Китайские праздники. Китайская кухня

Те блюда, которые мы привыкли видеть в китайских ресторанах, считаются «королевскими» яствами. В древние времена утку по-пекински, курицу гунбао, свинину и карпа в кисло-сладком соусе подавали на стол только при императорском дворе.

Тогда кулинария подчинялась строгим законам: к примеру, император мог есть и свинину, и говядину, и баранину, а вот его министры - только баранину. Что же касается простолюдинов, они питались уличной едой . Время прошло, и сегодня уличная кухня стала настоящим достоянием Поднебесной. Давайте посмотрим, какие вкусности можно отведать в различных китайских городах в наши дни.

Мини-шашлычки

Самый популярный вид уличного фастфуда. Шашлыки из курицы, баранины, свинины, колбасок, овощей и тофу жарятся на гриле, во фритюре и обильно посыпаются острыми приправами . Китайцы очень любят перец чили и кладут его не жалея. Неподготовленный турист это есть не сможет.

Мясистые кальмары на шпажках - один из самых распространенных морепродуктов на китайских рынках.

Готовят этих красавцев очень эффектно.

И как же обойтись без экзотики… Ползучие, шипящие, при жизни ядовитые - словом, несимпатичные гады в сушеном, жареном и вяленом виде.

Куриные лапы, которые мы в лучшем случае кидаем в бульон, китайцы уминают за обе щеки. Выглядит это блюдо, правду говоря, не очень аппетитно.

Супы

Китайские уличные супы хороши тем, что вы сами можете выбрать ингредиенты - лапшу, мясо и овощи. Всё это готовят в глубоких ковшах в кипящей воде не дольше 10 минут.

На стойке вы можете заметить наклейку с QR-кодом. Они позволяют расплатиться посредством WeChat и Alipay. Система электронных платежей развита в Китае на высшем уровне - электронные кошельки есть даже у попрошаек!

Салаты

Так же, как и с супом, вы можете легко собрать свой идеальный салат - с морковью, тофу, древесными грибами, водорослями и корейской спаржей. Когда дело дойдет до заправки, не забудьте сказать секретную фразу bu yao la («не надо острое»), которая спасет ваш язык и желудок от маленькой смерти. Да, всё тот же перец чили!

Пельмени

Если вся эта экзотика туристу не по вкусу, на выручку придут китайские пельмени . Всегда свежие (их слепят прямо при вас) и с более насыщенным вкусом: кроме мяса, китайцы кладут туда тофу, яйца и овощи.

Жареная лапша

Еще одна визитная карточка уличной кухни Поднебесной. Уже отваренную лапшу жарят на сковороде с колбасой, овощами или яйцом.

Красивая экзотика

Грибы шиитаке с перепелиными яйцами.

Яйцо, сваренное в соевом соусе и зеленом чае.

Шпажки с карамелизированными ягодами: киви, мандаринами, виноградом и орехами.

Свиные сосиски с васаби.

Ананасы, маринованные в соли.

Как часто меняют воду в маринадах и масло во фритюрницах? Узнав правду, вы по-другому взглянете на всю эту аппетитную прелесть. Однако кто не рискует, тот не постигает новые вкусы.

М-м-м, протеинчик!

Китайцы - удивительный народ. Чего только стоят . Но одно дело ресторан, а другое - дикие просторы стихийных китайских рынков.

А как вы относитесь к экзотической еде? Рискнули бы отведать необычное угощение китайской уличной кухни? Напишите нам в комментариях.

Ни для кого не является секретом, что фаст-фуд считается кулинарным достоянием Соединённых Штатов, который стал довольно популярным в большинстве стран мира. И это не странно: многие проверили на себе то, что, во время обеденной паузы, удобнее и дешевле сходить в ресторан или кафе, где можно приобрести блюда быстрого приготовления. В противовес этому, многие работники здравоохранения твёрдо утверждают, что такого рода пища негативно влияет на наше здоровье, доказывая свои доводы результатами научных экспериментов и призывая нас отвернуться от фаст-фуда.

Тут постает вопрос, как же обстоят дела с фаст-фудом в Китае? Совершенно так же, как и в остальных странах, пища быстрого приготовления пользуется колоссальной популярностью у жителей Поднебесной, преимущественно, благодаря своей стоимости. В результате проведённого анализа о влиянии такого рода еды на человеческий организм, один местный предприниматель сделал заключение, что фаст-фуд в Китае может быть синонимом здорового питания и 5 лет назад основал первое в Китае заведение, где посетителям предлагаются блюда быстрого приготовления из щадящих продуктов. Идея настолько припала по душе китайцам, что это невзрачное заведение превратилось в большую сеть ресторанов здорового питания, имеющую свои представительства на всей территории Поднебесной.

