Состав крабовых палочек. Крабовые палочки – польза, вред и правила выбора

Они живут кочевой жизнью, свободно перемещаясь по бескрайнему Индийскому океану, а их основное занятие – . На берег они выходят только для похорон, чтобы продать свои уловы, набрать пресной воды или для осуществления ремонта .

Море – работа, море – дом, море – досуг

Море для данного народа – это всё: и дом, и работа, и . У баджо философский подход к жизни – они довольствуются малым, и при этом абсолютно счастливы. Им неведомо, сколько им лет, и им это неважно. Смысл своей жизни они видят в настоящих текущих событиях. Они совершенно не следят за временем и не ведут отсчет дат. Эти люди понятия не имеют, что такое электричество, живя по световому дню.

Баджо не знают букв, не умеют писать и читать – они в этих навыках просто не нуждаются. Живут и продолжают свой род в маленьких хижинах, построенных прямо на воде и зафиксированных с помощью свай. Дома не имеют связи с берегом, поэтому попасть в дом можно, только подплыв на лодке. Между собой домики связываются мостками. Дети с самого раннего возраста (буквально с 5 лет) начинают обучаться управлению лодками и рыболовству.

А чем в таких условиях можно развлечься в свободное от рыболовства время? Такого времени практически нет, так как рыбная ловля занимает весь световой день. Однако в те дни, когда рыбы нет, баджо развлекаются нырянием на глубину, соревнуясь, кто сделает это глубже, или дольше пробудет под водой. Не смотря на то, что море – это повседневная и рутинная жизнь данного племени, дети получают радость от простого плескания в воде и собирая ракушки.

Малайцы этот народ называют оранг-лаут, что означает «люди моря». Их религия – суннитский ислам, язык – многочисленные диалекты австронезийской языковой группы с примесью тех языков, около чьих территорий кочевники оседают.

Пусть дом мой плывет…

Прежде чем осесть в свайных поселках, нужно найти подходящее место. Кочуют морские цыгане на необыкновенных по своему назначению лодках, которые называются «лепа-лепа». В них есть все: место для ночлега, запасы питьевой воды и продовольствия, кухонная утварь, лампы на керосине и многое другое. Лодки строятся вручную.

Заселяются и кочуют в лодках целыми семьями. Однако ничто не мешает выстроить себе свое собственное жилье на воде, чтобы быть, как говорится, единственным хозяином в доме.

Поразительно, но именно благодаря этим лодкам этот народ практически без жертв пережил известное цунами в 2004 году, унесшее сотни тысяч человеческих жизней.

Рыбный промысел как способ выжить

Народ баджо с самого раннего детства обучается охотиться на подводных обитателей и нырять на большие глубины. Как итог: представители данной этнической группы – отличные , ныряющие, не используя акваланги, на глубину до 30 метров.

Очень часто у банджи испорчены барабанные перепонки: естественным путем от перепада подводного давления или пробиты специально, чтобы не ощущать боли в моменты глубоких и внезапных ныряний. Помимо инвалидности по слуху за свое рыболовное занятие иногда приходится расплачиваться жизнью: кессонная (или декомпрессионная) болезнь – вечная спутница дайверов (воздух в кровеносных сосудах преобразуется в пузырьки, вызывая смерть).

Что касается основного занятия морских цыган, то не всегда рыба ими ловится гуманным и безопасным способом. Чаще всего малайцы банджи глушат рыбу динамитом. Навык «пришел» еще со времен Второй мировой. Рыба продается или обменивается на продовольствие или пресную воду, поэтому ее нужно немало. Однако массовый вылов с помощью динамита непроизвольно снижает количество морских обитателей, что не может не отразиться на морском биогеоценозе.

Еще один способ вылова рыбы – с использованием цианистого калия. Вещество парализует рыбу и ее можно просто взять голыми руками. Такая живая, но парализованная рыба ценится в разы дороже, нежели пойманная с помощью динамита. Однако цианид становится причиной отравления кораллов, что служит причиной уничтожения целых рифов и вымиранием тех видов рыб, которые этими кораллами питаются.

