Как сварить грушевое варенье дольками. Рецепты прозрачного варенья из груш и дольками

Введение.

1. Что такое НЛП?

2. История возникновения. Основные задачи.

3. Принципы

4. Методы НЛП

5. Значение НЛП в работе

Заключение

Литература

Введение

Многие слышали про НЛП, но не все представляют себе, что же это такое, и почему данное направление психологии приобретает все большую популярность.

Используя принципы НЛП можно описать любую человеческую активность весьма детальным образом, что позволяет производить легко и быстро глубокие и устойчивые изменения этой активности. Вот некоторые из вещей, которые можно научиться делать:

1. Излечивать фобию и другие неприятные ощущения

2. Помочь низкообучаемым детям и взрослым преодолеть соответствующие

3. Устранять нежелательные привычки - курение, пьянство, переедание, бессонницу

4. Производить изменения в отношениях, имеющих место в супружеских парах, семьях и организациях, чтобы они функционировали более продуктивно

5. Излечивать Соматические заболевания (Заболевания сердца и сосудов)

НЛП это лишь один из многих способов понимания и организации фантастически сложной и тем не менее прекрасной системы человеческих мыслей и коммуникации.

1. Что такое НЛП?

Нейролингвистическое программирование (НЛП) - это процесс моделирование уникальных для каждого человека осознанных и неосознанных типов поведения, направленных на то, чтобы постоянно двигаться ко все большему раскрытию своего потенциала.

Нейро - Это уклад нашего мышления, его характер. Наше мировоззрение, наши стереотипы, возникшие из контакта с окружающей нас средой и окружающим нас обществом. Ключ к личному и деловому успеху находится в первую очередь в нас самих, и изучение того, каким образом мы думаем, позволит нам раскрыть наши внутренние ресурсы.

Лингвистическое - Наш язык - неотъемлемая часть нашей жизни. Сперва, мы не задумываемся, как много для нас значит речь, что она значит для жизни в социальной среде. Но все же, не можем не отметить, что способность к общению не сводится только к кивкам и улыбкам. Обучение пониманию и управлению структурой нашего языка играет ключевую роль в этом мире, где все больше и больше ценится способность к общению.

Программирование - Мы управляем своей жизнью при помощи стратегий так же, как компьютер использует программу для достижения конкретных результатов. Осознавая стратегии, при помощи которых управляем своей жизнью, мы обеспечиваем себе выбор: продолжать действовать в том же ключе или попытаться развить наш потенциал нашу личную эффективность.

По сути своей НЛП - это исследование нашего мышления, поведения и речевых возможностей, при помощи которых мы можем выстроить набор эффективных стратегий. Эти стратегии могут помочь нам принять решение, построить взаимоотношения, начать свой собственный бизнес, управлять группами людей, создавать равновесие в своей жизни.

Мы используем стратегии во всем, что мы делаем. Но, к сожалению, чаще всего эти стратегии находятся вне нашего сознания. Мы не осознаем почему мы поступаем так, как мы поступаем. Это происходит на уровне подсознания, которое контролирует наше поведение в той или иной ситуации.

2. История возникновения. Основные задачи

HЛП, называемое "психотерапией новой волны", было создано Ричардом Бендлером (математик) и Джоном Гриндером (лингвист) в результате того, что они переформировали вопрос: не ЧТО делает эффективная психотерапия, а КАК она делает и тем самым совершили открытие. Своими предшественниками авторы считают Грегори Бейтсона, Милтона Эриксона, современных нейропсихологов, занимающихся разработкой межполушарной асимметрии: правое полушарие - образное, левое полушарие "компьютерное", кибернетиков,в первую очередь - Карлоса Кастанедy.

НЛП не претендуют на звание новой теории, которая бы более соответствовала физической реальности, чем созданные ранее. Но если считать принципы НЛП соответствующими действительности и в соответствии с этим поступать, то можно часто получить ожидаемый результат.

НЛП предлагает концептуальное понимание, прочно основанное на информатике и компьютерном программировании - однако еще более тщательно укорененное в наблюдении живого человеческого опыта. Все, что есть в НЛП, может быть проверено непосредственно вашим собственным опытом или наблюдениями за другими людьми.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) изучает то, как устроено наше мышление, речь и поведение. Это способ кодирования и воспроизведения определенных результатов, позволяющих нам последовательно добиваться наших целей в бизнесе и в жизни в целом.

Мы живем постоянно меняющемся мире. В мире, где человек погружен в непредсказуемую и сложную среду. Чем больше он узнает, тем больше возникает вопросов, на которые он снова и снова ищет ответы. В мире обреченном нести груз познания, стремления к совершенству и разочарования. Мы должны понять, что важно для нашей конкретной профессии, а что - нет. Мы должны научиться извлекать уроки из каждой ситуации, общения с каждым человеком и каждого предчувствия.

3. Принципы

Основной принцип НЛП: Ваша жизнь зависит только от вас.

Тезисы НЛП

1.Карта не соответствует местности.

2.Наши ментальные карты мира не представляют этот мир. Мы реагируем на карты, а не на мир. Куда проще "переработать" ментальные карты, особенно касающиеся чувств и интерпретации, нежели изменить мир. Дзэн-буддист Бай-чжан сказал: «Если поймёшь, что между чувственным восприятием и внешним миром нет никакой связи, освободишься мгновенно».

3. Опыт имеет свою структуру.

Наши мысли и воспоминания имеют соответствующие им образцы. Когда мы изменяем образец или структуру, автоматически изменяется наш опыт («перепросмотр личной истории» у Кастанеды).

4. Если один человек может что-то сделать, каждый может научиться этому.

Можно составить карты ума людей, достигших успеха, и сделать так, чтобы эти карты стали и нашими (см. «Сущность НЛП»).

5. Люди обладают полным, необходимым им потенциалом.

Мысленные образы, внутренние голоса, чувства - это кирпичики, из которых складываются все наши умственные и физические ресурсы. Мы можем научиться строить из них любую мысль, чувство, умение, а потом разместить их там, где они наиболее нужны. Дзэн-буддист Бай-чжан сказал: «В сокровищнице внутри тебя есть все, и ты волен использовать её. Нет никакой надобности искать снаружи».

6. Разум и тело - элементы одной и той же системы.

Мысли воздействуют на состояние мышц, дыхание, чувства, а те - на мысли. Изменяя одно, можно изменить другое. [Не важно, с какой половины начинать - гармония в одной приведёт к гармонии в другой.]

7. Невозможно не общаться.

Общаемся мы постоянно, в т.ч. бессловесно, причем слова иногда могут быть наименее существенным компонентом. Даже наши мысли являются сообщениями для нас самих.

8. Значением вашего сообщения является полученный вами ответ.

То, что мы говорим или делаем, воспринимается другими при помощи их ментальных карт мира. Если кто-то услышит иное, чем мы имели ввиду, мы сможем заметить, каким было значение сообщения для выслушивающего человека и сможем переоформить это сообщение.

9. В каждом поведении присутствуют позитивные намерения.

Каждый травмирующий, болезненный и даже бессмысленный поступок имеет в своей основе позитивную цель. Можно отделять негативное поведение от позитивных намерений и присоединять к последним более позитивное поведение.

10. Люди всегда совершают лучший из имеющихся у них выборов.

У каждого из нас своя, неповторимая история. Мы научились, как и что нам делать, чего и как желать, что и как ценить, чему и как учиться. Это наш индивидуальный опыт. На его основе мы должны совершать свой выбор, пока мы не научимся чему-то новому и лучшему.

11. Если вам не удается то, что вы делаете, сделайте что-либо другое.

Если вы всегда делаете то, что делали постоянно, - то вы всегда будете получать то, что получали постоянно. Если же вы хотите чего-то нового, сделайте что-либо новое, тем более, что у вас большой выбор.

4. Методы НЛП

Воздействие на себя или на другого человека происходит только через его систему восприятия, называемую в НЛП репрезентативной системой.

Восприятие ситуации с 4 позиций

с точки зрения себя

с точки зрения своего собеседника

с точки зрения постороннего наблюдателя

с точки зрения всей этой системы отношений

Взгляд постороннего наблюдателя самый объективный, но подстроиться под это восприятие, и, тем более, удерживать его, очень сложно.

На этих 4 позициях построено большинство методов НЛП. Это основание, заключается в следующих этапах:

видеть себя с проблемой;

видеть себя без проблемы;

видеть другого человека, который верит, что Вы - самый лучший, любит Вас;

трансформировать свои переживания в переживания этого человека, используя его язык, модальность восприятия и т.п.;

Группа методов НЛП основана на построении ассоциативных связей между явлениями. Упражнение "Метафора", к примеру, включает следующие этапы:

Размышление о проблеме, концентрация внимания на ней, ассоциация с проблемой.

