Яблочный сок с мякотью дома. Яблочный сок на зиму в домашних условиях с помощью соковыжималки и соковарки

Портной - творческая профессия в сфере оказания услуг населению, набирающая все большую популярность на рынке труда. В профессии портного можно выделить ряд специализаций: специалист по пошиву верхней одежды, легкой одежды, изделий из кожи, меха и др. Портной изготавливает по индивидуальным заказам швейные изделия различного назначения и для различных категорий населения. Производит переделку изделий, участвует в запуске новых моделей в производство. Все работы делятся на ручные и машинные. Задачей портного является нарезка и соединение определенных компонентов из тканей. Рабочими инструментами портного издревле являются иголка, нить, ножницы, а с XIX века все большее употребление приобрела швейная машинка.

Портной отличается от швеи более высокой квалификацией, он может отшить изделие от начала и до конца, включая раскрой изделия по готовым лекалам, перенос меловых линий, дублирование прокладочными материалами, разметку контрольных линий и знаков и прочие операции, тогда как швея специализируется на выполнении какой-то одной операции швейного производства - например, обрабатывает все детали или только определенный узел швейного изделия на швейной машине (швея-мотористка).

История профессии

История портновского дела

Современный костюм - это плод усилий специалистов самых разных профессий. Художник-модельер проектирует новые формы костюма. Модельер-конструктор разрабатывает конструктивные основы для изготовления лекал этих форм. Инженер-технолог продумывает оптимальный технологический процесс изготовления будущей одежды. Непосредственным пошивом разрабатываемых изделий занимаются портные. Профессия портного имеет древнюю историю, и во все времена считалась весьма почетной, ведь от исполнительского таланта и вкуса этих мастеров зависел внешний вид и простых горожан, и самых высокопоставленных особ. Это было связано с тем, что вплоть до конца XIX века портные занимались всеми этапами изготовления одежды - от проектирования моделей до их пошива и декорирования.

Секреты портновского искусства накапливались в течение тысячелетий. Одежда возникла еще на ранних стадиях развития человеческого общества. Древний человек использовал одежду и как «маленькое жилище, т. е. укрытие от непогоды, и как защиту от сил природы». Первые формы одежды определялись формой тела человека, его образом жизни. На ранних ступенях развития человеческого общества одежда была некроеной и нешитой и представляла собой простейшие покрытия в виде накидок, набедренных повязок, изготовляемых из шкур зверей, листьев, перьев, мягкой древесной коры и волокон растений и закрепляемых на выступающих частях тела. Человек в эпоху палеолита 40-25 тыс. лет тому назад уже умел, пользуясь костяными иглами, сшивать, сплетать и связывать различные естественные материалы, чтобы придать им желаемую форму. Изобретение костяной иглы явилось первым шагом к созданию облегающей одежды.

Следующим важнейшим этапом стало появление тканей. Скорее всего, ткацкое производство возникло в раннем неолите, когда люди впервые научились выращивать растения и разводить животных, дающих шерсть. Процесс труда способствовал появлению более удобных, рациональных форм прилегающей одежды, получаемой путем кройки и шитья чехлов на отдельные участки тела, изготовляемой из более совершенных материалов. В первобытных общинах и раннеклассовых обществах Древнего Востока существовало рационально продуманное распределение труда между мужчинами и женщинами. Изготовлением одежды, как правило, занимались женщины: они пряли нити, ткали ткани, сшивали кожи и шкуры, украшали одежду вышивкой, аппликацией и т. д. Для домашних нужд пряли и ткали женщины дома, а при храмах и дворцах существовали огромные мастерские. Ткачество изначально было занятием женщин, и только с развитием товарного производства оно стало уделом мужчин-ремесленников. Например, в Древней Греции в эпоху эллинизма с развитием товарного производства возникли крупные мастерские - эргастерии, где работали мужчины-ремесленники. В этих мастерских уже существовало разделение труда между работниками-рабами. В императорском Риме ремесленники были объединены в коллегии, которые имели узкую специализацию. В эпоху империи мужчины-ремесленники работали в ткацких мастерских - текстринах. В VIII-IX веках складываются более устойчивые государства, самым крупным из которых была империя франков при Карле Великом. Это был «догородской» период, когда ремесло существовало как часть натурального хозяйства. Ремеслом занимались в основном зависимые крестьяне, которые платили оброк кусками льняного полотна или шерстяной ткани, а также готовой одеждой. Согласно «Капитулярию о виллах» Карла Великого в королевском имении наряду с другими специалистами обязательно должны были работать сапожники, прядильщики, ткачихи и портнихи в особых мастерских - генициях. Примерно в это же время появляются бродячие мастера - портные и сапожники, которые ходили из деревни в деревню и выполняли заказы местных жителей. При такой специализации качество изготовления одежды стало выше, чем в крестьянском хозяйстве. С IX в. во Франции известен утюг, который стал таким же незаменимым орудием портного, как ножницы и иголка. В XIII веке распространяются прялка с колесом, ткацкий станок с механизмом, валяльная машина.

Развитию городского ремесла способствовало распространение цехов. Получить звание мастера можно было только после долгих лет учения. Как правило, небогатые родители отдавали своего сына мастеру в обучение, внося небольшую плату. Мастер должен был кормить и обучать ученика начальным навыкам ремесла. Обучение шло параллельно с производственным процессом по принципу: «Я показываю, а ты повторяй за мной». Вначале учили управляться с иглой и ниткой, поскольку все операции выполнялись только вручную. Затем мальчики постигали сложное искусство кроя. Некоторые становились вышивальщиками: отделка костюма, особенно в XIV-XVII веках, представляла собой довольно тяжелую физическую работу. Девочек учили в специальных мастерских плести и вязать кружева, делать вышивки на легких тканях. Учеба протекала долго и трудно. Обязательными педагогическими приемами можно назвать битье и использование учеников в качестве даровой прислуги. По прошествии определенного срока (от 5 до 8 лет) совет цеха возводил ученика в подмастерье. Подмастерье не имел права жениться, получал небольшое жалованье и мог переходить к другому мастеру того же цеха. Мастер должен был обучать подмастерье секретам мастерства (за этим следил совет цеха). Обучение заканчивалось, и ученику присваивалось звание мастера после того, как он сам сшил и отделал настоящий костюм. Во всех ремесленных мастерских эта «дипломная работа» носила название «шедевр». Затем новоиспеченный мастер мог остаться работать у хозяина подмастерьем, открыть собственное дело или стать бродячим портным, переходящим от одного замка к другому и предлагающим знатным господам свои услуги. В XI-XII веках формируются цеха ткачей и портных. С XII века домотканые ткани носят только в деревне.

