Mожно ли пить во время поста? Можно ли пить алкоголь во время поста.

Священники разных религий соглашаются в одном: главное во время поста – не диета, а моральное очищение. Тем не менее, многих верующих, особенно тех, кто постится впервые, интересуют пищевые ограничения, в частности, можно ли пиво в пост.

Историческая справка. Христианство зародилось на Ближнем Востоке, где единственным в то время алкогольным напитком было вино. О существовании пива древние иудеи не знали, а потому в Писании регламентировано исключительно потребление вина. Его разрешается пить только в определённые дни поста, причём обязательно разведённым водой.

Некоторые православные священники считают, что к пиву вполне можно применить те же правила, которые в Писании относятся к вину. Логика в этом есть: крепость пива – 4-6 градусов, что вполне соответствует разведённому вину.

Пиво в православный пост

В зависимости от поста, православным позволено пить пиво в следующие дни:

  • во время Великого поста – по воскресным дням, а также 7 апреля (в праздник Благовещения);
  • в Петров пост – по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям;
  • в Успенский пост – по воскресеньям и 19 августа (праздник Преображения Господня);
  • в Рождественский пост – по воскресеньям, 4 декабря (праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы) и 19 декабря (День Святого Николая).

В такие дни Уставом дозволяется выпить не более двух красовуль (красовуля – старинная мера жидкостей, равная 125 мл), то есть 250 мл. Поскольку безалкогольное пиво также содержит определённое количество алкоголя, это ограничение относится и к нему.

Ни в коем случае нельзя трактовать разрешение как обязанность: «можно» не означает «нужно». В старину пиво использовалось в качестве лекарственного средства, восстанавливающего силы людей, ослабленных постом.

Сейчас миряне очень редко придерживаются строгого поста, а пиво – далеко не продукт первой необходимости. Обычно священники настоятельно рекомендуют во время поста воздерживаться от всех видов спиртного, а сэкономленные деньги тратить на благотворительность.

Пиво и католический пост

Католические посты гораздо менее строгие, чем православные. По сути, католикам-мирянам категорически запрещается пить пиво в пост только в следующие дни:

  • в Пепельную среду (первый день Великого поста);
  • по пятницам во время Великого поста;
  • в пятницу и субботу на страстной неделе;
  • в Рождественский сочельник.

В католической традиции пиво не относится к скоромным продуктам. Дело в том, что в Средние века лучшими считались именно монастырские пивоварни Германии и Бельгии. Немудрено, что монахи и сами частенько прикладывались к хмельному напитку, почтительно называя его «жидким хлебом».

Суровостью средневековые монастырские уставы не уступали тюремным: зачастую во время поста братии запрещалось есть не только мясо и продукты животного происхождения, но и вообще твёрдую пищу. Хозяйство в каждой обители было большое, работа – каторжная, и сытное, бодрящее пиво, богатое витаминами B и С, буквально спасало людей от истощения. Более крепкий напиток, так называемое «пиво отцов», варили в мужских монастырях, пиво послабее – в женских. Во время поста монаху разрешалось выпить до 5 литров пива.

Существует даже легенда, согласно которой однажды немецкое духовенство решило испросить у Папы Римского благословения пить пиво во время поста. Для этого оно послало в Рим бочонок хмельного зелья. От Германии до Ватикана – путь неблизкий. В пути пиво скисло.

Папский престол в те времена обычно занимал знатный итальянец. Когда изнеженный патриций, привыкший к сладким виноградным винам, отведал присланного ему кислого мутного пойла, он пришёл к выводу, что нормальный человеку оно удовольствия доставить не может. Стало быть, если монахи из далёкой страны хотят пить эту бурду – пускай пьют.


Пиво для католических монахов — жидкий хлеб

Как бы то ни было, но монастырское пивоварение в европейских странах процветало даже во время войн и благополучно дожило до наших дней, принося обителям хорошую прибыль. Поэтому католическое духовенство никогда особо не запрещало своей пастве пить пиво в пост. Естественно, речь не идёт о пьянстве: умеренность в еде и питье – одна из главных христианских добродетелей, причём не только во время поста.

