Греческий пасхальный хлеб. Русский пасхальный хлеб

Артос - пасхальный хлеб, который изготовляют и дают людям лишь раз в году, затем берегут как можно дольше после завершения торжества. Истинно верующие знают, что, кроме повсеместно распространенных в миру атрибутов священного праздника, это - ещё один важнейший символ Пасхи.

Пасха - один из главных христианских праздников, во время которого проводятся грандиозные крестные ходы, в церквях звонят колокола, царит радость и веселье. Даже далекие от религии люди знают, что в этот день принято красить яйца, кушать куличи и отвечать на пасхальное приветствие «Христос воскрес» с детства известными словами «Воистину воскрес».

«Артос» (произносится с ударением на первый слог) в переводе с греческого языка означает «хлеб». В православии это - квашеный, кислый хлеб, освящаемый на Пасхальную седмицу. Его рецепт передается из поколения в поколение. Он - всецелая просфора (без удалённых из неё частей на проскомидию - первую часть литургии, во время которой из просфоры вынимаются кусочки в память о Святых, а также за упокой и во здравие мирян), иначе - единый членам Церкви.

Пасхальный хлеб, который раздают в православной церкви, выглядит как высокий цилиндр. Он состоит из двух частей: объёмного основания и плоской крышки, на которой изображается крест и терновый венок. Христос, распятый на кресте, отсутствует, как символ того, что Он победил смерть. Иногда на артос наносятся буквы ХВ - аббревиатура словосочетания «Христос воскрес».

Первые письменные упоминания о том, что такое артос, появились в начале XII века. А появление этого хлеба, почитаемого в церкви, относят к тем давним временам, когда Спаситель вознесся на небо. Думая о Нём, о каждом слове, поступке и действии, совершенном Господом, последователи и ученики Иисуса изо дня в день утешались молитвами и воспоминаниями, учились принимать земной мир без Него. Но при трапезе Апостолы не смели занять главное место за столом и есть без своего духовного наставника, а оставляли место незримо присутствующему Господу, кладя для Него хлеб.

Служители храма, подражая ученикам Христа, на празднование Пасхи клали в храме хлеб. Им выражали мысль, что Спаситель, приняв муки в искупление грехов человечества, ушёл на небо, но осталось его олицетворение и символ жизни - артос.

Освящение и употребление церковного хлеба

Артос, освящаемый в первый день Пасхи, занимает важное место в праздновании. В завершение литургии, посредством произнесения специальной молитвы (называемой заамвонной, потому что для ее чтения священник сходит с алтаря за выступ, именуемый амвоном, или же останавливается на нём) происходит таинство освящения артоса, одного или когда приготовлено много - всех сразу. В окончании ритуала хлеб окропляется святой водой, и благословляется с соблюдением всех принятых при этом церемоний.

На протяжении всего времени празднования Пасхи артос находится перед Царскими вратами. Во время богослужения его ставят перед иконой Спасителя, чтобы не препятствовать проходу через врата духовных лиц. Каждый крестный ход пасхальный хлеб обносится вокруг храма.

В Светлую субботу, когда заканчивается литургия, производится раздробление артоса. Для этого читается специальная молитва, обращенная к Спасителю с благодарностью за то, что он утоляет голод нуждающихся людей хлебом, и восхваляющая его мудрость и всепрощение

После проведения обряда и целования Креста части хлеба раздают народу в качестве святыни. Полученные кусочки артоса принято есть лишь в исключительных случаях: при болезни или серьезных духовных проблемах.

Употребляют святой хлеб на голодный желудок, после совершения молитвы с просьбой о помощи, обращенной к Господу. Хранят его возле икон. А в случае порчи можно сжечь продукт, пустить по чистому ручью или отнести обратно в церковь, чтобы священник провел обряд уничтожения святого кушанья по всем правилам.

Рецепт приготовления артоса в домашних условиях

Довольно часто хозяйки вносят свои изменения в процесс приготовления артоса, чтобы он был вкуснее или проще в изготовлении. Красиво украшают и подают на стол, называя эту выпечку пасхальным хлебом. Но настоящий артос нужно делать по старинному, одобренному священнослужителями способу, а потом обязательно освящать в храме. Вот рецепт приготовления, который дают монахи.

Ингредиенты для истинного хлеба:

  • мука грубого помола - 1200 г;
  • кипяченая вода - 1 стакан;
  • святая вода - 1 стакан;
  • соль - 30 г;
  • дрожжи - 30 г.