Современность берёт своё

Современная эпоха, все-таки, берет свое, и некоторые из баджо все же соглашаются и заселяют сушу прибрежной островной полосы. Как ни странно, но молодое поколение баджи также все активнее переселяется на сушу, не желая жить по правилам своих предков. Молодые люди ищут работу, нормальные условия учебы, погружаясь в обычную жизнь. Однако связь с водой все равно не теряется, а рыбный промысел так и остается основой их основ. Этот народ не признается жителями других стран и национальностей, хоть полная численность всего существующего «морского» населения составляет почти 400 тыс. человек. Но это абсолютно им не мешает жить в собственном райском уголке.

Баджо считают себя свободными гражданами целого мира, поэтому своевольно перемещаются во всех морских акваториях, граничащих между собой стран. Правительству этих стран, естественно, это не нравится, люди отлавливаются пограничными службами, невзирая на то, что формально принадлежность к той или иной стране у баджо есть.

Очень жаль, что из-за браконьерства и нетрадиционного образа жизни баджо рискует потерять свою культуру и особенности быта. Власти и всевозможные природоохранные службы настаивают на том, чтобы народ целиком и полностью перебирался на сушу, снижая уровни вмешательств в морской мир. Культура этих кочевых мореплавателей определенно стремится к закату, однако хочется верить, что международные организации по охране природы и племен займутся не только восстановлением природных недр, но и сохранением редкой своеобразной культуры «на воде».

Кому-то джунгли дом родной, для кого-то – кажущаяся всем безжизненной и совершенно неприветливой пустыня, а вот проживающие в Юго-Восточной Азии баджао избрали в качестве своей обители широкие просторы моря, за что в миру их нарекли морскими цыганами. Как и их сухопутные собратья, представители этой малочисленной народности особо дорожат своей свободой перемещений и абсолютной независимостью от всех правителей.

В поисках пропавшей принцессы

Морские цыгане фактически никак не привязаны к суше, ведь их дом родной – самодельная лодка, а весь мир – море, которое для них отождествляется и с родной стихией, и с неизменной свободой, променять которую они, как и многие века назад, не готовы ни на какие блага цивилизации. Даже свои деревни этот народ создаёт на морских просторах, выстраивая хижины на высоких сваях.

Сами баджао поясняют свою огромную привязанность к морю старинной легендой с ореолом грустной романтики. Бытует мнение, что когда-то великого султана постигло горе: его дочь унесли морские волны. Поэтому он приказал всем своим подданным отправиться на поиски и назад без принцессы не возвращаться. Вот так и скитаются с тех пор морские цыгане. Существуют предположения, что баджао перекочевали на просторы Андаманского моря из Древней Индии, но так ли это, был ли этот народ когда-то и впрямь сухопутным, и что же на самом деле могло вынудить его в таком случае покинуть сушу – тайны, покрытые мраком веков.

Море – для жизни, берег – для дани традициям предков

Морские цыгане не ограничены рамками определённой страны и путешествуют по морским просторам Таиланда, Мьянмы и Индонезии, между Филиппинами и Малайзией, придерживаясь в такой неординарной жизни своих собственных законов и традиций.

Покрытые лесами и скалами островки Андаманского моря становятся для них временным прибежищем, где можно пополнить запасы пресной воды, отремонтировать плавучие дома и создать новые лодки. Также на берега баджао ступают, чтобы отметить свои праздники, справить свадьбу или же провести в последний путь своих соплеменников.

Эти привыкшие к вольным просторам морей кочевники стараются избегать посещения лесов на суше, считая их обителью мёртвых, но отправляются в лесные чащи, когда им нужен мёд диких пчёл, который они приносят в жертву своим богам, моля у них о здоровье больного.

