Интересные факты про картофель. Самые интересные факты о картофеле

· Раньше мы уже писали любопытные сведения из истории картофеля. В этой статье предлагаем Вам узнать еще больше интересных фактов о картошке! Какой самый дорогой, самый большой, самый необычный картофель в мире? Какие музеи, памятники и произведения искусства были посвящены картофелю? Какие нестандартные способы использования картофеля существуют? И еще много интересного о нашем «втором хлебе».

· Факты о сортах картофеля

· 1. Картофель принадлежит к роду Паслён (Solanum L.), и его «родственниками» являются помидоры (Solanum lycopersicum L.), баклажаны (Solanum melongena L.), а также табак и ядовитый паслён. Размножают его вегетативно: клубнями, долями клубней, ростками, черенками. Возможно размножение семенами, но такой способ используется преимущественно в селекции для выведения новых сортов.

· 2. Картофель может различаться не только по вкусу, форме и размеру, но и поцвету. Кроме привычного нам белого и желтого картофеля, бывает еще красный, фиолетовый и даже черный. Необычный цвет связан прежде всего с высоким содержанием полезных микроэлементов. Например, красно-фиолетовые сорта богаты антоцианом, веществом-антиоксидантом, защищающим от старения; в желтом картофеле много каротина, улучшающего зрение; черный картофель – просто кладезь витаминов и минералов. Правда, вид его настолько необычен, что он не пользуется особой популярностью. По крайней мере, в наших широтах.

· 3. Существует два редких сорта картофеля, у которых цвет кожуры и мякоти остается синим даже после варки: Linzer Blaue и Französische Trüffelkartoffel.

·

·

· 4. Один из самых распространенных сортов с синеватой кожурой, выращиваемых на российских огородах – «Синеглазка». Однако мало кто знает, что по-научному она называется «Ганнибал», в честь прадеда Александра Пушкина Абрама Ганнибала, который первым провел опыты по селекции и хранению картофеля в России.

· 5. Высокогорный картофель в Андах считается наиболее холодостойким – он выдерживает понижение температуры до -8°C! Этот картофель абсолютно не похож на выращенный на наших огородах, он напоминает скорее подорожник – листья собраны в небольшую розетку, распростертую на грунте. На несколько сантиметров над ними поднимается цветонос с несколькими фиолетовыми цветами, из которых после цветения вырастают небольшие ягодки, наклоненные к земле.

· 6. Существует и такой необычный вид картофеля, который приобрел жизненную форму эпифитов и селится на деревьях, как и многие тропические орхидеи и бромелии. Он отличается очень мелкими цветами и ягодами величиной всего со смородину, а его клубни свисают с куста, укоренившегося в дуплах, трещинах или просто на коре деревьев.



· 7. В Южной Америке в тропиках растет вечнозеленое картофельное дерево (Solanum wrightii Benth.), которое вырастает до 15 метров в высоту и круглый год цветет и плодоносит. Клубни у него не образуются, а ягоды несъедобны и очень похожи на помидоры, только черно-фиолетового цвета с синим отливом. Коричневая кора растения покрыта длинными колючками, молодые побеги, а также листья густо опушенные волосками. Листья достигают 30 сантиметров в длину, а цветы в 10 раз больше, чем в привычном нам картофеле.

· Картофельное дерево стало популярным для выращивания и на домашних участках, однако растение это теплолюбивое, на зиму его необходимо укрывать или переносить в сухое прохладное помещение.

·

· 8. В Лиме (столице Перу) находится Международный центр картофеля, где занимаются созданием полной коллекции картофеля. Его там более 7000 сортов! Сортовой материал хранится в сейсмоустойчивой комнате с постоянной температурой. Там хранятся тысячи пробирок с маленькими зелеными побегами. По всему миру существует множество научно-исследовательских организаций, занимающихся вопросами картофелеводства.

· 9. Несмотря на то, что существует множество сортов картофеля, постоянно появляются новые. Например, перуанские специалисты Международного центра по изучению картофеля вывели сорта с повышенным количеством белка, американские ученые – гибрид, которому не страшны вредители, а венгерские селекционеры – картошку, в которой белка в два раза больше, чем крахмала. По питательности она не уступает телятине, к тому же ее можно есть в сыром виде. А в Германии вырастили картофель, содержащий в 130 раз больше каротина, чем обычные сорта.

· 10. Несколько лет назад британская компания Naturally Best пропагандировала на рынке картофеля эксклюзивный сорт с романтическим названием «Вивальди», выведенный ради необыкновенного запаха, слегка похожего на запах свежего сливочного масла. Кроме того, оказалось, что этот сорт содержит на 33% меньше калорий и на 26% меньше углеводов по сравнению с другими сортами.

· 11. Цены на картошку бывают разные, однако самым дорогим картофелем в мире является «La Bonnotte». Предприимчивые крестьяне, которые живут на островке Нуармутье у атлантического побережья Франции, собирают не более 100 тонн этого сорта в год. Так как божественный клубень (а по легенде, именно этот сорт вывел верховный бог инков) исключительно нежен, собирать его можно только вручную. Картофель «La Bonnotte» обойдется самым изысканным гурманам примерно в 500 евро за килограмм!

·

· Праздники, музеи и памятники, посвященные картофелю

· 12. Торжества в честь картофеля устраивают по всему миру. В Европе старейшим таким праздником – он проводится уже почти 60 лет – является фестиваль урожая картофеля в Ломбардии, Италия. В программе праздника – состязания по сбору картофеля, борьба в чанах с пюре, парады, шествия, юмористические конкурсы. Устраиваются в этот день ремесленные и продуктовые ярмарки.

