Своем составе натуральное растительное масло. Простые продукты: вся правда о растительном масле

Antje van der Meulen ) (21 апреля 1842 - 9 мая 1891). Адам был владельцем шляпного магазина. Кроме того, он сделал успешные инвестиции в нефтедобывающую промышленность и стал достаточно богатым, чтобы не скупиться на детей. Таким образом, до тринадцати лет Маргарета посещала только школы для высшего сословия. Однако в 1889 Адам обанкротился и вскоре развелся с женой. Мать Маргареты умерла в 1891. Семья была разрушена. Отец отправил Маргарету к её крёстному в город Снек . Затем она продолжила своё обучение в Лейдене , получая профессию воспитательницы детского сада, но когда директор училища начал открыто флиртовать с нею, её оскорблённый крёстный отец забрал Маргарету из этого учебного заведения. После нескольких месяцев она сбежала к своему дяде в Гаагу .

Индонезия

Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, её адвокат пытался вызволить её и снять все обвинения. Была подана апелляция - безрезультатно. Тогда адвокат подал прошение о помиловании президенту, однако Р. Пуанкаре также остался неумолим. Смертный приговор остался в силе. В камере, где она провела последние дни своей жизни, адвокат предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи. В то утро за ней пришла стража, попросила одеться - женщина была возмущена тем, что казнить её будут утром, не накормив завтраком. Пока она готовилась к казни, гроб для её тела уже был доставлен в здание. Расстрел произошёл на военном полигоне в Венсене 15 октября . После казни некий офицер подошёл к телу расстрелянной и для верности выстрелил из револьвера в затылок.

Бывшая куртизанка и знаменитый двойной агент, Мата Хари спокойно, без тени волнения, стояла у расстрельного столба. Повернувшись к монахине, поцеловала её и, сняв с плеч пальто, протянула ей: «Быстро обними меня, я буду смотреть на тебя. Прощай!» Она отказалась от того, чтобы ей связали запястья, предпочла стоять у столба, не будучи привязанной к нему. От чёрной повязки на глаза тоже отказалась. Послав воздушный поцелуй двенадцати солдатам (своим палачам), неустрашимая Мата Хари крикнула: «Я готова, господа». По приказу одиннадцать солдат выстрелили в Мату Хари, одиннадцать пуль попало в её тело. Двенадцатый солдат, совсем еще юнец, только призванный на службу, упал в обморок в унисон с безжизненным телом двойного агента, прекрасной Маты Хари. Сразу после казни, её тело забрали, впоследствии оно было передано в анатомический театр.

Реакция на казнь

Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр . Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла; по мнению специалистов, пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переехал . Отчёты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные останки Маты Хари, но отчётов об их точном местонахождении нет.

Оценка деятельности

Большинство историков считает, что вред от деяний Маты Хари (то есть эффективность её, как разведчицы) был сильно преувеличен - едва ли сведения, реально добытые ей (если таковые вообще имелись), представляли серьёзную ценность для той или иной стороны.

Подполковник британской и голландской контрразведок Орест Пинто считает, что «Мата Хари, безусловно, завоевала громкую славу. В глазах публики она стала олицетворением очаровательной женщины-шпионки. Но Мата Хари была глупым экспансивным созданием. Если бы её не казнили, она не прослыла бы мученицей и никто бы даже не слышал о ней » .

Историк Е. Б. Черняк акцентировал внимание на связях Мата Хари с представителями французской военной и политической элиты , опасность огласки которых могла повлиять на вынесение ей смертного приговора.

В культуре и искусстве

Роль великосветской шпионки, сыгранная ею с совершенным бесстрашием и приведшая к трагической гибели, вписалась в творимую ей «кинематографическую» биографию экзотической танцовщицы и «роковой женщины»; это обеспечило Мата Хари куда большую известность, чем другим, более эффективным разведчикам XX века .

  • Уже в 1920 году о ней был снят фильм «Мата Хари » с Астой Нильсен в главной роли, а позже вышло несколько ремейков
  • Марк Алданов в 1932 г. напечатал очерк «Мата Хари»
  • Лейла Вертенбейкер . роман «Жизнь и смерть Мата Хари» (Москва, Издательство «Пресса» ,1992, тираж 100 000 экз., перевод с англ. В. В. Кузнецова)
  • Елена Гремина . пьеса «Глаза дня »
  • В 1982 немецкая группа Dschinghis Khan альбом Helden, schurken und der dudelmoser
  • В 1982 году в лондонском Lyric Theatre, Hammersmith состоялась премьера мюзикла Лейны Лович , Криса Джадж Смита и Леса Чаппелла «Мата Хари» («Mata Hari»)
  • В 2009 году режиссёром Евгением Гинзбургом был поставлен мюзикл «Мата Хари» на музыку А.Киселева (либретто А.Киселев, А.Вулых), главные роли в котором исполнили Т. Дольникова , В. Ланская , Н. Громушкина ,О. Акулич , Э. Виторган и певец Александр Фадеев
  • В 2010 году в Москве стартовал мюзикл «Любовь и Шпионаж » на музыку М. Дунаевского , поставленный по пьесе Е. Греминой «Глаза дня» с Ларисой Долиной и Дмитрием Харатьяном в главных ролях
  • 16.09.2010 г. в Москве, на большой сцене театра «Театр Луны » (художественный руководитель Сергей Борисович Проханов), состоялась премьера спектакля «Мата Хари: „глаза дня“» (реж. Д. Попова)
  • Выпущена компьютерная игра «Секретные миссии. Мата Хари и подводные лодки кайзера»
  • Также образ Маты Хари присутствует в серии книг «Мы, боги» (2004), «Дыхание богов» (2005), «Тайна богов» (2007) французского писателя и философа Бернара Вербера
  • Мата Хари является одним из героев книг «Охотники» и «Охотники-2» литературного проекта «Этногенез » издательств «Популярная Литература» и «АСТ», начавшегося весной 2009 года
  • Песня «» была исполнена на польском языке известной эстрадной певицей 60-80-х годов XX века Анной Герман
  • В 8 эпизоде 2 сезона сериала Хранилище 13 чулки Маты Хари были артефактом, имеющим свойство соблазнять мужчин, к ним прикасавшихся
  • Упоминается в романе Д. Х. Чейза «Дело лишь во времени»
  • Была в трилогии «Мы Боги» Бернара Вербера

Киновоплощения

  • Аста Нильсен - «Мата Хари » (Германия, 1920), «Шпионка» (1921)
  • Магда Соня - «Mata Hari, die rote Tänzerin» (Германия, 1927)
  • Грета Гарбо - «Мата Хари » (1931)
  • Делия Кол - «Marthe Richard au service de la France» (Франция, 1937)
  • Мерли Оберон - «General Electric Theater» (телесериал, США, 1957)
  • Бетти Марсден - «Carry on Regardless» (Англия, 1961)
  • Грета Ши - «Королева Шантеклера» / «La reina del Chantecler» (Испания, 1962)
  • Франсуаза Фабиан - «La caméra explore le temps» (телесериал, Франция, 1964)
  • Жанна Моро - «Мата Хари » / «Mata Hari, agent H21» (Франция, 1964)
  • Луиза Мартини - «Der Fall Mata Hari» (Германия, 1966)
  • Кармен де Лирио - «Операция Мата Хари» / «Operación Mata Hari» (Испания, 1968)
  • Джоан Гербер - «Lancelot Link: Secret Chimp» (телесериал, США, 1970)
  • Жа Жа Габор - «Up the Front» (Англия, 1972)
  • Хелен Каллианиотес - «Shanks» (США, 1974)
  • Жозин ван Далсум - «Мата Хари » (телесериал, Нидерланды, 1981)
  • Жанна-Мари Лемер - «Légitime violence» (Франция, 1982)
  • Сильвия Кристель - «Мата Хари » (США, 1985)
  • Домициана Джордано - «Хроники молодого Индианы Джонса » / «The Young Indiana Jones Chronicles» (телесериал, США, 1993)
  • Мабель Лозано - «Бласко Ибаньес » / «Blasco Ibáñez» (Испания, 1997)
  • Джоана Келли - «Менторы» / «Mentors» (телесериал, Канада, 2002)
  • Марушка Детмерс - «Mata Hari, la vraie histoire» (Франция, 2003)
  • Сувархала Нараянан - «The Curse of King Tut’s Tomb» (США, 2006)
  • Фиби Холливелл (Алиса Милано) - «Зачарованные» 6 сезон 13 серия «Чужая карма» (англ. Used Karma) (телесериал, США, 1998-2006)
  • Ваина Джоканте - «Мата Хари » (телесериал, Россия, 2016)

