Мозаика сан марко в венеции. Достопримечательность Венеции: собор Сан-Марко

Возвышенной, шикарной, популярной достопримечательностью Венеции является собор св. Марка. Также кафедральный собор носит другое название - Базилика Сан-Марко (Basilica di San Marco). Он представляет собой редкий экземпляр архитектуры Византии. Сюда на экскурсии приезжает множество туристов, за последние годы количество желающих воочию рассмотреть шедевр постепенно возрастает.

Миланский собор или Дуомо возвышаются на центральной площади Пьяцца дель Дуомо. Он посвящен Рождеству Пресвятой Девы Марии и является резиденцией архиепископа Милана. В дополнение к своим впечатляющим размерам, Миланский собор поражает своей чрезвычайно сложной архитектурой.

Собор выполнен из белого мрамора и содержит элементы разных стилей, которые были в моде на протяжении нескольких веков, через которые он был построен - от готики до барокко и неоклассицизма до неоготики. С крыши собора, где туристы могут добраться до лестницы или лифта, открывается вид на весь город.

До 1807 года собор св. Марка был придворной капеллой при знаменитом готическом памятнике Италии – Дворце Дожей. В самом соборе хранятся мощи апостола Марка, всевозможные ценные предметы, которые во время крестовых походов были вывезены из города Константинополя.

Особенности собора Сан-Марко

Важно знать, для того чтобы соорудить собор св. Марка, архитекторам пришлось применить десятки тысяч свай из хвойного дерева – лиственницы. Сваями называют стержни, выполненные из различных материалов. Это может быть железобетон, то же дерево, металл. Сваи углубляют в почву в основание конструкции, чтобы фундамент был более прочным, мог с лёгкостью выдерживать вес постройки. Строители применили примерно несколько десятков тысяч свай именно из лиственницы, ведь вступая в контакт с водой, дерево становится прочным.

Базилика Сан-Марко - соборная церковь Венеции, самая известная церковь в городе и один из самых известных образцов византийской архитектуры. Он расположен на площади Сан-Марко в районе Сан-Марко, рядом с Доджским дворцом. Марко был вновь открыт в колонке Виталия Фальеро, негодяя в то время.

Первоначально это «часовня» венецианских губернаторов, а не собор. Базилика Святого Франциска в Ассизи пользуется популярностью благодаря погребению святого Франциска Ассизского, ставшего легендой и покровителем не только города, но и Италии. В качестве центра паломничества для католиков одним из главных архитектурных памятников в городе является Базилика, посвященная святому, основоположнику францисканского ордена и внесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Такой материал идеально подходит для возведения всевозможных зданий в Венеции. Каждому туристу рекомендуется обязательно посетить одну из главных жемчужин Венеции, рассмотреть внутреннее убранство, получив море впечатлений, которых будет достаточно на несколько лет. Поскольку дожи не были скупыми, то вкладывали множество средств, человеческих сил, времени, золота, ведь хотели сделать храм таким, который бы удостоился внимания людей, проживающих в разных уголках планеты.

Он включает в себя две основные части и крипту, где найдены останки святого. Вместе с прилегающим монастырем базилика представляет собой впечатляющую достопримечательность, возвышающуюся над окрестностями. Собор Орвието, также известный как собор Санта-Мария-Ассунта, представляет собой католическую небольшую базилику, собор в Орвието, Умбрия, в провинции Терни, Италия. Он расположен в южной части города, на просторной площади собора. Проект - работа Арнольдо ди Камбио, архитектора и скульптора из Флоренции.

Постройка была возложена на монаха Фра Бевигнате из Перуджи. После его смерти, над завершением строительства, есть известные итальянские мастера, такие как Андреа Пиццано, Андреа Оркана, Микеле Санмичелли, Антонио да Сангало Халиско и другие. Собор имеет форму латинского креста со слегка выступающим трансептом; в соборе есть купол и колокольня. Купол расположен на восьмиугольной базе с колоннами. Купольный пик был добавлен Джованни Лоренцо Бернини. Масло отделяется от двух крылатых полукруглых арок.

История собора Сан-Марко

Когда наступил 832 год, пришло время для освящения первой церкви. Её посвятили святому Марку, который был евангелистом. Строительство начал дождь по имени Джустиниано Партечипацио, завершил процесс постройки Джованни – его брат.

Как повествуют исторические страницы, останки св. Марка из храма в Египетской Александрии похитили двое венецианских купцов, их имена – Рустико и Буоно. Купцы придумали хитрый план: положили тело под тушами свиней в корзине. С помощью этого способа им удалось легко перенести останки епископа на корабль.

Снаружи и внутри церкви украшен белый и зеленовато-черный мрамор с добавлением красного мрамора на фасаде. Черно-белые - это геральдические цвета Сиены, происхождение которых связано с белыми и черными лошадьми, с которыми вступили основатели города, Саньи и Ашки. Интерьер собора, отличающийся исключительным художественным выражением, - это мозаика на полу, великолепно оформленная кафедра - работа Николая Пиасано и статуя Иоанна Крестителя, вылепленная Донателло.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре - самая большая церковь во Флоренции, Италия. В переводе ее имя означает «Богоматерь Цветок». Собор имеет свой купол, спроектированный Филиппо Брунеллески. Внешний вид, глядя на разноцветные мраморные панели зеленого и розового, обозначен белым.


