Приколы о вине. Анекдоты о вине

Оре́ст Ада́мович Кипре́нский (13 (24) марта 1782 - 5 (17) октября 1836) - русский художник, график и живописец, мастер портрета.

Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской Ораниенбаумского уезда Санкт-Петербургской губернии (позднее - Ямбургского уезда, ныне - Кингисеппского района Ленинградской области).

По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе. Получив вольную, в 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года. Жил в Москве (1809 год), Твери (1811 год), Петербурге (1812, 1823-1828), а в 1816-1822 и с 1828 года - в Риме и Неаполе.

В июле 1836 года, за три месяца до своей смерти, Кипренский женится на Анне-Марии Фалькуччи, музе художника в течение почти 20 лет, для чего ему предварительно пришлось принять католичество. Её детский портрет написан художником в 1819 году под названием "Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке". Дочь художника Клотильда родилась уже после его смерти.

Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён в церкви Сант Анреа Делле Фратте в Риме. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

Памятник знаменитому художнику на его родине в деревне Нежново установлен 24 марта 2017 г. Авторы - члены Союза художников, выпускники Академии художеств им. И. Е. Репина – Дмитрий Щербаков и Сергей Сергеев.

О. Кипренский - первый по времени русский портретист XIX века. Его кисти принадлежит «Портрет А. К. Швальбе» (1804), которым он дебютировал как портретист. В Италии работу приняли за творение Рембрандта .
В 1809 году Кипренский создает «Портрет Е. В. Давыдова».

Наиболее известные произведения - портрет мальчика А. А. Челищева (1810-1811), портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), хранящиеся в Третьяковской галерее, а также автопортрет (1808), изображения поэтов К. Н. Батюшкова (1815), Музей института русской литературы Российской Академии наук, Петербург, В. А. Жуковского (1816).

В 1827 году О. А. Кипренским по заказу А. А. Дельвига был выполнен портрет А. С. Пушкина (весной того же года Пушкин стал моделью В. Тропинина). На создание портрета поэт ответил посвящением Кипренскому:

1831 год отмечен работами «Неаполитанская девочка с плодами» и «Читатели газет в Неаполе».

А. Н. Андреев. Из книги «Живопись и живописцы главнейших европейских школ.» 1857:

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Выдающийся представитель романтизма в России. Он рос в семье дворового человека, но, как полагают, был незаконным сыном хозяина усадьбы, который определил его в Академию художеств, даровал ему «вольную» и необычную фамилию. Закончив в 1803 году Академию, он стал портретистом.

Еще во время учения в Академии Кипренский был покорен романтикой. Он искал ее всюду. После утомительного сидения в рисовальных классах Кипренский уходил на набережную Невы, бродил по ней и читал нараспев стихи…Кипренский первым из русских живописцев завоевал европейское признание. Ему был сделан почетный заказ на автопортрет для галереи Уффици во Флоренции, где хранятся автопортреты всех мастеров, заслуживших мировую славу.

Кипренскому хотелось быть блестящим не только в живописи, но и в повседневной жизни. Он мечтал, что слава даст ему богатство, беспечность, любовь, преклонение. В Риме, куда он уехал совершенствоваться, Кипренскому пришлось выбирать между суровой жизнью подлинного художника и позолоченным существованием модного живописца. Кипренский выбрал последнее. В то время романтика уже уходила в прошлое, не находя опоры в повседневной жизни. На смену ей пришла реальная жизнь, где герои были реальными. Романтика умирала. Вместе с ней умирал и Кипренский.

Многие биографы утверждают, что Кипренский в конце жизни очень пил, и закончил жизнь чуть ли не под забором. Однако есть сведения, что многие факты в биографии Кипренского являются спорными. Да, к 50 годам у него была слава, но не было денег. Заказов не поступало. К тому же его обвинили в убийстве натурщицы, хотя он не был привлечен к уголовной ответственности, и все, кто его знал, не верили такому обвинению, по характеру Кипренский был очень мягким человеком, но слухи, пятно осталось...