· 13. В США в штате Мэн уже 60 лет проходит фестиваль цветения картофеля, на котором проходят музыкальные и спортивные конкурсы, выставки старинных тракторов, а также представление, где выбирают Королеву цветущего картофеля. Аналогичные празднества проходят и в других городах США и Канады. В последнее время стали проводить Дни картофеля и в России.

· 14. В Словении существует ассоциация любителей жареного картофеля с луком, в ней насчитывается полторы тысячи членов. Ассоциация проводит фестивали жареного картофеля, при ее поддержке в Международный год картофеля (2008) был открыт памятник этому овощу.

· 15. В разных странах мира существует множество памятников, а также несколько музеев, посвященных картофелю.

· Один из музеев картофеля находится в Бельгии в городе Брюгге. Среди его экспонатов – тысячи предметов, рассказывающих об истории картофеля – от почтовых марок с его изображением до знаменитых картин на ту же тему («Едоки картофеля» Ван Гога). В Музее картофеля посетителям рассказывают о том, как картофель покорил Европу, со дня его появления в Старом Свете до нынешнего времени. Вы узнаете, какой длины и веса должна быть картошка фри, а также самые необычные способы использования жареного картофеля. В музее собраны тысячи рецептов с картофелем: от привычных до наиболее экзотических.

·

· Второй музей картофеля расположен в США (Блэкфут, штат Айдахо, признанный картофельный регион). Каждый купивший билет в музей получает вдобавок ящик картофеля, который можно увезти с собой. В самом музее на макетах, видео-презентациях и интерактивных моделях рассказана история превращения домохозяйств в огромные картофельные фабрики. Любопытствующие могут узнать о том, что картошка фри начала свое гордое шествие по США с Белого дома, где ее однажды представил своим гостям третий президент страны, Томас Джефферсон. Или о том, что средний житель США съедает за год 60 килограмм картофеля, в то время как немец – около 120 килограмм.

·

· 16. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (на английском Food and Agriculture Organization, FAO) объявила 2008 год «Международным годом картофеля».

· В рамках года картофеля проходили национальные конгрессы по вопросам картофеля, выставки, фестивали, открывались памятники картофелю. В Берне (Швейцария) прошла 60-я сессия Генеральной Ассамблеи Европатата (Европатат – организация, объединяющая компании из 16 стран Европы, занятых в сфере оптовой торговли картофелем). В Сиднее в рамках традиционной выставки современного искусства прошла выставка «произведений, созданных под влиянием картофеля – картофель как метафора, предмет, средство». Во Франции – семинар по использованию французских кулинарных технологий при подготовке блюд из картофеля, в Словении – 8-й Всемирный фестиваль жареного картофеля… По всему миру прошло и множество других мероприятий, посвященных картофелю.

· 17. Картошка настолько любима людьми, что в ее честь устанавливаютпамятники. Например, в столице Белоруссии, Минске, в 2000-х годах был открыт памятник картофелю. Это доказывает, что белорусы очень любят картошку. Есть памятник картошке и в польском городке Бесекеж. В России также есть свой памятник, он установлен в городе Мариинске (Кемеровская область). А в Украине, в городке Коростене, есть памятник картофельным драникам. Ну а первые подобные произведения искусства, судя по археологическим находкам, были еще в Южной Америке, несколько тысяч лет назад, задолго до того, как о картошке узнали мы.

·

· Картофель в искусстве

· 18. Картофелю посвящались стихи, песни, поэмы, баллады, рассказы, повести и даже серьезные музыкальные произведения классиков. Например, картофель когда-то прославлял в своей музыке великий Иоганн Себастьян Бах.

· 19. Самая известная картина с изображением картофеля – «Едоки картофеля» Винсента Ван Гога. Есть у него и другие картины на эту тему: «Корзина картошки» и «Женщина, копающая картошку». Не обошли эту тему и другие художники: Пластов «Сбор картофеля», Куприн «Цветы картошки», Бастьен-Лепаж «Женщина, собирающая картофель», Фальк «Картошка», Кустодиев «Торговка овощами», Грицай «Уборка картофеля».

·

· 20. Стоит упомянуть и о том, как Василий Иванович Чапаев в фильме Васильевых «Чапаев» на картофельных клубнях объяснял тактику оборонительного и наступательного боя.

· 21. О картошке писали песни: «Товарищи ученые» (слова и музыка Владимира Высоцкого), «Картошка» (слова и музыка Владимира Попова), «Картошка» (слова Л. Коростина, музыка Н. Подкольской), в кинофильме «Завтрак на траве» звучала песня «Картошка» на музыку Владимира Шаинского, слова Михаила Львовского.

· 22. Известны и стихи о картошке: «Картошка» (З. Александрова), «Картошка» (И. Демьянов), «На грядке все в порядке» (В. Сабиров).

· 23. В Китае создают бонсай из деревьев, но в последнее время делают это и из картофеля, причем вырастить бонсай причудливых форм из обычного клубня картофеля можно без особых усилий и затрат времени.

·

· Картофельные рекорды

· 24. Самый большой картофель в мире вырастил фермер Халил Семхат родом из города Тир (Ливан). Вес этого клубня составил 11,2 килограмма! Сначала фермер не верил своим глазам, ведь он даже не стремился вырастить такую огромную картофелину! Также Халил сказал, что при выращивании картофеля не применял никаких удобрений и не уделял особого внимания своим грядкам, картофель рос как обычно. Фермеру Халилу очень приятно, что именно он на своем огороде вырастил самую большую картошку. После попадания в Книгу рекордов Гиннеса интерес к его хозяйству сильно вырос, а продажи картофеля увеличились в несколько раз.

·

· 25. Рекорд по поеданию картофеля был установлен в Торонто (Канада) на очередном Всемирном чемпионате по поеданию жареной картошки. Пэту Бертолетти, который часто участвует в подобных конкурсах, удалось за 10 минут опустошить тарелки почти с 6 килограммами жареного картофеля с сыром и подливой.

· 26. Рекорд по чистке картофеля принадлежит немке Линде Томсен – она за 10 минут почистила 10,49 килограмм картофеля.

· 27. В Бельгии был установлен новый мировой рекорд по непрерывной жарке картофеля фри. Владелец передвижной закусочной-«фритри» бельгиец Крис Вершуерен пожарил за 83 часа в общей сложности 15 тысяч порций картофеля, улучшив тем самым на 11 часов предыдущий рекорд, установленный в 1987 году жителем Великобритании. Фриты – одно из самых любимых бельгийцами блюд местной кухни.

· 28. В 2003 году жителями бельгийской деревни Ла Камалин был установлен мировой рекорд по расфасовке картофеля фри. Они положили в кулек высотой 3,5 метра 1,2 тонны картофеля.

· 29. Самая большая в кулинарной истории картофельная оладья была приготовлена в испанском городе Карбальо. Для нее в течение нескольких часов было почищено и натерто 3 тонны картофеля, в который добавили 25 тысяч яиц, 350 литров оливкового масла и 30 килограмм соли. Рекордная оладья получилась диаметром 5,2 метра!

· 30. В Белоруссии получили один из самых больших урожаев с картофельного куста. В городе Бобруйск-25 с одного куста «Синеглазки» было собрано 26 картофелин. Общий вес составил 3,15 килограмма.

· Производство и выращивание картофеля

· 31. Картофель является самой важной незерновой культурой в мире и занимает четвертое место по важности среди всех сельскохозяйственных культур после пшеницы, риса и кукурузы.

·

· 32. Картофель является экологически чистым продуктом. Его дешево и легко выращивать, обходясь при этом без огромного количества удобрений и химикатов, хотя некоторые производители все равно используют их. Для роста картофелю требуется меньше воды, чем другим основным культурам, таким как пшеница, рис и кукуруза. Все это делает картофель идеальной культурой для фермеров, которые могут выращивать его в неблагоприятных условиях.

· 33. В Израиле внедрена технология производства картофеля, позволяющая снимать 2-3 урожая в год, значительная часть которого идет на экспорт. Большая часть идет в Англию, где молодой свежий картофель предпочитают на рождественский ужин.

· 34. Картофель стал первым овощем, выращенным в космосе. Его вырастили на космическом корабле «Колумбия» в октябре 1995 года.

· Картофель как пищевая культура

· 35. Из картошки можно приготовить почти 2 тысячи блюд – от молодого картофеля до салата, киселя и пирожков. Кулинарная универсальность картофеля и хорошая сочетаемость с другими животными и растительными продуктами способствовали тому, что его стали включать в массу первых, вторых и даже третьих (десертных) блюд. Судите сами, картофель можно варить, жарить, запекать, тушить и вообще подвергать самым немыслимым кулинарным превращениям. Мясо, рыба, молоко, грибы, овощи – блюда из них только выигрывают при добавлении картофеля. А картофельный крахмал – неотъемлемая часть традиционного сладкого блюда русской кухни – киселя. Трудно даже перечислить все специальности картофеля в кулинарии. Хоть и говорят: «Одной картошкой сыт не будешь», картофель всегда занимает одно из первых мест на нашем столе. Профессиональные кулинары рекомендуют розовый картофель жарить, желтый использовать для супа, а из белого получается нежное и воздушное пюре.

·

·

· 36. Бельгийцы гордятся изобретением картофеля фри, считая его идеальной едой – в ней нет костей, зернышек и кожуры. Есть легенда, что в бельгийской провинции Намюр когда-то существовал обычай есть жареную рыбку в благодарность местной реке Маас за ее дары. Когда однажды рыбки к пиршественному столу наловить не удалось, изобретательные горожане решили заменить ее длинными кусочками картошки, зажарив их в масле.

· 37. Один из рецептов приготовления традиционного русского блюда – блинов – подразумевал использование картофеля вместо муки.

· 38. В современной Исландии популярна водка, сделанная из картофеля. Исландский «Бреннивин» (Brennivin) считается главным неофициальным алкогольным напитком страны. Его изготавливают из картофеля и семян тмина, которые используются для ароматизации напитка. Brennivin дословно переводится как «горящее вино».

·

· 39. В состав картофеля входят крахмал, белки, имеются все незаменимые аминокислоты, пектины, сахариды, клетчатка, почти все витамины группы B, а также витамины C, P, K, PP и A, минеральные соли (особенно калий и фосфор), макро- и микроэлементы, органические кислоты и стерины. Всего 200-300 грамм картофеля содержат необходимую суточную норму витамина C.

· 40. Любопытно, что содержание воды в картофеле – около 75-80%, в зависимости от сорта. Это лишь немногим меньше, чем в молоке!

· 41. Последние исследования ученых показали, что картофельная диета полезна для улучшения памяти. После съедения порции картофельного пюре, находящаяся в картофеле глюкоза попадает в организм, и уже через 15 минут наступает улучшение функции памяти.

· 42. Вопреки распространенному мнению, картофель не очень калориен, в одной порции содержится 110 калорий. Зато одна столовая ложка сливочного масла удвоит калорийность картофеля, поэтому следите за тем, что и в каких количествах Вы добавляете в картофельные блюда.

·

· 43. Для того, чтобы уменьшить время запекания картофеля, можно вставить в него деревянную шпажку или отварить его в соленой воде в течение 10 минут перед закладкой в разогретую духовку.

· 44. Если приготовить картофель в мундире, это позволит сохранить большую питательную ценность. Перед подачей кожуру лучше счистить – есть ее не рекомендуется: полезных веществ в ней немного, зато токсины и пестициды, если им было откуда взяться, переживут и мытье, и термообработку.

· Непродовольственное использование картофеля

· 45. Широко используют картофель и в непродовольственных целях: из него получают клей, корм для животных и топливный этанол. Картофельный крахмал используется в фармацевтической, текстильной, деревообрабатывающей и бумажной отраслях, а нефтедобывающими фирмами он применяется для мытья каналов скважин. Картофельный крахмал можно использовать в качестве заменителя полистирена и других пластмасс, например, при производстве одноразовых тарелок, блюд и ножей.

· 46. Недавно в России была запатентована технология получения съедобных нитей из картофеля и других овощей. Из этих нитей можно вязать одежду, нитями можно вышивать, из них можно вязать десерты или закуску, используя сахарный или солевой раствор.

· 47. Картофель используется в народной медицине и врачебной практике, в косметологии, он обладает фитонцидными и лечебными свойствами.

· 48. В Израиле, в Еврейском университете в Иерусалиме, ученые получилиэлектроэнергию, генерируемую электрическими батареями на основе вареного картофеля. Такие батареи из цинковых и медных электродов и куска обыкновенного картофеля способы работать в течение нескольких дней и даже недель, а вырабатываемое ими электричество в 5-50 раз дешевле получаемого от традиционных батареек.

·

· 49. Не обошли вниманием картошку и сонники. Известный сонник Миллера трактует «картофельные сны» так: копать картошку – к успеху, есть – к выгоде, сажать – к исполнению желаний, а гнилая картошка – неясное будущее.

· 50. С помощью картофеля можно также узнать об исполнении Ваших желаний. Есть такое гадание, основанное на древнем гадании инков. Нужно выбрать понравившийся куст картофеля, на котором высохли листочки, выкопать его и подсчитать количество клубней, выросших на этом кусте. Если клубней четное число – желание должно скоро сбыться, если нечетное – то задуманное желание не осуществится. Инки гадали проще – подсчитывали клубни в произвольно насыпанной куче картофеля. Четное число было хорошим предзнаменованием, нечетное – плохим.

·

·

  • Теперь с помощью мялки я размял картошку и добавил в пюре теплое молоко и размягченное сливочное масло.

  • Теперь начинаем красить. С помощью сока из зелени получается зеленое пюре. Морковный сок окрашивает пюре в розовый цвет. А свекольный сок делает пюре малиновым.
  • Вот такой разноцветный гарнир приготовил я на ужин. Моим родителям очень понравилось.

Заключение

Прочитав статьи в энциклопедиях и интернете, я узнал, с каким трудом картофель попал в Европу.

Я узнал о людях, которые приложили немало усилий, чтобы картофель стал всенародно любимым продуктом.

Я рассказал об этом своим одноклассникам и показал необычные памятники, поставленные картофелю в разных странах.

Я изучил необычные рецепты блюд из картофеля.

Я научился готовить необычное разноцветное картофельное пюре.

Мной был создан буклет с необычными рецептами из картофеля.

Таким образом, цели моей работы достигнуты.

Список литературы

1. Энциклопедия «Калейдоскоп знаний», Ридерз Дайжест 2005

2. Блюда из картофеля, Мой мир, 2007

3. Необычные блюда из картофеля, Анна Максимук, Феникс, 2007

4. Энциклопедия « Живой мир вокруг нас», Махаон 2005

5. Интернет- ресурсы

Какой овощ является самым популярным в нашей стране? Картофель, разумеется. Этот некогда заморский гость прочно обосновался на нашей кухне, сперва практически вытеснив из рациона репу, а потом и вовсе став вторым хлебом. Такая знакомая, такая привычная картошка. Однако уверены ли вы, что знаете о ней все?..

  • Первыми культивировать картофель начали перуанские индейцы в Андах более 4 тысяч лет назад. На высоте свыше 3 тысяч метров над уровнем моря они сумели вывести более 200 разновидностей этого корнеплода.
  • Несмотря на то, что картофель появился в Европе уже в 1550 (по другим данным — в 1565) году, встретили его более чем прохладно: мало того, что он не упомянут в Библии, так ненавистники картошки еще и распускали слухи о том, что ее употребление ведет к проказе, рахиту и туберкулезу. Впервые картофель стал популярным в Европе лишь в конце XVIII века, когда Мария-Антуанетта дополнила свой наряд на балу цветками картофеля. Впрочем, другой венценосный апологет картофельной диеты, король Пруссии Фридрих II Великий, поступал проще: он пригрозил отрезать уши и носы тем земледельцам, которые отказывались высаживать картошку.
  • В Северной Америке картофель впервые появился еще позже, чем в Европе — в 1621 году, когда губернатор Бермудских островов Натаниэль Батлер отправил губернатору Вирджинии Фрэнсису Вайатту груз картофеля. При этом он проделал долгий путь: после того, как испанцы привезли картофель к себе на родину, через Италию он попал в Северную Европу, а уж оттуда — на Бермудские острова.
  • Во времена Золотой лихорадки в Аляске картофель ценился почти на вес золота — прежде всего, за высокую питательную ценность и содержание витамина C.
  • Шутливое подтрунивание над Белоруссией как страной, населенной большими любителями картофеля, статистически обосновано: она прочно удерживает первую позицию в мире по производству картофеля на душу населения!
  • Содержание воды в картофеле — порядка 80%, в зависимости от сорта. Лишь немногим меньше, чем в молоке.
  • Для того, чтобы уменьшить время запекания картофеля, можно воткнуть в него гвоздь (этим вы сэкономите 15 минут!) или отварить его в соленой воде в течение 10 минут перед закладкой в разогретую духовку.

  • Если приготовить картофель в мундире, это позволит лучше сохранить его питательную ценность. Но непосредственно перед подачей кожуру лучше счистить — есть ее не рекомендуется: полезных веществ в ней немного, зато токсины и пестициды, если им было откуда взяться, переживут и мытье, и термообработку.
  • Вопреки распространенному мнению, картофель не очень калориен, в одной порции содержится 110 калорий, зато одна столовая ложка сливочного удвоит калорийность картофеля. С другой стороны, картофель — один из чемпионов по содержанию крахмала, на что следует обратить внимание, если вы стремитесь ограничивать себя в углеводах.
  • Помимо высокого содержания витамина C — 45 процентов от дневной нормы в одном среднем клубне — картофель также весьма богат калием (21% дневной нормы) и (12% дневной нормы). А ирландцы, большие любители картофеля, к тому же утверждают, что этот корнеплод — отличный афродизиак. Хм.

Нет такого ребенка, который не любил бы картошку! Картофель не зря называют “вторым хлебом”, из него готовят невероятное количество разнообразных блюд. Это настолько популярный овощ, что он присутствует практически во всех кухнях мира.
А что знают о нем школьники? Как картофель оказался на нашем столе? Все это можно узнать, если провести с детьми праздник картошки.

Цели. Расширить знания детей о картофеле; учить подбирать нужный материал; развивать художественные и творческие способности детей; учить анализу и обобщению собранного материала, воспитывать уважение к людям труда.

Учебные материалы. Выставка картофеля; газета «История картофеля»; набор открыток «Растения-переселенцы».

Предварительная подготовка. Класс делится на группы. Каждая группа готовит разные задания. Первая группа должна сочинить «Оду картофелю», вторая группа – подобрать или сочинить о картофеле частушки и загадки, третья группа – выпустить стенгазету.
В этот день для детей в столовой приготовили картофельное пюре с огурцами и салат из капусты.

ХОД ПРАЗДНИКА

Учитель. Послушайте стихотворение.

Ученик 1.

На этот раз пойдет рассказ
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь и пять,
Что, впрочем, можно сосчитать.
О той, кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал.
О той, кого на кухню к нам
Весною притащил я сам.
О той, чьи странные глазки
Росли день ото дня,
О той, кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко –
А вдруг это... (картошка )?

(Д. Чиарди )

У. Сегодня мы будем говорить про всем нам хорошо известный и любимый овощ – картофель. Родина картофеля – Южная Америка. Известно ли вам, как он появился у нас в стране?

Ведущий. Дорогие ребятя, наша игра начинается! Сейчас мы с вами, отвечая на вопросы игры «Поле чудес», узнаем о том, откуда картофель попал к нам на стол.

Тур 1

Как называются горы, в которых произрастает картофель в диком виде? (Анды. )

Тур 2

Страна, в которую впервые по морю был привезен картофель. (Испания. )

У . Испанцы не поняли ценность продукта. Картофелю пришлось обойти всю Европу и вернуться снова в Испанию уже почитаемым продуктом. Картофель в качестве подарка папе римскому попал в Италию, где и получил свое название от слова тартуффоли – так итальянцы называли грибы трюфели, напоминающие формой новые подземные плоды.

Тур 3

Как звали французского физика и фармацевта – ярого пропагандиста картофеля? (Пармантье. )

У. Пармантье устраивал бесплатные обеды из одних только картофельных блюд, сопровождая их занимательными беседами и остроумными рассказами. Он обращался с горячими призывами к французской знати и даже достиг королевского двора. Королева благосклонно выслушала ученого и включила цветок картофеля в свой туалет. И тут же вспыхнул среди знати спрос на цветы нового растения. Рассказывают, что некоторые поборники нового растения, разводя его с большим рвением, но зная о нем понаслышке, старательно собирали завязавшиеся на ботве после цветения зеленые плодики и, заготовив их в достаточном количестве, пытались отведать вареными и сырыми. Можно представить, какое ждало их разочарование!
А король Людовик ХVI пропагандировал картофель так: он велел на королевском огороде возле Парижа засадить целое поле картофелем и охранять его.

Игра со зрителями

Что назначил король Людовик за кражу картофеля? (Штраф. )

У. Страже Людовик велел «не замечать» воров. А запретный плод, как известно, сладок. Что охраняется, то должно быть ценным. Тут же появились воры. После созревания картофеля на поле не осталось клубней. В России начал вводить картофель царь Петр I. Приказ царя употреблять его в пищу приводил к «картофельным бунтам».

Финал

Что выдавал Петр I за посев картофеля? (Премия. )

Супер игра

Как русский народ называл картофель? (Чертово яблоко. )

В. История освоения картофеля в Европе и Азии похожа на приключенческий роман. Земляные яблоки, как их еще называли, завоевывали все новые и новые страны: Швейцарию, Голландию, Ирландию. И вот из Ирландии картофель попадает в Северную Америку. Только потом выяснили, что картофель совершил чуть ли не кругосветное путешествие, вернувшись на свой материк.
Сколько препятствий претерпела картошка, прежде чем попасть на стол, вы можете узнать из сказки Х.К. Андерсена «Картошка».

У. Когда у нас сажают картофель?

Дети. В последних числах апреля – начале мая.

У. Как летом за ним ухаживают?

Д. Картофель боронят, рыхлят, окучивают, подкармливают, борются с сорняками, болезнями и вредителями.

У. Вот видите, сколько нужно приложить человеку сил, чтобы вырастить картофель! Когда нужно собирать урожай?

Д. В начале сентября картофель можно выкапывать.

У. Если вы посадили одно ведро картошки, то сколько примерно ведер вы можете собрать осенью?

Ученики отвечают .

У. От чего зависит урожайность картофеля?

Д. От сорта (насчитывается более 200 видов этого овоща), почвы, удобрения, ухода и еще от многих причин.

У. Если у вас есть только несколько крупных картофелин, а вы хотите посадить побольше, что можно сделать?

Д. Нужно разрезать картофелину на несколько частей, но так, чтобы в каждом кусочке был глазок.

Учитель показывает картофель с глазками.

У. Молодцы! В старших классах вы будете проводить различные опыты с картофелем, чтобы подтвердить то, о чем мы сейчас говорили. Теперь послушаем, как три группы подготовили домашнее задание.

Первая группа

Ода картофелю

У. В одном прекрасном царстве...
Д. А может, и не в царстве...
У. Жила-была картошка...
Д. А может, не жила.
У. Была она большая...
Д. А может, небольшая...
У. Кругла, бела, глазаста...
Д. А может, не была.
У. А если в чугуночке
Ее ты в печке сваришь...
Д. А если и не сваришь...
У. Но можно ведь сварить.
Посолите немножко...
Д. А может, посильнее...
У. С огурчиком хрустящим...
Д. С соленым, может быть,
Ее ведь можно съесть.
Вкуснятина!

Дети исполняют на мотив песни «А у нас во дворе»:

В огороде у нас
есть картошка одна,
Среди всех овощей
неприметна она.
Почему ж это так
неприметна она?

Можно на обед
Нажарить вам котлет,
Но картофель к ним
Все ж необходим.

Ведь картофель для нас
очень ценный продукт,
Он заменит всегда
самый вкусненький фрукт.
Почему ж это так:
самый вкусненький фрукт?

Можно на обед
Сделать и омлет,
Но картофель все ж
Очень всем хорош.

Вторая группа

Веселые частушки

Мы девчата боевые,
Дружно, весело живем.
Мы сейчас свои частушки
Про картошку пропоем.

Заросла моя картошка
Травой дикой – лебедой.
Прополола я немножко
И сказала: «Шут с тобой!»

За столом картошку ела,
Подошел Алешка.
Попросил Алешка ложку:
Берегись, картошка!

Ой, спасибо, Петр Первый,
Что картошку нам привез.
А то ели бы доныне
Только репу и овес.

Загадки о картошке

    Неказиста, мешковата,
    А придет на стол она –
    Скажут весело ребята:
    «Ну, рассыпчата, вкусна!»

    Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.

    Между гор
    Лежит толстый Егор.

    Курочка-пустодом
    Свила гнездо за двором,
    Яйца несет,
    В землю кладет.

    Кругла, рассыпчата, бела
    На стол она с полей пришла.
    Ты посоли ее немножко,
    Ведь правда, вкусная... (картошка )?

Третья группа

Ребята представляют стенгазету”История картофеля”.

Ведущий. Картофель – важнейший источник витамина С. В картофеле содержится 32 микроэлемента, из которых очень важным считается калий (в кожуре его в 1,5 раза больше). Для лечения разных болезней используют все органы растения, но чаще всего клубни. Они обладают противоязвенным и противовоспалительным действием. Картофельный сок помогает при лечении ангины. Настой из ростков клубней может помочь восстановить зрение. Горячий картофель в мундире вылечит кашель. Даже бородавки исчезнут, если натирать их сырым картофелем.
Картофель называют «вторым хлебом». Из него готовят невероятное количество разнообразных блюд. Это настолько популярный овощ, что он присутствует практически во всех кухнях мира.

У. Какие блюда можно приготовить из картофеля?

Д. Картофельное пюре, картофель-фри, картофель с сельдью, запеканку картофельную с грибами, рулет картофельный, картофель тушеный с мясом и многие другие блюда.

Ведущий. А теперь послушайте стихотворение Михаила Есеновского «Бутерброд про картошку» (из «Книги для чтения за едой»).

Ученик 2.

Как-то мальчик Юра
ел себе картошку,
Он картошку кушал
твердою рукой.
Говорит картошка:
– Что-то я забыла,
Кто же я такая?
Кто же ты такой?
Кто же мы с тобою,
милый мальчик Юра?
Кто бы мог доверить
эту тайну нам?
– Я-то мальчик Юра,
А вот ты откуда,
я не знаю сам.
Может, ты испанка,
может, ты японка,
Может, ты цыганка,
может, папуас?
Может, ты бандитка,
может, ты шпионка?
Может, с парашютом
сброшена на нас?
Шепотом картошка
говорит тихонько:
– Ты меня не выдашь,
ты ведь не трепач?
Ты меня не знаешь,
ты меня не видел,
Ты меня, шпионку,
за щекою спрячь!

Ведущий. Картофель идет не только в пищу – он превращается в автопокрышки и кинопленку, высокоценные лаки для окраски подводных лодок и самолетов, искусственный шелк и духи, разнообразные пластмассы и сотни других разных изделий.

В конце праздника учитель и ведущий детей награждают: за лучшую частушку, за самую интересную загадку, за активное участие в выступлениях, за победу в игре «Поле чудес», за выставку, где выбирают самую большую, самую маленькую, самую причудливую картошку.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 г. Горбатов

Конспект интегрированного

занятия по экологии

«Беседа о картофеле»

(для детей старшей группы)

Подготовила:

воспитатель

Феклина Е. М.

2014г

Задачи

1.Дать детям представление о происхождении картофеля, приемах его возделывания.

Уточнить и дополнить знания детей о картофеле как продукте питания и как о лекарственном продукте.

Дать представление о картофеле как о живом организме.

Дать конкретные представления о труде человека по выращиванию картофеля.

2. Научить согласовывать свои действия с действиями других, развивать любознательность.

3. Активизировать и обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая), развивать связную речь, логическое мышление.

4. Воспитывать интерес к длительным экспериментам.

Дидактический материал

Глобус, портрет Христофора Колумба, письмо от профессора, открытки с изображением блюд из картофеля, картофель сырой (проращенный, не проращенный), вареный, терка, 2 салфетки (одна накрахмалена), крахмал, мука (емкость для них), поделки из картофеля, халат, схема описания картофеля, модели: роста, условия роста, живого организма, банка с водой, горячая вода в термосе, для аппликации: лист бумаги с изображением ботвы овощей, картонные листы для вырезания картофеля.

Предварительная работа

Заучивание загадок об овощах.

Дидактические игры «Узнай по силуэту», «Узнай на ощупь», «Вершки и корешки».

Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Ребята, я получила очень загадочное письмо. Вот послушайте:

«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому приглашаю вас к себе в лабораторию и кое-что расскажу интересное. О чем? Узнаете, когда прилетите ко мне в гости на ковре-самолете. Ваш профессор Огород »

Интересно, о чем нам хочет рассказать профессор? Полетим к нему в гости?

Дети: Да, полетим.

Воспитатель: Садитесь на волшебный ковер, закройте глаза и представьте, что мы летим над лесом, озером, лугом.

Дети выполняют. Воспитатель надевает белый халат, очки, берет в руки папку – превращается в профессора. Детям предлагается открыть глаза.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Профессор: Ой, кто это ко мне прилетел? Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Профессор: Ребята, вы откуда? А вы знаете, куда прилетели? (ответы детей ). Правильно, в лабораторию к профессору Огороду. Профессор – это я. Я сегодня проводил опыты с одним овощем. Угадайте, что это за овощ?

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко –

Под кустом …

Дети: Картошка.

Профессор: Правильно! (показывает детям клубень картофеля ) Дети, вы знаете, откуда у нас появился картофель? Хотите узнать? Я знаю очень интересную историю о нем. Садитесь и слушайте. (Дети рассаживаются на стульчики)

Давно это было! 500 лет назад вернулись из дальнего плавания корабли отважного мореплавателя Христофора Колумба (показывает портрет путешественника). Прибыли они издалека, из Южной Америки, переплыли океан. И самым ценным грузом, который они привезли, были семена картофеля. В Южной Америке жили индейцы, и их основной пищей был картофель. В его честь устраивали даже праздники. Женщины наряжали крупные клубни как кукол, шили юбочки из разноцветных кусочков ткани (показывает поделки из картофеля ). Мужчины танцевали, поставив на голову мешок с клубнями. А когда его привезли из Южной Америки в другие страны, то дарили картофель как драгоценность богатым людям. Когда же картофель перестал быть редкостью, то появился и у простого народа. Теперь картофель стал для нас и других народов вторым хлебом. Как вы думаете, почему?

Дети: Картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд: его варят, жарят, пекут.

Профессор: Какие блюда можно приготовить из картофеля?

Воспитатель вместе с детьми перечисляет, что можно приготовить, и показывает детям открытки с изображением блюд из картофеля.

Профессор: Картофель нужен людями не только для еды. Он – хорошее лекарство. Может быть, вы знаете, как лечится картошкой?

Дети: Если простудился, можно подышать над паром сваренной картошки, и легче станет.

Профессор: А еще сырой картофель прикладывают к ожогам. Вот какой это удивительный овощ! Кто знает загадки о картофеле?

М.К.: Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь правда, вкусная картошка.

М.Ш.: Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну рассыпчата вкусна!»

Д.В.: Под землей птица гнездо свила,

Яиц нанесла.

Профессор: Много труда надо приложить, чтобы вырастить картофель. Кто видел, и знает, что нужно сделать, чтобы вырастить картофель?

Дети: Сначала надо вскопать землю, затем посадить картошку, потом окучить грядки, надо поливать, а осенью выкопать.

Профессор: Для того, чтобы картофель и другие овощи, начал расти, необходимы определенные условия. Какие это условия?

Дети рассказывают.

Профессор: Вот мы посадили картофель, создали необходимые условия, клубень картофеля превращается в растение. Какие части растений вы знаете? Выберите необходимую модель. (Дети выбирают модель: корень, стебель, лист, цветок, плоды). Давайте проверим (показывает прорастающий в стеклянной банке клубень картофеля: есть корень, стебель, лист). Можно сказать, что картофель живое существо?

Дети: Да

Профессор: Почему?

Дети: Он растет, питается, погибает, если за ним не ухаживать.

Педагог предлагает рассмотреть модель роста растений: движение, дыхание, рост, питание, размножение.

Игра «Собери урожай» (психологическая минутка)

Профессор: Встаньте свободно. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель. Делаем наклоны вперед.

Лето наступило, солнышко сияет,

И картофель наш быстро вырастает.

Дети поднимают руки, тянутся вверх.

Ветер сильный дует,

Качают вытянутыми руками в стороны.

И грохочет гром,

Топают ногами.

А картофелю всё это ни по чем.

Снова в синем небе

Солнышко сияет,

И картофель снова

Быстро вырастает.

Тянутся руками вверх.

Картофель вырос, пора урожай собирать.

Делают наклоны.

Профессор: Молодцы! А теперь занимайте свои места за столом, только тихо. В моей лаборатории не шумят, ничего руками не трогают без моего разрешения. Ребята, вот какой мы собрали урожай картофеля! Картошины называют клубнями – это мясистое утолщение корня. Повторите. (Дети повторяют .) А теперь возьмите по клубню в руки и рассмотрите его, расскажите всё, что вы о нем знаете.

Дети высказываются с опорой на схему: где растет, какого цвета, формы, что внутри.

Профессор: Возьмите картофель и рассмотрите: что есть у картофеля? Да, выемки-глазки – будущие ростки. А теперь возьмите в руки проращенный картофель. Обратите внимание на белые ростки, которые есть на каждом клубне. Они появились на месте глазков. Ростки сначала белые, а потом зеленые – это начало роста картофеля. Весной проращенные клубни сажают в теплую землю, и через некоторое время появляются зеленые ростки. Они становятся все больше и больше, вскоре можно увидеть стебель, множество листьев и даже небольшие цветочки (показывает на картинке). В земле это зеленое растение удерживается с помощью корня, на котором созревает множество клубней – молодых картофелин. Десять дней назад я посадил клубень картофеля, у него появились корни, ростки в стебли превратились, выросли листья. Как вы думаете, каким он будет еще через десять дней? (Профессор выслушивает высказывания детей и предлагает все зарисовать).

Через десять дней мы увидим, насколько вы правы. Какие еще овощи растут в земле? На земле?

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Профессор: Молодцы! Много овощей знаете. А скажите, почему сваренный картофель (показывает вареный картофель ) рассыпчатый? Не догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в нем содержится крахмал или картофельная мука. Чем больше крахмала в картофеле, тем он рассыпчатей, а значит – и вкуснее.

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь правда, вкусная …

Дети: Картошка

Профессор: Что содержится в картофеле? (показывает крахмал)

Дети: Крахмал.

Профессор: Да, его вырабатывают из картофеля и продают в магазинах.

Эксперимент «Картофельный крахмал»

Профессор: Чтобы доказать, что в картофеле содержится крахмал, проведем эксперимент: давайте вместе попробуем получить крахмал из картофеля. Берем заранее натертый картофель. Он уже посинел от нетерпения. Опускаем его в стакан с водой. Обратите внимание на осадок в стакане – это и есть крахмал. Картофель вынимают, воду осторожно сливают, осадок сушат. Получается крахмал. Как вы думаете, почему крахмал называют еще картофельной мукой? (Ответы детей). Ребята, а вы сможете отличить крахмал от муки? У вас на столе стоят два блюдца: в одном – мука, в другом – крахмал. Посмотрите на них, потрогайте, понюхайте, только не сильно наклоняйтесь и вдыхайте (дети выполняют). А теперь скажите и покажите, в каком блюдце мука, а в каком крахмал? Правильно. Крахмал светлее, чем мука. На ощупь крахмал как бы скрипит. Чем они похожи (Ответы детей). А как вы думаете, для чего нужен крахмал?

Дети: Крахмал нужен для того, чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты.

Профессор: правильно. Вот сравните две салфетки6 одна накрахмаленная а другая – нет. Заметили разницу? А еще мы пользуемся крахмалом в детском саду во время занятий аппликацией. Если заварить крахмал кипятком, то получим клей – клейстер (показывает). Мы и сегодня используем его на нашем занятии. Понравилось вам проводить опыты, как настоящим ученым? К сожалению, ребята, у меня закончилось время и мне надо идти проводить другие опыты. Ждите следующего приглашения ко мне в гости. Понравилось вам быть у меня в гостях? Садитесь на ковер-самолет и отправляйтесь в группу. Не забудьте взять с собой клейстер, он пригодится вам. Закрыли глаза, вот вы летите над лесом, озером. Вдалеке показался детский сад.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель снимает халат, очки, убирает папку и ручку, пока дети сидят с закрытыми глазами.

Воспитатель: Открываем глаза. Ребята, где же вы были? Что вы там узнали?

Дети делятся своими впечатлениями. Воспитатель с интересом выслушивает каждого ребенка.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Теперь я тоже буду знать о картофеле: родился он в Южной Америке, привез его Христофор Колумб. В нем содержится крахмал, который отличается от муки. Картофель надо поливать, окучивать. Будем ждать приглашения от профессора и обязательно навестим его еще раз… А что это в баночке у вас?

Дети: Это клейстер, он сварен из крахмала.

Воспитатель: Вот как хорошо: мы используем наш клейстер для изготовления аппликации «Наклей овощ к ботве» .