См. также

Напишите отзыв о статье "Мата Хари"

Литература

  • Ваагенаар С. (нем.) русск. / Пер. с нем. В.Крюков . «Военная литература», // Waagenaar, Sam . Sie nannte sich Mata Hari. West-Berlin: Ullstein Verlag, .
    • Первое издание: Sam Waagenaar , Mata Hari; ; Mata Hari. Vollständig überarbeite und erweiterte Fassung, Lübbe, Bergisch Gladbach, . - ISBN 3-404-61071-7 .
  • Всемирная история шпионажа / Авт.-сост. М. И. Умнов . - М.: АСТ , . - ISBN 5-237-05178-2
  • Лейла Вертенбейкер «Жизнь и смерть Мата Хари». Роман./Пер. с англ. В. Кузнецова. - М.:Пресса, 1993. - ISBN 5-253-00696-6

Ссылки

  • сайте peoples.ru
  • на IMDB
  • на IMDB
  • на IMDB

Примечания

Отрывок, характеризующий Мата Хари

Одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера. Он, обчищая взбрызнутую ядром землю с платья, с улыбкой оглянулся вокруг себя.
– И как это вы не боитесь, барин, право! – обратился к Пьеру краснорожий широкий солдат, оскаливая крепкие белые зубы.
– А ты разве боишься? – спросил Пьер.
– А то как же? – отвечал солдат. – Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться, – сказал он, смеясь.
Несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами остановились подле Пьера. Они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их.
– Наше дело солдатское. А вот барин, так удивительно. Вот так барин!
– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.
Пьер, очнувшись, сидел на заду, опираясь руками о землю; ящика, около которого он был, не было; только валялись зеленые обожженные доски и тряпки на выжженной траве, и лошадь, трепля обломками оглобель, проскакала от него, а другая, так же как и сам Пьер, лежала на земле и пронзительно, протяжно визжала.

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.
Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.)
Французы, занявшие батарею, побежали. Наши войска с криками «ура» так далеко за батарею прогнали французов, что трудно было остановить их.
С батареи свезли пленных, в том числе раненого французского генерала, которого окружили офицеры. Толпы раненых, знакомых и незнакомых Пьеру, русских и французов, с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи. Пьер вошел на курган, где он провел более часа времени, и из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого. Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали.
Пьер побежал вниз.
«Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» – думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения.
Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил.

Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. (Вне этого пространства с одной стороны была сделана русскими в половине дня демонстрация кавалерией Уварова, с другой стороны, за Утицей, было столкновение Понятовского с Тучковым; но это были два отдельные и слабые действия в сравнении с тем, что происходило в середине поля сражения.) На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло главное действие сражения, самым простым, бесхитростным образом.
Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий.
Потом, когда дым застлал все поле, в этом дыму двинулись (со стороны французов) справа две дивизии, Дессе и Компана, на флеши, и слева полки вице короля на Бородино.
От Шевардинского редута, на котором стоял Наполеон, флеши находились на расстоянии версты, а Бородино более чем в двух верстах расстояния по прямой линии, и поэтому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность. Солдаты дивизии Дессе, направленные на флеши, были видны только до тех пор, пока они не спустились под овраг, отделявший их от флеш. Как скоро они спустились в овраг, дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Сквозь дым мелькало там что то черное – вероятно, люди, и иногда блеск штыков. Но двигались ли они или стояли, были ли это французы или русские, нельзя было видеть с Шевардинского редута.
Солнце взошло светло и било косыми лучами прямо в лицо Наполеона, смотревшего из под руки на флеши. Дым стлался перед флешами, и то казалось, что дым двигался, то казалось, что войска двигались. Слышны были иногда из за выстрелов крики людей, но нельзя было знать, что они там делали.
Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу, и в маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских; но где было то, что он видел, он не знал, когда смотрел опять простым глазом.
Он сошел с кургана и стал взад и вперед ходить перед ним.
Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения.
Не только с того места внизу, где он стоял, не только с кургана, на котором стояли теперь некоторые его генералы, но и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то французские, мертвые, раненые и живые, испуганные или обезумевшие солдаты, нельзя было понять того, что делалось на этом месте. В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские солдаты; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад.
С поля сражения беспрестанно прискакивали к Наполеону его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела; но все эти доклады были ложны: и потому, что в жару сражения невозможно сказать, что происходит в данную минуту, и потому, что многие адъютапты не доезжали до настоящего места сражения, а передавали то, что они слышали от других; и еще потому, что пока проезжал адъютант те две три версты, которые отделяли его от Наполеона, обстоятельства изменялись и известие, которое он вез, уже становилось неверно. Так от вице короля прискакал адъютант с известием, что Бородино занято и мост на Колоче в руках французов. Адъютант спрашивал у Наполеона, прикажет ли он пореходить войскам? Наполеон приказал выстроиться на той стороне и ждать; но не только в то время как Наполеон отдавал это приказание, но даже когда адъютант только что отъехал от Бородина, мост уже был отбит и сожжен русскими, в той самой схватке, в которой участвовал Пьер в самом начале сраженья.
Прискакавший с флеш с бледным испуганным лицом адъютант донес Наполеону, что атака отбита и что Компан ранен и Даву убит, а между тем флеши были заняты другой частью войск, в то время как адъютанту говорили, что французы были отбиты, и Даву был жив и только слегка контужен. Соображаясь с таковыми необходимо ложными донесениями, Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы.
Маршалы и генералы, находившиеся в более близком расстоянии от поля сражения, но так же, как и Наполеон, не участвовавшие в самом сражении и только изредка заезжавшие под огонь пуль, не спрашиваясь Наполеона, делали свои распоряжения и отдавали свои приказания о том, куда и откуда стрелять, и куда скакать конным, и куда бежать пешим солдатам. Но даже и их распоряжения, точно так же как распоряжения Наполеона, точно так же в самой малой степени и редко приводились в исполнение. Большей частью выходило противное тому, что они приказывали. Солдаты, которым велено было идти вперед, подпав под картечный выстрел, бежали назад; солдаты, которым велено было стоять на месте, вдруг, видя против себя неожиданно показавшихся русских, иногда бежали назад, иногда бросались вперед, и конница скакала без приказания догонять бегущих русских. Так, два полка кавалерии поскакали через Семеновский овраг и только что въехали на гору, повернулись и во весь дух поскакали назад. Так же двигались и пехотные солдаты, иногда забегая совсем не туда, куда им велено было. Все распоряжение о том, куда и когда подвинуть пушки, когда послать пеших солдат – стрелять, когда конных – топтать русских пеших, – все эти распоряжения делали сами ближайшие начальники частей, бывшие в рядах, не спрашиваясь даже Нея, Даву и Мюрата, не только Наполеона. Они не боялись взыскания за неисполнение приказания или за самовольное распоряжение, потому что в сражении дело касается самого дорогого для человека – собственной жизни, и иногда кажется, что спасение заключается в бегстве назад, иногда в бегстве вперед, и сообразно с настроением минуты поступали эти люди, находившиеся в самом пылу сражения. В сущности же, все эти движения вперед и назад не облегчали и не изменяли положения войск. Все их набегания и наскакивания друг на друга почти не производили им вреда, а вред, смерть и увечья наносили ядра и пули, летавшие везде по тому пространству, по которому метались эти люди. Как только эти люди выходили из того пространства, по которому летали ядра и пули, так их тотчас же стоявшие сзади начальники формировали, подчиняли дисциплине и под влиянием этой дисциплины вводили опять в область огня, в которой они опять (под влиянием страха смерти) теряли дисциплину и метались по случайному настроению толпы.