В конце жизни он женился на юной итальянской девочке Мариучче, думая начать все по-новому. Но и это не помогло. Мариучча его не понимала, даже боялась, хотя и была благодарна ему за то, что не дал умереть ей с голоду. Но и этот факт оспаривается, на самом деле Мариучча была очень привязана к художнику, он единственный действительно ее любил. Тем не менее, они очень нуждались в деньгах. У Кипренского наступила стойкая депрессия. К тому же он сильно простыл и заболел.

В октябре 1836 года Кипренский умер от воспаления легких и погребен в церкви Сант,Андреа делле Фратте, в Риме, где на средства русских художников установлена памятная стела.

Через шесть месяцев после кончины Кипренского вдова художника, Анна-Мария (Мариучча) родила дочь. Россия назначила вдове с ребенком небольшую пенсию - 60 червонных в год. К тому же вдова продавала работы Кипренского. Нищета семье Кипренского не грозила.

Галерея работ Кипренского разнообразна. Это великолепные автопортреты, портреты детей и его современников — поэтов, писателей, государственных мужей, полководцев, любителей живописи, купцов, актеров, крестьян, моряков, декабристов, художников, масонов, скульпторов, коллекционеров, просвещенных женщин и архитекторов.

(Использовался, частично, материал из книги И.Бочарова и Ю.Глушаковой "Кипренский")

Это лучшее творение Кипренского, портрет-картина, за которое к нему впервые пришла известность и за которое он получил звание академика. Портрет написан в духе новой. романтической школы: фигура в полный рост, в выгодном для портретиста живописном гусарском одеянии, через характер портретируемого выразить характер всего молодого поколения русского воинства, которому надлежало в недолгом времени отстоять честь и независимость своей родины, переломить хребет считавшемуся непобедимым неприятелю, покорившему всю Европу.
Орест вложил в картину всю душу. Подбоченясь, стоит, опираясь левой рукой на каменную плиту, а круто изогнутой правой - на собственный бок, красавец - усатый гусар с черными вьющимися кудрями и бакенбардами. Сияет золотое шитье на алом парадном ментике, золото сабли, на рукоятке которой покоится кисть левой руки, и кивера. Мягкий свет обрисовывает контур фигуры, отражается на стене за головой гусара. Кивер, небрежно брошенный на каменный выступ слева от фигуры, да сабля, на которую опирается гусар левой рукой - все это красноречиво говорит о личности героя.
Давыдов изображен на фоне пейзажа с грозовыми тучами, предвещающими очистительную грозу. Густые тени и скользящие световые пятна выделяют фигуру воина, контрастное противопоставление красного цвета гусарской куртки и сверкающих белых лосин темному пейзажному фону придают образу Давыдова романтическую взволнованность. В произведении с исключительной силой передана страстность характера Давыдова. Она сквозит во всем его облике - в несколько картинной позе, в горячем взгляде темных глаз, в непокорных завитках волос. В картине художник желает сказать о стремлении Давыдова к подвигу во славу родины, что и составляет личное счастье этого человека.
Следует отметить, что до сих пор идут споры, кого из семейства Давыдовых, с кем дружил Кипренский, он изобразил на портрете. Дело в том, что по описанию современниками, образ не соответствовал до конца ни одному из молодых Давыдовых. Скорее всего, это все-таки собирательный образ героя войны, каким он представлялся Кипренскому.

