Каменные сердца. Тысячелетний напиток (архивная запись)

Квест появляется у вас автоматически в журнале заданий

Этап 1: проверьте доску объявлений у корчмы «Семь котов»


Направляйтесь в корчму, она находится недалеко от Новиграда.

Он находится в усадьбе Гарин, это к северу-востоку от .

В усадьбе вас встретят «веселыми» шутками и отведут к Ольгерду, с ним нужно обговорить детали заказа. Когда будите уходить к вам подойдет девушка и даст дополнительное задание «Роза на красном поле»

Этап 3: каналы Оксенфурта

Следующим местом вашего приключения будут каналы города . Попасть в каналы можно спустившись в колодец, который находится к западу от Новиградских ворот.

Этап 4: Обыскать каналы

Спустившись, используйте ведьмачье чутье, чтобы найти следы.

Следы приведут вас к старой знакомой Геральта - , она поведает вам о происходящем и расскажет о монстре. После разговора вам необходимо найти ключ от решетки нижнего уровня каналов , найти его можно обыскав труп солдата в углу.

Этап 5: нижний уровень

Используя ведьмачье чутье, внимательно осмотрите нижний уровень каналов.
Поиски приведут вас к трупу одного из людей сопровождавших Шани . Изучив тело, Геральт учует запах чудовища,следуйте по нему. След приведет вас в тупик, чтобы продвигаться дальше нужно найти обходной путь (найти легко, проход будет за открытой решеткой), вы попадете в логово.

Этап 6: логово

В логове используя приманку Геральт выманит на бой чудовище.


Бой с ним очень сложный. Хоть он медленный и практически не передвигается, но его атаки очень быстры и сильны. В бою поможет знак "Квен", "Игни" и бомбы "Танцующая звезда" и "Северный ветер".

Этап 7: неожиданная встреча

После победы над монстром, Геральт упадет от сильного отравления и очнётся пленником на корабле. Вас считают убийцей офирского принца и везут на казнь.
Сбежать вам поможет знакомый Геральта - . После внезапно налетевшего шторма,корабль разбивается и Геральт оказывается на берегу. Там вам придётся дать бой отряду воинов.

Этап 8: офирский маг

В отряде будет офирский маг, очень сильный противник, которого охраняют несколько солдат с пиками и щитами.


Пользуясь «Квеном» можно избежать урона от мага пока будите разбираться с остальными. Бомбой «северный ветер» можно заморозить мага (сделать это сложно так, как он отбрасывает бомбы) и поразить его мощными атаками. Не стоит стоять на одном месте и не давайте окружить себя.

Этап 9: встреча с Господином Зеркало

В полночь направляйтесь на распутье у ивы (Деревня Янтра)


После разговора с о"Димом, нужно отправляться к Ольгерду.

Этап 10: разговор должников

Когда вы приедете в усадьбу она уже будет объята пламенем, а люди Ольгерда будут проводить казнь.


Если вы помешаете казни, вам придется сражаться с Ольгердом. Во время битвы используйте Квен и Аард, и всеми любимые перекаты и уклонения. Он постоянно будет телепортироваться за спину, так что,держите блок, После победы над ним, будет диалог. После диалога откроются квесты "И я там был,мед-пиво пил","Сезам,откройся!"

Награда: 650 ХР и 450 крон

И я там был, мед-пиво пил


Из разговора с ней вы узнаете, что произошло с Шани за все эти годы и где искать гробницу рода Эвереков.

Этап 2: Гробница Эвереков

Гробница находится в восточной части карты от . Там вас уже будет ждать Шани, она даст вам кадильницу (квестовый предмет). После диалога вам нужно спуститься в склеп.


Там вас будут ждать 33 уровня (сложные противники) и их довольно много, здесь пригодится знак Ирден, главное не дайте себя окружить. После того как вы убьете всех призраков, осмотрите место используя ведьмачье чутье и найдите брата Ольгерда.

Этап 3: духи

Теперь вам понадобится кадильница, которую вам дали, с ее помощью нужно пройтись по склепу и окурить его. После этого нужно разжечь лампаду, она находится в самом центре комнаты, где вы сражались с призраками.


После завершения ритуала к вам выйдут все члены семьи Эвереков , они буду враждебно настроены против вас. Их придётся победить в бою, хоть они и призраки, но убить их гораздо легче. После, к вам выйдет Витольд - брат Ольгерда , которого вы искали. После того как Витольд узнает, что Геральт здесь для того что бы развеселить его, он вселится в ведьмака.

Этап 4: свадьба

Теперь на протяжение всего задания вас будет сопровождать дух Витольда. Что бы позабавить духа, Шани предлагает сопроводить ее на свадьбу. Направляйтесь в оговорённое место в Деревню Броновицы . Там вам с Шани нужно будет принять участие в свадебных забавах до полуночи.


Одной из таких забав будет "загнать свиней в хлев" (быстро это сделать поможет знак Аксий ), после участия Шани предложит вам пари и из-за него вам придётся сразиться на палках с крестьянами (знаки использовать нельзя). Следующей забавой будет - "Поймай башмачок" . Шани бросит свою туфлю в озеро и вам нужно ее найти, сделать это не легко, потому что в озере много других башмаков. После этого Витольд захочет потанцевать. После танца поговорите с Зеркальным человеком. Затем продолжайте участвовать в забавах. Еще одной забавой будет "Поиски Пожирателя огня" . Для этого пройдите по следам сбежавшей собаки, они приведут вас к дереву где и сидит фокусник. По пути обратно в деревню на вас нападет кабан. Защитите пожирателя огня от него. И последней забавой будет игра в гвинт (если вы проиграете вас заставят одеть шутливые уши и отдать 5% от вашего золота).

В полночь направляйтесь в амбар для свадебной церемонии. После этого дух Витольда исчезнет.

