Как раньше подавали чай правила, полезные и сейчас. Русское чаепитие — история чая в России

Раздел:
ЧАЙ И ЧАЙНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ
12 -я страница раздела

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧАЙНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ. Часть 2-я

РУССКИЙ ЧАЙНЫЙ РИТУАЛ

В России многовековая традиция употребления чая, а также национальные особенности характера и суровый климат способствовали формированию совершенно оригинального чайного этикета, отличного как от восточных церемоний, так сказать, стран-прародителей, так и от стран Западной Европы. Чай в России долго оставался городским напитком, средоточием торговли и «законодательницей мод» в чайном ритуале была Москва.

Сначала чай пили дома, в семьях, но к XIX веку появились истинно русские заведения, не имевшие ничего похожего за рубежом,- чайные. В каждой чайной было по три помещения. В одном помещении находилась кухня, другое представляло собой своеобразную нотариальную контору, где писари составляли различные жалобы и прошения. И только третье помещение предназначалось собственно для чаепития.

На общие столы (а в чайных были только общие столы) подавались большие самовары с кипятком и чайники с заваркой. К чаю предлагались молоко, сливки, баранки, колотый сахар - обычай пить чай с сахаром вприкуску пришел из Сибири. Иногда для развлечения посетителей хозяева имели бильярд и граммофон. Под тихий шум вскипающего самовара шла неторопливая сердечная беседа.

Прекрасно описал московское чаепитие в XIX веке А.И. Вьюрков: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары, чайные и трактиры были полны, и жизнь замирала. Пили его вечером, пили, когда взгрустнется, пили и от нечего делать, и «просто так». Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное - с удовольствием».

С особым размахом чаепитие осуществлялось в купеческих домах: часами сидели купцы за чайными столами и выпивали иногда по двадцать чашек. Если, выпив чашек десять, отставляли чашку в сторону, это не значило, что чаепитие закончено. А вот когда чашку (или стакан) переворачивали вверх дном и клали на него остатки сахара, становилось понятно, что с чаем покончено.

К концу XIX века чай начали пить из высоких стаканов с серебряными подстаканниками, таким образом наслаждаясь не только вкусом и ароматом, но и цветом.

Вот как описывается способ заваривания чая в одной из старых кулинарных книг: «Чай на четырех человек. 1 чайную ложку чая положить в заварной чайник, долить кипятком и, накрыв полотенцем или поставив на самовар, дать настояться. Через 15 минут, когда чай настоится, его разливают по чашкам, доливая чистый кипяток ». Чай подавали на стол, уставленный сладостями: сухарями, кренделями, баранками, мелким печеньем, пирогами, пирожными. Кроме того, предлагались молоко, сливки, лимон, варенье.

Чаепитие с самоваром - это удивительное и крайне редкое в настоящее время мероприятие, так как самовар, как элемент быта, полностью ушел из нашей жизни.

Но если вы хотите получить удивительные и ни с чем не сравнимые ощущения - получайте!

Раньше делали так. Разводили небольшой костер для получения углей. Затем эти угли на небольшом специальном металлическом совке переносились из костра в самовар. После этого самоварная горелка набивалась щепками или шишками до самого верха.

После забивания горелки на самовар одевалась труба и начиналось раздувание углей. Раздувать можно ртом, можно сапогом, как в кино. Вода еще не заливалась - так, совсем немного, чтобы ничего не расплавилось.

В растопленный самовар заливалась вода. Далее все как обычно. Кстати, самоварный чай обязательно нужно пить из блюдца - традиция. Сорт чая может быть любой, но раньше употреблялись и грузинские, и азербайджанские, и индийские.

Как раньше подавали чай
Правила, полезные и сейчас

. На Руси существует правило: чай должен быть как поцелуй – горячий, крепкий, сладкий.

Раньше угощение за чайным столом было скромным. Утром подавали кашу, иногда яйца всмятку. Дети с удовольствием ели булку, размоченную в кипятке и посыпанную сахаром. Утром и вечером на столе лежали баранки. Не менее популярны были сушки. Трудно представить себе тогдашний чайный стол без пышных калачей.

К чаю непременно подавали молоко или сливки. Пили его с вареньем или вприкуску с кусочком колотого сахара. По воскресным дням и для званного чая пекли пироги, а было принято делать бутерброды, подавать , и . Во всех домах любили пить чай с .

Сейчас почти забыты такие популярные лакомства, как и тянучки. Чай с ними считался дневным, но пили его, как правило, после обеда, около 5 часов вечера (как и в Англии).

Главенствующую роль за чайным столом представляли хозяйке дома или старшей дочери. Они разливали чай, направляли разговор. Возле них стояли чашки, и по мере прибытия гостей, которым позволялось появляться в любое время, они наливали чай – обязательно через ситечко. Если кто-то просил еще чаю, чашку ополаскивали и вновь заполняли ее. Для этого на столе стояла полоскательница. Чайную посуду на кухню не носили. Ее тут же мыли, насухо вытирали и ставили в буфет.

Особой гордостью в каждом доме были чайные полотенца. Вышивала их хозяйка дома, дочь или невестка. Узоры передавались из поколения в поколение, особенно в сельской местности.

Вечерний чай в семье обычно проходил достаточно скромно. На стол подавали , белый хлеб, варенье, пряники и печенье.