Ранним утром 15 октября 1917 года на полигоне в Венсенском лесу под Парижем залп расстрельной команды поставил точку в жизни Маргарет Гертруды Целле-МакЛеод, известной всему миру под сценическим псевдонимом Мата Хари…

Кем была на самом деле Мата Хари? Прекрасной восточной танцовщицей? Первой в Европе стриптизёршей? Куртизанкой, любовницей самых влиятельных людей Старого Света? Знаменитой шпионкой, которая во время Первой мировой войны работала на две противоборствующие разведки одновременно? А может, просто женщиной?

«Я родилась в далёкой Индии, в княжестве Джаффатам на береry Малабара, и принадлежу к высшей касте браминов. Мой отец был раджой, а мать — храмовой танцовщицей. Она умерла во время родов, а меня сразу после рождения жрецы положили в золотую купель и наpeкли Мата Хари, что означает «Око утренней зари» — так, по её собственным словам, начиналась история этой легендарной жизни.

Настоящая её биография не имеет ничего общего с этой экзотической сказкой. Маргарет Гертруда Целле родилась 7 августа 1876 года в захолустном городке Леуварден, на севере самой скучной по тем временам европейской страны — Голландии. Второй ребёнок в семье преуспевающего шляпника Адама Целле. в которой, кроме неё, росли ещё четверо мальчиков. Единственная и любимая дочь, девочка с большими глазами, стройной фигурой и густыми чёрными волосами, кокетка — уже с детства Маргарет умела и любила очаровывать. Но счастье семьи Целле довольно скоро закончилось.

Когда Маргарет шёл тринадцатый год, шляпник Адам Целле обанкротился и решил попытать счастья в Амстердаме, оставив детей на попечение жены. Два года спустя, когда жена умерла, отец пристроил детей по многочисленным родственникам. Юная Маргарет без конца меняла дядюшек и школы, пока не оказалась в Гааге, в интернате при местном монастыре. Правда, учиться ей не больно-то и хотелось — она мечтала выйти замуж и уехать прочь со своей скучной родины.

Помог всесильный случай: однажды в газете девушка наткнулась на брачное объявление: «Офицер, приехавший в отпуск из Восточной Индии, хотел бы познакомиться с девушкой доброго нрава на предмет женитьбы». Сообщение дал приятель капитана голландской армии Рудольфа МакЛеода. Девушка откликнулась и послала капитану письмо со своей фотографией.

Вскоре у них состоялось свидание, которое решило исход дела. Ей было всего 18, ему — 38. По тогдашним меркам разница в возрасте не такая уж и большая. Адам Целле дал молодым своё родительское благословение, и уже 11 июля 1895 года Маргарет стала замужней дамой.

Скоро и мечта вырваться из Голландии становится явью: капитан Маклеод получил назначение на военно-морскую базу на далеком острове Ява. Маргарет, ждавшая тогда своего первого ребёнка, с радостью отправилась вместе с супругом в путешествие.

Здесь, на Яве, она вела жизнь образцовой офицерской жены, учила малайский язык, родила второго ребёнка — дочь, воспитывала старшего сына. Но именно в Южной Азии муж открылся ей с другой стороны: пьяница, бабник и ревнивец, МакЛеод регулярно находил себе туземных любовниц, ссылаясь на местные традиции. При этом Рудольф страшно злился, когда кто-то из офицеров пытался флиртовать с его женой. Нередко он напивался и поколачивал Маргарет.

Через несколько лет в их семью пришла беда. Рудольф, застав солдата-малайца спящим на посту, распорядился всыпать тому 50 ударов. Малаец перенес порку, не издав ни звука, но поклялся отомстить и подговорил влюблённую в него кухарку отравить детей капитана.

Старший сын Маргарет и Рудольфа умер в мучениях, и лишь огромными усилиями им удалось спасти крошечную дочь. Эта страшная история не только не сплотила супругов, но и окончательно их рассорила. Спустя несколько месяцев они вернулись в Голландию, где сразу же расстались.

Капитан королевских войск Рудольф Маклеод не замедлил проинформировать об этом, разместив в газете новое объявление, в котором сообщал, что свободен от уз брака, и отказался платить по счетам бывшей супруги.

К тому времени Маргарет Целле-МакЛеод было уже 28 лет. Она осталась одна — без мужа, без денег, без работы и без детей (Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери, которая умерла в возрасте 21 года).

У бывшей жены голландского офицера не было ни образования, ни профессии. К тому же после длительных путешествий, после восточной роскоши и экзотики крошечная пуританская Голландия была слишком тесна для неё. Иное дело — Париж. Правда, голоса у девушки не было никакого, а по-французски она говорила с ужасным акцентом, так что профессии певицы и актрисы отпали сами собой. С работой в качестве модели тоже ничего не вышло: художники считали грудь будущей секс-богини чересчур маленькой, если не сказать плоской, — позже, уже находясь в зените славы, Мата Хари сделает всё, чтобы никто не узнал об этом недостатке.

Действуя методом исключения, Маргарет пришла к мысли об экзотических танцах, выбрав себе для этого вполне подходящий псевдоним: Мата Хари. Парижский дебют Маргарет Целле-Маклеод состоялся 13 марта 1905 года в зале музея Гиме. Её появлению на сцене предшествовало небольшое выступление самого месье Гиме с интригующим рассказом о далёкой таинственной Индии и краткой биографии исполнительницы: дочь храмовой танцовщицы, она была похищена из храма Шивы безумно влюблённым в неё британским офицером, с которым обвенчалась и жила, покуда местные фанатики не убили и его, и их первенца, и далее в том же духе.

Только затем под звуки завораживающей музыки перед зрителями предстала загадочная женщина в роскошном восточном одеянии. Медленно танцуя, она начала раздеваться и вскоре осталась в одном лишь лифе, чашечки которого украшали драгоценности. Тяжёлые браслеты позвякивали на её руках и ногах.

«Мой танец — это священная поэма, а каждое движение в нем — слово. Эти танцы я исполняла в храме Шивы, — говорила Мата Хари восхищённым зрителям. — Все храмовые танцы в своей основе религиозны, посредством жестов и поз передаются священные тексты ».

При модном в то время увлечении восточной мистикой и оккультизмом этого оказалось вполне достаточно для появления самой настоящей мировой сенсации. Хотя в маленьком зале в тот вечер было не больше сотни любителей экзотики, уже на следующее утро весь Париж только и говорил, что о восточной красавице, которая обнажалась на сцене, усыпанной лепестками роз.

