Национальные блюда эскимосов. Необычная еда северных народов россии

Жизнь эскимосов полностью зависит от добычи тюленей и китообразных, именно это сделало их обитателями морского побережья. Жир этих животных, а также тюленьи шкуры, позволяют эскимосам переносить суровый арктический климат и совершенно не зависеть от каких бы то ни было растительных ресурсов. Тюлени - необходимое и достаточное условие их существования. Добывают их частью с каяков - легких лодок в форме челнока, частью со льда или берега.

Главными приспособлениями для охоты у эскимосов служат:

каяки, или лодки, состоящие из деревянного каркаса, скрепленного ремнями, и водонепроницаемой обшивки из тюленьих шкур;

специальная куртка, фартук и другие приспособления к каяку, позволяющие полностью защитить охотника на тюленей от воды; открытым у него остается только лицо. У некоторых эскимосских племен встречаются двух- и более местные каяки (таковы, например, байдары эскимосов Берингова пролива); у самых северных племен каяков нет вообще, поскольку море там почти все время покрыто льдом;

охотничьи пузыри - надутые воздухом пузыри морских зверей, прикрепленные на ремне к гарпуну или дротику. Они призваны помешать раненому животному уйти, а в случае промаха удержат оружие на поверхности;

особым образом закрепленные на древке наконечники гарпунов и других метательных орудий. Проткнув кожу животного, такой наконечник отделяется от древка и разворачивается в ране; древко или совсем отделяется, или остается висеть на ремне вместе с пузырем. При этом раненое животное не может сломать гарпун или выдернуть наконечник из раны;

сани с собачьей упряжкой.

Жилища у эскимосов обязательно двух видов - шатры для летней кочевки и зимние дома.

Шатры обычно рассчитаны на десять или меньшее число человек (иногда большее). Они представляют конструкцию из 10—14 шестов, скрепленных на одном конце и покрытых двойным слоем шкур. Шатры, судя по всему, повсюду устроены примерно одинаково и отличаются от жилищ соседних племен только тем, что самые длинные шесты и самая высокая часть шатра находятся либо в центре его, либо на входе.

Зимние дома гораздо более разнообразны. Обычно они строятся из камней и земли, с деревянными стропилами и подпорками для крыши. Только эскимосы центральных районов пользуются снежными домами; западные эскимосы строят свои дома преимущественно из досок и покрывают снаружи дерном. На Крайнем Севере они вынуждены использовать вместо дерева камни и кости морских зверей. Что же касается устройства домов, то в каждый из них ведет длинный и очень узкий проход, приподнятый на обоих концах - то есть, входя в дом, человек должен сначала спуститься вниз, а затем снова подняться, прежде чем попасть внутрь. Внутренняя часть состоит из одной комнаты, где находится только лежанка или скамья для отдыха и сна; помещение разделено на части для отдельных семей. Входной коридор, или туннель, обычно имеет боковую комнатку с очагом. В прежние времена в более многолюдных селениях принято было иметь также общественное здание для собраний и торжественных случаев. В зимнем доме почти всегда живет не одна семья, но число их редко превышает три или четыре, хотя встречаются дома около 20 метров в длину, предназначенные для десяти семей.

Мужчины и женщины у эскимосов одеваются фактически одинаково - в облегающие штаны и куртку с капюшоном, который можно натянуть на голову (по крайней мере у мужчин); открытыми остаются только лицо и кисти рук. Так же примерно устроена и куртка каякера , нижний край которой плотно прижимается к специальной раме вокруг места, где сидит охотник; руки его при этом защищены непромокаемыми кожаными рукавицами. Обувь эскимосов - различные башмаки и сапоги - изготавливается с большим мастерством из тщательно и изобретательно подготовленной кожи.

Правильнее отнести эскимосов к оседлым, а не кочевым племенам, так как обычно они по многу лет зимуют на одном месте. Однако остальную часть года они постоянно находятся в движении, перевозя шатры и вещи с места на место; маршрут выбирается в зависимости от цели - будь это охота на северных оленей или на тюленей, рыбная ловля или торговый обмен.