История конструирования

Конструирование одежды возникло с появлением кроя в одежде. Наиболее простой конструкцией характеризовалась одежда древних греков и римлян (некроеная драпированная), представлявшая собой куски ткани различной длины и ширины, обертывающие тело человека и подчеркивающие его гармонию. Детали одежды по своей форме приближались к простым геометрическим фигурам - прямоугольнику (хитон), кругу (плащ), ромбу (тога).

Крито-микенский женский костюм у аристократок был изыскан и богат. Прекрасно разработанный крой был призван подчеркивать особенности женской фигуры - высокую грудь, тонкую талию, пышные широкие бедра. Узкий жакет и глубокий вырез платья оставляли грудь обнаженной, а тугая шнуровка максимально приподнимала ее. До сих пор остается загадкой, как создавались такие сложные по покрою костюмы. Несколько позже появилась одежда, сшитая из прямоугольных кусков ткани, так называемая накладная - глухая, надеваемая через голову, как римская туника, послужившая основой туникообразных рубах, и распашная с разрезом спереди сверху донизу. Полотнища ткани перегибали и сшивали по бокам, оставляя отверстия для рук и вырезая в центре отверстие для головы. Такой примитивный крой бытовал до XI века. Примером одежды аналогичной конструкции в наше время может служить одежда народов Севера, Средней Азии и др. Рубашечный покрой одежды был распространен также в Древней Руси. Как отмечают специалисты, кроеная одежда появилась сначала у северных народов, а затем у южных.

Первые попытки изготовления одежды, повторяющей форму тела человека с помощью кроя, отмечались на Востоке, но свое развитие крой получил в Европе, где возникшие различия в понимании мужской и женской красоты потребовали создания облегающих форм одежды. Такую одежду было значительно труднее «посадить» на фигуру без заломов и морщин, и на помощь приходят крой, швы.

К началу XII века в платье появляются три шва - боковые и средний шов спинки. Предлагаемая по боковым швам шнуровка не обеспечивала красивых форм, поэтому появилась идея расчленения одежды на части.

Конструирование формы одежды особенно интенсивно развивалось в XIII-XIV веках, когда она стала приближаться к формам тела человека. В XIII веке, как замечают европейские хроникеры, началось «господство иглы и ножниц». Иными словами, изготовление одежды перешло в руки профессиональных портных. Само слово «портной» - сокращенное от «портной швец», то есть тот, кто шьет порты, штаны из грубого полотна. Интересно, что, например, в украинском языке обозначение вроде той же профессии «кравец» относилось к мастеру более высокой квалификации, чем просто «швец», - к тому, который умел вдобавок раскроить одежду.

К XIV веку, по предположениям специалистов, зарождается теория конструирования одежды. В эпоху средних веков в одежде (по примеру разъемных рыцарских доспехов) были найдены практическим путем формы плоских деталей (спинка, перед, рукава), соответствующие формам отдельных частей фигуры. Появились вытачки, линии проймы и оката рукава стали овальными. Рукава долго были самостоятельным предметом одежды и соединялись с изделием шнуровкой на тесьму, штаны также не сшивали, а надевали на каждую ногу отдельно (часто выполняя их разных цветов).

В XIV веке линия талии расчленила платье на лиф и юбку, появилось белье. Эпоха Средневековья была временем формирования различных видов кроя, существующих и в настоящее время. Наметились первые признаки моды. В XII-XIII веках в городах Западной Европы возникло новое социальное явление - мода, которая позволяла обозначать социальный статус более гибкими и подвижными средствами, чем обычай и право. Уже со второй половины XII веке форма и покрой одежды стали меняться в соответствии с требованиями моды, потому что в эпоху готики большое внимание стали уделять особенностям покроя одежды. С этого времени социальный статус человека обозначается не только стоимостью ткани, пышностью отделок и украшений, но и покроем одежды, который должен соответствовать требованиям меняющейся моды. Появление моды было связано с развитием городской культуры, возникновением потребности в поверхностной и непродолжительной коммуникации. Городские площади и тесные улицы средневековых городов стали местом, где встречались купцы и странники; паломники, посетившие святые места, и рыцари, вернувшиеся из Крестовых походов; горожане и крестьяне из окрестных деревень. Именно в городах появлялись новые культурные образцы и развивалось производство. Эти нововведения становились модой, если их одобряли при королевском дворе, так как король и придворные были главными образцами для подражания в сословном обществе.

С середины XV века в Европе начался новый промышленный подъем - цеха уступали место мануфактурам, в которых широко использовались разделение труда и специализированные орудия производства. В мануфактуре не существовало цеховых ограничений, что позволило увеличить производство тканей. Центрами мануфактурного производства становятся города Италии. Во Франции возник новый центр по производству шелковых тканей, который в XVII-XIX веках стал крупнейшим в Европе. В начале XVII века лионец Клод Дангон изобрел ткацкий станок, на котором можно было вырабатывать ткани со сложными многоцветными узорами. Искусство изготовления костюма достигло в XVI веке высочайшего уровня. Ремесло портного было потомственным и достаточно уважаемым. Уже наметилась специализация портных: одни шили плащи, другие - мужские костюмы, третьи - женские платья. Вся одежда изготавливалась только на заказ. Мастера имели специальные книги, где были собраны образцы модных покроев, и, пользуясь ими и мерками своего заказчика, шили модные костюмы точно по фигуре, с помощью различных прокладок исправляя ее недостатки. В XVI веке сложился полный каркасный тип костюма. В Испании каркас появился в мужском костюме в конце XV- начале XVI веков; во второй половине XV века возник и женский каркасный костюм, который состоял из металлического корсета и каркаса юбки (вердугос).

Веком бурного развития мануфактурного капитализма и первых буржуазных революций в Голландии и Англии стал XVII век. Еще в эпоху регентства Анны Австрийской (1643-60 г.) во Франции появилась новая профессия - модистка. Таким образом, произошло окончательное разделение на мужских и женских мастеров: мужские костюмы шил мужчина-портной; женские платья, головные уборы, аксессуары - женщина-модистка, нижнее белье - белошвейка. Покровительницей модисток и швей считалась св. Екатерина, ее день - 25 ноября - впоследствии будет отмечаться как особый праздник в домах высокой моды.

