Испанские тапас. Все, что вы хотели знать о тапас

Сложно поверить, но за несколько лет существования этого сайта я так и не сподобился написать развернутую статью про тапас. Непростительное упущение: тапас, некогда чисто испанское изобретение, давно перешагнули границы иберийского полуострова, сделавшись универсальным гастрономическим явлением — и при том весьма значительным. Если вы впервые слышите о тапас, если вам знакомо это слово, но вы не очень хорошо понимаете, что оно означает, наконец, если вы уверены, что знаете о тапас все — читайте. Будет интересно.



Различные тапас, которые мне довелось попробовать в Севилье — городе, где, по мнению многих (и моему в том числе) готовят лучшие тапас Испании

Что такое тапас?

Если вкратце, тапа (единственное число от тапас) это просто небольшая закуска. Поскольку в Испании из алкогольных напитков пьют в основном вино и пиво (жарко, как-никак), тапа в теории должна не заглушать вкус напитка, а, напротив, подчеркивать его, попутно утоляя голод. С другой стороны, тапа — это не еда, а именно закуска, и поэтому должна быть небольшой. Именно по этой причине тапас стали своеобразным культурным и социальным феноменом: в барах, ресторанчиках и тавернах-тасках можно попробовать несколько порций разных тапас за один присест в приятной компании и не особенно объедаясь. Это породило типично испанское развлечение tapeo, аналог британского pub crawl, при котором к выпивке добавляется еда: испанцы проводят вечера, заходя то в один, то в другой бар, выпивая и закусывая тапас.


Лучшая тапа Севильи: сардины с томатным компотом на кунжутном тосте из бара La Pepona

Одним словом, настоящая тапа должна удовлетворять следующим условиям:

— небольшая порция
— совместимость с напитками

Другие условия соблюдаются уже не всегда. Например, тапас часто несложны, готовятся заранее, стоят прямо на стойке и подаются сразу же — но сейчас, когда концепция тапас набрала популярность, это встречается не везде. Напротив, некоторые из баров и ресторанов соревнуются в изощренности и изысканности подаваемых тапас, которые выглядят как маленькие шедевры.

Происхождение тапас

Изучая эту тему, я наткнулся на множество различных версий происхождения тапас. Само собой, гарантий того, что хоть одна из них правдива, нет никаких — зато почти все они довольно романтичны.

  • Якобы кастильский король Альфонсо X, следуя совету врачей, стал есть совсем уж крошечные порции еды, запивая их вином — и поправившись, уже не смог отказаться от этой привычки.
  • Вторая версия, связанная все с тем же Альфонсо X, гласит, что король распорядился подавать закуски гонцам, которые заглядывали в таверны, чтобы промочить горло — чтобы они пьянели не так быстро и были в состоянии выполнить поручение.
  • Аналог предыдущей версии отсылает нас к королю Филиппу III: тот, дескать, издал указ, согласно которому трактирщики были обязаны включать в цену напитка небольшую закуску — чтобы солдаты и матросня, бывшие завсегдатаями трактиров, не напивались до беспамятства и не дебоширили.
  • Еще одна версия опирается на буквальный перевод слова tapa — крышка, заодно указывая на Андалусию как точное место происхождения тапас: якобы первые тапас использовали для того, чтобы накрывать бокалы с хересом, сладость которого привлекала мух. Кстати, форма некоторых тапас — бутерброды с разнообразными начинками — до сих пор очень удобна для этих целей.
  • По другой версии, удобство такого обычая впервые подметил король Альфонсо XIII, которому подали бокал вина, накрыв ломтиком , чтобы в вино случайно не попал песок. Король с удовольствием выпил вино, закусил ветчиной — и потребовал второй бокал «с крышкой».
  • Наконец, не будем забывать и о мавританском присутствии в Испании. По одной из версий, изобретателями тапас являлись именно мавры, а в некоторых бедуинских племенах до сих пор является хорошим тоном подавать дорогому гостю множество маленьких блюд вместо одного большого.


Креативная тапа, которую в финале международного конкурса тапас с хамоном представил российский шеф

По обилию версий, в общем-то, становится ясно, что ясности в этом вопросе нет никакой. Впрочем, я часто читал о происхождении тапас, но не видел ни одного испанца, которого бы сильно интересовал этот вопрос. Видимо, в случае тапас главное — это процесс, а остальное не так уж важно.

