Приемы лепки из соленого теста. Лепка из соленого теста

Соленое тестоидеальный материал для занятий лепкой с маленькими детьми. Он пластичнее, безопаснее и удобнее пластилина.

Для начала давайте разберемся, для чего мы лепим?

Ради процесса, во время которого внутри каждого из нас рождается нечто радостное, еле уловимое. Это то, что называется атмосферой творчества. Ради этого прекрасного чувства, ради этой тихой и тонкой радости мы лепим. В это время и взрослые, и дети забывают обо всем, освобождаются, очищаются и отвлекаются. В этот момент не следует вмешиваться в творческий процесс ребенка, пока он сам вас об этом не попросит. Чуть заметно вы можете поправить и направить, не нарушая его внутреннюю гармонию. Ребенок, особенно дошкольник, должен слышать от взрослого только положительную оценку результата своей творческой деятельности!

Занимаясь с детьми лепкой из соленого теста, можно решить ряд очень важных задач:

  1. стимулировать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность детей;
  2. воспитать интерес к изобразительной деятельности и положительное отношение к ней;
  3. сформировать изобразительные навыки и умения;
  4. развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), выделение характерных признаков;
  5. улучшить восприятие, воображение, память, внимание, мелкую моторику.

Способы и приемы лепки

Способы:

Конструктивный способ: изображаемый предмет лепится по частям (наиболее простой).

Пластический способ: все изделие выполняется из целого куска, без деления на части.

Комбинированный способ : при лепке одного изделия используются конструктивный и пластический способы.

Приемы:

Приемы лепки можно разделить на две группы: в одних работает ладонь, в других – пальцы.

При лепке из соленого теста используются следующие приемы : скатать, раскатать, расплющить, отщипнуть, разрезать стекой, согнуть.

При соединении частей используются приемы : прижать, вдавить.

Выполненные детали могут наклеиваться на ткань или плотный картон с помощью клея ПВА или «Момент». На заготовки из тонко раскатанного и высушенного теста различной формы (круглой, прямоугольной, квадратной) детали приклеиваются водой.

Существует большое количество приемов и способов приготовления соленого теста, но все они базируются на едином правиле: мука в два раза легче соли . Если вы берете две части муки (где одна часть равна, например, стакану), то добавляете одну часть соли (лучше экстра, молоть соль в кофемолке нежелательно) и одну часть холодной воды. Воду необходимо добавлять постепенно, при этом тщательно перемешивая. По желанию можно добавить ложку подсолнечного масла или крема для рук для пластичности.

Для работы вам также понадобятся: стеки, дощечки, коробочки для муки, стаканчики с водой, кисточки, для украшения изделий, различные специи (гвоздика, черный перец горошек), плодоножки от ранеток и другой природный материал, набор оформительского геля, гуашь, лак для покрытия готовых изделий, рамки для создания настенных панно.

Особого внимания требует сушка изделий . Их можно сушить в духовке электроплиты (1 час при температуре 75 градусов, затем 30 минут при 100 градусах, 30 минут при 130 градусах); использовать воздушную сушку (тепло солнечных лучей) – это самый экономичный способ, но и самый длительный; или попробовать комбинированный способ - изделие выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке. Нельзя сушить изделия на батарее. При постукивании по готовому изделию должен раздаваться звонкий звук.

При раскрашивании готовых (высушенных) изделий используйте гуашевые краски, их цвета наиболее яркие и стойкие. Перед раскрашиванием изделий их грунтуют белой масляной (гуашевой) краской с помощью грубой щетинистой кисти.

Покрывать поделки лучше жидким прозрачным лаком. Он подчеркивает цвет, придает зеркальный блеск. Однако наносить его можно только на полностью высушенное изделие, иначе оно потрескается. Необходимо наносить несколько слоев лака, так как он очень сильно впитывается высушенным тестом.

Демидова Екатерина, руководитель творческого направления в семейном клубе «7Я», ведущая занятий с детьми «Мукасолька», а также творческих мастер-классов для взрослых.

Семейный клуб «7Я"» ‒ это место, где вам будет комфортно готовиться к появлению ребенка, развивать его, развиваться и творить вместе с ним, укреплять семейные отношения, искать свое предназначение,обретать друзей, общаться с единомышленниками и быть по-настоящему счастливым человеком. «7Я» ‒ место, где мы вместе! Город Нижний Новгород, ул. Бетанкура, 3. Телефон для связи 8-929-054-7777

Лепка из соленого теста – увлекательное занятие, которое способно доставить массу удовольствия как маленьким непоседам, так и взрослым дядям и тетям. Соленое тесто – превосходный податливый материал, из которого можно изготовить массу интерес...

Лепка из соленого теста – увлекательное занятие, которое способно доставить массу удовольствия как маленьким непоседам, так и взрослым дядям и тетям. Соленое тесто – превосходный податливый материал, из которого можно изготовить массу интересных поделок, в том числе целые картины, излучающие тепло рук мастера и домашний уют.

  • Поделки из соленого теста

Видео-каталог работ и идей для лепки

Чтобы создать настоящий шедевр придется хорошенько постараться, но освоить тестопластику под силу абсолютно каждому, тем более что эта техника не требует наличия каких-либо уникальных способностей и дорогих материалов. Если задаться целью, все необходимое можно отыскать, не выходя из дома, было бы желание. Для деток изготовление поделок из соленого теста станет не только интересным, но еще и очень полезным занятием, поскольку мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи, мышления, внимания, воображения, зрительной и двигательной памяти, а любое совместное творчество сближает.

Как приготовить соленое тесто для лепки

Практически каждый мастер пользуется своим уникальным рецептом теста, поэтому сегодня мы предложим сразу несколько рецептов. Все рецепты хороши, но каждый хорош по-своему. Один больше подойдет для мелких изделий, другой – для крупных, третий годится для работы с детьми. Поэкспериментировав с разными компонентами, вы сможете определиться с оптимальной рецептурой.

Рецепты соленого теста

Первый вариант: универсальное тесто

  • 1 стакан соли
  • 1 стакан пшеничной муки
  • 1 ст.л. растительного масла
  • полстакана воды

В большую миску всыпаем стакан соли и стакан муки. Перемешиваем ложкой. Вливаем полстакана воды и столовую ложку растительного масла. Перемешиваем ложкой и вымешиваем руками до однородного состояния, как и обычное тесто. Чтобы масса получилась более пластичной, воду заменяем киселем из крахмала. Для приготовления киселя столовую ложку крахмала растворяем в 1/2 стакана холодной воды. В маленькой кастрюльке еще один стакан воды доводим до кипения. Помешивая, вливаем в кипящую воду раствор крахмала. Когда содержимое кастрюльки станет прозрачным и загустеет, выключаем огонь, даем киселю остыть, а затем вместо воды добавляем его к смеси муки с солью.

