Какой алкоголь продают с 18. Со скольки лет продают алкоголь в россии и в других странах

Изобретатель : Уильям Триттон и Уолтер Уильсон
Страна : Англия
Время изобретения : 1915 г.

Технические предпосылки для создания танка появились еще в конце XIX столетия - к тому времени были изобретены гусеничный движитель, двигатель внутреннего сгорания, броня, скорострельные и пулеметы. Первый гусеничный на паровом ходу создал еще в 1888 году американец Бэтером. Накануне Первой мировой войны появился промышленный гусеничный трактор «Холт», который можно считать непосредственным предшественником танка.

Но одних предпосылок было мало - недоставало насущной потребности. Только начавшаяся в 1914 году Первая мировая война жестко определила эту необходимость.

Когда противники бросили в наступление миллионные армии, они никак не предполагали, что пулеметы и пушки буквально сметут идущие в атаку полки и дивизии. Громадные потери заставили солдат, в конце концов, скрыться в окопах и блиндажах. На Западе фронт застыл и превратился в сплошную линию укреплений, протянувшуюся от Ла-Манша до границы со Швейцарией.

Война зашла в так называемый позиционный тупик. Выход из него пытались найти при помощи артиллерии - тысячи орудий в течение нескольких дней, а то и недель перепахивали снарядами каждый метр неприятельских позиций. Казалось, там не осталось ничего живого. Но как только атакующая пехота выбиралась из окопов, уцелевшие пушки и пулеметы обороняющихся вновь наносили ей чудовищные потери. Вот тогда-то на поле боя и появились танки.

Мысль создать боевую гусеничную машину, способную передвигаться по пересеченной местности через окопы, рвы и проволочные заграждения, впервые высказал в 1914 году английский полковник Суинтон. После обсуждения в различных инстанциях военное министерство в целом приняло его идею и сформулировало основные требования, которым должна была отвечать боевая машина. Она должна была быть небольшой, иметь гусеничный ход, пуленепробиваемую броню, преодолевать воронки до 4 м и проволочные заграждения, развивать скорость не менее 4 км/ч, иметь пушку и два пулемета.

Основным назначением танка было разрушение проволочных заграждений и подавление пулеметов противника. Вскоре фирма «Уильям Фостер и Ко» за сорок дней создала на базе гусеничного трактора «Холт» боевую машину, получившую название «Маленький Вилли». Его главными конструкторами были инженер Триттон и лейтенант Уильсон.

«Маленький Вилли» был испытан в 1915 году и показал неплохие ходовые качества. В ноябре фирма «Холт» приступила к изготовлению новой машины. Конструкторам предстояла трудная проблема не утяжеляя танка, увеличить его длину на 1 м, чтобы он мог преодолевать четырехметровые окопы. В конце концов это удалось достигнуть за счет того, что обводу гусеницы придали форму параллелограмма.

Кроме того, оказалось, что танк с трудом берет вертикальные насыпи и крутые возвышения. Чтобы увеличить высоту зацепа, Вильсон и Триттон придумали пустить гусеницу поверх корпуса. Это значительно повысило проходимость машины, но одновременно породило ряд других затруднений, связанных, в частности, с размещением пушек и пулеметов.

Вооружение пришлось распределить по бортам, а чтобы пулеметы могли стрелять по курсу в сторону и назад, их установили в боковых выступах - спонсонах. В феврале 1916 года новый танк, названный «Большой Вилли», с успехом прошел ходовые испытания. Он мог преодолевать широкие окопы, двигаться по вспаханному полю, перебираться через стенки и насыпи высотой до 1, 8 м. Окопы до 3, 6 м не представляли для него серьезного препятствия.

Корпус танка представлял собой коробку-каркас из уголков, к которым на болтах крепились бронированные листы. Броней была закрыта и ходовая часть, которая состояла из малых неподрессоренных опорных катков (тряска в машине была ужасной). Внутри «сухопутный крейсер» напоминал машинное отделение небольшого корабля, по которому можно было ходить, даже не пригибаясь. Для водителя и командира в передней части имелась отдельная рубка.

Большую часть остального пространства занимали мотор «Даймлер», коробка передач и трансмиссия. Для пуска двигателя 3-4 человека команды должны были вращать огромную пусковую рукоять, пока мотор не заводился с оглушительным ревом. На машинах первых марок внутри размещались еще и топливные баки. С обеих сторон двигателя оставались узкие проходы. Боеприпасы находились на полках между верхней частью двигателя и крышей.

На ходу в танке скапливались выхлопные газы и пары бензина. Вентиляция не предусматривалась. Между тем жар от работающего двигателя вскоре делался невыносимым - достигала 50 градусов. Кроме того, при каждом выстреле пушки танк наполнялся едкими пороховыми газами. Экипаж не мог подолгу оставаться на боевых местах, угорал и страдал от перегрева. Даже в бою танкисты иной раз выскакивали наружу, чтобы вдохнуть свежего воздуха, не обращая при этом внимания на свист пуль и осколков.

Существенным недостатком «Большого Вилли» оказались узкие гусеницы, которые вязли в мягкой почве. При этом тяжелый танк садился на грунт, пни и камни. Плохо было с наблюдением и связью - смотровые щели в бортах не обеспечивали осмотра, зато брызги от пуль, попавших вблизи них в броню, поражали танкистов в лицо и глаза. Радиосвязи не было. Для дальней связи держали почтовых голубей, для ближней - специальные сигнальные флажки. Не было и внутреннего переговорного устройства.

Управление танком требовало значительных усилий водителей и командира (последний отвечал за тормоза гусениц правого и левого борта). Танк имел три коробки передач - одну основную и по одной на каждом борту (каждая из них управляла специальной трансмиссией). Поворот осуществлялся или торможением одной гусеницы, или переключением одной из бортовых коробок передач в нейтральное положение, в то время как на другом борту включали первую или вторую передачу. С остановленной гусеницей танк разворачивался почти на месте.

Впервые танки были применены в бою 15 сентября 1916 года у деревни Флер-Курслет в ходе грандиозного сражения на Сомме. Наступление англичан, начатое в июле, дало ничтожные результаты и весьма ощутимые потери. Тогда-то главнокомандующий генерал Хейг решил бросить в бой танки. Всего их было 49, но на исходные позиции вышло только 32, остальные из-за поломок остались в тылу.

В атаке участвовали всего 18, но за несколько часов они продвинулись вместе с пехотой в глубь немецких позиций на 5 км на фронте такой же ширины. Хейг был доволен - по его мнению, именно новое оружие сократило потери пехоты в 20 раз против «нормы». Он немедленно направил требование в Лондон сразу на 1000 боевых машин.

В последующие годы англичане выпустили несколько модификаций Mk (таково было официальное название «Большого Вилли»). Каждая следующая модель была совершеннее предыдущей. Например, первый серийный танк Mk-1 имел вес 28 тонн, передвигался со скоростью 4, 5 км/ч, был вооружен двумя пушками и тремя пулеметами. Экипаж его составляли 8 человек.

Более поздний танк MkA имел скорость 9, 6 км/ч, вес - 18 тонн, экипаж - 5 человек, вооружение - 6 пулеметов. MkC при весе 19, 5 тонн развивал скорость 13 км/ч. Экипаж на этом танке состоял из четырех человек, а вооружение - из четырех пулеметов.

Последний, созданный уже в 1918 году, плавающий танк MkI имел вращающуюся башню, экипаж из четырех человек и вооружение из трех пулеметов. При весе в 13, 5 тонн он развивал на суше скорость 43 км/ч, а на воде - 5 км/ч. Всего англичане изготовили за годы войны 3000 танков 13 различных модификаций.

