Кошерные принципы. Основные принципы кашрута

Все слышали о том, что есть кошерные и некошерные продукты, но в чем разница и как отличить их на полках магазинов, знают не все. Кошерные продукты – это рекомендованные Торой полезные продукты питания для тех, кто соблюдает предписанные верой законы питания. Для человека, который далек от этой веры, все продукты одинаковые, и может показаться, что евреи едят очень небольшой процент того, что лежит на полках продуктовых супермаркетов. Однако среди кошерных продуктов больше всего именно полезных и диетических, поэтому стоит поближе ознакомиться со списком кошерных продуктов и научиться их отличать от некошерных.

Что такое кошерные продукты

Кошерное питания – это основа питания стран, которые исповедуют иудаизм. Иудейское право галаха разрешает или запрещает к употреблению те или иные продукты, исходя из этого закона все употребляемые продукты делятся на кошерные и некошерные. Если вы придерживаетесь принципов питания по Кашруту, тогда вам нужно внимательно изучить все правила разделения продуктов питания на кошер и некошер.

Первое, что следует знать – это разделение продуктов на три основные группы. Первая – это разрешенные, или кошерные продукты, вторая – запрещенные, некошерные и третья группа продуктов называется псуль, или несъедобные согласно Кашруту продукты. Например: бананы кошерные, а мясо мидий некошерное. Но банановая шкурка – это псуль, несъедобный продукт.

Все кошерные продукты также разделяются на три основные вида: басар – мясные продукты, халяв – и молочные продукты, а также парвэ – туда входят все остальные продукты (фрукты, хлеб и т.д.).

Басар – это мясо только кошерных животных, которые обязательно проходили вакцинацию против бешенства . Чтобы определить, что животное кошерное и его мясо можно употреблять в пищу, нужно знать форму копыт животных. Если у животного раздвоенное копыто и оно жует жвачку, то его мясо можно употреблять в пищу, оно кошерное. Это жвачные парнокопытные корова, овца, коза и лошадь. Свинина не кошерная, так как жвачку не жует, но имеет парные копыта.

Вся птица, которая была выращенная в домашних условиях, пригодная в пищу, то есть кошерная. Это домашние куры, гуси и утки, а также мясо голубей и индеек. Яйца домашних птиц также можно употреблять в пищу, но при этом смотреть на их форму. Считается кошерным только то яйцо, где один конец тупой, а второй острый. Как правило, куриные яйца всегда попадают в категорию кошерных яиц.

– это целый раздел гастрономии, полезные продукты для питания детей и взрослых. Однако следует разделять их на кошерные и некошерные. По правилам Кашрута, употреблять в пищу можно только ту рыбу, которая имеет чешую. Это вся речная рыба, а также красная рыба – семга, и другие виды рыбы с чешуей. Однако кальмары и мидии, а также креветки и другие морепродукты уже не могут быть пригодными в пищу и кошерными продуктами, поскольку не имеют чешуи.

Молочные продукты кошерные только том случае, если их дало кошерное животное. То есть привычное для нас коровье молоко и продукты из него сразу же можно считать кошерными и употреблять в пищу. Но если вы сомневаетесь, кошерный продукт или нет, смотрите на упаковку. Все израильские продукты имеют на упаковку обозначение о пригодности и кошерности, а также многие супермаркеты открывают отдельные отделы с кошерными продуктами.

0 На нашей планете живут множество народов, и у многих из них имеются свои запреты и табу, начиная с религии, и заканчивая пищей. Обычных граждан порой приводят в недоумение странные слова, которые не становятся яснее, даже в контексте . К тому же в русской кухне никаких запретов нет, мы просто не едим того, к чему не привыкли.. Строго рекомендую добавить этот ресурс к себе в браузерные закладки, ведь мы постоянно выкладываем полезную инфу . Сегодня настал черёд поговорить о таком понятии, как Кошерная еда , что значит вы сможете прочесть немного позже.
Однако, перед тем, как вы продолжите, я хочу порекомендовать вам несколько познавательных публикаций по рандомной тематике . Например, что значит Компромат , как понять Визави , что такое Гам , что означает Творишь и т. п.
Итак, продолжим, что значит Кошерная еда ? Этот термин был заимствован из иврита "kasher " (כשר), и переводится, как "годный", "подходящий".