Мужчинам чай подавали в стаканах с подстаканниками, а женщинам – в чашках. В очень больших, бедных семьях, где не было возможности купить фарфоровую посуду, пользовались дешевыми стаканами, которые ставили на стеклянные блюдца.

Ложки появились в России очень давно. Чайные ложки распространились в конце X – начале XI века. Делали их из различного металла. В богатых семьях пользовались серебряными ложками, иногда они были отделаны эмалью. Бедные семьи довольствовались оловянными, костяными ложками или из сплавов. Чайные ложки имели различную форму, часто затейливую, но объем их был, как и сейчас, почти одинаков – 4-5 мл.

Утренний чай

Утренний настрой во многом определяет день. Ранний подъем - одно из важных условий психической саморегуляции и здорового образа жизни. Поэтому и утренний чай в семье для каждого человека достаточно значим. Постарайтесь сделать так, чтобы за чайный стол хотя бы в выходные и праздничные дни садилась вся семья.

Как накрыть стол для утреннего чая? Ежедневный утренний чай пьют в скромной обстановке с минимальным количеством посуды и столовых принадлежностей. Стол может быть накрыт красивой клеенкой или моющейся скатертью, а если его поверхность полированная и не боится влаги, лучше положить салфетки для каждого члена семьи и поставить на них посуду.

При сервировке стола каждому ставят чашку или стакан с подстаканником, кладут чайную ложку, вилку и нож. По центру ставят масленку и сахарницу. В зависимости от приготовленной еды могут быть поданы тарелки с , фрукты, и сухофрукты. На столе обязательны бумажные салфетки.

Званый чай

Вам это словосочетание кажется странным? Званый ужин никого не удивляет. А ведь на чай тоже когда-то звали, приглашали!

Устроить дома чай и пригласить гостей совсем неплохо. К этой идее стоит подойти серьезно и осмысленно, подумать, кого именно и сколько человек пригласить. Это зависит от конкретных обстоятельств и вопросов, которые необходимо обсудить, или свободного времени, которое задумано интересно провести. По классическим канонам чаепитие положено устраивать между обедом и ужином. И это имеет свои преимущества. Основной целью званого чая является приятное общение, интересные беседы, отдых от повседневных забот.

При встрече гостей хозяева не должны забывать свои обязанности. Хорошо, если большинство приглашенных знакомы между собой. Тема разговора должна быть актуальной, интересной и понятной всем.

На чайном столе лучше всего смотрятся цветы в низких хрустальных, фарфоровых или керамических вазах. Если ваза с цветами одна, ее ставят посередине стола, если их несколько - распределяют равномерно. Цветы обычно подбирают, с учетом расцветки посуды и скатерти.

Сервировка чайного стола – особая забота хозяев. Можно поставить много вкусных блюд, но, если они будут неумело оформлены, эффект угощения утратится. Набор предметов для чая сравнительно невелик, как и при утреннем завтраке. Индивидуальные приборы кладут за тарелкой : вилка, нож, ложка. Все чашки должны быть рядом с хозяйкой. Когда гости сядут за стол, она наливает чай и передает чашки. Рядом с самоваром или чайником должны быть чайница с заваркой, ситечко и полоскательница.

Посуды и предметов общего пользования потребуется немного: блюдо для хлеба или хлебница, покрытая салфеткой, масленка или тарелочка для масла, сахарница, молочник, лимонница или блюдечко, ваза для фруктов, тарелка или ваза для печенья, . Если предусмотрено угощать гостей бутербродами, или какой-либо , ставят дополнительную посуду. Конфеты, сухофрукты и изюм лучше подать в хрустальных, мельхиоровых или серебряных конфетницах.

Визави за чашкой чая

Беседа за чайным столом может быть деловой или интимной. Соответственно разной будет и сервировка стола. При деловой беседе стол накрывают строго, используя минимум убранства. Чашки с чаем и скромное угощение можно принести на подносе вместе с приборами общего пользования. Очень подходят к такому чаю солёное или мелкое печенье, . Обстановка не должна расслаблять собеседников, она предусматривает собранность, четкий ритм и темп.

Совсем иная обстановка при встрече личного характера. Она может быть эмоционально насыщенной, не очень последовательной, длиться неопределенное время, с раздумьями и вопросами, на которые порой не так просто найти ответ. Такая беседа может иметь меняющийся темп, паузы или бурные объяснения. И все-таки разговор личного плана всегда приятнее, а то и успешнее идет за чашкой чая.

Такое чаепитие требует большого внимания к оформлению стола: хорошая скатерть, со вкусом подобранные цветы, красивая посуда.


Аренда серверов. Хостинг сайтов. Доменные имена:


Новые сообщения C --- redtram:

Новые сообщения C --- thor:

В России чай давно стал традиционным и любимым напитком. «За самоваром» решались дела и вершились судьбы. «Чаемания» сегодня снова в тренде, самое время вспомнить о русских чайных традициях.