Во время правления Людовика XIV Франция стала законодательницей мод в Европе. Основным источником информации о моде было первое периодическое издание - журнал «Галантный Меркурий» (1672-79 г.), помогающий французским модам покорять Европу. Кроме того дважды в год из Парижа в столицы других государств отправляли двух восковых кукол, одетых по последней моде (с 1642 г.): Большую Пандору, одетую в парадное платье, и Малую Пандору, одетую в неглиже - домашнее платье. Подражание французской моде доходило до того, что, пунктуальные немецкие дамы не только тратили огромные деньги на приобретение туалетов, но еще и обязательно посылали своих портных для изучения последних «писков» моды. Сам Король-солнце уделял моде огромное внимание, часто придумывал новые фасоны, которые воплощали в материале его личные портные и вышивальщики - Жан Буато, Жак Рени и Жан Анри. Людовик XIV издал специальный указ о смене одежды по сезонам, который стал частью нового придворного этикета. Это также способствовало развитию модной индустрии во Франции. В XVIII веке сохранялось влияние Франции на европейскую моду, именно во Франции родился новый художественный стиль - рококо (1730-50 г.). Самыми экстравагантными женские моды были при короле Людовике XVI. Королева Франции Мария-Антуанетта стремилась стать «королевой мод», «арбитром элегантности», самой модной женщиной в Европе. Она никогда не надевала дважды одно и то же платье, три раза в день меняла наряды, каждую неделю придворный куафер Леонар Боляр делал ей новую прическу. Парижский журнал «Курьер де ля мод» в каждом выпуске помещал гравюры, изображавшие девять новых причесок, - всего 3744 образца в год.

Настоящей законодательницей моды была модистка Марии-Антуанетты Роза Бертэн (Мари Жанна Бертэн, 1744-1813 г.), которую тогда называли «министром моды». Р. Бертэн можно считать первым кутюрье, так как именно она предлагала королеве новые модели платьев, шляп и отделок, дважды в неделю посещая Версаль. Р. Бертэн придумала много модных новинок того времени, например цвет блохи (пюсовый), турнюр. Знатные дамы часами просиживали в приемной «министра моды», дожидаясь аудиенции, чтобы заказать платье у модистки самой королевы. Именно Р. Бертэн приписывают крылатую фразу: «Новое - это хорошо забытое старое», которая отражает сущность моды. Параллельно с французской придворной модой развивалась новая мода, связанная с потребностями формирующегося буржуазного общества. В XVIII веке возникла вторая столица европейской моды - Лондон.

В среде мелкого помещичьего дворянства (джентри) появились новые формы одежды, которые впоследствии стали классическими: фрак и редингот. В Англии в конце XVIII века появились денди (денди - изысканно одетый человек, щеголь, франт), которые сделали свой костюм предметом особых забот. Покрой должен был быть абсолютно совершенным, поэтому стало модным иметь своего портного и шить только у него. Требования к ним были очень высокими, но и оплата их труда стоила немало. Индивидуальность и достоинство человека утверждались ими в сдержанной цветовой гамме, изысканном покрое, безукоризненной посадке одежды на фигуре и отточенных деталях. Именно денди ввели в моду белоснежные рубашки, галстуки и жилеты, которые они меняли несколько раз в день. Впервые не знатный и не богатый человек стал объектом для подражания.

В XIX веке активно развивалось производство готовой одежды. Благоприятные условия для развития массового производства одежды создала Великая французская революция. Первые конфекционные дома (мастерские по пошиву готовой одежды) появились еще во время революции, в первой половине XIX в. их количество стремительно росло, несмотря на то, что основными орудиями труда портного по-прежнему оставались иголка, ножницы и утюг. Первоначально готовая одежда была преимущественно мужской или верхней, а женскую одежду продолжали шить по индивидуальному заказу, так как требовалась тщательная подгонка платья по фигуре. Для женщин первые конфекционные дома шили верхнюю одежду - всевозможные накидки, а также изготавливали аксессуары, шляпы и корсеты. Уже в 1820-е годы появились первые бумажные выкройки, которые выпускала фирма «Смит» в Лондоне, а с 1863 года производство выкроек перешло на индустриальную основу (была основана знаменитая американская фирма «Баттерик»). В 1818 году француз Мишель изобрел первую систему кройки («система трети»), в 1831 году появилась масштабная система, затем пропорционально-расчетная. В 1841 году в Париже портной А. Лавинь основал школу кройки «Гер-Лавинь» с мастерской (впоследствии эта фирма превратилась в знаменитую школу моды «Esmod» - Высшую школу искусства и техники моды). Позднее А. Лавинь будет шить амазонки для императрицы Франции Марии-Евгении. Он изобрел собственную систему кройки, бюст-манекен для шитья и гибкую сантиметровую ленту. Настоящую революцию в производстве одежды совершило изобретение швейной машины. Первый проект швейной машины был предложен в конце XV века Леонардом да Винчи, но так и остался невоплощенным. В 1755 году немец Карл Вейзенталь получил патент на швейную машину, копирующую образование стежков вручную. Более совершенная машина однониточного цепного переплетения была создана французом Б. Тимонье. Все эти машины не получили широкого практического применения. Изобретателем швейной машины челночного стежка считают американца Эллиаса Хоу - созданная им в 1845 году машина имела целый ряд недостатков, но все же была более пригодна для шитья, чем машины предыдущих изобретателей. Последующими изобретателями швейная машина была усовершенствована. В первых машинах А. Вильсона (1850 г.) и И. Зингера (1851 г.) игле сообщалось вертикальное движение, а материалы, прижатые лапкой, располагались на горизонтальной платформе.

Возникновение портновского искусства в России

Европейскую одежду в России стали носить благодаря реформам Петра I. До этого традиционные формы одежды были просты по покрою и не менялись в течение длительного времени. Всю одежду, как правило, шили дома: «Домострой» предписывал каждой женщине экономно вести хозяйство и уметь кроить, шить, вышивать одежду для всей семьи. Одежду передавали по наследству - в ней ценили качество и стоимость ткани. До XVII века в России практически не было собственного ткацкого производства - одежду шили либо из домотканых тканей (холста, сукна), либо из привозных - бархата, парчи, объяри, тафты из Византии, Италии, Турции, Ирана, Китая, сукна из Англии. Привозные сукно и парчу использовали в праздничном костюме даже зажиточные крестьяне.

Облачение для московского царя и его семьи шили в Мастерской Царицыной палаты. Там работали и женщины, и мужчины-портные - «наплечные мастера» (так как они одевали «царское плечо»). Все наряды украшали вышивкой в Царицыной Светлице, в которой работали женщины царской семьи во главе с царицей, знатные боярыни и простые мастерицы. При Петре Алексеевиче европейская мода активно проникает в Россию с одобрения царя, который сам предпочитал носить более удобный, чем традиционная русская долгополая одежда, костюм голландского или немецкого образца. Платья европейского покроя для Петра шили мастера Немецкой слободы, а с 1690 года - портные Мастерской палаты Кремля. Великое Посольство в 1697-98 годах приобретало и заказывало костюмы модных покроев. Петр I запретил носить дворянам и горожанам старый русский костюм 29 августа 1699 года, в январе 1700 года повелел всем носить платье на манер венгерского, в августе - «всех чинов людям», кроме духовенства и пахотных крестьян, носить платье венгерское и немецкое.