Дочь голландского шляпника, бывшая жена голландского вояки в одночасье превратилась в «живое воплощение таинственного Востока». Где бы она ни появлялась, будь то знаменитое варьете «Фоли-Бержер» или не менее прославленный «Балет Монте-Карло», её выступлениям сопутствовал неизменный успех.

Восторг испытывали не только пресыщенные богатые бездельники. Даже великий композитор Пуччини не удержался и отослал ей в отель огромный букет цветов с запиской: «Увидев Ваш танец, я ощутил себя на седьмом небе от счастья».

Любопытно, что сама Маргарет весьма критично относилась к своим способностям. «Люди приходят на мои выступления только потому, что я первой из женщин отважилась предстать перед ними без одежды». — говорила она.

Впрочем, Маргарет, раздеваясь на сцене почти полностью, никогда не оставалась совершенно нагой: её грудь прикрывал украшенный драгоценностями лиф, а на бёдрах всегда оставалось трико телесного цвета. В августе 1906 года, выжав из любвеобильных парижан всё, что могла, Мата Хари отправилась покорять соседние страны.

Славу экзотической танцовщицы опережала молва о её многочисленных любовных победах. Если верить газетам того времени, всего за год она сумела соблазнить совет министров Франции в полном составе, всю мужскую часть английского королевского дома, не говоря уже о сотне миллионеров, политиков, деятелей искусства и, разумеется, высокопоставленных военных. И это при том, что свои интимные услуги куртизанка оценивала по самому высокому в те времена тарифу — семь тысяч франков за ночь.

Поначалу она придерживалась твёрдого правила: не спать с одним мужчиной больше двух раз. «Мужчин так много, а я всего одна!» — часто говорила Мата Хари.

Но в Берлине она впервые нарушила этот принцип, став постоянной любовницей прусского помещика Альфреда Киперта, лейтенанта личного конвоя кайзера. Два года продолжался их роман — ровно столько времени потребовалось ей, чтобы своими непомерными тратами разорить одного из самых богатых людей Пруссии.

Только за первый год совместной жизни с «душкой Альфи» Мата Хари умудрилась потратить более пяти миллионов марок на роскошные наряды (она никогда не появлялась на людях дважды в одном и том же платье), обувь (после отъезда из поместья она подарила прислуге больше тысячи пар обуви) и драгоценности (для транспортировки заработанных в Германии «камешков» ей потребовался целый контейнер).

А если к этому добавить её привычку принимать ежедневно ванну из лучших сортов шампанского и килограммами поглощать свежайшую осетровую икру, остаётся только удивляться, почему Киперт не разорился раньше.

Расставшись с потерявшим для неё всякую материальную ценность помещиком, летом 1908 года Мата Хари вернулась в любимый Париж, где быстро нашла себе нового покровителя, отставного генерала Руссо, сказочно разбогатевшего на поставках армии новых скорострельных пушек. Оружейный фабрикант сделал её своей гражданской женой и открыл для неё кредит в крупнейшем банке страны, поставив лишь одно условие: знаменитой танцовщице придётся покинуть сцену и стать хозяйкой его роскошного замка на Луаре. Мата Хари не возражала.

Заполучив власть над миллионером, она с головой отдалась любимому занятию — начала сорить деньгами. Разорительные траты на любовницу и довольно рискованная игра на бирже уже через год привели Руссо к финансовому краху. Всё его имущество опечатали, так что Маргарет пришлось переселиться из роскошного замка в скромный — «всего» три этажа и тридцать комнат — особняк в парижском предместье.

Весной 1911 года она вернулась на сцену. Хотя со времени дебюта Маты Хари прошло почти шесть лет и публичным стриптизом в Старом Свете было уже трудно кого-то удивить, возвращение 35-летней баядерки стало её новым триумфом. Перед ней распахнулись двери самого знаменитого театра Европы — миланской «Ла Скала». Дирекция, незадолго до этого отказавшая великой Айседоре Дункан, предоставила Мате Хари ангажемент, объявив её «непревзойдённым мастером танцевального искусства».

Спектакли проходили с аншлагами, однако танцовщице, привыкшей тратить без счёта, денег постоянно не хватало. Да и богатые любовники, напуганные историями Киперта и Руссо, не отваживались брать роковую красавицу на полный пансион. Зато вокруг неё в избытке увивались военные, которые всегда так сильно влекли к себе дочь шляпника.

За эти годы Мата Хари отказала в близости военному лишь однажды — этим невезучим оказался ещё совсем юный, но не по годам настырный лейтенант с неарийской фамилией Канарис.

Во время свидания весной 1914 года он пытался завербовать танцовщицу на работу в немецкую разведку. Возмущённая куртизанка выставила юнца в погонах за дверь. Подобного оскорбления будущий глава гитлеровского Абвера не забыл…

В июле 1914 года она приехала в Берлин, где подписала контракт на участие в балете «Похититель миллионов». Премьера была назначена на 1 сентября. Однако планам танцовщицы не суждено было сбыться: за месяц до назначенной даты началась Первая мировая война.

И снова Мата Хари должна начинать все сначала. Ей 38 лет, деньги заканчиваются, а сценические триумфы приходится отложить до мирного времени. Именно в этот момент Мату Хари разыскал представитель немецкой разведки фон Каппель, решивший использовать во славу Германской империи многочисленные любовные связи танцовщицы с парижским высшим светом.

Сидевшая на мели куртизанка смекнула, что война может оказаться таким же источником доходов, как и сцена, а роль шпионки вряд ли труднее амплуа восточной стриптизёрши — и согласилась с предложением, запросив авансом 100 тысяч имперских марок. Немцы выделили ей только 30 тысяч, однако Мата Хари, получившая кодовое имя Н21, была рада и этому. Судя по всему, она и не собиралась усердствовать на новом поприще, рассчитывая в очередной раз обвести всех вокруг пальца.

Маргарет было все равно, у кого вытягивать деньги — у богатых любовников или германского Генштаба. Она еще не понимала, что в этой новой пьесе, где всё зависит от мужчин в погонах, ей самой отведена лишь роль статистки, а в нужный момент её просто уберут со сцены. К тому же именно во время войны случилось непоправимое.

Мата Хари, которая лишь позволяла мужчинам любить себя, притом за весьма солидные суммы, влюбилась сама. 21-летний штабс-капитан драгунского полка Вадим Маслов, служивший в российском экспедиционном корпусе во Франции, годился в сыновья 40-летней танцовщице. Но ради него Маргарет была готова буквально на всё. Вряд ли Вадим испытывал к ней такие же чувства, хотя ему, безусловно, льстила страсть столь известной женщины, восхищавшей и притягивавшей целый сонм богатых и знаменитых мужчин. Скорее всего, для него это был просто мимолетный роман, тем более что обзаводиться семьей в ближайшее время штабс-капитан не собирался — в отличие от предыдущих любовников танцовщицы, русский офицер был небогат.

Но Мата Хари не собиралась сдаваться — влюблённая куртизанка готова была свернуть горы. Она пообещала Маслову достать деньги, и теперь у неё был для этого только один способ. Ради любви к русскому офицеру Мата Хари окончательно решила стать профессиональной шпионкой. Она, конечно, прекрасно понимала. что шпионаж — занятие небезопасное, но надеялась, что её, как всегда, спасут красота и связи в высших кругах. К тому же думать она могла только о своей будущей жизни с Вадимом. В мечтах она рисовала себе дом, где они поселятся после войны, выходы в свет и, конечно, детей — их общих с Вадимом детей.

