Постная еда на день рождения. Постные блюда на праздничный стол

Что осложняет взаимоотношения между учителем и учеником.

Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Основываясь на аксиоме, что отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы можно прийти к выводу, что ученика и учителя не связывают другие стороны жизни, кроме обучения, поэтому они не слишком много знают друг о друге. Их союз приносит только психологическое удовлетворение и исключает близкий контакт. Встречи учителя и ученика обычно ограничены во времени и продолжаются в течение определенного периода.

Тем не менее, отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. В данной ситуации, на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание В основе отношений между учителем и учеником лежит их совместный труд, а также успехи в достижении цели. Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем.

Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает.

если параметры взаимодействия «учитель – ученик» не адекватны потребностям обоих субъектов, то о качестве обучения говорить не приходится, т.к. сам факт взаимодействия будет не реален.

Неспособность педагога удовлетворить ожидания учащегося и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому учителю, к его предмету, приводить к острым конфликтам.

Конфликты – явления чрезвычайно разнообразные по своему характеру.
Они могут быть внутриличностными, столкновение двух несовместимых желаний, противоположных тенденций, когда не удовлетворяются главные потребности личности, наносится ущерб ценностям «я».

Обычно в школах конфликты бывают между учителем и учеником в подростковом возрасте. Здесь важно, что учитель отчетливо должен представлять себе основные причины возникновения конфликтных взаимоотношений и знать реальные способы их предупреждения.

В работе М. Ю. Красовицкого учителей и учеников просили назвать основные трудности, которые они испытывают в своих взаимоотношениях.

Ученики отвечали следующим образом:

1) отсутствие общего языка, взаимопонимания и человеческой близости с учителями

2) необъективный подход педагогов к ученикам

3) проявление неуважения к ученикам со стороны учителей

Ребята отвечали, что многие учителя не знают и не понимают своих учеников, не интересуются их внутренним миром, заботами и переживаниями, не учитывают их возрастных интересов. Очень многие отмечали необъективность педагогов: одних учеников они постоянно хвалят, других постоянно ругают; и даже если ученик меняется (в ту или иную сторону), мнение учителя о нем остается прежним. Выделяются следующие особенности поведения учителей, которые, с точки зрения учащихся, препятствуют нормальному процессу общения двух сторон, а именно: невыдержанность учителей, недоверие к ученикам, применение авторитарных методов воздействия. Среди высказываний учащихся встречались и мнение о том, что учителя слишком уверены в собственной непогрешимости и никогда не признают своих ошибок.

Большая часть учителей (свыше 50 %) при ответе на тот же самый вопрос свела трудности во взаимоотношениях с учащимися к трудностям воспитательного и обучающего процессов:

    лени учащихся,

    их нежеланию слушать на уроках,

    сложности отдельных разделов учебной программы,

    невыполнению домашних заданий,

    слабой помощи со стороны родителей и т.д.

Некоторые педагоги полагают, что трудность общения с учащимися происходит исключительно по вине самих учащихся, которые проявляют неуважение к учителям, душевную грубость и черствость, отсутствие чувства благодарности и почтения.

И лишь небольшая часть опрошенных педагогов задумывается над психологической стороной воспитательного процесса.

Существуют специфические причины конфликтов «учитель – ученик»

1. Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя, проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с детьми:
в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса;
в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики на почве борьбы за лидерство;
в педагогически непрофессиональных действиях учителей: приказной тон, крик учителя, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины учащимися;
в предвзятом отношении учителя к ученикам, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»;
в самовольном установлении учителем количества и форм проведения проверки знаний учащихся, не предусмотренных программой и резко превышающих нормативную учебную нагрузку детей;
в неумении организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету;
в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика;
в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках ученика;
в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ученика;
в неумении организовать занятия со всеми учащимися.
2. Нарушение школьных требований учащимися: неподготовленность домашних заданий; умышленное нарушение дисциплины; пропуски уроков без уважительной причины.

Следующая причина плохого поведения учеников в школе это законы школьной жизни

Ребенок хочет чувствовать коммуникативную состоятельность, интеллектуальную состоятельность, вносить вклад в общее дело. А если ему это не удается сделать, то как результат возникает плохое поведение.