Секреты европейских портных стали осваивать и русские мастера. После смерти Петра I часть городского населения вернулась к допетровской одежде - до конца XIX века в костюме купечества и мещанства сохранялись элементы традиционного костюма. Поэтому портные специализировались либо на европейском, либо на «русском» платье. В XVIII веке городское население шило одежду на заказ из тканей фабричного производства - у портных, шляпников, скорняков и т. д. При Петре I начало развиваться собственное производство тканей - в Москве и Петербурге были основаны шелковые и шерстяные мануфактуры. При Анне Иоанновне и Елизавете Петровне русский двор уже ориентировался на французскую моду. Влияние французской моды особенно усилилось во время правления Екатерины II. Богатые вельможи выписывали платья прямо из Франции. В России работали французские портные - преимущественно в Москве и Петербурге. До середины XVIII века информацию о новейших европейских модах получали по манекенам, которые привозили из Парижа и Лондона. Во второй половине XVIII века распространяются модные альманахи и журналы. В 1779 году было основано русское «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» (издатель Н. И. Новиков). Во второй половине XIX века развивалось производство готовой одежды. Первоначально в мастерских готового платья шили униформу - военную форму и форму для различных ведомств. Затем стали шить мужские костюмы, сорочки, брюки, жилеты, пальто, дамские накидки. Менее обеспеченные слои городского населения одевались в «Домах готового платья». В конце XIX - начале XX веков в Санкт-Петербурге существовали фабрика белья и галстуков Р. М. Гершмана, фирма «Мандль» (фабрики и магазины мужского и женского готового платья); в Москве - «Герасимов и сыновья» (производство и продажа готового платья), «Спирин и К» (готовое дамское платье). Готовая одежда продавалась и в универсальных магазинах, например в торговом доме «Мюр и Мери-лиз» - крупнейшем магазине в России начала XX века. Большинство горожан шили одежду на заказ, как правило, у частнопрактикующих портных.

Русские портные в XIX веке нередко ездили совершенствовать свое мастерство в портновские школы в Лондон или Вену. Иностранные портные держали мастерские в Москве и Петербурге, и у них работали главным образом русские мастера. В провинции основную массу одежды шили по манекенам, сделанным по фигуре постоянных заказчиков. Портные-кустари руководствовались модными журналами и картинками. В XIX веке подобных изданий было множество - с 1834 года выходил журнал «Библиотека для чтения» с модными картинками, с 1836 года - «Современник» и «Московитянин». Богатые дамы из провинции выписывали туалеты из Москвы и Петербурга, иногда - из Парижа. Существовали портные-универсалы, но, как правило, портные имели специализацию: одни шили военную форму, другие - одежду духовенства, третьи - форму чиновников, четвертые - гражданские костюмы.

Модные салоны в Москве и Петербурге по уровню исполнения моделей вполне можно было сравнить с парижскими домами моды. Во второй половине XIX - начале XX веков были открыты ателье. В Санкт-Петербурге большинство модных ателье находились на Невском проспекте, Мойке и Морской улице, в Москве - на Петровке и Кузнецком мосту. К концу века модели русских портных ничем не уступали парижским. Например, Н. П. Ламанова выполняла заказы императриц и придворных дам, поэтому одеваться у нее было не менее престижно, чем в парижских салонах.

Надежда Петровна Ламанова родилась в 1861 году в деревне Шузилово Нижегородской губернии, в семье военного. После окончания восьмилетней гимназии ей пришлось идти работать, чтобы содержать младших сестер после смерти родителей. Н. П. Ламанова два года училась в школе кройки О. Суворовой в Москве, после чего стала работать закройщицей («моделистом») в мастерской Войткевич. В 1885 году Н. П. Ламанова открыла собственную мастерскую на Большой Дмитровке. Она, несомненно, обладала талантом кутюрье, который ценили современники. Ламанова стала самым известным модельером в Москве: «Острота глаза, тонкое художественное чутье помогали ей мгновенно оценить особенности фигуры и всего облика человека, верно угадать наиболее «выигрышные» для него фасон и цвет костюма». Ее заказчицами были блестящие аристократки и знаменитые актрисы. Ламанова стала «поставщиком Ее императорского двора». К началу Первой мировой войны салон Н. П. Ламановой был одним из самых известных в России. Как и большинство парижских кутюрье, Ламанова работала методом наколки, накалывая ткань на фигуре клиентки или манекенщицы, добиваясь гармонии пропорций костюма и фигуры. Несколько ее платьев сохранилось в Эрмитаже - они доказывают несомненное мастерство Ламановой и умение создавать изысканные модели в соответствии с канонами парижской моды, соединяя отточенную форму, выверенные пропорции и свойственный русской традиции разнообразный декор.

Как получить профессию

Портной - это человек со средним специальным образованием. Такую специальность можно получить в колледже. Главное в обучении этому ремеслу - это практика, которая составляет значительную часть учебного процесса.

Требования к кандидату

К услугам портного обращаются люди, придерживающиеся мнения, что встречают по одежке, поэтому хороший специалист должен учитывать в своей работе модные веяния и обладать следующими качествами:

  • обладать чертежными навыками;
  • разбираться в устройстве механизмов и принципе работы швейных машинок;
  • уметь выбирать материалы для пошива с учетом особенностей тканей;
  • применять знания о строении тела человека для корректировки недостатков фигуры при помощи одежды.

В характере портного важны упорство и усидчивость, а также специалист должен быть аккуратным и обладать хорошим вкусом. Работа портных связана с людьми, поэтому нужно уметь общаться с клиентами.

Обязанности

Портной занимается изготовлением, переделкой готовых швейных изделий по индивидуальным заказам, выпуском новых моделей. Он стачивает детали, осуществляет влажно-тепловую обработку, подрезает неточности, занимается отделкой горловины изделий, оформлением застежки, рукавов, низа изделия.

Зарплата

Зарплата портного составляет от 70 000 до 150 000 тенге , хотя и эта цифра далеко не конечная, поскольку у настоящего мастера своего дела есть постоянные клиенты, готовые платить за эксклюзив ну просто фантастические суммы.

Плюсы и минусы

Люди, выполняющие эту работу, рискуют не угодить покупателю, если партия одежды шьется не на заказ. Кроме того, может произойти порча материала из-за неправильного моделирования. Но зато хороший портной неплохо зарабатывает, поскольку люди будут покупать одежду независимо от экономической ситуации в стране. Работа у портного не связана с «вредностями» или угрозой для жизни, но довольно сложная психологически, поскольку приходится постоянно подстраиваться под меняющиеся желания покупателей, от чего сильно устаешь.

Противопоказания

Медицинские ограничения для портного:

  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • нервной системы;
  • органов зрения;
  • психические расстройства;
  • различные формы аллергий;
  • физические ограничения (ограничения подвижности, в особенности рук).

При наличии этих заболеваний работа по профессии портного может приводить к ухудшению здоровья, а также создавать непреодолимые препятствия для освоения и роста в рамках этой профессии.