Согласно легенде, Марк находился в далёком путешествии. Когда решил возвращаться к себе на родину, его настигла буря. Евангелисту долго думать не пришлось, он решил остановиться в лагуне Венеции, чтобы выждать момент, когда прекратится буря. Ему приснилось необычное сновидение. К св. Марку пожаловал ангел, сообщивший о том, что именно здесь упокоится его душа, и пройдут последние часы его жизни.

Базилика была построена на фундаменте старого кафедрального собора Санта-Рикери. Она была вдохновлена ​​новыми соборами в Пизе и Сиене. Построенный около шести веков под руководством не менее шести архитекторов. Петра является католической церковью в Ватикане Рима. Разработанные Донато Браманте, Микеланджело Буонароти, Карло Мадерно и Джованни Лоренцо Бернини, Святой Петр является самым известным памятником архитектуры эпохи Возрождения.

Хотя и не главная церковь Римско-католической церкви, ни собор Римского епископа, святой Петр является одним из главных святых мест католицизма. Согласно католической традиции, святой Петр, один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, рассматриваемый католиками как первый епископ Рима и первый в списке римских пап, похоронен в церкви. Считается, что гробница Св. Петра расположена чуть ниже алтаря. По этой причине многие римские папы с ранней христианской эры также были погребены в базилике Святого Петра.

Теперь св. Марк является небесным покровителем Венеции, крылатый лев представляет собой символ города. 976 год ознаменовался для храма большим несчастьем – пожаром. Пожар полностью разрушил возведённый собор Сан-Марко. На то время происходил дворцовый переворот, благодаря которому дож Венеции Пьетро Орсеоло сменил прежнего дожа по имени Пьетро Кандиано.

В церкви 800 колонн и 390 огромных статуй и 45 алтарей. До недавнего времени это был самый большой собор в мире. Базилика Сант-Антонио - католический храм в итальянском городе Падуя. Это самый важный религиозный и художественный центр в городе. Базилика названа в честь чудотворца Святого Антония Падуанского, чьи реликвии хранятся там. Это также одно из самых посещаемых святых мест в мире.

Однако все изменения пощадили самые красивые и знаменитые в нем - бронзовую византийскую дверь с 11-го века у главного входа. Андрей также является могилой с мощами святого Андрей привел сюда в 13 веке. Собор Сант-Агата расположен в историческом центре Катании, на Сицилии. Это римско-католический собор, посвященный Святой Агате - христианскому святому, мученику и покровителю города. Вот место епископов в Катании. Здание было разрушено и восстановлено несколько раз из-за землетрясений и извержений горы Этна, недалеко от города.

Новая эпоха собора Сан-Марко

Строительство нового храма началось лишь в 1063 году. Приказ на строительство храма был отдан дожем Венеции Доменико Контарини. С приходом 1071 года, когда строительство ещё продолжалось, должность дожа получил Доменико Сельво. При нём с 1071 года по 1084 год создавался первый цикл мозаик, который стал превосходным украшением этого красивейшего собора. 1094 год ознаменовался освещением собора, которое проводилось в торжественной обстановке новым дожем по имени Витале Фальер.

Он снова восстанавливается, на этот раз полностью в стиле барокко. Фасад барокко - это произведение Джованни Батиста Вакарини и содержит три уровня коринфских гранитных колонн, наиболее вероятно взятых из римского театра в городе. На внешней стороне собора можно увидеть мраморные статуи Святой Агаты, картины из ее жизни и мученичества, папские эмблемы и символы христианства. Замечательная колокольня и часовня. Собор - одна из главных достопримечательностей Катании, настоящий шедевр искусства барокко.

И дорога из Софии в Сербию проходит через Хорватию и Хорватию, в частности, вокруг хорватской столицы Загреба. Еще из Софии мы решили остановиться и быстро взглянуть на Загреб. Чтобы получить максимальную отдачу от посещения этих мест за короткое время, мы должны были заранее изучить, какие объекты посетить, где они находятся, и где они находятся.

Невзирая на то, что основные работы, касающиеся строительства, завершились, новые поколения Венеции продолжают улучшать собор Сан-Марко, придумывая новые, более шикарные украшения. Здесь хранятся реликвии, различные сокровища, которые привозили венецианские купцы. Поэтому собор св. Марка является настоящим музеем искусства эпохи средневековья.
Собор представлял собой эпицентр общественной жизни венецианцев, поскольку здесь проходили самые важные церемонии этого очаровательного итальянского города.

Поэтому подготовка заняла у нас немного времени. Если вы пройдете мимо одного из них, общая информация будет полезна для вас и сэкономит вам некоторое время. Возможно, самой известной достопримечательностью хорватской столицы является впечатляющий готический собор «Пресвятая Богородица». Из-за его высоты он виден на расстоянии. Он был построен в далеком 13 веке.

Кроме того, его неоспоримой красотой и великолепием, среди других, характерных для всех великих католических соборах, наиболее впечатлил меня часовня Святых Кирилла и Мефодия в правой части собора. Рядом с великолепным собором находится Епископальный дворец, а на площади перед ним находится интересная статуя Богоматери с четырьмя ангелами, вокруг которых собираются многие люди. Фактически, в зависимости от того, откуда вы пришли, эта статуя - это первое, что можно увидеть в районе собора.