Размышление о приятном регулярном занятии, которое не составляет труда для человека. Это занятие будет для него ресурсом.

Связывание проблемы и ресурса через построение аналогий.

Перенос проблемы в ресурс по аналогии, поиск выхода из проблемы.

Перемещение решения проблемы ресурса на реальную проблему.

Упражнение реагирования на критику:

Разделение себя и человека, которого критикуют (взгляд на себя с позиции наблюдателя), между этими людьми - стена

Человек представляет, что видит того другого себя, уходящего в момент критики за эту стену

Человек представляет, что его критикуют, при этом предполагается, что он ассоциирует свое поведение с увиденным ранее поведением другого себя

Нейролингвистическое программирование, как и любая эффективная модель "корректировки" мышления, эмоций, поведения человека, группы, масс, имеет свой инструментарий, то есть набор специфических средств воздействия. Основатели НЛП не создавали принципиально нового учения или науки: они лишь проанализировали опыт психотерапевтов, психологов, гипнотизеров; выделили ключевые факторы их успеха в общении; интегрировали основные психологические теории (психоанализ, эриксоновский гипноз, гуманистическую психологию и т.д.); добавили результаты собственных исследований и наблюдений за поведением других людей в коммуникативном процессе, иначе говоря, основатели нейролингвистического программирования не изобрели, а скорее всего, подметили и проакцентувалы исконные эффективные инструменты психологического воздействия и средства воздействия человека на человека.

Обобщив теоретические и практические наработки западных (С.Андреас, С.Бавистер, К.Бертон, Б.Боденхамер, Р.Броди, А.Викерс, Д.Делозье, Р.Дилтс, Б.Зайдл, Л.Кемерон-Бендлер, Д.Молден, Д.ОьКоннор, Г.Олдер, Р.Реди, В.Сатир, Д.Сеймор, Т.Стил, П.Хатчинсон, Б.Хезер, С.Хеллер, М.Холл, П.Янг и др.) и российских (А.Бакиров, Н.Владиславова, Д.Воедилов, Т.Гагин, С.Ковалёв, С.Уколов) специалистов С НЛП, можно выделить две группы приемов (методов) воздействия: нелингвистические и лингвистические.

Основные нелингвистические технологии следующие:

1) прием эксплуатации аудиопатернив: создание путем подстройки к дыханию, модуляции, интонационной игры дополнительного образа, который бы подчеркивает, оттеняет, а при необходимости опровергает и перечеркивает тот образ, который формируется вербально;

2) прием использования визуальных архетипов: спекулируя тем, что подсознание человека содержит определенный (присущ нации, пола, региона и т.д.) архетип (символы все воспринимают эмоционально одинаково положительно или отрицательно), манипулятор для продвижения политика, формирование его положительного имиджа борьбы с последнее ставит его в видеоряд (скажем, в рекламе) рядом с соответствующими цели архетипами;

3) прием маркировки текста: выделение в основном тексте (жирным шрифтом, другим кеглем и т. Д.) Нескольких слов или букв, которые, если читать только их, имеют свой смысл. При прочтении основного текста маркированный сразу попадает на бессознательный уровень и стимулирует необходимую реакцию (например, надпись на стенах эпохи перестройки: "КПСС - наш рулевой!", - Где две последние буквы в аббревиатуре КПСС напоминали немецкие эсэсовские погоны времен Второй мировой войны);

4) прием применения субмодальностей: использование особенностей и характеристик изображения или звука для создания необходимого положительного или отрицательного эмоционального фона, формирование определенных склонностей к активности или пассивности на подсознательном уровне, которые бы сделали контроль эмоций объектов манипулятивного воздействия различных субмодальностей;

5) прием использования каталепсии (замирание человека в определенной позе; действие, связанное с расстройством двигательного аппарата). Такое положение можно вызвать и искусственно. Применяя этот прием, политики пытаются удержать руку партнера во время рукопожатия. Если партнер или оппонент в этой ситуации не выдергивает руки, это значит, что он передает инициативу оппоненту и готов последовать его во всем;

6) прием возрастной регрессии: умышленное показа картин или образов прошлого, во время которого человека, группу или массы охватывает легкий транс ностальгии (в процессе регрессии сознание и подсознание объектов воздействия готовы к восприятию политических идей, образов, идеалов, которые манипулятор хочет нав "связать)

7) прием разрушения (подмены) шаблонов: достижения необходимых манипулятору изменений в мировоззрении и действиях человека, группы или масс путем изменения (замены) привычных, отработанных алгоритмов (шаблонов, стереотипов) и навязывание Других моделей поведения;

8) прием оценки поведения как результата положительного намерения: проведение четкой границы, признание различий между намерениями, которые, по мнению классика НЛП В.Сатир, всегда являются положительными, и реальным поведением, которое может не соответствовать нормам морали. По манипулятивного использования этого приема можно, например, утверждать: "Да, Сталин уничтожил миллионы людей голодомором," большим террором ", да, он варварским способом провел коллективизацию, да, он ликвидировал цвет национальной элиты, но у него была благородная цель - создание мощной советского государства ";

9) прием игры на ассоциации или диссоциации: попытка манипулятора вызвать у объекта воздействия в зависимости от потребности (цели) ассоциативный воспоминание, которое приводит такие острые переживания прошлого опыта, что все это происходит сейчас, или диссоциированы воспоминание, в процессе которого человек выполняет роль зрителя, просто просматривает видеозапись событий с участием другого человека. Ассоциированная позиция вызывает сильные чувства, которые создают мотивацию для изменения поведения, а диссоциированных позволяет получить больше информации и легче вывести объект воздействия со деморализованного состояния, мобилизовать все его творческие ресурсы для решения проблемы;

10) прием подстройки: подстройка (невербальное и вербальное) к человеку, группы, масс с целью психологического манипулятивного воздействия. Прием реализуется по формуле: подстройка - вхождение в доверие, проникновение в подсознание - ведение. Если интерполировать классическую фразу "мафию уничтожить невозможно, ее можно только возглавить" на политическую сферу, то можно сделать вывод, что для борьбы с определенной политической силой манипуляторов сначала необходимо стать для нее "своим", проникнуть в ее ряды, а уже потом "изнутри "стимулировать необходимое поведение, деятельность, изменения.

Лингвистические технологии. Прибегая к этим технологиям, политические манипуляторы используют:

1) прием изменения фокуса внимания во временном пространстве: блокирование мыслей о прошлом, ориентация человека, группы, масс на положительный результат (решение насущной проблемы) в настоящее время и в будущем перенос фокуса внимания объекта воздействия из попыток изменить поведение других на то, что он самостоятельно может сделать для улучшения ситуации;

2) прием императивной персевераций (лат. Persevere - упрямо делаю): неоднократное повторение жестким, гипнотическим голосом определенного утверждение. В политической сфере чаще всего используются лозунги-обещания ("когда моя политическая сила придет к власти, то уже в первый месяц мы сделаем..."). В основе этого приема лежит спекуляция на склонности значительной части людей подчиняться родительской воле, которую имитирует манипулятор уверенным голосом и интонацией;

3) прием "связи": искусственное встраивания необходимой информации, нужного видеоряда в положительный или отрицательный контекст зависимого от цели, которую ставит перед собой манипулятор. На языке НЛП этот процесс называется "якорное позиционирования через введение в синонимический ряд";

4) прием "раскрутки": умышленное изменение уровня или масштаба рассмотрения проблемы или противоречия. Этот прием является одним из самых распространенных технологий в нейролингвистического программирования, эффективным способом работы с семантическим пространством человека, группы, мас. В случае его применения рассматриваемый предмет (ситуация, деятельность, проблема и т.п.) в зависимости от целей "раскрутки" уменьшается, растет или переводится в параллельную плоскость с целью сужения или расширения "карты". Это позволяет инициатору воздействия получить необходимую реакцию (активность или пассивность).

