Не упасть в саке лицом: как правильно пить в Японии. Несколько простых японских советов - путь к долголетию

Сразу же надо отметить, что оно не из риса. Естественно, японцы не стали придумывать пиво, зачем, ведь его уже придумали за них. Японцы по своей вызывающей восхищение привычке просто переняли традицию пить этот напиток у европейцев. Обычно они еще и улучшают то, что переняли, но в этом случае, по-моему, улучшений не последовало.

Пиво по-японски - биру, от английского beer. Есть собственно японское слово, состоящее из двух иероглифов - "злак" и "алкоголь" - бакусю, хотя словари дают как это чтение, так и чтение "биру", то есть заимствование прочно осело в языке, вытеснив японский аналог. К появлению пива в Японии приложили руку европейцы. Португальские и голландские торговцы - приплыли в Нагасаки в 16-м веке. Они привезли с собой много интересных знаний и вещей - табак, темпуру , сладкий торт кастелло. В Нагасаки появился свой сеттльмент – поселение гайдзинов из Кореи, Китая, Португалии и Голландии. И лишь только в 1724 году португальцы привезли пиво 8-му сёгуну Токугава Есимунэ. Родоначальниками японского пивоваренного бизнеса в Японии являются голландцы. В 1803 году в Японию прибыл голландец Hendrik Doeff, он стал агентом голландского торгового порта в Нагасаки и представителем голландской Ост-Индской компании.

Hendrik Doeff написал голландско-японский словарь, книгу о Японии, но главное - в 1812 году он открыл пивоваренный завод в Нагасаки. Уже потом, когда иностранцев пустили в Японию, пивоварня появилась в Йокогаме, в районе, где жили иностранцы. Над названием думали, по-видимому, долго и всем коллективом, уж очень красиво получилось: "Дзяпан бурувари", то есть ни больше ни меньше, а Japan brewery. Через год американцы открыли "Супурингу барэ: бурувари:" (Spring valley brewery). Сначала пиво было продуктом, ориентированным на иностранцев и японские слои населения с доходом выше среднего. Потом варить пиво научились и сами японцы. Первым был Кавамото Ко:мин в 1853 году. В эпоху Мэйдзи в Японии был настоящий пивной бум. По всей стране насчитывалось около сотни пивоварен. В 1900 году, правда, на пиво ввели налог как и на все спиртное, и многие мелкие компании ушли с рынка. К 1967 году в Японии было 5 крупнейших пивоваренных компаний, которые являются таковыми и по сей день: "Асахи биру", "Кирин биру", "Сантори", "Саппоро биру" и "Орион биру". Самое дорогое японское пиво - Эбису, которое выпускает все то же "Саппоро биру". На банках обычно написано YEBISU, что вызывает восторг русскоговорящих. Сейчас в Японии пива пьют много, в основном своего, японского.

В городе Саппоро в августе даже проходит пивной фестиваль, где крупнейшие производители представляют свой продукт. А в Токио рядом с главным офисом Асахи стоит памятник пиву в виде клочка пивной пены. В магазинах сортов японского пива много. Встречаются сорта пива, стоящие на несколько порядков ниже прочих, и это потому, что в Японии состав солода влияет на налоги и, следовательно, на итоговую стоимость продукта.

Цены варьируются от 260 иен за качественное пиво до 115 иен за пиво более низкого качества. В Японии можно встретить: 1) обычное пиво, такое как Asahi Super Dry и Yebisu, где содержание солода составляет 67-100%, налог на банку такого пива составляет 75 иен, итоговая цена - 220 иен. 2) вид пива, именуемый хаппосю (газированный напиток с содержанием алкоголя), такой как Kirin Tanrei или Suntory Magnum Dry Extra, где содержание солода ниже 67%, соответственно, ниже и налог. 3) вид очень легкого водянистого пива, сваренного без солода и именуемого dai-san biiru (пиво третьей волны), такой как Sapporo Draft One или Kirin Nodogoshi Nama, которые еще дешевле.

(Из "Книги японских обыкновений" А.Н.Мещерякова)

Пья ный в соб ств ен ном авто моб иле:

без стра ха за вод ит ельс кие пра ва

К алкоголю японцы относятся вполне терпимо. Это вам не нынешняя белая Америка, где рассчитывающий на общественное признание человек на званом вечере не осмелится не то что пропустить рюмочку, но просто взять ее в руки. Если же он и не прочь «оттянуться», то сделает это потом, по возвращении домой. Нет, японцы здесь совершенно не двоедушны. Приезжая в Россию, они абсолютно не осуждают наших подгулявших молодцов, предъявляя к ним одно-единственное требование: не пить в рабочее время. Поэтому памятная поколению постарше антиалкогольная кампания Горбачева производила на них убийственное впечатление. Считается, что распитие алкогольных напитков — личное дело каждого. Желательно, чтобы наутро голова не болела. И не буянить! И с этим — уже довольно строго.