Также для горожан проводились молебны, вручались знаки власти кондотьерам (руководству военных компаний), флотоводцам Венеции. У войск данной провинции был свой боевой клич, который звучал так: «Viva San Marco!». Республика Сан-Марко – так в просторечии, практически во всех официальных документах называлась Венецианская республика.

Загреб: статуя Богоматери с четырьмя ангелами вдали - епископский дворец. Это теперь храм, а в прошлом - восточные ворота средневекового города Градец. Теперь эта часть Загреба - район с тем же названием - Градец. Только огонь, изображающий Богоматерь с младенцем, написанный неизвестным художником в 17 веке, сохранился от огня. С тех пор считается, что эта картина обладает магическими силами, и место стало местом, где люди регулярно приходят на молитву, зажигают свечу и оставляют цветы.

Еще одна достопримечательность в центральной части города - готическая церковь Святого Марка, еще один символ Загреба. Считается, что церковь является одним из старейших сохранившихся зданий в городе сегодня. Он был построен в 13 веке, первоначально в романском стиле, а через столетие превратился в готическую церковь. В церкви есть интересная цветная крыша из красочных остекленных плит.

Архитектура Сан-Марко

Не секрет, что архитектура республики в значительной мере зависела от Византии. Сан-Марко сооружали по образцу церкви Двенадцати апостолов, расположенной в Константинополе. К сожалению, церковь не сохранилась до нынешнего времени. По этой причине конструкция собора Сан-Марко является полностью византийской. Если более подробно вдаваться в детали, заметите, что пять куполов выполнены в форме крестов.

Перед церковью, имеющей одно и то же имя, есть отдельный квадрат - Св. Оказывается, что уважение хорватов к работе братьев Салоников не случайно. В 867 году братья прибыли на миссию в исторической части Паннонии, часть которой находится в современной Хорватии. Они пришли к тогдашнему славянскому болгарскому княжеству по приглашению князя Коцеля с задачей распространения христианства на славянском языке. Кирилл и Мефодий остаются там 6 месяцев и учат более 50 студентов.

Да, там было много храмов, но это - Загреб славится своими многочисленными церквями. Это еще один, еще раз древний - построенный в 14 веке, и с интересной архитектурой - в стиле барокко. И перед этой церковью стоит квадрат с его именем. Это крепостная башня, расположенная в старой части города - Градец.

Расположены купола на высоких барабанах. С южной стороны собор Сан-Марко плотно соприкасается с баптистерием, капеллой Дзен. Ели говорить о западной и южной сторонах – церковь находится в окружении галерей. В нынешнее время трудно представить, что для конструирования данного архитектурного шедевра использовали кирпич. Это совершенно не удивляет, поскольку кирпич скрывается за декором и мраморной облицовкой.

Также любопытно, что каждый день, примерно в 12 часов дня, происходит взрыв грома, который исходит от древней пушки, расположенной на вершине башни в 19 веке. Интересно подняться на вершину башни и насладиться 360-градусным видом на город. Входная плата составляет 20 кусков или 4 евро.

Площадь расположена в самом центре города и окружена многочисленными зданиями в разных стилях и цветах. Иосип Елачич прекращает государственные отношения между Венгрией и Хорватией, которая длилась годами. Это также устраняет феодальные отношения внутри государства.

Очень много различных мозаик, колонн, скульптур располагается на фасадах здания. Все перечисленные элементы придают зданию необычайной красоты. Невозможно не опрокинуть взор на «Страшный суд». Такое название досталось мозаичной композиции, для которой также выделили отдельное местечко на фасаде.

Ещё можно увидеть похищение Сан-Марка, то есть когда купцы вывозили его останки из Александрии в Венецию. В 14 столетии собор св. Марка украсил превосходный мраморный карниз, выполненный в готическом стиле. Резьба по камню приведёт в восторг каждого человека, созерцавшего эту красоту. До нынешнего времени сохранилась большая порфировая колонна. Не утратили своей целостности старинные резные пилоны. Их завезли из Сирии, крепости под названием Аккра.

Как добраться до Загреба из Софии

Вот карта всех достопримечательностей в Загребе. Если вы путешествуете со своим автомобилем в Загреб, эта информация, несомненно, принесет вам пользу. Чтобы добраться из Загреба в Софию, сначала пройдите в пункт пересечения границы Калотины, куда вы направляетесь в Республику Сербия. Оттуда вы продолжаете Белград, большую часть маршрута пересекая сербское шоссе. В Белграде, а точнее на окраине города, вы должны отправиться в сторону Шида и Загреба. Будьте осторожны, чтобы не отвлечься до Нови-Сад и Венгрии.


Когда опрокинешь взгляд на любой купол базилики, увидишь «Четыре тетрарха», то есть возвышающуюся группу скульптур. Она была выполнена в четвертом столетии. Для сооружения постройки использовался порфир. Он имеет окраску тёмного красного цвета. В то время композиция обрела свое название от народа Венеции, который вывез скульптуру из Египта. Её новое название звучало так — «Четыре мавра».

От Белграда до Шида, где пункт пересечения границы полностью моторизован. Соответствующим хорватским пограничным пунктом является тележка. С сербско-хорватской границы Шид-Тернник путешествует по хорватской автомагистрали. Расстояние между Софией и Загребом составляет около 790 км, и это занимает около 7-8 часов.