Постепенно танки были приняты на вооружение и другими воюющими армиями. Первые французские танки были разработаны и выпущены фирмой «Шнейдер» в октябре 1916 года. Внешне они мало походили на своих английских собратьев - гусеницы не охватывали корпус, а располагались по его бортам или под ним. Ходовая часть подрессоривалась специальными пружинами, что облегчало работу экипажа. Однако из-за того, что верхняя часть танка сильно нависала над гусеницами, проходимость «Шнейдеров» была хуже, и они не могли преодолевать даже незначительные вертикальные преграды.

Самым лучшим танком Первой мировой войны стал «Рено» FT, выпущенный фирмой «Рено» и имевший вес всего 6 т, экипаж из двух человек, вооружение - пулемет (с 1917 г пушка), максимальную скорость - 9, 6 км/ч.

«Рено» FT стал прообразом танка будущего. На нем впервые нашла свое разрешение компоновка основных узлов, которая до сих пор остается классической: двигатель, трансмиссия, ведущее колесо - сзади, отделение управления - впереди, вращающаяся башня - в центре. На танки «Рено» впервые стали устанавливать бортовые радиостанции, что сразу повысило управляемость танковыми соединениями.

Ведущее колесо большого диаметра помогало преодолевать вертикальные препятствия и выбираться из воронок. Танк имел хорошую проходимость и был прост в управлении. В течение 15 лет он служил образцом для многих конструкторов. В самой Франции «Рено» состоял на вооружении до конца 30-х годов, а по лицензии его выпускали еще в 20-ти странах.

Немцы также попробовали освоить новое оружие. С 1917 года фирма «Бремерваген» начала производство танка A7V, однако их массовый выпуск немцы так и не смогли наладить. Их танки участвовали в некоторых операциях, но в количествах, не превышавших нескольких десятков машин.

Напротив, страны Антанты (то есть собственно Англия и Франция) имели к концу войны около 7 тысяч танков. Здесь бронированные машины получили признание и прочно утвердились в системе вооружения. Ллойд-Джордж, английский премьер в годы войны, говорил: «Танк был выдающимся и потрясающим новшеством в области механической помощи войне. Этот окончательный английский ответ на немецкие пулеметы и траншеи без сомнения сыграл очень важную роль в ускорении победы союзников».

Танки широко применялись англичанами в боевых действиях. В ноябре 1917 года впервые была проведена массовая танковая атака. В ней участвовали 476 машин при поддержке шести пехотных дивизий. Это был огромный успех нового вида оружия. Стреляя из пушек и пулеметов, танки снесли проволочные заграждения и с ходу преодолели первую линию окопов.

Всего за несколько часов англичане продвинулись вглубь фронта на 9 км, потеряв при этом всего 4 тысячи человек. (В предыдущее британское наступление под Ипром, продолжавшееся четыре месяца, англичане потеряли 400 тысяч человек и сумели вклиниться в немецкую оборону всего на 6-10 км). Французы тоже несколько раз массированно использовали танки. Так, в июле 1918 года более 500 французских танков участвовало в бою под Суассоном.

Первые в мире боевые танки появились 15 сентября 1916г. во время Первой Мировой войны.
В этот день немцы столкнулись с английскими машинами. Первая встреча показала, что железные машины неуязвимы для пуль. Первыми танками были эти громоздкие и медленные машины, которые могли преодолевать рвы и заграждения из проволоки.

В 1914г. Э. О. Свинтон попросил у военного министерства такую машину. В сентябре 1915г. прошло испытание первой английской боевой машины «Маленький Вилли». Это был бронированный трактор. 28 сентября испытания другого варианта — «Большой Вилли». Он был задействован 30 января 1916г. Был принят на вооружение под маркой МкI.
Идея создания первого танка принадлежит русскому конструктору В. Д. Менделееву (1886-1922 гг.). Его вариант весил 170 т, был вооружен 120-мм пушкой и защищен 150-мм броней. Но этот проект, предложенный в 1911г., не был одобрен техническим комитетом царской армии.