Рассмотрим каждую причину плохого поведения в отдельности

Как себя может повести учитель в этой ситуации

Еще одна причина осложнения взаимоотношений между учителем и учеником – это поведение ученика, при котором он пытается избежать неудач

Следующая причина – это власть и месть

Социальные причины властного и мстительного поведения это –

    мода на сильную личность,

    распространенный в обществе силовой метод

Что в данной ситуации может сделать учитель

Каким же хотят видеть ученики своего учителя?
1. Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое достоинство, доверяет).
2. Любовь к своему предмету.

3. Качественный хороший классный руководитель, хочет сделать жизнь детей увлекательной, интересной, не любит командовать, дает дельные советы.

Отрицательные качества учителей:
1. Кричит, обрывает, не выслушивает до конца.
2. Выделяет отдельных учеников.
3. Придирчивый, старается наказать за каждый проступок.
4. Требует от ученика безоговорочного подчинения.
5. Относится как к маленьким.
6. Относится неуважительно.
7. Не умеет хранить тайну.

Каким путем можно предотвратить конфликты и как добиться, чтобы учителя с учениками были в хороших отношениях:
1. Умело провести организационный момент урока, не оставлять ни одного ученика в бездеятельности.
2. Создавать атмосферу непрерывного общения с классом.
3. Требовательность к себе и к ученикам по поводу полной готовности к уроку.
4. Знание предмета «на отлично», свободное владение им. Применение разных методов и форм обучения.
5. Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися.
6. Рациональное использование времени, дорожит каждой минутой урока.
7. Добиться полного усвоения материала.
8. Организация индивидуальной работы, особенно с тем, кому дается трудно предмет. Их на уроке больше спрашивать, больше теребить и беспокоить.
9. Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы преподавания.
10. Уважительное отношение к личности ученика, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний.

Можно указать по крайней мере три наиболее существенные особенности типа учебного взаимодействия.

Во-первых, каждый ученик включается в решение продуктивных задач не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания, на основе специально организованного активного взаимодействия и сотрудничества с учителем и другими учениками.

Во-вторых, ситуации взаимодействия и сотрудничества, являясь специфическим средством решения продуктивных задач и условием овладения учащимися способами познавательной деятельности и межличностных отношений, претерпевают изменения в процессе общения, обеспечивая тем самым становление механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося.

В-третьих, в процессе совместного решения продуктивных задач учащиеся осваивают прежде всего механизм смыслообразования и целеобразования, чем обеспечивается более продуктивное и мотивированное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности.

И какие бы новации ни вводились, в школе как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ним (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А учитель всегда будет капитаном в этом плавании главным штурманом проводником через рифы.

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными - явление обычное. По мнению М.Рыбаковой, конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:

действия, связанные с успеваемостью, выполнением им вне учебных заданий;

поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;

отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей .

Конфликты деятельности. Возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также, когда учитель преподает в классе непродолжительное время и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей и учителей начальных классов, когда общение на уроке определяется характером сложившихся отношений с учениками в другой обстановке. В последнее время наблюдается увеличение школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки использует как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации нередко становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.

Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы, или сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, порой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах, их вызвавших. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникает в отношения между детьми - в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие - вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие.

Причины и слагаемые педагогических конфликтов:

недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;

участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;

различие в жизненном опыте участников обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

различное понимание событий и их причин (конфликт "глазами учителя" и "глазами ученика" видится по разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику - справиться с эмоциями;

присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходиться помнить учителю;

профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности;

всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;

конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить.

Современная ситуация в стране, бедственное положение школы, недостаточная подготовка учителей, особенно молодых, к конструктивному разрешению конфликтов с учениками проводят к значительным деструктивным последствиям. По данным психологических исследований за 1996 год, 35-40% детских неврозов носят дидактогенный характер. Исследования также показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием .

Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте; и если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут стать хроническим явлением).

Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.

Часто общение учителя с повзрослевшими учениками строиться на тех же принципах, что и с учащимися начальной школы. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего его представление о себе - стремлению занять равное положение по отношению к взрослым. Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу отношений с взрослеющими детьми. Инициатором построения таких отношений должен быть взрослый.