1. Шесть тысяч верблюдов чая в год
Чай к нам впервые завезли китайцы в 1462 г. Иван III отнёсся к нему с презрением. То же произошло, когда в 1638 г. посол Василий Старков привёз в Москву четыре пуда чайного листа в подарок царю Михаилу Фёдоровичу от Алтын-хана. А вот царское окружение, очевидно, втихаря оценило живительный напиток. Когда в 1665-м царь Алексей Михайлович маялся «болями в животе», ему подали чайку, он исцелился и приказал регулярно закупать чай в Китае.
При Екатерине II русские потребляли уже ежегодно гору чая - «шесть тысяч нагруженных верблюдов». Чай стал теснить традиционные напитки: медовуху, клюквенные и брусничные морсы, квас, спрос на него рос, его повезли в Россию морским путём до Одессы из Индии и с Цейлона, а затем - с 1880 г. по открывшейся Транссибирской железнодорожной магистрали. Москвичи уважали «Жемчужный отборный» и «Императорский лянсин», белый чай «Серебряные иголки», жёлтый «Юнфачо с цветами». В Петербурге более популярны были ароматные «цветочные чаи» с большим количеством «типсов».
2. Чаепитие как образ жизни
Русская чайная традиция подразделяется на дворянскую, купеческо-помещичью, мещанскую, общепитовскую и простонародную. Дворяне-аристократы копировали английский способ пития, мещане - чиновники, служащие, лавочники, разночинцы пытались подражать им, искажая и опрощая процедуру.Кстати, именно благодаря чайным посиделкам мещан сформировался как музыкальный жанр романс.За чаепитием совершались сделки, мирились враги, договаривались о помолвках, приданом, решали судьбы и просто приятно общались - чай стал неотъемлемой частью русской жизни.

3. Антично-китайский самовар Самовар тоже был когда-то иностранцем.
Похожие приборы известны были иранцам, китайцам и японцам с древности («хо-го», «цибати»). Остатки медного самовара булгарского производства археологи нашли в развалинах поволжского средневекового города (Бельджамен, ныне Дубовка). Что-то подобное существовало в Древнем Риме: высокий сосуд с двумя ёмкостями (аутепса) - одна для угля, другая для жидкости. Через специальное боковое отверстие в него закладывался раскалённый уголь, жидкость наливалась и выливалась при помощи черпака - крана у аутепса не было. В жару вместо угля сосуд наполнялся льдом, и жидкость охлаждалась.
На Русь первый самовар привёз из Голландии Пётр I. Наши мастера усовершенствовали его. Фабрика Василия Ломова, открывшаяся в Туле в 1812 г., стала столь знаменитой качеством создаваемых на ней самоваров, что была удостоена царской милости носить государственный российский герб. На нижегородских ярмарках по большой цене шли самовары мастеров Баташовых и Ломовых, Тейле, Ваныкиных, Воронцовых, Шемариных с фирменным клеймом. Мастера самоварного дела демонстрировали не только умение владеть металлом, но и высокий художественный вкус, богатую фантазию.

Создавались самовары самой различной формы и дизайна, небольшие, среднего размера и гигантские - для трактиров и больших семей. Самовары были жаровыми (угольными, дровяными). В конце XIX-начале XX вв. появились новые типы: «Паричко», медные с трубой сбоку (самовар Черниковых), и керосиновые. При советской власти обрели популярность электрические - прообраз современного электрочайника. Но чай народ по-прежнему пил из чайников, а электрические блестящие красавчики стояли в сервантах, прикрытые нарядными салфетками. Так самовар «обрусел» настолько, что поэт Вознесенский утверждал: русская душа «имеет форму самовара».

4. «Любо надуться чаю из блюдца!»
Чай наливали в широкое блюдце, чтобы он быстрее остыл, и прихлёбывали. Так делали извозчики, купчихи и прислуга советской интеллигенции в советских же фильмах. В высшем российском обществе это всегда считалось вульгарным. Простонародье и купечество сахар в чай не клало, а грызло его «вприкуску». Так вкуснее да меньше уходит: ведь тогда было принято пить по шесть-десять чашек подряд - экономия-с…
По народной традиции XVIII-XIX вв. перевёрнутый вверх дном стакан или поставленная на блюдце чашка означали - всё, баста, больше не влезет! В высшем обществе, начиная чаепитие, размешивали сахар в чашке и клали ложку на блюдце. А чтобы показать хозяевам, что больше не желает чая, гость возвращал ложку в пустую чашку.