Эскимосы ведут жизнь охотников и рыболовов и, говоря в широком смысле, не имеют собственности. Они владеют лишь самыми необходимыми предметами и запасом провизии меньше чем на год; большего им не позволяют традиции и обычаи.

В целом собственность эскимосов можно классифицировать следующим образом:

1. Собственность нескольких семей, имеющая отношение к зимнему дому; правда, реальную ценность здесь имеют только его деревянные части, все остальное женщины сооружают из подручных материалов.

2. Общая собственность одной или максимум трех родственных семей - шатер и прочее хозяйственное имущество, как то: лампы, корыта, деревянные блюда, каменные котлы; лодка умиак, в которой можно перевезти все это имущество, включая и шатер; сани или двое саней и собачьи упряжки к ним. К этому можно добавить припасы на зиму, исключительно на которых обычно можно прожить два-три месяца; и, наконец, различный, но всегда очень небольшой запас предметов для обмена.

3. Что касается личной собственности, то таковой можно признать одежду (обычно, по крайней мере у главных членов семьи, это два комплекта, больше бывает редко); швейные принадлежности у женщин; каяки у мужчин вместе с относящимися к ним принадлежностями, инструментами и оружием; кое-какие другие инструменты для работы по дереву; оружие для охоты на суше. Только самые лучшие охотники на тюленей владеют двумя каяками, но у некоторых по два комплекта принадлежностей к ним (это большой гарпун - отдельный наконечник и древко с ремнем и пузырем; малый гарпун или дротик с пузырем; дротик для охоты на птиц; копье с гладким незазубренным наконечником; рыболовные снасти и еще кое-какие мелкие предметы).

Несмотря на весьма ограниченные представления о собственности, эскимосы поддерживали между собой что-то вроде торгового обмена, для чего предпринимали далекие путешествия (хотя могли отправиться в путь и просто так, без всякой определенной цели). Предметом обмена служили обычно необходимые в быту вещи или предметы, которые можно найти только в определенных местах - такие, как мыльный камень, лампы и сосуды из него, китовый ус, моржовая кость и зубы нарвала, некоторые сорта кожи, иногда даже готовые лодки и каяки, но почти никогда продовольствие.

Язык

Диалекты всех эскимосских племен близки между собой и понятны в любом месте, где живут настоящие эскимосы.

Социальное устройство, обычаи и законы

То, о чем пойдет речь в этом разделе, тесно связано с особенностями образа жизни эскимосов, что вполне естественно. Жизнь народа охотников требует естественного партнерства и совместного владения вещами; это ограничивает права собственности и позволяет многим пользоваться результатами труда одного человека. Разумеется, это уравновешивается определенными обязательствами со стороны остальных. Рассмотрим особенности общественного устройства эскимосского общества.

Эскимосы образуют сообщества трех видов: семья, обитатели одного дома и жители одного зимовья. Связей такого рода между зимовьями практически не существует.

Семья. Очень редко можно увидеть, чтобы мужчина имел больше одной жены, но право его развестись с женой и взять другую почти не ограничено. Однако и развод, и полигамия, и обмен женами пользуются поддержкой общественного мнения только в том случае, если необходимы для продолжения рода, особенно для появления наследников мужского пола. Браки устраиваются тремя путями: через посредников, по договоренности с детства и силой. Некоторая доля насилия при заключении брака обычна для всех варварских и диких племен. Кроме того, для заключения брака необходимо согласие родителей и братьев невесты. В сказках часто встречается сюжет о девушке, у которой было множество прекрасных поклонников, но которую не хотели отпускать от себя братья или родители. Брак заключается без особых церемоний и не накладывает никаких особенных обязательств. Невеста приносит в дом жениха свою одежду, особый полукруглый нож уло и обычно лампу. Семья в узком смысле, как правило, включает, кроме супругов и их детей, еще приемных детей, вдов и других зависимых и беспомощных родичей, которые занимают подчиненное положение и являются чем-то вроде прислуги. Мы склонны считать, что так называемые рабы, или пленники, западных эскимосов занимают примерно такое же положение. Семья в более широком смысле включает женатых детей, если они не заводят себе отдельный зимний дом, отдельную лодку и шатер для летних кочевок. Именно владение такого рода собственностью определяет реальное сообщество - семью. Иногда в нее включаются и родители второго супруга. Жена всегда подчиняется матери мужа. Кроме того, муж имеет право наказать жену ударом по лицу, достаточным для того, чтобы остался видимый след. Зато дети и тем более слуги никогда не подвергаются телесным наказаниям. Если у мужчины две жены, вторая считается всего лишь наложницей и занимает место первой только в случае ее смерти. В случае развода сын всегда уходит с матерью. В результате такой организации в семье обычно бывает больше одного кормильца. Главой семьи считается владелец лодки и летнего шатра. После смерти эти вещи переходят к старшему сыну вместе с обязанностями кормильца. Если у покойного нет взрослого сына, место кормильца занимает ближайший родственник; когда же дети вырастут, их мать может завести вместе с ними собственный дом, не оглядываясь на их приемного отца.