Пить ли пиво в пост каждый христианин решает сам. Если есть возможность, лучше обсудить этот вопрос со своим духовным наставником или священником.

Каждому христианину известны периоды, называемые постами. В старые времена их соблюдали все - и духовенство, и миряне. Не возникало вопроса о том, что пить в пост. Каждая христианская семья знала все правила воздержания (духовного и телесного). Все, от мала до велика, соблюдали их. Сегодня многое забыто. Годы безбожия в СССР не прошли даром. Но все больше людей возвращаются в лоно церкви. Вот здесь и нужна помощь в разъяснении многих правил. Давайте разберемся в том, как и зачем нужно воздерживаться, и ответим на вопрос о том, можно ли в пост пить пиво.

Смысл постов

Наверное, каждый уже слышал, что воздержание от пищи и питья без духовного очищения, преодоления себя не будет угодно Богу.

Пост - это не диета. Отказ от продуктов - не главная задача христианина. Вопрос о том, можно ли в пост пить пиво,безусловно, важен, но не об этом нужно думать в первую очередь. Воздержание от еды бесполезно без духовного воздержания, без милосердия и попыток исправить свои грехи. Конечно, все перечисленное нужно делать постоянно, каждый помогает тем, что позволяет духу восстановить главенство над телом, ведь в повседневной жизни происходит наоборот. И с этим не поспоришь.

Сам Иисус Христос, проведя в пустыне сорокадневный пост и победив Дьявола, "возвратился в и этим показал всем оружие, которое помогает низвергнуть врага рода человеческого. Сила его сокрушается при воспоминании о поражении в пустыне, поэтому он и отступает от соблюдающих по всем правилам посты.

Правила постов

На физическом уровне воздержание в еде подразделяется на пять ступеней. Это отказ:

  • от мяса;
  • от молочного;
  • от рыбы;
  • от растительного масла;
  • от любой пищи на какой-то срок.

Последняя ступень приемлема лишь для полностью здоровых людей. Кстати сказать, для поддержания физических сил пить вино или пиво в пост можно, но не всегда. Кроме того, преодоление себя нужно держать втайне от других. А если близкие все же узнают и начнут убеждать отказаться от поста, не мучить себя, нужно быть готовым к этому. Бесы так пытаются через доводы и соблазны прекратить процесс укрепления духа, как пытался дух тьмы это сделать в пустыне с Иисусом.

Что лучше: послабления в пост или отказ от него?

Люди больные, но стремящиеся к Богу, иногда заменяют воздержание в еде духовным. Они стараются не злиться, не ссориться, проявлять милосердие и т. д. Но ведь и в обычные дни каждый христианин должен следить за собой. А если человек не в состоянии удержаться, например, от раздражения в повседневности, то вряд ли это ему удастся во время поста. Выходит, что подмена физического воздержания духовным - это лишь самообман.

Лучше, если больной человек или тот, у кого имеется недостаток в продуктах, будет хотя бы воздерживаться от сладостей и лакомств, поститься в среду и пятницу, наиболее вкусные блюда оставлять на праздничные дни.

Умеренность - главное в пост?

Не нужно спрашивать батюшку в церкви о том, можно ли в пост пить пиво,если воздерживаешься от пищи напоказ. Формального ограничения Господь не приемлет. Ведь можно есть все, что Бог даст, как делал святой Иоанн Лествичник, даже мясо, но лишь столько, чтобы оставаться живым. Ему это не мешало принимать причастие и стать святым. Вот на этом примере и видно, что умеренность в пище гораздо важнее ограничения в выборе продуктов. Нужно есть столько, сколько необходимо организму, а не давать волю чувству сладострастия.

Рассудительность в воздержании от еды

Доводить себя до истощения - такой же грех, как и объедаться. Поэтому рассудительность в вопросе отказа от какой бы то ни было пищи не менее важна, чем умеренность.

Когда идет пост, можно ли пить вино? пишет Тимофею, своему ученику, чтобы тот употреблял не только воду, но и немного вина из-за "частых недугов". Таким образом, церковь предусматривает послабления в воздержании от еды для физически больных людей.