Дважды в год баджао осуществляют наиболее важный религиозный ритуал — Лой Руея – «фестиваль уплывающих лодок». В ночное время они отправляют в вечное плавание по морским просторам небольшие лодки, которые подобны их жилищам, усаживая туда деревянных кукол и наполняя эти суда дарами для своих божеств. Каждая лодка украшается самодельными фонариками и, кажется, будто мириады звёзд отражаются на морских просторах.

Рыбаки, всегда живущие в море

Пропитанием для морских цыган служит добытая ими в море всяческая живность. Мужчины племени ловят рыбу без сеток, охотясь на неё при помощи острогов, а женщины в период отливов собирают устриц и моллюсков, прогуливаясь от одной бухты к другой. В ночное время ныряльщики охотятся на грифельных морских ежей. Добыча эта особенная, поскольку после обработки её продают туристам, а на полученные деньги приобретают одежду, продукты и топливо для моторных лодок. К деликатесам также относятся морские собаки и голотурии, за пойманный килограмм которых на китайском рынке баджао могут получить до 60 долларов. Поскольку для хранения пищи у морских цыган возможностей нет, то каждый день приходится вновь надеяться на милость и щедрость моря, которое принесёт новую пищу.

«Хантале»: те, кто не боится моря

Подводная рыбалка и охота вместе с добычей жемчуга составляют основу пропитания и выживания этого народа. Морские цыгане научились погружаться на глубину до 30 метров без каких-либо специальных приспособлений, используя лишь самодельные очки для подводного плавания из дерева или металлических колец. Но такие способности – результат нечеловеческих усилий и железной воли. У представителей этого морского народа часто можно заметить разорванные барабанные перепонки, а многие баджао нередко погибают от кессонновой болезни и травм лёгких. Что интересно, во время сильнейшего цунами, накрывшего регион в 2004 г., морские цыгане оказались единственными, кто неведомо как ощутил угрозу и выжил.

Последние морские кочевники

В средние века этот народ очень ценили правители стран Юго-Восточной Азии, ведь морские цыгане помогали открывать новые торговые пути и всегда оберегали места своего кочевания от пиратов. Современная ситуация с точностью наоборот: правительство стран теперь видит в этом народе одни лишь неприятности: то границы нарушают, то экологию разрушают. Но попытки запретить баджао кочевать по морям и заставить вести оседлый образ жизни пока успехом не увенчались. Этот народ не готов променять свой неординарный уклад жизни на существование на суше, хотя, молодёжь понемногу соблазняется жизнью на берегу и покидает свою бродячую стаю. Взрослые же представители баджао иной раз не могут ответить на элементарный вопрос о возрасте. Забывая про бег времени, они спокойно живут без Интернета, телевизора и иных благ цивилизации, свободно от всяческих условностей, и не готовы променять свою морскую свободу на тесноту цивилизованного мира.

Морские Цыгане Пхукет.

1 (20%) 1 голосов

Морские цыгане – Пхукет.

Мы живем в огромном и удивительном мире. Ни для кого, ни секрет, что объемы воды на нашей планете во много раз превышают объемы суши. Но ведь большинство людей живет именно на суше. Хотя люди живут в разных местах, и по разному. Одни народы приспособились жить высоко в заснеженных горах. Другие построили свои города в пустынях. А третьи издавна живут в тропических джунглях. А еще существуют морские кочевые народы, которые приспособились к жизни в море. Морские народы есть во многих уголках нашей планеты. Они проживают в районе Гаваев, Филиппинских островов, Малайзии, Таиланда и других стран ЮВА.