В нейролингвистическом программировании применяются три типа "раскрутки", способны активизировать деятельность человека, группы, масс: а) "раскрутки вверх", которое позволяет резко, к высшим ценностям, усилить мотивацию на смену (толчком может быть вопрос: "Если вы этого достигнете, то что сможете сделать? »); б) "раскрутки вниз", что способствует определению конкретных препятствий и способов выполнения задуманного ("Какие существующие проблемы?» «Как сдвинуть дело с места?»); в) "раскрутки сторону", которое делает возможным использование аналогии, чужого опыта для решения проблемы ("Давайте подумаем, как другие выходят из аналогичной ситуации?» «В чем они видят ресурсы прорыва?»);

5) прием рефрейминга (смены) контекста: стимулирование способности человека, группы, масс взглянуть на поведение или событие под другим углом; изменение контекста на такой, в котором то, что связано с проблемой, выступает как определенный позитив, ценность. Этот прием основан на том, что конкретное переживание, поведение, событие обладают способностью приобретать разного содержания и обусловливают неодинаковые последствия в соответствии с контекстом. В его основе -выяснение вопрос, когда и в какой ситуации такое поведение или событие могут квалифицировать как положительную. Политические манипуляторы используют прием рефрейминга контекста в широком диапазоне, чем психотерапевты: в зависимости от политической целесообразности они могут вмещать информацию о поведении (событие) не только в положительную, но и в негативный контекст. Например, название статьи в оппозиционной прессе "Стройка шахтеров - это форма активной и эффективной борьбы за свои социальные права" в противовес официальной публикации (после определенного рефрейминга контекста) - "Очередная забастовка шахтеров - это разрушительный удар по экономике страны за нарастающего кризиса";

6) прием рефрейминга содержания: изменение значения содержания поведения, события без изменения контекста. Скажем, в зависимости от того, какую политическую силу представляет источник информации, значительное пополнение партии С молодежью можно квалифицировать как "веру подрастающего поколения в идеалы этой партии, формирование надежного стартовой площадки для прорыва на предстоящих выборах" или как "проявление упадка партии С, от которой отвернулись настоящие профессионалы и зрелые политики из-за непоследовательности и противоречивости реализации партийной платформы ";

7) прием равенства: отказ от общения путем борьбы за доминирование, подчинение и переход к принципу равенства. Этот енелпистський прием, который эффективно действует в семейной психотерапии, политические манипуляторы часто используют своеобразно, практически наоборот. Поскольку равенства, согласии способствуют полная, объективная информация и демонстрации общности интересов участников коммуникационного контакта, свою задачу манипулятор видит в том, чтобы: а) предельно сузить канал достоверной Информации;

б) распространить деформированы, ложные сообщения; в) максимально подчеркнуть различиях партнеров или оппонентов по общению;

8) прием псевдовыборы: создание искусственной ситуации, которая позволяет манипулятору избежать этапа агитации, убеждения. Банальный вопрос: "Вы за кого будете голосовать: за лидера партии А партии 6?" - Снимает другие "критические вопросы": "Есть ли альтернативные подходы партий А и Б?";

9) прием предположение, импликации (лат. Implico - тесно связываю): формирование мнения таким образом, чтобы пропустить момент доказательства. Образец предвыборного обещания: "После выборов представители нашей партии в парламенте обязательно сделают все для того, чтобы в вашем районе (городе, селе) был построен дорогу (завод, библиотеку), о которой вы просите сейчас" (заявляют так, будто эта политическая сила уже в парламенте) образец рекламного агитационного плаката: "Чем нам нравится лидер X?" (оказывается, он нам уже нравится)

10) прием "закладки мины" в придаточном предложении: формулировка и позиционирования мысли, направленной на подсознание, не в главном, а в придаточном предложении с последующим закреплением (после паузы) в нескольких следующих предложениях. Например: "Если ты решил идти голосовать, то, по моему мнению, твоим взглядам наиболее соответствует лидер партии / 7 - Ну не нравится он, есть много других... Тоже заслуженные, тоже известны... Но ты заметил, какие красивые усы у лидера партии Д, как гордо он говорит... ";

11) прием встроенных пресупозишй: органическое вплетение в контекст предложения определенного утверждения (Пресуппозиция), не меняет своего содержания даже при условии переформулирование этого предложения как отрицательного: "Это хорошо, что вы поддерживаете политика А"; "Это плохо, что вы поддерживаете политика"

12) прием создания "психических вирусов": "психическое вирус" - это информация, которая существует в сознании людей, может существенно влиять на ход определенных событий и имеет тенденцию к самовоспроизводству, самоусиления и самораспространению. К простейшим "психических вирусов" принадлежат слухи, мечты, мифы, анекдоты. Мотивацией для их распространения является простой обмен эмоциями в общении для создания ситуации интерес. Сложными "психовирусамы" выступают религии, идеологии;

13) прием смещение фокуса внимания: перенос в процессе общения внимания слушателя (слушателей) из основных проблем на детали. Создается впечатление, что проблемы "будто развязаны", и это воспринимается как то, что не подлежит никакому сомнению. Например, политик утверждает: "После выборов наша политическая сила будет еще выбирать, с кем ей создавать коалицию, ведь мы хоть и небольшая партия, но возьмем" золотой акцией ". В этом высказывании слушателю навязывают мнение, что партия, которую представляет политический оратор, несомненно, будет в парламенте; фокус внимания смещен на дальнейшие ее перспективы;

14) прием трюизмов (англ. Truth - правда): использование техники, которая вызывает у собеседника желание согласиться, что резко снижает его способность к сознательному сопротивления и делает воздействие на подсознание; внушения под "овечьей шкурой" трюизма нужной для манипулятора идеи ("Я слышал, что многие в регионах поддерживают партию N", "Наверное, представители партии N быстро решают социально-экономические проблемы населения", "Учитывая это, возможно, и правы те, кто поддерживает партию N ")

15) прием конкретного образа: чтобы наладить контакт (установить рапорт), опытный манипулятор во время общения чаще всего прибегает к неоднозначным по смыслу слов, терминов, оценок; когда контроль над объектом манипулирования уже установлено, речь инициатора воздействия становится категоричнее и конкретной: "Если мы не примем это решение, то пострадают дети, женщины, старики" (а не просто "люди") "Наша фракция выступает за то, чтобы в следующем году было выделено дополнительно 10000000 гривен на нужды вашей области в социальной сфере (" 10000000 ", а не просто" деньги ")

16) прием неоднократного повторения и выделения ключевого тезиса: тиражирование и акцентирование базовой тезисы выступления с целью фиксации ее в сознании и памяти собеседников. Ключевые фразы приема: "Как я уже отмечал...", "Еще раз...», «Итак, кроме меня, еще очень много людей нашей партии убеждены в том, что...";

17) прием слов-команд: спекуляция (игра) на самолюбии оппонента, его попытке демонстрировать свой профессионализм и компетентность. Основными словами-командами являются "знаете", "понимаете", содержащие вызов: собеседник, если он себя уважает, должен быть достаточно информированным. Фразы, из которых, как правило, начинаются ключевые элементы применения приема: "Вы, наверное, знаете о том, что...", "Я убежден, что вы понимаете, что...", "Я не сомневаюсь, что вы как специалист понимаете возможные последствия процесса... ";

18) прием использования цитат, которые нацеливают, программируют: употребление в нужный момент крылатого выражения, который подтверждает мнение манипулятора; произнесения необходимой идеи, концепции после нечетких слов: "Я не помню, кто это сказал, но эти слова имеют определенную ценность..."; "Я вспоминаю слова одного выдающегося деятеля..." и т.д.;

19) прием применения метафор и притч: прямое перемещение необходимой манипулятору информации в подсознание объекта воздействия с помощью специфического носителя - метафоры или притчи. Метафора - это оборот речи, образное выражение понятия, употребление в переносном смысле образного выражения или слова для описания какого-то предмета или явления, сходного с ним по определенным признакам. Оскипькы метафора - образное выражение, то понимание его сути, содержания связано с деятельностью правого полушария мозга, и обеспечивает поступление содержания, выражения непосредственно к подсознанию объекта воздействия. Метафора и метафорические высказывания часто является основой притч, которые активно используют в нейролингвистического программирования. Притча - это короткая аллегорическая рассказ, который содержит моральное или религиозное поучение (премудрость). Преимуществами метафор и притч выступают: а) лаконичность, что позволяет кратко передать значительный объем сложной информации; б) легкость для восприятия, обусловлена наглядностью, простотой, эмоциональностью; в) целостный, яркий описываемый образ. Именно поэтому религии, духовные учения проповедуемые упрощенной и метафорической языке, понятном каждому.