Танк МкI был неповоротливым. МкII и МкIII не имели хвостовых колес и их управление было очень сложным. Обслуживали танк водитель, командир и трансмиссионщики. В апреле 1917г. стали появляться танки МкIV с более мощной бронёй. У немцев к тому времени появились бронебойные пули.

Первый в мире стоматолог появился в самой древней цивилизации мира ещё 7500 лет назад в шумерской цивилизации. При раскопках в Ниппуре обнаружили клинописные таблички с рецептами лекарств для стоматологии, найдена →

Утюг в узнаваемом для нас виде появился в 14 веке, а на протяжении всей предыдущей истории человечество применяло подручные средства для того, чтобы выглядеть опрятно.

Древние греки, а позже древние римляне →

Время неумолимо во всем, стирая память, если люди забывают о чем-то значимом в своей истории. Хорошо, что о последней страшной войне напоминают ветераны ВОВ, приближающиеся к столетнему юбилею, и танк Т-34, возглавляющий парад военной техники в День Победы. Такие боевые машины, прошедшие тысячи километров фронтовых дорог России и Европы, стоят на постаментах во многих городах страны. Глядя на них, часто возникают вопросы: танк в мире, кто его создатели?

Так вкратце можно охарактеризовать общее представление от просмотра фотографий, запечатлевших первые танки, созданные в начале XX века:

Если добавить к этому, что скорость этих первых боевых машин колебалась в интервале от 2 до 8 км/ч, а вооружение состояло из 1 - 3 пулеметов на бронированный «вагон», то картина станет еще более полной. Кажется, зачем такие неудачные конструкции использовались в боевых действиях? Ответ на это прост:

  • Даже бывалые солдаты, увидев впервые грохочущие металлические коробки, впадали в панику.
  • Несовершенная броня первых танков с легкостью выдерживала попадания пуль из винтовок, пулеметов противника, а артиллерия была не готова бороться с ними, в связи с отсутствием навыков вести огонь прямой наводкой.
  • Главные препятствия для пехоты, выстроенные в ходе окопной войны в 1916 – 1917 годах (изгороди из колючей проволоки, траншеи с пулеметными гнездами), танки преодолевали без особого труда, прорывая долговременную оборону противника, при этом потери наступающих войск уменьшались многократно.

Преимущества использования новой военной техники преобладали, поэтому противоборствующие страны с разным успехом проектировали, производили и применяли первые танки.

Германия, Россия и прочая Антанта

Две первые страны как в Первой, так и во Второй великих войнах понесли огромные потери. Дивиденды получали другие – торговцы из-за океана, стравливающие всех джентльмены с туманного Альбиона, французы, неплохо умеющие остаться в стороне.

Истощенные в первые годы войны Германия и Россия не могли позволить себе вкладывать огромные средства, мощности металлургических, машиностроительных, оружейных заводов, инженерные, трудовые ресурсы в производство новой, еще недостаточно опробованной на поле боя военной техники. Поэтому дальше разработки комплекта чертежей, сборки опытных образцов дело не сдвинулось:

Совсем по-другому дела обстояли у «верных» союзников России по Антанте:

Всего за годы Первой мировой войны этими государствами было выпущено почти 7 тыс. танков всех типов:

  • Англия – 2905 шт.
  • Франция – 3997 шт.

Хотясамый первый танк в миребыл создан в Англии, наиболее удачно сконструированным, приближенным к современной концепции боевой машины оказался французский Рено FT-17. Подтверждает это то, что его модификации в дальнейшем производились во многих странах, включая Советскую , а последние случаи использования в боевых действиях относятся к 1945 году.

Во время Первой Мировой войны возникла острая потребность в создании бронированной техники, которая обладала бы высокой огневой мощью и отличной проходимостью. Именно танки стали образцом мощного вооружения, отличной подвижности и надежной защиты. А кто же создал первый танк в мире, и что собой представляла его конструкция?