Одна из лучших работ Кипренского. Художник изобразил портрет двенадцатилетнего мальчика, который готовится поступать в Пажеский корпус. Челищеву уготовано великое будущее. В 1812 году юноша станет участником Отечественной войны, позднее -будет состоять в Северном обществе декабристов. Но это в будущем. Сейчас мы видим мальчика, у которого все впереди, который еще только собирается взрослеть. Мальчик открыто смотрит на мир. Его большие темные глаза излучают доброту, детскую непосредственность и наивность. Пухлые губы, кажется, сейчас расплывутся в улыбке. Круглое лицо, слегка растрепанные волосы. Так и кажется, что мальчишке сейчас надоест позировать, он сорвется и убежит прочь. Но время детства уже проходит. Если приглядеться, то можем увидеть, что в глазах отражаются уже не детские мечты. И мальчик не такой наивный, как может показаться с первого взгляда, в его образе читается разум и сильная воля. Завершает образ сочетание красок, выбранных художником: темная куртка, едва заметный ворот белой рубашки, жилет алого цвета - они придают портрету Челищева нотку загадочности.

Девочка, изображенная на портрете, - шестилетняя итальянка Мариучча, которая заняла особое место в жизни Кипренского. Это одна из самых необычных любовных историй. В первый приезд художника в Италию он искал натурщицу для своей картины. Выбор пал на маленькую итальянскую девочку Мариуччу, мать которой плохо следила за девочкой, вела беспорядочный образ жизни. Кипренскому стало жаль девочку, и он принял в ее жизни самое горячее участие. Забрал Мариуччу к себе, воспитывал как родное дитя. А когда ему пришлось уехать на родину, он поместил девочку в воспитательный дом при монастыре.
И лишь через 17 лет, пережив много страданий, неудач, разочарований, он вернулся в Италию и женился на ней. Конечно, это нельзя было назвать любовью в общепризнанном смысле. Кипренский надеялся с помощью молодой девушки наладить новую жизнь, а Мариучча была благодарна художнику за покровительство, за то, что спас ее от нищеты и голода. Однако их надежды не оправдались. Счастье длилось всего три месяца. Да и счастьем это было назвать нельзя - Кипренский заболел и ему становилось все хуже, а Мариучча его побаивалась, он был ей непонятен. Портрет девочки дышит нежностью, доверчивой искренностью. Символично изображение цветов - мак-символ сна и ночи, а гвоздика-символ невинности. Чувствуется, что портрет навеян незабываемыми полотнами эпохи Возрождения.

Это одно из самых значительных прижизненных изображений великого поэта. Сам Пушкин очень ценил этот портрет. Известно, что полотно Кипренскому заказал друг Пушкина А.А.Дельвиг. Однако, после смерти друга Пушкин выкупил портрет у вдовы, заплатив большую по тем временам сумму, хотя и очень сам нуждался в средствах. Портрет всегда висел в рабочем кабинете петербургской квартиры поэта.

Полотно выполнено в гамме черно-коричневых тонов, мужественная сдержанность которых хорошо подчеркивается мерцанием красных пятен клетчатой подкладки плаща («шотландки»), переброшенного через плечо. Руки, скрещенные на груди, придают фигуре уверенность, мужество. Произведение выявляет непоколебимость духа поэта в тяжкую годину испытаний, выпавшую на долю передовых сил России после поражения декабристов.

Пушкину очень понравился портрет, он посвятил Кипренскому такие строки:

Любимец моды легкокрылой, хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый, меня, питомца чистых муз,

- И я смеюся над могилой, ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не унижу пристрастья важных аноид.

Так Риму, Дрездену, Парижу известен впредь мой будет вид. (1827 год)

С Наташей Кочубей, дочерью Виктора Павловича Кочубея, князя, графа, министра внутренних дел России, Кипренский познакомился в Царском Селе, где она проводила с родителями лето. Это именно она была "первым предметом любви Пушкина", и это чувство оставило в душе как самой Наташи, так и Пушкина, очень светлый след. Наташа была на год моложе Пушкина, и в год создания портрета ей было всего 13 лет. Она еще - полуребенок-полубарышня. Но именно в этом возрасте девочкам так хочется быть взрослыми.