Обитатели одного дома. В Гренландии в одном доме часто живут несколько семей. Каждая из них ведет по большей части отдельное хозяйство; каждой семейной паре и их детям отведено свое место на главной лежанке, рядом стоит своя лампа; неженатые обитатели дома и гости спят на боковых лежанках и лежанке у окна.

Жители одного зимовья или селения постоянно контактируют друг с другом и в селении, и в общих охотничьих угодьях и, вполне естественно, составляют тесную общину. Никто посторонний не может поселиться рядом без общего согласия обитателей зимовья.

Основные правила, имеющие отношение к собственности и добыче

От каждого добытого тюленя каждый обитатель зимовья получал небольшой кусочек мяса и соответствующую часть жира; если на всех не хватало, первыми свою долю получали обитатели дома. Не обходили никого; таким образом, даже самые бедные не нуждались в пище и жире для ламп, пока охотники зимовья регулярно возвращались с добычей. Кроме того, удачливый охотник обычно приглашал остальных разделить с ним трапезу.

Вне постоянных селений каждый имел право поставить дом, охотиться и ловить рыбу где угодно. Даже запруды, перегораживавшие реку на летних ловищах, никому не принадлежали; их мог использовать или даже разрушить кто угодно.

Каждый, кто нашел кусок дерева или какие-то бесхозные вещи, становился их законным владельцем; для этого ему достаточно было вытащить вещи выше линии прилива и отметить камнями.

Если раненый тюлень уходил с наконечником гарпуна, охотник терял на него право, как только зверю удавалось освободиться от охотничьего пузыря. То же самое происходило, если зверь с маленьким пузырем от дротика уходил далеко. Тот, кто находил и приканчивал раненого тюленя, забирал тушу себе, а оружие возвращал владельцу, если таковой объявлялся.

Если два охотника одновременно поразили птицу или тюленя, добытую тушу делили поровну вместе со шкурой. Но если речь шла об олене, его получал тот, чье оружие попало ближе к сердцу; второму доставалась только часть мяса.

Всякая необычная - по виду или размеру - добыча считалась общей даже в большей степени, чем обычная. Это относилось также к первой добыче сезона и зверям, добытым в период нужды или длительных неудач. А самые большие звери - преимущественно киты - вообще считались общей добычей. Каждый, кто принимал участие в разделке туши, мог получить свою долю, независимо от места жительства и от того, принимал ли он участие в охоте.

Если не удавалось добыть ни тюленей, ни других крупных зверей, то самые обеспеченные провизией семьи в доме обычно приглашали остальных принять участие в трапезе. К остальным обитателям зимовья это не относилось.

Если один охотник одалживал у другого оружие или инструменты, а затем терял или повреждал их, он не должен был никак компенсировать потерю. Более того, если хозяин переставал следить за своими лисьими ловушками, то любой, кто привел их в порядок, сторожил и проверял, становился законным владельцем добычи.

Если человек пожалел о совершенной сделке, он имел право отказаться от нее. Ничего не продавалось в кредит без немедленной оплаты.

