жителей уцелело не более 500 человек. Оставшиеся в живых разъехались по всей Греции, а семья Ангелиса оказалась в Халкиде.

Вероятно в это же время он принимает решение сменить фамилию, а поскольку в Халкиде семья открывает предприятие по торговле шелком, Ангелис записывается под фамилией Метаксас («метаксиос» – по-гречески шелковый). И опять история греческих напитков оказывается связанной с шелком.
После смерти Ангелиса его девятерым сыновьям осталось немалое состояние. Один из них – Спирос, забрав свою долю наследства, решает обосновать свой бизнес в Пирее.

В конце XIX века экономика независимой Греции, основанная на морской торговле, стремительно развивается, и в портовом Пирее кипит торговая и денежная жизнь страны. Перепробовав несколько разных занятий, Спирос, наконец, выкупает небольшой, приходящий в упадок винокуренный завод. Привлекает в дело двух своих братьев, и в 1888 году они регистрируют свою новую компанию и торговую марку «Метакса».

На острове Хиос издавна существовал местный напиток, представлявший собой настойку смолы мастикового дерева на спирте с добавкой различных ароматических и целебных трав, который назывался «Мастиха». Он и сейчас производится только на Хиосе, и больше нигде в Греции.

Так что в создании «Метаксы» были учтены и древние винодельческие традиции Хиоса. А хиосские вина еще во времена Древней Греции и Рима считались самыми ценными и дорогими во всем Средиземноморье.

Выбрав лучшие ингредиенты и ароматические травы, и, связав старинные традиции виноделия и дистилляции с великолепными качествами винограда сорта Мосхато, братья создали новый греческий коньяк, быстро завоевывавший признательность любителей и ценителей всего мира.

Уже в 1895 году он завоевывает золотую медаль на выставке в Бремене. В 1900 году начинаются массовые поставки в США, где напиток получает эпитет «летящий бренди».
В 1915 году «Метакса» завоевывает Гран-При на выставке в Сан-Франциско.

Кроме коньяка предприятие производило абсент, шартрез, бенедиктин, вермут, но со временем все они ушли на второй план.

Бренд «Метакса» пережил две мировые войны, немецкую оккупацию, нелегкие послевоенные годы, Гражданскую войну, хунту, но, несмотря на все превратности, остается одним из самых узнаваемых греческих символов.

Знаменитая семизвездочная «Метакса» в бутылке емкостью 0,7 л в виде старинной амфоры стоит сейчас примерно 21,75€, пятизвездочная – 16€, демократичная трехзвездочная – 13€, пятизвездочная в трехлитровой бутыли на подставке и с краником – 79€, а бутылка «Metaxa AEN» емкостью 0,7 л из бочки №1 – 1410€.

Алкогольные напитки типа бренди имеют свою философию – тех, что пьются на ходу, бездумно, не существует.
Требуется определённый момент и развитое чувство вкуса. Для настоящего ценителя время такого напитка – после хорошей еды.

В отличие от других, дающих быстрое опьянение, здесь нужна медлительность, вдумчивость, игра с ароматом. Высшее качество продукта и ароматическое послевкусие, остающееся во рту от последнего глотка – вот те особенности, за которые ценят «Метаксу» ее поклонники во всем мире.

Бытуем легенда, якобы греческие боги употребляли водку узо для обретения вечной жизни. Практически все застолья в стране проходят с этим напитком, и производят его на всей территории страны. Его обязательно наливают всем приехавшим, в Грецию гостям, и эта водка является национальным напитком греков.

Водка Узо(Ouzo) состоит из этилового дистиллята с оборотом 40-50 грдсв и продукта перегонки виноградных выжимок, которые настаиваются вместе с добавлением аниса и разнообразных растений ромашки, кориандра, шпината, миндаля, фенхеля и других. Спустя несколько месяцев полученная настойка подвергается еще одному перегону и получается крепкий напиток с мягким четким вкусом и ярко выраженными нотами аниса и других трав, сочетание которых по вкусу похоже на итальянскую самбуку.

