Веселые опыты для маленьких непосед! Опыты с лимоном Эксперименты с содой и лимонной кислотой.

НЕОкухня «Опыты с лимоном»

Цель: посредством поисково – исследовательской деятельности поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта в успешной собственной исследовательской деятельности и формированию мотивационной готовности к обучению в школе.

Образовательные задачи:

Способствовать формированию умения детей анализировать результаты наблюдения и делать выводы;

Способствовать развитию интереса к окружающему миру, логического мышления в процессе проведения элементарных опытов.

Развивающие задачи:

Способствовать развитию сенсорных чувств, речи, внимания.

Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с фруктами

Расширить представления детей о значимости фруктов в жизни человека.

Воспитательные задачи:

Содействовать воспитанию доброжелательных отношений друг к другу, учитывая индивидуальные особенности детей.

Воспитывать самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности .

Материалы: 3 стола, 3 коробки для тактильного обследования, 4 стакана с лимонным соком, тарелка (пиала, стакан) с соком лимона и 11 одноразовых ложек, поднос с муляжами фруктов, таз с водой, прозрачный графин, лимоны 15 шт. ,1 очищенный лимон, салфетки, бейджики 3-х цветов, 12 резиновых перчаток, фартуки, лупы, кружки по числу детей (10), блюдца 10 шт., 4 стакана с землей, 4 косточки лимона, 4 лейки, чай в пакетиках. Готовый поднос с чаем, отдельно нарезанный лимон на зубочистках. Зубочистки, 2 яблока. Фломастеры 10 шт. Ватные диски. Мультимедиа, презентация, технологические карты.

1. Организационный момент. Звучит музыка. Дети входят в зал, здороваются с гостями

Доброе утро! (Поворачиваются друг к другу,

Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны .

И сегодня весь день Хлопают в ладоши

Будет веселее.

Разотрем ладошки Движения по тексту

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы потрем

И здоровье сбережем (Разводят руки в стороны)

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!

Ребята, как вы думаете, что нам помогает сохранить здоровье? (ответы детей: здоровый образ жизни, занятия спортом, и правильное питание)

Сегодня, я всех вас приглашаю на необычную кухню. Кто бы мог подумать, что хорошо знакомые всем овощи или фрукты, или другие вещества, которые можно обнаружить на обычной кухне, обладают чудесными свойствами! Эти свойства изучает химия - очень интересная наука. Я приглашаю вас на НЕОкухню! Где мы узнаем много интересного, а заодно и перекусим. Согласны?

Сегодня мы с вами проведем несколько опытов и экспериментов с одним из фруктов. Какой это фрукт, вы догадаетесь сами, когда его исследуете на ощупь, на вкус и запах. Когда будете проводить исследование, я прошу вас вслух не говорить, если вы уже догадаетесь, о чем идет речь. Скажете тогда, когда пройдете все три этапа обследования.

По цвету бейджиков, разделитесь на три команды. Встаньте около столов.

Здесь мы будем определять по запаху. Что будем делать? (Нюхать)

Здесь мы будем определять на ощупь (показывает).

Здесь пробовать на вкус. Ложки в стакане с соком (Воспитатель дает установку по использованию ложки и кладет на отдельную тарелку).

Начинаем работать, после завершения, меняемся местами.

(Дети идут по кругу, звучит спокойная музыка).

А теперь возьмите карточку с изображением того фрукта, который по вашему мнению вы обследовали. А Вова с Ланой возьмут муляж этого фрукта и покажут всем.

Что это?

Как вы догадались? (Кислый, овальный, запах лимона)

А запах приятный или нет?

Он почти, как апельсин

С толстой кожей, сочный

Недостаток лишь один

Кислый очень, очень.

Как часто вы употребляете лимон?

Все ли части лимона целебны?

Чудесны ли свойства лимона?

Во всех этих вопросах мы попытаемся разобраться на нашей неокухне.