Современный индустриальный мир вообще-то с алкоголем потихонечку завязывает. Здесь и забота о здоровье, и всеобщая моторизация населения. Даже во Франции с Италией выпивать меньше стали. Тем не менее, они перепивают японцев больше чем вдвое. Зато у японцев все-таки пока положительная динамика выпивания.

В связи с этим и отношение к пьяным в самой Японии весьма терпимое. Несмотря на то, что на вечерних улицах города встречаешь немало крепко подвыпивших людей, вытрезвителей как таковых в этой стране не наблюдается. Правда, удалось мне узнать про одно исключение. В курортном городке Ондзюку власти, утомленные чересчур шумными отдыхающими решили так: если уж ты совсем на ногах не стоишь, забирать в полицейский участок. Там тебя снимут на видеокамеру и будут утром укоризненно демонстрировать вечернюю запись со словами: «Ну нельзя же в самом деле напиваться до такого свинячьего безобразия!» Но денег «за ночевку» не возьмут. Да и лишнее это — для японца хуже нет, чем смешным показаться. Так что такое наказание и без того считается строгим (про преступления и наказания — в последней главе).

Терпимы не только власти, но и среднестатистическое население. Правда, и алкоголь на японский организм все-таки другое впечатление производит. По преимуществу — сильно усыпляющее. Ну не тянет японца на подвиги, что ты тут поделаешь. Завтра на работу все-таки…

Один мой знакомый сдавал экзамены для поступления в очень известную фирму. Лицо у него устроено очень откровенно: всякому тут же видно, что выпить он совсем даже и не против. Не осталось это незамеченным и для его экзаменатора. И тут без всяких наводящих вопросов и околичностей он спросил: «Выпить любишь?» Мой знакомец отвечал честно и утвердительно. Дальше последовал еще один вопрос — на сей раз количественного свойства: «А сколько за один раз „поднять“ можешь?» Собравшись с силами и прикинув свои возможности на умственных счетах, экзаменуемый отвечал: «Под хорошую закуску литр сакэ усижу». Решение было принято незамедлительно: «Будешь у нас работать на селе».

Фирма торговала фотоаппаратами, а уж крестьянин «без разговору» под «это самое» никакой такой диковинки, конечно же, не купит. Было это довольно давно. Сейчас, наверное, знакомый мой поседел и компьютерами таким же манером торгует.

Сам я был свидетелем такой замечательной сцены. Поздняя полупустая электричка. Некий японский джентльмен мирно почитывает газетку. Рядом с ним — другой японец, находящийся, мягко говоря, «не в форме». Принять вертикальное положение — даже сидя — он не в состоянии. И потому с периодичностью в тридцать секунд валится на колени своего попутчика, подминая своим весом его колени и газетку, которой тот весьма увлечен.

Ваши действия, товарищ? Вариант первый, агрессивный: скандалить и пихаться. Вариант второй, миролюбивый: отсесть. Что же делает джентльмен? Находясь на прежнем месте, методично возвращает соседнее тело в исходное сидячее положение. Повторяю: с периодичностью в тридцать секунд. И не говоря ни одного худого слова.

Естественно спросить: а что же японцы из напитков уважают? Их нынешняя алкогольная культура стоит на трех китах: пиво, виски и сакэ. К вину (как сухому, так и крепленому) все-таки японцы не приучились. Почему-то входит оно в противоречие с местными вкусами.

Легко заметить, что первые два напитка были заимствованы японцами с Запада. Традиция пивоварения была взята прямиком из Германии, и потому японское пиво, которое они начали производить в 1873 году, действительно очень вкусное. Но без местной специфики все-таки не смогли обойтись — рис в пиво добавляют. Из 8 литров чистого алкоголя, приходящегося на каждую душу населения старше 15 лет, две трети приходится именно на пиво. Сортов много, больше 150, производителей — тоже, но главных все-таки всего три: «Саппоро» (в переводе не нуждается), «Асахи» («Утреннее солнце») и «Кирин» (животное такое из китайской сказки — нечто вроде единорога). И из всех мыслимых алкогольных напитков в Японии растет только потребление пива, обеспечивая общую положительную динамику алкогольной статистики. Довольно устойчиво — 3-5 процентов в год. И на его питии не сказываются никакие стагнации, спады потребления и иные экономические передряги.

Виски было занесено из Америки. Способ его употребления покажется нашему человеку, безусловно, странным. В стакан совершенно нормальной вместимости наливается на полпальца виски, весь же остальной объем заполняется содовой и льдом. Крепость такого, с позволения сказать, «напитка» — градусов десять (а то и меньше), то есть, с точки зрения российского человека, стремительно приближается к абсолютному нулю.

Тем не менее не отличающиеся особенной стойкостью к алкоголю японцы «косеют» и от этого (многие из них генетически «запрограммированы» так, что у них не хватает фермента, нужного для расщепления алкоголя). Опьянев, они того совершенно не стесняются и лезут к посторонним с самыми добродушными разговорами. Намного большее стеснение испытывают те (и таких по неведомым мне физиологическим причинам насчитывается достаточно много), кто после мизерной дозы почему-то краснеет, становясь похожим на свежесваренного рака. Казалось бы — ну выпил человек немного, ну раскраснелся… Нет, этого стесняются. Говорят: нет, я не пью, потому что краснею. Странные люди все-таки.