Для политического манипулятора метафора (притча) важна как средство, позволяющее донести необходимую мнение (лозунг, команду) сразу к подсознанию человека (группы, масс) катализатор, способный простимулировать необходимое действие, поведение. Прослушав метафору, притчу, адресат манипулятивного воздействия "вполне самостоятельно" (по крайней мере он в этом убежден) делает вывод (принимает решения), запрограммированное манипулятором;

20) прием искусственного ограничения выбора: навязывание партнеру по общению или оппоненту максимально ограниченного, но комфортного для манипулятора "альтернативного" выбора пути незаметного, но существенного уменьшения количества возможных вариантов решения проблемы. Например: "Что вам больше нравится в лидере X: харизматичность или толерантность? -;

21) прием смещение временных предикатов: перенос проблемного вопроса (ситуации) в прошлое, а положительных перспектив - из будущего в настоящее. Использование прошедшего времени отделяет и отдаляет человека, группу, массы от определенного события или ситуации, а настоящего - тесно связывает с ними. Напоминание о неудачные действия или решения в прошедшем времени указывает на то, что "все было плохо" ("В работе правительства, парламента и т.д. было немало ошибок, но мы сделали выводы..."). Описание возможной новой поведения специалисты по НЛП рекомендуют начать в будущем времени и постепенно переходить к настоящему, намекая, что ее уже начали реализовывать в современных условиях ("Я думаю, вскоре наше правительство, парламент и т.д. будет способен адекватно и профессионально реагировать на вызовы времени. .. Первые ростки нового мы уже сейчас видим во время этого обсуждения... "). В процессе применения этого приема происходит переформатирование взглядов, убеждений относительно имеющихся причинно-следственных связей;

22) прием акцентирования: сознательное и целенаправленное подчеркивание ключевых словах, которые необходимо донести до объекта манипулирования;

23) прием искусственного упорядочения: попытки акцентированным перечислением (во-первых, во-вторых, в-третьих...) создать у партнера по общению или оппонента иллюзию порядка, последовательности, логической связи там, где их на самом деле нет;

24) прием использования контрастов: сужение возможных альтернативных решений из-за использования принципа "или - или" с целью осуществления "логического давления" на оппонента и подчинения его своей аргументации. Этот прием является одним из самых эффективных, поскольку создает впечатление абсолютно логического доказательства. Например: "Вы поддерживаете партию А или Б". Формально эта аргументация логична: если не это, то то. Однако принцип выбора "или - или", в который подталкивает манипулятор, скрывает роковую ошибку: искусственно создается иллюзия, что существуют только названные альтернативы;

25) прием речевого связки: вплетение в чрезмерно эмоциональное, быстрое, иногда даже сумбурное по содержанию речи реплик типа: "Вы согласны со мной?", "Не так ли?", - Что целью деморализации партнера (оппонента), его замешательство, снижение уровня критичности восприятия информации, то есть установление психологического наблюдения за поведением собеседника;

26) прием "тройной спирали М.Ериксона": последовательное пересказ трех историй, которые интересуют аудиторию. При этом первая и вторая истории прерываются, а третья, содержащий самое важное для НЛП-технологий -навьязувани установки, - рассказывается до конца. После этого завершают первую и вторую истории и объясняют логику связи между ними. В результате влияния эффекта "последнего слова (края)" хорошо запоминается и анализируется первая и вторая истории, а третья воспринимается "на веру";

27) прием скрытой подсказки построение модели общения по схеме, в которой сначала идет предложение неопределенности (даже с имитацией отчаяния), за ним предложение, в котором звучит (программируется) скрыта подсказка желаемого действия, а в следующем предложении имитируют объективность, что обеспечивает нейтральный уход инициатору манипулятивного воздействия. Например: "Я даже не знаю, за кого буду голосовать на следующих выборах, поскольку практически все партии себя полностью дискредитировали в последнее время.... Разве что партия N ... Хотя и у нее много недостатков...";

28) прием "чтения мыслей": вербальное демонстрации манипулятором объекту воздействия своей способности угадывать (знать) мысли, мотивы, намерения и т.п. другого человека; актуализация, скрытое подталкивание к нужному манипулятору решение, когда оппонент находится в состоянии неопределенности. Фраза, символизирует процесс гипнотического "чтения мыслей", звучит примерно так: "Я знаю (чувствую, убежден), что Вы хотели сейчас выразить определенное мнение (осуществить конкретное действие)". Когда манипулятор говорит подобную фразу, он деформирует реальное мнение партнера (оппонента) по общению; скрыто программирует, подталкивает его к принятию решения, которое устраивает инициатора манипулятивного воздействия. Например: "Вы уверены, что наша политическая сила не сможет..."; "Я уверен, что вы знаете, что... и," Наши политические оппоненты не думают о будущем... "," Поверьте мне, я знаю, что вы чувствуете, я знаю, о чем сейчас думаете.. "," Я вижу, что хотя внешне вы пока сомневаетесь, но в глубине души вы уже сделали правильный выбор ";

29) прием "фальшивых причинно-следственных связей": приписывание определенному субъекту (объекту) манипулятивного воздействия всех грехов за проблемы, просчеты в действиях, поступках, решениях манипулятора ("Мы не смогли реализовать свою социальную программу из-за противодействия оппозиции... "," У нас был замечательный план выхода из политического кризиса, но помешала партия ЛГ, "Если бы лидер А был менее амбициозный, мы бы нашли компромисс")

30) прием комплексного эквивалента: объединение фактов, которые не связаны друг с другом и не имеют четкого причинно-следственной связи, а в сочетании только предсказуемым домислюваним логической связью; приравнивание части опыта (созерцание внешнего поведения) до общего значения (оценки внутреннего состояния). При конструировании комплексных эквивалентов используют фразы типа: "есть", "это значит", "то же, что" и другие. Этот прием - классический для НЛП паттерн лингвистического искажения, в процессе которого поведении лица (группы, масс) приписывают по внешним признакам переживания определенных состояний. Скажем, лозунг "Только честные люди выбирают партию Л / Г не раскрывает и не объясняет, почему так делают" только честные ". Манипуляторы этого и не требуется, поскольку должен сработать логика, которая посылает подсознания метасообщения:" Если я выбираю партию А /, я честному человек ". Другие примеры:" В толпе заметно значительное оживление, очевидно, они готовятся к активным действиям... ";" На токшоу политик А внезапно побледнел, когда ему задали вопрос.., наверное, оно его деморализовало " , "Политик Б никогда не опаздывает на встречи с избирателями, видимо, что-то произошло...", "Политический блок С победил, значит...";

31) прием концептуальных предположений: искажения содержания коммуникативного акта путем использования определенных утверждений, которые без доказательств воспринимаются как истинные. Ключевыми словами при применении этого приема является "когда", "если", "потому что" и т. Д. ("Если вы поддержите на выборах партию Ну, это скоро заживете лучше", "Когда лидер ВО станет президентом, кардинально на" позитив "изменится характер международных связей нашей страны", "Поскольку оппозиция не при власти, она совершенно не может влиять на экономическую политику государства ")

32) прием кванторов общности: квантор общности - это набор слов, с помощью которых осуществляют универсальное обобщение. Путем подобного обобщения впечатление (ощущения), что касается единичного факта или одного человека, переносится при оценке на все поведение человека (группы, масс). К кванторов общности принадлежат такие слова, как "все", "никогда", "каждый", "всегда" и "никто". Например: "Все политики берут взятки"; "Представители каждой партии в душе ненавидят свой электорат, от которого зависит их будущее"; "Оппозиция всегда мешает правительству", "В таких условиях, сложившихся никто не может предложить реальный выход из политического кризиса";

33) прием использования модели SCORE: детальный анализ реального положения вещей и условий достижения желаемого результата через призму пяти ключевых элементов - симптомов, причин, результатов, ресурсов и эффектов. Авторами приема является Р.Дилтс и Т.Епштейн. Аббревиатуру SCORE образовано из начальных букв английских соответствий основных элементов модели:

o симптомы (symptoms). Речь идет о первых, внешние признаки определенной проблемы, которую необходимо решить. Лидер одной из парламентских фракций может сказать: "Мы уже долгое время не можем сформировать парламентскую коалицию". Это констатация, характеристика текущего состояния дел, содержащий проблему, требует неотложного решения;

o причины (causes). Они стимулируют и запускают в действие симптомы. Причины не всегда очевидны ("С одной стороны, мы не можем договориться по решению вопроса.., с другой - возможно, кто-то из наших потенциальных политических союзников" торгуется "и рассчитывает на определенные должности"). Они также являются частью текущего положения;

o результаты (outcomes). Это желаемое состояние ("Мы готовы для компромисса осуществить не шаг навстречу (" выдвинуть своих претендентов »), а шаг назад (" чем-то поступиться ради стратегического успеха "). Это новое поведение, новые подходы и видения, которые могут существенно изменить ситуацию ступора внести положительную динамику в имеющееся положение;

o ресурсы (resources). К ним относятся средства и приемы, используемые для устранения причин ("Наша политическая сила и в парламенте, и в регионах готова поддержать деятельность возможной новой коалиции»). На этом этапе переконувального речи можно применять практически любой прием НЛП ("якорения", изменения взглядов и т.п.);

o эффекты (effects). Это долгосрочные последствия достижения результатов и элементы желаемого состояния ("За длительного единение с нашими потенциальными союзниками по коалиции все государственные проблемы будет значительно легче решить").

Если большинство приемов НЛП - это линейные способы решения проблем путем перехода из текущего состояния в желаемое при соблюдении определенной процедуры, то модель SCORE является гибкой и нестандартной, что позволяет начать влияние с любого места (части) в зависимости от содержания проблемы и от того, как представляет человек себе эту проблему (масштабы, сложность, возможные негативные последствия в случае ЕЕ нерешение и т.д.).

SCORE можно использовать и как мощный положительный переконувального фактор, и как изящный манипулятивный маневр, если его применяют как средство достижения своей победы, а не общественного согласия, согласия;

34) прием модальных оператор / в: использование манипулятором с целью психологического воздействия модальных операторов, которые определяют границы (границы) модели мира и модель (способ) действия человека. Специалисты выделяют несколько категорий модальных операторов: необходимости, возможности, невозможности, полномочий, идентичности, выбора и т. Д. Важнейшими являются модальные операторы необходимости ("должен - не должен") и возможности ("может - не может", "способен - не способен»), которые определяют правила поведения и способность к реальному действию. Человек, который оперирует терминами "должен", "способный", "необходимо", "вынужден", "хочу" и т.п., по сути, описывает детали (контуры) собственной модели мира. Изучив, поняв и приняв во внимание специфику модальных операторов партнера (оппонента) по коммуникативному акту, манипулятор может легко достичь желаемой цели, поскольку знает реальные пределы необходимости или возможности действий объекта манипулятивного воздействия;

35) прием утраченного перформатива: высказывания оценочного суждения без указания ее субъекта или источники информации. Скрытой преимуществом этого приема является именно неопределенная оценочная мнение, потерянный перформатив, который направляет или подталкивает человека, группу, массы к действиям (поведения) в желаемом для политического манипулятора направлении. Например: "Никому не следует осуждать других", "Серьезные политики не должны впадать в отчаяние"; "В любом случае это не важно", "То, что вы делаете, - яркая демонстрация политической беспомощности";

36) прием простых удалений: сознательное исключение из процесса общения информации о человеке, предмет и т. В результате слушатель начинает искать свои ответы на вопросы, у него возникают. Так, в утверждении "Нецелесообразно сегодня обнародовать наши политические планы" удален принципиальную информацию: "Нецелесообразно для кого?", "Почему нецелесообразно?", "А завтра целесообразно?", "Обнародовать каким образом?", "Какие политические планы?" . Для опытного политического манипулятора использования этого приема намек отдельному человеку, группе, массам на скрытую силу, не известны широкой публике ресурсы и т. д. той политической силы, на которую он в данный момент работает;

37) прием неполных сравнений: употребление при высказывании оценочных суждений сравнения без указания на то, с чем или с каким стандартом происходило сопоставления. В лингвистике есть неполные сравнения (удаление), которые охватывают различные степени сопоставлений (лучше, лучше, больше, меньше, лучший, худший, богаче, беднее, хуже и т.д.). Например: "Политик А - лучший в парламенте"; "Партия С в течение этого года оказалась самой слабой", "Проект политической платформы блока Р - худший *. В практике манипулятора использования этого приема составляет эффективный способ навешивания и закрепление за определенным объектом необходимого политического ярлыка в диапазоне от" лучший "- до" худший ";

38) прием отсутствия референтного индекса: употребление неопределенного существительного (в НЛП - референтный индекс) для обозначения человека, предмета, которые являются объектами (субъектами) воздействия и описывает в утверждении глагол. В процессе применения этого приема чаще всего как заменители реальных инициаторов влияния употребляют неконкретные (неопределенные) категории "кто", "они", "никто", "этот" и т.д. ("Кто-то может подумать, что у власти есть проблемы...", " Они никогда не поймут нашей политической линии "," Никто не застрахован от политического лохотрона »). Этот прием часто используют для снятия с себя ответственности за неуспешный политический курс: "Никто тогда не мог предположить.., они стали помехой.., к тому же кто-то запустил в СМИ сплетню, которая разрушила все...";

39) прием употребления неопределенных глаголов: использование в коммуникативном процессе глаголов, которые не дают представления о конкретном способе действия. Лексемы вроде, "контролировать", "анализировать", "удалось", "вредить", "демонстрировать" не дают возможности создать в сознании четкую картину процесса, который продолжается. Например: "Власть не заботится о рядовых граждан"; "Я был удивлен поведением политика С на токшоу"; "Нам удалось преодолеть политический кризис". В политическом манипулировании этот прием применяют для тиражирования (программирование) необходимых мыслей, идей и лозунгов;

40) прием установления якорей: "привязывания" отдельных сигналов (визуальных, аудиальных, кинестетических) к определенным моделям переживаний и состояний, которые в дальнейшем могут быть искусственно вызваны. Этот прием, ведет свою родословную от классической концепции Павлова "стимул - реакция", является одним из ключевых в НЛП. "Якоря" могут возникать естественным путем и устанавливаться специально. В НЛП по характеру воздействия различают "якоря":

а) положительные, обусловливающие ресурсное положение (приятное переживание)

б) отрицательные, вызывающие проблемное положение (неприятное переживание). По влиянию на репрезентативные системы "якоря" делят на визуальные (символы, картины, цвета, формы и т.д.), аудиальные (звуки, мелодии, слова, предложения, цитаты, диалекты, логические ударения и т. Д.), Кинестетические (движения, жесты, позы, прикосновения, вкусы, запахи и т.д.). Основными условиями эффективного "якорения" являются:

o интенсивность ("якорь" необходимо устанавливать на пике интенсивности выражение эмоций)

o оптимальность времени ("якорь" фиксируется в момент кульминации эмоционального переживания)

o четкость (чем уникальнейший стимул, тем надежнее устанавливается "якорь")

o повторения (чем чаще и однообразнее (т.е. тем же способом) используется "якорь", тем активнее и эффективнее его воздействие).

Преимуществом приема является то, что 8 случае его профессионального применения, в частности в технике интеграции "якорей", можно одновременно мобилизовать и направлять все каналы ощущений человека, группы или масс. Классический пример - организованные фашистами факельные манифестации в поддержку идей и деятельности Птлера, в которых задействовали все виды "якорей" - визуальные (свастика на красных флагах; тысячи факелов и т.п.); аудиальные (произнесения речи на высоком регистре и с четкими логическими ударениями; звуки бравурных маршей и т. д.); кинестетические (нестандартное с точки зрения движения руки приветствие, ведь в течение дня человек должен резко поднимать руку именно под таким углом, ощущение локтя идущего рядом, запах факелов и т.п.);

41) прием колапсування "якорей": одновременная активизация положительного и отрицательного "якорей", которые бы накладываются друг на друга. Когда человек одновременно переживает два различные эмоциональные состояния (активность - пассивность, угнетение - радость), они как бы взаемонейтрализуються. Побочным (а для политического манипулятора часто основным) эффектом колапсування "якорей" для человека, группы, масс есть неприятное ощущение неопределенности, временная дезориентация и потеря ориентиров, деморализация, внутренний конфликт, который постоянно нарастает;

42) прием трансформации убеждений: изменение одной мысли (убеждения) путем манипулирования различиями между субмодальностями, то есть особенностями ощущений в пределах каждой репрезентативной системы. Среди приемов трансформации (смены) убеждений распространенная модель Р.Бендлера, которая охватывает следующие этапы:

o актуализация убеждение, которое желает изменить манипулятор;

o выявление субмодальностей, связанных с этим убеждением;

o акцентирование мысли на том, что никто не обладает правом на истину, то есть по этому убеждению также могут быть сомнения;

o применения техники сравнительного анализа для выявления различий между "старым" убеждением, которое пытается изменить манипулятор, и сомнения;

o постановка вопроса перед человеком, группой, массами: "Какое новое убеждение вместо старого вам хотелось бы иметь?" Теоретики и практики НЛП считают, что, предлагая новые убеждения, следует: а) формулировать их положительно; б) направлять их в будущее или хотя бы в современность; в) учитывать или имитировать учета реальных общественных интересов;

o изменение старого убеждения на вопрос (использование техники "остановки фильма»). Енелписты рекомендуют на этом этапе не форсировать события и трансформировать только одну или несколько существенных различий, а также изменить в процессе восприятия и воспроизведения этого убеждения в сознании динамичный фильм на статическую фотографию;

o трансформация содержания старого убеждения на новое с использованием изменения субмодальностей (ретуширование фотографии, кадров). После тщательного и активного редактирования манипулятором процесса восприятия, изменения характеристики ощущений в пределах каждой репрезентативной системы готовится основа для изменения убеждений;

o изменение сомнений по убеждению путем трансформации субмодальностей (запуск исправленного (отретушированного) фильма). То есть инициатор енелли-стського влияния меняет старую статическую фотографию на новый динамичный фильм, который и становится новым убеждениям;