Этап 5: доложить Ольгерду

Награда: 1065 ХР, задание:

Сезам, откройся!

Квест получите автоматически после прохождения квеста .

Этап 1: отправиться в аукционный дом Борсоди

Этап 1: отправиться в резиденцию фон Эвереков

Когда вы выполните два желания , он загадает третье - принести фиолетовую розу. Вы начнете поиски с усадьбы фон Эвереков, которая находится на юге от деревни Броновицы.


Ворота в резиденцию будут заперты. Проход будет слева от главных ворот.

Этап 2: сторож

В проходе вы встретите вора, который потерял своего напарника, Геральт обещает помочь его найти. Оказавшись во дворе имения, используйте ведьмачье чутье, что бы найти фиолетовую розу, осмотрев область вы ничего не найдете, но следы пропавшего вора приведут вас в заднюю часть сада. Там вы обнаружите мертвого вора и сторожа резиденции- Ключника.


Это очень сложный противник. Все его попадания по вам будут восстанавливать ему здоровье, его принцип боя завязан на серии круговых ударов и двух мощных после которых он не может двигаться. Битва с ним идет в две стадии: первая - вы оставляете ему половину здоровья, Ключник призывает духов от которых будет восстанавливать здоровье (бить его в этом время бесполезно лучше займитесь духами - уничтожьте их) и вторая - вы оставляете ему четверть здоровья после чего он опять призывает духов, старайтесь мешать ему восполнять здоровье, когда призыв закончится, его уже можно убить (на этот раз он никого не будет призывать). Для битвы запаситесь едой и зельями , так же в бою поможет знак Ирден , почему-то чудовище сразу отвлекается на его активацию, этим можно воспользоваться в свою пользу.

Этап 3: усадьба фон Эверек

Когда вы наконец одолеете Ключника, к вам выйдут черный пес и черная кошка, они некие духи-хранители этого дома. По их словам розу можно найти у хозяйки дома и жены Ольгерда - Ирис. Поднимайтесь на второй этаж усадьбы и отыщите Ирис. На первом этаже на столе будет лежать "Альбом для набросков Ирис" (квестовый предмет). На втором этаже пройдите через балкон в другую часть дома. Там на вас нападет "Призрак с картины".


Биться с ним будет намного легче, сложность вызовут только порталы, которые призрак создает. Их лучше закрывать как можно скорее (через них призрак восстанавливает здоровье). Победив призрака вы очутитесь в спальне у Ирис (слева на столе можно подобрать портрет Ольгерда и Ирис). В спальне появятся дух собаки и кошки они расскажут что произошло с хозяйкой. Хозяйку необходимо похоронить в саду перед домом, что бы вызвать ее дух и спросить про розу. Используя ведьмачье чутье найдите подходящее место. Найдя его, похороните Ирис и скажите последнее слова (ни на что не влияют), так же в ее могилу можно положить найденные вами альбом и портрет.

Этап 4: другой мир

Призванный вами дух откроет портал, пройдя через него Геральт окажется в нарисованном мире. З десь вам нужно найти воспоминания Ирис фон Эверек и восстановить их.


Воспоминания в хронологическом порядке:
1. Ирис и Ольгерд в беседке - на скамье возьмите палитру художника - поставьте ее на стол; на перилах беседки будет книга - положите ее в руку Ольгерда . Когда вы это сделаете на вас нападут пчелы, сожгите их знаком Игни .
2. Ирис и Ольгерд возле фонтана - рюмку вы найдете на фонтане - положите ее в руку Ирис . После заставки на вас нападут пауки-призраки (выйдите на открытое место, там им легче противостоять).
3. Ужин - подожгите две свечи на столе (возле людей) и распалите камин используя знак Игни . На вас нападет призрак, одолев его идите на второй этаж.
4. Спальня - полотенце будет на полу - положите его возле Ольгерда .
5. Мастерская - возьмите бокал на тумбочке со свечой, фрукты найдёте за спиной у Ирис. После этого взаимодействуйте со стойкой возле Ольгерда : яблоко положите справа, виноград слева, а бокал в центр . Далее идите в кабинет к Ольгерду . В коридоре на вас нападет очень много призраков - не дайте себя окружить.
6. Лаборатория - возьмите свечи со стола и расположите их по кругу в который вписана пиктограмма. Начнётся пожар, что бы выбраться из него бегите в картину, вас перенесёт во двор усадьбы. Там будет буран, быстро бегите в открытые двери подвала.
7. Подвал - брачный контракт найдете на полу в центре - отдайте ее отцу Ирис, кружка будет слева от бочки - дайте Ольгерду . Поднимайтесь на верх.
8. Мрачный ужин - поднос с едой возьмите возле камина - отдайте его Ключнику, большую миску напротив стола - положите возле собаки, маленькую миску найдете недалеко от камина - положите возле кошки.

Этап 5: страх

После восстановления всех воспоминаний, возьмите письмо Ольгерда на столе, после его прочтения появиться "Самый большой страх Ирис" .


Вас окружат 6 призраков, нападать они буду по одному главное не заденьте других призраков во время боя, тогда на вас набросятся все. В бою поможет знак Аард (на последнего знак не действует) , старайтесь не отходить далеко от противника, если это произойдет, то они будут совершать рывок, которым могут вас убить.

Этап 6: цветок

Разобравшись с призраками вы наконец поговорите с Ирис. У нее вы можете забрать розу.


В корчме вас будет ждать , он скажет привести Ольгерда в святилище Лильвани (к северо-востоку от деревни Штейгера)

Дополнительно: человек Ольгерда передаст нам что Шани была здесь и искала Геральта, отправляйтесь в ее клинику. Шани расскажет нам о профессоре Шезлоке - он мог бы помочь больше узнать о Господине Зеркало. Идите вместе с Шани к университету. Стражники пропустят только Шани , но она поможет вам пройти на территорию университета, для этого обойдите здание со стороны берега, там будет несколько утопцев убить их не составит труда. Поднявшись по веревке идите к дому профессора, на пути у вас будут стоять 5 охотников на колдуний. Сперва разберитесь с арбалетчиком и битва пройдет намного легче. Дом профессора будет заперт, напротив двери будет лестница, поднимайтесь по ней и на дверях примените знак Аард , вы окажетесь внутри. На самом нижнем этаже будет профессор, после разговора с ним вы узнаете детали договора Ольгерда и о"Дима . После окончание диалога покиньте университет, выйдите из дома и заберитесь на башню с помощью лестницы и спрыгните в воду.

Этап 2: святилище Лильвани

В святилище вы встретитесь с Ольгердом, отдав ему розу появится Гюнтер. Здесь вы можете выбрать два варианта:


Вариант 1: вы выбираете сторону о"Дима. Все что вам нужно делать это ждать пока все закончится, а после выбрать свою награду.

Вариант 2: вы решаете помочь Ольгерду.

Для того что бы спасти Ольгерда , вам нужно выиграть в игре, которую придумал Господин Зеркало.

Вас переместят в мрачное место и дадут загадку - узнать кто такой Гюнтер о"Дим и найти его (если вы забрали розу у Ирис и поговорили с профессором догадаться будет легче). Этот квест на время, так что сразу бегите к мосту, который находится ниже (избегайте боев с призраками, из-за них вы потеряете много времени), дальше держитесь правой стороны, когда услышите крик "На помощь" идите туда. Рядом будет разрушенный мост, перепрыгивайте его и бегите к дому.

Здесь вы можете найти чертеж отравленного серебряного меча школы змеи. Чтобы найти его нужно после моста держаться левой тропинки.


В доме в низ по коридору вы увидите зеркало, бегите к нему. Коридор провалится (удерживайте кнопку прыжка что бы уменьшить урон после падения). После того как вы упали ищите фонтан (справа от места падения) за ним сломайте стену Аардом .


Вы отгадали загадку.

Награда: меч "Великолепная Карабелла " с уникальным эффектом

Наивен тот, кто верит в изобретение водки Менделеевым. Еще более наивен человек, считающий истиной все, что говорят о его стране. Я сейчас имею в виду миф об извечном пьянстве русского народа. А знаете ли вы, что на Руси не было крепких спиртных напитков, и даже «заморские вина», поставляемые в большинстве своем из Византии, были редкостью и стоили слишком дорого для простого люда?

Русь пила пиво и мед, хмельной сбитень и брагу, но это все были слабоалкогольные напитки. Содержание алкоголя в той же браге составляло всего 3-8%. Предлагаю рассмотреть каждый из этих напитков по отдельности.

Пиво на Руси

Первое письменное упоминание о пиве историки обнаружили на одной из найденных в Новгороде берестяных грамот, датированной примерно XI веком. К этому времени пиво варили повсеместно, и напиток был очень популярным. Само название скорее всего образовалось от слова «пить», и первоначально «пивом» называли все слабоалкогольные напитки на основе пшеничного или ржаного солода. До XIV века варить его могли все желающие: в основном хороший запас делали для какого-то праздника, к тому же один из налогов взимался пивом и медами. Начиная с 14 века, производство пива закрепилось за государством: Иван III запретил подданным свободное изготовление этого напитка.

Второй расцвет пива произошел уже при Романовых. Отправной точкой можно считать 1715 год, когда решением Петра I в Львове построили первую крупную пивоварню. Объемы производства наращивались с каждым годом. 1795 год: строительство завода имени Александра Невского в Санкт-Петербурге, который ежегодно разливал 1,7 млн. литров пива. Число пивоварен увеличивалось до 1914 - с началом Первой Мировой ввели «сухой» закон, и возобновить работу заводов по производству пива удалось уже после революции, в 1930 году. Вторая Мировая снова закрыла все «лишние» заводы, вынудив страну переоборудовать их под военные нужды. И только после Великой Отечественной пивная промышленность снова возвращается на круги своя. В современной России небольшое количество частных пивоварен затерялось на фоне гигантов мирового рынка, скупивших и приватизировавших отечественное производство.

Брага на Руси не была полупродуктом, получавшимся в процессе изготовления алкоголя. Настоящая брага образована в результате брожения ржаного или ячменного солода; ее рецепт приготовления схож с пивным. Пили брагу по мере готовности напитка.

Хмельные напитки с использованием меда

"И послала Ольга к древлянам со словами: - Вот уже иду к Вам,

Приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь

На могиле его и устрою тризну мужу своему. - Они же, услышав об этом,

Свезли множество медов и заварили их"


«Повесть временных лет» и Лаврентьевская летопись, в которой говорится о грандиозном пире князя Владимира после победы над печенегами, упоминают о медах. Название слышали многие, но что представляет из себя этот напиток? У меня он ассоциируется с густой янтарного цвета жидкостью, но вот представить вкус не могла до экскурсии по Золотому кольцу России - именно тогда мне удалось попробовать медовуху, которая, по утверждению производителя, очень похожа на традиционные хмельные меды.