Перспективы

Специализация и освоение смежных областей

Портные могут специализироваться в конкретных сферах производства, на пошивах того или иного типа одежды. При этом портной может повышать свою квалификацию, начать разрабатывать модели одежды или специализироваться в области технологии производства. Также человек с профессией портного может осваивать смежные специализации, такие как мастер производственного обучения, модельер-конструктор, технолог швейного производства и другие.

Управленческий путь развития

В данном случае портной может стать начальником смены, бригадиром, а может дорасти, при условии получения дополнительного образования, до уровня руководителя производства. В случае данного направления карьерного роста рекомендуется развивать управленческие навыки, осваивать такие профессии как инженер-технолог, менеджер.

Интересные факты о создании швейной машинки

Первые швейные машины появились гораздо позже ткацких станков и механизированных прялок, хотя попытки механизировать работу портных были заметны еще в середине XIV века.

В 1755 году англичанин Чарльз Вейзенталь изобрел швейный аппарат с двумя острыми концами на игле и отверстием для нитки посередине. В работе аппарат был несовершенен, поскольку иголка прокалывала материю туда и обратно, сама не переворачиваясь, поэтому первые попытки создать швейную машинку не увенчались успехом и не пользовались большой популярностью.

Англичанин Томас Сент решил продолжить труд Чарльза Вейзенталя, и в 1790 году его машинка получила патент. Швейная машинка Томаса Сента была предназначена для шитья башмаков и сапог, делавшая однониточный шов. Однако любопытен тот факт, что спустя век попытки по чертежам воссоздать швейную машинку Сента не были успешны, поскольку аппарат просто не мог функционировать без существенных доработок. Но несмотря на это сам факт появления швейной машинки, заменяющей труд человека, подтолкнул изобретателей не стоять на месте и разрабатывать новые конструкции для механического выполнения стежка.

Австрийский портной Йозеф Мадерспергер из Вены - первый человек, применивший две нитки для одного и того же шва, он также проектировал свою машинку на этом принципе. Однако из-за конструктивных несовершенств, распространения она не получила. После, в 1814 году, Мадерспергером была придумана игла с ушком у острия.

Но только французу Б. Тимонье в 1830 году улыбнулась удача. Он создал машинку, которая давала цепной шов, и даже была выпущена в количестве 80 штук. Швейная машинка являлась практически главным атрибутом армии, так как на ней шилось солдатское обмундирование.

В 1832 году в берлинской газете появилась новость: «Из Парижа передают, что портной Б. Тимонье показывал в Вильфранше сконструированную им швейную машинку, в реальности которой можно сомневаться, если не видеть ее собственными глазами. Любой ученик может уже через несколько часов научиться шить на ней. Передают, что на этой машинке можно делать двести стежков в минуту. Все это и многое другое в конструкции швейной машины на грани фантастики». Но швейная машинка француза Тимонье не была совершенной, она делала некачественные швы, а стежки быстро распускались.

В 1832-34 годах Вальтер Хант применил в швейной машинке челнок, поставив на него прямую иглу с ушком у острия и челноком, который схож с ткацким станком. Однако Ханту не удалось получить патент, так как и его машинка не была совершенной и работала нестабильно.

Американец Элиас Гоу работал на фабрике по производству текстильного оборудования. В 1845 году Гоу получил патент на первую реальную швейную машину челночного стежка. Он использовал в своей машине элементы ткацкого станка, в том числе подобие челнока. Принцип этой машинки был таков: закрепление стежков второй нитью, проходящей снизу. Этот принцип работает до сих пор. Швейная машинка Э. Гоу выдавала 300 стежков в минуту, игла двигалась горизонтально, ткани двигались только по прямой и располагались вертикально. Машинка получила большую популярность, но она также требовала доработки. За это дело взялись американские изобретатели Аооен Вильсон, Джеймс Гиббс, Джон Бачелдер и гениальный предприниматель Исаак Меррит Зингер, приехавший из Германии. Именно Зингер в 1851 году изобрел первую бытовую швейную машинку с вертикальной иглой и лапкой, закрепляющей ткань в горизонтальной плоскости.

В 1852 году А. Вильсон получил патент на четырехтактный реечный двигатель ткани, благодаря которому скорость работы швейной машинки значительно возросла.

В 1852 году Зингер продал свою швейную машину за 100 долларов, а в 1854 году вместе с Эдуардом Кларком учредил товарищество «Singer Company». Через год его изобретение получило первый приз на Всемирной ярмарке в Париже. Машины Зингера пользовались огромным спросом в Америке. Этому способствовало еще и то, что в 1856 году компания приняла уникальное по тем временам решение: продажа в рассрочку. К 1863 году «Singer Company» продавал 20 000 швейных машин в год, через четыре года уже имела несколько фабрик в Америке, открыла свою первую фабрику в Шотландии, а в дальнейшем фабрики империи «Singer» появились во многих странах мира.

Доработки швейных машин происходили постоянно. Так в 1870-х годах появилась первая быстроходная электроприводная машинка. К 1900 году появились не только машины для пошива одежды, но и для шитья брезентовых палаток, парусов, почтовых мешков, переплетов книг, дорожных сундуков, седельного снаряжения, обуви, галантерейных изделий (ремней, лент, зонтов), шляп, шлангов и др.

Удивительно, как же отличаются швейные машинки XIX-XX столетий от современных. Дизайн менялся и упрощался, машинки перестали расписывать вручную, ушли в прошлое художественное фигурное литье, инкрустация перламутром, многокрасочные изображения именитых особ, резьба по дереву и прочие изыски. Современные швейные машинки могут выдавать массу различных строчек, а древняя «Зингер» могла только прямые.

Помните ли вы, дорогие друзья, такую считалочку:

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной...

— Говори, кто ты будешь такой?

Король, королевич и портной сидят рядом! Еще бы, портной — очень древняя и уважаемая профессия! Портные одевают нас и летом, и зимой, и осенью, и весной, даря нам красивые платья и сарафаны, юбки и блузки, пальто и куртки.

В давние времена, когда первобытные люди одевались в одежды из звериных шкур, они научились сшивать их с помощью воловьих жил. А первобытная игла представляла собой тонкую, но крепкую, заостренную пластинку из камня.

Много позже появились стальная игла и льняная нитка, и на много десятилетий они оставались главным инструментом портного. С их помощью портные сшивали куски кожи, меха, ткани.

В XVIII-XIX веках появились первые швейные машины. Сначала они выполняли только самые простые операции по сшиванию краев ткани, но постепенно механики вносили в устройство швейных машин все новые и новые усовершенствования. И вот с помощью швейной машины стало возможно не только шить, но и вышивать, обметывать петли, простегивать подкладку и даже пришивать пуговицы.

Сейчас это во многом зависит от того, где работает портной. Шьет ли он одежду по индивидуальному заказу, работает в ателье или на швейной фабрике.

Поговорим сначала о тех портных — мастерах высокого класса, которые шьют одежду по заказу клиента.

Портные, как правило, имеют специализацию. Есть мастера, которые шьют только легкие платья, блузки, сарафаны, нарядные вечерние туалеты из шелка, шерсти, бархата, атласа и других легких материалов.

А есть мастера, которые шьют верхнюю одежду: пальто, плащи, пиджаки, куртки, шубы.

Есть портные, занятые шитьем белья.

Есть и те, которые шьют специальную одежду. Ее коротко называют спецодеждой для рабочих разных специальностей (пожарных, спасателей, врачей, дорожных рабочих и т.д.).

Наконец, есть портные, которые заняты пошивом головных уборов — шляп, шапок, беретов (их называют модистами).

Представьте, что ваша старшая сестра заканчивает школу, и ей нужно нарядное платье для выпускного бала.

Мама уже купила красивую шелковую материю, портной взялся за пошив платья. Сначала с помощью сантиметровой ленты он снимает мерки с вашей сестры и записывает все цифры в особую тетрадь.

Затем предлагает фасон и, если фасон понравился девушке, зарисовывает его в эту же тетрадь.

Потом портной приступает к раскрою ткани, и в этом ему помогают большие острые портновские ножницы.

Когда ткань раскроена, портной сметывает ее, как говорится, на «живую нитку», то есть сшивает крупными стежками.

Наконец, наступает волнующий момент первой примерки! Ваша сестра примеряет перед зеркалом полуготовое платье, портной подгоняет его точно по фигуре.

Затем портной приступает непосредственно к шитью.

Когда платье сшито, его разглаживают утюгом.

И вот наступает торжественный момент, когда девушка надевает готовое платье. Легкая струящаяся ткань, красивый фасон превращают ее в настоящую юную принцессу! Искусный мастер сумел подарить ей радость!

Послушайте стихотворение.

Новое платье

Любит Аллочка наряды —

Новым платьям очень рада!

Просит бабушку свою:

— Сшей мне платьице из шелка

С длинной пышною оборкой!

— Ну, конечно же, сошью!

Ведь портнихой я была.

Нитки, ножницы, игла —

Вот мой главный инструмент.

Всё сошьем в один момент!

Шёлк красив, с отливом синим,

Тонкий и блестящий он.

Мерку мы сначала снимем,

Вместе выберем фасон.

Стол клеенкою покроем

И тогда займемся кроем.

Все мы сделаем по мерке,

Приготовимся к примерке.

После платьице примерим,

Хорошо ль сидит, проверим.

Швы сошьем мы на машинке,

Станет внучка как с картинки!

Если портной работает в ателье, то входит в состав небольшой бригады, в которой у каждого свои обязанности. Кто-то из портных выполняет ручные работы с помощью иглы, ножниц, кусочка мела, кто-то работает на швейных машинках — соединяет детали одежды при помощи швов и строчек, кто-то занят утюжкой платья, пальто или блузки. Важно, чтобы готовая вещь порадовала заказчика!

Если портной работает на швейной фабрике, то здесь он входит в состав большого коллектива швейников. Одежду на фабриках шьют крупными партиями, а модели разрабатывают художники Дома моделей. Раскроенную ткань передают в бригаду портных: одни портные сметывают ее, другие сшивают, третьи утюжат.

Давайте вместе с вами подумаем, какие свойства нужны портному?

Правильно! Общительность — умение легко и свободно общаться с заказчиком, умение его выслушать и понять, каким ему хочется увидеть свое новое пальто или платье. А еще ему нужен вкус, умение работать аккуратно, кропотливо, добиваясь совершенства, чтобы люди сказали: «У этого портного — золотые руки!»

В чем состоит работа портного?

Как работает портной по индивидуальному пошиву одежды?

Как работают портные в ателье? На швейной фабрике?

Умеете ли вы шить?

Шьете ли платья куклам?

Хотели бы вы стать портным?

Какие качества необходимы портному?

В сезон урожая яблоки – самые доступные из фруктов. Скажем прямо: у многих дачников и садоводов урожай пропадает. Да и те, у кого нет своего яблоневого сада, зимой скучают по сочным фруктам, которые осенью валялись под ногами или отдавались на рынке за бесценок. Ведь яблоки не только сочны и вкусны, но и очень полезны. Их сбалансированный минерально-витаминный состав делает их чуть ли не бесценными в борьбе с анемией и авитаминозом, которые подстерегают нас в пасмурные дни. Поэтому было бы очень неразумным упустить возможность заготовить яблочный сок на зиму. Он вкусен и полезен сам по себе, а если яблоки дополнить другими ягодами, фруктами или даже овощами, польза напитка возрастет в разы, да и вкус его приобретет другие нотки. Мы собрали для наших читателей 7 лучших рецептов яблочного сока на зиму, от классических до неординарных.

Кулинарные секреты

Самый простой способ заготовить яблочный сок на зиму – воспользоваться скороваркой. Однако этот способ трудно назвать идеальным. Недостатков у него два. Во-первых, яблоки в этом случае подвергаются длительной термической обработке, из-за чего часть полезных элементов напиток утрачивает. Во-вторых, таким способом трудно переработать большое количество яблок. По этой причине рекомендуем вам все же воспользоваться соковыжималкой, подходящей для большого количества яблок. Если возможности приобрести такую помощницу нет, можно воспользоваться мясорубкой, хотя с ее помощью перерабатывать урожай вы будете значительно дольше.

  • После того, как сок из яблок отжат, его можно процедить через марлю, сложенную в нескольких слоев. Тогда вы получите сок без мякоти, более прозрачный.
  • Яблочный сок можно осветлить с помощью сока цитрусовых. Чаще всего для этого используют лимон. На литр яблочного сока достаточно взять столовую ложку лимонного. В этом случае настоятельно советуем напиток подсластить, добавив 2-3 столовые ложки сахарного песка на литр напитка.
  • Для заготовки сока на зиму в большей степени подходят яблоки осенних сортов. Самый известный из них – антоновка.
  • Чаще всего осенние яблоки кислые, поэтому в сок, приготовленный из них, добавляют сахар. Нужен он преимущественно для того, чтобы улучшить вкусовые качества напитка, поэтому при желании можно сделать сок без сахара – это дело вкуса.
  • Если класть в соковыжималку не очищенные от семян яблоки, решетка агрегата будет часто забиваться. По этой причине лучше потратить время на первичную обработку фруктов.
  • Если готовите сок в соковарке, добавьте пряности, в этом случае напиток у вас получится очень ароматным. Обычно добавляют цедру, корицу, мяту, мускатный орех.
  • Старайтесь не подвергать яблочный напиток длительной тепловой обработке. Строго говоря, его вообще нельзя кипятить, так как при высоких температурах витамин С разрушается. По этой причине сок варят при температуре 85-90 градусов, не позволяя ему кипеть, а после стерилизуют уже в банках. Если вы хотите обойтись без стерилизации, вам придется поварить напиток 5 минут на медленном огне, попутно снимая пену.

