Буран – советский космический орбитальный корабль многоразового использования.
После того, как американцы построили свой челнок, советское руководство, узнав о его способности беспрепятственно поразить любую цель в советском союзе, незамедлительно приказало создать аналог.
И в 1976 году было создано НПО «Молния», где был назначен главным разработчиком Г. Е. Лозино-Лозинский, ранее занимавшийся созданием в 60-ые годы другой советской многоразовой авиационно-космической системой «Спираль». В 1984 году был построен первый экземпляр, а 15 ноября 1988 года Буран
совершил свой первый последний полет. Интересно, что этот полет проходил полностью в автоматическом режиме, это даже было отмечено в книге рекордов Гиннеса.
Корпус Бурана был сделан из специальных термостойких материалов, а кабина была цельная, т. е. не имела сварных швов и других составных частей. Объем кабины составлял 70 кубометров. Также буран способен был перевозить экипаж составом до 10 человек и груз массой до 30 тонн.
Буран имел треугольное крыло с двойной стреловидностью. А также другие аэродинамические элементы необходимые при посадке машины – элероны, руль направления аэродинамический щиток.
На Буране были установлены две группы двигателей для маневрирования, размещенные в передней части корпуса и в конце хвостового отсека.
Так как Байконур находился в другой точки Земли, нежели Мыс Канаверал, то при запуске в космос с Байконура ракеты должны быть мощнее, чем при запуске с Канаверала. Поэтому при разработке ракетоносителя советские конструкторы пошли своим путем.
В космос Буран поднимал двух ступенчатый ракетоноситель Энергия. Первая ступень состояла из 4-х боковых блоков с кислород-керосиновыми четырёхкамерными двигателями РД-170, которые были многоразовыми. Вторая ступень самая большая и основная часть ракетоносителя была оснащена четырьмя кислород-водородными двигателями РД-0120. К сожалению, вторая ступень была одноразовая, что значительно повышало цену Бурана. Вначале запускались обе ступени ракетоносителя, затем первая ступень отстыковывалась и довывод на орбиту Бурана производила вторая ступень. Это позволяло не использовать двигатели на Буране, давало возможность, в отличие от американского шатла, производить полностью пилотированную посадку, с возможностью захода на второй круг.
На Буране также была установлена катапульта способная спасти экипаж на малых высотах, что не имел американский шатл.
Не смотря на все, проект был в 1993 году закрыт из-за своей дороговизны. К моменту закрытия программы было построено или велось строительство 5 экземпляров Бурана.
Изделие 1.01 «Буран» – совершил беспилотный полет в космос. Но в 2002 году был уничтожен вместе с ракетоносителем «Энергия» при обвале крыши Монтажно-Испытательного Корпуса, где они хранились. Являлся собственностью Казахстана.
Изделие 1.02 «Буря» – должен был совершить второй полет и пристыковаться к космической станции «Мир». В данный момент находиться в экспозиции музея космодрома «Байконур». Является собственностью Казахстана.
Изделие 2.01- к моменту закрытия программы был готов на 50 %. До 2004 года находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, впоследствии был перевезён на причал Химкинского водохранилища для временного хранения.
Изделие 2.02 – был готов на 10-15 %. Впоследствии был разобран на стапелях Тушинского машиностроительного завода.
Изделие 2.03 – машина была сразу же уничтожена после закрытия программы в цехах Тушинского машиностроительного завода.
Характеристика Космического орбитального корабля Буран
:
Длина – 36,4 м
Высота – 16 м
Размах крыла – 24 м
Стартовая масса – 105 тонн
Грузоподъемность:
при старте – 30 тонн
при посадке – 20 тонн
Скорость:
при входе в атмосферу – 30000 км/ч
при посадке 300 км/ч
Экипаж – до 10 человек
Произведено – 5 шт.