Ограничение скорости на автомагистралях

Ограничение скорости на сербских магистралях составляет 120 километров в час, а на хорватском - 130 километров в час. Соблюдайте их строго, чтобы у вас не было никаких проблем. Дорожные сборы должны оплачиваться на каждом участке автомагистрали следующим образом.

Заметим, что имеется легенда, относящаяся к данной композиции. Когда племени разбойников (сарацинов) не удалось ограбить Сан-Марко, «Четыре мавра» были возведены жителями Венеции в память о провале операции. Стоит отметить, что на сегодняшний день сокровищница не пустует. Там хранятся реликвии, немалая доля казны собора, трофеи. Если посмотреть на главный вход, можно увидеть четырех бронзовых лошадей. Скульптуру привезли из Греции, затем в 4 столетии доставили на ипподром города Константинополь. Назад в венецианские края лошадей возвратили в 1204 г.

В этом нелёгком деле пришел на помощь Энрико Дандоло, который на то время был дожем. Кроме основного входа существует ещё несколько: всего их насчитывается 5 резных порталов, каждый является красивым по-своему. Если внимательно присмотреться, получится увидеть сюжеты, отображающие жизнь городских жителей, растительные орнаменты, прочие украшения.

Интерьер собора св. Марка

После входа внутрь храма, нельзя не насладиться удивительным внутренним убранством. На арках и куполах располагаются мозаичные полотна. Мозаики играют золотыми переливами, блестят. Такая красота приводит в восторг всех посетителей базилики. Стоит отметить, что мозаичные полотна создавались на протяжении нескольких столетий. Сначала мозаики делали византийские мастера, затем венецианский народ научился самостоятельно заниматься этим видом искусства.

Долго можно описывать и красоту пола, для которого использовались мраморные плиты. Данный материал, то есть мрамор, также применяли для постройки алтарной преграды, украшенной колоннами, скульптурами. Свой вклад в строительство внёс мастер по имени Джакопо Ди Марко Беннато. Он выполнил бронзовое распятие, располагающееся поверх преграды.


Среди популярных святых мест Венеции особое место отводится алтарю. Его часто называют самой главной вершиной искусства Византии.
Створки украшены большим количеством драгоценных камней. Их насчитывается около двух тысяч. По центру алтаря располагается фигура Иисуса Христа.
Монументальность образов, тонкая ювелирная работа гармонично сочетаются с его роскошью и помпезностью.

Справа от данного алтаря собора Сан-Марко располагается ещё один, только меньших размеров. В нём находится икона «Мадонна Никопея». Для её обрамления использовалось золото. Украшена икона драгоценными камнями. Появилась «Мадонна Никопея» в венецианских краях в 1234 году. Ранее она пребывала в городе Константинополь. В соборе Сан-Марко находится множество часовен-капелл. Среди них больше внимания уделяют гробнице, в которой хранятся останки св. Исидора. Материалом для её сооружения послужил мрамор.

Помните, если вы решили поехать в Венецию, не нужно отказывать себе в посещении такого архитектурного шедевра. Каждому стоит прикоснуться к этой знаменитой исторической памятке.
Больше путешествуйте, познавайте традиции, культуру, другие особенности любимых вами стран. Ведь в знаниях, получении положительных эмоций, впечатлений, нуждаются все люди, проживающие на нашей планете Земля.

Если вы приехали в Венецию ненадолго, на один день или всего на несколько часов, я рекомендую вам не ломать голову над маршрутом прогулки по городу. За столь короткое время даже бывалый путешественник успеет осмотреть только самое основное, то, чем на весь мир славится . Чаще всего в таких случаях туристы плывут по Гранд-Каналу к площади Сан-Марко и уже там решают, что делать дальше. И, конечно, большинство людей, оказавшись на площади в первый раз, стремятся посетить самую главную достопримечательность Венеции: легендарный собор Святого Марка.

На тщательный осмотр собора внутри и снаружи, его музея и сокровищницы уйдет практически целый день. Давайте же хотя бы в общих чертах исследуем этот потрясающий исторический памятник.

От истоков Венецианской республики до наших дней

Обретение мощей святого Марка

Нельзя сказать, что история Венецианской республики отсчитывается с момента возведения собора Святого Марка. И до 829 года, когда началось его строительство, своеобразная венецианская государственность развивалась уже несколько столетий. Однако невозможно отрицать, что именно со времен обретения венецианцами мощей святого Марка и создания собора республика начала постепенно подниматься на вершину своего могущества. Впоследствии она оказалась в числе ведущих мировых держав Средневековья. Мы-то с вами знаем, что никакой мистики во всем этом не было, так уж сложились политические, географические и прочие обстоятельства, которые порой столь причудливо влияют на ход мировой истории. Но для венецианцев тогда все выглядело несколько по-другому.


В те далекие времена христианство играло главную роль в быте людей, причем религия пронизывала буквально все аспекты жизни средневековой Европы, оказывая влияние на политику, экономику и т. д. Поэтому приобретение тем или иным городом мощей какого-нибудь святого рассматривалось не просто как акт религиозного благочестия, а как укрепление могущества и престижа соответствующего поселения или государства.