О народе, у которого нет письменности, кто постоянно кочует в море, мало контактирует с другими народами и у кого свой собственный язык почти не возможно что-то сказать. Откуда они пришли, их история, их предки. Большинство наших исторических методов исследования опирается на письменные свидетельства и артефакты, найденные в земле. Получатся, что морские народы почти невидимы для истории. Ученые проводившие анализ ДНК многих островных и морских народов говорят, что ДНК морских кочевников удивительно похожи. Может они все являются предками одного когда-то давно существовавшего народа. Существование которого мы сейчас не можем подтвердить, ровно так же как и опровергнуть. И может эта человеческая расса была бы более успешной в будущем больше чем обитатели суши. Ведь большая часть нашей планеты это вода.

Самодельная сетка для ловли рыбы

Остров Пхукет в Андаманском море, одно из популярнейших туристических направлений. Остров ежегодно посещают миллионы туристов, но только некоторые из них знают о морском народе, который здесь проживает, и только единицы посещают их. Морской народ является одними из самых старых жителей острова.

В Таиланде их называют морские цыгане из-за их кочевого образа жизни или Чао Ле – в переводе с Тайского люди моря. Опять же трудно сказать о их появлении в Таиланде. Кто-то говорит, что они выходцы из старых Малазийских колоний, бежавших в Бирму от Мусульманского нашествия, другие говорят, что как и большинство цыганских народов они являются выходцами из Индии.

Представитель морских Цыган, остров Пхукет

По крайней мере, если рассматривать язык, то про морских цыган, которые обитают в районе острова Пхукет, можно сказать что они спустились сюда по рекам из Бирмы. Морских цыган здесь разделяют на три группы Мокены, Моклены, и Урак Лавой (по названию групп населения в Бирме). В то время как Мокены живут как кочевники, в основном на северных островах в районе Пхукета. Моклены и Урак Лавой основали поселение на Пхукете. Произошло это недавно, около десяти лет назад. В основном после событий связанных с Цунами. Сейчас существует три поселения Морских Цыган на Пхукете и одно рядом с островом. Самое старое поселение находится в Южной части острова на пляже Раваи. Другое в восьми километрах от Пхукет Тауна рядом с бухтой Сапам. И третье поселение на Пхукете находится на острове Сирей, до которого можно добраться по не большому мосту. Сирей и Пхукет соединены мостом. Все эти поселения больше похожи на поселения обычных жителей суши, несмотря на их удивительный образ жизни. А вот еще одно поселение, которое легко можно увидеть, проезжая по мосту Сарасин, соединяющему Пхукет с материком, отличается от трех предыдущих. Свои дома Чао Ле здесь построили прямо в море на больших деревянных сваях. Если вы хоть раз проезжали по мосту Сарасин, то обязательно видели их.

Дети Чао Ле играют в воде. Фото 2006г. Пхукет

Не смотря на то, что они осели на острове, как и раньше их жизнь неразрывно связана с морем. Большую часть времени они все равно проводят в море и лишь на короткий срок возвращаются на берег. Испокон веков морские цыгане высаживались на острова только лишь для то что бы пополнить запасы пресной воды и построить новые лодки, так происходит и сейчас, только цыгане проживающие на Пхукете больше не кочуют от острова к острову, и постоянно возвращаются в одно и то же место. Море их кормит и море их дом. Жители поселений, проживающие якобы на острове на самом деле большую часть времени проводят в море и занимаются выловом рыбы. Некоторые занимаются добычей жемчуга и морских ракушек. Кто-то из них собирает птичьи гнезда, которые являются деликатесом. Морские цыгане хорошие ныряльщики, они ныряют на большую глубину без специального современного оборудования. И тем самым подвергают свою жизнь опасности. Но так они могут поймать больше рыбы. На большой глубине они устанавливают свои самодельные ловушки для рыб, сделанные из прутьев и сетки. А потом ныряют за ними, что бы подцепить и затем вытащить на лодку. Из всего оборудования они используют только тонкий шланг с обычным воздухом, который зажимают между зубов. Этот шланг может порваться в любой момент. И тогда придется быстро всплывать, но при быстром всплытии существует большая вероятность получить травму легких. Они так же очень хорошо видят под водой. И это не удивительно. Основное развлечение для детей Чао Ле это море. С детства они вместо школы познают море его нравы и обитателей. Море для них и игровая площадка и школа в одно и то же время. Они учатся плавать, глубоко нырять и видеть под водой. Они знают море лучше, чем кто бы то ни был.