К этому можно добавить некоторые общие правила.

Каждый здоровый мужчина обязан был заниматься морской охотой до старости или пока его не сменит сын. Соответственно, он обязан был с детства готовить сына к этому нелегкому делу.

Жизнь в тесных и скученных сообществах делала необходимым правило дружеского спокойного общения - всякие ссоры и споры были запрещены. Вследствие этого в гренландском языке практически нет ругательств.

У эскимосов не было ни судов, ни органов управления - все вопросы решались на общих встречах.

Собрания первого рода - ежедневные общие трапезы, на которые добытчик приглашал других охотников. Участвовали в них только мужчины, женщины ели позже; на таких встречах обсуждались и оценивались события дня и другие вопросы, представлявшие общий интерес.

Другие собрания представляли собой настоящие праздники, которые устраивались обычно в середине зимы; но бывали и летние праздники, куда, конечно, съезжалось больше гостей. Кроме еды и разговоров, главными развлечениями таких праздников были:

различные игры и состязания в силе и ловкости;

пение и игра на бубнах с танцами и декламацией;

сатирические или оскорбительные песни, исполнявшие в каком-то смысле роль суда.

Любимым развлечением была игра в мяч. Играли двумя способами - либо члены одной команды перекидывали мяч друг другу, а члены второй пытались его перехватить, или для каждой команды устанавливалась своя цель на расстоянии 300—400 шагов, и игроки старались попасть в нее мячом, пиная его ногами с разных сторон.

Практиковались также состязания на силу рук и пальцев, упражнения на натянутой под потолком веревке, гонки на каяках, боксирование на ровной площадке и др.

Любые споры, кроме тех, которые требовали кровной мести и смерти обидчика, разрешались при помощи оскорбительных песен. «Истец», имевший какие-то претензии к «ответчику», заранее складывал песню и приглашал противника встретиться с ним, указывая время и место. Обычно, особенно в важных случаях, у каждой стороны была группа поддержки, сменявшая его при необходимости. Пение сопровождалось игрой на бубнах и танцами. Одобрение или осуждение аудитории и было решением «суда» - а заодно и наказанием.

Что касается настоящих преступлений, то нарушение прав собственности, по понятным причинам, могло быть только пустяковым. Убийство же требовало кровной мести со стороны ближайшего родственника. Исполнив месть, он должен был объявить об этом родным убитого.

Северные народы нашей планеты всегда отличались от большинства населения центральных зон.

Суровый климат, продолжительная зима просто не позволяют им вести привычный для нас образ жизни. Сегодня хочется рассказать не о трудной судьбе арктических народов, а об их странных гастрономических изысках.

Национальное блюдо Эскимосов

Такое не найти ни в одном ресторане мира. Кивиак – очень необычное блюдо. Если говорить простым языком, то это тюлень, фаршированный пернатыми семейства чистиковых. В северных широтах почти все птицы служат источником пищи.


Ух! Впечатлительным не смотреть!

Готовиться блюдо не сложно с точки зрения рецепта, но далеко не у каждого хватит сил и воли для приготовления этого деликатеса. Чтобы хоть немного сократить время приготовления кивиака, племя разделяется для охоты: одним поручается раздобыть тюленя, другим – чистиков.

В ход идут не обязательно свежее убитые ингредиенты, в ход идут даже полуразложившиеся тушки. Тюленю отрезают голову и распарывают брюхо, после чего его начиняют ощипанными птичками. Следует отметить, что птица используется целиком, её не разделывают, и даже не потрошат. После этой неприятной процедуры, брюхо тюленя обмазывается жиром и отправляется консервироваться.

«5 минут» до готовности

Теперь остается самая утомительная часть, для которой потребуется много терпения, — ждать. Члены племени руками, без использования вспомогательных средств, вырывают яму в мерзлой земле, куда опускают готовящийся кивиак. Там блюду нужно будет пролежать полгода.