Свежевыжатый яблочный сок можно смешать с сахаром и выпарить до густой консистенции. В этом случае вы получите яблочный джем или повидло на зиму. Этот продукт не так полезен, как сок, но занимает гораздо меньше места при хранении.

Классический рецепт яблочного сока на зиму

Что нужно :

  • яблочный сок (свежевыжатый, с мякотью или без) — сколько отжали;
  • сахар – по вкусу.

Как приготовить :

  1. Смешайте сок с сахаром и поставьте на плиту.
  2. На слабом огне доведите до кипения, но не кипятите.
  3. Разлейте по предварительно простерилизованным банкам.
  4. Постелите на дно кастрюли ткань, поставьте на нее банки. Важно, чтобы они были примерно одинакового размера.
  5. Влейте в кастрюлю воду. Она должна доходить до плечиков банок.
  6. Зажгите горелку, на слабом огне доведите вору в кастрюле до кипения и стерилизуйте в ней банки как минимум 20 минут (если они литровые). Время стерилизации увеличивайте на 5 минут на каждые пол-литра объема банки.
  7. Осторожно (лучше с использованием специальных щипцов) выньте банки и закатайте их.
  8. Поставьте банки вверх доньями, накройте теплыми вещами и оставьте на сутки.
  9. Спустя указанное время уберите сок на хранение в кладовую.

Если хотите обойтись без стерилизации, прокипятите сок до помещения его в банк в течение 5 минут. В это время на его поверхности будет появляться пена, ее следует снимать.

Независимо от того, по какому рецепту вы решили сделать яблочный сок, он будет хорошо стоять при обычной температуре, но помещение его в прохладное место позволит срок годности значительно увеличить.

Яблочно-морковный сок

Что нужно :

  • яблочный сок с мякотью или без – сколько отжали;
  • морковный сок – такое же количество.

Как приготовить :

  1. Натрите или измельчите другим способом сырую морковь.
  2. Отожмите из нее сок. Для облегчения его отделения морковь можно немного подержать на пару или посыпать небольшим количеством сахара.
  3. Перемешайте ингредиенты, доведите до кипения.
  4. Снимите кастрюлю с огня, разлейте сок по банкам, простерилизуйте 20-40 минут.

Яблочно-морковный сок не только полезнее просто яблочного, но и вкуснее: благодаря моркови, напиток получается более нежным и сладким, приобретает приятный оранжеватый оттенок.

Яблочно-тыквенный сок

Что нужно (на 2 л):

  • тыква – 1 кг;
  • яблочный сок – 1 л;
  • апельсины – 2 шт.;
  • лимон – 1 шт.;
  • сахар – 0,2 кг;
  • вода – 0,25 л.

Как приготовить :

  1. Тыквенную мякоть нарежьте небольшими кубиками, отварите на пару или в небольшом количестве воды. Превратите в пюре с помощью блендера.
  2. Помойте апельсины и лимон, разрежьте пополам. С помощью соковыжималки для цитрусовых извлеките из них сок.
  3. Натрите цедру: чайную ложку лимонной и столовую – апельсиновой.
  4. Из воды и сахара сделайте сироп.
  5. Смешайте все ингредиенты.
  6. Подогрейте сок до температуры около 90 градусов, разлейте по банкам и простерилизуйте.

После того как сок остынет, можете убрать его на зиму в кладовую. Если вас в семье есть дети, то вам стоит опробовать этот рецепт. Ведь полезную тыкву они едят не так охотно, как апельсины, а напиток по приведенному рецепту получается очень похожим на апельсиновый нектар.

Яблочно-черноплоднорябиновый сок (рецепт для соковарки)

Что нужно :

  • черноплодная рябина – 1 часть;
  • яблоки – 5-6 частей;
  • сахар – из расчета 50 г на 1 кг плодовой мякоти.

Как приготовить :

  1. Яблоки очистите от кожуры, вырежьте из них семенные коробки.
  2. Ягоду переберите, промойте, просушите.
  3. Положите ягоду в соковарку, посыпьте сахаром, сверху положите яблоки.
  4. Наполните водой отведенную для этого часть соковарки, проверьте, чтобы трубка, отходящая от сокоприемника, была перекрыта. Поставьте на огонь и дождитесь, пока фрукты отдадут свой сок.
  5. Закройте сок в банки и уберите на зиму.

Черноплодная рябина плохо отдает свой сок, поэтому соковарка подходит для приготовления напитка из нее наилучшим образом. Сок, приготовленный на зиму с помощью этого прибора, в дополнительной обработке не нуждается.

Яблочно-грушевый сок

Что нужно :

  • грушевый сок – 1 часть:
  • яблочный сок – 1 часть;
  • сахар – 50 г на 1 л смеси соков.

Как приготовить :

  1. Смешайте ингредиенты, доведите до кипения.
  2. Распределите по банкам, простерилизуйте в них.
  3. Герметично закупорьте заготовки. Оставьте остывать, поставив на крышки и закутав.

Сок из яблок и груш можно приготовить и в соковарке. Важно помнить, что сахар в этот напиток нужно добавлять обязательно: несмотря а то, что на вкус груши кажутся слаще яблок, они обладают меньшей сахаристостью.

Яблочно-виноградный сок

Что нужно :

  • сок из винограда сорта «Изабелла» или аналогичного ему – 1 часть;
  • яблочный сок без мякоти – 1 часть;
  • сок из светлого винограда – 3-4 части.

Как приготовить :

  1. Смешайте соки, доведите до кипения и поварите 5 минут, снимая пену.
  2. Процедите и еще раз вскипятите.
  3. Разлейте по стерилизованным банкам, тут же закатайте.

Яблочно-виноградный сок по данному рецепту получается концентрированным, перед подачей к столу его нужно разбавить водой, можно минеральной.

Яблочно-томатный сок (без соковыжималки)

Что нужно :

  • сочные яблоки – 1 кг;
  • спелые помидоры – 2 кг;
  • лавровый лист – 1 шт.;
  • душистый перец – 5 шт.;
  • гвоздика – 2 шт.;
  • соль, сахар – по вкусу.

Как приготовить :

  1. Яблоки нарежьте кусками и пропустите через мясорубку.
  2. Через сложенную в 3 слоя марлю выжмите сок из яблочного пюре.
  3. Специи заверните в марлю, положите на дно кастрюли, в которой планируете варить сок на зиму.
  4. Помидоры обдайте кипятком или пробланшируйте в течение 3 минут в кипящей воде. Остудите и очистите. Мякоть протрите через сито.
  5. Смешайте томатный сок с яблочным, добавьте по вкусу сахари соль.
  6. Слейте в кастрюлю со специями, хорошо прогрейте, не доводя до кипения.
  7. Наполните соком простерилизованные банки.
  8. Стерилизуйте напиток в кастрюле в течение 20-40 минут.
  9. Закатав, переверните, закутайте во что-то теплое. Оставьте до утра.