Кипренский с удивительной душевной деликатностью сумел подметить это и передать в своем портрете. Трогательно-наивное, комически-серьезное лицо девочки, повернутое в сторону собеседника, прямо-таки заражает зрителя доверием к людям и верой в жизнь. Весь облик Наташи дышит такой чистотой, такой незамутненностью души, таким открытым сердцем, что кажется, это с нее писал Пушкин образ Татьяны Лариной. Легко представить, что именно такая девушка, как Наталья Кочубей, могла сказать словами Татьяны к Онегину:

Другой!..Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я!

То в высшем суждено совете...То воля неба:я твоя;

Вся жизнь была залогом Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан Богом, До гроба ты хранитель мой...

Ты в сновиденьях мне являлся, Незримый, ты уж был мне мил,

Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался...

В качестве модели Кипренский выбрал юную девочку-подростка. Она спокойно держит в руках корзину с плодами. За ее плечами зритель узнает голубой простор Неаполитанского залива с изломанным силуэтом острова Капри справа и выступом Соррентийского мыса слева. Все детали одежды и украшения, тщательно прописанные, придают цветовое богатство картине и вместе с фоном подчеркивают, что перед нами именно юная итальянка, написанная в окружении родной природы, в пору сбора даров итальянской земли.

Екатерина Телешова - наследница обедневшего дворянского рода. Закончила театральное училище в Петербурге. Впервые появилась на петербургской сцене еще будучи ученицей, в 1820 году. После окончания училища выступает в балетной труппе петербургского Большого театра. Выступает с большим успехом. Это была изящная, привлекательная женщина, стройная, высокая. Она была пантонимной танцовщицей с чрезвычайно выразительной мимикой, обладала необычайной легкостью в танце. Одновременно Телешова была и талантливой драматической актрисой. В 1827 году она получила звание придворной танцовщицы. Екатерина Телешова была необыкновенно обаятельной и имела огромный успех у мужчин. Ее покровителем и любовником был известный граф Михаил Андреевич Милорадович. В нее был влюблен Александр Грибоедов, тогда еще офицер гусарского полка. Он посвятил ей стихотворение после просмотра спектакля "Руслан и Людмила":

О, кто она? - Любовь, харита, Иль пери для страны иной

Эдем покинула родной.

Тончайшим облаком обвита И вдруг - как ветр ее полет!

Звездой рассыплется, мгновенно Блеснет, исчезнет, воздух вьет

Стопою свыше окрыленной...

Карл Павлович Брюллов пригласил ее для картины "Итальянка у фонтана", а Кипренский изобразил в образе Зелии, одной из ее героинь.

В гражданском браке Телешова состояла с богачем А.Ф.Шишмаревым, от которого имела шестеро детей. Умерла Екатерина Телешова в возрасте 53 лет.

Парные портреты супругов Ростопчиных очень понравились москвичам прежде всего потому, что художник, отступив от общепринятых правил, совсем не захотел польстить своим моделям и написал их такими, какими они представились художнику в жизни.
Ф.В.Ростопчин, розовощекий, самоуверенный вельможа с большим лысеющим лбом и глазами навыкате изображен художником сидящим в кресле и погруженным в размышления. Но его глаза странным образом обращены не внутрь себя, как у всякого задумавшегося человека, а зорко следят за чем-то, что происходит где-то в стороне. Оттого в его фигуре нет и тени расслабленности, она полна скрытого беспокойства и напряженности, точно сильно сжатая стальная пружина, готовая в любую минуту расправиться и высвободить сдержанную энергию.
Вместе с чрезвычайно активным, действенным началом в характере Ростопчина Кипренский откровенно показал и его чванливость, взбалмошность, деспотические черты...