Кошерная еда - это любая пища, приготовленная по строгим иудейским правилам


Еду разрешённую к употреблению евреи называют Кошерной. Даже те иудеи, которые никогда не были на своей прародине, всё равно строго придерживаются заветов своих "отцов основателей". Происхождение этого слова некоторые историки связывают с понятием "кашрут ". Этим термином в иудаизме обозначают всё, что соответствует Галахе (традиционное еврейское право, общность установлений и законов иудаизма, регламентирующих общественную, семейную и религиозную жизнь верующих иудеев). Это довольно сложно для понимания, чтобы вам было проще это принять, хочу отметить, что во многом кошерная еда соответствует общепринятым понятиям о раздельном и здоровом питании. Например, молоко и мясо совершенно несочетаемая пища, и у евреев их так же смешивать строго запрещено. Вероятно именно этим обуславливается повышенный интерес к кошерным продуктам не только у иудеев, но и простых граждан.

На самом деле, "кошерный " - это не тип кухни, а скорее знак качества продуктов. Поэтому, кошерными могут быть блюда тайской, русской, грузинской, дагестанской, итальянской и т. п. Просто в них не должно быть морских тварей, свинины, некоторых видов птиц , рыбы и даже овощей. В этой еде не должны одновременно сочетаться молоко животных и мясо, а качество пищи должно быть засвидетельствовано машгиахом («наблюдающий»; старший преподаватель, ответственный за воспитание учеников ешивы), а также несколько других небольших, но от этого не менее важных элементов.

Интересно, что продукты получаемые из молока так же бывают кошерными и не кошерными. Например верблюжье молоко запрещается употреблять в пищу, поскольку у этого животного нет раздвоенных копыт, тогда как молоко коровы весьма почитаемый кошерный продукт. Главное, чтобы молоко нигде не пересекалось с мясом, его нельзя даже наливать в ёмкость в которой до этого была плоть убитых животных.

Так же у евреев существуют нейтральная пища, так называемая "парва ". К ней обычно относят то, что не является ни молоком, ни мясом. Сюда можно включить мёд, зелень, ягоды, овощи, орехи, фрукты. Как ни странно, но рыбу евреи тоже причисляют к "парве", хотя для русских людей она гораздо ближе к мясу, чем к зелени.
В этом случае соблюдается правило, что её нельзя никак сочетать с мясом, и даже помещать в кастрюлю, где до этого находилось мясо. Это довольно необычное табу, но его так же можно объяснить различием в структуре белка.

Прочтя эту статью, вы узнали, Кошерный продукт, что это значит в еде, и почему им так интересуются любители здорового образа жизни.

Еврейский народ живет в самых разных сторонах мира, но при этом их кухня совершенно не зависит от места, где они обитают. Евреи верны своим традициям. Следуя своей вере, у них допускается к употреблению только кошерная пища.

А что в принципе представляет собой кошерная пища, которую одобряет Священное писание? Какие продукты, и при каких условиях попадают на еврейский стол. Давайте разберемся с этим подробнее.

Кошерная пища – это продукты, которые допускаются к употреблению кашрутом. Так обозначаются прописанные правила, относительно того какие продукты считаются допустимыми к употреблению, а также каким образом их нужно готовить.

Понятие «кошерный» означает пригодный, хороший. Это понятие может употребляться не только в отношении еды, кошерным может быть человек, вещь или положение вещей.

Кошерная и не кошерная пища

В Библии прописано, каких животных можно употреблять в пищу. Это должны быть животные с раздвоенными копытами, а также те, которые жуют жвачку.

Существуют также кошерные правила того, правильно убивать этих животных. Считается, что забивая животное кошерным способом, человек причиняет ему минимум страданий.