Ремесло шпионки было для неё в то время единственным способом разбогатеть. Ради того, чтобы остаться с Масловым, Мата Хари готова была соблазнить и предать пол-Европы. «Маслофф был единственным мужчиной, которого я по-настоящему любила» , — скажет Маргарет впоследствии на суде, где в качестве вещественного доказательства будет представлена их совместная фотография. На снимке рукой Маты Хари написано: «На память о самых прекрасных днях моей жизни, проведённых с чудесным Вадимом, которого я люблю больше всего на свете» .

Чтобы сделать эту фотографию, Мата Хари приехала в курортный городок Виттель, где «чудесный Вадим», раненный под Верденом, проходил в это время курс лечения. Поскольку курорт располагался во фронтовой полосе, за разрешением на поездку Маргарет пришлось отправиться к капитану Ладу, который в то время возглавлял французскую контрразведку.

— Идёт война… но на чьей стороне вы? — при первой же встрече поинтересовался капитан.

— Я голландка, — призналась Мата Хари. — А Голландия соблюдает нейтралитет… Но мои симпатии — на стороне Франции.

— Отлично! — довольно воскликнул Ладу. — Тогда вы просто обязаны поработать на благо Франции и на её победу.

Когда Мата Хари вернулась в Париж, капитан Ладу сразу предложил ей отправиться в Бельгию и, соблазнив Верфляйна — близкого друга генерал-губернатора Бельгии, начать передавать в Париж информацию. Мата Хари ответила согласием, потребовав «на дело» миллион франков: «Мне нужно будет купить много красивых платьев, ведь не могу же я появиться перед губернатором голой?» Ладу согласился выделить аванс в 30 тысяч — в прежние времена столько она зарабатывала всего за несколько свиданий.

Так Мата Хари стала двойным агентом — ей теперь платили деньги и немцы, и французы. В Первую мировую на обе воюющие стороны работало немало удачливых шпионок — например, любовница резидента немецкой разведки в Испании красавица Марта Рише (оперативный псевдоним Жаворонок) или Элизабет Шрагмюллер (Фрау доктор), которая стала под конец войны одной из руководительниц немецкой разведки.

На их фоне танцовщица Мата Хари выглядела жалкой дилетанткой. Роль шпионки оказалась для неё провальной: она не смогла раздобыть ни информации для своих кураторов, ни больших денег для себя. Миф о Мате Хари как о величайшем двойном агенте в истории — всего лишь миф. Она просто вытягивала деньги из германской и французской казны, присылая взамен сведения, которые оказывались либо совершенно незначительными, либо хорошо всем известными. За два с половиной года она ни разу не передала информации, которая хоть как-то повлияла бы на ход военных действий.

Но, как выяснилось, именно такая шпионка дилетантка и устраивала германскую и французскую разведки. Мата Хари оказалась разменной фигурой в сложной комбинации, придуманной разведками двух стран. Французам в последние годы войны нужен был громкий показательный процесс над опасным агентом, а немцы давно уже использовали Мату Хари, чтобы передавать через неё дезинформацию противнику.

В конце концов, немецкая разведка решила просто-напросто сдать своего агента Н21 за ненадобностью. К тому же немцам, уже два года безуспешно пытавшимся прорвать позиции союзников на Западном фронте, тоже был выгоден шпионский скандал во Франции. Он дал бы им шанс направить сотрудников французской контрразведки по ложному следу, отведя подозрения от реально действующих агентов, которые заполонили французский тыл.

Впрочем, у одного из офицеров немецкой разведки был и личный мотив. Лейтенант Канарис, тот самый, которому Мата Хари презрительно отказала лишь несколько лет назад, работал помощником резидента в Испании. Именно он осенью 1916 года отправил телеграмму, которая круто изменила жизнь незадачливой разведчицы: «Здесь агент Н21. Утверждает, что завербована французами. Требует новых денег для возвращения в Париж. Телеграфируйте, как поступить с ней».


Следует пояснить, что к лету 1916 года на вершине Эйфелевой башни французы уже устроили наисовременнейший центр радиоперехвата, так что немецкая разведка пользовалась радиосвязью крайне осторожно. И тем более к тому времени никто не использовал засвеченный шифр министерства иностранных дел — но именно им и была зашифрована злополучная телеграмма. Стало быть, немцы хотели, чтобы французы прочли эту информацию. Телеграмма стала наживкой, которую французская разведка сразу же проглотила.

В декабре того же года один из верных поклонников намекнул танцовщице, что компетентные органы настоятельно порекомендовали ему прервать с ней все отношения. Но Мата Хари не придала этому предупреждению никакого значения. Не обратила внимания на нервозность капитана Ладу, который фактически спустил на тормозах подготовку её засылки в немецкий тыл. Мысли Маргарет были заняты другим: почему так таинственно исчез её возлюбленный?

Действительно, в самый канун Рождества штабс-капитан Маслов по приказу российской контрразведки покинул свой госпиталь и отбыл в неизвестном направлении, не оставив Маргарет даже записки. Она вернулась во Францию — здесь её ждали последние несколько недель свободы, которые Мата Хари провела как в опьянении, словно уже предчувствуя свой близкий конец. Она едва ли не ежечасно меняла любовников, спускала в казино сумасшедшие деньги, устраивала дикие кутежи.

Разгульная жизнь закончилась 13 февраля 1917 года, когда на пороге её номера в «Палас Отеле» появились шестеро полицейских во главе с начальником парижской полиции. Он и зачитал приказ об аресте Маргарет Целле по обвинению в шпионаже. Следствие не смогло представить доказательств вины Маты Хари, но судьи всё равно приговорили её к смерти. Если бы её арестовали годом раньше, Мата Хари вполне могла бы отделаться высылкой из страны или, на худой конец, несколькими годами тюремного заключения.

Но именно в 1917 году к власти пришло правительство Клемансо, во имя доведения войны до победного конца провозгласившее решительную очистку французского тыла от предателей. Требовался большой показательный процесс, и лучшей жертвы, чем популярная танцовщица и скандальная куртизанка с репутацией бессовестной соблазнительницы, представить было трудно. Воспользовавшись случаем, французские власти сделали бедную женщину виновницей едва ли не всех своих военных неудач и огромных потерь. Шансов уцелеть у неё было примерно столько же, сколько у Жанны д’Арк избежать костра в Руане.

Самое удивительное, что прямых доказательств её вины французские обвинители представить не смогли. Главная улика — флакончик якобы с симпатическими чернилами — оказалась цианидом ртути, болезненным, но довольно эффективным для того времени противозачаточным средством, к которому Мата Хари, ввиду своей бурной сексуальной жизни, постоянно прибегала. Недостаток улик прокурор Бушардон компенсировал гневным пафосом речей: он даже обвинил стриптизёршу в организации убийства британского военного министра лорда Китченера, хотя тот погиб на корабле, затонувшем от взрыва немецкой торпеды.

О непредвзятости судей тоже не приходилось говорить. Накануне процесса бывший любовник танцовщицы военный комендант майор Maccap инструктировал судей от имени высшего военного руководства: «Мата Хари виновна. И если эту женщину нельзя будет расстрелять как шпионку, её нужно сжечь как ведьму» .

В этой ситуации её многочисленные поклонники повели себя по-разному. Штатские ещё пытались помочь — так, адвокат Клюнэ согласился защищать Мату Хари бесплатно, и даже после вынесения приговора обратился к президенту Пуанкаре, умоляя заменить смертную казнь тюрьмой. Но столь любимые ею военные откровенно струсили. Бывший военный министр генерал Мессими даже прислал на процесс написанное рукой жены письмо, в котором он просил освободить его от дачи показаний, поскольку он совершенно не знал обвиняемую.

Мата Хари рассмеялась: «Он меня не знает? А когда спал со мной и признавался мне в любви — тоже не знал?!» «Если кто-то и платил мне, то это была французская контрразведка, так как я работала только на нее, — заявила Мата Хари. -То, что я состояла в интимной связи с людьми в разных странах, ещё не говорит о том, что я шпионила в их интересах».

Процесс начался 24 июля 1917 года, продолжался один день при закрытых дверях и завершился смертным приговором. Под конец судебного заседания Мата Хари даже не пыталась себя защищать. Ей уже было все равно: Вадим Маслов на суде так и не появился.

Рано утром 15 октября в камере № 12 тюрьмы Сан-Лазар появился капитан Бушардон. «Мужайтесь, мадам, — сказал он. — Ваше прошение о помиловании отклонено президентом Французской Республики. Время пришло». «Это невозможно! — крикнула Мата Хари, до последнего момента верившая, что её помилуют. — Это невозможно!»

К ней бросились монашки, которые в последние дни часто поддерживали осуждённую. «Не надо, сёстры. — сказала Мата Хари, неожиданно успокоившись. — Я знаю, как держать себя, и знаю, как должна умереть».

Последний путь по парижским улицам — и военный полигон. Одинокая худая фигура женщины, вытянувшаяся перед взводом солдат. Чёрное шёлковое платье, чёрная шляпка. Она отказалась от предложения завязать глаза и спокойно смотрела в нацеленные на неё дула.

И прежде чем грянули выстрелы, Мата Хари, шпионка и куртизанка, послала стрелкам воздушный поцелуй. Мата Хари оказалась убитой одной-единственной пулей, попавшей ей прямо в сердце. Только один солдат из всего взвода стрелял в неё — остальные выпустили пули в воздух.

Её тело, некогда одно из самых желанных, оказалось никому не нужным и было передано медицинскому колледжу в Сорбонне. Там ее голову отделили от тела и отдали в анатомический музей, в экспозицию образов величайших преступников. Здесь экспонат хранили почти 85 лет, пока — уже в 2003 году — не обнаружилась его таинственная пропажа. И после смерти Мата Хари продолжает запутывать многочисленных исследователей своей жизни — возможно, эта последняя её загадка навсегда останется неразгаданной.

Одна из самых загадочных женщин прошлого столетия – Мата Хари. Она была известна не только своим талантом соблазнять представителей противоположного пола, но и получать от них информацию. Это одна из немногих женщин-шпионок, которые оставили свой след в истории.

Кто такая Мата Хари – биография

Настоящее имя известной шпионки - Маргарет Гертруда Зелле. Родилась она в 1876 году. Широкой общественности она известна, как Мата Хари. Известны многие факты ее жизни:

  1. Ее семья была обеспеченной, но в 1889 году из-за действий отца им пришлось признать банкротство.
  2. Выясняя, кто такая Мата Хари, стоит заметить, что до 13 лет девочка ходила в элитную школу для детей, что дало ей возможность получить хорошее образование.
  3. После развода родителей и смерти матери судьба Мата Хари изменилась и она сначала переехала к крестному, а затем в город Лейден, где проходила обучение на воспитательницу. Здесь она была вовлечена в секс скандал с директором заведения.
  4. Из-за позора Маргарет сбежала к дяде, где и началась ее новая жизнь. После замужества она стала заниматься танцами, чтобы справиться с бедностью.
  5. Через время о ней знали в разных уголках Европы и многие мужчины мечтали оказаться в ее постели.

Внешность Мата Хари

Есть много реальных фотографий, на которых изображена обворожительная женщина (учтите, что раньше требования красоты были другими). Корреспондент одной из газет описывал, как выглядела Мата Хари: высокая девушка со стройной фигурой, которая обладает пластичностью и грацией хищного зверя. У нее черные волосы, которые обрамляют маленькое лицо, длинные ресницы и тонкие брови, будто их нарисовал художник. Есть описание и груди, которая была неидеальной, поскольку один сосок являлся деформированным.

Личная жизнь Мата Хари

Летом 1985 года девушка заключила брак с Рудольфом Мак-Леодом, который бал старше ее на 20 лет. Замужество было неудачным, хоть она и родила двоих детей. Сын скончался в результате осложнений сифилиса, а дочка осталась с отцом после развода, который произошел в 1903 году. На острове Ява, где жила Мата Хари она начала заниматься танцами, а затем, из-за отсутствия денег стала выступать на публике. Ее шоу напоминало современный стриптиз. Любовники Мата Хари были богаты и влиятельны, поэтому их имена держались в строгом секрете. Есть информация, что за 5 лет у нее было 104 мужчины.

На кого работала Мата Хари?

Известная танцовщица имела связи с высокопоставленными мужчинами и накануне войны ей предложили сотрудничать с разведкой Германии. Женщина дала согласие и в итоге ей дали секретное имя «агент Н-21». Выбрали ее не просто так, ведь Мата Хари благодаря паспорту Нидерландов могла свободно путешествовать, а еще она легко заводила знакомства с нужными людьми.

Ее частые переезды не могла не заметить союзная контрразведка и в 1916 году спецслужбы Франции получили первые сведения, указывающие на то, что Мата Хари шпионка. Женщина узнала об этом и чтобы себя обезопасить, она сама пришла к французским спецслужбам и сказала, что может работать на них. Чтобы получить утвердительный ответ, она даже ненароком упомянула своего любовника немецкого агента-вербовщика. С этого момента она стала двойным агентом.

Против кого шпионила Мата Хари?

Во времена войны информация, полученная из уст шпионов, имела большое значение, тем более мужчины во время общения с красивой женщиной теряли голову, и без какой- либо осторожности выдавали важные секреты. Агент Н-21 работала на стороне Германии, поэтому танцовщица Мата Хари должна была шпионить против Франции и союзников этой страны. Когда она предложила свои услуги французским спецслужбам, то должна была уже рассказывать немецкие тайны, но ее планы были раскрыты.

Кто рассекретил Мата Хари?

Много информации того времени было не только засекречено, но и уничтожено, поэтому точной версии, кто предал Мата Хари, с реальными доказательствами, не существует. Есть несколько предположений, так согласно некоторым данным про Мата Хари рассказала немецкая сторона, которая рассекретила радиоперехват, о котором упоминалось ранее. Это было сделано для того, чтобы убрать двойного агента, поскольку она уже создавала опасность для страны.

Как погибла Мата Хари?

Арест шпионки произошел 13 февраля 1917 года. Французские спецслужбы обвинили ее в шпионаже во время войны. Ей предъявили обвинения в том, что она передала сведения, которые стали причиной гибели большого количества солдат. Важно сказать о том, что много информации, касающейся того, кто такая Мата Хари, является засекреченной. Суд согласился с виной женщины и вынес приговор – смертная казнь.

Многих интересует, кто убил Мата Хари, так вот казнь ее проходила на военном полигоне в Венсене 15 октября 1917 года. Женщина без волнения стояла у столба, попросив не привязывать ей руки и не завязывать глаза. Перед тем, как умереть она послала 12 солдатам, которые должны были провести расстрел, воздушный поцелуй. Согласно существующей информации один из них потом подошел к телу, и выстрелили для уверенности женщине в голову.


Секреты обольщения Мата Хари

Люди могут по-разному относиться к этой легендарной женщине, но то, что она была популярна среди представителей сильного пола отрицать нельзя. Выясняя, кто такая Мата Хари, стоит узнать ее секреты обольщения.

  1. Будь инициативной. Девушка всегда понимала, что она может управлять мужчинами и добиваться всего, чего только пожелает.
  2. Используйте шансы, представляемые судьбой. Мата Хари не умела танцевать, но она не могла упустить возможности изменить свою жизнь. Она стала популярной благодаря тому, чтобы танцевала обнаженной, прикрывая грудь.
  3. Всегда держи интригу. Женщина придумывала для себя разные легенды, сохраняя вокруг ореол загадочности. Огромное количество мужчин желали узнать настоящую Мата Хари.
  4. Ум – превыше всего. Шпионка была далеко не глупа, что доказывают истории ее жизни. Она могла обманывать не только своих любовников, но и даже спецслужбы, на которые работала.

Мата Хари – факты

Хоть женщина и была шпионом, много информации о ней является доступной.

  1. Заниматься танцами Маргарет начала в Индонезии и там она придумала свой псевдоним, который дословно переводится, как «око дня». Профессиональную карьеру Мата Хари начала в Париже.
  2. Есть информация о Мата Хари, что она является родоначальницей стриптиза, а все благодаря номеру «Заклинание Шивы». В конце танца зрители думали, что женщина полностью обнажается, но на самом деле, она просто снимала верхнюю одежду, под которой находился обтягивающий костюм телесного цвета, и издалека складывалось впечатление, будто артистка оголена.
  3. Женщина прошла много курсов обучения, так она владела секретными знаниями в химии и физике. Умела шпионка читать тайнопись.
  4. Выясняя, кто такая известная Мата Хари, стоит сказать о том, что перед тем, как стать известной танцовщицей в Париже, она зарабатывала на жизнь в качестве цирковой наездницы под псевдонимом Греша Мак-Леод.
  5. В 1916 году женщину арестовали по ошибки, считая ее разыскиваемым агентом. Через небольшой промежуток времени ее освободили, поскольку в паспорте было указано ее настоящее имя.
  6. Есть версия, что Мата Хари не была шпионкой, и ее казнили из-за того, что она имела сексуальную связь с представителями военной и политической элиты Франции, и если бы эта информация раскрылась, то их репутация была испорчена. Чтобы это предотвратить женщину обвинили в шпионаже и казнили.
  7. После смерти останки были переданы в Анатомический театр, а голова оказалась в Анатомическом музее Франции, но в 2000 году обнаружили, что она пропала.

Книги про Мата Хари

  1. «Львиное око» Л. Вертенбейкер . Благодаря автору Мата Хари приобрела человеческие черты, которых в глазах многих она была лишена. Произведение содержит страсти, предательство, клевету и другие эмоции, дающие представление о жизни известной танцовщицы.
  2. «Мата Хари» С. Ваагенаар . В этой документальной книге собрано много важной и скрытой информации, поскольку автор имел доступ с архивам военного министерства Франции, материалам допросам и даже личным дневникам шпионки. Жизнь и смерть Мата Хари в этом произведении описано очень подробно.
  3. «Мата Хари. Шпионка» П. Коэльо . Популярный автор описывает жизнь шпионки, показывая, что из обычного зерна может вырасти шикарное дерево.

Даже Скотланд Ярд, которому обычно хватает четырех дней допроса, чтобы узнать все секреты подозреваемых, не смог получить ответа на вопрос, кем все-таки она была – шпионкой или танцовщицей-куртизанкой? Рассказываем, почему эта прекрасная голландка вошла в историю как одна из самых загадочных женщин XX века, и почему ее личная история оказалась достойна сериала.

Кадр из сериала «Мата Хари» (2016 г.)

1. Она придумала себе историю.

Единственная дочь из четырех детей голландского галантерейщика Адама Зелле Маргарета Зелле росла как орхидея среди лютиков: состоятельный отец неимоверно баловал ее, но, увы, только до того, пока после нескольких неудачных финансовых махинаций не разорился. Родители разошлись, мать вскоре умерла, и будущая Мата Хари воспитывалась у родственников.

Дом, в котором Маргарета родилась в Леувардене, в 2013 году практически полностью был разрушен из-за пожара. Его восстановили, но не в оригинальном дизайне.

Будущая Мата Хари была вторым ребенком по старшинству в семье Зелле, но первым для отца, который не уставал осыпать ее подарками (такими, например, как эта повозка).

Когда в 16 лет девушку застукали за флиртом с 51-летним директором учебного заведения, где она получала профессию воспитательницы детского сада, возмущенный отец забрал ее домой. Но вольнолюбке это пришлось не по вкусу: сначала она сбежала к другим родственникам в Гаагу, а оттуда отправилась в Амстердам с целью на удивление целомудренной и благоразумной. Маргарета откликнулась на объявление 39-летнего голландца шотландского происхождения капитана Рудольфа Мак-Леода. Он писал, что едет домой в отпуск и хочет познакомиться с девушкой для любви и создания семьи. Они поженились и переехали в Индонезию, на остров Ява.

Свадьба Рудольфа Мак-Леода и Маргареты Зелле, 11 июля 1895 года

Супруги Мак-Леод. Маргарета надеялась, что замужество позволит ей беззаботно наслаждаться жизнью, как в детстве.

«Да, он мог быть моим отцом ─ по возрасту на тот момент… Но когда я вижу красивого молодого человека, мое сердце начинает биться быстрее. Я ведь очень темпераментна, и всегда хотела порхать как бабочка на солнце», ─ говорила Мата Хари.

В Индонезии Маргарета познакомилась с национальным танцем. На самом деле, традиционная демонстрация любви и поклонения Деви Шри, богине плодородия, претерпела значительные изменения с древних времен. Танцовщицы, одетые в соблазнительные костюмы и великолепные головные уборы, после танца выбирали себе партнера из зала и удалялись с ним в покои на всю ночь (что, конечно, щедро вознаграждалось приглашенным). Разумеется, такие эротически заряженные акты, хоть и начинавшиеся с простых танцев, не могли не оказать мощного влияния на в общем-то еще пуританское сознание молодой европейки (пусть она и родила к этому моменту уже двоих детей).

Индонезийское танцевальное искусство

Семейная жизнь не была счастливой: Рудольфа снедали пороки – пьянство, азартные игры, распутство, ревность. Последняя, кстати, не была совсем уж беспочвенной («Молодые лейтенанты преследовали меня, и было сложно вести себя таким образом, который бы не давал поводов мужу усомниться»). Впрочем, она не оправдывала ни рукоприкладства, которым отличался Мак-Леод, ни венерических болячек, которыми он исправно «снабжал» домашних (от сифилиса умер сын Мак-Леодов Норман-Джон, хотя семья и пыталась распространить информацию, что ребенка отравили).

Рудольф с сыном Норман-Джоном (умер в возрасте двух лет от сифилиса, которым его заразили родители).

Рудольф с дочерью Жанной-Луизой (умерла в возрасте 21 года, предположительно, тоже от осложнений после сифилиса, перенесенного в младенческом возрасте).

Супруги разошлись. Рудольф оформил опеку над дочкой Жанной-Луизой. А Маргарета уехала в Париж, чтобы, по ее собственному признанию, начать жизнь заново («Я думала, все женщины, которые уходят от своих мужей, едут в Париж»). Из Индонезии она увезла новую биографию (легенда гласила о ранней смерти матери-индианки и жизни-обучении в буддистских храмах) и новое имя (в переводе с малайского «Мата Хари» означает «солнце»).