Существовало две разновидности напитка: ставленый и вареный мед. Для первого брали мед в сотах и заливали теплой водой: будущая крепость зависела от пропорций смеси, 1:4 или 1:6. С полученного сусла удаляли остатки воска, процеживали, добавляли патоку и хмель, и варили полученную смесь, пока ее объем не уменьшится в два раза. В остывшую жидкость добавляли дрожжи и ставили на несколько дней в печь для заквашивания; после этого емкость с напитком спускали в ледник, чтобы остановить процесс брожения. Полученная кислая жидкость стала основой для последующего изготовления ягодных, зельевых (с пряностями) и прочих медов. Например, для ягодного меда нужно залить кислую основу в емкость с любыми ягодами, оставить до появления признаков брожения, проварить, отстоять и перелить в бочки для последующего хранения. Еще одним ингредиентом, который следовало добавить в готовый напиток, был рыбий клей. Он останавливал брожение и появление продуктов распада. Засмоленные бочки хранились в погребах от 10 до 40 лет, а ставленый мед был одним из самых дорогих напитков: на изготовление одной 500-литровой бочки уходило почти 1300 литров меда.

Второй вид - вареный мед, был гораздо дешевле и доступнее. 1 часть меда в сотах заливалась 7 частями теплой воды, туда же добавляли патоку или пивной солод. Сусло обваривали кипятком с хмелем, и варили в печи. В готовый напиток добавляли дрожжи, заполняли им бочки, и несколько раз переливали из одной емкости в другую для остановки брожения на определенном уровне, а после ставили на лед для той же цели. Употреблять вареный мед можно было через 2-3 недели. Хмельной сбитень готовился примерно по такой же технологии, но в него добавлялось больше приправ.

Так откуда тогда взялась водка, и почему именно она считается традиционным русским напитком?

Раньше водку получали не разведением спирта с водой, как сейчас, а в процессе дистилляции. А первые сведения об этом процессе относятся к I веку, но не на территории Руси, а в Египте! Считается, что напиток, состав и свойства которого близки к «водочным», был изготовлен в X веке Авиценной! XII век, Италия, Салерно: письменные свидетельства о дистилляции. XIV век: Римская империя, откуда сведения о процессе дистилляции плавно перетекли в Польшу. К этому же веку относится единственное упоминание о «твореном вине» на Руси.

И. Г. Пыжов, русский историк и этнограф, утверждает, что водка получила широкую известность на территории нашей страны только в XVI веке. «Традиционность» напитка просто зашкаливает! Имя Менделеева, приписываемое к рецепту водки, не более чем неудачный маркетинговый ход, так как ученый никогда не работал над созданием или улучшением рецептуры этого вида алкоголя. Его работа имела название «О соединении спирта с водой», и в ней он описал взаимодействие этилового спирта и воды, и результат этого взаимодействия.

Организация борьбы с алкоголизмом в разные исторические промежутки

С напитками немного разобрались, со временем их популярности - тоже. Еще один факт, свидетельствующий в защиту наших предков: Русь всегда была верующей. Неважно, в кого – в Перуна или во Христа, девиз «За веру, царя и Отечество!» красной нитью проходил через всю их жизнь.

Вера не была пустым звуком, к решению и словам Церкви прислушивались и почитали за еще один закон. А православная Церковь всегда (!) осуждала пьянство. Взять, к примеру, XIX век: пить можно было только в специально отстроенных для этого заведениях. Но вот ходить в них было стыдно, так как это автоматически отправляло человека под немилость Церкви! И о каком «вечном пьянстве» может идти речь?

Середина XIX века: в России появляются общества трезвости, которые за год (1858-1859) распространились на 32 губернии и привели к разорению 3000 кабатчиков. Но к лету 1859 года Трезвое движение перешло к кардинальным мерам, и начались погромы питейных заведений, в результате которых на каторгу отправились 11 тысяч человек. На начало 1911 года в Российской империи действовало около двух тысяч подобных обществ, в которых состояла практически вся интеллигенция страны. Ее действия привели к тому, что правительство вынуждено было их услышать: был введен «сухой» закон, с 19 июля 1914 года запрещающий производство и торговлю алкоголем, и наказание за самогоноварение в виде 5 лет лишения свободы и года бесправного существования.

В Советском Союзе тоже была развернута борьба за трезвость, но в 30-х она просуществовала всего 3 года, а возрождаться начала уже в 60-х.

В современной России тоже есть немало подобных организаций, но их эффективность оставляет желать лучшего: неутешительная статистика позволяет сделать именно такой вывод. А вот и сами цифры: если в 1914 году на душу населения приходилось 4,7 литра в год, и первый «сухой» закон снизил потребление до 0,2 л., то в 1960 - уже 9,8 л., а в 1984 - 12 л. По данным, предоставленным министерством здравоохранения, в 2010 году наметилось небольшое снижение. Для сравнения, в 2010 объем алкоголя составлял 18 литров, то в 2015 - чуть больше 13 л. Это значит, что все меньше людей добровольно отправляют себя в пьяную трясину.

Я никогда не поверю, что алкоголь может как-то помочь. Обычно самыми распространенными считаются следующие «доводы»: надо развлечься, или проблемы на работе, или в личной жизни. Допускаю даже серьезное горе. НО! Я могу привести тысячу доводов, что алкоголь может загнать еще глубже в болото, но никак не вытянуть на поверхность. Приглашаю к дискуссии в комментариях всех, кто придерживается обратного мнения.

На вопрос Никто не задумывался над фразой: "и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало"? заданный автором Простить лучший ответ это В сказках как правило хэппи-энд, иначе это будет уже не сказка. Порок должен быть наказан, враг уничтожен, ущерб компенсирован, свадьба слажена. Это жанрообразующий признак сказки.
Употребление алкоголя в России насчитывает тысячелетнюю историю. Славяне, а еще раньше скифы для получения спиртных напитков использовали березовый сок. Позднее сок был вытеснен питейным медом и пивом. В те давние времена возник известный рефрен русских народных сказок: «И я там был. Мед, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало» .
В дохристианскую эпоху на Руси алкоголь употреблялся главным образом на народных и княжеских пирах, игрищах, тризнах, или в корчме, как правило, при обильной трапезе. В то время основным сырьем для производства алкоголя был мед, и поэтому традиционные хмельные напитки – медовуха, пиво, брага, а с Х века – виноградное вино, были слабо-градусные.
До середины XVI века, заплатив «бражную пошлину» на солод, хмель и мед, каждый варил хмельное питье (5-8°) для себя сам, сколько нужно было для обихода.
Если присказка и зачин: "В некотором царстве, в тридесятом государстве... " вводят слушателя в мир сказки, то его же нужно вывести оттуда в реальность по окончании сказки! Для этого и служит концовка про пир на весь мир, где и я был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Сказка уводит, развязывая и окрыляя воображение, а потом приводит назад, заканчивая или обрывая это изобразительно-вообразительное пьянство концовкою: «Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало» А бывает и еще выразительнее и протрезвительнее, даже с выталкиванием: «На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали; отняли лоханку от быка, да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться; со мной стали драться. Я надел колпак, стали в шею толкать... » (Афан. , II, 78).
А это значит: сказка кончена; протрезвляйтесь, добрые люди, от вашего мечтательного пьянства; все равно ни я, ни вы взаправду пьяны не были: только по усам текло, в рот-то ведь не попало. Идет жизненная проза с ее разочарованиями и выгонит всех нас с нашего сказочного пира
"Я там был... " - это связующее звено между двумя мирами и возвращение в мир несказочный. Кроме того, это и намёк на угощение за мастерски рассказанную сказку.
Это выражение автора показывает, что к тому, что сказано надо относится по-трезвому, т. е. вдумчево, серьезно...
К контексте этого выражения высказывались и другие писатели, например "Лес" Н. Островского - "Были деньги, да взять не успели: по усам текло, да в рот не попало... ".
У Даля в "Хлебные дельцы. Картины русского быта" написано "...Тутъ... не удалось, дом не такой, нельзя было настаивать очень... только что... нам по усамъ текло, а в ротъ не попало".
У Пушкина таких присказок не мало. Например, "Сказка о Кузьме Остолопе" заканчивается словами "Я тамъ был; медъ, пиво пилъ - и усы лишь обмочилъ". У Ершова в его знаменитом "Конеке Горбунке" также есть:
Сердцу любо! Я тамъ былъ
Медъ, вино и пиво пилъ;
По усамъ хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
Ну, а если перевести Гомера (Labra id, non palatum rigat. Χείλεχ μέντ’ έδίην δ’ όκ έδίηνε), то получится "Губы, но не нёбо обмачиваетъ".
Наши современники тоже про это умело пишут:
"....По усам текло, а в рот не попало.
С этим пивом постоянная беда.
Вот любимое украинское сало
В рот нормально попадает завсегда.
И давал уже не раз себе я слово
Сбрить усы, но не поймет меня народ.
И поэтому все повторится снова -
По усам текло, а не попало в рот".
Никто и не утверждает, что было по-другому.
"И там я был, и мёд я пил" - это из поэмы Пушкина "Руслан и Людмила".
"Я там был; мёд, пиво пил" - это из сказок Пушкина "о царе Салтане" и "о мертвой царевне".
"Я сам там был, мёд и пиво пил" - это из книги Даля "Пословицы русского народа" (1853 г., раздел "Присказки").

Ответ от Мосол [гуру]
могу предположить: это означает- ты где-то работал и казалось бы все начиналось хорошо, а в и тоге нечего не добился, зря время потратил...


Ответ от Vector Intellect [гуру]
намек, что "в рот не попало" - т. е. плохо угостили, а вот от вас жду награду за сказку


Ответ от Невроз [новичек]
раньше напиток такой был мешали мёд пиво и сахар и пили а остольное придумали чтобы такие дети как ты задавали вопросы

В X-XIII веках с развитием городов и потребления расширяется ассортимент выращиваемых культур. В эти времена были популярны лук, огурец, укроп, свекла, слива, смородина, крыжовник, малина, чеснок. Поскольку выращивали их в основном городские жители, то цена на эти продукты была довольно высокой, поэтому упомянутые овощи, фрукты и зелень появлялись на столах узких социальных слоев.

Революцию в питании произвел кислый ржаной хлеб, вернее, не столько сам хлеб, сколько технология заквашивания, благодаря которой разрыхлялось тесто. Подобно всем пищевым новинкам, кислый хлеб долгое время оставался изыском княжеского окружения. Аналогичная ситуация была с квасом и киселем. Однако позднее эти продукты распробовали все слои населения и освоили технологию приготовления.

Крещение Руси и последовавшее за ним расширение контактов со странами христианского мира также повлияли на русскую кухню. В еду стали добавлять пряности, приправы, заморские плодовые растения. Изменилась и структура питания: во время религиозных постов доля мясных и молочных продуктов в рационе сокращалась, а растительной пищи и рыбы, соответственно, увеличивалась.



Источник: liveinternet.ru

Сложно сказать, насколько значительные изменения произошли в это время в структуре питания сельского населения, весьма поверхностная христианизация которого затянулась на несколько веков. Однако в непосредственной близости от городов начали появляться первые специализированные рыболовецкие поселки, а в самих городах во второй половине XII — первой половине XIII вв. развиваются профессиональное рыболовство и рыбная торговля.


Источник: womanwiki.ru

С XIV века стали использовать водяные мельницы. Параллельно менялась печь: древнерусская с полукруглым верхом уступила место печи с плоским верхом. Как результат, начали печь не только привычный хлеб, но и сладости, например, пряники. Рост популярности каш связан с развитием растениеводства. Из овощей предпочитали те, что можно было долго хранить. Входит в привычку потребление плодов культурных растений и ягод. Например, в Новгороде существовали не только боярские яблоневые сады, но и маленькие садики во дворах горожан среднего достатка. Также появляется такой способ переработки продуктов, как консервация.



Источник: livejournal.com

Потребление мяса заметно снижается в этот период по сравнению с X-XIII вв. На смену охоте приходит животноводство. Для хранения мяса было два основных способа: замораживание и соление. Утвердившаяся практика религиозных постов сделала рыболовство одной из значимых отраслей.

С XIV века стали использовать водяные мельницы

Наибольшие изменения в русской культуре питания произошли в XVI-XVII вв. Повсеместно возделывались яблоки, груши, сливы, вишня, черешня, малина, земляника.

С молочными продуктам ситуация оставалась практически без изменений: в пищу употребляли свежее и кислое молоко, производили творог, сыр, масло, появилась сметана. Из мясных продуктов по-прежнему употребляли говядину, баранину, свинину, больше стали есть мясо домашних птиц и яйца. В пищу не шли только рога и копыта. А всё то, что можно было съесть в том или ином виде, тщательно готовилось. Технологии обработки рыбы значительно улучшаются: теперь её солят, коптят, варят. Широко используется икра, визига; из рыбы делают рыбий жир, рыбий клей, в ход идет все, вплоть до плавленого пузыря и чешуи.

Обед был признан главным приемом пищи на Руси

С XVI века начинается разделение на сельскую, монастырскую и царскую кухни. Первая была наименее богата и разнообразна, но обладала своим шармом: обед был признан главным приемом пищи на Руси, поэтому его организации уделяли особое внимание. Во время праздников могло подаваться около 20 блюд, которые ставили на стол в строго определенном порядке: сначала холодную закуску, затем суп, второе и на десерт пироги.

Основой рациона монахов была растительная пища: овощи, травы, фрукты. Царская кухня славилась изобилием трапезного стола, который порой разрывался не только от разнообразных русских блюд, но и от заморских диковинных деликатесов.

Источники:

А. В. Шипилов «Русская бытовая культура: пища, одежда, жилище»
old-ru.ru

Изображение для анонса статьи на главной странице: skazka-dubki.ru

Изображение для лида: wikipedia.org

Когда-то давным-давно, когда государства на Руси ещё не было, на Кавказе существовала сильная, богатая страна Алания, которая простирала свои владения почти от Чёрного до Каспийского морей, занимая северные склоны Кавказа. Делилась она на две части: Восточную Аланию и Западную. Так получилось, что древнюю Восточную Аланию я посещала много раз. Остатки её материальной культуры находятся в Куртатинском, Цейском, Дигорском ущельях, о которых я рассказывала. Сегодня это земли Северной Осетии-Алания. А вот посетить территорию бывшей Западной Алании как-то не доводилось, хотя в последнее время слухи о «чудесах» этого края до моего уха долетали.

И правда, всё начинается с информации. Сначала я услышала о лике Спаса Нерукотворного. Всё собиралась своими глазами убедиться в его нерукотворности, но путь не близкий… И вот, как говорится, на ловца и зверь бежит. Группа паломников собралась к христианским святыням Западной Алании: приложиться, помолиться, окропиться святой водой, и я с ними попутно. Каково же было моё удивление, когда я узнала, что паломники из одной медицинской организации! Мне всегда казалось, что врачи - самые что ни на есть безбожники и махровые циники, а эти сметали по пути иконки, крестики, свечи, били поклоны, целовали мощи, молились, видать много наделали грехов в своей жизни. Но моё повествование не об этом, а об увлекательном путешествии в прошлое. И как в своё время сказал Юрий Гагарин, улетая в Космос, поехали.

Был субботний осенний день. Нормальные люди сладко отсыпались после трудовой недели, а я, поёживаясь от накрапывающего противного дождика, в кромешной темноте в пять то ли утра, то ли ночи спешила к автобусу с паломниками. На ум пришло школьное стихотворение об осени, написанное Пушкиным:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.


« » на Яндекс.Фотках

Действительно, скоро ноябрь, но ещё тепло, юг европейской части России всё-таки. Паломники смотрели на меня, вытаращив глаза - я была тут самая молодая. Наверное, подумали, что я великая грешница, успевшая нагрешить столько, сколько они за свою долгую жизнь. Ну, и ладно, меня этим не проймёшь. И наша группа, в основном старушек, тронулась в путь.

Через два часа утро наступило хмурое, заплаканное дождём. Нам сделали остановку, чтобы размяться от долгого сидения, так некоторые не захотели покидать уютный салон транспорта в промозглую бытность дня. Но только не я. Среди елей мой цепкий глаз заметил паутину, которая заплела колючие ветви «прозрачным кружевом». На него приземлились капельки дождя, превратив паутинки в блестящие нити бриллиантовых бус. Не паутинка - а богатое украшение, достойное царственных особ.


«"кружево" » на Яндекс.Фотках

Солнце! Что на свете краше
После зябкого денька?..
Паутинок лёгких пряжа
Обвилась вокруг сучка.
Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.
Сжалься, осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти — мы. (Д.Кедрин)


«"бриллиантовые" бусы » на Яндекс.Фотках

Пока фотографировала этот сверкающий объект, ко мне присоединились другие. Всё-таки великое дело - любопытство. Стоило одному достать фотоаппарат, как другие сделали то же самое, а некоторые стали горестно причитать, что забыли взять фототехнику. Паутинки удостоились фотосессии и в фас, и в профиль, и крупно, и мелко, и даже с людьми. Но долго торчать в этом месте нам не дали: путь далёк, надо спешить.


« » на Яндекс.Фотках

Следующую остановку сделали у природной скульптуры орла. То ли речка Адрикот постаралась, то ли ветер с солнцем, но получился вот такой взлетающий орёл. Он размахивает крылами, клекочет и вот-вот унесётся в поднебесную высь.