У евреев принято давать устное разрешение мясникам на убийство животных. Это означает, что животное правильно убивают, а также разделывают: туше до конца выпускают кровь, осматривают на пригодность, непосредственно перед готовкой тушу отмачивают в подсоленой воде.

Если говорить о растительной пище, то считается, что она вся кошерная.

Мясо

Больше всего предписаний, кошерная еда содержит относительно мяса. Кошерная еда включает в себя животных, которые являются и травоядными, и парнокопытными в один момент.

Это значит, что в пищу можно употреблять:

  • коров;
  • овец;
  • лосей;
  • газелей;
  • горных козлов;
  • жирафов.

Свиней евреи, как и мусульмане не едят, так как это животное, не жующее жвачку, а также оно всеядное, то есть мясо свиньи нельзя считать «чистым». Не кошерным является есть также мясо больных животных или тех, которых подстрелили, охотясь на него. Из туши к употреблению пригодна только первая часть его тела. Если рассматривать это на примере коровы, то начиная с вымени, кушать корову уже не допускается.

Птица

Что касается домашней птицы, то у евреев допускается в пищу та птица, которую умертвил резник, опять-таки с устного позволения.

Такое мясо птицы может быть голубем, индейкой, курицей, гусем, перепелом, уткой и так далее. Яйца также можно есть от птиц, которые считаются допускаемыми в пищу.

Рыба

Кошерной считается та рыба, на которой присутствуют плавники и чешуя. Может быть, вы об этом не задумывались, но эти элементы имеют не все виды рыбы.

А значит, нельзя есть осетра, угорь, акулу, дельфина, сома. Из даров моря нельзя кушать также раков, лобстеров, креветок, мидий, устриц.

Как сочетать продукты между собой?

Рецепты такой пищи предполагают к тому же определенную сочетаемость продуктов и то, что за чем, можно есть. Между собой продукты разделяются на три группы: нейтрального, молочного и мясного характера. Рыбу называют нейтральной, но при этом она не идет в сочетании с блюдами из мяса.

Кашрут представляет собой очень строгий свод правил, настолько, что молочные и мясные продукты не полагается разделывать на одной доске, столе, готовить их нужно в разной посуде. Но, если подумать логически, то можно догадаться, что все эти правила сходятся с обычными правилами гигиены. В своде, которых, предполагается отдельный нож и доска для мяса, рыбы и так далее.

Кошерное питание, прежде всего, преследует интересы человека. Чтобы он кушал безопасную к употреблению еду.

Питание в самолете

Интересно, что такое питание можно встретить даже в самолете. Если вам необходимо лететь в самолете, то вы можете предварительно сделать заказ перед полетом в самолете на предмет кошерного обеда. Аэрофлот, его компания знает, что евреи люди строгих правил, именно поэтому из списка предложенных меню можно выбрать кошерный обед.

Кроме того в самолете вам могут предложить диетическое питание, детское, низкокалорийное, встречается бессолевое питание, азиатская пища, мусульманская.

Итак, аэрофлот предоставил вам возможность сделать такой заказ, уже в самолете вы получите такое питание в картонной коробке. Открыв коробку, вы обнаружите не только продукты питания, но и сертификат о кошерности еды.

Также опытные путешественники заметили, что в такое питание аэрофлот включает большее количество продуктов. Выбор блюд довольно широкий.

Это на заметку путешественникам, если очень хочется есть, то заказывайте в аэрофлоте именно такое питание.

Если говорить о российских авиалиниях, то есть компания, которая так и называется «Аэрофлот». В интернете много отзывов о том, что компания «Аэрофлот» предлагает своим клиентам очень достойный кошерный обед. «Аэрофлот» заботится о своих клиентах, воспользовавшись услугами компании «Аэрофлот» хотя бы из любопытства закажите такой обед.

Рецепты

И под конец, чтобы было наглядно понятно, что представляют собой кошерные блюда. Публикуем рецепты. Рецепты очень простые и вкусные.

Такие рецепты придутся по вкусу всем, не только евреям.

Фаршмак классический

Фаршмак представляет собой традиционную еврейскую закуску из селедки. Для ее приготовления вам понадобится: 500 грамм слабосоленой сельди, 150 грамм репчатого лука, 100 грамм кислых яблок, 100 грамм сливочного масла.

Готовится такое блюдо очень просто. Филе из селедки нарезается произвольными кусочками, также поступаем с очищенными яблоками и луком. Все ингредиенты забрасываем в блендер, смешиваем. Собственно закуска готова.

Подается фаршмак с черным хлебом и зеленым лучком.

И еще рецепты, которые крайне просты в приготовлении.

Оладьи с зеленью

Такие оладьи могут стать вкуснейшим завтраком или ужином. Для них вам понадобится: 400 грамм свежей зелени, это может быть любая зелень, 50 грамм зеленого лучка, пара яиц, стакан молока, полтора стакана муки, половина чайной ложки разрыхлителя, растительное масло, соль по вкусу.

Зелень и лук необходимо промыть и мелко нарезать. Муку смешиваем с разрыхлителем. Яйцо нужно взбить с молоком и к нему добавить зелень с луком. Взбивая эту массу, постепенно к ней добавляем муку. Добавляем муку до тех пор, пока тесто не станет похоже по консистенции на сметану. Обжариваем оладьи на растительном масле. Подавать такие оладушки нужно со сметаной.

Кашрут - система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям Галахи , еврейского Закона. В основе законов кашрута лежат заповеди Торы , а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами, главным образом в Мишне и Гемаре , вместе образующими Талмуд (Устная Тора).

Обычно термин «кашрут » используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни - от юридических (например, правомочность свидетелей ) до бытовых (выбор ткани ) и ритуальных (тфилин , цицит).

Кашрут пищи

В разных еврейских общинах законы кашрута могут несколько различаться. Наибольшие различия существуют при соблюдении пасхальных запретов. Правила кашрута различаются и у разных течений внутри иудаизма, например для особо верующих имеются особо строгие правила так называемый глат ко́шер (идиш גלאַט כּשר - «просто/строго кошерное»).

Кошерность мяса

Животные, обитающие на суше

В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также: лоси, газели, горные козлы, жирафы и т. п.

Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья , верблюд , даман и заяц . Эти животные запрещены в пищу. Таким образом, свинина некошерна потому, что свинья не жует жвачку, а не потому, что свинья грязнее прочих животных.

Птицы

Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц. Она просто перечисляет список трефных птиц. Среди них такие, как орёл, сова, пеликан. Поскольку сегодня нет возможности точно идентифицировать всех трефных птиц, перечисленных в Торе, в пищу употребляют только домашних птиц, о кошерности которых существует традиция. Это куры, утки, гуси, индейки и голуби.

Яйца птиц должны обязательно иметь разные концы: один более острый, другой - более округлый. Яйца же тех видов птиц, которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые - есть нельзя (обычно такие птицы хищные или падальщики). Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в которых есть сгусток крови - являются некошерными.

Библейские животные, название которых не установлено

Значение названий некоторых животных, упоминающихся в Пятикнижии в связи с кашрутом, исследователями точно не установлено. Среди них: «анака » , «летаа » , «хомет », «тиншемет » , «харгол » , «хагав » , «солам ».

Забой скота и птицы (шхита ) и кошерование мяса

Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать нескольким требованиям:

Существуют также специальные законы ритуальной подготовки ножа , которым будет зарезано животное - как затачивать нож, проверять, чтобы на нём не было ни малейшей щербинки и т. п.; законы о том, где и как резать (только одним движением и только горло в районе прохождения сонной артерии). Мясо зарезанных надлежащим образом животных, здоровье которых было непоправимо повреждено, некошерно.

Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Поэтому мясо замачивают в воде комнатной температуры, а затем помещают на специальную доску для соления и посыпают крупной солью. Соль впитывает кровь. После этого мясо тщательно промывают.

Шо(й)хет обычно много лет учится в ешиве , чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право делать шхиту. Законы о шхите и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.

Специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного, называется машгиах (ивр. משגיח ‎, надзирающий). Машгиах обследует тушу, чтобы установить, есть ли признаки болезни , по которым мясо считается трефным. Существуют и другие профессии, связанные с кашрутом, например менакер (ивр. מנקר ‎) - человек, очищающий заднюю часть туши от запрещённых в пищу жил.

Кошерность рыбы

«Рыба» в данном случае является расширенным понятием, включающим в себя не только собственно рыб, но и других обитающих в воде животных. Рыба , согласно законам кашрута, мясом не является, а потому на неё правила относительно мясных продуктов не распространяются. Рыба является «па́рве » (от идиш פּאַרעװע , «ни молоко, ни мясо», «нейтральное»), то есть может употребляться как с мясными, так и с молочными продуктами. Тем не менее, существует традиция не есть рыбу вместе с мясом.

Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть чешуя и плавники . Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с лёгкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. В случае, если есть сомнение о наличие у рыбы плавников или чешуи, существуют вспомогательные признаки: кошерная рыба имеет жабры , позвоночник , и должна метать икру .

Производство мёда начинается с того момента, как рабочая пчела покидает улей для сбора нектара или пыльцы. Пчела собирает нектар в мешок, расположенный на её теле, и приносит его в улей. В улье нектар передается от одной пчелы к другой, жуётся и выплёвывается по несколько раз. Таким образом образуется густой сироп, который содержит большее количество протеина и очень мало влаги. Рабочая пчела выливает сироп в ячейку соты и затем обдувает его своими крылышками. Это делает сироп ещё более густым. Так получается мёд.

Таким образом, несмотря на то, что со строго научной позиции, нектар и подвергается ферментной биотрансформации секретами, выделяемыми в зобу медоносной пчелы , с точки зрения кашрута, мёд представляет собой цветочный сок, переработанный пчелой и поэтому считается продуктом растительного, а не животного происхождения.

Кошерность напитков

Некоторые сорта водки являются трефными, поскольку в их состав входят молочные добавки (например, водка «Посольская»).

Пасхальный кашрут

Для продуктов в фабричных упаковках в дополнению к штампу кашрута должен присутствовать специальный штамп «Кашер ле-Песах » («Kosher for Passover»).

Хамец

В Песах нельзя не только пользоваться, но и владеть квасным (хамецом).

Примеры квасного:

  • Любые злаки - пшеница , ячмень , рожь , овёс , или полба , которые входили в контакт с водой или другими жидкостями, должны рассматриваться как хамец, поскольку в них может начаться брожение .
    • Мучные продукты: лапша из муки, вермишель , овсянка , хлеб , торт , печенье , пирожные , маца и блюда из мацы, не приготовленные специально для Песаха.
    • Продукты из злаковых: кукурузные хлопья, воздушные пшеничные зерна, толченая пшеница и др.
  • Солодовые продукты: все солодовые и дрожжевые продукты, овощные экстракты, горчица и другие приправы.
  • Напитки: пиво, виски и другие алкогольные напитки, солодовый уксус и маринованные продукты, содержащие солодовый уксус, фруктовые эссенции, глюкоза.

В различных еврейских общинах правила относительно квасного могут отличаться друг от друга. Так, ашкеназы запрещают в пищу и употреблению т. н. китнийот : продукты, содержащие бобовые , рис , а также похожие на них продукты, например, арахис , и др. Существуют различные обычаи по отношению к различным растительным маслам , например, к соевому и кукурузному маслам.

Мнения о значении кашрута

Полезность кошерной пищи

Согласно этому мнению, Творец, сотворивший мир, дал человечеству Закон, в соответствии с которым следует жить. Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для духовного благополучия человека. Подобно тому, как если врач даёт пациенту определённые лекарства или назначает диету, пациент будет следовать указаниям врача, даже не понимая их смысла. Пациент понимает, что врач знает лучше, какое именно лечение необходимо, и принимает назначенные лекарства, даже если не имеет представления, как именно они действуют.