43) прием номинализации: назначения (характеристика) в рамках информационного сообщения непрерывных процессов или процессов, продолжающихся как законченных. Номинализация - это попытка обобщения, в результате которого процесс (глагол) приобретает статической формы и превращается в существительное. Например: оценивать - самооценка, балансировать - баланс, толковать - толкование тому подобное. Номинализация может быть слово, употребляемое для обозначения процесса, движения, действия или идеи, концепции, а также таких категорий, как "воспоминания", "правила", "принципы", "ценности" и "убеждения". С лингвистического взгляда, номинализация - это изменение процесса на уровне глубинной структуры (движение, действие и т. Д.) На статическую событие на уровне этажной структуры. При использовании этого приема, как правило, скрывают (выпускают) значительную часть информации. Примерами номинализации могут служить высказывания: "В нашей политической силы понимания (скрытое глагол - объясниться) с партией С... В значительной степени это обусловлено тем, что эта политическая сила завышенную самооценку (скрытое глагол - ценить). Именно поэтому, я думаю, в ближайшее время мы не найдем общего языка (скрытое глагол - договариваться) "",

44) прием деноминализациьи: лексическое и сущностное восстановления в обратном направлении цепочки "результат - действие - намерение". По мнению енелпистив, номинализация деформирует события и процессы, констатируя их завершенность, чем вводит человека в заблуждение. Как способ борьбы с этим явлением они предлагают деноминализации, что реализуется по следующей схеме:

o выявить факт номинализации, то есть трансформации глагола в существительное. Теоретики НЛП убеждены, что стоит только спросить себя, можно увидеть, услышать, почувствовать это. Такая процедура, по их мнению, дает возможность найти глаголы, скрытые "под маской" существительных. Учитывая это, выражение "компромиссная победа" имеет смысл, а "компромиссный карандаш" - нет, поскольку существительное "победа" в этом контексте органично трансформируется в глагол "побеждать", а существительное "карандаш" - нет;

o отыскать глагол, скрытое в номинализации. Например, внутри существительного "мотивация" является глагол "мотивировать", "обман" - "обманывать", "измена" - "изменять" и др;

o восстановить глагол и идею (намерение), которые были скрыты за ним (удалось вернуть в срок до его глагольной формы и восстановить репрезентации действия, движения и процесса; что подтолкнуло к этому действию: чем руководствовались лица, ее сделали).

Использование этого приема может иметь искусственный, манипулятивный характер. Скажем, с номинализации "измена" следует глагол "предавать" с неодинаковым (неоднозначным) толкованием различными политическими силами основных причин или мотивации этого действия;

45) прием использования и изменения метапрограммы: распознавание, настройку, а в случае необходимости - изменение метапрограммы, которые в соответствии с практикой и теории НЛП контролируют и определяют модель, стиль и режим мышления человека. Метапрограмма - ментальные (перцептивные) программы для сортировки стимулов и акцентирование на них внимания; фильтры восприятия, нацеливают и регулируют внимание. Они действуют в сознании как операционная система компьютера, имеет свою специфику. их ключевыми особенностями являются:

o репрезентативные системы (визуальная - картины, образы; аудиальная-звука, громкость, тон; кинестетическая - ощущение, чувство, движение);

o ценностные ориентации (будущие возможности; определенность и надежность прошлого; антиценности, отталкивающих)

o стиль отбора информации (эмпиризм, прагматизм, восприятия органами чувств или воображение, рационализм, внутреннее знание)

o стиль функционирования (спонтанность или соблюдения правил, последовательность)

o стиль реагирования (пассивность или активность);

o фильтр преимуществ, основных интересов (люди (кто) - наслаждение от общения с другими; места (где) - поиск наиболее приемлемого среды; объекты () - ориентация на предметы и задачи, виды активности (как) - сортировка в поисках оптимального воздействия для достижения желаемого результата, время (когда) - высокий уровень восприятия важности фактора времени).

Этот прием - потенциально мощный атрибут манипулятивного воздействия. Его реализация в основном имеет две фазы: 1) тщательная диагностика и анализ стиля получения и обработки информации объектом воздействия; "упаковки" и передачи необходимых слов, идей и предложений с применением мета-программы клиента; 2) изменение метапрограммы объекта воздействия путем "якорения" новых реакций, проектирование новой метапрограммы на будущее и т. Вторую фазу манипулятор использует, когда первая не дает желаемого результата.

Итак, НЛП обладает мощным арсеналом средств психологического воздействия, с помощью которых может осуществляться корректировка мышления, эмоций и поведения как отдельной личности, так и значительного количества людей. Приемы НЛП в политической сфере могут использовать как: а) инструмент реализации позитивных намерений (внушение веры в собственные силы, надежды на лучшее будущее; блокирование мыслей (упоминаний) о трагических или деморализующие моменты (события ") и т.д., что важно для мобилизации общественных ресурсов и сил для поступательного развития, стимулирования перспективных общественных изменений к лучшему), б) мощное средство манипулятивного воздействия с негативными намерениями (внушение определенных мыслей, идей, образов с целью тотальной деморализации; корректировки мышления на уровне подсознания формирование и незаметное навязывание искусственных мотивов принятия решений и обеспечения необходимой манипулятору поведения объекта воздействия и т.п.).

Нейролингвистическое программирование или НЛП представляет собой направление в психологии, фундаментом для которого служит копирование вербального и невербального поведения человека. НЛП создано в 60–70-х годах ХХ века, применяется на психологических тренингах.

Официальная психология НЛП не признаёт: иногда направление называют лженаукой. Это объясняется тем, что большая часть используемых им методик научно не обоснованы и неэффективны, хотя имеют место результаты исследований, доказывающие обратное.

Нейролингвистическое программирование исследует опыт психотерапевтов и психоаналитиков, лингвистов, гипнотизёров чтобы сделать используемые ими методики общедоступными. НЛП – это:

  • Владение навыком чёткой постановки цели. Умение видеть препятствия на пути к цели и устранять их.
  • Внимательность и чувствительность к происходящему внутри себя и в окружающем внешнем мире. Навык нужен для контролирования собственной деятельности в процессе осуществления задуманного.
  • Гибкость в действиях на пути к достижению цели, способность изменять действия до тех пор, пока не появится результат.

Часть названия «Нейро» указывает на то, что для отображения человеческого опыта нужно быть компетентным в сфере деятельности мозга, отвечающей за переработку, сохранение и распространение информации.

Важность языка при отображении устройства поведения, мышления, взаимодействия между людьми демонстрирует слово «Лингвистическое».

«Программирование» – предполагает точную последовательность этапов при продвижении цели. Это системность умозаключений и поведения.

Нейролингвистическое программирование – это сочетание умений, которые помогают быстро менять мышление человека (манипулировать), чтобы влиять на него. Подобное действие на психику не осознаётся объектом и производится с целью освобождения от проблем, развития или как лечебное средство.

Фундамент НЛП – взаимодействие с человеческим сознанием. В процессе работы с людьми применяется блокировка сознательного с целью высвободить бессознательное.

История возникновения нейролингвистического программирования

Разработка нейролингвистического программирования началась в конце 60-х годов прошлого века в университете Калифорнии учёными во главе с антропологом Грегори Бейтсоном. Исследование призвано было выявить закономерности результативного общения некоторых психотерапевтов с пациентами.

Ричард Бендлер и Джон Гриндер изучали методики, приёмы, техники, способы взаимодействия, анализировали их, наблюдая за работой психотерапевтов с подопечными. Мониторингу подверглись методики, применяемые Вирджинией Сатир, Милтоном Эриксоном, Фрицем Пёрзлом.

Позднее исследованные методы были организованы как виды и показаны в форме моделей воздействия людей друг на друга. Выводы проведённого исследования изложены в трудах «Структура магии. Том 1» (1975), «Структура магии. Том 2» (1976). Совместно с Вирджинией Сатир в 1976 году написана книга «Изменения в семье».

Итогом исследований стала метамодель, которая послужила основой для продолжения изучения. Так возникла практическая психология, точнее отдельное направление, именуемое «нейролингвистическое программирование».