Если тесто получится слишком мягким, на дне миски смешиваем столовую ложку соли со столовой ложкой муки. Прижимаем ком теста к смеси и замешиваем. При необходимости повторяем процедуру.

Второй вариант для простых моделей

  • 200 грамм муки
  • 200 грамм соли
  • 125 миллилитров воды
  • (прежде чем добавить в тесто, клей необходимо развести в теплой воде до консистенции сметаны)

Третий вариант для крупных моделей

  • два стакана муки
  • один стакан соли
  • 2/3 стакана воды

Может понадобиться немного больше воды, ее количество зависит от сорта муки. По плотности тесто для лепки должно напоминать размягченный пластилин. Для приготовления теста в горячую воду высыпаем соль, ждем, пока соль полностью раствориться, а вода остынет. Добавляем муку (вполне подойдет и второй сорт) и тщательно вымешиваем тесто.

Крепкое соленое тесто для плиток и плат

  • 200 грамм муки
  • 400 грамм соли
  • 125 миллилитров воды
  • 2 столовые ложки клея для простых обоев

Пятый вариант: соленое тесто для тонких работ

  • 300 грамм муки
  • 200 грамм соли
  • 2 столовые ложки клея для простых обоев
  • 4 столовые ложки глицерина

Чтобы в готовом изделии не попадались кристаллики, а поверхность получилась гладкой, соль для приготовления теста должна быть мелкого помола. Если под рукой оказалась только крупная соль, перед замесом теста ее следует перемолоть в кофемолке или развести указанным в рецепте количеством воды. Лучше выбирать недорогие сорта муки без эмульгаторов, разрыхлителей и прочих добавок.

Готовое тесто оборачиваем пленкой, чтобы не пересохло, и на несколько часов отправляем в холодильник. Это сделает тесто более эластичным и во время лепки с ним будет легче работать, и оно не будет ломаться по бокам.

Для работы с детьми выбирайте рецепты без содержания клея.

Неокрашенное тесто будет иметь светло-бежевый цвет. Чтобы придать изделию теплый хлебный оттенок, берем по половине пшеничной и ржаной муки от указанного в рецепте количества. Использовать одну ржаную муку нежелательно, поскольку тесто получится твердым, неэластичным и будет крошиться.

Используя акварель или гуашь, расписывать можно либо готовые фигурки, либо окрасить тесто еще на этапе замеса. Для окрашивания теста отлично подойдут гуашевые краски, пищевые красители или натуральные продуктовые красители: фруктовые и овощные соки (свекольный, морковный сок, сок петрушки), какао, кофе. Тесто разных цветов хранится в отдельных целлофановых пакетах или баночках. Точно также как и краски, куски окрашенного теста можно смело смешивать для получения нужного оттенка:

  • синий + белый = голубой
  • голубой + желтый = зеленый
  • зеленый + синий = изумрудный
  • синий + розовый = фиолетовый
  • белый + красный = розовый
  • желтый + красный = оранжевый
  • зеленый + красный = коричневый

Поделки из соленого теста

Пока тесто охлаждается и доходит до нужной кондиции, можно подготовить рабочее место и все необходимое для лепки. Прежде всего, освобождаем от посторонних предметов стол и застилаем его клеенкой. Также нам может понадобиться:

  • рабочая доска для раскатки теста (можно воспользоваться куском плотного картона, сверху покрытым листом фольги для запекания)
  • скалка (можно заменить гладкой бутылкой)
  • нож с тонким лезвием
  • картон
  • карандаш
  • кисточка
  • нити мулине
  • алюминиевая фольга
  • различная мелочевка: пуговицы, пробки, спички, монетки – для создания рельефных поверхностей; бисер, крупа, фольга – для украшения.

Для лепки из теста в ход идет практически все: пуговицы и ткани для фактурных отпечатков, различные семена и крупы для оригинальных орнаментов, засушенные цветы, свежие рельефные листочки, веточки и т.п. Ткани и предметы слегка смачиваем растительным маслом перед отпечатыванием, чтобы они не прилипали к тесту. Красивые пуговицы, камешки, стеклышки, стеклярус, бисер, лоскутки и кружева, нити и цепочки можно не только отпечатывать, но и «впечатывать» прямо в тесто. Если вы будете обжигать свои изделия в духовке, следите, чтобы бисер был не пластмассовым, а стеклянным, а нитки – не из синтетики.

Поскольку на воздухе тесто очень быстро сохнет, на рабочем столе его необходимо держать в плотно закрытых баночках. Каждый раз необходимо брать ровно столько теста, сколько необходимо, а излишки сразу же складывать обратно.

С тестом можно работать несколькими способами. Во-первых, можно раскатать пласт теста, вырезать из него разнообразные плоские фигурки, а затем составить из них композицию. Однако чтобы получилось объемное изделие, отдельные детали лучше вылепить, а затем соединить их в задуманную композицию. Места стыка смачиваем с помощью кисточки и аккуратно прижимаем пальцем. Присоединить голову к туловищу поможет зубочистка.

Чтобы создать картину или табличку на основе платы, сначала раскатываем тесто толщиной один-полтора сантиметра, вырезаем из него нужную форму, даем ей несколько дней подсохнуть и лишь после этого наносим остальные детали, в качестве клея используя то же самое соленое тесто, разведенное до кашеобразного состояния. Свежие детали скрепляются с помощью кисточки и воды.

Чтобы смастерить симпатичную рамочку, сначала можно начертить на картоне эскиз, затем вырезать его и облепить тестом, а когда он немного обсохнет, приделать мелкие детали.

При работе с объемными вертикальными фигурами следует использовать проволочный каркас. Внутрь больших объемных изделий можно вкладывать плотно сформированные шарики из фольги для выпечки, коробочки или баночки, тщательно затянутые тестом, чтобы не осталось дыр и трещин. В этом случае для изготовления изделия потребуется меньше материала, при сушке оно не будет деформироваться и значительно быстрее высохнет.

Если после работы у вас осталось неиспользованное тесто, заверните его в клеенку или полиэтиленовый пакет и положите в холодильник. Это позволит тесту не высыхать и не портится в течение нескольких месяцев.