Конечно, с развитием туризма на острове у них появились и новые возможности прокормить себя. Сейчас можно увидеть, как они продают морские ракушки, жемчуг и различные поделки. Многие стали зарабатывать тем, что возят на своих лодках туристов. Хотя деньги для них не так важны как для нас. Они все еще умеют менять товар на товар, не вычисляя предварительно его денежный эквивалент. Но если у них есть деньги, то в первую очередь они купят сигареты, курят и мужчины и женщины. Следующе после сигарет по важности будет топливо для лодок. И потом уже овощи яйца и рис, это что бы повкуснее приготовить рыбу.

25 летний Супават Хантале рассказывает о визите Королевы на остров ко Лепе, который расположен в национальном парке Таиланда Туратао. Было это еще тогда, когда его мама была маленькой девочкой. Предпринимая усилия, помочь Чао ле ассимилироваться в Таиланде Королева предложила им использовать фамилии на островах где они осели. И кажется теперь, что каждый Чао ле, которого можно встретить носит фамилию Хантале, что обозначает “Тот, кто не боится моря”…. (Тале с Тайского переводится как море).

Они сохранили свой собственный язык и верования. Легенды рассказывают, что они отправляют своих умерших на так называемые ертвые острова, где их души живут вечно. Два раза в году они проводят самый важный для них ритуал – фестиваль “Лой Руея” (LoyRuea) или фестиваль уплывающих лодок. Все действие происходит ночью. Деревянные лодочки с рукодельными фонариками наполняются дарами для духов и маленькими деревянными куклами. После чего навсегда отправляются в вечное плавание. Деревянные куклы символизируют души умерших, которые отправляются далеко, далеко в свое последнее плавание, что бы не тревожить живых. После того как становится невидно света последнего фонарика на уплывающей лодочке, начинаются их традиционные танцы вокруг их знаменитых лодок Рам Ронг Нгенг.

Девушки морских Цыган, фото 2006г. Пхукет.

Мы живем в прогрессивном мире, где люди используют высокие технологии, живут в больших городах. Мировые цивилизации предпринимают шаги к покорению космоса. Наши ученые пытаются раскрыть секреты природы. Но мы очень сильно отдалились от самой природы. Мы забыли как жить на едине с природой и радоваться жизни не используя при этом благ, которые дают нам наши современные технологии. Сможет ли наше прогрессивное и высоко обученное сообщество хотя бы просто выжить, оставшись без всех наших технологий, машин, компьютеров, телефонов и одежды? Умеем ли мы это? Все современные цивилизации до сих пор упрямо пытаются изменить природу и подстроить ее под себя, но природа всегда настойчиво берет свое, преподнося людям один урок за одним. А ведь среди всех нас есть такие народы, поселения, племена. Которые научившись еще давным-давно жить в гармонии с природой и морем, сохранили свои традиции, свой образ жизни и самих себя. Они не изменяют природу, не используют высокие технологии и не создают экологических проблем. И при этом они могут радоваться той жизни, которая у них есть. Возможно сейчас их меньше чем всех так называемых прогрессивных людей, но возможно у этого человеческого рода на самом деле больше шансов на существование в будущем чем у нас.

Нгуй, коренной мокен, охотится за рыбой с гарпуном неподалеку от временной деревни. Фото: Taylor Weidman

Большая часть жизни народности мокен проходит в плавании, погружениях под воду и ловле рыбы. По этой причине их часто называют «морскими цыганами» или «чао ле» - «людьми моря». Талантливый фотограф-документалист Тейлор Уэйдман представил фотоисторию этого народа на Пхукете

Мокены - настоящие амфибии. Шведская исследовательница Анна Гислен выяснила, что зрение «морских цыган» под водой в несколько раз острее, чем у европейцев. За столетия погружений их зрачки приобрели умение особым образом сужаться и менять фокус зрения. Ни у каких других народностей в мире такой способности нет. Это качество и тренированные легкие позволяют мокенам выслеживать и ловить рыбу на глубине до 23 метров.