В таком случае белый хлеб сменили на листья салата, а всеми обожаемый жареный картофель на толченый горох. Как отмечает сам владелец популярной сети ресторанов полезного фаст-фуда на территории Китая во время приготовления блюд используются не привезенные из-за рубежа продукты, а выращенные на местных пригородных фермах. Также как овощи и фрукты, все корма для животных которых в будущем будут использовать в качестве мяса, проращивают самостоятельно, без добавления удобрений. Основной причиной, в связи с которой полезный фаст-фуд в Китае стал настолько популярным, по словам основателя сети, заключается в полной доверии клиентов.

Стоимость обеда, в такого рода, заведении в Китае обычно в два раза дороже, чем в кафе с обыкновенной пищей быстрого приготовления, и обычно обходится посетителю в 5 долларов США. Но, как отмечают сами покупатели, они согласны платить такие суммы ради продления своего здоровья. Большинство посетителей заведений правильного питания утверждают, что для них очень важно, чтобы еда была полезной и низкокалорийной, а блюда традиционного фаст-фуда таким требованиям не соответствуют.

Но всё же, фаст-фуд в Китае, так же как и по всему миру, остается достаточно популярным. В подтверждение этому является то, что прибыль заведений быстрого питания, которые работают на этом рынке, выросла на 3 % и составляет уже 140 млрд. долларов США.

Во всем мире является синонимом качественного фастфуда - можно быстро, недорого и, главное, вкусно поесть. Если вы были в Китае, знаете это не понаслышке: там на каждом углу можно купить паровые пирожки баоцзы с начинкой на любой вкус, уйгурские шашлычки, лапшу, блинчики, фрукты в карамели и много много чего еще. В центре Пекина есть целый квартал, где чревоугодию можно предаваться 24 часа в сутки, а рядом улица, где по вечерам разворачивается китайский обжорный ряд – можно попробовать все - от жареных скорпионов до банановых пончиков.

Не намного хуже обстоит ситуация в европейских и американских городах. Во всех крупных мегаполисах есть чайна-тауны, где вы найдете все то же, что и в Китае. Еду из китайских ресторанчиков заказывают на дом, а пообедать в таком заведении обойдется не дороже Макдоналдса.

Ну а в Москве, как ни странно, нету не то, чтобы официального чайна-тауна, беда с доступной китайской едой. Появившиеся несколько лет назад киоски Хуан Хэ» (после проведенного ребрендинга – «Рикша и Ван») позиционируют себя как китайский фаст-фуд.

Однако человеку хоть раз попробовавшему настоящую китайскую еду, становится понятным, что ничем китайским это Хуан Хэ и не пахнет. Одно из главных условий правильно приготовленного китайского блюда - это свежесть всех ингредиентов (ничего замороженного) и непосредственное приготовление перед подачей. В Хуан Хэ вам разогреют в микроволновке лапшу, которую приготовили два дня назад и упаковали в картонную коробку. Даже если ее приготовили самые настоящие китайцы, китайской кухней это не назовешь.

Нет, я и сама не раз покупала там еду, есть, конечно, можно, и не то, чтобы совсем не вкусно, но не по-китайски. Основная проблема, я так понимаю в том, что в таких мобильных киосках сложно (технически и бюрократически) установить газовые плиты. А китайцы-то готовят на открытом огне. Ну как можно жарить что-либо в воке на электрической плитке? А недавно там вроде еще и суши стали продавать, мда… в таком исполнении китайский фаст-фуд вряд ли станет у нас популярным.

Фотограф Аня Хитценбергер прожила сентябрь и октябрь 2011 года в Пекине. По работе ей приходилось заниматься съемками, ну и естественно нужно было как-то питаться. Аню поразила яркость вывесок на китайских базарчиках, которые так и кричат о том, что нужно попробовать китайский фаст-фуд. Аня, как человек творческий не стала просто пробовать то, что попадалось на глаза – она стала все снимать. Еду Аня не снимала, а снимала то, что поразило ее больше всего – палатки в которых готовят фаст-фуд. Ничего подобного и яркого в Европе Аня ранее не видела. Позже все то, что снимала Аня превратилось в выставку и Аня уехала в Нью-Йорк со своими работами на тему китайского фаст-фуда.

Под катом вы найдете несколько ярких работ и интервью с фотографом.

(Всего 13 фото)

— Аня, привет! Давай мы не будем задавать тебе глупых вопросов о китайской кухне, а ты просто и доступно сформулируешь ее отличия от европейской и охарактеризуешь парой предложений.

— Привет! Ну, что могу сказать? Китайская кухня это не просто погружение в ингредиенты, это еще и визуальное и интуитивное погружение в культуру потребления пищи в Китае.

— Скажи, чем отличается именно европейский фаст-фуд от китайского?

— Должна сказать, что McDonalds и PizzaHut тоже присутствует в Китае, но все же местных фаст-фудов на улицах намного больше. Китайцы предпочитают свою еду заграничной. Интересно то, что каждая палатка на каком-нибудь базарчике это не традиционная китайская еда, а еда какого-то определенного региона Китая. Есть вкусные блюда, но любят китайцы испортить блюда европейские: пережаренная во фритюре картошка, спагетти с непонятным соусом. Лучше бы готовили традиционные блюда.