Самый первый танк в мире был создан А.А.Пороховщиковым, который был русским конструктором и летчиком. Идея создать такую машину возникла у него, когда он видел солдат, бегущих под пулеметным огнем врага. В голову конструктору пришла мысль, что штурмовать окопы врага лучше доверить боевой машине, которая будет «одета» в броню и снабжена пулеметом.

К созданию такой боевой машины приступили в феврале 1915 года. Самый первый танк в мире получил название «Вездеход». На свой испытательный пробег машина вышла в этом же году в конце весны (в мае). Конструктивно «Вездеход» имел все необходимые элементы, которые и сегодня присутствуют в боевых машинах (корпус в броне, оружие в башне, гусеничный движитель и т.д.).


В качестве несущей конструкции самого первого танка в мире служила сварная рама, выполненная с 4-мя вращающимися барабанами, «обвиваемые» гусеничной лентой достаточно большой ширины. При помощи специального натяжного приспособления и натяжного барабана гусеничная лента натягивалась. Два поворотных рулевых колеса осуществляли управление танком. Когда он двигался по твердой поверхности, то ему приходилось опираться на ведущий барабан и эти колеса. При движении же по мягкому грунту боевая машина словно «укладывалась» на ленту.


В длину «Вездеход» равнялся 360 сантиметрам, в ширину был 2 метра, а в высоту – полтора метра (без учета башни). Весила машина примерно 4 тонны. Первые свои испытания боевая машина Пороховщикова прошла с большим успехом, однако по некоторым причинам дальше осваивать ее не стали. И чуть позднее самым первым опытным танком стала английская разработка, которую спроектировали в сентябре 1915 года.

Маленький и Большой Вилли


Маленький Вилли представлял собой бронированный трактор, который успешно был испытан в сентябре 1915 года. Идею по его созданию высказал полковник Британии Суиндон.

Однако бронированную машину пришлось несколько доработать, в результате чего танк превратился в Большого Вилли или танк Mark I. Он может по праву считаться самым первым танком в мире, который стал выпускаться серийно. На линию фронта Mark I отправили в 1916 году.

Длина Mark I составила 8 метров. Он был выполнен в виде стального прямоугольного короба, который сбоку имел ромбовидные гусеницы. Эта конструкция позволяла боевой машине преодолевать сложные участки на поле боя и с легкостью переезжать окопы.


В качестве защиты от ружейно-пулеметного огня служила броня, обладающая толщиной 10-12 миллиметров. Вооружение же самого танка состояло из одной пушки и четырех пулеметов. При этом такое вооружение имели лишь «самцы» Большого Вилли, «самки» же были лишены пушек и имели меньше пулеметов.

Внутри танк выглядел, как рубка корабля. Ходить в нем можно было, не нагибаясь. Командир и водитель танка располагались в отдельном отсеке. Для запуска двигателя Большого Вилли требовалась сила трех человек, которые крутили рукоятку до того момента, пока не заведется мотор.


Передвигаться Mark I мог со скоростью в 6 км/час. На пересеченной местности машина двигалась с гораздо меньшей скоростью – 2-3 км/час. Даже несмотря на невысокую скорость перемещения, танк ужасно трясло – такое происходило из-за того, что броневая часть была выполнена из опорных катков. Не было предусмотрено никаких средств связи. К тому же надежность конструкции танка была слишком низкой, и машины часто выходили из строя. Также недостатком Большого Вилли считались узкие гусеницы, быстро проваливающиеся в мягкой земле, заставляя танк оказываться «на мели». Внутри не было предусмотрено и вентиляции, из-за чего бойцам приходилось часто (даже под огнем пулеметов) выскакивать наружу, чтобы надышаться свежим воздухом и отдохнуть от запахов выхлопных газов.

Несмотря на все недостатки, танк активно применялся на фронте – в бою 1916 года было использовано 18 таких боевых машин. После этого в Лондон пришло требование о том, чтобы такие танки доставили на передовую уже в количестве 1000 экземпляров. В дальнейшем конструкция Большого Вилли с каждым разом совершенствовалась, и более современная модель значительно опережала по техническим параметрам предыдущую.

О том, что первые английские танки ради сохранения секретности решили назвать «бак», сегодня знают очень многие. Куда большей завесой тайны покрыты проекты танков, придуманные еще до того, как «Маленький Вилли» и «Большой Вилли» вышли на испытания. Вот об этих совершенно секретных когда-то проектах мы вам сегодня и расскажем.

Машина Буаро

Хотя первые танки пошли в бой в 1916 году, идея использовать на поле боя машины родилась сразу же, как только подходы к окопам противника опутали многочисленные ряды колючей проволоки. Конечно, порвали бы ее и снаряды, выпущенные из орудий, вот только нужно было их для этого очень много. И тогда французский инженер Луи Буаро в декабре 1914 года предложил для этого необычную машину, с полным правом претендующую на звание самого первого опытного танка Первой мировой войны. Достаточно взглянуть на ее фотографию, чтобы понять, что месье Буаро отличался богатой фантазией. Это была восьмиметровая рама из шести опорных плит, соединенных между собой шарнирами. Внутри нее находилась пирамидальная конструкция с мотором мощностью 80 лошадиных сил и местами для двух членов экипажа. Благодаря колесам она медленно перекатывалась внутри этой рамы, а ее плиты давили проволочные заграждения. Вот только скорость ее было всего лишь три километра в час... Кроме того, ею было практически невозможно управлять. Ну и, конечно, велики были размеры, из-за которых она представляла собой хорошую цель для артиллерии, вот почему от нее и отказались сразу же после испытаний, проведенных в феврале 1915 года.

Вторая модель выглядела компактнее, имела бронированный корпус, пулемет, и могла перебираться через окопы в шесть футов (около двух метров) шириной. Однако скорость ее оказалась даже ниже, чем у первой, - всего лишь один километр в час, а радиус поворота - 100 метров, что было совершенно неприемлемо.

Танк «Бретон-Прето»

Узнав о провале испытаний машин Буаро, другой француз, инженер Жюль Луи Бретон предложил резать проволоку механическим резаком в виде вертикальной пилы с механическим приводом. Устройство было названо «Бретон-Прето» (по имени автора и фирмы изготовителя), и смонтировали его на пятитонном колесном тракторе, который был забронирован и оснащен пулеметом в башне. Во время испытаний этот трактор застрял в окопе, откуда его едва извлекли.

Танк Обрио и Габэ

Еще два французских инженера, Обрио и Габэ, в том же 1915 году на базе сельскохозяйственного трактора «Фильтц» построили странную боевую машину, имевшую вид бронебашни с мотором спереди и двумя ведущими колесами большого диаметра. Вооружение башни состояло из 37-миллиметрового скорострельного орудия, а экипаж - из двух человек: водителя и командира, выполнявшего и функцию стрелка. Самым необычным в машине была двигательная установка, состоявшая из электромотора, получавшего питание по кабелю! Да-да, внутри не было ни аккумуляторов, ни генератора тока - при движении установка тянула за собой кабель, сматывавшийся со специального барабана. Понятно, что боевая машина, волочившая за собой такой «хвост», для нужд армии была совершенно непригодна. Почему этого не понимали сами изобретатели - непонятно!

Танк Фрота

В марте 1915 года инженер П. Фрот из компании «Северный канал» предложил построить симметричную колесную боевую машину весом 10 тонн с двумя постами управления, чтобы она могла двигаться на поле боя вперед-назад, не разворачиваясь. Двигатель мощностью всего 20 лошадиных сил помещался в центре корпуса. Экипаж должен был состоять из девяти человек, включая четверых стрелков из пулеметов и троих помощников. Скорость машины составляла 3-5 километров в час, но вот по пересеченной местности она фактически передвигаться не могла.

«Сухопутный крейсер» Хеттерингтона

В первый проект «сухопутного крейсера» представил капитан Королевской военно-морской авиационной службы Томас Хеттерингтон. Толщина его брони составляла 80 миллиметров. В каждой из трех башен располагалось по два 102-миллиметровых орудия. А вот колес имелось всего три: два спереди, диаметром 12 метров - ведущие и одно заднее - рулевое. Два дизельных двигателя должны были обеспечить «крейсеру» скорость движения до 12 километров в час. Когда проект рассмотрели, выяснилось, что масса машины может достигнуть 1000 тонн, а кроме того, при высоте 14, длине 30 и ширине 24 метра это будет прекрасная мишень для германской артиллерии. Поэтому англичане построили уменьшенный макет из... дерева, и все работы над «крейсером» Хеттерингтона решили прекратить, что и сделали в июне 1915 года.

«Полевой монитор» и «Траншейный разрушитель»

В , как известно, был построен Царь-танк капитана Лебеденко, который производил впечатление своими колесами девятиметровой высоты, но зато американцы разработали проект «150-тонного полевого монитора» на колесах диаметром шесть метров, и к тому же с двумя (!) паровыми двигателями.

По замыслу конструкторов, на нем должны были стоять сразу два 152-милли-метровых морских орудия, которые обычно устанавливались на крейсера! Вспомогательным вооружением служила целая батарея из 10 пулеметов Кольта образца 1885 года. Четыре из них в спаренных установках располагались в двух башнях, а остальные шесть должны были стрелять через амбразуры в корпусе.

Впрочем, 150 тонн американцам показалось мало, и они разработали проект под названием «Траншейный разрушитель» весом уже 200 тонн, то есть даже более солидный, чем германский сверхтяжелый танк «Колоссаль»! Предполагалось, что это будет бронированный «вагон» на ходовой части трактора «Холт», но более длинной. Вооружение должно было состоять из шести 75-миллиметровых французских пушек образца 1897 года, огнемета, еще 20 пулеметов Браунинга с круговым обстрелом; экипаж - 30 человек. Понятно, что выпускать его не стали, как бы он ни радовал глаз!

«Танк-скелет» и другие

Зато в построили девятитонный «танк-скелет», имевший гусеничные обводы большого размера, соединенные при помощи труб. Между ними находилась небольшая бронированная кабина кубической формы с башней для 37-миллиме-трового орудия. Конструкторы посчитали, что вражеские снаряды будут пролетать между трубчатыми опорами, а в корпус и башню не попадут, зато из-за больших размеров проходимость его будет такой же, как у английских «ромбических» танков. Затем они построили трехколесный танк с паровым двигателем, и, что самое удивительное, почти точно такую же машину, похожую на трехколесный велосипед, сделали немцы. Но танк так и остался гусеничной машиной. Колеса, пусть даже и большие, ему не подошли!

Танки Макфая

Не были приняты и проекты Роберта Френсиса Макфая - талантливого канадского инженера, обладавшего, однако, сварливым и неуживчивым характером. Уже на первом его проекте стоял гребной винт, то есть машина задумывалась как амфибия! Есть винт и на другом его проекте, причем предполагалось его поднимать и опускать, чтобы предохранить от поломок при ударах о землю. Интересно, что главной особенностью двух последних его машин было шасси на трех гусеницах.

При этом передняя гусеница должна была играть роль рулевого устройства, то есть поворачиваться в разные стороны, а также изменять положение относительно корпуса в вертикальной плоскости. Конструктор предусмотрел специальный резак для колючей проволоки и откидывающийся кверху «нос» из броневых листов для защиты рулевой гусеницы и ее ведущего колеса.

Другой его проект представлял собой танк уже на четырех гусеницах, однако две передние были расположены друг за другом. Передняя гусеница имела наклон в 35 градусов и должна была облегчить преодоление вертикальных препятствий, а все остальные давали невысокое давление тяжелой машины на грунт.