Долгое время виски (особенно иностранное) считалось прекрасным подарком. Приличным было дарить «Джонни Уокер». Причем непременно с черной этикеткой. То есть которое подороже. Некоторое время тому назад произошло изменение в налогообложении. «Джонни Уокер» сильно подешевел. Его производитель потирал своими шотландскими ручками — сейчас, мол, заработаем. Но не тут-то было — никакого увеличения продаж не произошло. Напиток перестал быть престижным, и дарить его перестали, хотя, конечно, он и сейчас намного дороже сакэ. Так, стандартный «огнетушитель» сакэ (1,8 литра) стоит начиная от двух тысяч йен, а тот же «Джонни Уокер» (0,7 литра) — за три зашкаливает.

Сам же японский человек, для себя самого, пьет все-таки не виски, а чаще всего сакэ.

Теперь о нем — самом древнем (и почти что единственном) алкогольном напитке местного происхождения. Делается он, как известно, из риса. Или скажем более осторожно, — должен делаться, ибо около 20 процентов его в настоящее время делают из смеси спирта, воды, сахара и пищевых добавок. Но, разумеемся, не про этот «сучок» идет речь. Хотя все-таки интересно, что японцы не пошли здесь за немцами или французами, которые законодательно запретили искусственным образом имитировать свои национальные напитки — пиво и сухое вино. Так что есть еще и у японцев простор для развития национальной идеи.

Чтобы не томить готового к самостоятельным действиям читателя, расскажу, как делается настоящее рисовое сакэ. Не вникая, разумеется, в детали, которых так же много, как и самих сортов сакэ, производимого двумя тысячами компаний.

Самым подходящим для сакэварения временем традиционно считается зима — когда не так жарко и легче уследить за процессом ферментации. Для приготовления сакэ берут крупный рис и обрушивают его. Причем в результате от первоначального количества может остаться совсем немного. В случае приготовления самых элитных сортов — всего тридцать процентов, обычно же — около семидесяти. После этого рис промывают, замачивают, а потом подвергают воздействию пара. Около четверти подготовленного риса идет на создание закваски, которую остужают до 30 градусов, а потом в течение приблизительно 35 часов выдерживают в жарком и влажном помещении — чтобы внесенная туда грибковая культура (для любителей острых лингвистических ощущений привожу ее латинское название — Aspergillus oryzae) чувствовала себя вполне комфортно. Затем получившееся сусло смешивают с дрожжами и пропаренным рисом и все это заливают водой. Процесс ферментации занимает около трех месяцев. Потом очищают, фильтруют и пастеризуют.

По экстраполяции у нас частенько считают, что сакэ — это водка, только не из пшеницы или ржи, а из риса. Это, конечно, совсем не так. Обычная крепость сакэ — 15-16 градусов, и более всего оно напоминает самодельную брагу. Но и это — еще не нижний предел. Во время последней войны и сразу после ее окончания, когда население получало сакэ (как и многие другие продукты) по карточкам, оно было настолько разбавленным, что остряки величали бутылки с ним «аквариумом», имея в виду, что любимые японцами рыбки могут без всякого ущерба для здоровья бороздить эту жидкость.

Самое первое упоминание о сакэ встречается в мифе, повествующем о том, как бог ветра и бури Сусаноо победил дракона. Этот дракон на манер своих европейских собратьев имел обыкновение брать себе в жены хорошеньких девушек без их согласия. Родители одной из них сильно по этому поводу опечалились, и тогда Сусаноо решил им помочь. По его указанию перед каждой из восьми голов дракона поставили по бочонку сакэ, и когда во всех этих восьми головах зашумело, Сусаноо их отрубил, прекратив безобразия.

И вот спустился Сусаноо с Неба на равнину Идзумо, около верховьев реки Хи-но Кава. И услышал у верховьев рек чей-то голос, будто кто-то рыдает. Пошел он разузнать, что за голос, и увидел старика и старуху, а между ними девушку. Вопросил тогда Сусаноо: «Кто вы такие? Почему так рыдаете?» Старец ответил: «Эта девица — моя дочь. Зовут ее Куси-инада-химэ. Раньше у меня было восемь дочерей, но каждый год Великий Восьмиголовый-Восьмихвостый змей пожирал по одной из них. Теперь он собирается проглотить мою последнюю дочь»… Тогда Сусаноо велел изготовить восемь раз перебродившее сакэ, сделать восемь подставок, поставить на каждую по бочке и налить доверху сакэ. И вот наступил срок, и явился Великий змей. И голов, и хвостов у него было по восемь. Глаза у него были красные, на спине росли сосны и кедры, длиной он был в восемь холмов и восемь долин. Вот добрался он до сакэ, опустил в каждую бочку по голове, стал пить, охмелел и уснул. Тут Сусаноо вытащил меч десяти кулаков, что был у него за поясом, и стал рубить змея на кусочки.