Это деликатесное блюдо


За это время, выделяющиеся при разложении ферменты, успевают целиком пропитать тушу тюленя и птиц, придав им вкус тухлого сыра с острой ноткой. Поедают птичек в сыром виде сразу из желудка тюленя, без какой-либо дополнительной обработки.

В традиционной кухне любой национальности мира можно найти странные блюда, но эскимосская кухня почти полностью состоит из необычных продуктов, оригинальных способов приготовления и хранения пищи. Они едят то, что обычные европейцы, в том числе русские, никогда и не пробовали - тюленей, белых медведей, овцебыков, белух, нерп, птиц и их яйца. Из растительной пищи (которая составляет меньшую часть рациона) они потребляют, помимо всевозможных ягод, стебли растений, корни, клубни и даже водоросли. Но первостепенным считается мясо - эскимосы говорят, что мясо делает организм сильным, выносливым, здоровым, помогает сохранять тепло и продлевать жизнь.

Главным продуктом на эскимосском столе является мясо тюленя, причем разных видов. Например, весь год охотники приносят кольчатую нерпу, летом ловят гренландского тюленя, иногда удается принести морского зайца или обыкновенного тюленя. Охота на тюленей - непростое занятие: нужно выждать время, когда животное подплывет к отверстиям во льду, чтобы подышать, и бить его гарпуном. После этого эскимосы совершают странный ритуал - в знак уважения дают умирающему тюленю попить пресной воды, так как считается, что тюлени всегда страдают от жажды.

Как правило, после охоты мясо замораживают. Часть эскимосы съедают прямо на месте: они часто едят мясо сырым или замороженным. Когда охота закончена, тюленя приносят в дом, и охотники опять первыми получают свои порции, так как они устали и проголодались после долгой охоты. В это время животному вспарывают живот, чтобы можно было отрезать кусок от печени или выпить немного крови. Тюленья кровь - одно из самых странных блюд эскимосской кухни. Ее пьют сырой, просто наливают в кружку прямо с туши животного. Местные жители считают, что потребление крови тюленей обновляет кровь человека, дает новые питательные вещества. После охотников начинают есть дети и женщины, которые обычно выбирают для себя остатки печени и кишечник. Остальные части тела тюленя распределяют между оставшимися.


Тюленей едят не только сырыми, на праздники, например, готовят блюдо под названием кивиак. Для этого в шкуру животного кладут несколько сотен птиц чистиков, похожих на чаек, потом из нее выпускают воздух, запечатывают с помощью сала и кладут в землю, придавливая камнем. Там кивиак хранится несколько месяцев или даже лет. Когда птица в шкуре тюленя хорошенько промариновалась, ее достают, чистят от перьев и едят.

Кроме тюленей, эскимосы охотятся на моржей и китов. Зимой начинается сезон охоты на моржей, выходят целыми группами, так как это сильные и опасные животные. Ловят их почти так же, как тюленей. Китов ловить еще сложнее, гренландские киты - одни из крупнейших животных. Зато если поймать одного кита, он может прокормить целую семью один год. Но очень крупных животных эскимосы не трогают, предпочитают охотиться на молодых особей, так как у них вкусная кожа. Эту кожу вместе с салом вымораживают и едят в сыром виде, иногда вялят.


Из мяса моржей тоже делают ферментированное блюдо - тушу животного оставляют в болоте или на земле, пока она частично не разложится. Такое блюдо считается деликатесом, но есть его не рекомендуют тем, кто не привык к такой пище с самого детства, так как в нем содержится опасный трупный яд.


Эскимосы также ловят рыбу, охотятся на наземных животных, в основном оленей. Из жира животных они готовят блюдо под названием акутак - жир взбивают с ягодами, рыбой и сахаром, иногда добавляют мясо, корни, листья. Как правило, из ягод выбирают морошку, клюкву, малину, водянику. Из трав пушицы и копеечника готовят деликатес под названием анллек. А богульник используется для приготовления чая - говорят, что он имеет лечебный эффект.

