Розовая соль крымская. Розовая крымская соль - лечебные свойства продукта, отзывы о нем и максимум сведений и описаний

Для лечения болезней в современных условиях существует множество медицинских препаратов. Один из них - это свечи для анального применения (или ректальные свечи).

Предназначение ректальных свечей

Свечи - это лекарственное средство, но принимают его не энтерально (то есть в рот запивая водой), а вводят в прямую кишку. Внутри организма лекарство из свечи всасывается и дальше действует, так же как и другие виды медикаментов.

Лечебные свечи применяют, если пациент страдает от геморроя или воспалительного процесса. Также свечи применяются при пониженном иммунитете, высокой температуре, как обезболивающее или слабительное средство.

Преимущество

Свечи не наносят вреда желудку и печени (в отличие от таблеток, которые проходят через желудочно-кишечный тракт). Применять свечи легко, у них удобная заостренная форма, ими можно пользоваться дома. Дети не любят пить лекарства из-за их горького вкуса, а уколов боятся. Вводить свечи - это и не больно, и не горько. Так как вставить свечку в прямую кишку ребенку, который, например, спит, легко, то это способ лечения чаще всего выбирают родители.

Беременным и кормящим матерям пить лекарства часто противопоказано, использование свечей - лучший вариант для них. Лечиться ректальными свечами могут все абсолютно люди в любом возрасте.

Если в кишечнике или на анусе присутствуют трещины, раны, то ректальные свечи окажут лечебное действие и на них.

Что собой представляют свечи?

Ректальные суппозитории представляют собой продолговатые цилиндры (напоминают форму торпеды), заостренные с одной стороны и затупленные с другой. В их состав входят лекарственные и вспомогательные средства. Заостренный конец облегчает процесс введения, так как вставить свечку в прямую кишку заостренным концом легче, и протолкнуть дальше тоже.

Свечки продаются в специальных упаковках (каждая свеча запакована в индивидуальную упаковку). Хранить весь комплект следует в холодильнике. При комнатной температуре свечи тают и размягчаются, в размягченном виде их применить не получится. Перед использованием надо ознакомиться с прилагаемой инструкцией, где подробно описано, в прямую кишку. Если по рекомендации врача дозировка одной свечки слишком большая, то нужно поделить ее надвое (только вдоль, а не поперек) чистым одноразовым лезвием, и положить неиспользованную половину в упаковку и в холодильник до следующего раза.

Компоненты

Главными составляющими считаются обезболивающие (анальгетики). Кроме них в состав входят: гиалуроновая кислота, жир акулы, сочетание цинка и висмута, прополис, гормональные препараты. Конкретный состав зависит от того, с каким заболеванием должно бороться лекарство.

Как подготовиться к процедуре?

Применение свечки требует соблюдения правил гигиены. Сначала нужно тщательно вымыть руки (лучше в холодной воде, чтобы пальцы стали холодными), осушить их. Вымыть с мылом анальное отверстие и вытереть насухо. Заранее приготовить бумажные платочки, прокладки (можно просто сухие чистые тряпочки). Иметь под рукой вазелин, жирный крем, можно растительное масло.

Суппозитории достать из холодильника прямо перед процедурой, они должны быть холодными. В том случае, если свечки будут применяться детям, надо чтобы у них был очищен кишечник (можно сделать клизму, или просто дождаться естественного процесса опорожнения кишечника). Перед тем как вставить свечку в прямую кишку грудничку, ее нужно согреть в руках. Это необходимо сделать для того чтобы избавить малышей от неприятных ощущений.

Процесс всасывания в кишечнике происходит примерно от 15 до 60 минут. Лечебный эффект зависит от того, как вставлена свечка в прямую кишку, как долго она там находится.

Основные правила

Для достижения результата свечу надо ввести в анальное отверстие, подтолкнуть ее в прямую кишку, именно там происходит процесс всасывания лекарства (за исключением случаев лечения геморроя). В идеале организм должен быть расслаблен.

Главное в процессе - не повредить слизистую ануса и кишечника. Для этого анальное отверстие (и острие свечки) лучше всего обмазать вазелином (жирным кремом, маслом). Это обеспечит легкое и безболезненное введение лекарства в кишечник. Облегчит процедуру и правильное положение тела. Ни в коем случае не толкать ее с силой, форма свечи специально сделана такой, что должна продвигаться достаточно легко.