« » на Яндекс.Фотках

Погода явно улучшилась, все заметно повеселели. Всё-таки совершать свой «хадж» лучше под солнышком. Всё это случилось после развилки дорог: одна поворачивала резко на юг в Теберду и Домбай, а другая - на запад в Архыз, нырнув в тоннель. У меня сложилось такое впечатление, что и туман, и облачность остались по ту сторону небольшого хребта, в котором пробит только что минуемый нами тоннель.


« » на Яндекс.Фотках

Шоссе проложено по участку, где проходил когда-то знаменитый «Шёлковый путь» из Кисловодска в Сухуми. Невысокие холмы-сопки, обрамляющие дорогу, многое повидали на своём веку: и караваны верблюдов, и татаро-монгольскую конницу, и войско хромого Тамерлана, а теперь дышат выхлопами современного транспорта, вместо пыли из-под летящих копыт. Сегодня это территория Карачаево-Черкессии. Республикой она стала относительно недавно, а до этого была областью, входившей в состав Ставропольского края.


«шагаю по "шёлковому пути" » на Яндекс.Фотках

Откуда же взялись карачаевцы на землях Западной Алании? По одной версии современные тюркоязычные карачаевцы - прямые потомки аланов, принявшие ислам в XIV веке. По другой, карачаевцы - один из народов, пришедших на Кавказ с Тамерланом (1395 год). Существует и третья версия, по которой карачаевцы - часть крымских татар, попавшая на Кавказ в поисках лучшей доли.

Как бы там ни было, но верховья реки Большой Зеленчук, который проточил Архызское ущелье - цель нашего путешествия, карачаевцы именуют «Эски-Джурт» - «Старая родина».


« » на Яндекс.Фотках

По преданиям, родоначальником карачаевцев был Карча (его имя и легло в основу названия народа - карачаевцы). Поселился он здесь в обществе товарищей: Науруза, Будяна и Адурхая. Через некоторое время рядом поселился выходец из племени кызылбеков Хубий со своим народом. Первое время два племени жили мирно, но однажды к карачаевцам подъехали верховые из племени кызылбеков и стали требовать от Карчи покорности своему князю и «шишлик» (подарок, мясо и прочее). Не отсюда ли пошло название национального кавказского блюда из мяса - шашлык? Это требование рассердило Карчу, и он велел выдать им паршивую собаку:
- Вот вам и вашему князю шишлик!

Кызылбекский князь рассердился и послал войска, и Карча вынужден был платить ему каждое лето шишлик - сто коров с жёлтыми ушами. Проводив их, Карча решил оставить Архыз, чем быть данником кому-то. Он двинулся в путь со своим племенем. На пути попадалось много скалистых гор. Под одной из них путники заметили большую змею, которая лежала поперёк их пути. Путники испугались и, повернув в сторону, остановились на ночлег в горах. Они слышали рассказы, что ногайцы убили одну такую змею. Науруз как опытный охотник предложил убить её в полдень, когда она будет спать на солнце. В полдень 60 верховых с Наурузом во главе подъехали к змее и увидели, что она спит: хвост лежал в реке, а голова и туловище - в долине. Первым стрелял Науруз, затем все 60 его спутников, а потом всадники ускакали прочь. Только на следующий день змея погибла. Она билась в предсмертных муках и была так страшна, что несколько женщин умерли от страха, а Адурхай, один из четырёх представителей племени, упал в обморок. Потомство Адурхаево не извинило его слабости, непростительной для горца, и навсегда заклеймило позором труса. Некоторые из его потомков хотят похвастать своим древним родом, но им говорят: «Стыдитесь гордиться именем труса».


« » на Яндекс.Фотках

Эта легенда послужила для предположения: название реки Зеленчук могло произойти от той легендарной змеи-чудовища, так как змея на тюркских языках означает «жилян», «зилан», «илан». Отсюда могло произойти название Зиланчык - Зеленчук, то есть Змейка. Такая же река упоминается в древних манускриптах под названием Иланчук при походе Тимура Тамерлана.

Кстати, легенда - это иносказание, аллегория. Может, здесь зашифрованы реальные события, переданные сказочным способом. Например, горные реки извилисты, выбирают путь в твёрдой породе, вот вам и змея.


« » на Яндекс.Фотках

Обращает на себя внимание описание сна змеи: хвост лежал в реке, а голова и туловище - в долине. Зеленчук змеёй протекает по широкой долине, его не перейти там, где «туловище и голова», а вот «хвост» - тоненький. Когда воды в нём мало, то змей-Зеленчук тихий, вроде спит. Но в сезон дождей река вспухает - бесится, делается очень грозной и опасной. Кто его знает, может, в такой период и подъехал к реке-змее Науруз и со товарищи? Стреляли, стреляли, а Зеленчуку хоть бы что: ни холодно, и не жарко.

«Старую родину» карачаевцев обследовали геофизические экспедиции МГУ, которые пришли к выводу, что это место часто страдало от лавин и селей. Следы наносов легко разглядеть и сегодня. Вероятно, это и явилось причиной того, что район был оставлен карачаевцами, а не из-за мифического кызылбекского князя и требуемого «шишлика» в сто коров с жёлтыми ушами. Что это за уши такие у коров, я не представляю. Кстати, название местности «Архыз» означает по-карачаевски - след селевого потока (ырхы - селевой поток, ыз - след). «Ырхы-ыз», передаваясь из уст в уста, потерял одну букву, став звучать «Ырхыз», или в русской транскрипции «Архыз».