Женщины мокен возвращаются к лодке после поиска крабов на скалах в парке Ко Сурин. Фото: Taylor Weidman

Название «мокен» образовано от «окен» («соленая вода») и «мо» («нырять»). В Тайланде чао ле около 1,5 тысяч, но их число стремительно снижается. Прозвище «морские цыгане» закрепилось за мокенами из-за бродячего образа жизни. У них есть свой древний язык, но нет письменности. Они сторонятся материальных благ и берут в свои лодки только самое необходимое. А их временные дома рассчитаны всего на один сезон.


Большую часть жизни мокены проводят либо на воде, либо под водой. За сотни лет зрачки их глаз адаптировались: во время погружений чао ле видят намного лучше обычных людей. Фото: Taylor Weidman

Полгода - с октября по май - морские кочевники проводят на воде. Они ищут рыбные места группами по 6–7 лодок. На каждой лодке живет одна семья, обычно из трех поколений.

Мокенов записывают в буддисты, но на самом деле они исповедуют спиритуализм. По их мнению, все предметы в мире обладают душой. Мокены верят, что раз в год между миром живых и миром духов открываются врата. В этот день они отправляют в море лодки с дарами для духов и просят у них защиты от напастей. У каждого рода есть свой остров для захоронения умерших. От этих мест стараются держаться подальше: мокены верят, что там собираются злые духи.

В национальном парке Ко Сурин есть постоянная деревня оседлых мокенов. Эти чао ле проводят большую часть своей жизни на суше. Основной доход они получают от продажи сувениров.

Промышленный вылов рыбы сделал мокенов зависимыми от подачек туристов. Это грозит «морским цыганам» потерей самобытности: вскоре они будут вынуждены интегрироваться в общество. Никакого злого умысла со стороны других тайцев здесь нет - глобализация и простое желание людей заработать делают свое дело.


Хук поджидает рыбу на мелководье. Для ловли мокены используют острый трезубец на длинном шесте. Фото: Taylor Weidman
Старик-мокен выводит лодки в море в национальном парке Ко Сурин. Фото: Taylor Weidman
Мужчина делает лодку сапран. Считается, что в своей жизни «морской цыган» должен построить хотя бы одну такую лодку, иначе он и не мокен вовсе. Фото: Taylor Weidman
Нгуй отправляется в море для рыбной ловли и поиска жемчуга. Фото: Taylor Weidman
Жизнь мокенов подчинена природным циклам. Во время отлива - починка суден и сбор моллюсков на отмели, во время прилива - погружения. Фото: Taylor Weidman
Мокены строят временные жилища на сваях вдоль берега. Всю жизнь они кочуют от лагуны к лагуне. Фото: Taylor Weidman
Мокен возле лодок-домов своих соплеменников. Именно суда служат для чао ле домом: наземные жилища для них - временное пристанище. Фото: Taylor Weidman
Во время отлива женщины выходят на берег собирать моллюсков. Фото: Taylor Weidman
Дети помогают женщинам собирать дары моря и устраивают соревнования на проворность: выигрывает тот, кто поймает больше всего крабов. Фото:

У цыган есть дом? Да-да! Та самая популярная деревня морских цыган в заливе Пханг-Нга, вблизи Пхукета. На какие деньги живут местные, как строятся дома, и кто стал основателем деревни цыган?

Деревня морских цыган – Ко Панье (Koh Panyee) – что она из себя представляет?

Деревня морских цыган - Ко Панье, что находится в заливе Пханг-Нга, рядом с о. Пхукет – удивительное место-городок, стоящее полностью на воде. Несмотря на полное отсутствие суши, в нем на постоянной основе проживает более 400 цыганских семей. Это именно тот редкий и удивительный случай, когда вы можете увидеть цыган, которые не кочуют, а живут и «зарабатывают» в одном месте.

Деревня морских цыган с высоты птичьего полета

Что представляет из себя морская цыганская деревня около Пхукета

Площадь деревушки – всего около 5 км². Она располагается у подножья огромной скалы, в заливе Пханг-Нга, которая входит в состав одноименного национального парка. Все дома, кроме мечети – стоят на сваях, вбитых в дно Андаманского моря. Школы, магазины и, даже, полицейские участки - «построены на воде». Жизнь местных никак не отличается от привычной, наземной. Вместо дорог - небольшие мостики, машин – лодки. Визитная карточка острова – мечеть. Она является символом деревни и почетным местом среди проживающих мусульман. В ней проходят собрания старейшин, религиозные праздники, крупные мероприятия.

На фото виднеется мечеть в деревне морских цыган

Удивительно, но в дневное (рабочее) время в деревне находятся только женщины, дети и старики. Все мужчины в этот момент занимаются рыболовным промыслом.

Школа "на воде" в деревне морских цыган. Улица с местным транспортом

История деревни морских цыган

Свою историю деревня начала в конце 18-ого столетия. К сожалению, селение на воде было «вынуждено» строиться «от противного». В те времена в Тайланде закон запрещал находится иностранцам на земле королевства. Про постройку постоянного жилья – и речи не шло. Выходцы из Бирмы и Малайзии, а именно они первыми претендовали на проживание на тайских землях – не растерялись и построили жилье на воде. Ведь так закон не запрещал! С течением времени, морские цыгане плотно основались на водяном островке, поддерживая и системно улучшая внутреннюю инфраструктуру.

На данный момент жителей селения сложно отнести к какой-либо расовой принадлежности. В деревне «гуляет» свой язык, внешние признаки «перемешаны». В селении нет своей письменности, что затрудняет вывод исконных корней.

Обычный день местного жителя в деревни морских цыган

За счет чего живет деревня – как зарабатывают морские кочевники

  • Рыбная ловля и добыча жемчуга

Sea ​​Gypsies – морские цыгане – великолепные рыбаки. От отца к сыну они передают свои умения в ловле рыбы. Помимо этого, жители добывают жемчуг, который в дальнейшем переправляют на материк.

  • Туристическая деятельность

Несколько лет назад старейшинами селения было принято решение «запустить» туристов, ведь они понимали, что их водные просторы будут интересны иностранцам со всего мира.

В истории развития Ко Панье упоминается некий почтальон, который постоянно курсировал между материком и деревней морских цыган. Именно он «кинул крючок» старейшинам и предложил «зарабатывать» на туристах, которые уже так активно посещали соседний материк и тайские острова.

В данный момент в деревне свои двери открывают множество рыбных ресторанов, ларьков и магазинчиков. Как и полагается, цыганские дети активно «впаривают» сувениры, мило цепляясь за руку.

Сувенирная лавочка в "плавучей" деревне цыган

Несмотря на современные реалии – основным доходом селения – осталось рыболовство. Власти Тайланда «зазывают» местный народ мигрировать на материк, так как постоянное проживание в деревне – не безопасно.

Необходимые продовольственные товары на Ко Панье доставляют с суши. Как и во всем мире, заработанные деньги – морские кочевники обменивают на нужные вещи.

Как добраться до деревни цыган

Как правило, посещение деревни морских цыган входит в экскурсию «Остров Джеймса Бонда». Это наиболее быстрый и выгодный способ оказаться в этом месте.

Если вы планируете самостоятельное путешествие, то придерживайтесь плана «самостоятельного путешествия по Пханг-Нга» - об этом написано в статье –