Но опять же пост должен быть тайным. Нельзя ходить, всем своим видом показывая причастность к воздержанию. Христос учит поститься не для людей, но для Бога. Поэтому пребывать в веселом расположении духа в этот период будет правильнее и приятнее Господу. Но хождение в гости, просмотр развлекательных программ и прочее лучше отложить.

Что можно пить в пост?

В дни Великого поста в субботу, воскресенье и праздники разрешается выпивать по две-три меры вина, сопоставимой с величиной кулака человека (красовули). Но позволение это предназначено для людей, ослабленных болезнью.

Современный Церковный устав, который принят в православии, происходит из Иерусалима. В этих местах, кроме вина, не знали других напитков, изготовленных из злаков, поэтому речь идет лишь о нем. В северных странах вино было слишком дорогим. Использовали его там лишь для причастия, а за столом подавали пиво.

Те немощи, из-за которых и разрешалось употреблять сухое (а по праздникам сладкое), были не нравственного порядка (например, привычка к невоздержанию), а лишь физические. За неимением лекарств, которые нужны больному, этот напиток был единственным способом поддержать его силы.

В Великий пост можно пить пиво по субботам, воскресеньям и праздникам, так как его приравнивают к вину. Но более крепкие напитки употреблять запрещено.

Подводя итог под всем сказанным, можно отметить, что на вопрос о том, можно ли в пост пить пиво, есть вполне разумный и определенный ответ. Пиво или вино можно пить больным людям, которым такие напитки необходимы для поддержания физических сил. Умеренность и разумность в пост важнее, чем соблюдение всех правил воздержания. И духовное ограничение более значимо, чем физическое, но последнее совсем отвергать нельзя.

Вопрос относительно того, можно ли в пост алкоголь, является одним из наиболее дискуссионных в среде людей, не располагающих детальной информацией о правилах соблюдения постов. Далее рассмотрим условия, при которых допускается употреблять алкоголь во время поста.

Можно ли употреблять алкоголь в пост

Сразу необходимо уточнить, что из алкоголя в пост разрешается пить только вино. Никакие крепкие напитки - водка, коньяк, виски, текила и т.д не дозволяются ни при каких условиях. Кроме того, к употреблению допускаются только сухие вина, которые преимущественно разбавляются водой. Пиво, аналогично сухому вину относящееся к напиткам с низким содержанием алкоголя, тоже является условно разрешенным.

При длительных постах допускается употребление алкоголя в пост в субботу и воскресенье (при отсутствии отдельных ограничений именно на этот день), а также в дни церковных праздников, если они выпадают на дни поста.

Стоит объяснить, почему допускается употребление алкоголя в пост. Дело в том, что когда создавался православный Устав, сухое вино во многих засушливых регионах употреблялось вместо воды, как основной источник жидкости для организма. Поэтому запрет на данный вид напитка был фактически невозможным. Учитывая дозволенность вина, по этому же признаку было разрешено и употребление пива.

Также необходимо оговорить допустимую дозу потребления вина. Как уже было сказано выше, во время поста вино употребляется разбавленное водой. Нельзя пить его до состояния ощутимого опьянения, так как в этом случае осуществляется не удовлетворение потребности организма в жидкости, а пьянство, приравниваемое к греху чревоугодия. В случае если человек не может сам определить максимальное количество вина, которое он может выпить без опьянения, данный вопрос необходимо обсудить с духовным наставником.

Итак, на вопрос, можно ли в пост алкоголь, допустимо ответить положительно. Основными условиями является соблюдение предписаний поста (употребление вина только в разрешенные дни), а также умеренность в количестве выпитого алкоголя.

Употребление спиртного в пост – тема, на которую сломано немало копий. С одной стороны, пост – время, когда нужно отказаться от многих удовольствий, с другой – как же это порой сложно! Сумятицу в умы вносят и многочисленные цитаты из Писания, содержащие похвалу вину. Но сперва выясним, о каком именно вине пишут Отцы Церкви и как они советуют его употреблять.

Ещё в глубокой древности люди подметили, что от сырой воды можно заболеть. Но в старину кипяток был не так уж доступен: слишком дорого растапливать дровяную печь, чтобы приготовить чашку травяного отвара. В южных странах, где из-за жары проблема стояла особенно остро, люди приспособились обеззараживать воду вином.