« » на Яндекс.Фотках

Имеет право на жизнь и такая версия происхождения слова «Архыз». После нашествия Тамерлана и разрушения городов аланов, населения почти не осталось в Архызе. Через какое-то время люди вернулись на свои земли, но почему-то долго не рождались мальчики. Надо ли говорить, какое это бедствие для общины? Нет мальчиков, значит, нет надежды на будущих воинов, на пахарей, на продолжение рода. И вот, когда начали рождаться мальчики, старики сказали: «Ахыры ызландык»- Ахыры-ыз-Архы-ыз. То есть наконец-то появились мальчики, наконец-то есть последующие (мужчины). «Ахыр-ыз» (арх+ыз) - последующий, потомство. Очень правдоподобная версия.

Но существует и современная романтично-топонимическая гипотеза происхождения слова «Архыз». Жила в этих местах девушка по имени Ай-Бетли (луноликая - по-карачаевски). Надо ли говорить, что по стандартам красоты у тюрских народов любая луноликая - красавица. Легенда гласит, что девушка попала в плен во времена нашествия Тамерлана, а впоследствии стала его любимой женой. Здесь находятся могилы трёх её сыновей, трагически погибших в войнах, и сама Луноликая тоже похоронена здесь. А её родина стала называться «Архыз» от слиянья двух слов «ариу - кыз» (красавица-дева). Как говорится, выбирайте себе по вкусу легенду, а уж верить или не верить - это личное дело каждого.

Из народных легенд можно почерпнуть много интересного об обычаях, укладе жизни, отношении к женщине и даже исторических событиях. Например, к пониманию горя Луноликой, потерявшей трёх сыновей, подойдёт легенда под условным названием «Плач кавказской Ярославны».

«О, Бхезинико! Я храню клад. Этот клад для тебя. Ты найдешь его. Он будет тебе принадлежать. Самый драгоценный из всех драгоценных кладов...
О, Бхезинико, жених мой! Клад этот — моё тело, белое, словно сахар, мои губы, ещё не раскрытые никем, моя грудь, не знавшая цветения...
О, ловкий, сильный, Бхезинико, я в радости назову тебя: муж мой!
Проходит весна. Ты строго говоришь мне:
— У меня должен быть сын!
— Будет сын...— отвечаю я, хотя в душе у меня тревога. Я боюсь подумать о дочери.
И вот сакля оглашается криком новорожденного.
— Сын, - говорят мне. - Он будет сильным. Слышишь его властный и настойчивый крик?
— Ты счастливица! — говорят женщины.— У тебя первенец — сын!..

Проходят годы. Из ребёнка мой сын превращается в юношу. Бхезинико уже нет в живых. Я говорю сыну:
— Храни его имя, честь и славу. Тебя некому наставить и обучить военному искусству. Но, как птица, оставляя гнездо, не учась, поднимается в воздух, так и ты, отправляясь в поход, будешь знать, как вести себя.

И вот по селению проносится слух: в ущелья и горы вступают враги.
Если обычай таков: не плакать, не провожать за ворота селения уходящих в поход,— не выйду, не заплачу и я. Взяв за длинный повод коня, я подвожу его сыну. Он берёт повод и легко вскакивает в седло. Ударом ладони сын распахивает тяжёлые ворота. Я кричу:
— Прощай!..

Теперь я не сплю ночами. Открываю дверь и гляжу во мрак ночи. О, сын мой! Где ты сейчас? Куда лежит твой путь? Может быть, ты окружён врагами? Может быть, ты продрог от ночного холода? Я засыпаю, мне чудится: стучат в дверь и несут весть о тебе. Пробуждаюсь, а тебя нет, о, сын мой! Слышу цокот копыт, мне кажется — скачет твой конь. Время идёт, а тебя всё нет и нет. Я сижу в забытьи, забыв о работе и пище.

Смерть у порога моего, Смерть!.. Всё стало тёмным для меня. И небо, и горы, и моё жилище. Смерть, ты прошла через высокие перевалы, реки и ущелья. Ты пришла ко мне, в дом мой! Что ж — я гостеприимна. Я приму и тебя. Вот дверь. Она открыта. Входи. Ты видишь мой поклон? Так кланяется побеждённый победителю. Мой сын не совладел с тобою. Мой сильный и храбрый сын! Прими же мой поклон...

Пуст и одинок мой дом. Я слышу плач. Это женщины оплакивают тебя, о, сын мой! И мои седые волосы распущены. Плачь, женщина, ты потеряла любовь! Плачь, мать, ты потеряла сына! Прошли дни, когда я была счастлива у очага. Наступили дни, когда я сижу одна. Нет Бхезинико. Нет и моего первенца. Слёзы тушат мой очаг...

Но нет, я не буду плакать. Я взойду на вершину горы и, стоя, огляжу все пространства, какие охватит взор мой.
— Это моя земля, моё счастье!..

Всё доступное женщине я испытала. И за это я благодарю жизнь, мою родину.
У меня было красивое тело, и я любила его. У меня был любимый жених — он стал моим мужем. Я хотела иметь сына, и сын родился у меня.
Эти золотые стога кукурузных стеблей, склонённые к земле, стволы яблонь и снега на вершинах гор — это моя земля. Утренний свет заливает влажные глаза мои — я пою песню. Песню любви. Я хочу, чтобы все напевы радости и печали сочетались в моей песне — в песне о моей земле...»


« » на Яндекс.Фотках

О том, что кавказская женщина не имела голоса в обществе, была бесправная, как отголосок того времени, анекдот. В ресторане горец увидел красивую блондинку в обществе молодого человека. Подходит он к столику и говорит:
- Джигит, позволь пригласить твою королеву на танец.
Молодому человеку не хочется отпускать спутницу с горцем. Он мнётся, не зная, как отказать. Тогда «королева» с белокурыми волосами обращается к спутнику:
- Ваня, ну, разреши один танец. Что тебе стоит?
- Молчи, женщина, когда два джигита разговаривают! - оборвал её горец». Так что «красавица», «луноликая», «звезда моих очей» - это обороты для ухаживания, лапша на уши по-современному.