Полную противоположность Федору Васильевичу представляет собой образ его жены, хрупкой по сложению, с покатыми плечами, на вид безвольной особы, которую художник изобразил с таким потерянным выражением на лице, что кажется, будто вот-вот из глаз брызнут слезы. Но вглядевшись пристальнее в эту женщину со скромной наружностью, пожалуй, даже некрасивую, в ее глазах замечаешь глубоко затаенную силу духа и характера.
Екатерина Петровна, которую за тихий нрав и ее невзрачную внешность в салоне Ростопчиных незнакомые люди принимали за служанку, тщательно оберегала независимость своего внутреннего мира. В 1806 году она тайно перешла в католичество, о чем долгое время никто, включая мужа, не догадывался. Графиня, став "вероотступницей", что компроментировало ее и без того опального мужа в глазах царя, исповедовалась аббату Сюрюгу, еженедельно обедавшему у графа Ростопчина, гуляя с ним по обширным покоям своего дома и притворяясь, что ведет с иезуитом светскую беседу. С годами ее приверженность католицизму приобрела прямо-таки фанатический характер. Она обратила в католичество свою дочь, любимицу отца, умиравшую в 18 лет от чахотки, что было большим ударом для мужа, который скончался через 2 года после смерти дочери. Она не пошла даже на похороны мужа, объясняя это разностью религий. В конце своей длинной жизни Ростопчина впала в мистицизм и даже писала религиозные трактаты на французском языке.
Ничего этого Кипренский не знал, но он сумел своим зорким глазом разглядеть в Екатерине Петровне мистические наклонности и очень тонко посвятить в это зрителя, погрузив модель свою в полумрак, откуда она предстает подобно видению в светящемся ореоле кружев чепца и воротника, с воздетым к небу, полным религиозного экстаза взглядом...

Полотно считается одним из ранних и лучших произведений художника. На холсте изображен отчим мастера – много повидавший на своем веку, хмурый, уверенный в себе старец, запечатленный выразительно, выпукло, как на картинах Рембрандта. […]

Полотно представляет собой традиционный камерный портрет, характерный для XVIII столетия. Сенатор и писатель показан частным лицом – без наград и знаков отличия, в обычной одежде. В прочтении образа отсутствует драматизм и напряжение […]

Датирована 1814 г., материалы – холст, масло, размер – 71 на 57,8 см. Имеет вертикальное расположение, находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва, Россия. Орест Адамович – великолепный мастер романтизма и академического стиля, […]

На картине в центре изображены четверо молодых мужчин. Мужчина слева читает вслух газетный листок, а остальные его внимательно слушают. Орест Кипренский назвал изображенных на полотне мужчин русскими, хотя отдельные его современники говорили, […]

Орест Адамович Кипренский трудился для славы своей страны. На международных художественных выставках за рубежом художник позиционировал себя как посол русского искусства. Мастер портретной живописи. Он нарисовал многих знаменитых людей: полководцев, писателей, поэтов. […]

Орест Кипренский - блистательный, в иртуозный рисовальщик, гениальный художник, виднейший представитель эпохи романтизма в русской живописи.

"Автопортрет (с розовым шейным платком)". 1809

До сих пор во многом интригующе загадочными остаются личность, судьба, творческая одиссея лучшего русского портретиста первой трети XIX века Ореста Адамовича Кипренского. И наиболее резко обнаруживается это не в разноречивых свидетельствах современников и не в фактах биографии, а в галерее автопортретов (их около десятка), выявляющей почти взаимоисключающие образы художника. Каждый автопортрет представляет нам иного Кипренского, и это связано не только с возрастными, «физиогномическими» изменениями. Сложный конгломерат идей, представлений, причинных связей предлагает эта череда автопортретов зрителю. Здесь и романтический артистизм игры в преображения, и сублимация неясности общественного положения незаконнорожденного дворянского сына, и диаграмма или, может быть, идеограмма душевных, духовных, житейских перипетий, и точки отсчета стремительных превращений Кипренского-художника.

"Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе." 1804

Орест Кипренский родился 24 марта 1782 года в Ораниенбаумском уезде Санкт-Петербургской губернии, крещен в местечке Копорье, от которого получено им прозвище "Копорский", измененное потом в фамилию "Кипренский". Он был сыном крепостного человека бригадира Диаконова . Еще в детском возрасте Орест выказал большую охоту к рисованию, что побудило Диаконова отпустить его на волю и определить в 1788 в воспитанники Императорской академии художеств. Необычайными способностями и быстрым их развитием Орест Кипренский приобрел особое покровительство президента академии, графа Строганова.



Главными наставниками Кипренского были Угрюмов и Левицкий. В 1802 ему за картину "Филемон и Бавкида" присудили малую золотую медаль, а за проект памятника профессору живописи Козлову он получил одну из больших золотых медалей, пожертвованных графом Строгановым. В 1803 Орест Кипренский окончил академический курс со званием художника XIV класса и был оставлен при академии в качестве пансионера. В 1805 Орест Кипренский удостоен большой золотой медали за написанную по программе картину: "Дмитрий Донской на Куликовом поле" , и таким образом приобрел право на поездку в чужие края, с содержанием от правительства; но по политическим обстоятельствам отправка его была отложена.

"Дмитрий Донской на Куликовом поле." 1805

"Портрет княгини А. В. Щербатовой." 1808

"Автопортрет с кистями за ухом." Ок. 1808

Орест Адамович ездил в Москву, был в Твери при дворе великой княгини Екатерины Павловны. В 1812 он за несколько мужских портретов, в их числе портрет партизана-поэта Давыдова, был возведен в звание академика, а в 1815 признан советником академии.

Мать с ребенком (Портрет г-жи Прейс). 1809

"Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной." 1809

На судьбе Кипренского роковым образом сказалось заблуждение, которое он питал относительно своего творчества. Этот замечательный, прирожденный портретист занимался портретной живописью в основном для заработка, а подлинным своим призванием считал историческую живопись и все время порывался писать значительные сюжетные произведения, которые должны были обессмертить его.

"Молодой садовник." 1817

Едва в Европе наступил мир, Кипренский , пользуясь своим правом на заграничное пенсионерство, в 1813 отправился в Италию с твердым намерением создать наконец большую картину. Сначала он избрал сюжет "Аполлон, поражающий Пифона" - аллегорию победы Александра I над Наполеоном, но к работе толком не приступил; потом написал "Анакреонову гробницу" и без всякого успеха показал ее на выставке в Риме. Портреты, и среди них такие жемчужины, как портреты Щербатовой (1819) и Голицына (ок. 1819), по-прежнему получались у него несравненно лучше; они-то и продолжали приносить ему признание - столь высокое, что в 1820 ему был даже заказан автопортрет для галереи Уффици во Флоренции.

"Портрет Щербатовой." 1819

Затянувшееся пенсионерство (дважды продленное) Кипренского наконец завершилось и в начале 1822 года ему пришлось покинуть Италию. Домой художник добирался долго, по пути задержался в Мариенбаде, где он общался с Гёте и дважды рисовал его. Последней зарубежной работой Орест а Кипренский был начатый, очевидно, в Милане и законченный в Париже изысканный и тонкий портрет Авдулиной (1822), в котором уже нет теплоты , свойственной его прежним работам .
В 1823 Орест Адамович возвратился в Петербург, а в 1828 он снова уехал в Италию, туда влекла его любовь к молодой римлянке, натурщице Анне-Марии Фалькуччи, которая была отдана им в одно из женских образовательных заведений. В 1836 Кипренский женился на Фалькуччи, но через 3 месяца, 5 октября он умер в Риме.
Современники называли Кипренского "русским ван Дейком", но это название
не вполне определяет характер его таланта. Начав свою деятельность с подражания учителям своим, Угрюмову и Левицкому, позже Орест Адамович взял за образцы Рубенса и Рембрандта. Вскоре он создал собственный стиль, в котором стремился возможно полно передавать природу и жизнь не только строгой правильностью рисунка и естественностью колорита, но и, главным образом, тщательностью такой отделки, которая скрадывала бы работу кисти, создавая иллюзию действительности.

Портрет Александра Пушкина, 1827
Александр Пушкин в одном из своих посвящений написал: «Так Риму, Дрездену, Парижу известен впредь мой будет вид». Эти строки поэт посвятил Оресту Кипренскому, автору самого известного портрета Пушкина.

"Бедная Лиза." На сюжет одноимёной повести Карамзина. 1827

"Портрет Семеновой в роли Сивиллы Дельфийской в опере Спонтини «Весталка». 1828

"Портрет танцовщицы Е. А. Телешовой в роли Зелии. "1828

Кроме живописи, Орест Кипренский занимался рисованием на камне и издал несколько литографий. Лучшими можно считать портреты знаменитого скульптора Торвальдсена, отца художника, "Молодого садовника", "Читателей газет", "Тибуртинскую Сивиллу", портрет баснописца Крылова, "графини Потоцкой", "Гробницу Анакреона".




Последние годы жизни Кипренского были полны творческих метаний: он исполнил поверхностную сентиментальную картину "Мальчик - ладзароне" (1831), пышный и внешне эффектный портрет Потоцкой и Шуваловой. Наиболее значительные: картина "Читатели газет в Неаполе" (1831), навеянная национально-освободительным движением в Польше, и портрет скульптора Торвальдсена (1833).

"Автопортрет". 1828

"Неаполитанская девочка с плодами". 1831

"Читатели газет в Неаполе". 1831

Художник занимался графикой, живописью, иногда рисовал пейзажи, но вошёл в историю как непревзойдённый мастер портрета. Кипренский родился более двух веков назад, но портреты его работы выглядят по-прежнему свежо и актуально.

gallerix.ru ›album/Kiprensky



Знаменитый русский живописей Орест Адамович Кипренский был побочным сыном бригадира А. С. Дьяконова. Он родился в 1785 г. в Ораниенбаумском уезде, воспитывался в семье дворового человека Дьяконова – Адама Карловича Швальбе, крещен был в Копорье, отчего получил прозвище Копорского, которое позднее было изменено в фамилию Кипренский. Когда в пятилетнем Кипренском были замечены художественные способности, Дьяконов дал отпускную и определил мальчика в воспитательное отделение академии художеств.

Орест Кипренский прошел академический курс – под руководством профессора Угрюмова и преподававшего там французского художника Дойена – и приобрёл серьезный рисунок и основы живописной техники. В 1803 г., окончив академию, Кипренский остался при ней работать. Он писал картину на золотую медаль, изучал голландцев и фламандцев в Эрмитаже. В картине «Дмитрий Донской» (1805) в позах, движении и колорите отразилось то, что Кипренский вынес из академии, но к этому он от себя прибавил романтическую нотку.

Орест Адамович Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле, 1805

В портрете Адама Швальбе (1804) сказалась натура Кипренского, чуткая к колориту, и результаты его изучения старых мастеров Эрмитажа. Портрет был написан колоритно и такой широкой и мастерской кистью, что позднее даже знатоки были склонны приписывать исполнение его Рубенсу и Ван-Дейку .

Орест Кипренский. Портрет А. Швальбе, 1804

В 1805 г. Орест Адамович Кипренский получил золотую медаль и право поездки за границу. Но тотчас воспользоваться этим правом Кипренскому не пришлось ввиду военного времени. Кипренский остался в России, жил в Москве, Твери, Петербург и Царском Селе. Он много работал с натуры и продолжал совершенствоваться. Особенно пятилетие с 1809 по 1815 г. отмечено расцветом таланта Ореста Кипренского. В это время он написал ряд портретов, из которых чрезвычайно хороши портрет принца Гольштейн-Ольденбургского, Евграфа Давыдова, графа Ф. Ростопчина, графини Е. Ростопчиной, Хвостовых. Все они написаны красочно и сильно. Наряду с живописью Кипренский увлекался рисунком и нарисовал превосходные портреты Кваренги, Дмитревского, Батюшкова , Краснова, Жуковского , Вяземского , целую галерею портретов военных, изображал купцов, крестьян и крестьянок.

Орест Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова, 1809

Когда наступил мир, в 1816 г. Кипренский уехал за границу. Эта поездка мало дала для дальнейшего развития Кипренского. В Италии Орест Кипренский подпал под влияние разнородных течений. Его восхищали Рафаэль и Леонардо , и отзвуки восторгов Кипренского отразились на его «Цыганке с веткой мирта в руке». В общении с Торвальдсеном и Камучини он проникся господствовавшим в их кругах увлечением античными сюжетами и скомпоновал «Анакреонову гробницу» с вакханкой и сатиром, пляшущими под свирель молодого фавна. Под впечатлением окружавшей его действительности, Кипренский писал «Девочку с цветами», «Цыганку в венке», «Садовника», трактуя в стиле безразличных болонцев, доводя тщательность письма до излишней сухости и вялости.

Орест Адамович Кипренский. Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча?), 1819

Колорит у Кипренского стал слащавым, композиция, движения и тоны стали малоинтересны. Только в портретах по-прежнему вспыхивал по временам талант Кипренского. Широкою сочною кистью он изобразил мечтательного князя А. М. Голицына, смело набросал собственный портрет для Уффици, сделал карандашом поэтичный нежный портрет кн. Щербатовой.

Несмотря на зрелый возраст, Орест Кипренский как в искусстве, так и в жизни оказался неустойчивым. Жизнь его была беспорядочна, полна увлечений, и дело дошло до того, что Кипренскому было небезопасно оставаться в Италии в виду возбуждения, поднявшегося против него среди населения. Кипренский отправился в Париж и в 1823 г. вернулся в Петербург.

В России Кипренский снова был увлечен работой и снова стал тяготеть к натуре. Под влиянием исканий новой школы Венецианова, он начал вводить в портреты обстановку. Молодого кавалергарда гр. Д. Н. Шереметева он изобразил на фоне длинного ряда комнат, старика Шишкова в кресле. В это время манера Кипренского изменилась: краски он стал класть ровно, верно, контура проводить сухо и резко. Прежней сочности и силы не видно в портретах Рюминой, А. С. Пушкина , Н. С. Семёновой в виде Сивиллы Дельфийской.

Орест Кипренский. Портрет А. С. Пушкина, 1827

В 1828 г. Орест Адамович Кипренский снова покинул Россию. Его потянуло в Рим: маленькая Мариучча, девочка, к которой он привязался во время первого пребывания в Риме, и которую отдал на воспитание, теперь выросла, и Кипренский женился на ней, перейдя в католичество. Женитьба не изменила Кипренского. По-прежнему слабый и неустойчивый, он вел невоздержную жизнь, предавался страсти к вину. Через три месяца после свадьбы, Кипренский умер от горячки в 1836 г.

Орест Адамович Кипренский. Автопортрет с рейсфедером в руке, 1828

Орест Кипренский в душе был романтиком: его называют «русским Жерико ». Его пейзажи и портреты полны чувства. Он не любил спокойствия, тишины. Ему нравились мрачно облачное небо, пронизанное молнией, гнущий деревья ветер, плещущие волны. В лицах Кипренскому были дороги тихая грусть и вдохновение. Своею настроенностью он шел часто вразрез с основным академическим направлением и для большинства современников не казался значительной величиной.

Орест Кипренский. Портрет Зинаиды Волконской, 1829

Ближайшими потомками Кипренский был почти забыт, и только в начале XX века отдали ему должную дань. Вспомнили, что он «первый ввел в известность в Европе имя русского художника», получив приглашение написать свой портрет для Уффици, признали в нем крупное дарование, увидели в нём пионера русского романтизма и живописца, давшего во время господства мертвенного надуманного академизма образцы горячих красок и непосредственного чувства.

Орест Кипренский. Неаполитанская девочка с плодами, 1831

Литература об Оресте Кипренском

Барон Н. Врангель, «Кипренский» («Старые годы», 1908, № 7 – 9)

Барон Н. Врангель, «Орест Адамович Кипренский в частных собраниях» (1911)