Как вставить свечку в прямую кишку? Сначала развести ягодицы и ввести свечку в отверстие ануса (мышцы его должны быть расслаблены) и пальцем легонько толкать ее, пока она не пройдет анальный сфинктер и не переместится в прямую кишку. После этого сжать ягодицы и полежать в таком положении около минуты. Сразу после процедуры захочется в туалет, но нужно потерпеть, так как лекарство выйдет наружу с калом, не успев всосаться. Если вы не смогли этого сделать, то процедуру нужно будет повторить.

После того как вставили свечку в прямую кишку, взрослому лучше полежать около получаса. Если сразу начать ходить, двигаться, свечка может просочиться наружу и лечебный эффект достигнут не будет.

Вводить лекарство в анус женщинам с длинными ногтями не рекомендуется. Если это сделать некому, то ногти во избежание повреждений слизистой лучше подстричь.

Правильное положение тела

Чтобы процесс прошел быстро, безболезненно и без отрицательных последствий, надо занять правильное положение. У взрослых и детей они не всегда одинаковы. Вариантов несколько.

  • Лечь на спину поднять ноги вверх (можно под крестец подложить подушку), тело расслабить. Свечка будет скользить легко. Лучше позы, как вставить свечку в прямую кишку себе самому, не найти.
  • Удобна и коленно-локтевая поза.
  • Можно при введении суппозитория стоять, наклонившись вперед. Но мышцы ног при этом напрягаются и при введении и проталкивании свечки могут возникнуть болезненные ощущения. В таком положении пациент может непроизвольно вытолкнуть свечку, процедуру придется повторить, чтобы достигнуть успеха.
  • Лежать на левом боку в позе эмбриона, колени упираются в живот. Можно лежать на левом боку, левая нога вытянута, правая согнута, коленка прижата к животу.

Лечение детей

При введении свечей детям действовать надо крайне осторожно, чтобы у ребенка в памяти не осталось воспоминания о неприятных ощущениях. В противном случае в следующий раз при любых попытках ввести свечку он будет сопротивляться и капризничать.

Процедура в основном проводится так же, как и для взрослого. Разомкнуть ягодицы, ввести очень осторожно свечку. После того, как вставили свечку в прямую кишку, сомкнуть ягодицы и посадить малыша. Потом положить его минут на 20. Лучше всего в это время чем-то его отвлечь (можно в это время включить мультики). Процедуру лучше проводить перед тем, как уложить ребенка спать. Тогда за ночь лекарство впитается и окажет свое лечебное воздействие.

Геморрой

Грамотно определенный диагноз позволит при помощи ректальных свечей вылечить внешний и внутренний геморрой, раны, дефекты слизистой оболочки прямой кишки, остановить кровотечение. Есть некоторые особенности того, как вставить свечку в прямую кишку при геморрое, их надо знать и соблюдать чтобы вылечиться. Лучше всего вводить лекарство ночью на сон грядущий.

Перед процессом введения суппозитория сделать клизму и потом вымыть анальное отверстие с мылом, вытереть сухой салфеткой. Лечь на живот, вставить свечку и подтолкнуть внутрь.

При геморрое могут возникнуть сильные боли, тогда вставлять свечку придется в вертикальном положении немного наклонившись вперед. После обязательно полежать, пока лекарство не растает и не всосется.

Если имеет место внешний геморрой, набухшие узлы наружу и пациенту больно сидеть, лекарство следует вводить в положении лежа. Глубоко суппозиторий не продвигается, он должен располагаться близко от анального отверстия, при этом анус нужно прикрыть салфеткой (ее лучше придерживать рукой). Если лекарство будет глубоко в прямой кишке, оно не попадет на воспаленные участки, пользы от процедуры не будет. При этом удерживать лекарство достаточно 5-6 минут.

Людям, столкнувшимся впервые с необходимостью лечения ряда заболеваний, не понятно, как это – ректально использовать лекарства. Чтобы избежать травм кишечника и усугубления заболевания, стоит подробней ознакомиться с этой техникой, а также разобраться, какое действие оказывают свечи в этом случае.

Что значит ректально?

Существует два основных способа принятия медикаментов: пероральный и ректальный. Первый предполагает проглатывание таблетки (капсулы, драже, суспензии). Второй – введение свечи (суппозитория) в прямую кишку.

Такое применение препаратов показано при многих заболеваниях и проблемах: геморрой, воспалительные процессы, инфекционные недуги, вирусные поражения (герпес, в том числе), а также для экстренного снижения температуры (особенно у детей).