Сушка, обжиг, раскраска и лакировка

Чтобы изделия из теста приобрели прочность, их нужно высушить на воздухе или обжечь в духовке. Первый вариант займет довольно много времени, поскольку при воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно. При хорошей погоде за один день изделие просушится всего лишь на несколько миллиметров. На батарею поделки из теста лучше не класть, потому как велика вероятность, что они просто потрескаются.

Лучше использовать комбинированный метод – сначала немного подсушить изделие на солнце, а затем обжечь в духовке. Запекать изделие нельзя! Оно должно не печься, а сушиться при самой низкой температуре, дверца духовки при этом должна быть слегка приоткрытой. В таком режиме обжигать изделие следует полтора-два часа, пока оно не зарумянится, а тесто не затвердеет. В случае перегрева, на фигурке появятся пузырьки и трещины.

После сушки или обжига изделия из соленого теста можно раскрашивать и покрывать лаком. Для раскраски можно использовать акриловые краски, но лучше всего подойдет художественная гуашь с добавлением небольшого количества клея ПВА. Эта смесь после высыхания придаст изделию легкий блеск и не будет прилипать к рукам. Для лакировки отлично подойдет акриловый лак, он нетоксичен, водорастворим и сохнет всего 6-8 часов.

Мастер-класс по изготовлению веселых котов

Методическая разработка по лепке из солёного теста для педагогов

Рыжевская Наталья Ивановна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.
Методическая разработка раздела программы творческого объединения "Город мастеров" "Художественная лепка из солёного теста" . Материал рассчитан на четыре года обучения для детей старше 7 лет, для педагогов дополнительного образования и педагогов школ.

Пояснительная записка

Человек издавна научился готовить из муки и воды - лепить лепёшки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине, сами печём пироги. Украшаем их немыслимыми завитками, а на праздники своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок. А вот произведения прикладного искусства из этого материала - совсем другое дело. Более того – высокохудожественное.
Лепка из солёного теста в последнее время стала очень популярна. Данное искусство становится более распространённым и плодотворно развивается. Изделия из солёного теста – это самый лучший способ украсить свой дом, привнести в него индивидуальность, а также порадовать своих родных и друзей.
Современная педагогическая наука рекомендует детям с самого раннего возраста, в целях развития моторики пальчиков рук и речи как явлений взаимосвязанных друг с другом, заниматься лепкой из теста, пластилина. Они развивают воображение, оба вида мышления – логическое и абстрактное, а также художественные способности ребенка.
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, при этом доступна очень маленьким детям.
Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно – пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой маленький, сделанный из соленого теста мир, но зато, как похожий на настоящий!
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и берет в руки и по мере необходимости изменяет. А если материала достаточно и рядом есть взрослый, который вовремя поможет и поддержит малыша, то лепка станет любимым занятием на долгие годы.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:
повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
развивают воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику;
синхронизируют работу обеих рук;
Самое важное и ценное в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

2. Цель и задачи раздела

Цель: «Раскрыть и развить потенциальные способности в ребёнке»
Задачи:
1 год обучения
научить детей лепить из солёного теста яблочки, листочки, фигурки животных, раскатывать колбаски;
формировать умение правильно использовать различные технические приемы при лепке из соленого теста;
развивать аккуратность при окрашивании готовых изделий.
2 год обучения
учить детей самостоятельно замешивать тесто и лепить более сложные формы;
осваивать навыки организации и планирования работы;
воспитывать культуру общения и поведения в коллективе.
3год обучения
научить новым приёмам лепки из солёного теста;
развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
учить самостоятельно смешивать краски, развивать чувство меры.
4 год обучения
продолжать закреплять навыки творчества в работе с солёным тестом, добавляя дополнительные материалы: бисер, шёлковые ленты, перья, цветные шнуры;
развивать творческие способности ребенка, его познавательную активность;
формировать художественный и эстетический вкус, гармонию между формой и содержанием художественного образа.

3. Психолого-педагогические аспекты

Программа творческого объединения «Умелые руки» разработана с учетом возрастных особенностей детей. В настоящее время в условиях нашей страны младший школьный возраст охватывает диапазон от 6-7 до 10-11 лет.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Развитие личности ребенка, его интеллекта предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, обучения. Для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе, научить их учиться, быть внимательными, усидчивыми. В этом возрасте закрепляются и развиваются далее основные человеческие характеристики познавательных процессов как внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь.
В этот период работы с детьми следует, прежде всего, опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них наиболее развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных. Внимание детей к этому моменту должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Память у детей является довольно хорошей, но чем старше становится ребенок, тем больше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. Основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста: учение, общение, игра и труд. Особенно важную позитивную роль в интеллектуальном развитии играет труд и занятия творческой деятельностью, они должны быть достаточно разнообразными и интересными для детей.
Расширение сферы и содержания общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для детей выступают в роли педагогов, служат образцами для подражания и основным источником знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в этом возрасте. Общение взрослых и детей улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей.
Игра в этом возрасте продолжает занимать второе место после учебной деятельности (как ведущей) и существенно влияет на развитие детей. Участие детей в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые могут детям понадобиться в их взрослой жизни.
В младшем школьном возрасте в основном оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и на его общение с людьми.
Подростковый период развития охватывает возраст примерно с 10 – 11 до 15 лет. Развитие всех сторон личности, интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, обучения. Главное внимание в воспитании подростка следует сосредотачивать на развитии мотивационной сферы личности: определении им своего места в жизни, формировании его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание человеком самого себя, своих возможностей, способностей, тяга к общению со сверстниками, формируется общие взгляды на жизнь.
У подростка 10-12 лет резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Педагогу легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействовать на общественное мнение.
У подростков 13-15 лет складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками.
Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.
Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами взрослого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

4. Ожидаемые результаты

1 год обучения
Должны знать:
основной рецепт замешивания теста.
Должны уметь:
самостоятельно лепить листочки, кружочки, фигуры животных (морж, крокодил, птичка), раскатывать колбаски и изготавливать из них простые веночки.
2 год обучения
Должны уметь:
лепить и раскрашивать готовые изделия (веночки, корзиночки, яблоньку, животных)
3 год обучения
Должны уметь:
лепить фигуры сказочных персонажей (ведьму, клоуна, мальчика с пальчик, принца Ахмеда)
самостоятельно подбирать краски, раскрашивать и покрывать лаком изделия.
4 год обучения
Должны уметь:
самостоятельно замешивать тесто, лепить более сложные фигуры, раскрашивать их, покрывать лаком и украшать дополнительными материалами (бисером, перьями, тесьмой, шёлковыми лентами, цветными шнурами)
окрашивать готовое вымешанное солёное тесто.