В начале 80-х годов ХХ века каждый из создателей НЛП стал следовать отдельным путём, что обусловило появление к концу 80-х годов нескольких объединений с единственными в своём роде подходами. В это же время НЛП попало в Россию. Первые русские учёные из Новосибирска, обучал их сам Джон Гриндер. Он преподавал почти у всех российских тренеров, дважды проводил семинары в России: в 1997 и 2004 году.

Использование НЛП

Нейролингвистическое программирование учит понимать себя и людей рядом, наблюдательности и влиянию коммуникативными и психотерапевтическими методами. НЛП применяется людьми в таких сферах жизни:

  • Ораторское искусство.
  • Психотерапия.
  • Журналистика.
  • Менеджмент.
  • Учёба.
  • Коммерческая деятельность.
  • Актёрское мастерство.
  • Закон и право, юриспруденция.
  • Организация времени и его эффективное использование.

Освоение НЛП-практик помогает совершенствовать мастерство коммуникации, обуславливает личностный рост, лечить от страхов и фобий, поддерживать здоровье психики и работоспособность на нормальном уровне.

Как этому научиться

Техники НЛП доступны для любого человека. Овладеть ими не составит труда. Об этом свидетельствуют основные положения учения.

Выделяются три основных ступени обучения:

  • Стандартный курс «НЛП-Практик» предпочтительнее, если интересует исключительно умения в сфере общения и консультирование. Также «НЛП-Практик» рекомендуется для начинающих. Продолжительность подобного курса составляет 21 день. Выпускники получают квалификацию НЛП-практик, что свидетельствует о владении методикой и умении применять её при проведении практик для начинающих. «НЛП-Практик» – базовый образовательный курс, обучение в котором построено по принципу от простого к сложному.
  • Если появится желание углубить познания, поработать с убеждением и моделированием – поможет курс «НЛП-Мастер».
  • «НЛП-Тренер» научит работать с аудиторией, ознакомит с особенностями обучения нейролингвистическому программированию.

Тренинги и очные курсы длятся месяцами, а за обучение приходится выложить кругленькую сумму. Но не всё так печально. Большинство техник можно освоить самостоятельно.

Для этого нужно читать специальные книги, посвящённые НЛП, прилежно применять усвоенные техники в практической деятельности. Усовершенствовать умения по нейролингвистическиму программированию позволит непрерывное использование приобретённых познаний и навыков в жизни.

Разработчики НЛП во время моделирования техник знаменитых психотерапевтов применяли несколько законов, которые использовали эти профессионалы. Все законы связаны в систему пресуппозиций – аксиом-инструментов, делающих применяемые техники результативными.

По нейролингвистическому программированию написана не одна книга: их великое множество. Зачастую подобные книги содержат не так много полезной информации, как хотелось бы и читать их, ожидая впечатляющего результата бессмысленно. Лучшие в этой области, наиболее известны и полезны следующие книги:

А «НЛП-практик». Авторами книги являются Боб Боденхамер и Майкл Холл. Книга вобрала в себя самые интересные материалы. Включает общие сведения, описание методик, техник, упражнений, примеров. «НЛП-практик» одинаково высоко оценена людьми, которые впервые заинтересовались учением, а также теми, кто уже имел какие-то познания в этой сфере и захотел их усовершенствовать.

Б Книга «Из лягушек – в принцы» Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера предназначена для специалистов сферы психология (психотерапевты, социологи, психологи), а также всем, кому интересна психология взаимодействия между людьми. Ознакомиться с содержанием книги будет полезно для начинающих обучение НЛП.

В «Состояние решённых проблем» – книга С. Джекобсона, в которой описывается универсальная модель. Она может использоваться людьми для решения проблем в любой области жизнедеятельности. Фундаментом для модели послужили законы мышления, жизни и деятельности.

Г «Рефрейминг. Ориентация личности с помощью речевых стратегий» – авторство принадлежит Ричарду Бэндлеру. В книге рассматривается психология рефрейминга, то есть изменения мышления и восприятия с целью избавления от неблагоприятных психических шаблонов. Читать произведение с интересом будет не только действующий практик или специалист, изложенные модели и методики применения могут с успехом использоваться обычными людьми.

Манипуляция и НЛП

Любое активное взаимодействие между людьми – манипуляция. Общаясь между собой, люди на бессознательном уровне хотят получить реакцию собеседника. Если есть цели, достичь которых в одиночку невозможно манипуляция при общении наблюдается в 100% случаев.

Манипулировать другими людьми можно явно или скрыто, отличие в том, что в первом случае человек озвучивает свою цель или то, какую реакцию он желает увидеть. Ежедневно с самого рождения между людьми происходит взаимодействие, которое сопровождает манипуляция.

Психология определила, что манипулировать человеческим сознанием можно с помощью специальных методов:

  • Гипноз и транс.

Гипноз известен человечеству с древнейших времён, в настоящее время подобный метод применяется как средство лечения зависимостей, недугов и фобий. Каждый человек впадает в состояние транса естественным образом: точка концентрации внимания сдвигается, происходит погружение в собственные мысли. Всё чем овладели люди, произошло, когда мозг переключился на другой режим работы, находился в состоянии транса (состоянии изменённого сознания). Глубокий транс (гипноз) считается наиболее уязвимым состоянием чтобы манипулировать сознанием: человек воспринимает информацию через органы чувств, логика отключается, критичность отсутствует.

Психология разработала техники, как добиваться поставленных целей. НЛП представляет собой грамотную систематизацию всего самого лучшего. Здесь объединились методики когнитивной психологии, гештальт психотерапии, бихевиоризма и другие. Приёмы, которые собрала психология в НЛП легко превратить в пособие по манипулированию человеческим сознанием. Причём обнаружить подобные действия может тот, кто сам владеет такими методиками.

  • Психотронное оружие.

В открытых источниках найти информацию о таком оружии невозможно. Нет даже неопровержимых доказательств того, что оно существует на самом деле, так как информация засекречена. Психотронное оружие представляет собой волны направленного действия, посредством которых производится манипуляция поведением человека или толпы (колебания волн заставляют людей паниковать, бежать или остановиться). Фундаментом для создания оружия послужило то, что изучила психология как наука.

Институты и курсы НЛП – неформальные, так как психология, психотерапия и психиатрия официально не признают нейролингвистическое программирование. Объясняется это тем, что методика теоретически не обоснована и не имеет научного подтверждения эффективности. Однако все используемые приёмы воздействия на сознание и мышление человека базируются на подтверждённых и доказанных наукой законах, положениях, правилах, разработках психологии, психотерапии.

Груши — самый ароматный и сладкий осенний фрукт. Варенье из них получается очень душистым и сладким. Единственным недостатком заготовки при консервировании является отсутствие в нем кислоты. Поэтому, я всегда добавляю в грушевое варенье немного лимонного сока, который очень удачно дополняет изысканный вкус этого ароматного лакомства.

Варить варенье из груш дольками просто, но необходимо делать это в несколько этапов. Иначе, оно не будет прозрачным, а ломтики разварятся в пюре. Для приготовления нам понадобится:

спелые (но не переспелые) груши — 1 кг;

сахар - 0,8 кг;

вода - 150 мл;

лимон (можно заменить лаймом) - 1 шт.

Как сварить варенье из груш дольками.

Варить такое лакомство очень просто. Плоды без семян и кожи нарезаем красивыми кусочками.

Готовим сироп из воды и сахарного песка.

Кто хочет может, добавить 2-3 бутона гвоздики и одну палочку корицы. Но, в принципе, можно обойтись и без этих специй. Ведь грушевое варенье и само по себе очень ароматное.

Сваренным сиропом заливаем приготовленные для варки фрукты. Выдерживаем так не меньше 12 часов.

Нагреваем до закипания и опять оставляем для настаивания на 7 часов.

Провариваем 7 минут от момента закипания.

Добавляем лимонный или лаймовый сок и опять оставляем на 7 часов, после чего, еще раз варим 7 минут.

Как правило, после всех этих этапов, варенья у меня становится значительно меньше. Его аромат не позволяет никому из членов семьи пройти мимо и не снять пробу. Поэтому, я всегда варю не одну порцию варенья, а две или даже три.

Готовое фруктовое лакомство разливаем в баночки, стерилизуем 7 минут и укупориваем.

С этим вкусным вареньем из груши у детей даже манная каша съедается без препираний. Прозрачное грушевое варенье сваренное дольками, прекрасно подходит для блинчиков, сладких запеканок, сырников.