История вывоза мощей святого Марка из Александрии венецианскими купцами обросла легендами. До конца неясно: пошли венецианцы на обыкновенную кражу (это было вполне в духе времени и венецианцев) или действовали по согласию с местными священниками, спасая реликвию от мусульман, но, так или иначе, 31 января 829 года останки святого Марка были доставлены в Венецию. Сарацины якобы подозревали неладное и подвергли корабль досмотру, но хитрые купцы спрятали мощи среди свиных шкур, увидев которые правоверные пришли в ужас и убежали.


Между прочим, до Марка у Венеции уже был свой святой покровитель Теодор. Однако автор одного из Евангелий Марк, видимо, выглядел для венецианцев посолиднее, да и кстати пришлась легенда о том, что он когда-то проповедовал христианство на островах местной лагуны. С этого момента святой Марк становится покровителем Венецианской республики, а его библейский образ - крылатый лев - главным государственным символом. Старого покровителя, впрочем, тоже не забыли: одну из колонн перед площадью Сан-Марко венчает статуя святого Теодора, попирающего дракона (на фото выше).

Возведение собора Святого Марка

Отсюда берет отсчет и история собора Святого Марка: для хранения реликвии нужно было соорудить нечто особенное. Его начали строить тогда же, в 829 году, а закончили работы в 832 году, но то здание до нас не дошло: пожар 976 года очень сильно его повредил. Более того, из-за стихии были утрачены мощи святого Марка, и нашлись они только спустя почти 100 лет, в 1094 году при строительных работах уже в новом здании собора. Сообщают, что отыскать мощи удалось благодаря чуду: рука евангелиста высунулась из-под колонны и показала, где копать.

Новый собор построили к 1071 году, позже его расширяли и достраивали - таким он дошел до наших дней. Архитектура собора весьма необычна для Европы: он построен в византийском стиле по образцу храма Апостолов в Константинополе. Учитывая тот факт, что от церквей Византийской империи мало что осталось после турецкого завоевания, этот «византийский след» был для меня особенно интересен в Венеции. Республика на заре своей государственности вообще была тесно связана с Византией, и собор Святого Марка - яркое тому подтверждение.


Впрочем, рассматривая собор, трудно сказать, что он выполнен как-то однородно: строительство и украшение отдельных его элементов продолжалось в течение всего времени существования Венецианской республики, и это не могло не привести к некоторому смешению стилей. Собор часто сравнивали даже с мечетью (его купола действительно наводят на такие ассоциации). Один путешественник как-то выразился в духе, что он не знает другого храма, в оформлении которого нагорожено столько стилей и вкусов, куда впихнули бы над центральным входом четырех бронзовых коней, и при всем этом внешний вид постройки только выигрывал бы. Да, собор Святого Марка действительно сооружение уникальной архитектуры.

От расцвета до падения Венецианской республики

Собор украшали на протяжении почти 800 лет: самая поздняя мозаика была создана в 1838 году, спустя 41 год после падения республики. А в первые века после строительства собора и в годы расцвета Венеции украшение и возвеличивание храма рассматривалось как важнейший долг каждого гражданина республики. На эти цели щедро жертвовали средства дожи и многочисленные богачи, стремившиеся попасть во власть, а для венецианских купцов, говорят, действовал специальный налог, обязующий их привозить из поездок что-то для собора. Поэтому неудивительно, что мало найдется в мире храмов, сравнимых с собором Святого Марка не только по богатству внутреннего и внешнего убранства, но и по количеству сокровищ и реликвий, собранных в нём.

Львиной долей своих богатств собор обязан захвату и разграблению Константинополя в 1204 году во время IV крестового похода. Венецианцы приняли в нём активное участие и вволю полакомились византийским добром. Этическая сторона вопроса: как же так, христово войско громит и грабит христианский город - никого тогда не интересовала. вознеслась на вершину своего могущества, а собор Святого Марка сиял в блеске невиданного великолепия.

Без малого через 600 лет история забрала должок у венецианцев: Наполеон не только покончил с республикой, но и увёз в огромное количество драгоценностей и произведений искусства, в том числе и из собора Святого Марка. Часть из них впоследствии вернули в Венецию, но многое исчезло навсегда.



До 1807 года собор Святого Марка являлся придворной капеллой при Дворце дожей, и простых людей в него не впускали. Правда, здесь порой проводились торжественные церемонии, включая презентацию нового дожа или демонстрацию захваченных вражеских знамён, но и тогда, несомненно, доступ в собор имели только знатные венецианцы. Видимо, существовали серьезные опасения, что рабочий люд, увидев вблизи все великолепие храма, не удержится от желания немножко пограбить.

В 1807 году он получил статус кафедрального собора Венеции (сюда перенесли кафедру местного епископа). С тех пор собор Святого Марка как бы замер во времени и служит главным экспонатом города-музея. Периодически его подтапливает, время от времени ведутся реставрационные работы. Не утихают разговоры, что все это великолепие может со временем уйти под воду, как и сама . Но и такой риск, если он существует, вполне в венецианском духе: город всегда жил в состоянии некоей неопределенности.

Сейчас в собор бесплатно пускают всех желающих, правда, в сокровищницу и музей доступ осуществляется уже за деньги. Но и снаружи святыню можно рассматривать долго и с разных сторон. Предлагаю начать нашу небольшую экскурсию.