М н о г о р а з о в а я к о с м и ч е с к а я с и с т е м а в ц е л о м |
|||||
Стартовая масса МКС, т |
2380 |
2380 |
2410 |
2380 |
2000 |
Суммарная тяга двигателй при старте, тс |
2985 |
2985 |
3720 |
4100 |
2910 |
Начальная тяговооруженность |
1,25 |
1,25 |
1,54 |
1,27 |
1,46 |
Максимальная высота на старте, м |
56,0 |
56,0 |
73,58 |
56,1 |
|
Максимальный поперечный размер, м |
22,0 |
22,0 |
16,57 |
23,8 |
|
Время подготовки к очередному полету, сутки |
н/д |
||||
Многократность применения: Орбитальный корабль I ступень Центральный блок |
До 100 раз с заменой ДУ через 50 полетов До 20 раз |
До 100 раз До 20 раз 1 (с потерей двигателей II ступени) |
Н/д До 20 раз 1 (с ДУ II ступени) |
100 раз с заменой ДУ через 50 п-тов До 20 раз |
|
Затраты на один полет (без амортизации орбитального корабля), млн. руб. (долл.) |
15,45 |
н/д |
н/д |
$10,5 |
|
Начало ЛКИ: I ступени в составе РН 11К77 ("Зенит") Кислородно-водородного блока II ступени в составе МКС с грузовым транспортным контейнером Автономные испытания ОК в атмосфере МКС в целом |
1978 год 1981 год 1981 год 1983-85 годы |
1978 год 1981 год 1981 год 1983-84 годы |
1978 год 1981 год 1983 год |
4 кв. 1977 г. 3 кв. 1979 г. |
|
Стоимость разработки, млрд. руб. (долл.) |
н/д |
н/д |
$5,5 |
||
Р а к е т а - н о с и т е л ь |
|||||
Обозначение |
РЛА-130 |
РЛА-130 |
РЛА-130 |
РЛА-130В |
|
Компоненты и масса топлива: I ступень (жидкий О 2 + керосин РГ-1), т II ступень (жидкий О 2 + жидкий H 2 ), т |
4×330 |
4×330 |
4×310 |
6×250 |
984 (масса ТТУ) |
Размеры блоков ракеты-носителя: I ступень, длина×диаметр, м II ступень, длина×диаметр, м |
40,75×3,9 н/д × 8,37 |
40,75×3,9 н/д × 8,37 |
25,705×3,9 37,45×8,37 |
45,5×3,7 н/д × 8,50 |
|
Двигатели: I ступень: ЖРД (КБЭМ НПО "Энергия") Тяга: на уровне моря, тс В вакууме, тс В вакууме, сек РДТТ (I ступень у "Шаттла"): Тяга, на уровне моря, тс Удельный импульс, на уровне моря, сек В вакууме, сек II ступень: ЖРД разработки КБХА Тяга, в вакууме, тс Удельный импульс, на уровне моря, сек В вакууме, сек |
РД-123 4×600 4×670 11Д122 3×250 |
РД-123 4×600 4×670 11Д122 3×250 |
РД-170 4×740 4×806 308,5 336,2 РД-0120 4×190 349,8 |
РД-123 6×600 6×670 11Д122 2×250 |
2×1200 SSME 3×213 |
Продолжительность активного участка выведения, сек |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
|
О р б и т а л ь н ы й к о р а б л ь |
|||||
Размеры орбитального корабля: Общая длина, м Максимальная ширина корпуса, м Размах крыла, м Высота по килю, м Размеры отсека полезного груза, длина×ширина, м Объем гермокабины экипажа, м 3 Объем шлюзовой камеры, м 3 |
37,5 22,0 17,4 18,5×4,6 н/д |
34,5 22,0 15,8 18,5×4,6 н/д |
34,0 н/д н/д × 5,5 |
37,5 23,8 17,3 18,3×4,55 н/д |
|
Стартовая масса корабля (с РДТТ САС), т |
155,35 |
116,5 |
н/д |
||
Масса корабля после отделения РДТТ САС, т |
119,35 |
||||
Масса полезного груза, выводимого ОК на орбиту высотой 200 км и наклонением: I=50,7 ° , т I=90,0 ° , т I =97,0 ° , т |
н/д н/д |
26,5 |
|||
Максимальная масса полезного груза, возвращаемая с орбиты, т |
14,5 |
||||
Посадочная масса корабля, т |
89,4 |
67-72 |
66,4 |
84 (с грузом 14,5т) |
|
Посадочная масса корабля при аварийной посадке, т |
99,7 |
н/д |
н/д |
||
Сухая масса орбитального корабля, т |
79,4 |
68,1 |
|||
Запас топлива и газов, т |
н/д |
10,5 |
12,8 |
||
Запас характеристической скорости, м/с |
|||||
Тяга корректирующе-тормозных двигателей, тс |
н/д |
2х14=28 |
2х8,5=17,0 |
н/д |
|
Тяга двигателей ориентации, тс |
40×0,4 16×0,08 |
в носовой части 16×0,4 и 8×0,08 в хвостовой части 24×0,4 и 8×0,08 |
впереди 18×0,45 сзади 16×0,45 |
н/д |
|
Время пребывания на орбите, сутки |
7-30 |
7-30 |
н/д |
7-30 |
|
Боковой маневр при спуске с орбиты, км |
± 2200 |
± 2200 (с учетов ВРД ± 5100) |
± 800…1800 |
± 2100 |
|
Тяга воздушно-реактивных двигателей |
Д-30КП, 2×12 тс |
АЛ-31Ф, 2×12,5 тс |
|||
Возможность посадки орбитального корабля на территорию своей страны с Нкр=200км (~ 16 витков в сутки): I = 28,5° I = 50,7° I = 97° |
Посадка на ВПП старта с семи витков, кроме 6-14 с пяти витков, кроме 2-6,10-15 |
Посадка на любые аэродромы гражданского воздушного флота 1 класса Со всех витков, кроме 8,9 со всех витков |
Посадка на подготовленные грунтовые спецплощадки Ø 5км Со всех витков, кроме 8,9 со всех витков |
Посадка на базах Эдвардс, Канаверал, Ванденберг с девяти витков, кроме 7-13 с десяти витков, кроме 2-4, 9-12 |
|
Потребная длина и класс посадочной полосы |
4 км, специальная ВПП |
2,5-3 км, все аэродромы 1 класса |
Спец.площадка Ø 5км |
4 км, специальная ВПП |
|
Посадочная скорость орбитального корабля, км/ч |
посадка на парашютах |
||||
Двигатели системы аварийного спасения (САС), тип и тяга, тс Масса топлива, т Масса снаряженного двигателя, т Удельный импульс, на земле/в вакууме |
РДТТ, 2×350 2×14 2×18-20 235 / 255 сек |
РДТТ, 1×470 н/д 1×24,5 н/д |
РДТТ, 1×470 н/д 1×24,5 н/дн/д |
||
Экипаж, чел. |
|||||
Средства для транспортировки орбитального корабля и летной отработки: |
Ан-124 (проект) |
Ан-22 или автономно |
Ан-22, 3М или автономно |
н/д |
Боинг-747 |
В итоге был создан корабль с уникальными характеристиками, способный доставить
на орбиту груз массой 30 т и вернуть на Землю 20 т. Имея возможность взять на
борт экипаж из 10 человек, он мог весь полет выполнять в автоматическом режиме. Но мы не будем подробно останавливаться на описании "Бурана ", ведь ему и посвящен весь , для нас важнее другое - еще до его полета конструкторы уже думали о разработке многоразовых кораблей следующего поколения.
"После-бурановские" проекты.