Так что сакэ ведет свое начало со времени богов. И потому служит самым употребительным для них приношением. Памятуя о мифологических временах, синтоистские храмы были в древности основными производителями этого напитка. И в каждом храме изготавливали свой сорт (каковая традиция сохраняется и сегодня), которым очень гордились. А поскольку богов в Японии великое множество, то каждого и угощали его любимым сортом.

До сих пор в синтоистских храмах обязательно присутствуют целые горки оплетенных рисовыми веревками бочонков, на которых написано, что в них хранится самое лучшее и чистое сакэ. При этом указано, что поднесено все это храму каким-нибудь Накамурой. Возникает естественный для русского человека вопрос: и неужели вот это все они (божества и настоятели) выпьют? Во-первых, выпивают, и довольно много. К тому же на самом-то деле довольно часто оказывается, что Накамура вполне по-современному пожертвовал храму деньги. Но намного приличнее — если будет указано, что сакэ.

Кстати говоря, и многие буддийские храмы тоже к производству спиртного относились вполне положительно. Только готовили они его по китайским рецептам — из пшеницы, да с долгой выдержкой (3-5 лет), и оттого получалось оно покрепче. Европейские и православные монастыри тоже, как известно, своими винокурнями были славны. Что и говорить, божественный напиток — он и есть божественный.


Подношения богам

Угощали сакэ и покинувших этот мир. Ведь умирая, человек превращается в божество, которому его потомки обязаны поклоняться и совершать правильные приношения. И сегодня тоже — угощают по-прежнему. Частенько уже и совсем по-современному — из «жестянок» с пивом или с тем же самым сакэ, которые ставят у могил.


В прошлом пили сакэ, конечно же, не так, как сейчас. — когда в голову взбредет, а исключительно по праздникам: отсеялись или, скажем, урожай собрали. По обычаю, человек не должен был сам себе наливать во время пира — обязательно дожидался соответствующего предложения от соседа. Если же у него на дне хоть капелька еще оставалась, обязательно чарку опрокидывал и тогда уже для наливания предъявлял. Делал маленький глоточек и после того уже своему благодетелю таким же образом угождал.

Пир — это всегда радость, с другими людьми разделенная. Поэтому на пиру часто ставили на одну рюмку меньше, чем гостей за столом. Хочешь не хочешь, а с кем-нибудь да разделишь. Ну или вообще — вкруговую чашу пускали. Это, конечно, не новость. Братчине в любой этнографии почетное место находится.

Был еще один замечательный способ потребления сакэ. Древнесредневековый.

Вот как это по весне делалось. Испытуемый сидел на камушке у ручья. Человек, располагавшийся сверху по течению, выкрикивал ему тему, на которую он должен был сочинить стихотворение. Одновременно пускали по воде деревянную чарку с сакэ. За то время, пока она до тебя плывет, нужно было успеть сложить стихотворение. Успел — выпиваешь, не успел — вина не наша, шанс у тебя был. Обычай этот — китайский, но и японцам тоже очень ко двору пришелся, потому что из заграничной жизни они всегда старались научиться только хорошему…

Как нетрудно догадаться, японские поэты воспевали не только природу, но и сакэ тоже. Знаменитый поэт VIII века Этомо Табито сочинил целый цикл из тринадцати стихотворений. Ну вот, например:

Как же противен

Умник, до вина

Не охочий!

Поглядишь на него —

Обезьяна какая-то…

Другой источник — на сей раз X века — повествует о соревновании, устроенном при дворе (тогда такие конкурсы были очень в ходу: кто стихотворение лучше сложить сумеет, у кого букет самый красивый, кто угадает, какое благовоние ему понюхать дали, ну и так далее). Так вот, на сей раз восемь мужей (вплоть до одного члена Императорского Совета) собрались для того, чтобы выявить победителя в питейном деле. Пили не по привычной чарке, а сразу большими чашами. В судьи выбрали бывшего императора, который к этому времени уже успел принять монашество (это было в порядке вещей: посидел на троне — дай и другим) и потому оказался совершенно свободен от дел большой государственной важности. Все участники конкурса отвалились после седьмой-восьмой чаши (включая, разумеется, и уважаемого члена Императорского Совета), и только славный гвардеец Фудзивара Ико из охраны дворца продолжал винопитие в полном одиночестве, пока не опрокинул десятую чашу. Тут голубая кровь бывшего императора закипела, но сказал он — очень по-японски и по-мужски у него вышло — только одно слово: «Хватит». И присудил победителю доброго коня.


Выигравшему же другой подобный конкурс (теперь уже в XVII веке), в котором участвовал тридцать один человек (одному из них было, правда, всего одиннадцать лет), присудили почетное прозвище «Горный дракон». А дракон, как известно, — символ всяческого геройства и мужества. Все-таки замечательно, с каким тщанием японцы регистрировали важные события в истории своей жизни.