Вокруг собора Святого Марка

Со стороны набережной и Дворца дожей

Если мы подходим к площади Сан-Марко со стороны набережной (так сюда добирается большинство туристов), то справа от нас будут Бумажные ворота, позади - Дворец дожей, а впереди - южный фасад собора Святого Марка. Надеюсь, вам повезёт с погодой, а то в один из моих приездов это место выглядело вот так.



Подтапливает площадь Сан-Марко часто, и в такие моменты, чтобы осмотреть собор вблизи со всех сторон, вам понадобятся высокие резиновые сапоги, благо они продаются здесь в изобилии. Уровень воды почти по колено, похоже, не считается критическим: на площади моментально выстраивают дорожки из высоких лавок, по которым бегает народ, а в собор продолжают спокойно пускать посетителей. Будьте готовы к подобным нюансам и не переживайте: погода в Венеции меняется часто, а воду с площади периодически откачивают.

Итак, мы стоим с южной стороны собора. Обратите внимание на выступ справа, примыкающий вплотную к Бумажным воротам.



Эта пристройка соединяет храм с Дворцом дожей, а в ее внутренних помещениях сейчас располагается сокровищница собора. Вы, наверное, заметили четыре фигурки на углу? Рассмотрим их поближе.



Как и большинство других декоративных элементов собора, эта скульптурная группа из темно-красного порфира была вывезена из Константинополя после разграбления города в 1204 году. Считается, что на композиции IV века изображены наследники римского императора Константина, так называемые императоры-тетрархи. Однако существует гораздо более захватывающая легенда: некие сарацины пытались украсть что-то из собора и в наказание были обращены в камень.

Элементы колонн, которые мы видим у стены собора, тоже из Византии. Рядом с ними порфировый постамент Пьетра-дель-Бандо, на нем когда-то выставлялись головы казненных преступников.



Также обратите внимание на изображение святого Христофора.


Существовало поверье, что если на него посмотреть, в этот день с тобой не случится ничего плохого, поэтому моряки, отплывающие в путь, бросали последний взгляд на собор со стороны залива.

Главный фасад собора Святого Марка

Начинаем двигаться к главному фасаду храма. Слева от нас высится кампанила собора, служившая когда-то и сторожевой башней, и маяком, и, собственно, колокольней. Свой нынешний вид башня приобрела в 1514 году, но в 1902 году она внезапно обрушилась. Я так и не смогла понять, каким чудом эта громада не повредила тогда окружающие здания. Восстановили её в прежнем виде к 1912 году.



Ну а мы сейчас смотрим на главный фасад собора Святого Марка. Роскошная мраморная отделка появилась не сразу: облицовочные работы велись с XIII по XV век. И мрамор, и многочисленные колонны и капители - это тоже трофеи четвертого крестового похода. Трудно поверить, что больше 1 000 лет назад все это украшало дворцы и церкви Константинополя.



Обязательно рассмотрите мозаики над пятью арками фасада. Справа мы видим сначала иллюстрацию легенды о том, как венецианцам удалось отогнать мусульман от корабля с мощами святого Марка при помощи свиных шкур.



Следующая картина иллюстрирует прибытие мощей святого в Венецию. Как и предыдущая, эта мозаика выполнена в 1660 году.



Над центральным пролетом расположена самая «молодая» мозаика собора, изображающая явление Христа Судии. Ее закончили, как я уже упоминала, только в 1838 году.



Рядом работа XVIII века: дож и венецианская знать встречают мощи святого Марка.



И, наконец, над крайней левой аркой самая старая из мозаик фасада, созданная в XIII веке: перенесение мощей святого Марка в собор.



Выше больших арочных проёмов можно увидеть и другие мозаики, иллюстрирующие сцены из Евангелий.

Квадрига святого Марка. К северному фасаду собора

Разглядывая фасад, вы наверняка уже заметили скульптурную группу из четырех бронзовых коней в самом верху над центральной аркой.



Это знаменитая квадрига святого Марка, и история ее поистине необычна. Судя по всему, композиция была создана в IV веке до нашей эры и, как дружно сообщают все путеводители, она является единственным дошедшим до нас примером многофигурной конной скульптуры античных времен. Венецианцам она досталась (вы, наверное, уже догадались) в 1204 году: до той поры кони украшали константинопольский ипподром. Уже в середине XIII века их водрузили на лоджию собора Святого Марка, но на этом их странствия не закончились. Наполеон, покорив Венецианскую республику в 1797 году, не смог пройти мимо такого памятника и отправил его в . Полтора десятилетия античные кони простояли на арке Каррузель возле Лувра, но в 1815 году их все-таки вернули в Венецию. Сейчас на лоджии установлена копия, а оригинал скульптурной группы находится в музее собора.

Рассмотрев базилику со стороны главного фасада, не спешите заходить внутрь. Обогните собор с северной стороны, здесь можно полюбоваться на так называемые Ворота цветов, получившие своё название из-за витиеватого растительного орнамента.



А еще мне очень понравились порфировые львы, сидящие рядом на постаментах. В отличие от суровых крылатых львов, которые часто встречаются в Венеции, эти выглядят очень мило и как-то по-домашнему. И ведь тоже наверняка константинопольские трофеи…



Ну а теперь, когда мы увидели все интересно снаружи, самое время отправиться в святая святых Венеции, внутрь собора Святого Марка.