Сухое вино – напиток крепостью 9–16 градусов. Тех, кто пил неразбавленное вино, считали горькими пьяницами, даже на разводивших напиток в пропорции 1:1 в обществе смотрели косо. Нормальным считалось соотношение количества вина к количеству воды 1:2, а то и 1:4. Получалось питьё крепостью 2–4 градуса. Бедняки вместо вина добавляли в воду фруктовый уксус. Отсутствие у человека средств на покупку вина или уксуса расценивалось как признак крайней нищеты.

Христианство зародилось на Ближнем Востоке, и в Церковном Уставе отражены местные реалии. Типикон, книга, регламентирующая порядок питания во время постов, написан на основе уставов палестинских монастырей (преимущественно обители Саввы Освященного близ Иерусалима), с учётом традиции Св. Горы Афон.

Апостолы и теологи относились к вину как к продукту, поддерживающему силы и укрепляющему здоровье. Апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею, советовал ему: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1-е Тимофею, 5:23)».

В Типиконе вино упоминается наравне с другими продуктами и напитками, к примеру, елеем (растительным маслом), квасом или укропом (травяным отваром). Так, если Благовещение приходится на Страстную Пятницу, то блюда с растительным маслом запрещены, но запивать пищу вином разрешается. В Великую Субботу: «Даёт братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от мёда или от жита».

Более того, 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения…, или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Однако это изречение нужно воспринимать не как позволение пьянства, но как предупреждение тем, кто гнушается вином во время причастия.

Злоупотребление алкоголем в христианстве считается тяжким грехом. Тот же апостол Павел запрещал своей пастве «упиваться вином»: «Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21). К умеренности призывал и Иоанн Златоуст: «Вино дано для того, чтобы быть весёлым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа».

Особенности употребления алкоголя на Руси

Когда христианство пришло в северные страны, оказалось, что местное население не знает вкуса вина, зато варит пиво. Иоанн Златоуст, основывавший обители в северных провинциях Римской империи, писал о необходимости внести изменения в устав в связи с более суровым климатом. Позже, в средние века, монахи Германии во время поста даже заменяли хлеб пивом.

На Руси дозволение пить алкогольные напитки во время поста восприняли слишком прямолинейно, так что церковным властям пришлось вводить дополнительные запреты. Прп. Иосиф Волоцкий, XV–XVI в.: «Подобает прежде всего заботу и попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает». Св. Тихон Задонский, XIX в.: «Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям». Св. Феофан Затворник, XIX в.: «Христианам скорее идет – совсем не пейте, – разве только в крайностях, – в видах врачевания… Винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».

Современные правила употребления алкоголя в пост

Отцы Церкви советуют на время поста полностью отказаться от употребления алкоголя, кроме тех случаев, когда необходим приём лекарственных препаратов на спирту или вине. Однако в Типиконе перечислены дни, когда разрешается употребление вина или пива, другие вида спиртного в пост категорически запрещены.

Мера жидкости, упоминаемая в Типиконе, – красовуля, то есть чаша объёмом 150–200 мл. Дозволяется выпить 1–2 красовули вина (пива). Учитывая, что имеется в виду только разведённое вино, 2 красовули – это даже чуть меньше одного современного бокала.

В таких дозах вино или пиво в пост разрешены по субботам и воскресеньям, а также (даты приводятся по Григорианскому календарю):

  • в Великий пост – на Благовещение (7 апреля);
  • в Петров пост – в Праздник Преображения (19 августа);
  • в Рождественский пост – в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в день памяти св. Николая Чудотворца (19 декабря).

В обычное время постными днями, когда от спиртного необходимо отказаться, считаются среда и пятница (Типикон приравнивает их к Великому посту). Исключения делаются только для тех случаев, когда на эти дни выпадает церковный праздник. Если поститься по средам и пятницам каждую неделю, впоследствии легче будет привыкнуть к строгим ограничениям длительных постов.

Отцы Церкви учили, что у каждого человека – своя мера послушания. Трудно не следовать принятым в обществе традициям и совсем не пить алкоголь в пост на светских праздниках. Но человек для того и наделён разумом и волей, чтобы избегать излишеств.