Процесс приготовления не вызовет особых затруднений.

Этапы работы Тонкости
Налить в посуду для замеса теста половину святой воды, добавить 400 г муки. Обдать кипятком для достижения того, чтобы в дальнейшем пасхальный хлеб был сладким и имел стойкость к зачерствению.
Перемешать, охладить, затем всыпать дрожжи и добавить соль. Соль заранее развести в святой воде и таким образом влить в смесь.
Полученную массу тщательно вымешать и оставить подниматься. Подождать полчаса.
Далее ввести оставшуюся муку и замесить тесто. Дождавшись того, как оно подойдет, раскатать.
Сформировать две части - нижнюю (объемную) и верхнюю (почти плоскую). На верхнюю часть поставить печать с изображением креста и венка.
Соединить их между собой с помощью воды и поставить выпекаться. Выпекать при температуре 180 градусов в течение 15–20 минут.

Готовым изделиям дать постоять в течение часа, после чего можно убрать в специально приготовленное для них место.

Помню, как мы праздновали Пасху в Греции несколько лет назад. Тогда мне запомнился очень необычный праздничный хлеб Цуреки, который выполнял еще и роль подставки для пасхальных яиц. У меня даже фотография того хлебушка осталась, вот она:

Вообще, в Греции Цуреки — это традиционный пасхальный хлеб, аналог нашего кулича. Выпекается он в виде плетенки разных форм, но чаще всего круглой или крестообразной формы, в середину или по краям которой кладут крашанки (пасхальные яйца) ярко-красного цвета. В нашем же случае, такой хлеб может стать достойной заменой или дополнением к нашему традиционному куличу. Такой хлебушек из сладкого сдобного теста получается очень вкусным, пушистым с ароматными нотками лимона, кураги и аниса.

ТЕБЕ ПОНАДОБИТСЯ:

no Продукты Количество
1 Мука 600 грамм + 2 столовые ложки для опары
2 Сахар 100 грамм + 1 столовая ложка для опары
3 Дрожжи сухие 6 грамм
4 Вода теплая 50 мл
5 Молоко 250 мл
6 Сливочное масло размягченное 125 грамм
7 Курага (или цукаты) 100 грамм
8 Цедра лимона 1 шт
9 Бадьян (анис) свежемолотый (опционально) 1 шт
10 Яйцо вареное 3 шт
11 Желток 1 шт
12 Семена кунжута 1 столовая ложка
13 Масло растительное 1 столовая ложка

ШАГИ:

1. Готовим опару: растворяем сухие дрожжи в 50 мл теплой воды, добавляем 1 столовую ложку сахара и 2 столовые ложки муки. Все хорошо перемешиваем, накрываем пленкой и даем настояться в теплом месте 15 минут.

2. Измельчаем курагу.

3. Мелко нарезаем лимонную цедру соломкой.

4. Растираем сливочное масло с сахаром.

5. Добавляем опару, теплое молоко, молотый бадьян.

6. Добавляем половину просеянной муки, хорошо перемешиваем. Присоединяем лимонную цедру и измельченную курагу.

7. Вмешиваем оставшуюся муку, замешиваем тесто. Накрываем пленкой и ставим на 1 час в теплое место.

8. Тесто должно увеличится примерно в 2 раза. Приступаем к самому интересному - формированию хлеба. Разделяем тесто на 4 части - три одинаковые и одну немного побольше. Из трех частей скатаем длинные колбаски, примерно по 70 см в длину. Даже если они покажутся слишком тонкими - ничего страшного.

9. Заплетаем из колбасок достаточно свободную широкую косичку.

10. Четвертую часть теста раскатываем в колбаску, длиной равной получившейся косичке и кладем сверху. Слегка вдавливаем верхний брусок, расплющивая косичку.

11. Заранее сварим и остудим яйца. Натрем их растительным маслом и расположим в гнездах, вкручивая, чтобы доставали до самого дна. Натирать маслом нужно достаточно щедро, иначе в получившейся плетенке яйца прилипнут к мякишу. Ставим в теплое место для расстойки на 20 минут.

12. После расстойки смазываем хлеб желтком и посыпаем кунжутом. Отправляем в разогретую духовку до 180 оС на 40-45 минут.

Когда хлеб испечется и остынет освобождаем гнезда и ставим туда крашеные пасхальные яйца, а те, что использовались при выпечке можно положить, например, в салат. В оригинальном рецепте предлагается сразу выпекать хлеб с пасхальными яйцами, но по-моему это не самый удачный вариант, т.к. они могут треснуть, поменять цвет или окрасить мякишь.