5. Обоснование используемых в образовательно-воспитательном процессе по разделу программы технологий, методов, форм организации деятельности детей

Беседа – используется на занятиях, когда ребятам надо дать информацию, и узнать, что они знают по данной теме. Такая форма располагает к общению между взрослыми и детьми внутри коллектива.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний воспитанников в трудовой деятельности. Такие упражнения соответствуют трудовому воспитанию.
Сюжетно-ролевая игра – творческое воспроизведение детьми, самостоятельно или с помощью взрослых, социальных отношений или материальных объектов на основе жизненных или художественных впечатлений ребенка. Такая игра способствует нравственному воспитанию, развитию фантазии, воображения, общей культуры ребенка.
Игра-труд – деятельность, сопровождаемая игрой воображения, выполняемая с удовольствием, в которой закрепляются представления об окружающем мире, осваиваются самые общие приемы коллективных действий в процессе труда. Её назначение многократное раскрытие личностных качеств и способностей, организация работы малых групп на основе общих интересов.
Дидактические игры – формы, специально создаваемые педагогикой, в том числе и народной, семейной, в учебно-воспитательных целях. По характеру используемого материала делятся на предметные (дидактические игрушки и материалы); настольно- печатные и логические, словесные (игры- загадки, задачи, предложения, игры- путешествия). Используются для интеллектуального развития познавательных способностей

6. Система знаний

Сначала была лепёшка.
Когда то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепёшкам пришли первые караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба. Древние инки лепили из теста фигурки людей и животных и затем приносили их в жертву богам. В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных материалов. Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать. В это же время появились и деревянные формы для выпечки фигурного хлеба. По сей день, такими формами пользуются для приготовления выпечки к Рождеству. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
В Китае, начиная с XVII века, делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки. Эти фигуры из теста заменяли людей и животных, которых приносили в жертву в прежние времена.
Один из народных художественных промыслов Эквадора - поделки из ярко-окрашенного теста. И если раньше фигурки из теста имели символический или мистический смысл, то теперь для туристов умельцы пекут всё что угодно.
В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышным орнаментом. В Польше, Чехии и Словакии очень популярны картины из теста.
Хотя поделки из солёного теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто в последние годы стало популярным материалом для лепки: оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие.
Мука:
-это природный продукт, и её качество может меняться и от степени размола, и даже от погодных условий, при которых зерно созревало. Поэтому на практике универсальный рецепт солёного теста приходится слегка корректировать, но это не вызовет затруднений в работе. Для солёного теста лучше всего подходят недорогие сорта муки, не подвергнутой специальной обработке и без добавок эмульгаторов и рыхлителей. Ведь для лепки не важно наличие в муке витаминов и микроэлементов.
Пшеничная мука больше всего подходит для приготовления солёного теста. А в тесте из ржаной муки образуется много пор, его труднее сушить, и в лепке оно более твёрдое. Различные сорта муки можно смешивать, например пшеничную и ржаную муку.
Если вы хотите поэкспериментировать с другими сортами муки, купите ее для начала немного и обязательно смешивайте с пшеничной или ржаной мукой.
Соль:
-добавляют в тесто исключительно как защиту от мышей и вредных насекомых. Поэтому большого её количества, в сущности, не требуется. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведёт к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую, даже самую дешёвую. Соль грубого помола лучше размельчить в кофемолке.
Рабочее место:
-желательно, чтобы помещение, в котором вы готовите тесто, было прохладным, а ваши руки - холодными. Если температура воздуха выше 20 С, тесто станет слишком мягким и его трудно будет обрабатывать.
Если с тестом будут работать дети, замесите его покруче, потому что в теплых детских ручках тесто размягчится.
Что потребуется для работы:
-кисть, стаканчик для воды, валик для раскатывания теста, зубочистка, деревянные палочки, наборы стек, маленькие ножички для обработки краёв, ситечко, чесноковыжималка, специальное колёсико для резки теста, пуговицы для оттиска и другой подручный материал.
Приготовление солёного теста:
-тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если же оно прилипает к рукам, нужно добавить муки.
Учтите, что один и тот же объём различных продуктов весит по разному:
1 чашка муки весит около 100 грамм;
1 чашка соли весит около 200 грамм.
Основной рецепт солёного теста из пшеничной муки:
2 чашки (около 200г.) муки
1 чашка (около 200г.) соли
¾ чашки (около 125 мл.) воды
Чтобы тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его нужно хорошо вымесить и размять, пока оно не станет эластичным. Эластичность теста и прочность изделий из него можно повысить, добавив при замешивании 1-2 чайные ложки сухого обойного клея, перемешав его с мукой и солью.
Обработка солёного теста.
Старайтесь лепить или вырезать изделия сразу на противне, при этом сторона изделия остаётся ровной и не возникает повреждений при переносе его к месту сушки и обжига.
Перед началом работы смочите противень водой с помощью кисти, для того чтобы между тестом и противнем не образовались воздушные пузырьки. Чем лучше тесто прилегает к противню, тем ровнее получится обратная сторона изделия после сушки или обжига.
Сушка и обжиг.
Сушка – очень важный этап в изготовлении изделий из солёного теста. Положим, вы задумали и сотворили нечто замечательное. И вдруг – в результате поспешного или неправильного обжига - изделие треснуло и все пошло насмарку! Вот действительно большое разочарование.
При сушке в духовом шкафу сначала включите верхний огонь и просушите изделие на нём до тех пор, пока его поверхность не начнёт подрумяниваться. После этого изделие уже не деформируется.
Затем установите противень на среднем уровне духовки. Если вы хотите придать изделию бежевый цвет, используйте верхний огонь чуть дольше. Если на изделии появляется лёгкая выпуклость или изделие слегка вздувается, значит, температура слишком высокая, и если вы её не убавите, то на обратной стороне могут образоваться трещины.
Как определить полностью ли высохло изделие? Постучите указательным пальцем по изделию. Если звук приглушённый, значит, внутри модель сыровата и её нужно ещё на некоторое время оставить в печи. Если же звук звонкий, значит изделие высушено.
Существует несколько способов сушки:
Воздушная сушка – занимает много времени; на обратной стороне изделия образуется углубление;
Сушка в духовом шкафу – 1 час на каждые ½ см. толщины теста;
Комбинированная сушка – сначала изделие сушат на воздухе несколько дней, а затем досушивают в духовом шкафу. Более подходит для больших объёмных изделий;
Сушка горячим воздухом в гриле.
Микроволновая печь не применима для сушки изделий из солёного теста.
Раскрашивание.
Чтобы краски были сочными и ложились ровно, изделия перед раскрашиванием грунтуют. Для этого можно использовать белую водорастворимую краску, которую наносят кистью. Далее использовать любую краску-акварель, масляную, гуашь. Предпочтение гуашевым краскам, так как изделия получаются ровно окрашенными и яркими.
Окрашивание.
Чтобы окрасить готовое вымешанное тесто, нужно по капельке добавить в него пищевые красители. Если изделие будет однотонным, краску можно добавить при замешивании теста, а если изделие должно быть разноцветным, то готовое вымешанное тесто делят на части по количеству цветов. Затем лепят шарики, в середине которых продавливают углубления. Далее в эти углубления капают краску, после чего тесто тщательно разминают до тех пор, пока оно не будет равномерно окрашено. Обычно достаточно 2-3 капель красителя на 100 гр. теста, чтобы получить нужный оттенок.

Вырезание по шаблону.
Шаблоны лучше делать из тонкого картона с водонепроницаемым покрытием. Обычный картон может прилипнуть к тесту.
Раскатайте тесто до толщины ½ см. на рабочей доске или противне. Наложите подготовленный шаблон на тесто и тонкой острой стекой вырежьте фигурку по краю шаблона. Затем осторожно отделите шаблон, а края фигурки смочите водой при помощи кисточки и подровняйте деревянной палочкой.
Склеивание.
Чтобы соединить части изделия в одно целое, заранее смочите их мокрой кисточкой, и они склеятся, благодаря клейким свойствам муки. Если вам нужно наложить детали друг на друга, смажьте водой обратную сторону накладываемой части, иначе при сушке растёкшиеся водяные пятна изменят цвет. А чтобы вы не сомневались в хорошем результате, смажьте смоченной в воде кистью всё изделие целиком, прежде чем оно попадёт в духовой шкаф.
Обработка подручными средствами.
Обработка теста предметами домашнего обихода часто даёт впечатляющий эффект. Например, расческой можно нанести на тесто ажурный узор, а при помощи пуговиц поверхность изделия можно сделать рельефной. Тестом, пропущенным через чайное ситечко можно украсить веночки, ёлочку, а через чесноковыжималку, сделать кудряшки для барашка. Можно сделать специальный валик, на котором вы заранее вырежете декоративный узор, а потом напечатаете его на тесто. Для оттиска можно использовать засушенные травы.
Лакировка.
Лаковое покрытие защищает изделие от влаги. Прозрачные лаки могут быть жидкими и густыми. Жидкие лаки плохо защищают изделия из солёного теста, поскольку они проникают внутрь, и поэтому изделие приходится лакировать много раз. И всё же используйте именно жидкий лак, если хотите, чтобы изделие выглядело более румяным и менее блестящим.
Густые лаки, напротив, надёжно защищают изделия от влаги, и ими тщательно покрывают изделия со всех сторон. Получается красивый ровный блеск.
Процесс лепки
1. Цилиндрическая форма (колбаска, валик), получается при движении ладошками рук вверх- вниз, можно раскатать кусочек теста по твердой поверхности прямыми движениями. Можно раскатать длинные и короткие валики, толстые и тонкие. Преобразовывая их получить бублик, баранку, улитку, змею, цветок, листок, морковку, косу, стебелек растения, сплющить в ленту.
2. Шарообразная форма (шар, колобок) получается, если раскатать кусочек теста круговыми движениями между ладошек или одной ладонью на твердой поверхности. При преобразовании можно получить яичко, воздушный шарик, грушу, матрешку, банан, огурец, колесо, лепешку, пирамидку, мороженое, шляпка гриба и т.д.
3.Вспомогательный способ:
вытягивание от основной формы мелких деталей (клювик, ушки, хвостик и т.д.) и придание им необходимой формы и положения (заостряя или сплющивая);
загибание края формы заготовки – горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, - усиливающие сходство образов с реальными предметами и передающие их функциональность;
использование стеки и других приспособлений: колпачков фломастеров, крышек, палочек, пластмассовых вилок и т.д.
Можно дополнять вылепленный образ различными элементами из других материалов (бисер, ракушки, бижутерия, пуговицы, перышки и стружки и т.д.)
1 год обучения.
Веночки и сердечки.
Для веночка или сердечка раскатываем колбаски и вьём или заплетаем в косы изделие. Украсить можно засушенными цветами, гвоздикой.
Медальоны.
Раскатываем тесто, различными формами для печенья вырезаем нужный медальончик. Для узора используйте перчинки, зёрнышки, трубочки для оттиска, пуговицы. Украшаем тестом, блёстками. Шнур для подвески должен сочетаться с самим изделием по цвету и фактуре.
Розы.
Делаем колбаску длиной 2 – 2,5 см, сплющиваем ее в лепешку большим и указательным пальцами, чтобы серединка была толстая, а края тонкие. Накручиваем лепешку на спичку или на палочку. Это сердцевина розочки. Сердцевину обкрутить лепешками разных размеров – лепестками – до получения цветка нужной величины.
Гусеница.
Приготовить тесто по классическому рецепту. Слепить колбаску – туловище, изогнув его волной. Нанести на туловище гусеницы рисунки: с помощью ножичка – на задней части, иголки на средней, зубочистки – на передней. Придать мохнатость, выдавив из ситечка тесто и прилепив его к туловищу перед головкой. Прикрепить головку – шарик, на котором обозначить с помощью ножичка глаза, носик, ротик. Тоненькой поперечной колбаской отделить хвостовую часть. Приклеить маленькие шарики для украшения и прикрепить маленький бантик из теста. Приклеить лепешечки щечки, сделать челку из тонких полосок. Сделать ножки. Готовую гусеницу просушить и наклеить в рамку на светлый фон. После высыхания раскрасить разными цветами.
Зайка с морковкой.
Чтобы слепить туловище, голову и лапки зайчика, разомните тесто и скатайте шарики, разного размера, затем слегка сплющите их ладонями. Влажной кисточкой смочите места стыков и соедините части изделия друг с другом. Затем слепите или вырежьте уши и прикрепите их к голове. Нанесите стекой рисунок чтобы отметить части лица. К лапке приклейте морковку, вылепленную из комочка теста
2 год обучения.
Яблонька
Приготовить по рецепту тесто, раскатать при помощи скалки пласт теста толщиной 7 мм, по шаблону вырезать ствол дерева, нанести стекой полоски – кору. Из небольшого кусочка теста сделать колбаску, нарезать из колбаски кружочки. Скатать их в шарики, расплющить в лепешку, сдавить тесто большим и указательным пальцами, чтобы получилась острая верхушка, нанести стекой прожилки и у нас получились листочки. Листочки с нижней стороны намочить слегка водой и приклеить на ствол дерева. Чтобы получить яблоки нужно: скатать колбаску, отрезать от нее маленькие кусочки, скатать их в шарики, из семян гвоздики сделать плодоножку. Когда яблоки готовы с нижней стороны смочить их и наложить на листья яблони. После высыхания раскрашиваем гуашью.
Ёжик
Слепить из теста шар, вытянуть его с одного конца и приподнять, чтобы получилась мордочка, придать тельцу нужную форму, слепить ушки из лепешки и прикрепит их к тельцу, с помощью ножика сделать углубления – глаза, а с помощью ножниц иголки. Высушить, можно поместить его на зеленую лужайку, после высыхания раскрасить

Птичка.
Раскатать тесто толщиной 1 см. фигурку вырезать по шаблону. Для глаз взять перчинку. Из теста скатать шарики величиной с лесной орех, из них составить первый ряд узора хвоста. В этих шариках соломинкой или палочкой проколоть маленькие дырочки. Второй ряд – шарики поменьше. Дальше можно пофантазировать - выложить узор из зёрнышек.
Корзиночка малая.
Ручку делаем из колбасок, переплетая их. Короб корзины – круг из теста толщиной 1 см. Чтобы сделать узор корзиночного плетения, на коробе корзины линейкой проведём вертикальные линии. По этим линиям тесто с двух сторон сплющиваем двумя вилками. Украшаем розами, яблоками, листочками.
Морж, крокодил делаются самостоятельно детьми, по одной форме, из колбасок, шариков, овалов.

3 год обучения.

Принц Ахмед.
По принципу лепки принца лепятся все фигуры человека. Туловище: берут форму конуса, нижнюю часть его разрезают пополам, чтобы сделать ножки. Там, где туловище будет соединяться с головой, воткните зубочистку и по половине зубочистки - в места стыков ножек и ступней. Руки: лепить с расширением от плеча к запястью, чтобы получились рукава одежды. Шаровары: из тонко раскатанного теста сделать пышные шаровары, заложив складки сверху, и у ступней, закрыв места стыка полосками теста на ногах и отворотом жакета сверху. Ступни: слепить из двух одинаковых шариков. В нижней трети ступни сделайте засечку, затем переднюю часть слегка загните к верху, а заднюю насадите на зубочистку. Ладошки: слепить из маленьких шариков, придав им форму рукавички. В утолщение нижний части руки острой палочкой или стекой проткните дырочку и вставьте в нее ладошку. Голова и тюрбан: делается шар в соответствии с размером туловища и прикрепляется. Чтобы получить тюрбан, отдельные колбаски из теста наматывают вокруг головы, верх украсить небольшим наконечником. Пояс: делается колбаска, затем раскатывается скалкой, вырезаем полоску и приклеиваем к талии, завязываем узел. Украшаем после обжига бисером, перьями, лентами. Раскрашиваем, лакируем.
Корзина «Рог изобилия»
Лепится как и малая корзиночка, только украшается большим количеством цветов и фруктов. Можно раскрашивать, а можно оставить натуральный цвет теста, только покрыть лаком.
Панно «Золотые талеры».
Фон тёмно-синий бархат. Девушка в одежде украшенной настоящими кружевами, стоит на полянке из засушенного мха. Вокруг разбросаны талеры покрашенные в золотой цвет.

4 год обучения.

Более сложные работы. Лепка сказочных персонаже по той же технологии, как и принц «Ахмед». Украшения из бисера, перьев, бусин, тесьмы.

Кулон «Рыбка»
Окрашиваем готовое тесто в любой понравившийся цвет. Лепим форму сами или вырезаем по шаблону. Глаза бусинки. Делаем оттиск чешуи из подручного материала. Шнур цветной. Сушим, лакируем.

Кулон «Змейка с камнем»
Окрашенное тесто раскатываем в виде змейки. Глаз – бусинка. Берём любой декоративный камень, обвиваем змейкой вокруг камня, предварительно смочив его водой для прочности приклеивания. Делаем насечки на змейке. Сушим, лакируем.
Шкатулка для драгоценностей.
Можно использовать любую баночку из под крема. Обмазываем её тестом. Украшаем по желанию. На крышке лепим красивые цветы: розы, лилии, ромашки. Сушим на воздухе несколько дней. Раскрашиваем. Лакируем.

1 001 идея интересного занятия с детьми

Мастер-класс «Лепка из солёного теста как один из приёмов формирования духовно-нравственной сферы ученика, его познавательной активности»

Титлянова Елена Юрьевна,МКОУ СОШ №14 г.Слободской, учитель ИЗО, 43 регион

Предмет (направленность): ИЗО

Возраст детей: 7-13 лет 1-7 класс.

Место проведения: урок и внеурочная деятельность.

История лепки из солёного теста:

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста.
В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.
Один из народных художественных промыслов Эквадора — поделки из ярко окрашенного теста.
В Испании на алтарь приносят хлебные венки.
В Греции традиционно пекут хлебные венки, отделанные ярким орнаментом.
В Польше, Чехии и Словакии очень популярны картины из теста.

Соленое тесто в последнее время стало очень популярным. Изделия, сделанные из соленого теста, красивы, элегантны и долговечны.

Цель технологии: создание условий для формирования духовно-нравственной сферы ученика, его познавательной активности

Задачи применения технологии на уроке:

    Повышение познавательного интереса, формирование духовно-нравственной сферы обучающихся через погружение в национальную культуру (УНТ, христианские праздники, традиционные Вятские праздники, верования, обычаи)

    Создание условий для освоения обучающимися предлагаемой технологии

    Восстановление и сохранение здоровья обучающихся через применение технологии лепки из солёного теста

    Формирование УУД школьников в ходе освоения технологии

Суть технологии:

Дидактическую ценность данной технологии можно оценить в трёх направления:

1. Занятия по освоению данной технологии целесообразно строить на материале, представляющем художественную, воспитательную, духовно-нравственную ценность. Поэтому происходит внимательный отбор методического материала для занятия.

2.Технология лепки из солёного теста основана на формировании проектных умений школьника: видение продукта проекта от эскиза до готового продукта (постановка целей, определение хода работы, практическая работа по плану с применением творческих способностей)

3. Лепка оказывает колоссальное целительное влияние на здоровье человека. Дело в том, что во время лепки активизируются биологически активные точки, расположенные на кончиках пальцев рук и в центре ладони. Происходит самомассаж ладоней, начинает восстанавливаться внутренний энергетический баланс всего организма. Восстанавливается душевное равновесие, что особенно благоприятно для здоровья человека с возбудимой нервной системой. А работа с экологически чистыми материалами (соль, мука, вода, масло) оказывает лечебное и тонизирующее действие на весь организм человека в целом. Таким образом, лепка является частью Арт-терапии, позволяющей раскрыть творческий потенциал человека, высвободить его скрытые энергетические резервы.

Ход работы в рамках технологии:

(в зависимости от возраста учеников)

Подготовительный этап:

Данный этап по технологии больше затрагивает деятельность учителя. Педагог выбирает формы работы, темы занятий, предлагает объекты для изготовления.

Основной этап:

(в зависимости от возраста:

Младшие школьники – готовое тесто

Старшие школьники – с этапом изготовления теста)

Формирование УУД ученика

Чтение народных сказок, былин, изучение традиционных народных праздников

Личностные:

Личностное, жизненное самоопределение;

Нравственно-этическая ориентация.

Создание эскиза индивидуального или коллективного продукта

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные:

Целеполагание – постановка учебной задачи

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Прогнозирование –предвосхищение результата

Изучение приёмов лепки

Познавательные:

поиск и выделение необх. способов лепки, структурирование знаний. Постановка и решение проблемы – формулирование, самост. создание способов решения проблемы

Применение изученных приёмов лепки в создании продукта

Регулятивные:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эскизом

Коррекция. Саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий

Оценивание собственных и коллективных результатов

Коммуникативные:

Постановка вопросов (поиск и сбор информ.)

Управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий)

Умение полно и точно выражать свои мысли в соотв. с задачами и условиями коммуникации

Заключительный этап:

(описание процедуры прохождения презентации: «Ярмарка мастеров», «Пасхальный подарок» — связь с народными и христианскими праздниками)

Работа над презентацией продукта

Результативность.

Рецепты соленого теста.

Рецепт1
1 чашка муки, 0,5 чашки соли мелкого помола, если соль крупная, ее лучше растворить в воде, 1ст ложка растительного масла (можно и меньше, еще вместо масла добавляют обычный крем), вода.
Рецепт2
300 г муки, 300 г соли, 1 столовая ложка растительного масла, 200 г воды.
Рецепт3
1 столовая ложка муки с горкой, 1 столовая ложка соли, 1 столовая ложка воды, несколько капель растительного масла. Для большего количества теста все компоненты увеличьте в одинаковых пропорциях.

Рецепт 4 цветное тесто

    Стакан муки перемешиваем с половиной стакана соли, ванилином для запаха и ложкой растительного масла.

    Перемешиваем и раскладываем поровну по мискам.

    В каждую миску добавляем пищевой краситель (на кончике чайной ложки). Такие пакетики с краской у многих остаются от праздника Пасхи. В каждую миску немного добавить воды, чтобы можно было замесить тесто.

    Для придания интенсивных естественных оттенков используют какао-порошок. Перед добавлением в тесто его разводят в небольшом количестве теплой воды.

Золотое и серебряное тесто

Золотое и серебряное тесто — роскошь!? А сделать его очень просто: замешайте в тесто золотую или серебряную краску (гуашь или акрил) или гель с блестками для гуаши. Его хорошо вводить в тесто вместе с золотой краской.

Как приготовить тесто

Вам понадобятся: соль «Экстра», пшеничная мука, растительное масло, вода, большая миска, стакан и столовая ложка.

Всыпьте в миску 1 стакан соли и 1 стакан муки и перемешайте соль с мукой столовой ложкой. Затем влейте 1 столовую ложку растительного масла и полстакана воды, перемешайте ложкой и месите руками до однородного состояния так же, как обычное тесто.

Положите полученную массу в полиэтиленовый пакет и поместите в холодильник на 2-3 часа. После этого из теста можно лепить. Если после занятий лепкой у вас еще останется тесто, то храните его в холодильнике в полиэтиленовом пакете.

Рабочее место и инструменты

Для того чтобы лепить из теста, надо не так уж много.

Во-первых - стол. Его желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеенкой. Кроме того, вам нужна рабочая доска. Лучше всего для этой цели подойдет кусок плотного картона, покрытый сверху листом фольги для запекания.

На стол надо поставить 2 ёмкости: 1 - с водой и 1 - с растительным маслом.

Кроме того, вам понадобятся: небольшая тряпочка, кисточка для акварели, острый нож, остро заточенный карандаш, шило или толстая иголка, скалка (можно заменить ее гладкой бутылкой), колпачок от фломастера или шариковой ручки.

Приёмы работы с солёным тестом

1.Создадим из солёного теста простые формы: шарики, колбаски, лепешки.
Изготовление шарика:

— возьмите кусочек теста и круговыми движениями покатайте его между ладонями.

Изготовление лепёшки:

Скатайте шарик, расплющьте его, получится лепешка (иногда это удобно делать прямо на изделии).

Изготовление капли:

Скатайте шарик, защипните шарик с одного конца и потяните, поворачивая шарик, продолжайте вытягивать носик.
Изготовление колбаски:

— покатайте кусочек теста между ладонями движениями вперед-назад.
(если, катая колбаску, надавливать на один из ее концов сильнее, чем на другой, получится морковка-конус; если колбаску покатать карандашом,

— получится лента. Учтите, чтобы тесто не прилипало, и карандаш и рабочую доску, на которой вы раскатываете ленту, нужно чуть смочить растительным маслом)

Изготовление ленты:

Изготовьте колбаску, расплющьте её в пальцах или прямо на изделии.

Изготовление геометрических фигур:

Раскатайте скалкой кусок теста по доске, вы получите пластину (не забудьте смазать и скалку, и доску растительным маслом; сделайте это тряпочкой, которая лежит у вас на рабочем столе).

— вырежьте линейкой, смазанной маслом, фигуры с прямыми сторонами, например треугольники или квадраты. Ведите линейку медленно и плавно, чтобы на краях разреза не образовывались трещины.