Виды тапас

Любая попытка классификации тапас (как, впрочем, и любая классификация вообще) — это большая условность. Тем не менее, некоторые термины позволят вам лучше ориентироваться в огромном мире испанских тапас или вдохновиться для того, чтобы придумать свою.

Pinchos или pintxos — в буквальном переводе «шашлычки», такие тапас, где еда наколота на небольшую палочку или зубочистку. Впрочем, палочки может и не быть, и пинчос могут оказаться обычными тапас: испанцы порой не очень обязательны в том, что касается терминологии.

Montaditos — бутерброды с разнообразными начинками.

Cazuela — традиционная глазированная глиняная тарелка, в которых иногда подают тапас. Соответственно, cazuelita — совсем маленькая глиняная тарелочка.

Теперь о том, какие типичные тапас могут оказаться на вашем столе (или на стойке), если вы заявитесь в испанский бар выпить и закусить.

Aceitunas — обыкновенные оливки (впрочем, заметно лучше тех, что продают у нас), часто подаются бесплатно, если вы заказали напиток.


Оливки в масле — традиционная тапа, которую вам бесплатно подадут в любом баре Испании

Pimientos de Padron — маленькие зеленые перчики, очень вкусные в жареном виде с крупной солью.

Tortilla — испанский омлет с картошкой и, иногда, с другими овощами. Готовится заранее и подается холодным либо разогревается перед подачей.

Patatas bravas — жареная картошка с айоли или вообще с кетчупом.

Pan con tomate — ломтики тостов из белого хлеба, натертые свежими томатами, иногда с анчоусами. по силам повторить каждому.

Croquetas — крокеты, жареные во фритюре. Могут быть с чем угодно, от шпината до креветок.

Ensaladilla rusa — русский салат (да-да!), нечто вроде оливье, в который входят отваренные картошка и морковка, горошек, яйца вкрутую, майонез и вообще что угодно, например, тунец в масле, оливки и другие не очень русские ингредиенты.

Queso — то есть сыр, в Испании производят очень хороший козий сыр (queso de cabra), да и вообще разнообразие сыров в этой стране делает ее очень привлекательным местом для настоящих сырофилов (не путать с сыроедами!).

Chorizo — испанская колбаса, которую делают с добавлением паприки. Чоризо есть практически в любом баре, ее могут нарезать кубиками или ломтиками, небольшие колбаски подать целиком, обжаренными в масле, с хлебом или просто так — вариаций масса. Если вы не собираетесь в Испанию прямо сейчас, поможет вам ощутить ее вкус у себя дома.

Этим список, разумеется, не исчерпывается. В прибрежных городах вы найдете очень много разнообразных тапас из рыбы и морепродуктов, от жареных boquerones fritos и морских черенков до осьминога по-галисийски pulpo a la gallega и креветок с чесноком . Вдали от моря скучать тоже не придется — хороши ломтики свинины со сладковатым карамелизованным луком или, скажем, улитки caracoles . Но это великолепие я предлагаю вам открыть самостоятельно: во-первых, я и сам не могу похвастать тем, что пробовал все тапас Испании, во-вторых, это слишком увлекательно и вкусно, чтобы лишать вас удовольствия.

В Йоге для духовного роста существует ступенчатая система. Основоположником данной системы был Патанджали. Йога Патанджали - практика самореализации, основанная на работе с сознанием и внутренней энергией. Суть практики строится на восьми ступенях, они состоят: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. Важным инструментом по направлению к движению цели самореализации (познание своего назначения, задач) является этическо-нравственная основа Яма - Нияма.

Нияму – внешнее и внутреннее очищение через самодисциплину или индивидуальные правила поведения, дисциплинирующие практикующего составляют: Сауча (чистота), Сантоша (удовлетворенность), Тапас (строгость, аскетизм, самоограничение), Свадъхьяйя (самообразование, самоанализ), Ишвара Пранидхана (вера в бога).

Йога как деятельность состоит из Тапаса (строгость, аскетизм, самоограничение), Свадхьяи (самообразование, самоанализ), Ишвара Пранидханы (вера в Бога посвящение всех своих действий, слов и мыслей Высшей Цели). Тапас сжигает нечистоту и делает тело крепким.

Слово «тапас» (tapas) происходит от корня, означающего «нагревать», «накалять», то есть означает рвение и полноту усилий. Иногда его рассматривают как очищающие действия, ибо они устраняют нечистоту. Это понятие относится в первую очередь к телу, и означает надлежащий уход за ним. Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству обретается совершенство тела и органов чувств. Йога использует тапас как одну из составляющих крия-йоги и ниямы. Патанджали подчеркивает, что лишь духовный накал (тапас) может сжечь загрязнения психики. Это совершенно иной уровень тапаса, чем достижение магических сил или статуса царя. Здесь нет надобности в долгом подвижничестве. Тапас, совершаемый ежедневно как составляющая ниямы, вместе с чистотой и удовлетворенностью меняет состояние психики, делает ее менее загрязненной. Практикующий очищается от мирской скверны, накапливает заслуги, повышая запас духовной энергии. Йога понимает под этим такую заботу о теле, при которой оно не беспокоит разум во время медитации.

Иногда «тапас» переводят как «аскетизм» - идея крайней аскетичности далека также от учения Патанджали. После нескольких лет сурового аскетизма Будда Шакьямуни отказался от него и стал проповедовать срединный путь (мадхьяма марга) с умеренными самоограничениями при высокой нравственности. Термин «тапас» в буддизме означает самодисциплину. Практика тапас выглядит регулярностью и естественным ростом мастерства.

Все высшие вещи происходят только в результате тапаса. Если себе потакать, размягчаться в духе, уровень сразу опускается.

Практика йоги – это всегда тапас и бросание вызова своим возможностям, это возжигание внутреннего огня. Быть человеком для йога не составляет труда. В человеческом обществе йогин – это тот, кто может очень хорошо жить, без всяких проблем; решать задачи обычного среднего человека ему ничего не стоит. Обычный человек решает в большинстве случаев задачи материального мира: как обеспечить свою семью, купить жилье, карьерный рост, построение отношений с родственниками, друзьями, начальством на работе. Но эти задачи не велики так, как добиться успеха. Вершиной многих людей является добиваться успеха, например, получить много денег, стать успешным, влиятельным человеком. Обычному человеку быть, йогом по сути, очень сложно. Он не сможет узнать сути, пока не закалит свою железную волю и не усмирит эго. Духовная практика требует от него большего. Это ежедневный тапас и самодисциплина.

Чтобы достичь такого состояния, нужно непрерывно тренировать себя, нужно бороться за это, бросать себе вызовы и постоянно побеждать. Низменная часть ни за что не должна выиграть. Победа должна быть за вашей волей. А почему вначале это невозможно? Много мирских желаний, узкие и забитые каналы, много ограничений, омрачений и старой информации, очень слабая воля – никуда не годится. Если воля слабая, отрешение – это подвиг: «Я отрекся от пепси¬-колы, месяц не пью. Я две недели соблюдаю брахмачарью и не ем мясо», но это смешно. Для йогина это не проблема.

От слабой воли мы идем к воспитанной воле, к йогической. Лучшим способом будет совмещать тапас с другими средствами ниямы или асанами. Ежедневно преодолевая нежелание, тренируется воля. Как обычная мышца накачивается благодаря ежедневной тренировке, так и ежедневное преодоление себя «наращивает» волю. Наша воля крепнет, загрязнения слабеют. Мы замечаем, что легко избавляемся от привычек, борьба с которыми требовала усилий (например, курение, желание подольше поспать, вкусно поесть и т.д.). Если ежедневно практиковать тапас в течение нескольких лет, результаты превзойдут все ожидания. Вам станет подчиняться и собственный организм. Ваше тело и органы чувств станут невероятно «чуткими» к вашим приказам. Это и подразумевается, говоря о «совершенстве тела и органов чувств».

Тапас бывает трёх видов: физический, устный и умственный.

Физический тапас

Брахмачарья, служение Гуру и мудрецам, практика Ахимсы или ненасилия – всё это Тапасы тела. С помощью силы Брахмачарьи Бхишма и Хануман совершали чудесные дела. С помощью силы целомудрия Дамаянти сожгла охотника; Анасуя превратила Тримурти в детей; Савитри вернула Сатьявана назад от Бога Ямы. Сила Брахмачарьи более могущественна, чем сила физического Тапаса.

Устный тапас

Говорить правду, соблюдать обет молчания, не вредить другим недобрыми или грубыми словами, говорить полезные слова, изучать священные писания – всё это Тапасы речи. Уравновешенность, умственное обуздание (шама), чистота природы, однонаправленность ума, умственное счастье, жизнерадостность, чистота жизни – всё это Тапасы ума.

Умственный тапас

Умственный тапас более могуществен, чем физический тапас. Тот, кто переносит жару и холод, выполняет физический тапас.

Он увеличивает свою силу выносливости, но он может быть неспособным перенести оскорбление. Он легко расстроится от грубого или недоброго слова. Он может отомстить или наказать по принципу «око за око, зуб за зуб». Он не контролирует ум. Он дисциплинировал только свое физическое тело. Поддерживать равновесие ума во всех случаях жизни, выносить оскорбления, вред, гонения, быть всегда безмятежным, удовлетворенным и спокойным, быть жизнерадостным в неблагоприятных условиях, иметь мужество при встрече с опасностью, иметь присутствие разума и воздержанность - все это формы умственного тапаса.

С философской точки зрения, медитация является высшей формой Тапаса. Фиксация блуждающего ума на Боге или Брахмане является великим Тапасом. Вичара и Нидидхьясана являются высшим Тапасом. Исследование «Кто есть Я?» есть высший Тапас. Пратьяхара, Пранаяма, Дхарана и Самадхи, – великий Тапас.

Упанишады рассматривают тапас наряду c брахмачарьей как добродетель, порождающую огромную силу. Традиционная философия Индии утверждает, что тапасом можно достичь чего угодно, вплоть до владычества над всем миром. С этой целью индийские аскеты (тапасики) предпринимали самоистязание, например, стояли среди четырёх костров, расположенных по сторонам света, на открытом месте, таким образом, что палящие лучи солнца действовали, как пятый огонь. Другим видом тапаса является обет стоять на пальцах одной ноги и т. д. Тапасик не стремится умилостивить Бога или богов, напротив, боги зачастую стараются помешать тапасу тем или иным путём. В основе механизма действия тапаса лежит закон кармы, утверждающий равновесие причин и следствий. В соответствии с этим законом, перенесённые аскетом мучения должны быть компенсированы равноценным количеством счастья.

Вернёмся к тапасу.

Это некий капитал, накапливаемый аскетизмом, но - капитал как таковой. Его можно использовать как для достижения власти, богатства и магического могущества, так и для очищения своей психики. Этот капитал можно накапливать, передавать другому. Тапас тесно связан с понятием тепла, жара, накала. Но это психический огонь, духовный жар. В текстах есть синоним - теджас, накал, блеск, великолепие. Эта одна из основных творческих сил, особенно половая. Интенсивность этого пламени, сопровождаемая разными самоистязаниями, развитием воли, сублимация всех сил в божественный творческий огонь, в свет, рассекающий мглу неведения, - вот что такое тапас.

Мифология полна примеров, когда некто накладывал на себя суровый тапас для достижения могущества. Достигнув желаемого, такие люди прекращали тапас и начинали тратить накопленное. Есть демоны в мифологии, достигшие подобным путем невероятного могущества.

Начав тапас, ученик набирает могущество. Его воля развивается, духовный капитал накапливается. Если он не прекращает тапас, то этот капитал, в точном соответствии с финансовым капиталом, «начинает приносить проценты». Свою силу он не растрачивает, а использует для достижения еще большего могущества. Проценты не тратятся, а все время вкладываются в достижение цели. Наконец, такой ученик становится духовным «миллиардером». У него аккумулируется столько же силы, сколько скопил бы обычный человек, тысячу лет простояв на одной ноге. Тапас это жар страстей, который люди тратят попусту чревоугодием, похотью и т.д и т.п.... Аскет же этот жар не тратит и в результате накапливает большое количество жара, который учитывается при новом рождении.

Святость придет, если совершенствуете себя нравственно, физически, интеллектуально, эстетически (чувства). Эти 4 породят духовное совершенствование - дхарану и дхьяну. Или практика 5 йог. В раджа-йоге как целостном учении можно выделить бхакти - любовь, преданность, хатха - физическое совершенствование, гигиена, закаливание, джнана - изучение писаний, развитие мудрости, самоучение, карма - списывание грехов через деятельность, служение людям своими талантами, способностями, опытом. И буддхи-йога - медитативная практика.

Тапас - третья анга ниямы в раджа-йоге.
Тапас - это один из трех пунктов крия-йоги.
Тапас означает аскетизм, или практику покаяния.
Тапас - это бриллиант, подобный сверкающему огню.
Тапас означает также обуздание чувств и медитацию.
Тапас ведет к контролю ума.
Тапас есть аскетизм, контроль чувств и медитация. Очищайте себя с помощью тапаса, и вы достигнете конечной цели.

Hаpада стал бpахмаpиши, Бхагиpатха пpинес Гангу с небес, Гаутама уговоpил Годаваpи излиться на землю, Валмики осознал силу Рамамантpы, что дало ему возможность составить Рамаяну, Гаpги укpепился в бpахмачаpья и Сулабха -- в духовной мудpости, -- это все с помощью только тапаса. Да и зачем пpиводить такие огpаниченные пpимеpы? Путем тапаса даже Бpахма и Рудpа стали помощниками человека.

Как ни странно, тапас – это естественная вещь, хотя, может быть, для кого-то эта мысль покажется в чем-то необычной, но, на самом деле, тапас – не есть то, посредством чего достигается нечто далекое от нас, а, скорее, тапас – это возврат к истинному себе. Просмотрите йогические тексты, там сказано, что не надо купаться в холодной воде, не нужно греться у огня, пища должна быть не горькой и не сладкой, нужно избегать работы "в поте лица" и т.д. Как это все понимать? – Держаться середины. Когда доминирует саттва тела и в теле более естественный обмен энергий, то оно излучает тепло и свет, что достигается сдерживанием своих крайностей. Это есть дисциплина, и тапас также относится к ней как один из аспектов ниямы. В текстах, может быть, не все перечисляется, но самое главное – понять основной подход.

Путем дисциплины или позитивной практики мы утверждаем в себе правду самого ценного, правду существа, правду знания, любви, трудов, и заменяем этим заблуждения, которые слишком быстро росли, заглушили и извратили нашу натуру. Соблюдая в мирской жизни принципы Ямы - Ниямы, следуя правильному режиму дня, трудясь бескорыстно на благо других, заботясь о близких людях, вы со временем почувствуете ту силу духа, которой наделяется человек, полон внутренним огнем устремленности. Только достигнув очистки психики, изложенным выше путем будет возможным дальнейшее продвижения по «царственному пути» - Йоги!

ТАПАС

(тепло, жар, пыл)-система аскезы в индуизме. Происхождение термина, по-видимому, связано, во-первых, с распространенной практикой нагревания, "иссушения" тела (напр., в форме "стояния между пяти огней", т. е. между четырех костров, под находящимся в зените солнцем) и, во-вторых, с представлением о накапливаемом в подвижничестве особом внутреннем жаре или пыле, с помощью к-рого аскет способен магич. воздействовать на окружающее. В "Ригведе" Т. (жар) выступает в нек-рых "философских" гимнах как космогонич. фактор. Однако практика Т. известна нам прежде всего как элемент народной религии поздневедийской и послеведийской эпох. "Махабхарата" содержит многочисл. описания подвигов Т., совершаемых странствующими аскетами, могущества к-рых страшатся окружающие; высшей целью подвижников является достижение посмертного блаженства в одном из небесных миров (аскет, накопивший исключительное "сокровище Т.", способен даже на время заместить Индру на престоле царя богов). Но с т. зр. нарождающихся сотериологических религий этот идеал, как не дающий спасения, выхода из круга перерождений, оказывается явно недостаточным. Известно, что Будда в начале своего духовного пути практиковал вместе со своими первыми пятью учениками жестокое самоистязание, однако затем отверг его, выработав свой "срединный путь", чуждый крайностей и ведущий к спасению - нирване. Индуистская йога Патанджали признает Т. как один из необходимых элементов "йоги действия" (см. "ЙОГА-СУТРЫ" II. 1) и один из принципов (подразумевающий соблюдение постов, обетов и т. п.), входящих во 2-е звено (нияма) его "восьмизвенной йоги" (11.31). В "Бхагавадгите" различаются три вида благой ("саттвичной") аскезы: Т. тела (чистота, целомудрие, почитание богов, брахманов, старцев, гуру и т. д.), Т. речи (рецитация Вед, правдивость и т. д.), Т. сердца (дружелюбие ко всему живому, умиротворенность сознания и т. д.) Но если Т. совершается ради славы или др. корысти - он проникнут уже не саттвой, а гуной "страстности" - раджасом; если же аскеза превращается в самоистязание или практикуется во вред др. людям, то она проникнута гуной тамас и безоговорочно осуждается. Тем не менее именно самоистязание остается по сей день осн. практикой многих индуистских странствующих аскетов (садху).
Я. Васильков


Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. - М.: Республика . М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский . 1996 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ТАПАС" в других словарях:

    В Испании ассорти холодных закусок («о довр») или закусок под коктейли, обычно сервируемые с Малагой, черри или Манзаниллой. Привычка «заморить червячка», принимая аперитив, особенно по вечерам, является распространенной в местных барах и… … Кулинарный словарь

    - (др. инд. Tapas, собств. «тепло», «жар», «пыл», «мучение» и т. п.), в древнеиндийской мифологии космический жар как универсальный космогонический принцип. Он лежит и в основе мироздания (из Т. родились закон и истина, ночь, океан, из океана год,… … Энциклопедия мифологии

    - (от санскр. тана жар, разогревание, пыл), специфич. и характерная форма инд. аскетизма, отличит. особенностью которой являются активные способы подавления плоти (изнурит. позы, истязания огнём, водой и т. п.), повышенное телесно… … Философская энциклопедия

    - (санскр. жар), в ведийской и индуистской мифологии, 1) космический жар, порождающий мир. 2) Религиозный обет, совершение аскетических обрядов … Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 благочестие (11) закуска (23) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Тапас (значения). Тапас (санскр. तपस्, Tapas IAST, «тепло», «жар», «истязание», «аскеза») в древнеиндийской мифологии космический жар как универсальный космогонический принцип, лежащий и… … Википедия

    - (Санскр.) Отвлечение, медитация. Совершать тапас значит сидеть с целью созерцания. Поэтому аскетов часто называют тапасами. Источник: Теософский словарь … Религиозные термины

    ТАПАС - (Санскр.) Отвлечение, медитация. Совершать тапас значит сидеть с целью созерцания. Поэтому аскетов часто называют тапасами … Теософский словарь

    Тапас - (Tapas) Один из обрядов (см. Нияма), которые йогу следует проводить в повседневной мирской жизни. Слово тапас происходит от корня, означающего нагревать, накалять, то есть означает рвение и полноту усилий. Иногда его рассматривают как очищающие … Словарь йоги

    - (санскр. Tapas самоистязание, аскетические упражнения, раскаяние) в идийской мифологии олицетворение благочестия и аскетического рвения, упоминаемое уже в Ригведе вместе с Манью (гнев); они оба защищают своих поклонников и избивают своих врагов.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Тапас – это холодные или горячие мини-закуски, которые в барах Испании традиционно предлагают к спиртным напиткам. Разнообразие таких закусок в стране очень велико. Это может быть парочка оливок или полноценное небольшое и изящно оформленное блюдо.

Как в Испании придумали тапас

Когда именно появились испанские закуски тапас, сейчас уже не скажет никто. На этот счет существует несколько теорий. Некоторые полагают, что в старые времена тапас в буквальном смысле защищали алкоголь от … мух. Именно поэтому закуску клали прямо на бокал или кувшинчик со спиртным. Чаще всего для этой цели использовали хлеб или кусочек хамона.

Название блюда – tapa – дословно переводится с испанского языка как «крышка».

Другие исследователи придерживаются мнения, что с помощью тапас недобросовестные трактирщики «маскировали» запах плохого вина. Есть и более простое объяснение, которое касается ветра: мол, именно от него тапас защищают спиртное, не дают попасть в бокал пыли и песку.

Существует и шутливая легенда, согласно которой король Испании Альфонсо Мудрый очень любил вино. Но оно не позволяло монарху сохранять ясность ума. Поэтому Альфонсо начал употреблять вино вместе с маленькой закуской, которая помогала не пьянеть. Чтобы сохранить ясность разума не только себе, но и своему народу, король распорядился подавать все напитки в тавернах с небольшой закуской. Это быстро уменьшило число драк и несчастных случаев. Ну а обогатилась новым интересным блюдом.

Впрочем, пить спиртное с тапас вовсе необязательно. Смело заказывайте обычную минеральную воду. Никому странным это не покажется – к причудам туристов в Испании давно привыкли.

Любимые испанцами тапас

Современные закуски тапас поражают воображение своим разнообразием. Это могут быть крохотные канапе и большие сытные бутерброды, кусочки несладких пирогов, мини-яичница, шашлычки-«бандерильи», трубочки с паштетом или микро-салат, подаваемый в розетке. Попробовать тапас и ощутить, что это за блюдо, можно практически в любом заведении Испании. В мадридских барах особенно вкусно готовят:

Alcachofas con anchoa (артишоки и анчоусы) – это аппетитное низкокалорийное сочетание анчоусового филе и сердцевины артишока часто подается к . В хорошо просоленное филе повара добавляют сок лимона и немного перца, чаще всего черного.

Caracoles en salsa de tomate (виноградные улитки в томатном соусе) – улиток варят, а затем погружают в соус, приготовленный с добавлением томатов, перца, миндаля и коньяка. Подают блюдо в «ретро»-тарелке 19 века.

Pulpo a la gallega (осьминог на дощечке) – деликатес запекают, приправляют петрушкой и , режут на мелкие кусочки и подают на округлой доске.

Pimientos rellenos (перец с фаршем) – для приготовления закуски повара используют «короля» испанских перцев – дель-Пикильо. В качестве начинки обычно берется треска.

La gamba con gabardine (креветка, «одетая в пальто») – креветки панируют в муке и обжаривают, подают к холодному пиву.

Matrimonio anchoa y boqueron («брачный союз» анчоуса с бокероном) – маринованный анчоус (бокерон) кладется снизу, затем покрывается ломтиком соленого анчоуса и протыкается шпажкой с нанизанной на нее оливкой. В закуску также иногда добавляют красный перец.

Ensalada de mariscos (салат из даров моря) – наверное, самая популярная разновидность тапас: существует масса вариантов приготовления этого испанского блюда. Основой салата являются крабовые палочки, креветки, омары. В него добавляют дольки овощей или кубики картошки. Заправляют майонезом.

Весьма любят испанцы также простые, но вкусные тапас: Almendras fritas (прожаренный миндаль) и Patatas adadas (запеченный половинками картофель под соусом).

Где найти лучшие тапас в Мадриде

Чтобы в полной мере ощутить и понять, что такое тапас в Испании, нужно обязательно посетить хотя бы несколько местных заведений. Мадрид издавна славится тапас-барами, где можно отведать самые необычные испанские закуски. Правда, все чаще посетителям предлагают заказывать их за отдельную плату. Средняя стоимость закусок находится в районе 1,5-3 €. Здесь все зависит от величины: чем размер больше, тем дороже.

Если вы едите закуску рядом с барной стойкой, платить придется чуть меньше. Плюс можно сэкономить на чаевых для официанта.

Самые оригинальные и вкусные тапас в Мадриде можно попробовать в следующих заведениях.

Casa Alberto (C/Huertas, 18)

Таверна, в которой во всем ощущается следование старинным традициям. К примеру, вино в этом заведении охлаждают не в холодильнике, а в воде. В Casa Alberto просто роскошный выбор закусок. «Звездами» меню считаются тушеные бычьи хвосты, креветки и колбаски чоризо, тушеные в сидре.

Casa do Companeiro (C/San Vicente Ferrer, 44)

Уютный бар, наполненный домашней атмосферой. В меню преобладают блюда к вину галисийской кухни. «Гвоздь программы» – рагу с фасолью.

Alambique (Plaza de la Encarnacion, 2)

Это магазин, чья фишка – органическое вино. Вместе с ним в Alambique сервируют море отличных тапас, например, хамон с трюфелями.

De 1911 (Plazuela de San Gines, 5)

«Древний» бар. В нем можно отведать «ретро»-тапас, которые были популярны в Испании еще в начале прошлого века.

Matritum (C/Cava Alta, 17)

Бар с замечательными каталонскими винами и закусками: фуа-гра, устрицами, кальмарами. Стоимость тапас – 6-16 €.

Можно в столице Испании найти и бары с бесплатными тапас. Например, La taberna de Antonio Sanchez (C/Meson de Paredes, 13), где к любому заказанному напитку добавляют одну небольшую закуску. Интерьер заведения целиком посвящен корриде. А в El Tigre (Calle Infantas, 30) к заказанному бокалу пива за 2,5 € прилагается среднего размера тарелка с несколькими блюдами: печеным картофелем, куриными крылышками, хамоном, сыром, индейкой.

Гостям мадридских баров вместе со спиртным обычно предлагают взять не одну закуску, а целый набор (так называемый тапас сет). В меню таких сетов, как правило, несколько. Их стоимость равна 5-7 €.

Особенности употребления тапас

Всем, кто хочет почувствовать себя настоящим испанцем, следует запомнить несколько правил хорошего тона при заказе тапас. Так, в стране принято есть эти закуски стоя, не садясь. А за вечер желательно посетить хотя бы 2-3 тапас-бара – как говорится, «потапировать». Ну и конечно, тапас не будут тапас, если поедающие их активно не общаются и не жестикулируют.

В «вестибюле» испанских баров обычно есть дощечка со списком закусок и стоимостью. Цены там указываются разные – в зависимости от размера и начинки. В некоторых тапас-барах весь ассортимент закусок выставлен под стеклом у стойки, а меню в печатном виде просто-напросто не существует. В этом случае укажите на заинтересовавшее вас блюдо, и вам его принесут.

Еще одна тонкость касается способа употребления тапас. Их можно есть без столовых приборов и брать руками – никаких косых взглядов в вашу сторону не последует. Поэтому смело отправляйтесь в тапас-тур по испанским барам, и пусть он получится незабываемым!

Тапас – это разновидность холодных и горячих закусок. Но для испанцев это не просто еда, это стиль жизни. В испанском языке даже есть глагол tapear – он переводится как «ходить по барам, общаться с друзьями и знакомыми, пить вино и есть тапас».
Никто не знает точно, когда и как появилась эта традиция, но существует несколько версий. Согласно одной из них, король Кастилии и Леона Альфонсо X Мудрый (1221-1284) издал закон, по которому владельцам постоялых дворов предписывалось подавать горячительные напитки только в сопровождении закусок: захмелевшие на голодный желудок посетители теряли благопристойный вид и представляли определенную угрозу для себя и окружающих. Блюда с такими закусками приносили, положив прямо на кружки с пивом или вином. Отсюда и пошло название: tapas по-испански значит «крышки». Еще совсем недавно в испанских барах тапас подавали к напиткам бесплатно, но теперь все чаще их приходится заказывать отдельно.
В роли тапас выступит любая нарезка, классический вариант – хамон или чоризо, маринованные или приготовленные на гриле овощи, жареные или маринованные грибы, картофельные или рисовые биточки, жареные кальмары или мидии. И, конечно, нескончаемая вереница тарталеток и мини-бутербродов с соусами, паштетами, тунцом и яйцом, тертым перцем и томатом с луком и чесноком, тертыми сырами с майонезом, яичницей-глазуньей на большом круглом куске помидора, сардинами и анчоусами с сельдереем и латуком, кусочками курицы или мяса в винном соусе, всевозможными салатами, морепродуктами в различных соусах, маленькими картофелинами в ароматных травах.
Я предлагаю Вам две закуски: Кока (Coca) - традиционные карамелизированные хлебцы, и эмпанадильяс (Empanadillas) - жареные пирожки. Основа у этих закусок общая - тесто.


Приготовление:
По большому счету тесто можно использавать любое: слоеное, «фило», дрожжевое, с добавлением свиного жира…
Я предлагаю тесто на вине с оливковом маслом.
Просеянную муку смешать с разрыхлителем и солью. Постепенно добавить вино и оливковое масло.
Быстро замесить тесто и отставить его на час настояться.

Тем временем приготовить масло для Кока - смешать измельченный чеснок, петрушку и паприку с оливковым маслом. Дать настояться 30 минут.

Для начинки эмпанадильяс мелко нарезать лук и чеснок. Пассеровать в оливковом масле до прозрачности.

Добавить перец и помидор, нарезанные кубиками. Тушить 10 минут.

Добавить тунец и яйцо, нарезанное кубиками. Перемешать, добавить петрушку. Снять с огня, остудить.

Тесто настоялось, стало мягкое и эластичное.
Раскатать тесто толщиной 6-7 мм. Вырезать кружкИ, смазать их кисточкой оливковым маслом.
Выложить их на лист, застеленный пергаментом.

Помидоры нарезать кружочками толщиной не менее 5мм и накрыть ими тесто. Присыпать солью и сахаром.
Смазать пряным маслом.
Запекать в предварительно разогретой духовкой при 180*С 30 минут.

Готовые коки немного остудить и оформить по Вашему вкусу. Наполнители - анчоусы, сыр, колбаса, яйца, тунец…

Кока (Coca) может быть разнообразной формы и размера. Испанцы называют эти пироги сестрой пиццы…

Для эмпанадильяс раскатать тесто в пласт, вырезать кружочки 10-12 см в диаметре.
В центр выложить ложку начинки, слепить края и прижать их вилкой.
Жарить эмпанадильяс в разогретом растительном масле (этим они отличаются от эмпанадас, которые запекают).

Вкусны эти пирожки как теплые, так и горячие.

Тесто напоминает слоеное - рассыпчатое и вкусное.

Угощайтесь!
Buen provecho!