Многоцелевая авиационно-космическая система
(МАКС)
НПО "Энергия", используя задел по МКС "Энергия-Буран", также предложило целый ряд частично или полностью многоразовых ракетно-космических систем с вертикальным стартом с использованием РН "Зенит-2", "Энергия-М" и многоразовой крылатой разгонной ступени вертикального старта на базе "Бурана" . Наибольший интерес вызывает проект полностью многоразового носителя ГК-175 ("Энергия-2") на базе РН "Энергия" со спасаемыми крылатыми блоками обеих ступеней. Также в НПО "Энергия" велись работы и над перспективным проектом одноступенчатого воздушно-космического самолета (ВКС). Конечно, отечественные авиационные фирмы не могли отстать и предложили свои концепции многоразовых транспортных космических систем в рамках научно-исследовательской темы "Орел" под эгидой Росавиакосмоса по созданию РАКСа - Российского авиакосмического самолета . Одноступенчатая "туполевская" разработка получила индекс Ту-2000, двухступенчатая "микояновская" - МиГ АКС. Но в истории нашей космонавтики
существовали и бескрылые многоразовые спускаемые аппараты с малым
аэродинамическим качеством, использовавшиеся в составе
одноразовых
космических кораблей и орбитальных станций. Наибольшего успеха в создании таких
пилотируемых аппаратов достигло ОКБ-52 Владимира Челомея. Отказавшись
участвовать в разработке "Бурана", Челомей начал в инициативном порядке
разрабатывать собственный крылатый корабль ЛКС (Легкий космический самолет) "малой"
размерности со стартовым весом до 20 т под свой
носитель "Протон" . Но программа ЛКС не получила
поддержки, и в ОКБ-52 продолжили разработку трехместного возвращаемого аппарата
(ВА) в многоразовом исполнении для использования в составе транспортного корабля
снабжения (ТКС) 11Ф72 и военной орбитальной станции "Алмаз" (11Ф71). С начала 1985 года подобный
проект -
многоразовый космический корабль "Заря" (14Ф70) -
разрабатывался и в НПО "Энергия" под
ракету "Зенит-2" . Аппарат состоял из многоразового
корабля, по форме напоминавшего увеличенный спускаемый аппарат корабля "Союз ",
и сбрасываемый перед сходом с орбиты одноразовый навесной отсек. Корабль "Заря "
имел диаметр 4,1 м, длину 5 м, максимальную массу около 15 т при выведении на
опорную орбиту высотой до 190 км и наклонением 51,6 0 , в том числе
массу доставляемых и возвращаемых грузов соответственно 2,5 т и 1,5-2 т при
экипаже из двух космонавтов; 3 т и 2-2,5 т при полете без экипажа, или экипажа
до восьми космонавтов. Возвращаемый корабль мог эксплуатироваться в течение
30-50 полетов. Многоразовость достигалось за счет применения
"бурановских" теплозащитных материалов и новой схемы
вертикальной посадки на Землю с помощью многоразовых ЖРД для гашения
вертикальной и горизонтальной скоростей посадки и сотового амортизатора корпуса
корабля для исключения его повреждений. Отличительной
особенностью
"Зари " было размещение посадочных двигателей (24 ЖРД
тягой 1,5 тс каждый, работающих на компонентах перекись водорода - керосин, и 16
однокомпонентных ЖРД тягой 62 кгс каждый для управления спуском) внутри прочного
корпуса корабля. Логика развития пилотируемой
космонавтики и экономические реалии России поставили задачу разработки нового
пилотируемого корабля -
вместительного, недорогого и
эффективного транспортного средства для ближнего космоса. Таким и стал проект
космического корабля "Клипер ", вобравшего в себя опыт проектирования
многоразовых кораблей. Будем надеяться, что у России хватит разума (а главное,
средств!) реализовать новый проект и " "
В.Лебедева;
-
фоторепортаж самолет-аналог
БТС-02 ГЛИ на авиасалоне МАКС-99;
При создании этой страницы были использованы материалы из статьи С.Александрова "Вершина" в журнале "Техника Молодежи", N2/1999 стр 17-19, 24-25 |