Хочу вам напомнить несколько правил, которые необходимо соблюдать в НЕОкухне.

Все, что будем делать - должно быть безопасным для окружающих.

Будьте внимательными и осторожными

Если необходимо, помогите друг другу. Технологическая карта.

1-опыт. Возьмем лимон с кожурой и очищенный. Какой лимон тяжелее? Возьмем неочищенный лимон и поместим его в воду. Лимон не тонет. А очищенный – утонул. Почему?

2-опыт. (Садятся за столы)

Давайте с помощью лупы исследуем кожуру лимона.

Что вы видите? (ответы)

Вывод : Кожура лимона очень рыхлая, пористая и содержит в порах много воздуха, поэтому лимон не тонет.

3-опыт. Есть ли в лимоне сок? Давайте проверим.

Возьмите с тарелки половинку лимона. Положите его на салфетку срезом вниз. Теперь поднимите лимон.

Что вы заметили? (салфетка стала мокрой)

Почему она стала мокрой? (у фруктов есть сок)

Какой это сок, если он из лимона? (лимонный)

Как выжать сок из лимона?

Пальчиковая гимнастика. (Стоя )?

Представьте себе, что в одной руке у вас находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулачок. Почувствуйте, как напряжена правая рука. Затем бросьте «лимон» в левую руку, сожмите и расслабьте руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, овальный он.

С силой я его сжимаю-

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Надеть перчатки и выдавить сок на тарелку

Рассмотрите сок. Какого он цвета? (не прозрачный, желтоватый)

Имеет ли запах?

4-й опыт. Яблоки и лимон – друзья

Разрезать яблоко пополам. На одну половину кладем лимон, другую оставляем открытой. Результат опыта мы увидим через несколько минут, а пока предлагаю вам посмотреть на экран. (приготовить заранее яблоко с лимоном)

Презентация о лимоне

Вернемся к яблоку. Что вы видите? Свободная половинка потемнела, а под лимоном светлая. Почему?

Многие фрукты и овощи со светлой мякотью на срезе меняют цвет под воздействием кислорода, а вот цитрусовые - нет, потому что в их ткани очень много аскорбиновой кислоты. Значит, лимонный сок можно использовать для предотвращения потемнения фруктов.

5-й опыт. Лимон-пятновыводитель. (Убрать на столах коробки и поставить фломастеры и 3 миски с соком и ватные диски пот количеству детей )

Поскольку под действием лимона яблоко светлеет, у меня возникла идея использовать лимон как пятновыводитель. Нарисуйте фломастером черту на ткани и попробуем с помощью сока лимона ее обесцветить.

Научное обоснование результата:

Лимонная кислота при взаимодействии с веществами, входящими в состав чернил фломастера, образуют очень прочные бесцветные комплексы, хорошо растворимые в воде, поэтому лимон можно использовать как пятновыводитель.

Итак. Что мы сегодня узнали о свойствах лимона?

Выводы детей…

Лимон очень полезен, (широкий спектр применения ) он содержит много витаминов , он помогает при простуде, повышает иммунитет. Но мы должны знать, что сок лимона в чистом виде, может разрушить эмаль зубов, поэтому, если съел лимон, не забудь прополоскать рот водой.

Чистый сок лимона пьют? Нет. Его можно добавить в пищу. Очень вкусными получаются многие кулинарные блюда, если в них добавить лимонного сока. Я предлагаю вам добавить лимонный сок в чай и выпить его, а также угостить наших гостей этим полезным напитком. Будьте все здоровы!

Индивидуальное поручение (Работа по подгруппам. Надеть фартуки)

1. Готовит чай с лимоном.

2.Посадка лимонных косточек.

3.Полив из леек.

Что нового узнали о лимоне?

Воспитатель (вывести на экран мультимедиа)

Он заклятый враг простуды, (повторяют за воспитателем.)
Им с тобой лечиться будем.
Дольки в чай его кладем,
С удовольствием мы пьем,
Добавляя мед с малинкой,
Потому что в серединке
Он содержит аскорбинку.
Кислотой наполнен он,
Доктор Айболит – лимон.

Расскажите дома о полезных свойствах лимона. В этом вам поможет памятка о нашей работе в НЕОкухне.

До свидания! До новых встреч в НЕОкухне

Краткое содержание: Химический опыт - невидимые чернила. Опыты с лимонной кислотой и содой. Эксперименты с поверхностным натяженим на воде. Могучая скорлупа. Научи яйцо плавать. Анимация. Опыты с оптическими иллюзиями.

Ваш малыш любит всё таинственное, загадочное и необычное? Тогда обязательно проведите вместе с ним описанные в этой статье нехитрые, но очень любопытные опыты. Большинство их них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.

Ваши сын или дочь непременно заслужат уважение сверстников, показывая им опыты как фокусы. Например, они смогут заставить "кипеть" холодную воду или с помощью лимона запускать самодельную ракету. Подобные развлечения можно включить в программу дня рождения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Невидимые чернила

Для проведения опыта вам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.
1. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды.
2. Обмакнём спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой.
3. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.

Лимон надувает воздушный шар

Для проведения опыта вам понадобятся: 1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.
1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.

3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.
Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Лимон запускает ракету в космос

Для проведения опыта вам понадобятся: бутылка (стекло), пробка от винной бутылки, цветная бумага, клей, 3 ст.л лимонного сока, 1 ч.л. пищевой соды, кусочек туалетной бумаги.

1. Вырезаем из цветной бумаги и приклеиваем с обеих сторон винной пробки полоски бумаги так, чтобы получился макет ракеты. Примеряем "ракету" на бутылку так, чтобы пробка входила в горлышко бутылки без усилий.

2. Наливаем и смешиваем в бутылке воду и лимонный сок.

3. Заворачиваем пищевую соду в кусочек туалетной бумаги так, чтобы можно было просунуть в горлышко бутылки и обматываем нитками.

4. Опускаем пакетик с содой в бутылку и затыкаем её пробкой-ракетой, но не слишком плотно.

5. Ставим бутылку на плоскость и отходим на безопасное расстояние. Наша ракета с громким хлопком взлетит вверх. Только не ставьте её под люстрой!

Разбегающиеся зубочистки

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!
Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

Могучая скорлупа

Для проведения опыта вам понадобятся: 4 половинки яичной скорлупы, ножницы, узкая липкая лента, несколько полных консервных банок.
1. Обернём липкую ленту вокруг середины каждой половинки яичной скорлупы.

2. Ножницами отрежем излишки скорлупы так, чтобы кромки были ровными.

3. Положим четыре половинки скорлупы куполом вверх так, чтобы они составили квадрат.
4. Осторожно кладём сверху банку, затем ещё одну и ещё... пока скорлупа не лопнет.

Вес скольких банок выдержали хрупкие скорлупки? Суммируйте вес, обозначенный на этикетках, и узнаете, сколько банок можно положить, чтобы фокус удался. Секрет силы - в куполообразной форме скорлупы.

Научи яйцо плавать

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.
2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.
3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

"Наживка" для льда

Для проведения опыта вам понадобятся: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.

Поспорь с приятелем, что с помощью нитки ты вытащишь кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.

1. Опустим лёд в воду.

2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.

3. Насыпем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут.
4. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

Может ли "кипеть" холодная вода?

Для проведения опыта вам понадобятся: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка.

1. Намочим и выжмем носовой платок.

2. Нальём полный стакан холодной воды.

3. Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой.

4. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду.
5. Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном.
6. Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить ("кипит").
Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".

Соломинка-пипетка

Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.

1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.

2. Опустим соломинку в воду.

3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.

4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

Соломинка-флейта

Для проведения опыта вам понадобятся: широкая соломинка для коктейля и ножницы.
1. Расплющим конец соломинки длиной около 15 мм и обрежем его края ножницами.
2. С другого конца соломинки прорезаем 3 небольших отверстия на одинаковом расстоянии друг от друга.
Вот и получилась "флейта". Если легонько подуть в соломинку, слегка сжав её зубами, "флейта" начнёт звучать. Если закрывать пальцами то одно, то другое отверстие "флейты", звук будет меняться. А теперь попробуем подобрать какую-нибудь мелодию.

Соломинка-рапира

Для проведения опыта вам понадобятся: сырая картофелина и 2 тонкие соломинки для коктейля.
1. Положим картошку на стол. Зажмём соломинку в кулаке и резким движением попытаемся воткнуть соломинку в картофелину. Соломинка согнётся, но картошку не проткнёт.
2. Возьмём вторую соломинку. Закроем отверстие вверху большим пальцем.

3. Резко опустим соломинку. Она легко войдёт в картошку и проткнёт её.

Воздух, который мы зажали большим пальцем внутри соломинки, делает её упругой и не позволяет ей перегибаться, поэтому она легко протыкает картофелину.

Птичка в клетке

Для проведения опыта вам понадобятся: кусок плотного картона, циркуль, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, толстые нитки, иголка и линейка.
1. Вырезаем из картона круг любого диаметра.
2. Иголкой прокалываем на круге по две дырки.
3. Сквозь дырки с каждой стороны протащим по нитке длиной примерно 50 см.
4. На лицевой стороне круга нарисуем клетку для птиц, а на оборотной - маленькую птичку.
5. Вращаем картонный круг, держа его за концы нитей. Нитки закрутятся. Теперь потянем их концы в разные стороны. Нитки будут раскручиваться и вращать круг в обратную сторону. Кажется, что птичка сидит в клетке. Создаётся эффект мультипликации, вращение круга становится невидимым, а птичка "оказывается" в клетке.

Как квадрат превращается в круг?

Для проведения опыта вам понадобятся: прямоугольная картонка, карандаш, фломастер и линейка.
1. Положим линейку на картонку так, чтобы одним концом она касалась её угла, а другим - середины противоположной стороны.
2. Поставим фломастером на картонке 25-30 точек на расстоянии 0,5 мм друг от друга.
3. Проткнём острым карандашом середину картонки (серединой будет пересечение диагональных линий).
4. Уприте карандаш в стол вертикально, придерживая его рукой. Картонка должна свободно вращаться на острие карандаша.
5. Раскрутим картонку.
На вращающейся картонке появляется круг. Это всего лишь зрительный эффект. Каждая точка на картонке при вращении движется по кругу, как бы создавая непрерывную линию. Ближайшая к острию точка двигается медленнее всего, её-то след мы и воспринимаем как круг.

Сильная газета

Для проведения опыта вам понадобятся: длинная линейка и газета.
1. Положим линейку на стол так, чтобы она наполовину свисала.
2. Сложим газету в несколько раз, положим на линейку, сильно стукнем по свисающему концу линейки. Газета улетит со стола.
3. А теперь развернём газету и накроем ею линейку, ударим по линейке. Газета только слегка приподнимется, но никуда не улетит.
В чём же фокус? Все предметы испытывают давление воздуха. Чем больше площадь предмета, тем сильнее это давление. Теперь понятно, почему газета стала такой сильной?

Могучее дыхание

Для проведения опыта вам понадобятся: одёжная вешалка, крепкие нитки, книга.
1. Привяжем книгу с помощью ниток к одёжной вешалке.
2. Повесим вешалку на бельевую верёвку.
3. Встанем около книги на расстоянии приблизительно 30 см. Изо всех сил подуем на книгу. Она слегка отклонится от первоначального положения.
4. Теперь подуем на книгу ещё раз, но легонько. Как только книга чуть-чуть отклонится, подуем ей вслед. И так несколько раз.
Оказывается, такими повторяющимися лёгкими дуновениями можно сдвинуть книгу гораздо дальше, чем один раз сильно подув на неё.

Рекордный вес

Для проведения опыта вам понадобятся: 2 жестяные банки из-под кофе или консервов, лист бумаги, пустая стеклянная банка.
1. Поставим две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга.
2. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик".
3. Поставим на лист пустую стеклянную банку. Бумага не выдержит веса банки и прогнётся вниз.
4. Теперь сложим лист бумаги гармошкой.
5. Положим эту "гармошку" на две жестяные банки и поставим на неё стеклянную банку. Гармошка не прогибается!

Полезные советы

Дети всегда стараются узнать что-то новое каждый день , и у них всегда много вопросов.

Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать , как работает та или иная вещь, тот или иной феномен.

В этих экспериментах дети не только узнают что-то новое, но и научатся создавать разные поделки , с которыми далее смогут играть.


1. Опыты для детей: лимонный вулкан


Вам понадобится:

2 лимона (на 1 вулкан)

Пищевая сода

Пищевые красители или акварельные краски

Средство для мытья посуды

Деревянная палочка или ложечка (при желании)


1. Срежьте нижнюю часть лимона, чтобы его можно было поставить на ровную поверхность.

2. С обратной стороны вырежьте кусок лимона, как показано на изображении.

* Можно отрезать пол лимона и сделать открытый вулкан.


3. Возьмите второй лимон, разрежьте его наполовину и выдавите из него сок в чашку. Это будет резервный лимонный сок.

4. Поставьте первый лимон (с вырезанной частью) на поднос и ложечкой "помните" лимон внутри, чтобы выдавить немного сока. Важно, чтобы сок был внутри лимона.

5. Добавьте внутрь лимона пищевой краситель или акварель, но не размешивайте.


6. Налейте внутрь лимона средство для мытья посуды.

7. Добавьте в лимон полную ложку пищевой соды. Начнется реакция. Палочкой или ложечкой можете размешивать все, что внутри лимона - вулкан начнется пениться.


8. Чтобы реакция продолжалась дольше, можете добавлять постепенно еще соды, красители, мыло и резервный лимонный сок.

2. Домашние опыты для детей: электрические угри из жевательных червяков


Вам понадобится:

2 стакана

Небольшая емкость

4-6 жевательных червяков

3 столовые ложки пищевой соды

1/2 ложки уксуса

1 чашка воды

Ножницы, кухонный или канцелярский нож.

1. Ножницами или ножом разрежьте вдоль (именно вдоль - это будет непросто, но наберитесь терпения) каждого червяка на 4 (или более) частей.

* Чем меньше кусочек, тем лучше.

* Если ножницы не хотят нормально резать, попробуйте промыть их водой с мылом.


2. В стакане размешайте воду и пищевую соду.

3. Добавьте в раствор воды и соды кусочки червяков и размешайте.

4. Оставьте червячков в растворе на 10-15 минут.

5. С помощью вилки переместите кусочки червяков на небольшую тарелку.

6. Налейте пол ложки уксуса в пустой стакан и начните по очереди класть в него червячков.


* Эксперимент можно повторить, если промыть червячков обычной водой. Спустя несколько попыток ваши червячки начнут растворяться, и тогда придется нарезать новую партию.

3. Опыты и эксперименты: радуга на бумаге или как свет отражается на ровной поверхности


Вам понадобится:

Миска с водой

Прозрачный лак для ногтей

Маленькие кусочки черной бумаги.

1. Добавьте в миску с водой 1-2 капли прозрачного лака для ногтей. Посмотрите, как лак расходится по воде.

2. Быстро (спустя 10 секунд) окуните кусок черной бумаги в миску. Выньте его и дайте высохнуть на бумажном полотенце.

3. После того, как бумага высохла (это происходит быстро) начните поворачивать бумагу и посмотрите на радугу, которая отображается на ней.

* Чтобы лучше увидеть радугу на бумаге, смотрите на нее под солнечными лучами.



4. Опыты в домашних условиях: дождевое облако в банке


Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю - так появляется дождь.

Это явление можно показать детям с помощью простых материалов.

Вам понадобится:

Пена для бритья

Пищевой краситель.

1. Наполните банку водой.

2. Сверху нанесите пену для бритья - это будет облако.

3. Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на "облако", пока не начнется "дождь" - капли красителя начнут падать на дно банки.

Во время эксперимента объясните данное явление ребенку.

Вам понадобится:

Теплая вода

Подсолнечное масло

4 пищевых красителя

1. Наполните банку на 3/4 теплой водой.

2. Возьмите миску и размешайте в ней 3-4 ложки масла и несколько капель пищевых красителей. В данном примере было использовано по 1 капле каждого их 4-х красителей - красный, желтый, синий и зеленый.


3. Вилкой размешайте красители и масло.


4. Аккуратно налейте смесь в банку с теплой водой.


5. Посмотрите, что произойдет - пищевой краситель начнет медленно опускаться через масло в воду, после чего каждая капля начнет рассеиваться и смешиваться с другими каплями.

* Пищевой краситель растворяется в воде, но не в масле, т.к. плотность масла меньше воды (поэтому оно и "плавает" на воде). Капля красителя тяжелее масла, поэтому она начнет погружаться, пока не дойдет до воды, где начнет рассеиваться и походить на небольшой фейерверк.

6. Интересные опыты: в олчок, в котором сливаются цвета

Вам понадобится:

- распечатка колеса (или можете вырезать свое колесо и нарисовать на нем все цвета радуги)

Резинка или толстая нить

Клей-карандаш

Ножницы

Шпажка или отвертка (чтобы сделать отверстия в бумажном колесе).


1. Выберите и распечатайте два шаблона, которые вы хотите использовать.


2. Возьмите кусок картона и с помощью клея-карандаша приклейте один шаблон к картону.

3. Вырежьте приклеенный круг из картона.

4. К обратной стороне картонного круга приклейте второй шаблон.

5. Шпажкой или отверткой сделайте два отверстия в круге.


6. Просуньте нить через отверстия и завяжите концы в узел.

Теперь можете крутить ваш волчок и смотреть, как сливаются цвета на кругах.



7. Опыты для детей в домашних условиях: медуза в банке


Вам понадобится:

Небольшой прозрачный полиэтиленовый пакет

Прозрачная пластиковая бутылка

Пищевой краситель

Ножницы.


1. Положите полиэтиленовый пакет на ровную поверхность и разгладьте его.

2. Отрежьте дно и ручки пакета.

3. Разрежьте пакет вдоль справа и слева, чтобы у вас получились два листа из полиэтилена. Вам понадобится один лист.

4. Найдите центр полиэтиленового листа и сложите его как шарик, чтобы сделать голову медузы. Завяжите ниткой в области "шеи" медузы, но не слишком туго - вам нужно оставить небольшое отверстие, чтобы через него налить воду в голову медузы.

5. Голова есть, теперь перейдем к щупальцам. Сделайте надрезы в листе – от низа до головы. Вам нужно примерно 8-10 щупальцев.

6. Каждое щупальце разрежьте еще на 3-4 более мелкие детали.


7. Налейте немного воды в голову медузы, оставив место для воздуха, чтобы медуза могла "плавать" в бутылке.

8. Наполните бутылку водой и засуньте в нее вашу медузу.


9. Капните пару капель синего или зеленого пищевого красителя.

* Закройте плотно крышку, чтобы вода не выливалась.

* Пусть дети переворачивают бутылку, и смотрят, как в ней плавает медуза.

8. Химические опыты: магические кристаллы в стакане


Вам понадобится:

Стеклянный стакан или миска

Пластиковая миска

1 чашка соли Эпсома (сульфат магния) - используется в солях для ванн

1 чашка горячей воды

Пищевой краситель.

1. Насыпьте соль Эпсома в миску и добавьте горячей воды. Можете добавить в миску пару капель пищевого красителя.

2. В течение 1-2 минут размешивайте содержимое миски. Большая часть гранул соли должна раствориться.


3. Налейте раствор в стакан или бокал и поместите его в морозилку на 10-15 минут. Не волнуйтесь, раствор не настолько горяч, чтобы стакан треснул.

4. После морозилки переместите раствор в основную камеру холодильника, желательно на верхнюю полку и оставьте на ночь.


Рост кристаллов будет заметен лишь спустя несколько часов, но лучше переждать ночь.

Вот как выглядят кристаллы на следующий день. Помните, что кристаллы очень хрупки. Если дотронуться до них, они вероятнее всего сразу сломаются или рассыплются.


9. Опыты для детей (видео): мыльный куб

10. Химические опыты для детей (видео): как сделать лава лампу своими руками

Все мы привыкли к лимону как к продукту, с которым можно выпить чашечку чая или приготовить хороший десерт, но сегодня я хочу с вами рассмотреть его как кладезь химических веществ!

Невидимые чернила из лимона

Для этого забавного таинственного эксперимента возьмите: лимон, ватную палочку, миску с водой. Выдавите сок лимона, смешайте в чистой посуде 1:1 сок и воду. Мокните ватную палочку в воду и на листке бумаги напишите секретный текст. Дайте надписи высохнуть, теперь наш лист пуст, и на нем ничего нет. Теперь самое интересное: необходимо наш лист подержать над заранее зажженной свечой, на приличном от пламени расстоянии, и о чудо, наша секретная надпись начинает проявляться! Теперь вы точно знаете, как передать секретное послание, чтобы никто не знал о нем!


Вы не любите надувать воздушные шарики? В этом вам поможет ЛИМОН!


Для этого опыта нам понадобится:
сок одного лимона
сода -1 столовая ложка
воздушный шарик
уксус-3 столовые ложки
изолента
стеклянная банка
стакан
Растворите соду в бутылке с водой. Добавьте сок лимона и уксус. Быстро натяните воздушный шарик на горло бутылки и замотайте для плотности изолентой. Реакция, коротая произойдет в бутылке между содой, уксусом и соком лимона, позволит надуть наш шарик. Это реакция углекислого газа.

Как мы с вами сегодня убедились, лимон можно не только употреблять в пищу, но и делать с ним много интересных опытов!

Удачных экспериментов!

Фотографии взяты из открытых источников.

Оказывается лимон, к которому мы привыкли с детства является кладезью химических веществ, среди которых нас интересуют лимонен и лимонная кислота. С их помощью мы и проведем опыты с лимоном.

Как с помощью лимона надуть воздушный шарик

Для того чтобы надуть воздушный шарик с помощью лимона нам понадобится следующее:

  • уксус — 3 столовых ложки,
  • сода — 1 чайная ложка,
  • лимонный сок,
  • воронка,
  • стеклянная бутылка,
  • стеклянный стакан,
  • изолента,
  • воздушный шарик.

Растворяем в стакане воды соду и переливаем в бутылку. Смешиваем лимонный сок и уксус и добавляем в бутылку. Затем быстро натягиваем на горлышко воздушный шарик и обматываем изолентой для плотности.

Реакция лимонного сока, уксуса и соды происходит с образованием достаточного объема углекислого газа достаточного для того чтобы надуть шарик.

Кстати, можно не только надуть, но и лопнуть воздушный шарик с помощью лимона.

Как с помощью лимона запустить ракету

Основными действующими веществами в этом химическом опыте являются лимонная кислота и сода. Также нам понадобятся:

  • стеклянная бутылка,
  • винная пробка,
  • цветная и туалетная бумага.

Для начала соорудим ракету. Для этого к винной пробке по бокам приклеиваем «стабилизаторы» из цветной бумаги. Растворяем 3 столовых ложки лимонной кислоты в стакане воды и переливаем в бутылку. 1 чайную ложку соды аккуратно заворачиваем в туалетную бумагу чтобы не рассыпалась. Осторожно, но в тоже время быстро закидываем этот сверток в бутылку, мгновенно и не слишком плотно закупориваем пробкой. Через некоторое время ракета с хлопком вылетит из бутылки!

Принцип опыта тот же что и у предыдущего. Ракету выталкивает углекислый газ, выделившийся в результате реакции лимонной кислоты и соды.

Вулкан из лимона

Для создания вулкана из лимона нам понадобятся:

  • лимон,
  • сода,
  • пластиковый поддон или широкая плоская тарелка.

Разрежем лимон пополам. Из одной половинки выжмем сок, больше эта часть уже не понадобятся. У второй половинки срежем верхушку и вырежем сердцевину наподобие жерла вулкана. Ложкой осторожно размягчите «жерло» вулкана. Теперь добавьте туда соду. Лимон начнет пузыриться как вулкан! Чтобы реакция продолжалась, добавляйте в сердцевину предварительно выжатый сок и соду. Если вам кажется, что вулкан слабоват, сделайте раствор жидкого мыла в воде и добавьте туда же. Красивого эффекта можно добиться добавляя в вулкан водные растворы разных пищевых красителей. Этот эксперимент воистину дает широчайший полет фантазии!


Невидимые чернила из лимона

До этого мы проводили похожие опыты с лимоном, сейчас же мы сделаем настоящие невидимые чернила ! Для этого возьмем половину лимона, ватную палочку и чашку с водой. Смешаем в чашке лимонный сок и воду в пропорции 1:1. Обмакнем ватную палочку в полученный раствор и напишем на бумаге какое-то секретное послание. После того как жидкость высохнет, следов надписи будет совсем не видно. Теперь чтобы прочитать невидимый текст достаточно будет немного нагреть бумагу, например, подержав над лампой накаливания. На бумаге отчетливо проявятся написанные слова!

Батарейка из лимона

Лимон способен вырабатывать химический ток ! Сейчас мы проведем еще один очень познавательный эксперимент. Для него нам понадобятся:

  • лимон,
  • стальной гвоздик или скрепка,
  • медная монетка или кусок медной проволоки,
  • два проводка,
  • светодиод.

Предварительно зачистив контакты, вставляем их в лимон на расстоянии не менее трёх сантиметров друг от друга. Медный контакт будет плюсом, стальной — минусом. Чем длиннее будут контакты, тем выше будет вырабатываемое напряжение. Теперь соединяем проводками контакты в лимоне с ножками светодиода. Тут важно соблюдать полярность, т.к. светодиод проводит ток только в одну сторону. Обычно ножки делают разной длины: короткая минус, длинная плюс. Т.е. провод от стального контакта соединяем с короткой ножкой, от медного — с длинной. Если вдруг светодиод не загорелся, поменяйте проводки местами.

Лимон — пятновыводитель

Свойство лимона обесцвечивать различные вещества можно изучить на следующих очень простых примерах. Капните йод на ватный диск. Затем выжмите несколько капель лимонного сока на йодное пятно. Пятно исчезло! Это свойство нам знакомо из повседневной жизни. Добавив дольку лимона в крепкозаваренный чёрный чай, мы можем наблюдать, что чай посветлел. Чем лимон кислее, тем лучше он проявляет свои обесцвечивающие свойства.

Кстати, у нас есть хороший опыт с йодом и крахмалом , наглядно демонстрирующий обесцвечивание веществ с помощью кислоты.

Как мы увидели, лимон является, пожалуй, самым научным фруктом, а опыты с лимоном отличаются большим разнообразием. Экспериментируйте вместе с нами и обязательно повторите это дома!