Лежащую на специальном столике на самом почетном месте – перед открытыми Царскими вратами. Это артос. Так называется хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова. Артос в переводе с греческого, собственно, и означает «квасной хлеб».

Традиция употребления артоса восходит к апостольским временам. Когда в сороковой день после Воскресения Иисус Христос вознесся на небо, его ученики и последователи находили утешение в воспоминаниях о своем Учителе – они вспоминали каждое Его слово, каждое действие. Собираясь на общую молитву, они, вспоминая Тайную вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Во время общей трапезы ученики по традиции оставляли за столом первое место незримо присутствующему среди них Учителю и полагали на это место хлеб.

Продолжая Апостольскую традицию, первые пастыри Церкви установили традицию в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. В православных монастырях эта традиция сохранилась практически в неизменном виде: всю Светлую седмицу артос приносят в трапезную и поставляют на свободное место за столом или же на отдельный столик. Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа в нашей жизни.

Как пекут артос

Как правило, артосы начинаю выпекать в дни Великого поста или незадолго до его начала. Это зависит, в первую очередь, от их необходимого количества. В приходских храмах, где выпекают небольшое количество хлебов, вполне управляются за неделю до Пасхи; в больших монастырях, где счет идет на тысячи, делать это начинают задолго до Великого поста.

При этом сам процесс выпекания артосов, по сути своей мало чем отличается от выпечки обычных просфор, и, может, не столько сложен, сколько трудоемок. Достаточно сказать, что только сама выпечка продолжается более четырех часов. А ведь еще надо подготовить тесто, остудить выпеченные артосы…

Полный технологический цикл выпекания артосов длится без малого двадцать четыре часа. А выпекают артосы в… обычных алюминиевых кастрюлях, обмазанных изнутри воском. Готовность выпеченного хлеба определяют по цвету. Тело артоса должно иметь цвет человеческого тела, то есть практически белый с легким желтоватым оттенком.

Бывалые просфорники рассказывают историю, произошедшую некогда в одном из приходов. Будто бы служил там просфорником некий выходец из одной африканской страны, темный лицом и телом. И будто бы поручили ему, тогда еще новичку, печь просфоры, не забыв указать, какого цвета должны быть готовые просфоры. Когда же просфоры были вынуты из печи, все ахнули – они были шоколадного цвета…

Готовые артосы убирают в специально отведенное место, где они и лежат до Пасхи. Правильно испеченный артос при правильном хранении может храниться несколько месяцев, ничуть не теряя своих качеств.

И вот, наконец, светлый праздник Воскресения Христова. На Пасхальном богослужении после Литургии артос выносят в храм и устанавливают перед Царскими вратами. Совершается чин освященяя артоса. Священник читает подобающие торжественному моменту молитвы и окропляет артос святой водой.

Освященный артос, положенный на специальном столике перед Царскими вратами мы и видим всю светлую седмицу. Каждый день, после Литургии, с артосом совершается крестный ход вокруг храма, и после этого он снова водворяется на свое место.

Когда раздают артос

Ну а в светлую субботу, опять же после Литургии совершается последний крестный ход и священник совершает чин раздробления артоса. Батюшка читает специальную заамвонную молитву и копием разрезает тело артоса на небольшие кусочки.

Откроем читателю небольшую тайну. На больших приходах, где на праздничную службу приходит очень много народу, артосы, а их бывает очень много, начинают дробить уже в пятницу, иначе в субботу можно просто не успеть одарить всех желающих святым хлебом.

Получив благословение от батюшки, где-нибудь в самом спокойном уголке храма собираются бабушки и с Божией помощью, под пение молитв совершают они это почти что таинство, чтобы утром следующего дня никто не остался обделенным.

Артос считается наряду со святой водой одной из святынь православной церкви, и, так же как и святая вода, обладает особыми свойствами. В Православной церкви артос используют для подкрепления телесных и душевных сил.

При этом артос, как любая святыня, требует к себе трепетного отношения – при небрежном к нему отношении он, как и обычный хлеб, может заплесневеть. Для длительного хранения его обычно разделяют на мелкие кусочки и, высушив их, хранят в стеклянной таре. Употребляют его натощак, как правило, запивая святой водой.

Берегите артос. Берегите себя.

Христос Воскресе!

Благодарим приход храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе за возможность фото- и видеосъемки.

Наши русские куличи за границей называют пасхальным хлебом. Оказывается, только у нас на Пасху пекут подобную выпечку. Православие выдумало множество собственных традиций и обрядов, поэтому и праздничный стол на Пасху у православных отличается и от других христианских традиций. Как можно представить себе Пасху без привычных нам куличей и крашеных яиц? Эта традиция не меняется веками и так нам дорога! В преддверье великого христианского праздника Пасхи все выискивают новые или старые и опробованные рецепты блюд, чтобы приготовить необычный стол. Рецепт этого пасхального хлеба довольно прост, по сути, это самый обычный кулич, какой пекли еще наши прабабушки в печи в деревне. Сегодня мы вспоминаем их рецепты и воплощаем в жизнь уже в наших современных условиях. В тесто можно добавить любые ваши любимые сухофрукты или цукаты и добавить немного больше сахара, если вы любите сладкие куличи. Для тех, кто любит не очень сладкие куличи, чтобы кушать их вместо белого хлеба, подойдет рецепт, как он есть. Несладкий пасхальный хлеб или можно использовать и для бутербродов. Ингредиенты рассчитаны на 2 больших кулича.

Ингредиенты русского пасхального хлеба.

Молоко – 1 ст.
Сахар – 0,5 ст.
Масло сливочное – 150 г
Дрожжи активные, сухие – 2,5 ч.л.
Вода теплая – 0,25 ст.
Соль – 2 ч.л.
Шафран – щепотка
Мука – 6 ст.
Яйца – 4 шт.

Как готовить русский пасхальный хлеб.

1. Сделайте тесто. Подогрейте в сотейнике сливочное масло, сахар, молоко и шафран, пока масло полностью растает, а сахар растворится. Тем временем сделайте опару. Растворите дрожжи в теплой воде и добавьте щепотку сахара. Дайте постоять немного и начать пениться. Через 5 минут смесь должна выглядеть, как пена и слегка увеличиться. Если этого не произошло – повторите процесс с другими дрожжами, возможно, эти непригодны. Всыпьте муку в глубокую миску. В центре сделайте углубление в муке. Вбейте туда 3 яйца и добавьте молочную и дрожжевую смеси. Аккуратно замесите тесто деревянной ложкой, чтобы мука полностью разошлась и тесто получилось мягким. Затем переместите тесто на стол, присыпанный мукой, и замешивайте тесто руками, время от времени посыпая мукой, чтобы тесто не липло. Вымешивайте тесто около 10 минут до эластичного состояния. Затем переместите тесто в глубокую чистую миску, смазанную сливочным маслом. Обваляйте шар теста в этом масле в миске и накройте чистым полотенцем. Оставьте подходить в теплом помещении без сквозняков на 3 часа. Тесто должно увеличиться вдвое. После этого еще раз выместите тесто, оно опустится. Снова накройте полотенцем и оставьте подойти еще раз на 1 час.
2. Переложите тесто в формы. Для этого пасхального хлеба можно использовать 2 высокие формы для куличей большого размера, а также несколько небольших формочек для суфле. Формы смажьте сливочным маслом. Тесто разделите на равные части и поместите в форму на две трети от ее высоты. Можно из кусочков теста сделать косички или другие украшения и украсить ими куличи. Накройте формы чистым полотенцем и дайте постоять в теплом месте еще 1,5 часа. Тесто еще поднимется.
3. Выпекание. Нагрейте духовку до 175 градусов. Взбейте оставшиеся яйцо со щепоткой соли и смажьте им поверхность куличей. Поместите решетку на нижний уровень. Поставьте формочки в духовку и выпекайте примерно 1 час, пока куличи не подрумянятся. Затем выньте их из формы и остудите на решетке.

Тесто можно приготовить заранее. Приготовленное за 1 сутки тесто можно хранить в холодильнике, завернутым в пищевую пленку. Замороженное тесто хранится 2 недели.

Приятного аппетита!

Материал принадлежит сайту
Автор рецепта Наталья Селедцова

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. Называется этот хлеб АРТОС.

Слово артос (в переводе с греческого языка - квасной хлеб) - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса идет с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе - они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба - долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней - и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после за амвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает молитву: «Боже Всесильный и Господи Вседержителю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! И ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы, раби Твои, в честь я славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечный работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».

После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вси, вкушающии от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Употреблять Артос нужно натощак, со святой водой, и с молитвой и благоговением.

Род артоса на нижней степени освящения представляет пасхальный кулич, церковно-обрядовая пища, но вовсе не мирская роскошь.