Стремление к святости

Согласно этому мнению, цель законов кашрута состоит в том, чтобы привить такие качества как самодисциплина и способность к самоограничению, а также возвысить акт принятия пищи от животного уровня до высокоорганизованного и сознательного.

Тем самым, законы кашрута являются частью системы заповедей Торы, выполняя которые, человек учится контролировать свои желания и страсти и, тем самым, растёт духовно.

Сохранение национальной самоидентификации

Многие законы кашрута направлены на то, чтобы ограничить контакты с неевреями. К примеру, многие виды пищи считаются трефными только из-за того, что приготовлены неевреями. Виноградное вино, приготовленное неевреями, также запрещено.

Эти «неудобные» законы служат преградой, барьером для контактов, которые могут в конце концов привести к бракам с неевреем, что является серьёзным нарушением Торы. Кашрут также сближает евреев, где бы они ни находились. Когда еврей, соблюдающий кашрут, едет в другой город или страну, он будет искать там раввина и общину, где он сможет достать кошерную еду. А в синагоге, еврей встречает ещё больше новых друзей, разделяющих его взгляды и нравственные ценности. Таким образом, соблюдающий законы кашрута еврей никогда не окажется в одиночестве в любом городе мира, где живут евреи.

Когда кто-то в некошерном ресторане заказывает говяжий бифштекс вместо свиных отбивных, пытаясь соблюсти «кошер», я уже не смеюсь над ним. Выбор этого человека, возможно, свидетельствует о его попытке отказаться от некошерной свинины… Если он отказывается от сливочного масла и не разбавляет свой кофе молоком после мяса, я уважаю этого человека ещё больше, ибо он, очевидно, помнит заповедь Кашрута «НЕ ВАРИ ТЕЛЁНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ»… А если он вообще предпочитает рыбу мясному, я усматриваю в нём человека, серьёзно пытающегося жить по заповедям Бога

Р. Залман Шахтер, «Состояние еврейской веры»

Моральные ценности

Согласно этому подходу, цель законов кашрута в том, чтобы

  1. сократить до минимума число животных, которых можно убивать;
  2. производить умерщвление животных наиболее безболезненным способом;
  3. воспитать отвращение к пролитию крови.

Жестокость по отношению к животным прямо запрещена Торой. Охота и умерщвление животных для развлечения - запрещены. Убивать животных можно только для еды, для медицинских исследований и т. п. Шхита (забой скота согласно Торе) - является одним из наиболее гуманных методов умерщвления животного. В соответствии с законами кашрута, любое раненое животное уже не кошерно. Поэтому убивать животных следует быстро - одним ударом, чтобы уменьшить боль до минимума. Инструменты, которыми пользуется резник (нож, топор), должны быть острыми. Животное при этом теряет сознание в доли секунды.

Тора запрещает также употреблять в пищу кровь. Этим объясняются специальные законы забоя скота, замачивания и соления мяса, обеспечивающие удаление крови. Таким образом Тора учит не быть жестокими.

Удивительно, что никто из соседей израильтян не разделяет существующего у них абсолютного запрета на употребление крови. На кровь смотрят как на продукт питания… Кровь - это символ жизни. Согласно законам иудаизма, человек имеет право на поддержание своей жизни путём употребления в пищу лишь минимального количества живой материи… Человек не имеет права посягать на саму «жизнь». Поэтому кровь - жизнь - должна быть символически «возвращена Богу» - мясо должно быть обескровлено перед приготовлением пищи.

Яков Милгром, профессор университета в Беркли

Объективность и бренды кашрута

На упаковке продукта может быть несколько печатей инстанций, проверяющих кошерность. Это делается, чтобы удовлетворить все сегменты рынка.

Из всего вышеизложенного следует, что кашрут является герменевтическим сводом субъективных суждений, и его нельзя подтвердить объективным лабораторным исследованием. Поэтому многие верующие люди не полагаются на лицензии о кашруте государственных ведомств, таких, как Главный раввинат в Израиле или Инспекция кашрута штата Нью-Йорк, или крупных организаций, как Ортодокс Юнион , а предпочитают лицензирование от известного им или почитаемого в их общине раввина .