В последнее время многие молодые эскимосы начинают отказываться от традиционной кухни и едят пищу «белых людей». Охотников становится меньше из-за дороговизны оборудования. Но исследователи выяснили, что для живущих в таком климате эскимосская кухня подходит как нельзя лучше - она утепляет, придает силы, укрепляет здоровье. Жители постарше тоже так считают и обвиняют недостаток национальной еды во всех болезнях.

Кивиак - еда не для всех (впечатлительным НЕ СМОТРЕТЬ!) September 29th, 2013

Кивиак не имеет никакого отношения к киви. Это деликатесное блюдо, распространено среди народов, проживающих в арктических широтах от Чукотки до Гренландии. Для приготовления кивиака берут обезглавленную тушу тюленя, которого набивают тушами небольших местных птичек из семейства чистиковых (не потрошёнными). А затем «консервируют» все это дело, замазывая разрезы на шкуре тюленя — салом. После таких подготовительных работ, всю эту «вкусняшку» закапывают в землю и ждут примерно пол года, пока деликатес «приготовится».

Этого периода достаточно чтобы птицы разложились внутри и их ферменты успели переработать тюленьи кишки.

ДА, но это еще не все …

Затем готовый Кивиак выкапывают и наслаждаются чудесным вкусом приготовленных таким образом птиц — В СЫРОМ ВИДЕ. Выкопанный кивиак, рекомендуют употреблять на свежем воздухе, так как блюдо имеет сильный специфический запах. На вкус кивиак напоминает острый слишком состарившийся сыр.). Туристам предлагается за 60 евро суточный выезд на просмотр как все это безобразие готовится, ну и наверное дадут попробовать смельчакам:-)

Кто пробовал?

Еще в Исландии употребляют протухшее мясо гренландской акулы (Somniosus microcephalus), по-исландски - хаукартль (hákarl). «В свежем виде мясо этой акулы чрезвычайно ядовито, содержит в высокой концентрации аммиак и мочевину. Все из-за того, что рыба не имеет почек и мочевыводящих путей и все токсины выходят через кожу. Гниение нейтрализует яды, содержащиеся в мясе. Может, свежее мясо и вкусное было, но ядовитое. А протухнув, стало невкусным, но съедобным».

Известно, что Азия богата своими изысканными блюдами, деликатесами, пряностями и ароматами, но в некоторых странах могут предложить весьма странные, даже жуткие блюда, которые вы вряд ли когда-нибудь решитесь попробовать. Представляем вам список блюд, отведать которые под силу, наверное, только человеку с очень крепким желудком.

(Всего 10 фото)

1. Вино чайки - так называется напиток, который готовят инуиты (канадские эскимосы). Рецепт этого странного напитка таков: мертвую чайку помещают в емкость с водой и оставляют так на несколько дней под прямыми солнечными лучами. Европейцы, которые пробовали это вино, так сказали о его вкусе: «Если бы вы открыли карбюратор «Тойоты» и выпили оставшуюся там жидкость, тогда бы вы представили вкус этого ужасного пойла». Но у него есть и одно достоинство: опьяняет оно очень быстро. Но и похмелье от него ужасное.

2. Тунцзыдань, или яйцо мальчика - традиционное блюдо в китайской провинции Чжэцзян. Для приготовления блюда, считающегося «весенним деликатесом», куриные яйца отваривают в моче, собранной исключительно у мальчиков, не достигших возраста половой зрелости. После закипания жидкости яйца извлекают из нее и надбивают скорлупу с тем, чтобы моча проникла внутрь яйца. Процесс варки занимает целый день, при выкипании мочу добавляют. Когда скорлупа растрескивается, тунцзыдань, соленый на вкус, считается готовым к употреблению.

3. Хаукарль - исландское национальное блюдо, представляющее из себя подтухшее мясо гренландской полярной либо гигантской акулы. В свежем виде мясо полярной акулы ядовито из-за высокого содержания аммиака, поэтому тушу свежуют, режут на куски и складывают в специальные контейнеры с гравием, где она лежит и тухнет на протяжении 5-8 недель или больше - в зависимости от сезона. Затем изрядно подгнившее мясо достают и, подвесив на специальные крюки, оставляют дозревать на свежем воздухе еще 2-4 месяца. За это время куски мяса покрываются корочкой, которую необходимо обрезать, чтобы осталась одна внутренняя часть желтоватого цвета, которую и подают к столу.