Емкости для подогрева и хранения сакэ

Европейцы XVI века тоже обращали свое просвещенное миссионерское внимание на увлечение японцев спиртными напитками. Один из них писал:

«Свое сакэ японцы круглый год пьют подогретым. Для пития же употребляют деревянную или же глиняную посуду. При этом всячески друг друга подзадоривают и напиваются до блевотины и почти что до беспамятства».

Сакэ не только пили по-разному, но и очищали тоже. Традиционно лучшей считалась очистка с помощью золы. Рассказывают, что этот способ был изобретен совершенно случайно. Будто бы жил-был у некоего господина Яманака слуга. И очень они друг с другом не ладили. И вот однажды этот слуга, чтобы насолить своему хозяину, набросал тому золы в бочонок с сакэ. Хотел навредить, а оказалось, что сакэ стало и вкуснее и чище. Так что Яманака в город перебрался, винокурню свою открыл и очень разбогател.

Однако, несмотря на все ухищрения сакэделов, содержание сивушных масел в напитке остается высоким. Ведь это продукт брожения, а не возгонки. Так что не советую особенно увлекаться им, хотя оно и прекрасно «идет» под японскую кухню (особенно, говорят, хороша малюсенькая полуживая рыбка, продвижение которой по пищеводу вы ощущаете по ее трепыханию). В противном случае наутро не исключен похмельный синдром, от которого и в самой Японии ничего толком не придумано. Ну, пиво там, или чай — чем больше, тем лучше. Это и мы проходили.

В средневековье сакэ хранили в бочонках, сработанных из японской криптомерии — именно потому, что ее древесина принимает на себя изрядную часть сивушных масел. Особенно чистым (и дорогим) считалось сакэ, которое проделало путь от знаменитых винокурен района Осака до Эдо (Токио). За время путешествия на лошадках или морем оно хорошенько взбалтывалось и приобретало особый аромат. Корабли даже гонки устраивали — кто первым до Эдо доплывет. А в лавках появлялись бочонки, на которых было указано: «Сакэ с первого корабля».


Разгрузка сакэ в порту Эдо

Надо сказать, что выпивали в Эдо очень даже прилично. Выходило около 70 литров в год на каждую душу — всякого пола и возраста (нынешний среднеяпонский показатель по сакэ будет поменьше — 15 литров).

Хотя сакэ употребляют и холодным, но более принято все-таки питие подогретого. Потому и приближение зимы вы ощущаете по нарастающей агрессивности рекламы горячего сакэ. И вправду — выпив, сразу чувствуешь, как горячая волна начинает перекатываться по всему телу. Емкости при этом предлагаются наперсточные — керамическая стопочка граммов на тридцать, которая пополняется из небольшого графинчика, предварительно подогретого вместе с содержимым в кипятке. Графинчик, естественно, может быть и не один.

В питии подогретого сакэ есть не только гастрономический смысл. Дело в том, что в процессе разогрева частично испаряются сивушные масла, от которых как раз и трещит голова.

Ну, а где пьют японцы? Во-первых, пить совершенно спокойно можно и дома. По-японски даже существует особое слово — бансяку, которое означает: «домашний ужин, сопровождающийся выпивкой» (как говорится, «на сон грядущий»). Более конкретно — мужчина возвращается домой, а жена подносит ему не только ужин, что естественно (и с этим строго), но и выпивку, что по нашим понятиям — ни в какие ворота: в одиночку (супруга-то обычно только подносит), из рук жены… Нет, как-то это странно. Получается, что нормальный японец пьет чуть не каждый день из рук своей жены , и она при этом ничуть ему не выговаривает. Впрочем, она твердо знает, что муж на работе и вправду устал и что завтра ему снова на работу, на которой он снова устанет. Почувствуйте разницу. Так что алкоголиков в Японии не так уж и мало, но алкоголизм этот какой-то вялотекущий.


Сакэ в домашней обстановке

Вариант второй: потребление напитков в «заведении». Здесь есть много возможностей. И заведений много, и способов потребления много. Наиболее распространенным является распитие в компании сослуживцев — похоже на нас и потому не так интересно. Впрочем, разговоры в такой компании — не «за жизнь», а преимущественно о производственных проблемах и поднятии производительности труда, что еще не вошло у нас в окончательную моду. Слушать на самом деле довольно тошно, поскольку основным лейтмотивом являются сетования на глупость начальства. Привитая всем строем жизни привычка «не высовываться» работает и здесь — пить все будут одно и то же, не отвлекаясь на индивидуальные коктейли. Бешеный рабочий ритм, строгая иерархия отношений на производстве приводят к общей защемленности психики и необходимости «оттянуться» и взглянуть друг на друга под другим градусом.

Чокаться не принято. Не принято и произнесение каких-либо цветистых тостов русского или грузинского типа. Лишь подняв бокалы (стаканы, стопки, рюмки и т. д.) в первый раз, люди дружно произносят «кампай (буквально «сухое дно»), на чем официальная часть ужина может считаться законченной. Дальше уже — по потребности, а не до «сухого дна». Если же кто-то и «перебрал», назавтра никто на это ему не укажет. Дело житейское, с кем не бывает.

Хорошенько (и даже не очень) выпив, компания японцев почти непременно начинает петь. Как и во всем остальном мире, голоса и слух участников такой компании бывают самыми разными. Так что особого эстетического удовольствия от этого хорового пения не испытываешь. Но вот что удивительно: довольно твердое знание слов исполняемых песен. Если же со словами выходит заминка, то в заведении почти непременно имеется песенник, который поможет вам с честью дотянуть песню до победного конца. Существует еще входящее и у нас в моду караокэ, когда под твою песню в телевизоре показывают соответствующую видеокартинку, а под ней титрами бегут слова.

Еще можно выпивать недопитое в прошлый раз. Скажем, взял бутылку того же виски. Выпил сто граммов. И пошел домой. А остальное под твоей фамилией — скажем, Ямакава — остается на полочке за стойкой. Хоть через десять лет приди — будет стоять на том же месте. Особенно предусмотрительные могут располагать уже оплаченными запасами спиртного сразу во многих заведениях. Иной раз можно спокойно бродить по городу, пропуская по рюмочке в каждой такой «точке».

Это, конечно, вполне экзотический способ сохранения горячительного. Мы его не знаем, и вряд ли он хоть когда-нибудь будет пользоваться у нас популярностью. По совершенно понятным причинам. Исключительно по праведному незнанию своего юного организма и условий его постоянного обитания однажды я все-таки совершил попытку воспользоваться чужим опытом.

Мне с моим советским (тогда) напарником по японскому университетскому общежитию эта идея откладывания (чуть не сказал «отливания») на черный день очень понравилась. Заходишь — и без всяких денег тебе обеспечен некоторый уровень культурного отдыха. А нам тогда очень вермут по молодости лет нравился. Зашли. Взяли бутылку. Думали хотя бы на донышке оставить, но чувство национальной гордости не позволило. Выпили. Взяли вторую. Намерение было самое благородное — отпить чуть-чуть и на полочке свою фамилию оставить. Для внуков. Чтобы не забыли, как дедушку звали. Еще, помню, препирались, бутылка чьего имени храниться там будет. Но и вторая попытка окончилась с тем же результатом. Допили мы и эту бутылку и больше уже судьбу не испытывали. Да и зачем? Мы и без этого вполне счастливы были. Опять же, наверное, по молодости.

С японцами, однако, не так: оставляют. Бывает, что и на год. Бывает, что и дольше. То есть «тормоза» у них покрепче будут.

Для тех же, у кого тормоза все-таки отказывают, да еще если прибыли они к месту действия на собственном автомобиле, придумана замечательная услуга. Очутившись не в самом удобном положении подвыпившего человека, которому предстоит добираться домой на личном транспорте, вы можете позвонить по известному телефону и вызвать специального человека, который сядет за руль вашего авто и доставит вас прямо в объятия заждавшихся родственников.

Стоит, конечно, недешево, но все же дешевле такси плюс стоимость ночной парковки, которая и вправду чрезвычайно высока. Не говоря уже о ночи в гостинице.

28 и 29 апреля в Москве на ВДНХ пройдет фестиваль Hinode Power Japan - главный фестиваль японской культуры в России. В программе - Японские рок-группы, финал фестиваля косплея, стрит-фуд, восточные единоборства и выставки!

Алкоголь - важная часть японской культуры. Пить здесь можно с 20 лет, а быть пьяным в общественных местах вполне законно. Однако важно уметь пить правильно. Поэтому стоит познакомиться с местным барным этикетом. Блог Tofugu.com собрал самые важные правила выпивки с японцами. Изучать их лучше за стаканчиком какого-нибудь местного напитка!

Если вы интересуетесь японской культурой во всем ее многообразии, то рекомендуем посетить Фестиваль японского кино, который пройдет с 21 по 28 ноября в Москве и с 6 по 12 декабря в Санкт-Петербурге. С программой можно ознакомиться на .

С чего начать?

Японцы - очень коллективистская нация, и их барная культура учитывает этот момент. Поэтому для первого тоста (или kampai) в компании принято брать один и тот же напиток. Чаще всего этим напитком оказывается пиво или саке, так как в этом случае проще сразу заказать кувшин и разделить его, чем ждать несколько разных коктейлей.

Как разливать напитки?

В зависимости от места, которое вы решите посетить, будет ли это бар, ресторан или изакая (японская вариация недорого бара и закусочной), напитки вам либо принесет официант, либо вы и ваши друзья сами будете разливать себе выпивку из общего источника (бутылки, кувшина или крана). В этом случае стоит соблюдать несколько простых правил.

Чужие бокалы нужно наполнить в первую очередь, а свой оставить пустым и дождаться, пока кто-нибудь вам не нальет. Когда вы предлагаете кому-то налить, этот человек может отказаться. Это проявление традиционной японской скромности и обычно просто формальность. Пока вам не отказывают постоянно и решительно, этот жест - просто вежливость, и стакан нужно все равно наполнять.

Когда вы наливаете кому-то, вам обязательно нальют в ответ. Поэтому будьте осторожны, если больше не хотите пить - наполнив чужой стакан, вы, скорее всего, получите ответную порцию. Если чувствуете, что нужно остановиться, лучше всего дать себе налить и просто не пить больше. Впрочем, японцам нравится испытывать толерантность иностранцев к алкоголю, поэтому будьте готовы, что вас все равно будут пытаться напоить.

Не стоит забывать и об иерархии: подчиненные угощают начальство, студенты младших курсов наливают старшекурсникам, а женщины - мужчинам. Для европейца это может быть странным, но таковы традиции. Аналогичный порядок стоит соблюдать и при ответном угощении.

Поскольку речь об алкоголе, правила становятся тем проще, чем больше вы напиваетесь. Помните об этом и не удивляйтесь, когда сами японцы начнут нарушать озвученные выше принципы. Пока всем весело, можно делать что угодно - главное, не грубить.

Как платить?

Счета в японских заведениях принято оплачивать всем вместе - на компанию приносят один чек, и каждый сам должен посчитать, сколько должен. В Японии такое разделение называется betsu-betsu, «отдельно» или «индивидуально». Исключением из этого правила являются свидания, когда весь счет может оплатить мужчина, или когда кто-то из компании стоит выше в иерархии - он может взять на себя весь счет или, по крайней мере, значительную его часть. Кроме того, иногда счет оплачивает кто-то один, а на следующий день остальные возвращают ему свои доли.

Когда пить?

Японцы часто приходят в бары совсем поздней ночью. Некоторые «белые воротнички» до утра пьют целыми отделами вместе с руководством, а домой приезжают, чтобы переодеться и снова выйти на работу. Причем на следующий день вечеринка может повториться! Кроме того, в Японии очень активная клубная жизнь. Публика помоложе обычно ждет полуночи, чтобы отправиться выпивать и тусоваться до момента, когда начинают ходить утренние поезда.

В данном случае важно помнить, что вечеринка, скорее всего, затянется дольше, чем вы привыкли. Конечно, это зависит от вашей компании, но, как правило, японцы любят засиживаться допоздна.

Чтобы не пропустить интересные публикации из мира путешествий, подписывайтесь на наши группы в

Прикладывайте сотовый телефон к левому уху.

Не пейте кофе больше 1 раза в сутки.

Не запивайте таблетки холодной водой.

Не принимайте пищу после 5 вечера.

Минимально употребляйте жирную пищу.

Пейте побольше воды утром и поменьше вечером.

Не находитесь вблизи зарядных устройств сотовых телефонов.

Лучшее время для сна – с 10 вечера до 6 утра.

Не принимайте сразу горизонтальное положение перед сном, если вы выпили лекарство.

Не пользуйтесь сотовым телефоном, если зарядка показывает только одно деление, потому что в этом случае уровень радиации от телефона выше в 1000 раз.


Оздоровительные соки

Морковь + Имбирь + Яблоко - Поддерживает и очищает вашу иммунную систему.

Яблоко + Огурец + Сельдерей - Предотвращает рак, уменьшает уровень
холестерина, избавляет от расстройства желудка и головной боли.

Помидор + Морковь + Яблоко - Улучшает цвет кожи и устраняет запах изо рта.

Горький перец + Яблоко + Молоко - предотвращает появление запаха изо
рта и снижает температуру.

Апельсин + Имбирь + огурец - Улучшает цвет и влажность кожи и снижает
температуру.

Ананас + Яблоко + Арбуз - Выводит лишние соли, питает мочевой пузырь и почки.

Яблоко + Огурец + Киви - Улучшает цвет и влажность кожи.

Груша и банан - регулирует уровень сахара в крови.

Морковь + Яблоко + Груша + Манго - Повышает внутреннее тепло тела,
сопротивление токсинам, снижает кровяное
давление и борется с общим окислением организма.

Виноград + Арбуз + Молоко - Витамин С + Витамин B2 которые увеличивают
клеточную активность и повышают иммунитет организма.

Папайя + Ананас + Молоко - Витамины C, E, Железо. Улучшает цвет кожи и
обмен веществ.

Банан + Ананас + Молоко - Богатый витаминами с питательными
веществами, предотвращает запоры.

... Пейте воду на голодный желудок

Сегодня очень популярно в Японии пить воду сразу после пробуждения каждое утро. Более того, научные тесты подтвердили эту процедуру. Ниже прилагается инструкция по этому методу.