Как же здорово в морозную зимнюю погоду открыть варенье из груш, заварить чай и устроить уютные посиделки. Лакомство скрасит вечера, сделает выпечку вкуснее и дополнит праздничный стол.

Из медовых плодов получаются вкусные и ароматные заготовки, которые легко сделать. Сегодня предлагаю вам простые и быстрые рецепты на зиму обалденного грушевого варенья.

Баночки с янтарным содержимым хранятся в кладовой каждой опытной запасливой хозяйки. При этом не все знают, как сварить любимый джем.

Можете быть уверенны, ничего сложно в этом нет. К тому же здесь расписан каждый шаг. Справятся даже неопытные девушки. Приступим?

Янтарное варенье из груш дольками

Быстрое варенье из райских плодов отличается эстетическими свойствами. Помимо вкусовых качеств, конфитюр привлекает янтарно-прозрачным цветом. Для его приготовления отбираются спелые плотные сорта. Подойдет груша северянка.

Употребляйте сладкое с пользой – грушевое варенье богато витаминами и микроэлементами.

Ингредиенты:

  • очищенные груши Бере – 2 кг;
  • стакан воды;
  • 1 кг сахара.

Приготовление:

Нарезаем очищенные фрукты на дольки.

Начинаем готовить сироп. Сахар высыпаем в кастрюльку, которую ставим на средний огонь, затем вливаем воду. На первый взгляд кажется, что жидкости мало. Однако тростниковый продукт органично растворится в стакане воды постепенно. Когда консистенция станет прозрачной и закипит – сироп готов.

Карамелизированной массой заливаем грушевые ломтики и оставляем так до полного остывания сиропа.

Затем сладкие дольки ставим на средний огонь, доводим до кипения и кипятим примерно 5–6 минут.

Ждем, когда полуготовое варенье остынет, и повторяем процесс еще раз. Во время варки не забываем помешивать массу. После второй тепловой обработки фрукты становятся прозрачными.

Конфитюр получается немного жидковатым. Если вы желаете более густую консистенцию, остудите его и повторите процедуру еще раз.

Из двух килограммов неочищенных груш выходит один литр варенья.

На данном этапе грушевый десерт готов к употреблению. Для закрутки его на зиму подготовьте предварительно банки и крышки.

Плоды сладкие по своей природе, поэтому осторожнее с добавлением сахара. Оптимальное его соотношение: 1/2 сыпучего продукта на 1 часть груш.

Густое варенье из груш с лимоном на зиму: простой рецепт

Данный рецепт поможет узнать, как варить грушевое варенье густой консистенции из маленьких домашних плодов. Самое сложное в приготовление – это почистить наливы. В остальном процесс не отнимет много сил.

Ингредиенты:

  • 1,8 кг сахарного песка;
  • 3 кг домашних груш;
  • 400 мл воды;
  • один лимон.

Приготовление:

  1. Фрукты чистим от кожуры, вырезаем сердцевину.
  2. Измельчаем плоды на дольки.
  3. Лимон нарезаем кружочками, затем каждый ломтик делим на 4 части.
  4. Готовим сироп. Сахар заливаем водой и томим его на среднем огне, пока масса не станет прозрачной.
  5. После того как сироп закипит, заливаем им грушевые и лимонные кусочки. Затем ждем, когда карамель остынет.
  6. Ставим фруктово-сахарную массу на плиту. Доводим ее до кипения, при этом не кипятим. Готовим на медленном режиме, не забываем периодически помешивать.
  7. Отставляем кастрюльку, остужаем. Затем снова ставим вариться до тех пор, пока не начнет закипать. В общей сложности делаем четыре таких варки – на каждую уходит примерно полчаса.
  8. Банки и крышки предварительно стерилизуем. Готовый джем разливаем по емкостям, закручиваем и убираем до зимы.

Оставьте немного варенья в холодильнике – оно уже готово к употреблению.

Грушевое варенье с апельсином через мясорубку

Так как апельсин терпкий фрукт, рекомендуется брать десертные сорта. Например, у груши Дуля – сладкая и ароматная мякоть, что идеально подходит для переработки. Варенье из груш с цитрусом поможет при простудных заболеваниях. Рекомендуется его употреблять и в профилактических целях.

Чтобы насладиться ароматным лакомством зимой, возьмите следующие ингредиенты:

  • груши – 3 кг;
  • апельсин – 1,5 кг;
  • сахар – 2 кг.
  1. Перекручиваем фрукты через мясорубку.
  2. Засыпаем пюре сахаром и оставляем так на ночь.
  3. Наутро начинаем варить сладкую массу на медленном огне.
  4. Доводим ее до кипения и выключаем плиту.
  5. Готовое варенье разливаем по стерилизованным баночкам.
  6. Переворачиваем емкости крышкой вниз, укутываем их полотенцем и оставляем заготовки в таком положении на сутки.
  7. Получается густой, ароматный и вкусный джем темно-янтарного цвета.

Не бойтесь экспериментировать. Попробуйте добавлять во время варки различные пряности. Варенье с корицей, имбирем, анисом и другими специями завораживает приятным ароматом и необычным вкусом.

Рецепт варенья на 3-литровую банку

На 3-литровую банку нам потребуется минимум 3 кг уже очищенных груш. Обычно варенье разливают по маленьким банкам, чтобы после вскрытия емкости его успели съесть до того, как оно начнет портиться.

Однако для большой семьи, особенно где живет кондитер, такое количество конфитюра долго не задержится.

Ингредиенты:

  • слегка недоспелые груши – 3,5 кг;
  • 2 ст. л. лимонного сока;
  • 3 кг сахара;
  • вода – 400 мл.

Нарезаем вымытые янтарные наливы дольками. Кожуру оставляем, в ней много витаминов.

Выкладываем кусочки в кастрюльку и заливаем их водой, так чтобы она покрыла содержимое.

Вливаем сок лимона.

Ставим кастрюлю на огонь и варим груши 10 минут. Затем их процеживаем.

Воду оставляем. Смешиваем ее с сахаром и готовим сироп на медленном режиме. Интенсивно помешиваем до тех пор, пока сахарный песок не растворится полностью.

Когда сироп закипит, провариваем его еще 20 минут.

Затем отправляем дольки в кастрюлю. Обращаемся с грушами аккуратно, чтобы ломтики не развалились.

После закипания, ждем 7 минут, затем плиту выключаем. Оставляем полуготовый джем на 4–6 часов. Это позволит грушам хорошенько пропитаться сиропом.

Повторяем процесс 3–4 раза. Чем больше этапов варки, тем гуще консистенция.

Переливаем готовое варенье в заранее обработанную банку, закатываем ее крышкой и переворачиваем емкость верх дном.

Для варенья дольками выбирайте твердые груши. Мягкая плоть быстро разварится.

Читайте на сайте Долина позитива:

Варенье из груш на зиму «Пятиминутка»

Данное грушевое лакомство варится всего 5 минут. Результат поражает – вкусный, густой конфитюр красивого оттенка с фруктовыми дольками. Если не знаете, какой сорт лучше взять, попробуйте сварить варенье из лесной груши дички. Это весьма распространенный вид налива в приготовлении джемов.

Ингредиенты:

  • груши – 5 кг;
  • сахар – 1,5 кг;
  • лимонная кислота – 2 ч. л.

Нарезаем вымытые груши удобным способом. От кожуры не очищаем.

Засыпаем кусочки сахаром. Затем разровняем его по поверхности так, чтобы фруктов не было видно. Оставляем минимум на ночь. Таким образом, плоды пустят сок.

Наутро перемешиваем дольки и ставим их на огонь. Воду не добавляем, выработалась собственная жидкость.

Доводим массу до кипения и провариваем 2 минуты.

Остужаем и настаиваем 10 часов. Делаем это для того, чтобы все кусочки пропитались сиропом, стали прозрачными и не развалились.

Ставим варенье снова на огонь.

Когда сироп закипит, добавляем 2 ч. л. лимонной кислоты и варим 3 минуты.

В общей сложности, варенье варилось всего 5 минут. Две минуты в первый раз и 3 минуты при повторной варке.

Разливаем джем по банкам (не стерилизуем их). Достаточно обдать емкости кипятком. Крышки рекомендуется прокипятить в течение 5 минут.

Лимонный экстракт позволяет сладким заготовкам храниться дольше. Добавка не влияет на вкусовые качества.

Варенье из целых груш с хвостиками в сахарном сиропе

Варенье из целых фруктов привлекает своим необычным видом. Преимущество такого способа приготовления состоит в том, что груши, сваренные целиком, сохраняют больше полезных свойств. Неважно, из зеленых или желтых плодов вы сделаете конфитюр. В любом случае он получится сладким и ароматным.