Что ждет на входе в собор

Посетителей запускают в собор через центральную дверь со стороны главного фасада. Очередь есть всегда: для таких объектов понятия сезон / не сезон просто не существует. Не пугайтесь: поток движется достаточно быстро. Вход в собор бесплатный, но заставляют открывать рюкзаки и сумки для проверки. Впускают народ группами: партия людей прошла, 5–10 минут постояли, следующая партия прошла и т. д. Это обычная практика для особо популярных туристических объектов, иначе может возникнуть столпотворение.



С крупными сумками внутрь не пускают, а под «крупные» зачастую попадают и рюкзаки, например. Но особых проблем это не создаёт: в соборе работает собственная камера хранения, в случае чего придется ей воспользоваться. Нельзя входить в храм в неподобающей одежде, внутри не следует громко разговаривать, и (самое неприятное) запрещена видео- и фотосъемка. Последний запрет периодически нарушается многими посетителями, и я не замечала, чтобы здесь рьяно следили за фотоаппаратами, но правила таковы.

Внутри собора Святого Марка

Интерьеры и на что обратить внимание

Когда я оказалась здесь в первый раз, меня неприятно удивила темнота, царившая вокруг. Передвигаться по выделенным дорожкам было еще терпимо, но вот разглядеть что-то на стенах было совершенно невозможно. Очаги нормального света виднелись только со стороны сокровищницы и алтаря, где выставляется Золотой образ (он же Золотой алтарь - переводы разнятся).



Впоследствии я узнала, что нормальное освещение в соборе включают по часам: каждый день с 11:30 до 12:45, а по воскресеньям и праздникам интерьеры подсвечивают целый день. Не знаю, чем объясняется подобная практика: экономией, доведенной до абсолюта, или опасением, что свет повредит старинные шедевры (не зря и фотографировать запрещают). Так или иначе, но повторюсь: без подсветки рассмотреть что-либо в соборе практически невозможно. А рассмотреть здесь хотелось бы многое.

Ни в одном соборе мира я не видела такой цельной картины мозаик. Они создавались в течение нескольких столетий, начиная с XI века. Ранние мозаики делались неизвестными мастерами-византийцами по иконописным канонам. Более поздние работы выполнялись в основном венецианцами по эскизам знаменитых художников: Тициана, Тинторетто и др. Чаще всего материалом для мозаик служило знаменитое муранское стекло.



На мозаиках - различные библейские сюжеты из Ветхого завета и Евангелий, сцены из жизни святых. Вот, например, изображение XI века - похищение венецианцами мощей святого Марка.



Вот популярный у художников всех времен религиозный сюжет Тайная вечеря.



А эта мозаика изображает искушение Христа.



В северном поперечном нефе собора хранится знаменитая икона Божией Матери «Никопея».



Считается, что первым этот образ воплотил в жизнь сам апостол Лука. Икона - еще один трофей, добытый венецианцами в Константинополе. Ее почитали своей хранительницей византийские императоры, у нее просили заступничества воины перед битвой, отсюда и ее название, которое переводится как «победоносная».


В небольшом внутреннем дворе собора у стен стоят различные колонны, ничем на первый взгляд не примечательные. Но стоит узнать, что некоторые из них якобы вывезены когда-то из храма Соломона в Иерусалиме, и начинаешь смотреть на них другими глазами.

Золотой образ

Мощи святого Марка хранятся в главном алтаре храма.



Над алтарем возвышается одна из самых главных драгоценностей собора Святого Марка Pala d’Oro (Золотой образ). Внешне он напоминает огромный золотой куб с большим количеством вделанных в него маленьких образов, изображающих различных святых. Этот шедевр был заказан в 978 году у византийских мастеров дожем Пьетро Орсеоло, но свой нынешний вид Золотой образ приобрел только в XIII–XIV веках. Его украшают рубины, изумруды и другие драгоценные камни, золото и эмаль византийского происхождения.



В годы Венецианской республики и позднее, вплоть до середины XX столетия, немногие люди могли увидеть Золотой образ: его выставляли в соборе только во время самых торжественных служб. А в наши дни, чтобы рассмотреть Pala d’Oro вблизи, необходимо приобрести билет (касса находится рядом с алтарем).

После осмотра всего этого великолепия у меня возник вопрос: каким же образом французы, тащившие из Венеции все без разбора, не польстились на Золотой образ? Оказывается (по крайней мере, такова самая распространённая версия), солдаты Наполеона попросту не поверили, что найденный ими здоровенный алтарь украшен настоящим золотом и настоящими драгоценными камнями. Ну не укладывалось это в солдатских головах. Так вот роскошный вид Pala d’Oro послужил отличной маскировкой.

Сокровищница собора

Вход в сокровищницу находится в дальнем от входа углу собора, правее алтаря. Здесь тоже работает отдельная касса. Помещение включает в себя две небольшие комнаты: зал, где выставлены собственно сокровища, и зал с религиозными реликвиями. Пространства здесь мало, а людей всегда много, даже если в самом соборе не слишком людно, в сокровищнице придется потолкаться. Особенно мало места в реликварии, здесь движется непрерывная очередь: люди заходят в узкую дверь, обходят комнатку по периметру, ненадолго задерживаясь у некоторых витрин, и выходят через ту же дверь.