Опрос школьников проведенный под руководством профессора В.И. Журавлева, показал, что около 80% учащихся испытывали ненависть к тем или иным педагогам. В качестве основных причин такого отношения ученики называют следующие:

учителя не любят детей - 70%;

отрицательные личностные качества учителя - 56%;

непосредственная оценка их знаний учителем - 28%;

учитель плохо владеет своей специальностью - 12%.

Нередки случаи, когда негативное отношение учеников к учителю переносится на предмет, который он преподает. Так, 11% школьников говорят, что ненавидели отдельные дисциплины, изучаемые в школе .

В основе конфликтных отношений между учеником и учителем лежит негативная оценка учащимися профессиональных или личностных качеств педагога. Чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними возникают конфликты. Чаще хороший контакт с учениками удается установить учителям младших классов. Старшие школьники, вспоминая обучение в начальных классах, так оценивали своих учителей, работавших бесконфликтно:

  • * первая учительница была идеальной;
  • * она образец учитель, о котором помнишь всю жизнь;
  • * исключительно опытный педагог, мастер своего дела;
  • * за четыре года сменилось семь учительниц, все они были прекрасными людьми;
  • * не могу сказать ничего отрицательного об учительнице начальных классов;
  • * конфликтов не было, авторитет учительницы был настолько высок, что каждое ее слово было для нас законом;
  • * конфликтов не было, наша учительница была непререкаемым авторитетом не только для учащихся, но и их родителей;

Задолго до возникновения конфликтологии как науки умными людьми на основе житейского опыта было сформулировано правило: " Когда два человека конфликтуют, неправ тот из них кто умнее". Умный должен уметь защищать свои интересы и интересы дела без конфликтов. Исходя из этого, в конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объем его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен научиться оставаться выше конфликтов и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций (лучше с юмором).

Вместе с тем было бы совершенно неправильно всю ответственность за конфликты между учеником и учителем возлагать на последнего.

Во-первых, нынешние школьники заметно отличаются от тех, кто учился в школе 1982 году. Причем, нередко не в лучшую сторону. Двадцать лет назад в кошмарном сне невозможно было представить, что в школе так обостриться ситуация с употреблением алкоголя, наркотиков, токсичных веществ. А ныне это реальность.

Во вторых, заметно ухудшилось социально-экономическая обстановка в самой школе, что в свою очередь, способствует возникновению конфликтов между учеником и учителем.

В-третьи, очевидно снизилось качество профессиональной подготовки учителя.

В-четвертых, низкий уровень жизни провоцирует напряженность во взаимоотношениях учащихся и учителей. Стресс у педагогов, вызываемый тяготами жизни, стресс у школьников, являющийся следствием материальных проблем в их семьях, вызывает повышенную агрессивность у тех и у других.

Главное в преподавательской деятельности - установление между учителем и учеником взаимных доверительных и уважительных отношений, дают возможность передавать знания в непосредственном общении. Для педагога необходимы не только глубокие теоретические знания, почерпнутые им из книг, мудрость и выводы из собственного опыта, но и умение найти у ученика что-то особенное, присущее только ему, а также содействие развитию его способностей, а не сковывая инициативу. Преподаватель любого предмета, и прежде всего социологии, обязан минимум унифицированных знаний, то есть он должен дать основные понятия и суждения, трактовать правила и законы, показать взаимовлияние и взаимодействия социальных явлений, передать приемы работы, а дальше ученики обязаны самостоятельно "развиваться" в нужном для них направлении. В этом им помогает систематическая самостоятельная работа над собой, что способствует усвоению знаний и повышает эффективность обучения. Нужно не забывать выражение немецко-американского психолога, философа и социолога Фромма: "Нельзя сковывать свободу ученика".

Однако, главная задача преподавателя - воспитание ученика, который сам сможет стать учителем и в своем мастерстве даже перерасти его. Тогда Страдивари создаст свою скрипку, а не повторит опыт Амати, Аристотель создаст свою теорию, в чем будет противоречить взглядам его учителя Платона, С. Королев создаст первый космический корабль, подтвердив теорию своего учителя К. Циолковского. История знает многих талантливых учеников, которые пошли дальше своих учителей. Стираются из памяти фамилии учителей, а их воспитанники иногда достигают больших высот и сами становятся учителями. Вспомним таких выдающихся людей, как ученый и писатель М. Ломоносов, физиолог И. Павлов, первая женщина - доктор математических наук С. Ковалевская, украинский писатель Т. Шевченко, советский социальный педагог Макаренко, жизнь и деятельность которых стали образцом для подражания последующих поколений.

Необходимо творческое отношение преподавателя к предмету, который он преподает. Для этого следует, готовясь к очередному занятия, переосмысливать, с чем он должен приходить в аудиторию, способна его лекция, семинар или практическое занятие увлечь студентов, дать им не только новые знания, но и вызвать интерес, побудить к дальнейшему усвоению новых и совершенствования приобретенных ранее знаний.

Огромное значение имеют те учебники и учебные пособия, которыми пользуются преподаватели для подготовки лекций. Так, доктор физико-математических наук, профессор Г. Антонов, оценивая уровень первоисточников для преподавательской деятельности, пишет: "Думаю, до тех пор, пока не появятся труда пользователя просто и понятно, без" кружева ", сплетенных из научных, а то и псевдонаучных терминов, доступные широкому кругу преподавателей, деятельный подход в практике обучения так и будет оставаться на уровне декларативных заявлений ". Поэтому перед Министерством образования и науки Украины, Академией педагогических наук Украины возникают серьезные задачи по разработке и изданию современных учебников для высшей школы, которыми смогли бы воспользоваться и педагоги, и студенты.

Каждая лекция, каждое практическое занятие - процесс творческий. А учитель подобен актера, часть своего вдохновения, собственной увлеченности, если хотите - страсти отдает своим ученикам. Он делится с ними своим пониманием окружающего мира, а когда достигает желаемого успеха, ученики не забывают. Отдавая свои знания, умения, навыки, учитель обогащается сам, потому что взаимное общение, понимание и уважение в пользу и учителю и ученику. На сегодня студенчество высокоэрудированный, информированный, любознательный и требовательное и слабых учителей просто не воспринимает. Чтобы прочитать лекцию на высоком интеллектуальном уровне, преподавателю нужно оставить свои нерешенные проблемы дома, прийти в аудиторию с хорошим настроением, независимо от их переживаний и тревог. Его рабочее время, связанный с общением со студентами, должно быть полностью направлен на передачу знаний. Именно поэтому труд учителя - то же, что и труд актера, который иногда должен смеяться на сцене, заряжая своим смехом зрителей, тогда как на самом деле его душа плачет, например, по болезни или потерю родного человека. Истинно сюда подходит выражение: "Смейся, паяц, над разбитой любовью, смейся и плачь".

Учитель традиционно был уважаемым человеком в любом обществе, так как является источником знаний и мудрости. Если он авторитетный для молодежи, то становится для нее не просто учителем, а другом и советчиком. Он формирует и воспитывает молодое поколение путем передачи ему знаний, жизненного опыта, мудрости и одновременно является особым примером своего отношения к окружающему миру.

Учителем может быть только тот человек, который достигает высокого нравственного и духовного уровня. Это нужно для того, чтобы быть примером для своих учеников, чтобы постоянно "подтягивать" их до своего уровня. "Учитель - тот, кто распространяет мораль, преподает знания, объясняет правду", - утверждал Конфуций. Вспомним биографию нашего соотечественника, философа-путешественника Г. Сковороды, ведь он не только учил жить по библейским заповедям, но и сам жил по библейским законам. И когда люди видели это, то его примеру действовал на них лучше, убедительнее, чем любая проповедь, любые найблагопристойниши слова.

В современной системе образования недостаточно используется богатый опыт общения учителя с учеником, заложенный восточной традиции, так как считается, что он не принят из-за ориентации на так называемый западный мир. Однако некоторые элементы восточного обучения достаточно универсальны и не просто могут, а должны использоваться в системе современного образования.

Во-первых, в восточной традиции особое место отведено личности учителя, его нравственному состава. Стать учителем -означает занять один из самых высоких ступеней человеческих достижений. Достижения определенной ступени духовного развития позволяет сначала стать учеником. "Достигая высших уровней развития, ученик получает доступ к знаниям более высокого ранга и постепенно сам становится учителем для других. Так происходит освоение и передача мудрости, берет начало с древних времен, через овладение знаний и умений учителей» .

Во-вторых, восточная школа образования известна особой формой подачи учебного материала, наполненный легендами, сказками, конкретными жизненными ситуациями. Ставя ученика в определенную ситуацию, учитель дает ему возможность почувствовать и осмыслить ее, понять не только умом, но и сердцем. Далее учитель направляет ученика на принятие решения, что может понадобиться ему в дальнейшей практической деятельности.

Каждая наука (математика, химия, социология, медицина, астрономия, психология или демография и т.д.), говоря об окружающем мире своим языком, по-своему подходит к пониманию его гармонии. Все эти науки не противоречат и не противопоставляют законы развития окружающего мира, а подчеркивают его взаимозависимость, универсальность, единство картины. Так, например, "целью обучения социологии должно стать понимание гармонии мира, возможности установить гармоничное общение с этим миром, постижение этой гармонии через все пласты мировой культуры" .

В связи с этим вспоминается высказывание известного ученого Р. Феймана (автора замечательных лекций по физике), адресованное студентам: "Я не ставил себе целью подготовить вас к каким экзаменам или даже к работе в промышленности и в военном деле. Я хотел, чтобы большинство из вас смогла оценить красоту нашего прекрасного мира и вместе с тем получить физическое представление о нем, что, я думаю, составляет сейчас главную часть истинной культуры нашей эпохи! ".

Философы воспринимают красоту окружающего мира через призму философских рассуждений о проблемах создания Вселенной, возникновение и развитие жизни на Земле, отношений материи и сознания. Они ищут смысл жизни, занимаются проблемами счастья, удовлетворения в творчестве, саморазвитии и самореализации личности. Философы подарили миру основные законы развития общества, стали общими для всех наук. Вот почему философию называют наукой наук.

Историки узнают гармонию мира через изучение социальной реальности прошлого, ищут причины и выявляют закономерности прошлых исторических событий, связывают прошлое с настоящим, делают серьезные выводы о развитии цивилизаций и т.

Задача социолога сложнее. Он, раскрывая красоту и гармонию физического мира, имеет глубоко проанализировать проблему и противоречия социального устройства общества, его структуру и пути преобразования, причины социального неравенства, проблемы в отношениях разных социальных групп. Социолог обязан доказать, что за внешней гармонией физического мира стоит сложный мир межличностной, межгрупповой коммуникации, сложные отношения различных социальных групп и сообществ, столкновения несовместимых интересов и потребностей, неразрешимых противоречий и конфликтов, которые могут сопровождаться даже открытыми беспорядками и такими негативными социальными явлениями, как революции и войны.

Вводить в этот сложный социальный мир учеников учителю нужно постепенно, по мере изучения сначала основ социологии, изложенных в курсе общей социологии, а также истории социальных теорий и учений, а уже потом специальных социологий, в том числе и социологии образования.

Этот принцип перехода от простого к сложному - характерная черта изучения любой науки, универсальное требование образования.

Очень важно понимание учителем своего ученика. К сожалению, существенным недостатком современного человечества является отсутствие умения слушать и понимать "не свое", толерантно относиться к чужому и, наоборот, "талант" преобразовывать с удивительным упорством "чужое во враждебное". Так сказал М. Кесада, президент Международной федерации философских обществ на Всемирном философском конгрессе в 1993 г.. .

Как свидетельствуют социологические исследования, на старших курсах активность студентов иногда снижается. Скорее всего, это является следствием неправильных установок в обучении и неоптимальных форм общения учителя с учениками. Вот почему современный подход к образованию, особенно в высшей школе, требует огромной самоотдачи учителя, его постоянной работы над собой. Если преподаватель потеряет способность постоянно учиться самому и передавать новые знания студентам, то он постепенно деградирует как личность и в итоге может потерять свой авторитет, что сделать гораздо легче, чем потом его приобретать. Авторитет - свойство переменная, его нужно постоянно поддерживать.

Можно выделить и социальный аспект нарушений оптимальных форм общения учителя и ученика. Современная социальная реальность транзитивного общества Украины, крайне низкая заработная плата учителя в школе и преподавателя в вузе побуждают последних увеличивать учебные часы, не оставляя времени на самоподготовку и совершенствования учебного процесса. Постепенно преподаватель высшей школы превращается в обычного "урокодателя". Где уж там творчество и новаторство! На это у него просто нет ни времени, ни сил. "На педагогов смотрят то как на репетиторов, которые обучают студентов основным навыкам, то как на профессионалов, которые отвечают за всестороннее развитие студента.

В конечном итоге важно не столько определение, сколько качество такой подготовки педагогов, даст им возможность расширить круг своих обязанностей ». Английские социологи обратили внимание на изменение отношения общества к образованию как источника позитивных изменений: период разочарования общества в образовании меняется оптимистичным к ней отношением. "На стадии оптимизма (период подъема и процветания экономики) происходят события, свидетельствующие о позитивном отношении общества к образованию, на стадии разочарования (периоды спада и застоя) - о негативном. В период процветания наблюдается высокая оценка обществом труда педагога, появляется много известных и уважаемых всеми педагогов. В момент перехода от периода спада к периоду застоя на фоне ужесточения реакции появляются "элитарные" новаторы. Государство оказывает на них ставку и начинается повсеместное внедрение их опыта. Постепенно избранные лидеры отрываются. После этого меняется модель управления образованием ».

Нельзя проявлять насилие над личностью педагога. Когда общество в целом находится на стадии поиска форм общественного развития, когда происходит кризис экономической, политической и социальной систем, то очень часто появляются различные школы и учения, новые методы, в том числе и в образовании.

Присущие Украины и такие явления, когда каждого учителя школы и педагога высшего учебного заведения обязывают перенимать приемы и методы кого-то из своих коллег, работа которых была официально признана передовой и прогрессивной.

К процессу переобучения подключали даже СМИ, в том числе и телевидения. В этих случаях редко учитывались особенности педагога, несмотря на то, что одни навыки могли быть им усвоены, а другие были для него неприемлемыми и даже далекими. То, что в устах одного педагога звучит естественно, в устах другого - напряженно и даже фальшиво. Но необходимо было неуклонное внедрение методов, признанных передовыми в сфере образования. Этим каличилася личность преподавателя, сковувалася его инициатива, ломались стереотипы его мышления, что вызвало глухие нарекания и недовольство преподавательской деятельностью в целом.

Экономический кризис и нестабильность экономики, как правило, сопровождаются жестким контролем над деятельностью различных учреждений, социальных служб, бюджетных организаций и, конечно же, учреждений образования. Массовые и частые проверки учебного процесса в школах и высших учебных заведениях редко дают положительные результаты, а вот негативные проявления очевидны: отражается охота к творческому подходу в преподавании, утверждается официально признана идеология, страдает плюралистический подход к решению различных проблем, преобладает конформизм, становится приоритетным догматизм, а отсюда недалеко и до преследования инакомыслящих.

Все должно быть в меру. Нельзя внедрять что-то новое, не проверив это практикой, но нельзя и сковывать новаторство педагогов, нельзя без конца контролировать и запрещать, нужно уметь и поощрять, и видеть то новое, что создает сама жизнь, что принято и стало даже нормой педагогической деятельности.

Обучение – сложный и многогранный процесс, течение которого невозможно без некоторых столкновений и противоречий между учителем и учеником.

Конфликт между учителем и учеником – явление распространенное и, безусловно, имеющее свои особенности и причины. Подобная проблема требует включенности и педагогов, и учащихся, и родителей.

Причины и особенности

К основным причинам возникновения конфликта между учителем и учеником относят следующие:

  • низкий уровень ответственности учителя при разрешении проблемной ситуации;
  • разный статус и жизненный опыт участников конфликта;
  • каждая сторона конфликта видит ситуацию по своему: учитель не стремится понять переживания ученика, а ученик не всегда может справиться со своими эмоциями ввиду возрастных особенностей.

Педагог М. Рыбакова в своей работе «Конфликт и взаимодействия в педагогической деятельности» описала ряд причин, по которым происходят конфликты между учителями и учениками:

  • в результате действий, связанных с проблемой успеваемости;
  • специфика реагирования педагога на поведение учеников, не соответствующее школьным требованиям;
  • особенности эмоционально-личностных отношений, сложившихся между учителем и учеником.

В педагогической науке принята следующая классификация конфликтов между учителем и учеником:

1. Конфликт деятельности . В этом случае речь идет о столкновении на основании отказа со стороны ученика выполнять задание учителя. Также о подобном конфликте говорит небрежное, ненадлежащее выполнение задания учеником.

Причинами такого конфликта часто становятся:

  • повышенная утомляемость;
  • неспособность усвоить большой объем учебного материала;
  • отсутствие объективной помощи со стороны учителя.

Подобного рода конфликты имеют место быть в ситуации, когда учитель только начинает работать с классом и межличностные отношения еще не вышли на более доверительный уровень.

Причинами конфликтов часто становится стремление учителя использовать отметку как средство наказания. При этом отмечается, что требования к ученикам довольно завышены. В результате таких конфликтов, по настоящему способные и талантливые школьники вынуждены уходить в другие учебные заведения, а у остальных снижается интерес к учебе.

2. Конфликт поступков . Бывают ситуации, когда учитель обвиняет ученика в каком-то неправильном (по его мнению) действии или поступке, при этом, не разобравшись в мотивах и объективных причинах случившегося. На основании необоснованных выводов учитель стремится скорректировать поведение ученика. Не вникнув в особенности ситуации, учитель ошибочно оценивает всю ситуацию в целом. Не все ученики способны промолчать, чаще всего конфликт поступков разворачивается в серьезное столкновение, окрашенное резко негативными эмоциями.

3. Конфликт отношений . Отличительная особенность подобных ситуаций – затяжной характер конфликта, возникающего в результате неграмотного разрешения со стороны педагога какой-либо проблемы. Конфликты отношений часто имеют личностную подоплеку. Результатом такого столкновения становится длительное рассогласованное взаимодействие между учителем и учеником, выраженное неприязненным отношением.

Статистика показывает, что большинство конфликтов между учителем и учеником имеет негативные последствия (около 85%), поэтому так важно вовремя заметить изменения во взаимоотношениях и принять необходимые меры для устранения конфликта.

Существует ряд признаков, по которым внимательные родители могут заметить, что у ребенка появились проблемы в школе:

  • у ребенка пропадает интерес к учебе в целом или к отдельному предмету, он стремится испортить учебник, неряшливо ведет записи в дневнике и тетрадях,чего раньше не наблюдалось;
  • ребенок агрессивно настроен против учителя, раздражается, когда речь заходит о нем, придумывает «клички» и рисует всевозможные карикатуры.

После того, как родители оценили ситуацию и поняли, что у ребенка действительно конфликт с учителем, необходимо принимать меры. Подобную ситуацию нельзя пускать на самотек и оставаться в стороне в качестве наблюдателя или простого слушателя.

Как разрешить конфликт между учителем и учеником

Многолетний опыт педагогов и психологов позволил выявить некий общие способы разрешения всех школьных конфликтов:

  • спокойствие;
  • объективный анализ ситуации;
  • построение открытого диалога;
  • определение общей цели;
  • выводы.

Подобная схема учитывает потребности и возможности всех участников конфликта. Конечно, ситуацию столкновения лучше избежать, но если конфликт все же произошел, следование некоторым рекомендациям, позволит разрешить его конструктивно, без лишних эмоций и переживаний.