Эффективность заключается в том, что основное вещество, попадая в полость кишечника, начинает сразу действовать, ускорив осуществление заживления и восстановления. Это означает, что не тратится время на период всасывание через органы ЖКТ и в кровь. Кроме того, суппозиторий устраняет отеки, воспаления и боли.

Как вставлять свечи правильно?

Задаетесь вопросом куда вставлять лекарство? Непосредственно через анус в прямую кишку. Чтобы сделать все верно, необходимо придерживаться простой последовательности. Важно не прибегать к самолечению. Препарат должен быть назначен или одобрен доктором.

Руки перед манипуляцией следует вымыть. Это – залог ограничения доступа дополнительным бактериям к уязвимому органу. Незащищенные пальцы с длинными ногтями может послужить причиной травмы слизистой воспаленного кишечного тракта. Рекомендуется надеть медицинские тонкие перчатки.

Перед тем, как вводить свечу, необходимо прочесть инструкцию, чтобы не ошибиться с дозировкой и знать все нюансы действия основного вещества. Никогда нельзя превышать дозу, указанную врачом. Если предполагается использование половины препарата, лучше разделить свечу вдоль, а не поперек.

Медикамент можно ставить, находясь в двух положениях:

  1. 1) Лежа
  2. 2) Стоя

Лежа на боку (желательно левом), следует приподнять верхнюю ягодицу и, в смазанный предварительно вазелином задний проход вставить препарат. Для облегчения дела, правую ногу нужно согнуть, подтянуть к груди, анус максимально расслабить. Суппозиторий быстро проталкивается указательным пальцем через сфинктер (глубина 2-2,5 см). Сжав ягодицы, необходимо полежать несколько минут. Малышам вводят с помощью мизинца (глубина примерно 1,5 см).

Стоя, наклонившись вперед, одной рукой раздвигают ягодицы, другой заводят внутрь свечу. После окончания процедуры, лучше полежать 30 минут, чтобы лекарство быстрее подействовало и не протекло. Этапы изображены на фото в статье.

Важные нюансы

Свеча вводится быстро, чтобы не вызвать таяния в ладони. Разумней использовать ее охлажденной. Если препарат выскользнул, значит, его ввели не глубоко. Втягивание ануса и сжатие ягодиц после — поможет избежать его выпадения.

При явных признаках геморроя для освобождения кишечника лучше использовать лечебные свечи. Медицинская клизма опасна при наличии трещин, кровоточащих ран, эрозий, опухолевых образованиях.

Применять свечи удобней на ночь. Организм в данное время отдыхает и не препятствует их работе. Утром произойдет благополучное очищение кишечника. Лечебные рекомендуется применять после опорожнения вечером — для лучшего действия.

Популярные ректальные свечи

Облепиховые восстанавливают ткани, укрепляют сосуды, заживляют раны, устраняют отечность, зуд. Облепиховое масло обладает антибактериальными свойствами. Суппозитории на основе синтомицина активно уничтожают бактерии, в том числе в полости кишечника. (Мы уже писали ранее, ).

Препарат панавир эффективен при поражении герпесом (в том числе генитальном), цитомегалавирусом (особенно для девушек, готовящихся забеременеть), клещевого энцефалита, при гриппе и других респираторных болезнях. Вещество нистатин в свечах борется с грибковой инфекцией кишечной флоры. Активно используется в послеоперационный период.

Медикамент, в основе которого диклофенак угнетает воспалительные процессы, снижает температуру. Часто рекомендуется при комплексной терапии опорно-двигательного аппарата. Свечи, содержащие виферон, показаны при гепатитах (В,С,Д), вирусных и инфекционных недугах, для восстановления мочеполовой сферы. Иногда назначаются маленьким детям.

Метилурацил способствует ускорению регенерации тканей, слизистой, останавливает кровотечения. Препарат стимулирует иммунную систему и защитные функции.

Получив консультацию опытного специалиста и зная, как правильно вставлять свечи ректально, можно не только облегчить состояние при многих болезнях, но и избавиться от них полностью.

Свечи ректально от геморроя и молочницы назначаются, чтобы снять болевые ощущения и зуд. Важно знать, как вводить эти свечи правильно, чтобы они дали нужный эффект.