Собрание экспонатов состоит в основном из многочисленных ларцов и других предметов, в которых лежат мощи святых. В путеводителях, описывающих самые ценные реликвии, хранящиеся здесь, отмечаются такие, как кусок черепа Иоанна-Крестителя, палец Марии Магдалины, образец почерка святого Марка, молоко Богородицы, шип с тернового венца Иисуса, нож, использовавшийся во время Тайной вечери и др. Однако разглядеть что-нибудь конкретное в витринах реликвария очень трудно: чтобы разобрать маленькие надписи на итальянском языке, нужно останавливаться надолго, а это неудобно делать в нескончаемом потоке людей. Кстати, если вы пришли с детьми, подумайте, стоит ли заходить в реликварий: сухие руки и пальцы, черепа, зубы, кости - впечатлительным людям здесь может стать не по себе.

В зале сокровищницы мы можем увидеть впечатляющую коллекцию предметов искусства и быта Античности, раннего Средневековья. Наиболее широко представлено византийское искусство: иконные оклады и прочая религиозная атрибутика, ювелирные изделия, эмали, богато украшенные кубки, изделия из стекла и т. д. Есть сосуды из Месопотамии и Древнего Египта, присутствуют и предметы исламского искусства.



Вот, например, образец резьбы по горному хрусталю IV века: лампа в византийской оправе.



А вот византийское стеклянное ведёрко IV века с изображениями на тему охоты.



Стеклянный сосуд с позолотой, украшенный серебром и полудрагоценными камнями, появившийся на свет в Константинополе в X веке. Ещё один венецианский трофей 1204 года.



Здесь мы видим образчики уже исламского искусства. Игральная фишка, резная хрустальная тарелочка и стеклянный стакан с изображениями львов.



Предположительно эти предметы были созданы на территории современных Ирана или Ирака в IX–X веке.Рассматривать древние сокровища можно долго, но у нас впереди ещё музей собора. Поэтому выходим из сокровищницы и двигаемся в сторону главного входа. Здесь в вестибюле находим кассу, покупаем билет и поднимаемся наверх, в музей.

Музей собора

Музей обладает достаточно большой экспозицией которая располагается на нескольких этажах. Здесь представлено большое количество воссозданных мозаик храма и их отдельных элементов, которые можно рассмотреть вблизи.



Мы видим различную государственную символику Венецианской республики в виде скульптур, флагов, гобеленов.



Есть тут и церемониальные предметы, которыми пользовались венецианские дожи.



В одном из коридоров я нашла оригинальные скульптуры коней из квадриги святого Марка.



А рядом с ними виднеются уже знакомые нам порфировые тетрархи, тоже в оригинале.

Проходя из одного помещения музея в другое, в какой-то момент мы оказываемся на балконе, откуда открывается вид на интерьер собора. Отсюда можно рассмотреть мозаики, которые не видно снизу.



Неспешно бродя по залам музея, вы увидите еще много интересного: старинные книги, иконы и предметы декоративного искусства.



Наконец, оказавшись на верхнем уровне, не пройдите мимо небольшой двери, ведущей на лоджию Кавалли. Свое название («лошадиная») она получила потому, что именно здесь установлена квадрига святого Марка. Сюда стоит подняться, даже музей вас не особо заинтересовал: с лоджии открываются отличные виды на площадь Сан-Марко.



Она вся как на ладони: здания прокураций, кампанила и Часовая башня.



С противоположной стороны лоджии прекрасно видно Дворец дожей и две колонны со статуями на Пьяцетте - парадные ворота Венеции.



Сфотографировав все, что вызывает восторг, возвращаемся в музей.


При желании можно еще побродить по его залам, но, думаю, что на сегодня мы увидели достаточно. Поэтому можем с чистой совестью спуститься вниз и выйти из собора.

Время работы и стоимость входа

Собор Святого Марка

Режим работы:

  • с ноября по июнь (день праздника Тела Господня*):
    • с понедельника по субботу - 9:30–17:00,
    • в воскресенье и праздники - 14:00–16:30;

Вход свободный.

* Праздник Тела Господня отмечается в первый четверг после дня Святой Троицы. Соответственно, конкретная дата разнится от года к году, примерный диапазон - с 25 мая по 25 июня.

Музей собора

Открыт ежедневно с 9:45 до 16:45.

Вход стоит 5 EUR.

Золотой образ

Режим работы:

  • с ноября по июнь (день праздника Тела Господня):
    • с понедельника по субботу - 9:45–16:00,
    • в воскресенье и праздники - 14:00–16:00;
  • с июня (день праздника Тела Господня) по октябрь:
    • с понедельника по субботу - 9:45–17:00,
    • в воскресенье и праздники - 14:00–17:00.

Вход - 2 EUR.

Сокровищница

Время работы такое же, как и у Золотого образа.

Как добраться до собора Святого Марка

Собор (1) находится на одноименной площади, куда можно добраться пешком с северо-западной стороны Венеции (следуйте указателям, которых в городе много). Либо можно приплыть на вапоретто (№ 1, № 2 и др.) к остановке San Zaccaria (2), обогнуть Дворец дожей (3) и выйти к собору Святого Марка.

После знакомства с собором прогуляйтесь по площади. Не рекомендую вам в этот же день идти во Дворец дожей: сил на его осмотр вам уже не хватит. Можно подняться на кампанилу (4) и оценить панораму Венеции с самой верхней её точки. Или просто направиться в сторону моста Риальто (5), наслаждаясь прогулкой по одному из красивейших городов мира.