  • недопустимо давление на ребенка, это только вызовет еще больший негатив;
  • не следует требовать от ученика публичных извинений и признания своих ошибок;
  • важно дать подсказку к выстраиванию алгоритма правильных действий со стороны школьника;
  • необходимо выстроить диалог с учеником, тон разговора должен быть спокойный и доброжелательный;
  • разговор должен быть предметным, конкретным;
  • возможно появится необходимость привлечения родителей с целью заинтересовать ребенка другими сферами жизни; хороший пример в этом случае – спортивная секция;
  • важно уметь слушать и слышать ребенка!
  • важно оценить ситуацию спокойно, реально и объективно;
  • необходимо провести беседу с учителем и выяснить причину конфликта;
  • скандальное поведение, ругань и хамство ни к чему не приведут;
  • после определения причины попытаться найти общую цель и возможности выхода из конфликта, выстроить конструктивную модель поведения всех участников конфликта;
  • не стоит торопиться менять учителя или школу; подобная стратегия может только навредить, ведь ребенку придется выстраивать отношения в новом коллективе, а ведь так важно сформировать социальные навыки, в том числе, и поведение в конфликтной ситуации.
  • провести спокойную беседу с ребенком на предмет выяснения проблемы;
  • в процессе разговора не должно быть язвительных реплик, угроз и саркастических замечаний;
  • ситуация требует объективного анализа, а не переживаний по поводу последствий;
  • родители должны подсказать ребенку о необходимости извинения перед учителем (присутствие родителей при этом возможно только по просьбе ученика).

Родителям стоит выстраивать гармоничные и доброжелательные отношения с учителем. В таком случае вероятность появления конфликтов сводится к минимуму, а если они и возникают, то быстро и конструктивно разрешаются!

Видео: Конфликты между детьми и учителями

Школа - это своеобразная модель нашего общества, где воспитательный процесс, как и любой другой этап развития личности ребенка, не возможен без проблемных ситуаций. Случаи возникновения конфликта в старших классах, по сравнению с младшими, существенно увеличиваются, что связано со сменой приоритетов в жизни подростка.

Взаимоотношения учителя и ученика - это сложный, многокомпонентный комплекс отношений, в котором возможно развитие различных как положительных, так и отрицательных ситуаций. К наиболее распространенным причинам развития конфликтных ситуаций между учеником и учителем специалисты в области конфликтологии относят личность педагога и ребенка. Иногда конфликт с педагогом может стать причиной .

Слишком авторитарные преподаватели недолюбливают детей, открыто высказывающих свое мнение, которое идет вразрез с мнением учителя. Педантичные преподаватели уделяют много внимания мелким деталям, упуская из вида учебный и воспитательный процессы. Либо же преподаватель обладает слишком мягким характером, поэтому более смышленые подростки начинают это использовать в своих целях - нарушать дисциплину, вплоть до срыва занятия.

Личность ребенка также имеет особое значение. Подросток более эмоционально и субъективно оценивает деятельность учителя и его личность. Неспособность преподавателя конструктивно решать проблемные ситуации также порождает конфликты. Это может быть связано с низким уровнем конфликтологической компетентности преподавателя. Различное восприятие участниками причин конфликта и разница в их жизненном опыте также сказывается на взаимоотношениях.

Как вести себя родителям при конфронтации ребенка с преподавателем

В первую очередь родителям не следует провоцировать конфликтные ситуации между учителем и своим ребенком. Стоит избегать обсуждения личностных качеств или личной жизни учителя при ребенке. Не следует делать неуместные замечания учителю, проявлять другие знаки неуважения. Дети следуют примеру своих родителей. Узнав о конфликте ученика с учителем, следует внимательно выслушать ребенка, попытаться разобраться в ситуации и помочь ему найти оптимально подходящие пути разрешения проблемы.

Подростки не обладают дипломатическими навыками общения, плохо контролируют свои эмоции, поэтому родителям необходимо помочь в этом своему ребенку. Не стоит допускать, чтобы противостояние между учителем и учеником затянулось. Это пагубно влияет не только на успеваемость ребенка, но и на его психическое состояние, может привести к . Но за проявление и развитие конфликтной ситуации, прежде всего, несет ответственность педагог, как специалист, который профессионально ведет обучающий процесс.

Признаки конфликта между ребенком и учителем

Внимательные родители могут заметить изменения в поведении ребенка. Часто дети переносят свое отношение к учителю на преподаваемый им предмет. Поэтому, если ребенок сознательно игнорирует подготовку домашних заданий по какому-либо предмету, неряшливо относится к учебнику или тетради и вообще готов по надуманным поводам пропустить посещение занятий учителя, родителям следует выяснить причину такого поведения. Это один из первых признаков назревания конфликта. Также к признакам противостояния между учителем и ребенком следует отнести и пренебрежительные, агрессивные отзывы ребенка о преподавателе.