5. От «Солитера» до «Мадонны»
Чайный сервиз - предмет бытового культа хозяюшек всего мира. В XVIII веке англичане украли у китайцев секрет производства фарфора и Европа стала делать свою посуду. Сначала фарфор был так дорог, что не всякий даже аристократ мог себе его позволить, но скоро подешевел и стал доступен. Производили чайную и другую посуду и у нас на Императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744 г. в Петербурге указом Елизаветы Петровны. При Екатерине II завод стал изготавливать изысканные фамильные чайные сервизы, не уступавшие саксонскому фарфору.
Получив в 1925 г. имя М. В. Ломоносова, завод по сей день остается флагманом российского фарфора. Марка «ЛФЗ» приобрела широкую известность, особенно после внедрения специалистами завода особенной технологии изготовления костяного фарфора: тонкостенного, почти воздушного, прозрачного, звонкого. Посуду для чая делали в Дулёве, Вербилках, Гжели и др. Широкая российская публика в купеческих, крестьянских домах и трактирах пила чай из фаянсовой посуды. С начала создания и по сей день пользуются спросом чайные сервизы «Тет-а-тет» на двоих и «Солитер» для одного человека, но бывают и наборы на 50 или даже 100 персон. В России чайные сервизы передаются из поколения в поколение. «Мадонну» из ГДР или чешскую «Розу», которые привозили из загранпоездок советские мидовские и внешторговские счастливцы, можно найти ещё во многих домах наших соотечественников.
6. Подстаканник - чисто русская штука
Первый стеклянный стакан в России сделали в XVII веке на Новгородчине, тогда же и там же придумали, чтоб не обжигать пальцы, подстаканник из дерева, украшенный резным лиственным орнаментом. В середине XIX в. новая мода стремительно ворвалась в русскую жизнь: в светских кругах, салонах и среди интеллигенции мужчины пили чай из стакана, вставленного в серебряный подстаканник.
В советские времена так чай неизменно подавали в кабинетах начальников. Со временем в дешёвом алюминиевом исполнении подстаканники с простым тонким стаканом стали приметой общепита. Сегодня подстаканники, кажется, можно встретить только в поездах, где их использование разумно: металл устойчив при тряске и если упадёт - не разобьётся.
7. Баба на чайник и не жалейте заварки
Наиболее русским способом заварки считается такой: вода нагревается в самоваре, чай заваривают в большом чайнике, который ставят на верхнюю часть самовара и накрывают особой грелкой (в виде бабы в пышных юбках). Но сегодня самовары заменили электрочайники. Чай просто заваривают покрепче в заварном чайнике («баба» и тут сгодится) или в поршневом (гениальное изобретение человечества, упразднившее разного рода ситечки), заварку разливают по чашкам, а затем добавляют горячую воду и, кто хочет, сахар. Для русского чаепития принято использовать чёрный цейлонский, индийский, китайский чай, сегодня отлично себя зарекомендовал кенийский. Чайная закуска - мёд, варенье, пироги с разнообразной начинкой, пряники, калачи, бублики. В чай часто добавляют крепкие настойки и бальзамы. Чаепития хорошо подкрепляют в пост: чашек семь с пирожками навернёшь - и сыт!
А теперь вспоминая русские поговорки, посвященные такому удивительному продукту, как чай, понимаешь, что на Руси во все времена любили и любят побаловаться чайком и не представляют своей жизни без чайных посиделок.
«Дайте чаю, бо скучаю!»

«На завтрак - чай, на обед - чаек, а на ужин – чаище!»

«Чай пить - не дрова рубить!»

«Чай не пьёшь - какая сила? Чай попьёшь - другое дело!»

«Чай не хмельное - не разберет!»

«За чаем не скучаем - по шесть чашек выпиваем!»

ЧАЙНАЯ ЖИВОПИСЬ

А. Ряпушкин. Чаепитие. 1903г.
Б. Кустодиев. Купчиха за чаем.1918г.
Б. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918г.К. Коровин. За чаем 1888г.
И. Грабарь за самоваром.1905г.Кустодиев Борис Михайлович. Московский трактир. 1919г.
Кустодиев Борис Михайлович.Извозчики. 1920
В. Нестеренко. Конфетки бараночки 1997
К.Маковский «За чаем», 1914Н.Загорский "Чаепитие"
В.Перов «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», 1862
Н.Богданов-Бельский "Чаепитие у учительницы"
К.Петров-Водкин «За самоваром», 1926 сборник.

Трапеза за чайным столом была одним из необходимых компонентов праздничного препровождения времени. Чай в праздники пили в интеллигентных городских семьях, в купеческих домах, в избах крестьян.

Русские люди пили чай как в праздничной, так и будничной обстановке, в домашних условиях, в чайных в трактирах, в дороге на постоялых дворах. Его пили после бани, «с устатку», «с холоду», «с дороги». Чай считалось, веселил человека в грустную минуту, успокаивал после бурных событий жизни, утешал в беде: «Чашка за чашкой, и вот мало по малу во всем существе, по всем жилкам и суставчикам, разливается неизъяснимое самодовольствие; тепло становится жить на свете, легче и веселее на сердце, ни забота, ни печаль не смеют подступиться к тебе в эти блаженные минуты».

В старину в России не было чая и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы. Чай впервые привезен в Россию только в 1638 году. Из Москвы были отправлены послы – боярский сын Василий Старков и Василий Неверов – к монгольскому хану. Польщённый подарками, хан в свою очередь послал ответные дары. Среди них оказалось двести пачек с какой-то травой. Послы вначале отказывались от такого подарка. Московский царь одарил Алтын-хана соболями и другими ценными дарами, а в ответ...сушёная трава! Только после уговоров они «негодный товар» приняли. Это был чай. К удивлению послов, неведомый до селе напиток пришёлся государю по вкусу и чайные дары монгольских правителей стали приниматься с большим удовольствием. С 1679 года, то есть после заключения договора с Китаем о поставках в Россию чая, его питьё стало модным среди высшей знати, дворян. Правда в начале его принимали как лекарство при разных «хворях».

А вскоре вкусный и ароматный напиток нашёл себе место и за столом.

В плоть до конца XVIII века его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким напитком. В те годы он заваривался иначе чем сейчас, на одну средних размеров чашку приходилось около 50 грамм чайного листа. Чайный лист закладывался в медный чайник и там разваривался. В «мужской чай» часто добавляли корневища девясила, петрушки, зверобоя. К примеру девицам полагалось пить только «девичий чай» основу которого составляли сушеные яблоки с сердцевиной и семенами.

Наибольшее же распространение этот напиток получил в России в последней трети XIX века особенно после строительства Сибирской железной магистрали, значительно удешевившей транспортировку чая. С этого времени чаепития у самовара стали рассматриваться как элемент национального бытового уклада. Вся Русь «от финских хладных скал до пламенной Колхиды» все от мала до велика, миллионер и поденщик пьют чай, кто ординарный, кто кирпичный с солью, маслом и молоком, кто душистый ма-б-кон, кто букетный лян-син, иные даже диковинный жемчужный или златовидный ханский.

Чай в России вероятно, с начала XIX века пили, используя для кипячения воды самовар, а для заварки – фарфоровый или фаянсовый чайник. В самоваре вода находилась всегда в кипящем состоянии благодаря специальной жаровне с горячими углями, располагающейся внутри его. Заварочный чайник ставился сверху самовара на самоварную конфорку, что предохраняло заварку от остывания во время долгого чаепития. Русские люди любили пить чай очень горячим, когда он проникает во все поря тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение.

Как гласят старинные русские летописи, пить этот чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от дурных мыслей, болезней и забот. В какое бы время не пришёл гость, для его ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии по старшинству. Под образами сидели самые почётные гости или глава семьи с женой. Разливать чай и потчевать сидящих за столом надлежало хозяйке, которая могла прибегнуть к помощи старшей дочери. Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием «На здоровье!». Принимая чай полагалось отвечать; «Спаси Бог вас» или «Благо дарю вам».

В чашки наливалась крепкая заварка, разалевшаяся кипятком из самовара. Кроме самовара на стол ставился чайник для заварки. Для сохранения тепла заварочный чайник обычно накрывали специальными грелками из плотного материала. В народе их называли «баба на чайник». Кроме колоритных русских красавиц такие грелки могли принимать форму сказочных животных, матрёшек и часто являлись настоящими произведениями народного декоративного искусства. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок. В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полна», и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. В дворянских и купеческих домах, где к чаю подавались сливки и много сахара, чашку принято было заполнять не полностью. Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда держалась на уровне кипения. Перелитый из чашки в блюдце чай был менее обжигающий.

Такими словами Н. Заболоцкий охарактеризовал главный атрибут русского чаепития – самовар. Самовар в России – больше, чем предмет кухонной утвари. Это символ уюта, домашнего тепла, он – живое существо, настоящий хозяин дома. Без него просто невозможно представить традиционное русское чаепитие.

Самовар обычно ставили либо на середину большого обеденного стола, либо на отдельный маленький столик. Для сервировки подбирали цветные скатерти и салфетки ручной работы. Середину стола покрывали узкой дорожкой, на которую ставили тарелки с угощением. На блюдце ставили чашки ручкой вправо, а за чашку также ручкой вправо кладется чайная ложечка. Сливки, сахар, заварочный чайник ставили на стол. Одной из важных составляющих русского чаепития является лимон, нарезанный тонкими кружочками.

Каждому гостю предоставлялась тарелка для пирожков и сладостей, на которую бережно клали красиво сложенную салфетку. Приборы и чашка размещались справа от тарелки, а уж если гостя потчевали мёдом или вареньем, то подавалась розетка, чайная ложка и блюдце для косточек. Интересно что в самоварах всегда ценили «музыкальность». Дело в том что перед закипанием самовара начинал петь, что придавало чайному столу уют и домашнее тепло: «Вот и самовар заводит обычную свою песню на разные голоса. То затянет ее дребезжащим голоском подгулявшего старика, то хватит пронзительного дисканта, то возьмет мягкого тенора, из него возвысится до громкого basso – cantante и вдруг спустится в певучее mezzo – soprano замолкнет на минутку, как будто раздумывая о чем-то, и зальётся опять звонкой песней, то радостной, то заунывной». Самовар – император белых чашек.

Русская чайная церемония всегда была богата разносолами. К чаю можно подавать практически все: бутерброды и пирожки с разными начинками, сладкие и соленые печенья, кексы, изделия из сдобного теста, шоколадные конфеты, лимон, мёд. С таким количеством разнообразных закусок можно не один час провести за приятной беседой вокруг самовара.

Исключительно русской является традиция пить чай с сахаром. В городских семьях сахар подавался на стол колотым или пиленым. Хозяева и гости пили чай внакладку, опуская кусочки сахара в чашку или прикуску, раскалывая его на мелкие кусочки щипчиками. Купцы, крестьяне старались покупать сахар головками, то есть в виде конусов разных размеров. Стоящая на столе головка сахара наглядно демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за её верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу. Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Крошки от сахара ссыпали в блюдечко.

Чай с сахаром крестьяне пили всегда в прикуску, пит внакладку считалось большим расточительством. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить ещё одну чашечку и ещё одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. При каждой новой просьбе чая чашку полагалось ополаскивать кипятком, чтобы напиток, налитый в неё, сразу не остывал. Известный исследователь середины XIX века А.В. Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие: «На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют в прикуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достаёт для полдюжины стаканов. С мужика льёт пот градом, он пьёт и не переводя духу, оботрётся полой и снова за чашечку». Знаком для хозяйки, что гость закончил чаепитие, являлась чашка, перевёрнутая вверх дном или поставленная боком на блюдце.

Чаепитие в деревнях долгое время считалось уделом только праздничных дней. Для будней этот напиток считался дорогим удовольствием: «Где нам, дуракам, в будни чай пить», - говаривали крестьяне. Пить чай садились к концу пиршества, когда гости уже устали от еды, хмельных напитков, шума, веселья, пения и плясок. Совместное питье чая успокаивало разгулявшихся мужчин и женщин, придавало своего рода благопристойность пиршеству, снимало напряжение праздника. Однако со временем, когда чай подешевел, он стал употребляться и в будние дни. В купеческих домах чаи могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером.

«Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал»

А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»

Употребление чая в России нашло отражение и в классической литературе, из которой сегодня мы можем узнать, как, с чем и сколько пили чай в старину. Рассказчик в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с любовью говорит о возможности выпить чаю на чужбине: «Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу».

Любителем и ценителем чая был Н.В. Гоголь. Да и сами гоголевские герои не уступают автору в потреблении чая: дамы пьют его со сливками, провинциальная помещица – с фруктовой наливкой (Мертвые души), мелкие петербургские чиновники «рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлёбывая чай из стаканов с копеечными сухарями» (Шинель).

Детальное описание того как в старину подавали чай, встречаем у Ф.М. Достоевского в «Бесах»: Баба скоро внесла чай, то есть большущий чайник горячей воды, маленький чайник с обильно заваренным чаем, две большие каменные, грубо разрисованные чашки, калач и целую глубокую тарелку колотого сахару».

Л.Н. Толстого в «Семейном счастье» говорится о роли женщины в домашнем чаепитии: «Вечерний чай разливала я в большой гостиной, и опять все домашние собрались к столу. Это торжественное заседание при зерцале самовара и раздача стаканов и чашек долгое время смущали меня. Мне всё казалось, что я недостойна ещё этой чести, слишком молода и легкомысленна, чтобы повёртывать кран такого большого самовара, чтобы ставить стакан на поднос Никите и приговаривать: «Петру Ивановичу, Марье Миничне», спрашивать: «сладко ли?» и оставлять куски сахара няне и заслуженным людям».

В рассказах А.П. Чехова интеллигенция и дворянство часто пьют чай на летней веранде на даче, а деревенская женщина Липа из рассказа «В овраге» говорит о крестьянском чаепитии: «Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница, - говорила Липа, - Сяду себе в уголочке и все чай пью вареньем. Или с Варварой Николаевной вместе пьём, а она что ни будь рассказывают чувствительное. У них варенья много – четыре банки. «Кушай, говорят, Липа, не сомневайся». (…) Богато живут. Чай с белой булкой; и говядины тоже сколько хочешь».

Листая страницы классических русских романов, понимаешь, насколько органично чаепитие вошло в нашу культуру, став неизменным ритуалом повседневной жизни и одним из самых любимых способов времяпровождения и общения.

О том, какую важную роль придавали на Руси чайным традициям, свидетельствует существование целых субкультур чаепития; дворянская, купеческо-помещичья, мещанская и простонародная. Например, купеческая манера чаепития предполагала наличие большого количества разносолов и сладостей, а мещанская – богатую культурную программу. Интересный факт; именно на мещанских чайных посиделках родился музыкальный жанр русского романса.

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это общение. Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски.

картина А.И. Корзухин Воскресный день

Маковский К.Е. За чаем.

Русское слово «чай» происходит от китайского слова «ча» или «чае» - в северном, пекинском произношении, тогда как английское слово «tea» (чай), как и, соответственно, французское, итальянское, немецкое, датское и др., происходит от китайского слова «тэ» (чай) - в южном, фуцзяньском произношении.


Куликов И.С. В крестьянской избе.

В 1638 году русский посол Стариков привез от монгольского хана в подарок государю Московскому Михаилу Федоровичу четыре пуда чая. Поначалу терпкий и горький напиток не понравился царю и боярам. Однако было замечено, что он «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и утомительного сидения в Думе боярской.


Рябушкин А. И. Чаепитие.

Когда весь запас дареного чая был выпит и вкус его уже стали забывать при московском дворе, вновь свою роль сыграли дипломаты: посол наш - грек Сапфарий - привез чай из Китая. Теперь уже чай встретили в Москве, как старого знакомого, и в 1679 году был заключен с Китаем договор о поставках в Россию сушеной китайской травы.


Кустодиев Б.М. Московский трактир.

В начале XVIII века вошел чай в русский быт и стал нашим национальным напитком. Само чаепитие стало не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением общественной жизни. За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьезный вопрос.

Васнецов В.М. Чаепитие в таверне.

Гиляровский оставил прекрасное описание старых московских трактиров. Где-нибудь в «Коломне» или «Лондоне» за чаем грелись извозчики, а крупные коммерсанты заключали сделки на десятки и сотни\тысяч рублей. Любимые трактиры были у артистов, писателей, художников. Встречи за чайным столом у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне и Хамовниках вошли в историю русской культуры. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля глагол «чаевать» означает «проклажаться за чаемъ, пить его въ раздольи».


Богданов-Бельский Н.П. Чаепитие.

Повсеместное распространение чая уже в начале XIX века привело к возникновению на Руси своеобразного и колоритного ритуала чаепития. Так как чай в те времена был недешев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение «не спить чай», т.е. разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою порцию чая одинаковой крепости, и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки.


Кустодиев Б.М. Купчиха за чаем.

Самовар ставился непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный в торце стола. Разливала чай только сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей, что соответствовало неписаному правилу – чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.


Перов В.Г. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы.

Чай пивали малый, большой и с полотенцем. "С полотенцем" – это значить пить много и долго, до пота, который этим полотенцем и предполагалось утирать. Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая 1-2см от края чашки, что считалось хорошим тоном. В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдцах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони с особым, показным шиком. Полные стаканы с чаем «до самого верха» подавались в трактирах, где пившее его простонародье считало вправе потребовать на свою копейку, чтобы стаканы наполнялись «всклянь», абсолютно полными.


Кустодиев Б.М. Извозчики за чаем.

Издавна ценился чай с пенкой. Считается, что именно пенка является показателем крепости напитка и свидетельствует о том, что чай свежезаваренный. Чтобы соответствовать этому стереотипу, наши сообразительные соотечественники в былые времена шли на хитрости: наливали чай с высоты (падающая жидкость пузырится, что создает иллюзии пенки), добавляли какие-то посторонние примеси в чай и даже плевали в чашку слишком разборчивому клиенту в чайной (такие случаи сохранила история царской России).


Кустодиев Б.М. Осень в провинции. Чаепитие.

«...Искусство заваривать чай - великое искусство. Ему надо учиться в Москве. Сначала слегка прогревается сухой чайник. Потом в него всыпается чай и быстро ошпаривается кипятком. Первую жидкость надо сейчас же слить в полоскательную чашку,- от этого чай становится чище и ароматнее... Затем надо вновь налить чайник до четверти его объема, оставить на подносе, прикрыть сверху полотенцем и так продержать три с половиной минуты. После долить почти доверху кипятком, опять прикрыть, дать чуточку настояться и у вас... готов божественный напиток, благовонный, освежающий и укрепляющий.»
Куприн А. И."Яма."


Морозов А.И. За чаепитием.


Маковский В.Е. Утренний чай.


Кустодиев Б.М. Сундучник.


Наумов А. А. Чаепитие.


Боганис Анна.Чаепитие.


Кустодиев Б.М. На террасе.


Переверзева А. К. Интерьер. Север.

Маковский К.Е. Алексеич.


Попов А. А. Мастеровой за чаепитием.


Коровин К.А. За чайным столом.

Приветствуем вас, друзья!

Поговорим сегодня о чаепитии. Чаепитие на Руси традиции обычаи, как было раньше и что сохранилось до наших дней. Традиционное чаепитие в России никогда не являлось чересчур важной церемонией, как, например, это было в Японии или Китае. Однако некоторые традиции и обычаи присутствовали. А если к ним добавить еще и русскую поэтичность, то обычное чаепитие приобретет самобытную и уникальную форму.

Истоки отечественных традиций

Чаепитие на Руси берет свое начало в середине 17 века. Именно тогда из Китая прибыла первая партия этой продукции. Но популярностью напиток стал пользоваться лишь спустя пару веков, его имели возможность употреблять только те, кто относился к купеческому сословию или был государственным деятелем.

Любовь к чайному напитку нашла отражение в архитектурном наследии. Следует обратить внимание на то, как были украшены деревенские дома, какая великолепная резьба присутствовала в них, в какие жизнерадостные тона они были окрашены. Наличие витиеватых растений в резьбе свидетельствует о том, что чаепитие всегда почитали и проводили за ним немало времени в длительных разговорах.

Употребление ароматного напитка сочетали со сладостями, часто добавляли в него молочко и мед. Это предрасполагало к решению вопросов семьи и к обсуждению дел государства. Традиционно такие посиделки устраивались на веранде, она была обширная и изысканная. В этом помещении имелась возможность наслаждаться прекрасным видом на природу. Во многих деревнях такие веранды сохранились и в наши дни.

Чтобы сблизиться

Чаще всего чаепитие устраивалось таким образом: накрывался большой стол, за которым усаживалось все семейство. На стол стелили накрахмаленную белую скатерть, в центр ставили самовар. Чтобы вода не проливалась, помещали под него большой поднос.

Самовар выбирался таким образом, чтобы он был пузатым, большим и блестящим. За ним тщательно ухаживали, его считали предметом гордости. Это было обязательным, поскольку самовар становился объектом внимания во время поглощения чая.

Сейчас некоторые патриархальные семьи продолжают пользоваться этим аппаратом, другие же просто сохраняют его как реликвию. Самовар всегда считался признаком достатка в доме, говорили, что он приносит радушие и душевность.

Многие считают самовар истинно русским изобретением, но если заглянуть в историю, то оказывается, что это далеко не так. Приборы этого типа задолго до появления в России были известны в Китае, и использовались они для получения горячей воды. Также существует мнение, что конструкция самовара изобреталась для того, чтобы кочевые племена могли согреться и перекусить, не обнаружив себя (не разводя открытого огня).