2. Она «подружила» Запад с Востоком с помощью стриптиза

Начало XX века. Париж был на пике расцвета: культурного, но не морального. Скандальный образ жизни модно было не прятать, а выставлять напоказ. В то время как сильные мира сего маршировали по Елисейским полям и набережным Сены, выгуливая любовниц, у одинокой безработной женщины почти не было выбора: идти к ним в дом на кухню или в постель.

«Я села на поезд до Парижа без денег и без гардероба. Если я и смогла выжить, то только благодаря моей женской привлекательности», ─ вспоминала она.

Сначала Маргарета искала работу как модель для художника, но ее фигуру не оценили по достоинству. Потом как опытная наездница она преподавала верховую езду, затем – выступала в цирке. Замученная нуждой и одержимая страстью к легкой жизни она решает вернуться к танцам. «Восточный» дебют состоялся в 1905 году: в модном салоне госпожи Киреевской в удивительном костюме (прозрачные вуали, металлические цепочки, сверкающие фальшивые драгоценности – дизайн принадлежал ее воображению) к гостям вышла Мата Хари. Впрочем, куда больше аудитории – главным образом, ее мужской части – понравился финал: танцорка элегантным движением сбросила с себя все мудреные части костюма, оставшись неглиже. После того как на следующий день рецензенты назвали леди Мак-Леод Венерой, ее карьера была сделана. Мата Хари стала сенсацией Парижа.

В каком-то смысле танцы Маты Хари были близки к еще не распространенному в те времена стриптизу.

Танцовщица выступала в довольно откровенном наряде (набедренная повязка обязательно глубоко обнажала пупок) на подиуме, усыпанном розовыми лепестками перед узким кругом лиц.

В финале следовало полное обнажение (согласно легенде, «так угодно Шиве»).

3. Ее реальным преступлением было легкое поведение.

Рудольф подал на развод, используя полуобнаженные фотографии в качестве доказательства развратного поведения Маты Хари и ее вероятного пагубного влияния на девочку. На самом деле похождения Маргареты были не более чем поисками недополученной в детстве отцовской ласки. Просто лично для нее во взрослом возрасте эквивалентом утрате стал секс – и она лихо пустилась во все тяжкие.

«С каждым следующим моим движением, с каждой сброшенной вуалью я видела, как все ярче загораются глаза пришедших. Делают вид, что поглощены искусством танца, а сами пялятся на наготу» (Мата Хари).

Высокая, подвижная, с горящими глазами и смуглой кожей, живым умом и быстрым оригинальным ответом на каждый вопрос, она завораживала и оставалась надолго в памяти тех, кто был с ней знаком, а индонезийские танцы открыли ей двери в самые богатые салоны и в ее постели оказывались самые влиятельные персоны. Одновременно с этим она легко распространялась о своем обширном списке любовников. Перекличку любовников Маты Хари можно назвать персоналием рубежа веков: композиторы Массне и Пуччини, финансист Барон Анри де Ротшильд, шоколатье Гастон Менье, французские послы в Японии, Нидерландах и США, банкир Феликс Ксавье Руссо… Исчерпав французские ресурсы, Мата Хари переключилась на Испанию, Италию, Россию, Австрию и даже Германию… Так, например, в Берлине весьма состоятельный офицер Альфред Киперт – будучи, к слову сказать, женатым – подарил ей на прощание 300 000 золотых марок (по сегодняшним меркам это чуть больше $4 млн).

4. Она любила красивую жизнь.

В начале 1914 года Мата Хари была в Берлине и планировала там находиться еще полгода: был подписан контракт со столичным «Метрополем» (никакой обнаженки, только арт-номера). Немцы схватили ее в один момент, конфисковав меха и ювелирные изделия. Приняв предложение «задушевно поговорить с некоторыми французскими офицерами» она хотела не более чем вернуть назад арестованное имущество (и получить еще 20 000 франков сверху). Но поворотный момент, когда она стала агентом Н-21, трагически изменил вектор ее жизни.

Одно из главных правил Маты Хари гласило: сохраняй интригу. Придуманная легенда, согласно которой она была воспитанницей жриц в индуистском храме, помогала ей в этом.

«Я люблю офицеров. Я любила их всю свою жизнь. Я предпочитаю быть любовницей бедного офицера, чем богатого банкира. Это мое самое большое удовольствие спать с ними без того, чтобы думать о деньгах», ─ откровенничала Мата Хари. В конечном итоге такая любовь обернулась против нее. В 1916 году французские спецслужбы объявили, что получили сведения о ее работе на Германию, повторно «завербовали» для себя и... убедились в своей правоте. Во время следующего же возвращения в Париж (это было 13 февраля 2017 года) ее арестовали. Подробно о событиях этого периода жизни великой Маты Хари рассказывает новый русский сериал «Мата Хари» ─ совместное детище «Первого канала» и международной компании Star Media.

Мату Хари в киноверсии 2016 года сыграла 35-летняя французская актриса Ваина Джоканте («99 франков», «Распутник»).

5. Она знала, что такое достоинство.

В тусклом свете, который проникал в тюремный двор, Мата Хари была совершенно не похожа танцовщицу, околдовывавшую всех мужчин, оказавшихся поблизости. После нескольких месяцев одиночного заключения в нищенских условиях, напомнивших ей нелегкий парижский старт, она готова была «скорее повеситься, чем так жить».

«У нас есть информация, что Мата Хари получила 15 000 франков от немецкого посольства. Мы задерживаем ее по подозрению в шпионаже и в связи с наличием поддельного паспорта», ─ значилось в документах.

«Три человека допрашивают меня на голландском с помощью… бельгийского! И один из них еще посмел заявить, что у меня немецкий акцент!», ─ вспоминала Мата Хари.

Она призналась, что взяла немецкие деньги, но протестовала против того, что была в курсе немецкой дезинформации. Суд над Маргаретой Мак-Леод-Залле начался 24 июля 1917 года и длился всего два дня. Ее обвинили в том, что она продала французские секреты немцам, не сообщив взамен ничего, вменили в вину гибель 50 тысяч французских солдат и приговорили к смерти. Газеты сообщали, что ее последними словами стали: «Это невозможно!». Возможно или нет, но на рассвете 15 октября 2017 года она смирилась со своей участью. Сохранились сведения, что Мата Хари была очень собрана, прекрасно одета, отказалась от сопровождающих и от повязки, закрывающей глаза. «Мой бог, - воскликнул тогда сержант-майор, командующий расстрелом. – Да эта дама знает, как умирать…».

Женская тюрьма и лазарет Сен-Лазар в Париже, куда помещали проституток и куда отправили Мату Хари

Во время суда на Матой Хари (он проходил при закрытых дверях) ей сочувствовали все бывшие любовники, а адвокат даже стоял перед судьей на коленях.

Спустя сто лет ее называют «величайшей женщиной-шпионкой XX века». Мата Хари обычно изображается либо как роковая женщина, вертевшая судьбами мира, либо как простофиля, оказавшаяся в нелепой ситуации по собственной глупости. Неверно ни одно, ни другое утверждение. «Может, я и была проституткой, но предательницей – никогда», - говорила о себе Мата Хари. Все верно. Просто она направляла свои навыки соблазнения на мужчин из противоборствующих сторон, и была в итоге предана сама.

Реальный кадр в момент исполнения приговора смертной казни Маты Хари. Военный полигон в восточном пригороде Парижа, 15 октября 1917 г.

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб