Рецепты сочных котлет из фарша и секреты их приготовления. Все известные виды котлет

Буран – советский космический орбитальный корабль многоразового использования.
После того, как американцы построили свой челнок, советское руководство, узнав о его способности беспрепятственно поразить любую цель в советском союзе, незамедлительно приказало создать аналог.

И в 1976 году было создано НПО «Молния», где был назначен главным разработчиком Г. Е. Лозино-Лозинский, ранее занимавшийся созданием в 60-ые годы другой советской многоразовой авиационно-космической системой «Спираль». В 1984 году был построен первый экземпляр, а 15 ноября 1988 года Буран совершил свой первый последний полет. Интересно, что этот полет проходил полностью в автоматическом режиме, это даже было отмечено в книге рекордов Гиннеса.

Корпус Бурана был сделан из специальных термостойких материалов, а кабина была цельная, т. е. не имела сварных швов и других составных частей. Объем кабины составлял 70 кубометров. Также буран способен был перевозить экипаж составом до 10 человек и груз массой до 30 тонн.
Буран имел треугольное крыло с двойной стреловидностью. А также другие аэродинамические элементы необходимые при посадке машины – элероны, руль направления аэродинамический щиток.
На Буране были установлены две группы двигателей для маневрирования, размещенные в передней части корпуса и в конце хвостового отсека.

Так как Байконур находился в другой точки Земли, нежели Мыс Канаверал, то при запуске в космос с Байконура ракеты должны быть мощнее, чем при запуске с Канаверала. Поэтому при разработке ракетоносителя советские конструкторы пошли своим путем.


В космос Буран поднимал двух ступенчатый ракетоноситель Энергия. Первая ступень состояла из 4-х боковых блоков с кислород-керосиновыми четырёхкамерными двигателями РД-170, которые были многоразовыми. Вторая ступень самая большая и основная часть ракетоносителя была оснащена четырьмя кислород-водородными двигателями РД-0120. К сожалению, вторая ступень была одноразовая, что значительно повышало цену Бурана. Вначале запускались обе ступени ракетоносителя, затем первая ступень отстыковывалась и довывод на орбиту Бурана производила вторая ступень. Это позволяло не использовать двигатели на Буране, давало возможность, в отличие от американского шатла, производить полностью пилотированную посадку, с возможностью захода на второй круг.

На Буране также была установлена катапульта способная спасти экипаж на малых высотах, что не имел американский шатл.
Не смотря на все, проект был в 1993 году закрыт из-за своей дороговизны. К моменту закрытия программы было построено или велось строительство 5 экземпляров Бурана.
Изделие 1.01 «Буран» – совершил беспилотный полет в космос. Но в 2002 году был уничтожен вместе с ракетоносителем «Энергия» при обвале крыши Монтажно-Испытательного Корпуса, где они хранились. Являлся собственностью Казахстана.

Изделие 1.02 «Буря» – должен был совершить второй полет и пристыковаться к космической станции «Мир». В данный момент находиться в экспозиции музея космодрома «Байконур». Является собственностью Казахстана.

Изделие 2.01- к моменту закрытия программы был готов на 50 %. До 2004 года находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, впоследствии был перевезён на причал Химкинского водохранилища для временного хранения.
Изделие 2.02 – был готов на 10-15 %. Впоследствии был разобран на стапелях Тушинского машиностроительного завода.
Изделие 2.03 – машина была сразу же уничтожена после закрытия программы в цехах Тушинского машиностроительного завода.

Характеристика Космического орбитального корабля Буран :


Длина – 36,4 м
Высота – 16 м
Размах крыла – 24 м
Стартовая масса – 105 тонн
Грузоподъемность:
при старте – 30 тонн
при посадке – 20 тонн
Скорость:
при входе в атмосферу – 30000 км/ч
при посадке 300 км/ч
Экипаж – до 10 человек
Произведено – 5 шт.

М н о г о р а з о в а я к о с м и ч е с к а я с и с т е м а в ц е л о м

Стартовая масса МКС, т

2380

2380

2410

2380

2000

Суммарная тяга двигателй при старте, тс

2985

2985

3720

4100

2910

Начальная тяговооруженность

1,25

1,25

1,54

1,27

1,46

Максимальная высота на старте, м

56,0

56,0

73,58

56,1

Максимальный поперечный размер, м

22,0

22,0

16,57

23,8

Время подготовки к очередному полету, сутки

н/д

Многократность применения:

Орбитальный корабль

I ступень

Центральный блок

До 100 раз с заменой ДУ через 50 полетов

До 20 раз

До 100 раз

До 20 раз

1 (с потерей двигателей II ступени)

Н/д

До 20 раз

1 (с ДУ II ступени)

100 раз с заменой ДУ через 50 п-тов

До 20 раз

Затраты на один полет (без амортизации орбитального корабля), млн. руб. (долл.)

15,45

н/д

н/д

$10,5

Начало ЛКИ:

I ступени в составе РН 11К77 ("Зенит")

Кислородно-водородного блока II ступени в составе МКС с грузовым транспортным контейнером

Автономные испытания ОК в атмосфере

МКС в целом

1978 год

1981 год

1981 год

1983-85 годы

1978 год

1981 год

1981 год

1983-84 годы

1978 год

1981 год

1983 год

4 кв. 1977 г.

3 кв. 1979 г.

Стоимость разработки, млрд. руб. (долл.)

н/д

н/д

$5,5

Р а к е т а - н о с и т е л ь

Обозначение

РЛА-130

РЛА-130

РЛА-130

РЛА-130В

Компоненты и масса топлива:

I ступень (жидкий О 2 + керосин РГ-1), т

II ступень (жидкий О 2 + жидкий H 2 ), т

4×330

4×330

4×310

6×250

984 (масса ТТУ)

Размеры блоков ракеты-носителя:

I ступень, длина×диаметр, м

II ступень, длина×диаметр, м

40,75×3,9

н/д × 8,37

40,75×3,9

н/д × 8,37

25,705×3,9

37,45×8,37

45,5×3,7

н/д × 8,50

Двигатели:

I ступень: ЖРД (КБЭМ НПО "Энергия")

Тяга: на уровне моря, тс

В вакууме, тс

В вакууме, сек

РДТТ (I ступень у "Шаттла"):

Тяга, на уровне моря, тс

Удельный импульс, на уровне моря, сек

В вакууме, сек

II ступень: ЖРД разработки КБХА

Тяга, в вакууме, тс

Удельный импульс, на уровне моря, сек

В вакууме, сек

РД-123

4×600

4×670

11Д122

3×250

РД-123

4×600

4×670

11Д122

3×250

РД-170

4×740

4×806

308,5

336,2

РД-0120

4×190

349,8

РД-123

6×600

6×670

11Д122

2×250

2×1200

SSME

3×213

Продолжительность активного участка выведения, сек

н/д

н/д

н/д

н/д

О р б и т а л ь н ы й к о р а б л ь

Размеры орбитального корабля:

Общая длина, м

Максимальная ширина корпуса, м

Размах крыла, м

Высота по килю, м

Размеры отсека полезного груза, длина×ширина, м

Объем гермокабины экипажа, м 3

Объем шлюзовой камеры, м 3

37,5

22,0

17,4

18,5×4,6

н/д

34,5

22,0

15,8

18,5×4,6

н/д

34,0

н/д

н/д × 5,5

37,5

23,8

17,3

18,3×4,55

н/д

Стартовая масса корабля (с РДТТ САС), т

155,35

116,5

н/д

Масса корабля после отделения РДТТ САС, т

119,35

Масса полезного груза, выводимого ОК на орбиту высотой 200 км и наклонением:

I=50,7 ° , т

I=90,0 ° , т

I =97,0 ° , т

н/д

н/д

26,5

Максимальная масса полезного груза, возвращаемая с орбиты, т

14,5

Посадочная масса корабля, т

89,4

67-72

66,4

84 (с грузом 14,5т)

Посадочная масса корабля при аварийной посадке, т

99,7

н/д

н/д

Сухая масса орбитального корабля, т

79,4

68,1

Запас топлива и газов, т

н/д

10,5

12,8

Запас характеристической скорости, м/с

Тяга корректирующе-тормозных двигателей, тс

н/д

2х14=28

2х8,5=17,0

н/д

Тяга двигателей ориентации, тс

40×0,4

16×0,08

в носовой части 16×0,4 и 8×0,08

в хвостовой части 24×0,4 и 8×0,08

впереди 18×0,45

сзади 16×0,45

н/д

Время пребывания на орбите, сутки

7-30

7-30

н/д

7-30

Боковой маневр при спуске с орбиты, км

± 2200

± 2200 (с учетов ВРД ± 5100)

± 800…1800

± 2100

Тяга воздушно-реактивных двигателей

Д-30КП, 2×12 тс

АЛ-31Ф, 2×12,5 тс

Возможность посадки орбитального корабля на территорию своей страны с Нкр=200км (~ 16 витков в сутки):

I = 28,5°

I = 50,7°

I = 97°

Посадка на ВПП старта

с семи витков, кроме 6-14

с пяти витков, кроме 2-6,10-15

Посадка на любые аэродромы гражданского воздушного флота 1 класса

Со всех витков, кроме 8,9

со всех витков

Посадка на подготовленные грунтовые спецплощадки

Ø 5км

Со всех витков, кроме 8,9

со всех витков

Посадка на базах Эдвардс, Канаверал, Ванденберг

с девяти витков, кроме 7-13

с десяти витков, кроме 2-4, 9-12

Потребная длина и класс посадочной полосы

4 км, специальная ВПП

2,5-3 км, все аэродромы 1 класса

Спец.площадка

Ø 5км

4 км, специальная ВПП

Посадочная скорость орбитального корабля, км/ч

посадка на парашютах

Двигатели системы аварийного спасения (САС), тип и тяга, тс

Масса топлива, т

Масса снаряженного двигателя, т

Удельный импульс, на земле/в вакууме

РДТТ, 2×350

2×14

2×18-20

235 / 255 сек

РДТТ, 1×470

н/д

1×24,5

н/д

РДТТ, 1×470

н/д

1×24,5

н/дн/д

Экипаж, чел.

Средства для транспортировки орбитального корабля и летной отработки:

Ан-124 (проект)

Ан-22 или автономно

Ан-22, 3М или автономно

н/д

Боинг-747

В итоге был создан корабль с уникальными характеристиками, способный доставить на орбиту груз массой 30 т и вернуть на Землю 20 т. Имея возможность взять на борт экипаж из 10 человек, он мог весь полет выполнять в автоматическом режиме.
Но мы не будем подробно останавливаться на описании "Бурана ", ведь ему и посвящен весь , для нас важнее другое - еще до его полета конструкторы уже думали о разработке многоразовых кораблей следующего поколения.


Но сначала упомянем о проекте одноступенчатого воздушно-космического самолета, прорабатывавшегося в НИИ-4 (затем ЦНИИ-50) Министерства обороны группой под руководством Олега Гурко. Первоначальный проект аппарата был оборудован силовой установкой, состоящих из нескольких комбинированных прямоточных жидкостных ракетных двигателей, использующих на этапах атмосферного полета (взлет и посадка) атмосферный воздух в качестве рабочего тела. Основное отличие прямоточных ЖРД от классических ПВРД (прямоточных воздушно-реактивных двигателей) заключалось в том, что если в ПВРД набегающий поток воздуха сначала сжимается за счет кинетической энергии набегающего потока, а затем разогревается при сжигании топлива и выполняет полезную работу, истекая через сопло, то в прямоточном ЖРД воздух разогревается струей ЖРД, помещенного в воздушный тракт прямоточного двигателя. Помимо многорежимности (и возможности работы в безвоздушном пространстве как обычный ЖРД) комбинированный ЖРД на атмосферном участке создает дополнительную тягу за счет возникновения инжекционного эффекта. В качестве топлива предусматривался жидкий водород.
В 1974 году у Гурко возникла новая техническая идея, позволяющая существенно снизить расход топлива за счет размещения в воздушном тракте теплообменника, нагревающего воздух теплом от бортового ядерного реактора. Благодаря такому техническому решению появилась возможность в принципе исключить расход топлива при полете в атмосфере и соответствующие выбросы в атмосферу продуктов сгорания.
Окончательный вариант аппарата, получивший обозначение МГ-19 (Мясищев-Гурко, М-19, "гурколет" ), был выполнен по схеме несущий корпус, обеспечивающей высокое весовое совершенство аппарата, и был оснащен комбинированной двигательной установкой в составе ядерного реактора и комбинированного прямоточного водородного ЖРД.


В первой половине 1970-х годов МГ-19 рассматривался как серьезный конкурент МКС "Энергия-Буран", однако ввиду меньшей степени проработки и большей степени технического риски при реализации, а также из-за отсутствия зарубежного аналога, проект МГ-19 дальнейшего развития не получил. Тем не менее этот проект до сих пор не рассекречен, и информация о нем и по сей день крайне скудна.

"После-бурановские" проекты. Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС)

В 1981-82 гг. в НПО "Молния" был предложен проект авиационно-космической системы "49" в составе самолета-носителя Ан-124 "Руслан", выполнявшего роль I ступени - воздушного космодрома, и II ступени в составе двухступенчатого ракетного ускорителя и пилотируемого орбитального самолета, выполненного по схеме "несущий корпус". В 1982 году появляется новый проект - "Бизань" и его беспилотный аналог "Бизань-Т", отличающийся от "49" одноступенчатым ракетным ускорителем. Начало эксплуатации самого большого и грузоподъемного самолета в мире Ан-225 "Мрия" позволило "Молнии " разработать проект Многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС) , где роль I ступени выполняет дозвуковой самолет-носитель "Мрия", а вторая ступень образована орбитальным самолетом, "сидящим верхом" на сбрасываемом топливном баке. "Изюминкой" проекта является применение двух маршевых трехкомпонентных ЖРД РД-701 на орбитальном самолете и дифференциально отклоняемые консоли крыла, как у орбитального самолета "Спираль" .

НПО "Энергия", используя задел по МКС "Энергия-Буран", также предложило целый ряд частично или полностью многоразовых ракетно-космических систем с вертикальным стартом с использованием РН "Зенит-2", "Энергия-М" и многоразовой крылатой разгонной ступени вертикального старта на базе "Бурана" . Наибольший интерес вызывает проект полностью многоразового носителя ГК-175 ("Энергия-2") на базе РН "Энергия" со спасаемыми крылатыми блоками обеих ступеней.

Также в НПО "Энергия" велись работы и над перспективным проектом одноступенчатого воздушно-космического самолета (ВКС).

Конечно, отечественные авиационные фирмы не могли отстать и предложили свои концепции многоразовых транспортных космических систем в рамках научно-исследовательской темы "Орел" под эгидой Росавиакосмоса по созданию РАКСа - Российского авиакосмического самолета . Одноступенчатая "туполевская" разработка получила индекс Ту-2000, двухступенчатая "микояновская" - МиГ АКС.

Но в истории нашей космонавтики существовали и бескрылые многоразовые спускаемые аппараты с малым аэродинамическим качеством, использовавшиеся в составе одноразовых космических кораблей и орбитальных станций. Наибольшего успеха в создании таких пилотируемых аппаратов достигло ОКБ-52 Владимира Челомея. Отказавшись участвовать в разработке "Бурана", Челомей начал в инициативном порядке разрабатывать собственный крылатый корабль ЛКС (Легкий космический самолет) "малой" размерности со стартовым весом до 20 т под свой носитель "Протон" . Но программа ЛКС не получила поддержки, и в ОКБ-52 продолжили разработку трехместного возвращаемого аппарата (ВА) в многоразовом исполнении для использования в составе транспортного корабля снабжения (ТКС) 11Ф72 и военной орбитальной станции "Алмаз" (11Ф71).
ВА имел стартовую массу 7,3 т, максимальные длину 10,3 м и диаметр 2,79 м. Масса аппарата на орбите после сброса аварийной двигательной установки - более 4,8 т, при спуске с орбиты - около 3,8 м. Суммарный "обитаемый" объем ВА - 3,5 м 3 . Максимальная масса возвращаемого полезного груза при запуске ТКС с экипажем - до 50 кг, без экипажа - 500 кг. Время автономного полета ВА по орбите - 3 час; максимальное время нахождения экипажа в ВА - 31 час.
Оборудованный неотделяемым лобовым теплозащитным экраном и запущенный на орбиту второй раз 30 марта 1978 года под обозначением "Космос-997" (первый полет - 15 декабря 1976 года под именем "Космос-881"), именно ВА Челомея 009А/П2 стал первым в мире многоразовым космическим аппаратом. Однако по настоянию Д.Ф.Устинова программа "Алмаз" была закрыта, оставив обширный задел, использующийся и сегодня при изготовлении модулей российского сегмента МКС.

С начала 1985 года подобный проект - многоразовый космический корабль "Заря" (14Ф70) - разрабатывался и в НПО "Энергия" под ракету "Зенит-2" . Аппарат состоял из многоразового корабля, по форме напоминавшего увеличенный спускаемый аппарат корабля "Союз ", и сбрасываемый перед сходом с орбиты одноразовый навесной отсек. Корабль "Заря " имел диаметр 4,1 м, длину 5 м, максимальную массу около 15 т при выведении на опорную орбиту высотой до 190 км и наклонением 51,6 0 , в том числе массу доставляемых и возвращаемых грузов соответственно 2,5 т и 1,5-2 т при экипаже из двух космонавтов; 3 т и 2-2,5 т при полете без экипажа, или экипажа до восьми космонавтов. Возвращаемый корабль мог эксплуатироваться в течение 30-50 полетов. Многоразовость достигалось за счет применения "бурановских" теплозащитных материалов и новой схемы вертикальной посадки на Землю с помощью многоразовых ЖРД для гашения вертикальной и горизонтальной скоростей посадки и сотового амортизатора корпуса корабля для исключения его повреждений. Отличительной особенностью "Зари " было размещение посадочных двигателей (24 ЖРД тягой 1,5 тс каждый, работающих на компонентах перекись водорода - керосин, и 16 однокомпонентных ЖРД тягой 62 кгс каждый для управления спуском) внутри прочного корпуса корабля.
Проект "Зари " был доведен до стадии завершения выпуска рабочей документации, но в январе 1989 года был закрыт из-за отсутствия финансирования.

Логика развития пилотируемой космонавтики и экономические реалии России поставили задачу разработки нового пилотируемого корабля - вместительного, недорогого и эффективного транспортного средства для ближнего космоса. Таким и стал проект космического корабля "Клипер ", вобравшего в себя опыт проектирования многоразовых кораблей. Будем надеяться, что у России хватит разума (а главное, средств!) реализовать новый проект и " " В.Лебедева;
- статью "Как родился проект "Энергия-Буран ", автор - В.Глад кий;
- статью "Многоразовый корабль с вертикальной посадкой " И.Афанасьева;

- фоторепортаж самолет-аналог БТС-02 ГЛИ на авиасалоне МАКС-99;
- "л етающие аналоги ОК "Буран" и рассказ о передаче в лизинг БТС-02 и репортаж об отправке

При создании этой страницы были использованы материалы из статьи С.Александрова "Вершина" в журнале "Техника Молодежи", N2/1999 стр 17-19, 24-25