Изготовление фактурной поверхности теста:

На поверхность теста приложите разные предметы (красивые рельефные пуговицы, раковины, торец пустого стержня от шариковой ручки), с небольшим усилием надавите, чтобы на тесте получился чёткий отпечаток. Помните: делать это надо сразу же после лепки, иначе тесто покроется корочкой, и вместо отпечатков получатся некрасивые проломы.

Сушка

Сушка фигурок из соленого теста осуществляется в духовке при температуре 50-80 градусов в течение часа и более (время сушки зависит от толщины фигурки). Другой вариант — сушить соленое тесто на батарее.

Перед сушкой духовку включают на самый маленький нагрев. Противень ставят на верхнюю полку и держат там до тех пор, пока изделие не начнет подрумяниваться. После этого противень переставляют на среднюю полку.

Если при подсушивании на изделии стали появляться пузыри или оно стало вздуваться, необходимо немедленно уменьшить температуру нагрева, иначе на обратной стороне изделия появятся трещины.

Изделие считается высушенным, если при постукивании по нему пальцем раздается звонкий звук. Если звук — глухой, то изделие внутри еще сырое и процесс сушки можно продолжить.

Воздушная сушка

При воздушной (без нагрева) сушке влага из изделия испаряется очень медленно: за один день изделие просохнет на глубину не более 1 мм.

Комбинированная сушка

После нескольких дней воздушной сушки изделия досушивают в духовке. Этот способ подходит для объемных изделий

О муке:

Лучше использовать недорогие сорта муки, в которых нет эмульгаторов, разрыхлителей и других добавок.

Ржаная мука придает готовому (просушенному) изделию теплый коричневый оттенок, но если тесто замесить только на ржаной муке, оно получится твердым, неэластичным, а при лепке будет крошиться. Вот поэтому ржаную муку смешивают с пшеничной.

О воде:

Воду в тесто добавляют понемногу и только холодную.

О соли:

Соль должна быть мелкой и однородной. Излишек соли может придать тесту ломкость и хрупкость, а после сушки на изделии могут появиться трещины.

Краски

Готовые изделия раскрашивают водорастворимыми красками (гуашь, темпера).

Перед раскрашиванием изделие можно загрунтовать белой краской.

Раскрашивание

Раскрашенные изделия из соленого теста смотрятся очень нарядно. К раскрашиванию приступают после того, как грунтовка высохнет.Краски не следует наносить слишком толстым слоем, поскольку после высыхания поверхность изделия может слегка потрескаться.

Лакирование

Для закрепления красок и защиты изделий от влаги используются прозрачные художественные или мебельные лаки. Лак не только придает блеск и законченность поделке — он предохраняет ее от воздействия влаги и постепенного крошения.

Ольга Пахомова

Мастер – класс по тестопластике . Пошаговое описание работы с соленым тестом . Из опыта работы.

Цель :Развитие мелкой моторики и интеллекта; творческих способностей и воображения. Воспитывать терпение и усидчивость. Побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему.

Предметы, выполненные из теста , часто называют «скульптурой из хлеба» , имея в виду используемые ингредиенты – муку,соль и воду то есть те самые, из которых пекут хлеб. Соленое тесто - превосходный материал для претворения в жизнь мечтаний и идей, а еще это отличное «лекарство для души» спасающее от стресса и депрессии.

Ингредиенты и пропорции : Мука,мелкая соль,обойный клей в порошке,вода. Мука и соль 2 :1 обойный клей 1 столовая ложка

Все основательно вымешать . Вы должны «почувствовать» тесто руками . Это очень важно,ведь от консистенции теста зависит вся дальнейшая работа. Оно не должно быть не слишком мягким,не слишком жестким. Плотность теста всегда можно подкорректировать : для этого иногда достаточно добавить несколько капель воды или наоборот, ст. л смеси из муки,соли и клея.

Как окрасить тесто .

Здесь существуют практически неограниченные возможности. Можно добавить непосредственно в тесто краситель ,как делаю я (акриловую краску,темперу,также какао,сухой сок юппи, молотую куркуму) ,а можно раскрасить уже готовое изделие. Лучше всего развести выбранную краску (у меня пищевые красители) в небольшом количестве воды и добавить ее в смесь муки и соли.

Инструменты.


Инструменты, необходимые на начальном этапе работы,вы легко найдете у себя дома : это миска из стекла или пластика,стакан, скалка,нож, фольга,зубочистки,колесико для разрезания пиццы,колпачки от фломастеров ,крышки от бутылок,формочки для печенья,практически любой предмет может быть использован для того,чтобы придать будущему изделию необходимую форму


И так,соленое тесто предоставляет свободу фантазии, изобретательности, творчеству.

Хранение теста и сушка изделий .

Соленое тесто можно хранить 4-5 дней. Такое ограничение времени хранения зависит от свойства соли,которая делает тесто слишком рыхлым . Соленое тесто нужно хранить в плотно завязанном пакете в прохладном месте


Чтобы изделие из соленого теста стало твердым ,нужно его просушить, то есть вывести из нее как можно больше воды. Наилучший способ- поместить в духовку,лучше в электрическую. Изделие нужно высушить, но не запечь. Температура духовки должна быть минимальной : 50 С. Времени этот процесс занимает достаточно много : нужен примерно 1 час, для слоя теста толщиной 50 мм . Чтобы ваши композиции долго вас радовали,старайтесь уберечь их от сырости. Для прочности готовое изделие можно покрыть бесцветным лаком. Дети очень любят лепить из соленого теста




Я абсолютно убеждена,что соленое тесто создано для того ,чтобы приносить огромное удовольствие и ни с чем не сравнимую радость творчества тому,кто моделирует из него изделия.







Публикации по теме:

Твой Ангел. Я посмотрю душою сквозь пространство… Смешно, но вижу Ангела с тобой… Порой парящий, а порой уставший, Но неразлучен он с.

Лепка – очень полезное занятие. Благодаря ей дети тренируют свои пальцы, развивая мелкую моторику. Кроме того, лепка позволяет развить фантазию.

Дружно елочки лепили, Украшали их потом. Мамам, папам подарили- Удивили мастерством! Каждый ребенок любит получать подарки в новогодние.

В 2016 году юбилейный год и мы решили с детками сделать магниты на "Космическую" тему. Нам понадобилось: 1. Соленое тесто. Рецептов очень.

Мастер-класс «Корзинка с розами» из соленого теста воспитатель МАДОУ "Детский сад №6" г. Перми Дроздова Надежда Ивановна Уважаемые коллеги.

В начале своей работе,когда дети были еще маленькие я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие.