Конспект занятия по лепке из соленого теста в старшей группе детского сада. План-конспект открытого занятия «Поделки из соленого теста

Конспект урока

Учитель: Бахтигузина Румия Ряшитовна

Образовательное учреждение МКОУ «Маляевская ООШ» Ленинского района Волгоградской области

Предмет: технология

Тема урока: "Изготовление сувениров из соленого теста»"

Цели урока:

1. Обучающая: расширить кругозор учащихся по истории лепки сувениров из солёного теста, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении сувениров из соленого теста, новым рабочим приемам.

2. Развивающая : развивать у учащихся наглядно-образное мышление; развивать моторику рук, познавательный интерес, работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.

3.Воспитательная: воспитывать культуру труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к народно - прикладному искусству, совершенствовать навыки общения.

Форма урока – рассказ, беседа, практическая работа

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, беседа, самостоятельная работа.

Тип урока – комбинированный.

Объект работы : соленое тесто.

Наглядно-иллюстрированный материал : образцы с поделками и сувенирами из соленого теста, технологическая последовательность изготовления теста и сувениров.

Средства обучения (оборудование, инструменты, материалы): компьютер, поектор, ножницы, деревянный стек, валик, гуашь, шаблоны, мука, соль, масло, вода, миска.

Профориентация : профессия декоратор, художника-дизайнер.

Практическая работа: изготовление цветов из солёного теста

Этапы урока:

I . Организационный момент.

II . Изучение нового материала.

III . Практическая работа.

IV . Физминутка для рук и глаз.

V . Рефлексия, закрепление нового материала.

VI . Подведение итогов урока.

Ход урока.

I . Организационный момент.

1. Приветствие, контроль посещаемости.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Изучение нового материала.

Словесно-иллюстративный рассказ.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с приемами работы с соленым тестом, научимся изготавливать сувениры и разукрашивать их. Девизом нашего урока будет пословица: «Рукам работа – душе праздник!»

Поделки из солёного теста - очень древняя традиция. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепёшкам пришли караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба.

Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных, а затем приносили их в жертву богам.

В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных инструментов.

На Руси ещё IХ веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготовляли для всех праздников самой разной величины и формы, в виде забавных фигурок. В Егорьев день (23 апреля)-день первого выгона скота и лошадей пекли «козули»-сделанные из ржаного теста.

Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

В Китае, начиная с ХVII века, делали марионетки из теста. Один из художественных народных промыслов Эквадора - поделки из ярко окрашенного теста.

В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышными орнаментами.

В Польше, Чехии, Словении очень популярны картины из теста.

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

Помещение, отводимое для занятий должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям:

Должно быть сухим, светлым, тёплым;

С естественным доступом воздуха;

Хорошо налаженной вентиляцией

По площади достаточной для проведения занятий в составе 15-20 человек;

Расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40 см;

Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула;

До и после работы тщательно мыть руки с мылом.


ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

При работе с режущими колющими предметами быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте. Ножницы класть справа, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе. Передавать ножницы кольцами вперёд.

При сушке, если используется духовой шкаф проверить его исправность, включать и выключать духовой шкаф только сухими руками, соблюдать температурный режим.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

1.Мука. Для приготовления солёного теста используется пшеничная и ржаная мука. Но в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, в лепке оно более твёрдое.

2.Соль. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведёт к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую. Но лучше всего подходит соль «Экстра» мелкого помола.

3.Вода. При замесе теста используется холодная вода.

4.Природный материал. Чёрный и душистый перец, гвоздика, фасоль, семечки кукурузы, яблок, подсолнечника используют для украшения изделий и изготовления глаз, носиков, плодоножек и т.д.

5.Шаблоны. Шаблоны надо делать из картона с водонепроницаемым покрытием.

6.Гуашь или акварельные краски.

7.Скалка или валик для раскатывания теста.

8.Деревянный стек.

9.Маникюрные ножницы.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА

1.Замес теста.

Рецепт приготовления теста: 2части муки (200г.); 1часть мелкой соли(200г.);3/4части воды (около 125мл.) воды. При приготовлении теста его необходимо хорошо вымесить, чтобы оно стало эластичным. Эластичность теста можно достичь, добавив при замешивании 1-2 чайной ложки растительного масла. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если прилипает к рукам - муки.

2.Изготовление цветов

Раскатать тесто толщиной 0,5-1см и вырезать по шаблону лепестки. Из лепестков одинаковой величины можно составить цветок, соединив их вместе в центре.

3. Изготовление роз

Тесто раскатать и вырезать из него маленькие кружки. Из одного кружка скатать маленький центральный лепесток.

Вокруг центрального лепестка, накладывая друг на друга, расположить оставшиеся лепестки, отгибая верхние края.

4.Изготовление объёмных фигурок

Изготовление фигурок людей.

Изготовление фигурок начинается с туловища, которое лепят в форме конуса. Нижнюю часть конуса разрезают пополам, чтобы сделать ножки. Для головы скатать из теста шарик. Там где туловище будет соединяться, с головой воткнуть спичку. Руки лепят с расширением от плеча к запястью, чтобы получились рукава одежды. Ступни слепить из двух одинаковых шариков, в нижней трети ступни стекой сделать засечку, затем переднюю часть слегка загнуть кверху, а заднюю насадить на спичку. Когда туловище, голова, руки и ноги сделаны, фигуру можно одеть.

Одежду для фигуры вырезаем по шаблонам. Тесто для одежды фигурок не должно быть слишком мягким, иначе не лягут складки и отвороты.

7.Изготовление композиций

Из маленьких камушков и веточек, засушенных цветов в сочетании с фигурками из солёного теста могут быть составлены изящные картины.

Композиции из природного материала, будут долго радовать вас или того, кому вы их подарите.

Сушка изделий

Существует несколько способов сушки:

    Воздушная сушка

Изделия сушат на воздухе, из расчёта на 1 мм толщины изделия требуется 1 день сушки. Готовое для просушки изделие кладётся на освещённое солнцем место. При не достатке солнечного света объемное изделие деформируется. Воздушная сушка занимает много времени, зато не требует расходов на электроэнергию.

2. Сушка в духовом шкафу

Время сушки в духовом шкафу электроплиты на противне 1 час на каждые 1/2см толщены при температуре 75С.

Изделия из окрашенного теста следует сушить при низкой температуре не более

50С, иначе их цвет изменится.

Для того чтобы определить полностью ли высохло изделие, необходимо взять его с противня, положить на кухонную прихватку и постучать по обратной стороне изделия. Если звук звонкий, значит изделие высушено. Если же звук приглушённый, значит, внутри модель сыровата и её нужно ещё на некоторое время оставить в печи.

Раскрашивание изделий

Перед раскрашиванием нужно убедиться, хорошо ли просушено изделие. Готовые изделия раскрашивают гуашью или акварельными красками

Солёное тесто можно получить и цветным, если при вымешивании добавить водный раствор гуаши или же пищевых красок.

III .Практическая работа. Изготовление сувениров по выбору учащихся

IV .Физкультминутка. Гимнастика для рук и глаз.

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик. И теперь он будет спать

До утра, как птенчик

V .Рефлексия с целью закрепления вновь полученных знаний и сведений

Учитель : Цель нашего урока: познакомиться с историей и технологией изготовления сувениров из соленого теста, с изготовлением композиций из соленого теста. А сейчас мы узнаем, насколько вам интересно было содержание нашего урока и что из него вы запомнили. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

Что нового вы узнали на уроке?

Чему вы научились на уроке?

Как правильно организовать рабочее место?

Какие правила техники безопасности нужно выполнять, работая с солёным тестом?

Каков рецепт приготовления солёного теста?

Какие используются способы сушки фигурок из солёного теста?

Какие краски используются для раскрашивания изделий из солёного теста?

Понравилось ли вам работать?

VI . Подведение итогов урока

Учитель оценивает работу учащихся и выставляет оценки.

ЛИТЕРАТУРА

1.А.А.Белова «Вкусная сказка из теста», издательство «ЭКСМО»,2007г.

2.Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова Технология: конспекты уроков, элективные курсы 5-9 кл.» издательство «5 за знания»,2005г.

Конспект занятия по лепке из соленого теста. Тема: «Нерпенок на льдине».

Программное содержание.
1. Учить детей создавать образ животного.
2. Закреплять умение работать с солёным тестом, закрепить приемы раскатывания, оттягивания, сплющивания, тщательно сглаживать поверхность.
3. Развивать образное восприятие и представление, воображение, мелкую моторику рук.
4. Воспитывать самостоятельность, творчество, аккуратность в работе, умение доводить начатое до конца.

Материалы : иллюстрации с нерпами на льдине, игрушка – нерпенок, солёное тесто, дощечки, стеки, салфетки, горошинки черного перца для глаз, щетинки от зубной щетки.

Предварительная работа : чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, дидактические игры, рисование.

Ход занятия:

Ребята! Прежде, чем начнется наше занятие, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Как приятно держаться за руки. Улыбнитесь друг другу. На прошлом занятии мы говорили об обитателях Ладожского озера и озера Байкал.
Сколько много слов посвящено этим замечательным озерам.
Люблю свой край,
Карелию родную
Люблю ее природу красоту
И Ладогу с глубокою водою…
А эти строки посвящены Байкалу.
Люблю свой край,
Люблю его природу,
Седой Байкал
С прозрачною водой…

Ой, ребята мне кажется, я слышала какие-то жалобные звуки. Ну, конечно, а вот и тот, кто издавал эти звуки. (Появляется игрушка нерпа)
- Посмотрите, у нее слезы на глазах. Что же случилось?

Ребята, у нерпы случилась беда. Холодный ветер Ладоги и Байкала превратил ее детенышей в камешки. Давайте поможем нерпе и теплом своих маленьких ручек, своей любовью к природе мы поможем нерпятам вернуться к своей маме.
-Давайте, рассмотрим нерпу.
- Какие части тела есть у нерпы? (ответы детей)
- Голова с конусообразным туловищем, есть 2 ласты и хвост, который служит рулем, 2 чёрных глаза и усы.
- Вот таких нерпят, мы сейчас, будем лепить. (Показ готовой работы)
- А сейчас, я покажу, как лепить нерпенка:
Показ способов выполнения работы:
Первый этап: нужно взять весь кусок, немного отщипнуть теста для ласт.
(Маленький кусочек отложить в сторону). Из большого куска прямыми движениями катаем туловище в форме конуса.
Следующий этап работы: с помощью стеки делаем надрез, указательным и большим пальцем придаем нужную форму хвосту (прищипываем). Из теста, которое осталось, сделаем 2 ласты(скатаем 2 маленькие толстые колбаски, приплюснем, с помощью стеки сделаем рубчики на ластах, хвосте) и соединим с туловищем; щечки (2маленьких шарика), глазки (2горошинки) и усики (щетинки).
- Вот и готов нерпенок. Запомнили, как я делала нерпенка?
Давайте повторим этапы работы.

Пальчиковая гимнастика:
Мы с тобой снежок слепили (круговые движения по левой ладони)
По дорожке прокатили.
Круглый, крепкий и холодный (движение ладонями вверх, вниз)
Из снежинок плотный, плотный.
Пальцами его помяли (вертят с помощью пальцев)
И ладошку поменяли.
Он в руках вращается (по другой ладони)
Нам он очень нравиться.
А теперь играем в прятки (в кулачке прячем)
Где снежок?
Найди дружок (открываем).
- Самостоятельная работа детей.

Физминутка:
1, 2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться,
Два! Согнуться, разогнуться,
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть.

Ну, что же, а теперь приступим к работе.
(выполнение работы детьми под музыкальное сопровождение)

- А теперь, возьмите своих нерпенят в ладони легонько подуйте на них, согревая теплом своего дыхания.
- Смотрите, да ведь они ожили от тепла вашего дыхания, от вашей доброты, а
посмотрите на маму нерпу, слезы у нее исчезли и она очень рада, что мы все вместе вернули ей деток
- Дети, а ведь мы с вами знаем стихотворение про нерпочку. Давайте, прочитаем.
Однажды в сугробах заснеженных,
В берлоге норе – ледяной.
Родился нерпеночек нежный,
У нерпы студеной порой,
И нерпа сыночка ласкала,
Кормила его молоком,
И нежно его лизала,
Шершавым своим языком.

Старшая группа

Образовательная:

1. Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета;

2. Учить украшать изделия налепами (розочками, «жгутиками»);

3. Учить расписывать изделия гуашью;

4. Учить сохранять правильную осанку при лепке, не горбиться, не наклоняться низко над столом.

Развивающие:

1. Развивать у детей интерес к лепке из соленого теста;

2. Развивать умение пользоваться различными приёмами лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание;

3. Развивать мелкую моторику пальцев;

4. Развивать разговорную речь;

5. Развивать эстетический вкус.

Воспитательная:

1. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение организовать свое рабочее место;

2. Воспитывать уважение к профессии кондитера.

Оборудование: соленое тесто, доски для лепки, стеки, салфетки по количеству детей, гуашь, кисточки, непроливайки, картинки кондитерских изделий.

Предварительная работа : беседа о профессии кондитера, просмотр картинок кондитерских изделий, знакомство с тестом.

Ход занятия

Воспитатель:

Послушайте стихотворение.

Пеку я всевозможные:

Торты и пирожные.

Их надо печь искусно,

Чтоб было очень вкусно.

Кто мог произнести эти слова, дети?

Дети: Кондитер.

Воспитатель: Да, дети, это кондитер. А кто мне скажет, что может приготовить кондитер?

Дети: Пирожные, торты, пряники и т.д.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие сладости мы с вами любим? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а из чего готовят тесто? (ответы детей).

А какое бывает тесто? (песочное, слоенное, сдобное).

Что можно приготовить из сдобного теста? (ответы детей).

Показ картинок кондитерских изделий. Воспитатель обращает внимание ребят на то, как они украшены.

А ещё дети, есть солёное тесто, из него делают поделки. И мы будем работать сегодня с солёным тестом.

Воспитатель: А сейчас давайте представим, что наша группа- это кондитерский цех, а мы с вами настоящие кондитеры. Мы приготовим для кукол угощение. Пройдите на свои места. У вас на столе лежит кусочек теста. Его необходимо разделить на несколько частей. Из самого большого куска вы слепите торт, а оставшиеся кусочки используете для его украшения (слепите розочки, «жгутик»).

Дети работают с тестом, во время работы оказывается индивидуальная помощь ребятам, у которых возникают затруднения.

Готовые изделия расписывают гуашью.

Итог занятия.

Воспитатель: Дети, где вы сегодня были? Что вы делали?

Что вам понравилось больше всего?

Конспект занятия на тему:

«Соленое тесто. Лепка. Валентинка»

Введение

Чудеса из соленого теста.

Солёное тесто - рецепты и способы лепки различны и многовариантны, так как лепить из соленого теста - большое удовольствие и радость! И поэтому практически каждый мастер создаёт свой собственный рецепт. А также и название своей технике - тестопластика, хлебосол, биокерамика, мукасолька.

Универсальный рецепт солёного теста : 2 стакана муки; можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1,5 стаканов муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной , если тесто получается жидковатым, то можно вымешивать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим.

Воду можно заменить киселем из крахмала, тогда масса будет намного пластичнее. Кисель делают так:

Одну столовую ложку крахмала растворите в 1/2 стакана холодной воды. А еще 1 стакан воды нагрейте в маленькой кастрюльке до кипения. Влейте в кипящую воду раствор крахмала, помешивая. Когда содержимое кастрюли загустеет и станет прозрачным, выключите огонь. Дайте киселю остыть и влейте его в смесь муки с солью вместо воды.

Способы окраски солёного теста. Подкрашивать соленое тесто можно пищевыми красителями, акварелью или гуашью. Окрашивать можно и при приготовлении теста, вводя краситель при замесе, и уже собственно готовое изделие - по поверхности.

Отличный шоколадный цвет получается при добавлении какао. Можно экспериментировать и с другими природными красителями - сажей, соком свеклы, моркови, охрой и т.д. Можно изделие из солёного теста подрумянить в духовке, для естественного цвета.

При подкрашивании надо учитывать, что после высыхания цвет станет менее насыщенным, но если вы покроете поделку лаком - снова станет ярче. Какой лак можно использовать? Акриловый и художественный - это очень хорошо. Возможно применить и обычный строительный на водной основе для дышащих поверхностей т.е. для паркета или дерева.

Особенности и способы приготовления солёного теста. Есть несколько вещей, которые с солёным тестом делать нельзя. Так, например, нельзя добавлять в солёное тесто блинную муку (или муку с любыми другими с добавками), так как фигурки при высыхание поднимутся как хорошее тесто для пирогов и потрескаются.

Также нельзя добавлять соль йодированную крупные вкрапления не растворяются, в последствии тесто не однородное - в крупинку. Точно так же нельзя добавлять каменную соль без предварительного растворения.

По поводу воды. Так, в тесте лучше всего использовать очень холодную воду; добавлять обязательно частями по 50 мл после каждого добавления вымешивать (связано с тем, что для разной муки, может понадобиться разное количество воды).

Соль сначала перемешивается с мукой, а только потом в готовую массу наливают воду.

Соленое тесто хранят в полиэтиленовом пакете или плотно закрывающемся контейнере. Соленое тесто из полиэтиленового пакета лучше доставать маленькими кусочками, так как комочки теста достаточно быстро покрываются корочкой и при раскатывании или лепке эти сухие корочки портят вид.

И ещё один момент если фигурки толстоваты (больше 7 мм) то после первого этапа, нужно с обратной стороны вынуть излишек теста (Рисунок есть в книжке у Ханановой, на страничке - в книжках).

Тесто может получиться слишком мягким. Тогда поступите следующим образом: смешайте на дне миски столовую ложку муки со столовой ложкой соли. Прижмите ком теста к этой смеси, а затем сомните его. Поступайте так до тех пор, пока тесто не станет более плотным.

Лепить или вырезать фигурки можно сразу на противне. Противень предварительно следует увлажнить водой, в таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно, поверхность изделия будет ровной и устойчивой.

Всё что отваливается - просто замечательно и главное не заметно приклеивается клеем ПВА.

Вспучивание или потрескивание поделки из соленого теста происходит в трёх случаях:

    Если неправильно подобрана мука. Для большей прочности можно добавить в тесто ржаной муки (цвет будет более теплый и потрескиваний быть не должно) (например, стакан обычной + стакан ржаной, 1 к 1), 50 гр. крахмала - тоже придают тесту эластичность и не дают потрескаться. Также можно добавить клей ПВА, поскольку он тоже придает пластичность и не дает подняться тесту.

    Если неправильно произведена сушка (см. следующий раздел)

    Если потрескивание произошло после покраски, это означает что изделие не до конца просохло (изделие продолжает сохнуть и воздуху надо куда то деваться) поэтому трескается поверхность краски или лака. Не торопитесь покрасить или покрыть изделие лаком, чтоб потом не жалеть и не переделывать.

Часто задаваемый вопрос: как сушить солёное тесто? Сушить лучше всего на воздухе в естественных условиях, но это долго (полное высыхание может занять неделю и больше - особенно, если влажность при сушке высокая - так как соль натягивает влагу), поэтому сушить можно в духовке, соблюдая несколько правил.

    Духовка должна быть на минимальной температуре

    Хорошо если сушка идет с приоткрытой крышкой духовки

    Нельзя класть изделий в горячую духовку сразу, нагрев должен происходить постепенно. Так же как и вытаскивать изделие из духовки, лучше если оно остывает постепенно вместо с духовкой

    Идеально производить сушку в несколько этапов: час посохло с одной стороны, перевернули поделку, сохнет с изнанки. Я ещё делаю перерывы между сушками, час сохнет в духовке - сутки сохнет само - потом опять часа полтора в духовке с обратной стороны.

Время сушки изделия из солёного теста зависит от толщины самого изделия. А также от применённого рецепта изготовления. Так, тесто с содержанием масла, крема и т.д. сохнет намного дольше теста без маслосодержащих добавок.

Во избежания потрескивания изделия можно производить сушку в три - четыре этапа, в духовке на самом минимуме и обязательно с открытой крышкой примерно по часу-полтора, потом перерыв часа на два - на три, или на всю ночь, поделка сохнет сама, а потом опять включить духовку на минимум с открытой крышкой.

При естественной и духовковой сушке поделку необходимо поворачивать при каждом этапе сушки т.е. час сохнет лицевой стороной, отдыхает, на след этапе перевернули и сохнет уже обратной стороной.

Цели занятия:

    Образовательные:

    • учить приемам лепки из цветного теста;

      учить пользоваться шаблонами и инструментами;

    Развивающие:

    • развивать эстетический вкус;

      знакомить детей со свойствами соленого теста;

      развивать координацию движений и мускулатуру рук, пальцев;

    Воспитательные:

    • аккуратность в работе;

      самостоятельность;

      творческое отношение к работе;

      воспитывать культуру труда.

Материалы и инструменты:

Для учащихся: инструменты для лепки, стержень от шариковой ручки, мука, вода, соленое тесто, гвоздика, картон, клеёнка, тряпочка для рук.

Для педагога: образец готового изделия, шаблоны, соленое тесто для демонстрации приемов лепки, технологическая карта последовательности изготовления изделия.

Ход занятия

Этапы занятия

I Организационная часть (1 минута)

Приветствие.

Организация учащихся.

Проверка готовности к занятию.

II Вводная часть (5-7 минут)

1. Беседа «День Святого Валентина».

2. Объявление темы занятия.

3. Демонстрация готового изделия.

Подарки ко дню всех влюбленных. Различные виды валентинок.

III Основная часть (10 минут)

1. Анализ образцов изделия.

2. Инструменты для работы.

3. Организация рабочего места.

4. Коллективное составление плана работы.

    материал: соленое тесто;

    валентинка вырезается по шаблону из раскатанного в лепешку теста;

    наносится рельефный рисунок по краю сердечка стержнем от шариковой ручки;

    отдельно вылепливаются листики, наносится рельеф;

    вылепливается яблоко, для серединки используется гвоздика;

    детали соединяются между собой водой;

    после того как валентинка высохнет её можно покрыть лаком.

Инструменты: скалка, стека, стержень для шариковой ручки.

При работе использовать клеёнку, картон, тряпочку для рук.

План работы:

    раскатать тесто толщиной 1 см.;

    вырезать по шаблону сердечко;

    сделать рельефный рисунок стержнем от шариковой ручки;

    заготовить детали листьев и яблоко;

    компоновка и соединение деталей на валентинке;

IV Практическая работа (20 минут)

1.Вводный инструктаж по заготовке валентинки.

2.Самостоятельная работа.

3.Инструктаж по заготовке деталей.

4.Самостоятельная работа.

5.Оформление работы.

6.Анализ лучших работ.

Обратить внимание на организацию рабочего места.

Обращать внимание на типичные ошибки.

V Итоговая часть (2-3 минуты)

1.Уборка рабочего места.

2.Анализ работы группы.

Убрать остатки теста, вымыть инструменты и клеёнку, сложить инструменты и шаблоны в коробочку.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Из истории о тестопластике Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами.

Из истории о тестопластике В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

Из истории о тестопластике В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.

Из истории о тестопластике В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.

Из истории о тестопластике Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто. Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Из истории о тестопластике Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -"хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

Набор инструментов Маленькая скалочка Противень или дощечка Баночка с водой Кисточка для смачивания теста Ситечко Чесноковыжималка Фольга Стеки Кондитерские формочки…

Рецепты Классический рецепт: Мука – 300 г (2 чашки) Соль – 300 г (1 чашка) Вода – 200 г (200мл). *********************** Твердое тесто для изразцов: 200 г муки 400 г соли 1 ст. ложка клея ПВА ************************ Тесто для утонченной обработки: 200 г муки 200 г соли 100 г крахмала 150 мл воды 1 ст. ложка ПВА

Приёмы лепки

Создание фактуры поверхности

Способы сушки Воздушная сушка Сушка в духовке

Окрашивание Цветное тесто при замешивании Окрашивание готовых изделий красками

Творческая композиция « Подставки под яйца » Замешиваем соленое тесто: 200 г муки 200 г соли 100 г крахмала 150 мл воды 1 ст. ложка ПВА 2. Раскатываем пласт толщиной около 0.8см и вырезаем листик.

Творческая композиция « Подставки под яйца » 3 . Дальше надо вырезать 2 цветочка, положить один на другой и вырезать отверстие для яйца. 4. Теперь собираем все вместе, для украшения мы посадили рядом еще божью коровку)))

Творческая композиция « Подставки под яйца » 5. Сушим, красим, покрываем лаком. Лак использовали Уреплен (его используют на предприятиях пищевой промышленности). 6. Готово, используем по назначению)))))

Понравилось, интересно? Попробуйте свои силы в лепке из солёного теста, Желаем успеха!

Спасибо за внимание! Презентацию подготовила: Краснова Елена А. Воспитатель старшей группы СРЦ «РОДНИК» г. Раменское

Предварительный просмотр:

Занятие Реабилитационная программа СРЦ «РОДНИК»

Тема урока : «Подставка для яйца»

Вид занятия: изготовление поделки из соленого теста к празднику «Пасхи».

Цели и задачи:

  1. Ознакомиться с историй возникновения тестопластики в России и странах мира;
  2. Определиться с выбором рецепта приготовления теста для лепки;
  3. Продумать вид изделий;
  4. Изготовить изделие из соленого теста в технике тестопластики.

Оборудование и материалы: Презентация на ПК, соленое тесто, стеки, кисточки, скалка, формочки, фольга, картон.

С раннего детства нас радуют подарки. Это мячи, мягкие игрушки, настольные игры и поделки, сделанные своими руками. Однажды на занятие я принесла соленое тесто для лепки.

Работать с тестом нам так понравилось, что мы решили сами научиться делать соленое тесто.

На занятии мы лепили поделки к 8 Марта, потом, когда они высохли, красили их гуашью, некоторые делали сразу из цветного теста.

Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста – упоминается в летописях уже в ХII веке. Центром промысел является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами.

«Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие», - так говорили в праздники в северных русских деревнях, даря произведения из соленого теста.

Мукосол - это не только забавные фигурки из соленого теста на холсте или в самостоятельной композиции, это обереги наших домов еще с доисторических времен. Считалось, что любая такая поделка, находящаяся в доме – символ богатства, благополучия и достатка в семье.

Планирование работы:

Сегодня, работая с соленым тестом, многие придумывают удивительно красивые названия – тестопластика, биокерамика и даже, мукосолька! Но как не называй – результат, порой, превосходит все наши ожидания! Рождение шедевра из соленого теста – это всегда событие!

Сегодня мы будем делать «Подставки под яйца из соленого теста»

Просто, ОЧЕНЬ ПРОСТО, а итог замечательный)))
Итак,


1. Замешиваем соленое тесто(мука, соль, вода, 1:1:0.125).
2. Раскатываем пласт толщиной около 0.8см и вырезаем листик.



5. Сушим, красим, покрываем лаком. Лак использовали Уреплен (его используют на предприятиях пищевой промышленности).


  1. Готово, используем по назначению)))))

Хотя поделки из соленого теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому, что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Соленое тесто – материал – экологически чистый, безвредный, практически не оставляет грязи, приятен для рук и дает такие возможности при лепке, которых нет при работе с пластилином или другими мягкими материалами.