Как вводить свечи ректально

Перед применением ректальных суппозиториев лучше сделать клизму с холодной водой: это предотвратит попадание инфекции. Таблетка перед введением должна быть прохладной. Ввести ее в таком виде будет легче. Свечи от геморроя, такие как Релиф, Генферон, Проктоседил, должны храниться в холодильнике. Перед введением суппозитория нужно вымыть руки с мылом. Введение можно осуществлять в разных позах. Например, стоя (при этом нужно слегка наклониться вперед), лежа с согнутыми в коленях ногами, подняв ноги и т.д.

Какую бы позу вы ни выбрали, необходимо полностью расслабить ягодичные мышцы. Иначе вы будете испытывать болевые ощущения. Вставлять с силой препарат нельзя, так вы можете травмировать мышцы анального отверстия. Перед введением суппозитория анальное отверстие нужно смазать маслом, кремом или вазелином. Это облегчит введение. Все это нужно делать быстро, в противном случае свеча может растаять в руках. Берем препарат в одну руку, другой рукой раздвигаем ягодичные мышцы. Свечи от геморроя вставляют острым концом в анус, ягодицы сдвигают вместе. Это не позволит лекарству вылиться. Ректальные свечи от геморроя нужно вставлять после посещения туалета. После того как свеча будет введена, нужно спокойно полежать в течение получаса.

Ректальные свечи от геморроя имеют в своем составе масла и парафины. Под воздействием тепла вашего тела они плавятся и начинают вытекать из прямой кишки. Чтобы не пачкать белье, во время лечения рекомендуется использовать одноразовые прокладки.

Детям их лучше вставлять во время сна, иначе они могут отказаться от такой процедуры. Свечи от геморроя или любые другие для детей нужно нагревать перед применением. Лекарство ребенку рекомендуется вводить тогда, когда он лежит на боку, подобрав ноги к животу. Это поможет уменьшить неприятные ощущения. Свечи от геморроя нужно ставить после того, как ребенок сходил в туалет, иначе они выйдут во время акта дефекации. Препарат ребенку нужно вставлять острым концом, предварительно раздвинув ягодицы руками. Для более легкого введения анус нужно смазать.

Как вводить свечи вагинально

Профилактика и лечение гинекологических заболеваний часто осуществляются с помощью суппозиториев. Здесь многие женщины задаются вопросом: как их правильно вводить? Вагинальные таблетки — специальная лекарственная форма, предназначенная для введения во влагалище. При попадании внутрь суппозиторий тает, а входящие в его состав активные вещества всасываются и оказывают лечебный эффект. Вагинальные таблетки обычно имеют овальную, сферическую форму или форму закругленного прямоугольника. Масса их составляет примерно 5 г. Делаются суппозитории на основе животных или растительных жиров, желатина, парафина или какао-масла.

Наиболее популярными являются следующие: Бетадин — суппозитории, оказывающие бактерицидный и противогрибковый эффект, Пимафуцин — препарат для устранения симптомов молочницы, Гексикон — универсальный антисептик. Вагинальные таблетки действуют очень быстро, чем и объясняется их высокая популярность. В отличие от таблеток, они не влияют на печень и почки. Вначале суппозитории оказывают местное воздействие, а затем всасываются в кровь. Перед использованием вагинальных суппозиториев нужно ознакомиться с инструкцией по их применению. Перед проведением процедуры нужно тщательно помыть руки с мылом.

Руки не должны быть слишком теплыми, иначе свеча растает еще до введения. Перед введением нужно принять удобную позу: лечь на спину, подложив под ягодицы подушку и согнув ноги в коленях. Суппозиторий нужно освободить от упаковки и раздвинуть половые губы руками. Расслабьтесь. Действие лекарства будет максимальным, если процедуру проводить перед сном. В этом случае ваше тело будет максимально расслаблено. При введении суппозитория днем необходимо полежать в течение получаса.

При введении свечей вагинально необходимо использовать одноразовые прокладки. При таком лечении нужно обеспечить полный половой покой. Терапию следует сочетать со специальными средствами женской гигиены.

Контрацептивные вагинальные свечи необходимо вводить за 10-15 минут до полового акта. За это время препарат начнет действовать и получать свои спермицидные свойства. Контрацептив действует около 2 часов, после этого требуется введение дополнительной свечи. Частое применение вагинальных суппозиториев может приводить к возникновению аллергических реакций, поэтому перед их применением необходимо проконсультироваться с врачом.

Появились геморроидальные узлы, нестерпимая боль, кровотечение? Все это является поводом для посещения врача-проктолога. Если подтвердится диагноз «внутренний геморрой», доктор, скорее всего, назначит для лечения ректальные суппозитории.

Начинаем изучать инструкцию

Не так сложно приобрести свечи от геморроя как правильно ставить и хранить. Это совершенно другой вопрос, а для некоторых «неопытных» пациентов - еще и проблема.

Приобретенные в аптеке свечи, как правило, хранят в холодильнике, так как при комнатной температуре геморроидальные суппозитории начинают таять и терять свои лечебные качества.

Теперь нужно изучить инструкцию, найти ответы на возникшие вопросы: как правильно использовать, как правильно ставить свечи? необходимо помнить и о том, как правильно подготовить свечи к применению и как правильно вставлять свечи от геморроя.


Как выглядит свеча и что внутри?

Что же представляет собой применяемый для лечения геморроя суппозиторий? Это дозированная лекарственная форма в виде конуса, твердая на ощупь.

Препараты, входящие в состав свечи, уменьшают воспаление, способствуют заживлению ранок, останавливают кровотечения.

Главными ингредиентами, входящими в состав свечей, являются анальгетики, прополис, акулье масло, гиалуроновая кислота, соединения висмута и цинка, гормональные вещества и др. Все зависит от основной направленности препарата.

Правильно поставленный диагноз позволяет использовать свечи для лечения как внутреннего, так и наружного геморроя, трещин прямой кишки, ранок различного характера на слизистой кишки, для ослабления напряжения мышц сфинктера, а так же при послеродовом геморрое.

Неправильный вариант - введение свечи в неподготовленный кишечник. Важно перед тем, как ставить свечи от геморроя, обязательно освободить кишечник от содержимого. Это можно сделать либо естественным путем, либо с применением клизмы.

Узнайте Ваш уровень риска осложнений геморроя

Пройдите бесплатный онлайн тест от опытных проктологов

Время тестирования не более 2 минут

7 простых
вопросов

94% точность
теста

10 тысяч успешных
тестирований

Это необходимо для максимального всасывания лекарственных препаратов в слизистую оболочку прямой кишки. А если там будут присутствовать каловые массы, и будет позыв на акт дефекации, то все старания пойдут насмарку, то есть препарат выйдет вместе с калом, не успев всосаться в слизистую.

Обработка рук и подготовка свечи к введению

Перед тем как достать свечу от геморроя из упаковки, нужно тщательно вымыть руки с мылом. Затем желательно подержать руки под струей прохладной воды. Это нужно для того, чтобы свеча не растаяла в теплых руках, еще до постановки в прямую кишку.

Если вы все еще думаете, как вставлять свечи, и не можете решиться на это, то во избежание таяния свечи подержитесь пальцами за что-нибудь холодное.

Это даст возможность суппозиторию лишний раз не таять. Ко всему прочему, застывшую свечу проще и легче ввести в задний проход.

И еще совет, как вводить свечи, чтобы они очень легко и просто проскальзывали в прямую кишку. Для этого рекомендуется смазать острый кончик свечки вазелином.

Если такового нет, подойдет растительное подсолнечное или оливковое масло либо простой детский крем. Пальцами держим за не обработанный маслом участок свечи, чтобы она не выскользнула из рук.

Еще перед тем, как поставить свечу, нужно провести обычную гигиену области ануса, приготовить чистое нижнее белье, и, желательно, прокладку, ведь свечка имеет свойство подтекать при таянии, а это может доставить неприятности в виде испачканного белья.

Поза тела для правильного введения свечи

Алгоритм введения очень простой. Прежде всего, свечу нужно достать из холодильника. Её обертку аккуратно разрежьте тонкими ножницами и старайтесь не размять и не раскрошить содержимое.

Если вы брезгливый человек или ставите ректальный суппозиторий не себе, а другому человеку, можно надеть медицинские резиновые перчатки.


Позы для введения:

  • коленно-локтевая;
  • лежа на спине и высоко подняв ноги;
  • лежа на спине, подложив валик под крестец;
  • лежа на спине и приподняв таз;
  • стоя, немного прогнувшись вперед;
  • лежа на боку, вытянуть ногу, которая внизу, и прижать к животу верхнюю ногу;
  • лежа на боку и согнув ноги в коленях - поза эмбриона.

Последний способ самый удобный, хотя каждый решает и выбирает идеальное положение для введения самостоятельно. Главное, чтобы при любой позе мышцы ануса были максимально расслаблены, потому как всякое напряжение чревато болевыми ощущениями.

Не упускаем и тот факт, что при применении свечей от геморроя часто возникают спазмы в животе и позывы к дефекации.


Процедура введения ректальной свечи от геморроя

Теперь подробно о том, как вставлять свечи от геморроя.

  1. Принимаем одну из описанных выше поз, свечу берем одной рукой, а другой раздвигаем ягодицы. Правильно вставлять свечу острым концом, в идеале она должна пройти за мышечный сфинктер, тогда свечка не выпадет и не доставит вам дискомфорта.
  2. Вставлять старайтесь без фанатизма, не оказывая лишнего давления, осторожно, не тыкая в стенку прямой кишки или, еще хуже, в кровоточащий узел.

После процедуры введения ректальной свечи от геморроя следует свести ягодицы, крепко зажать их и удерживать в таком положении хотя бы несколько секунд.

Чтобы свечка полностью всосалась в слизистую и не выпала из заднего прохода, нужно полежать на боку, расслабившись, 20-30 минут. Этого времени будет достаточно, чтобы лекарственные ингредиенты свечи полностью подействовали и выполнили свою функцию.

Если вы все сделали правильно, но по истечении 10 минут после введения свечки начался нестерпимый позыв к дефекации, то ничего не остается, как пойти и опорожнить кишечник. Вероятность всасывания лекарства будет нулевая.


Снова моем руки с мылом, проводим интимную гигиену и только после этих простых действий вставляем новую свечу.

Если же после введения свечи прошло минут 15, а уже потом возникли позывы на акт дефекации, то есть вероятность, что лекарственный препарат оказал лечебное воздействие. Дополнительный суппозиторий не требуется, так как есть риск передозировки.

Если по каким-либо причинам требуется ввести половину свечи при геморрое, то нужно разрезать ее острым ножом вдоль, а не поперек.

Таким образом, вводить геморройный суппозиторий правильно не составляет большого труда, такая процедура не требует особых знаний и навыков. Просто строго следуйте инструкции и выполняйте простые правила.

Следите за правильным хранением свечей, естественно, в холодильнике, при покупке обращайте внимание на срок годности и целостность упаковки, соблюдайте личную гигиену, чаще мойте руки с мылом.

Обязательно применяйте ректальные свечи от геморроя по назначению лечащего врача, а не занимайтесь самолечением, ведь введя самовольно ректальную свечку, можно не только не облегчить свое состояние, но и навредить.

РЕКТАЛЬНАЯ СВЕЧА. Как правильно вводить?

Как поставить и применять ректальные свечи?

Например, при непереносимости какого-либо препарата может возникнуть серьезная аллергическая реакция.

(21 голос : 4.62 из 5 )

По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II

Как возник обычай возжигать свечи и лампады

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.

Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом ().

В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь.

Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», – восклицает царь Давид (). «Слово Твое – светильник ноге моей», – говорит он в другом месте ().

Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников « ().

В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи

С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви , – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме «.

В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.

Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.

В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.

Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует: «во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников «.

«Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники «, – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный (XV век) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире… «

Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.

Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из* окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей (). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.

Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех». Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, иполикандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.

На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями… « (св. прав. ).

«Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную… «

Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.

Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.

Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.

«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав. ).

Правило возжигания свечей в храме

Возжигание свечей в храме – это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.

В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, – как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, – церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются поликандила , или как у нас говорят паникадила , что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников – в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.

Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии.

Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.

Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.

В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на амвон и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет : «Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится «. В пророческом стихе «Бог Господь и явися нам» прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.

Во время провозглашения мирной ектении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение – на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. «Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.

При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) «. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших «.

Как мы видим, церковная свеча – священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.

Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой) купели, в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.

Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.

Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, и которым был просвещен христианин в крещении.

Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.

Духовное значение церковной свечи – нашей жертвы Богу

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здравии «, «об упокоении «, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.

Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?

Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!

Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными – точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!

Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.

Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних – не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам – угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу , чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют . Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к угодившим Ему и ревность подражать им, – в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.

А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь – грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, – что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.

Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.

«К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не носите мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, – Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, – не послушаю вас». Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, – значит над свечами, – когда приносящие их не заботятся о важнейшем – об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши – мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, – отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, – не услышу вас.

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой . Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.

По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу «. И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами – нельзя.

Свеча, приобретенная в Храме, для верующего – предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного. Свеча, купленная вами за стенами Храма и затем принесенная в Храм – это не жертва.

________________________________________

Наставление православному христианину о церковной свече.- М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; «Новая книга», 1996 – 32 с.