Греческим правительством установлен обязательный стандарт производства водки узо, состоящий всего из двух пунктов:

Винный спирт, произведенный из виноградного сока или выжимок, должен составлять хотя бы 20% основы напитка; Обязательно присутствие в составе аниса.

Кроме этого, никаких условий производства нет, и каждый производитель разрабатывает рецептуру по своей технологии, с использованием оригинальной рецептуры и определенного набора трав.

Небольшой экскурс к истории.

Во времена Византийской эпохи производились напитки из винного ароматного спирта, настоянного на полезных травах, напоминающие водку узо, которые употребляли повсеместно в Османской империи. У монахов, проживающих на горе Афон, этот напиток получил распространение в XIV веке. Согласно легенде, они и стали добавлять в этот напиток анис, давший название водке (анис по-гречески переводится как «узо»). В XIX веке Греция стала суверенным государством, и одновременно с этим полностью образовалась производственная технология узо. В основном она производилась в городах Каламата и Тирнавос, а также на острове Лесбос. В 1989 году Греция оформила права на слово узо, и после этого брендовая маркировка может быть только у их напитков, произведенных на территории этой страны. В каком виде можно пить водку узо.

1. Неразбавленный (способ «Sketo).

Водку разливают в стаканчики от 50-100 мл и выпивают небольшими глотками, стараясь различить при этом все вкусовые нюансы.Температуру подачи узо в данном случае желательно выдерживать в пределах 18-23 градусов. Его лучше пить перед застольем в качестве аперитива, так он обладает свойствами, повышающими аппетит.

Традиционно греки подают к узо в качестве закусок легкие салаты и блюда из морепродуктов, но она прекрасно гармонирует и с блюдами из мяса, различными сырами, маслинами, фруктами, сладостями и крепким кофе.

2. Разбавленный водой.

Это способ употребления узо, который снижает его градус, смягчает вкус и принятый во время банкетов. В основном разбавление идет в пропорции 1:1, для этого употребляется холодная вода. Пить такой напиток намного проще, чем неразбавленный узо. Разбавленный водой узо становится мутным и белеет.

При этом разбавлять узо другими алкогольными или безалкогольными напитками не принято.

3. Узо со льдом.

При добавлении в узо льда сильно чувствующийся аромат аниса становится слабее, такой же эффект получается при подаче охлажденной водки. При согревании водки во рту в процессе питья вкус напитка меняется.

Их придумали и в основном предлагают в Европе, поскольку в самой Греции не принято использовать анисовую водку для приготовления коктейлей.

Коктейль «Илиада»

Положить в высокий фужер 100 гр. льда, 3 шт. клубничных ягод перемолоть блендером. Влить в подготовленный фужер со льдом ликера Амаретто объемом в 60 мл,120 мл узо и подготовленные ягоды, перемешать.

Коктейль «Бузо»

В длинный бокал в любом порядке налить 30 мл узо, 60 мл бурбона и 15 мл красного сухого вина в охлажденном виде.

Коктейль «Греческий тигр»

В стакан положить лед, влить туда же 30 мл узо и 120 мл апельсинового или лимонного сока, тщательно перемешать. Рецепт узо. Напиток, похожий по вкусу на классическое узо, возможно изготовить своими силами. Для этого нужно налить в банку 1 литр водки или разбавленного водой до 45 градусов спирта,

засыпать туда 100 гр. аниса, 20 гр. бадьяна, 5 гр. кардамона и 2 соцветия гвоздики.

Банку хорошо держать 2 недели в темном месте предварительно закрыть крышкой при соблюдении комнатной температуры. Затем отфильтровать полученную жидкость с помощью марли, влить туда 2 литра воды, тщательно перемешать и перелить в перегонный куб. Оставшиеся в марле пряности прикрепить в перегонном кубе или положить в сухопарник, затем перегнать. Подготовленный таким образом в домашних условиях узо выдержать еще 2 дня в темном месте, можно уже и в подвале, теперь он готов к дегустации.