С 1950-х годов существует общепринятый международный товарный знак кошерной пищевой продукции - буква «К» в окружности - подтверждающий кошерность продукта. На упаковке может быть несколько печатей и фирменных знаков. Это значит, что производители позаботились получить лицензию кашрута в разных инстанциях, чтоб удовлетворить все возможные сегменты рынка. В Израиле в 1977 году все крупнейшие сети супермаркетов устранили некошерные продукты со своих прилавков. В Армии обороны Израиля обязательно приготовление лишь кошерной пищи.

Рынок кошерных продуктов

В настоящее время рынок кошерных продуктов стал огромным бизнесом. Лишь в США годовой оборот рынка составляет по разным оценкам от 50 до 150 миллиардов долларов . По сообщению журнала «Новости пищевой отрасли» , рынок кошерных продуктов активно расширяется, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей.

Согласно данным журнала Kosher Today, среди 11 млн американцев, выбирающих продукты по принципу кошерности, только один миллион собственно евреев. Кошерные продукты потребляют не только набожные евреи, но и другие категории потребителей: вегетарианцы , адвентисты седьмого дня , мусульмане , люди с аллергией на лактозу или клейковину и многие другие категории потребителей.

Журнал Kosher Today сообщал в начале 2002 года о том, что оборот американского рынка кошерных продуктов увеличивается ежегодно на 5.9 %, а оборот кошерных ресторанов более, чем на 10 %. По другим сообщениям рост рынка составляет около 15 % в год.

Определение «кошерный» происходит от названия свода еврейских религиозных правил «кашрут», чаще всего связанных с пищей. Кашрут четко регламентирует продукты питания, которые может употреблять в пищу настоящий иудей.

Кошерное мясо

Кошерным считается только мясо тех животных, которые одновременно являются и жвачными, и парнокопытными. Отсутствие одного из этих признаков делает мясо непригодным в пищу. Именно поэтому иудеи не или зайчатину. А вот говядину и баранину иудеи могут есть в неограниченном количестве. Даже мясо парнокопытного и травоядного кашрут им разрешает употреблять в пищу.

Но принадлежность мяса к тому или иному виду животных само по себе еще не служит признаком его кошерности. Существует целый свод правил кошерного убоя животных - шхита. Это целая наука. Резник животных – шойхет, около года обучается своему кровавому ремеслу и даже сдает экзамен. Ведь для того, чтобы мясо животного было признано кошерным, умертвить его нужно одним движением остро заточенного ножа, не нанеся при этом даже самых маленьких рваных ран или проколов. В противном случае мясо признается некошерным и не допускается к употреблению в пищу иудеями.

Тора также категорически запрещает употребление в пищу крови. Поэтому освежеванная туша животного подвергается тщательному обследованию на предмет наличия на ней крови. И даже поле этой процедуры мясо еще тщательно вымачивается в воде.

Кошерная птица, рыба и другие продукты

Два главных признака кошерной рыбы – это легкоотделяемая чешуя и плавники. Поэтому все рыбы, за исключением сома, осетра, угря и , являются кошерными. И даже черная осетровая икра по вине своего таковой не признается.

Большинство птиц также являются кошерными. Исключение составляют лишь хищники. Домашние же птицы абсолютно все пригодны в пищу для иудеев.

Что же касается молочных продуктов, сами по себе они все являются кошерными. Но кашрут предписывает их отдельное употребление от мяса. После их приема в пищу должно пройти от одного до шести часов (в разных иудейских общинах срок разный) прежде чем можно будет приступить к трапезе. Временной интервал между употреблением мяса после молочных продуктов значительно ниже и составляет всего полчаса. Несоблюдение этих правил делает и мясные и молочные продукты некошерными.

Этим же сводом правил категорически не признается кошерности мяса пресмыкающихся и земноводных.