— Что тебе понравилось в проведении серии фотосессий, на чем ты сконцентрировала свое внимание во время работы?

— Самое интересное в работе это было показать тот контраст яркости ларьков и палаток по сравнению с угрюмыми и скучными лицами продавцов. На самом деле моя работа заключалась в проведении съемок другого плана, но после того, как я попала в Пекинский парк, где палаток с фаст-фудом огромное количество, то после этого я и решила сделать еще одну работу.

— Аня, расскажи, что ты пробовала из китайской кухни и что тебе понравилось или запомнилось?

— Понравилось очень многое, но после после того как попробовала еду в одной палатке, после которой меня тошнило, то сразу решила назвать это всё китайским фаст-фудом. Ведь кроме того, что были и вкусные блюда, я ведь не знала какие ингредиенты входят в них.

— Как ты думаешь, твоя фотосессия повлияет на взгляд европейцев на китайскую еду, и как?

— Печально то, что еда во всем мире превращается в фаст-фуд и распространяется очень быстро именно этот фактор – фактор быстрого питания. Мне бы хотелось, чтобы люди переосмыслили факт употребления пищи и уделяли внимание тому, что они едят. Ведь то, что ярко и красочно не всегда полезно, а иногда яркие краски не привлекают посетителей, а отталкивают. Но разница в том, что восприятие ярких красок и вывесок воспринимается в Азии и Европе по-разному.

Фаст фуд в Китае пользуется невероятной популярностью, хотя и стоит в разы дороже обычной еды в проходных закусочных.
Новые рестораны быстрого обслуживания ежедневно открываются по всему Китаю, привлекая к американскому стилю питания все больше и больше китайских любителей вкусно перекусить.
Для фаст фуд сетей Китай является лакомым кусочком огромного рынка, так как, прежде всего, любое заведение быстрого питания ориентировано на бесконечный поток посетителей в течении дня. Китай же, сам собой, представляет сплошное хаотичное движение людей, которыми руководят потребности. Во главе этой пирамиды потребностей, естественно, стоит потребность в еде . В этом то и есть залог успеха «вкусного бизнеса».

На вершине фаст фуд пирамиды уверенно расположились три мировые компании:

1. KFC

KFC в Китае безусловный лидер, хотя лично мне, данная сеть не нравится абсолютно. Можно здесь поесть и гамбургер и полноценное меню с рисом и даже жареные куриные шашлычки.

2.McDonald’s

Макдональдс в Китае пытается подстраиваться под потребителя, поэтому в меню есть гамбургеры с острой курицей, сезамовое мороженое. Иногда проводятся недели национальной кухни — когда тесто булочек заменяют на паровое традиционное. Вкус необычный!)

3.Subway

Если любите сэндвичи во всех их проявлениях — тогда вам сюда! Выбираете начинку, соус и вуаля…)

Основная битва за господство на рынке разворачивается между KFC и McDonald’s.

Именно эти заведения расположены везде по Китаю. Открывают их и в студенческих городках, и в торговых центрах, и в деловых кварталах. Реклама с призывами отведать «пищу богов» размещена в метрополитенах, на уличных бигбордах — т.е. случайно взять и забыть про их существование просто невозможно.


В войне за гегемонию на рынке все способы хороши, поэтому часто в китайских социальных сетях запускаются информационные вбросы о качестве еды в фаст фудах, об ужасающих фактах приготовления «быстрой еды».

Так, например, компания KFC была обвинена в использовании курятины, выращенной с помощью радиационных технологий. А к тексту была прикреплена фотография курицы-мутанта с двумя головами. Посещаемость заведений из-за такой, казалось-бы, странной информации резко упала почти на 40% . А восстановить доверие к своей продукции KFC помог лишь выигранный судебный процесс против издания, опубликовавшего «резонансную новость».

McDonald’s постоянно попадает под «разоблачение тайн» производства сырья для гамбургеров. В китайской интернет-паутине часто ходит информация об экспериментах и доказательствах того, что продукция компании непригодна к употреблению.
В целом, могу сказать, что на данный момент, компания KFC со своими фирменными курами, обгоняет McDonald’s на внутреннем рынке Китая. Большинство китайцев,упоминая фаст фуд, почему-то первым делом вспоминают о KFC.
Вероятно, объяснить это можно достаточно гибкой политикой компании на китайском рынке. Уж слишком умело они подстраиваются под китайские потребности, постоянно совершенствуя свое меню. Так, к примеру, в китайском KFC вы всегда сможете заказать меню с рисом, курицей, кукурузой и брокколи, чего нельзя найти в меню сети в других странах. Среди напитков, китайское KFC предлагает любимое всеми китайцами соевое молоко. Вообщем одни молодцы работают в KFC, это однозначно факт!