4. Лютефиск - традиционное скандинавское рыбное блюдо, зимний, рождественский деликатес, популярный в Норвегии, Швеции и некоторых районах Финляндии. Первоначально блюдо приготавливалось из трески, а в настоящее время в Швеции более популярна сушеная морская щука или сайда, в то время как в Норвегии остается популярной треска. Для приготовления сушеную рыбу замачивают в щелочном растворе каустической соды на трое суток, после чего вымачивают несколько дней в воде. Из-за химической реакции рыбных белков с щелоком рыба приобретает нежную желеобразную консистенцию и специфический острый запах. В дальнейшем лютефиск жарится на сковороде, запекается в духовке, варится или готовится в микроволновке.

5. Балют (или балут) - вареное утиное яйцо, в котором уже сформировался плод с оперением, хрящами и клювом. Употребляется в пищу в странах Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Таиланд, южные провинции Китая), а в особенности на Филиппинах. Иногда яйца едят в сыром виде, под соевым соусом или в жареном виде. Вкус у балюта напоминает отварную говяжью печень, этот вкус имеют все части яйца и плода. Употребляют его, предварительно выпив околоплодную жидкость, а сам балют - посыпав смесью черного перца и соли.

6. Столетнее яйцо - популярная закуска китайской кухни. Рецептов приготовления столетних яиц много, но главный принцип получения этого продукта заключается в следующем: куриные или утиные яйца обмазывают смесями чая, соли, извести и золы, а затем закатывают в рисовую шелуху и глину, после их кладут в корзины и закапывают примерно на три-четыре месяца. Делается это для того, чтобы воздух не соприкасался с будущим деликатесом и чтобы яйца в течение нескольких месяцев находились в щелочной среде. По истечении 3-4 месяцев белок яйца превращается в желеобразное упругое полупрозрачное вещество, а желток приобретает серо-зеленый оттенок, сильный запах аммиака и пастообразную текстуру.

7. Джекфрут - национальный фрукт Бангладеш, самые большие съедобные плоды, произрастающие на деревьях. Кожура и семена зрелого плода издают сильный неприятный запах, напоминающий запах гнилого лука, тогда как мякоть пахнет приятно, похоже на банан и ананас.

8. Сюрстрёмминг - шведский национальный продукт, представляющий собой консервированную квашеную сельдь. Очищенная сельдь засаливается, укладывается в открытую посуду и оставляется для брожения. Во время этого процесса собственные ферменты продукта и бактерии образуют пропионовую, масляную и уксусную кислоту, а также сероводород. Затем сельдь помещается в консервные банки для дальнейшего брожения, в результате чего она приобретает специфическую мягкость, а также невыносимый ярко выраженный тухлый запах.

9. Копи Лувак - разновидность кофе с весьма специфическим способом обработки. Процесс производства зерен кофе состоит в том, что мусанги (зверек семейства виверровых) поедают спелые плоды кофейного дерева, переваривают мякоть плодов, а сами зерна - нет. Экскременты собираются людьми, моются и сушатся на солнце. Особый вкус этого кофе обусловлен ферментом циветином, который содержится в желудочном соке мусанга. Готовому напитку присуще длительное и, как говорят гурманы, очень приятное послевкусие.

10. Кивиак - традиционное зимнее блюдо из кухни калаалитов, эскимосов и инуитов, проживающих в Гренландии. В шкуру тюленя помещают около 400 непотрошенных чистиков, гагарок или чаек, выпускают из шкуры воздух, запечатывают ее салом и помещают в землю под пресс (камень) на срок от 3 до 18 месяцев, в течение которых птицы медленно маринуются. Выкопав и очистив птичек от перьев, их можно есть сырыми, с кожей и костями. Если всё получилось удачно, то можно высосать птичку через ее анус или горло. На вкус кивиак как острый и вонючий сыр.