Методика вылечивает со 100%-ой гарантией следующие заболевания:

Головная боль, ломота в суставах, болезни сердца, артрит, учащённое сердцебиение, эпилепсия, ожирение, бронхиальная астма, менингит, заболевания почек, рвота, гастрит, диарея, геморрой, диабет, запоры, заболевания глаз, болезни матки, рак и болезни уха, горла, носа.

Метод лечения

1. Утром после пробуждения выпить 4 стакана воды по 160 мл (до чистки зубов)

2. Почистить зубы, но не есть и не пить в течение 45 минут.

3. Через 45 минут можно завтракать в обычном порядке.

4. После завтрака, обеда или ужина ничего не пить и не есть в течение 2 часов.

5. Для пожилых или больных людей, кто не может за раз выпить 4 стакана воды можно начать с меньшей дозы и постепенно наращивать до рекомендуемого количества.

1. Высокое давление - 30 дней

2. Гастрит - 10 дней

3. Диабет - 30 дней

4. Запоры - 10 дней

5. Рак - 180 дней

7. Больные артритом должны следовать данной методике 3 дня в первую неделю, а, начиная со второй – каждый день.

Данная методика не имеет побочных эффектов, однако, в начале лечения количество мочеиспусканий может увеличиться.

Будет лучше, если Вы будете продолжать эту процедуру и после лечения, и сделаете её нормой жизни.

Пейте воду, и оставайтесь здоровыми и активными.

Важная деталь. Китайцы и японцы пьют горячий чай во время еды (а не холодную воду). Настало время перенять у них эту привычку. Мы только выиграем.

Объясняем для тех, кто любит пить во время еды именно холодные напитки.

Холодная вода снижает усваивание пищи, так как продукты, содержащие жиры, загустевают.

Другими словами, жиры в разжиженном состоянии быстрее вступают в реакцию с кислородом и лучше усваиваются кишечником, чем, если Вы запиваете пищу холодными напитками.

Соответственно, жиры не откладываются под кожей, и вероятность заболевания раком снижается в десятки раз.

Серьёзное замечание по поводу сердечных приступов:

Вы должны знать,что не все сердечные приступы сопровождаются болью в левой стороне
груди.

Будьте осторожны при интенсивной боли в верхней или нижней челюсти.

Тошнота и обильное потоотделение тоже являются симптомами этого недуга.

60% всех людей, перенёсших этот приступ, испытывали его во сне и не проснулись.

Боль в груди может вызвать у вас крик во сне, и Вы от этого проснётесь. Это тоже симптом надвигающейся проблемы. Не игнорируйте такие сигналы организма.

Десять правил употребления алкоголя по-японски.
1. Японский тост кампа́й ! – в переводе означает "сухая чашка", что не оставляет места для двусмысленных толкований. Так что если вы больше не хотите пить, вам следует оставить чуть-чуть алкоголя на дне бокала. Если бокал пуст – это отчетливый сигнал хозяину наливать.
2. Когда подаются напитки, поднимите ваш бокал или чашку, чтобы их наполнили, и сделайте глоток, прежде чем поставить на стол.
3. Повсеместная практика в Японии - предлагать выпить соседям по столу, ибо в одиночку пить не принято.
4. Не стоит смешивать сакэ с виски и коньяком – проблема обеспечена. Более безболезненный вариант - смешение сакэ с пивом.
5. Выпивший японец (японки крепко выпивают гораздо реже) может вести себя довольно свободно (по сравнению со своим обычным поведением), но как бы весело ни прошел вечер, утром он обязан быть на работе вовремя, свежим и абсолютно трезвым.
6. После произнесения магических слов цу́ги-э ико́ (идем в другой бар) кампания отдыхающих японцев снимается с насиженных мест и, недопив, уходит. Это стало своеобразным спортом, называемым хасиго́-дзакэ́ , когда в процессе застолья кампания обычно считает своим долгом сменить два-три бара или ресторана. Как правило, перейдя во второе по счету заведение (ни-дзи-кай ), японские служащие снимают тугие галстуки и обвязывают их вокруг головы.
7. Если во время вечеринки старший по званию и положению произносит слово бурэйко́ ("отбросим условности"), значит, подчиненные могут расслабиться и высказать все, что думают о своем шефе и работе на самом деле. Начальник же не имеет права обижаться на это и на дальнейшей работе высказанное не отражается никаким образом. В очень строгой системе японских взаимоотношений внутри компании вечеринки в стиле бурэйко с большим количеством и разнообразием алкогольных напитков являются хорошим способом снятия накопившегося стресса.
8. За вождение в нетрезвом виде в Японии взимаются громадные штрафы. Если вы не сможете оплатить нарушение, вам грозит до 5 лет тюрьмы.
9. Если вы пили в баре, а потом сели за руль – пострадает и бармен, а если к вам подсели пассажиры, то и они не уйдут от ответственности.
10. Японский рецепт борьбы с похмельем – сушеные сливы умэбоси с зеленым чаем или чайный суп с рисом тя-дзукэ́, а также напиток из растения укон. Само же состояние имеет звучное название – фуцкаёи (буквально: дурман на следующий день).