Гости и домочадцы имели возможность насладиться не только чаем, но и всевозможными вкусными кушаньями и сладостями, это позволяло значительно увеличивать время чаепития. Напиток потребляли и в домашней обстановке, и на работе. Это давало возможность сближения и объединяло людей. Обычно чай пили четыре раза в день.

Если вернуться к истории, то нужно отметить, что, ведя увлекательные беседы, гостями могло быть выпито от 5 до 20 чашек ароматного напитка, однако и этим порой не ограничивались.

Как заваривать чай

Старые кулинарные книги повествуют о том, как правильно заваривать чай.

  1. Для получения четырех порций нужно поместить маленькую ложку заварки в заварочный чайник, после чего залить доверху кипящей водой.
  2. Поместить чайничек на самовар и прикрыть полотенцем.
  3. Через 15 минут разлить напиток по чашкам и долить кипятку.
  4. Церемонию считали оконченной после того, как человек переворачивал чашку и помещал на нее кусочек сахара.

Сервировка стола

Отличительной особенностью чаепития на Руси было наличие всевозможных сладких блюд, а также изысканная сервировка. Обязательными считались присутствие на столе заварника, молочников, самовара, ваз с выпеченными сладкими угощениями, сахарниц и сливочниц, ну и, конечно, чашек. Чай пили вприкуску с кулебякой, ватрушкой, вареньем, пряником или джемом. Стол также украшали всевозможные фрукты.

Конечно, главным атрибутом стола был красавец-самовар, самыми яркими считались тульские экземпляры. Раньше они нагревались от углей и дров, позже появились самовары на керосиновом обогреве, ну и еще через какое-то время нашли свое применение экземпляры на электричестве.

Помимо самовара, традиционным стало использование блюдца. Его применяли практически все сословия. Но среди аристократического общества это считалось вульгарным. Помимо вышеописанного метода прекращения чаепития, можно было просто вернуть чашечку на блюдце для выражения того, что напитка уже не хочется.

Изящные дополнения

Наиболее популярным украшением стола всегда была «баба» на чайник. Она являлась специально созданным греющим элементом, который был выполнен в женской форме, имеющей красивые оборочные юбки. С ее помощью самовар накрывался сверху, пока чайный напиток заваривался. Немного позже ее стали использовать для накрывания заварочного чайника. И сегодня продаются «бабы» для чайника, которые можно использовать для сохранения тепла напитка.

В советское время стало популярным применение железного подстаканника, хотя его изобрели гораздо раньше. Подстаканники также стали украшать разнообразными узорами. Первоначально эта вещь была предназначена для мужчин, выполнена она была из дерева. Позже стали делать роскошные подстаканники из серебра, ну и еще через какое-то время перешли к более дешевому варианту. В современном мире ими пользуются во время поездки на поезде, поскольку здесь традиция чаепития из стакана, помещенного в подстаканник, нашла свое применение.

Некоторые особенности чаепития на Руси

Сервировка чайного стола обязательно должна быть произведена заблаговременно. Возле самовара садилась хозяйка, в чью обязанность входило разливание чая по чашкам. Если у хозяев дома была взрослая дочь, эту честь отдавали ей. Процесс не слишком сложный, но требовались ловкость, грация и умение. Это было связано с тем, что по правилам этикета чашки не должны были быть переполненными.

От гостей тоже требовалось проявление лояльности, если в гостях присутствовала молодежь, то требовать они вообще ничего не имели права, обязаны были употреблять чай, какой подали. Нельзя было дуть на напиток для охлаждения. Неаристократичным считалось и наливание его в блюдце. Хозяйка должна была предложить гостям сладости и другие угощения.

Чаепитие в наши дни

Чего обычно так не хватает прохладными вечерами? Наверное, больше всего тепла. Тепла как физического, так и душевного. Прекрасным способом восполнить недостаток тепла и общения и в наши дни являются посиделки с чаем. Помните, как раньше наши бабушки и дедушки устраивали многочасовые посиделки за чаем и сушками? Тогда выпивался целый самовар чая и решались насущные проблемы. А сейчас чаепитие для нас — это пакетик с красящим веществом, похожим на чай. Да и чай этот мы пьем, скорее всего, утром на бегу и в обед на работе, даже не отрывая глаза от бумаг или компьютера. Давайте вернем в дом исконно русские традиции. Не обязательно, конечно же, начинать пить чай из самовара, но попробовать продлить удовольствие и насладиться приятной компанией нужно. Начните посиделки с сервировки. Красивая скатерть — неотъемлемая часть чаепития. А еще корзиночки с печеньем, сушками или домашней выпечкой, аромат от которой разлетается по всей квартире. Расставляем чашки, приглашаем гостей и начинаем неспешную приятную беседу...

Народные рецепты с применением чая

Чай помогает не только успокоиться и расслабиться, насладиться приятным вкусом и прекрасной компанией. Чай можно использовать и в самых разных народных рецептах.

Снять покраснение и раздражение глаз

Например, если после тяжелого трудового дня у вас покраснели и воспалились глаза, то снять раздражение поможет чай с ромашкой или мятой. Опустите два пакетика чая (можно зеленого) на пару минут в кипяток. Затем выньте, дайте остыть и положите теплые пакетики на веки, подержите минут десять.