С первого взгляда напиток может показаться специфическим, но стоит его попробовать, как становится ясно: он не сильно отличается от томатного сока, к которому мы привыкли, но обладает чуть более выраженной кислинкой. Этот неординарный рецепт стоит взять на заметку хозяйке, которая любит удивлять гостей и домочадцев необычными кулинарными творениями.

Яблочный сок на зиму можно сделать по разным рецептам и разными способами. И на самом деле этот процесс не обладает высокой сложностью. Не поленившись осенью, вы сможете пить всю зиму яблочный сок, который не уступает по вкусу и пользе свежевыжатому. Магазинные напитки не идут с ним ни в какое сравнение.

Яблочный сок по праву считается кладезем витаминов. Благодаря минеральным элементам продукт укрепляет иммунную систему, борется с простудными заболеваниями, повышает жизненный тонус. По этой причине опытные хозяйки желают законсервировать сок, чтобы иметь возможность наслаждаться им зимой. Мы собрали для вас золотую коллекцию самых вкусных рецептов, которые с лёгкостью можно воплотить в реальность самостоятельно. Рассмотрим важные аспекты по порядку.

Как правильно выжимать сок из яблок

Для приготовления сока используются только сладкие сорта яблок, в некоторых случаях допускается выгонка из плодов с кислинкой. Второй вариант предполагает добавление сахарного песка, который может вызвать изжогу.

Отдавайте предпочтение следующим сортам: Симиренко, Антоновка, Анис, Грушовка, Голден. Рецепты допускают смешивание яблок разного вида, всё зависит от личных предпочтений. Перечисленные сорта оптимально подходят для выгонки, поскольку являются в меру сладкими, но в то же время обладают долей кислинки.

После выбора фрукты необходимо перебрать. Важно понимать, что для сока используются только здоровые яблоки без червоточины. Каждый плод тщательно промывается поролоновой губкой. Если для выгона используются магазинные продукты, при помощи пищевой соды с них снимается воск и возможные химикаты.

Далее яблоки выкладываются на ровной поверхности, оборачиваются полотенцем. После этого помещаются на бумажную салфетку до полного испарения влаги. Когда плоды обсохнут, вырезается сердцевина. Далее процесс приготовления идёт согласно инструкции к соковыжималке. Плоды предварительно измельчаются ножом или же отправляются их в прибор целиком.

Технология приготовления яблочного сока

  1. Поместите яблоки в раковину, вымойте каждый плод под тёплой водой, при необходимости воспользуйтесь пищевой содой. Когда вся грязь будет удалена, переберите фрукты, вырежете ударенные и гнилые места, удалите листья и хвостики.
  2. Отдавайте предпочтение только созрелым плодам в том случае, если не используется дичка. Расстелите на столе хлопчатобумажное полотенце, выложите фрукты для стекания воды, высушите при комнатной температуре.
  3. При помощи тонкого ножа снимите с яблок кожуру. Старайтесь срезать шкурку настолько тонко, чтобы удалялась лишь твёрдая гладкая часть. Именно под ней сосредоточено скопление полезных элементов, которые необходимо сохранить.
  4. Вырежете сердцевину, уберите косточки и подложки, порубите плоды на одинаковые по размеру кубики. Величина кусочков напрямую зависит от характеристик соковыжималки. Если прибор хорошо превращает в пюре большие куски, не стоит мелочиться, рубите яблоки пополам.
  5. При планировании количества конечного продукта исходите из следующих показателей: в большинстве случаев при обработке 11-12 кг. яблок выходит порядка 4-5 литров сока. Точную цифру сказать сложно, ведь все сорта разнятся по спелости и сочности.
  6. Подберите бутылку с таким диаметром горлышка, чтобы он совпадал по размеру с носиком соковыжималки. Подобный ход предотвратит возможное соприкосновение конечного продукта с кислородом. По возможности выбирайте керамическую или стеклянную тару, а не пластиковую. Последний вариант сокращает срок хранения конечного продукта. Также не стоит пользоваться металлической посудой, поскольку она имеет свойство к окислению.
  7. Подставьте под горлышко выбранный сосуд, поместите кусочки фруктов в полость соковыжималки, включите прибор. В зависимости от производителя скорость выдачи сока значительно разнится. Поскольку яблоки достаточно сочные, они перемалываются быстрее чем, скажем, морковь. Как правило, достаточно 5 минут работы прибора, чтобы получить 3,5-5 литров конечного продукта.
  8. Помимо отжима соковыжималка очищает жидкость от мякоти, как и в предыдущем случае, результат напрямую зависит от производителя. Как показывает практика сверху сока можно заметить сравнительно малое количество жмыха. Вы можете либо перемешать его, получая продукт с мякотью, либо процедить. В случае с последним вариантом воспользуйтесь ситом или сделайте фильтр из марлевой ткани, сложенной с несколько слоёв.
  9. Что касается жмыха от отработанных яблок, он практически не несёт пользы, выбросите его или используйте в собственных целях. По окончании всех манипуляций разберите прибор, тщательно вымойте его под душем, высушите. Оставьте до следующего раза в собранном или разобранном состоянии.

Существует достаточное количество способов, с помощью которых можно приготовить яблочный сок для зимней консервации.

Для начала необходимо позаботиться о таре, в которую будет заливаться продукт. Тщательно вымойте её тёплой водой, обработайте полость и внешние стенки пищевой содой, обдайте крутым кипятком.

Вы также можете простерилизовать банки, поместив их в кастрюлю с водой, после чего тщательно прокипятить (порядка 10-15 минут). После подготовки посуды выбирайте подходящий способ консервации и приступайте к процедуре.

Вариант №1. Прогрев
Технология приготовления заключается в следующем: сок переливается в широкую кастрюлю с эмалированным покрытием, после чего ставится на плиту и равномерно прогревается до 88-98 градусов.

Если у вас отсутствует термометр, узнать о нужной стадии поможет визуальный осмотр. На поверхности жидкости начнут появляться маленькие пузыри, ни в коем случае не доводите состав до массового кипения.

Яблочный сок можно переносить в место для длительного хранения лишь после того, как он настоится при комнатной температуре около 12-14 часов.

Вариант №2. Лёгкое кипячение
Методика рассчитана на те случаи, когда при отжиме яблочного сока имеются сомнения касаемо качества используемых плодов. К примеру, вы не уверены, что до конца удалили подпорченные места или очистили плоды должным образом.

Опытные соковары не рекомендуют долго кипятить сок, но термическая обработка на большом огне в течение 5 минут допустима. Безусловно, при таком способе пастеризации большая часть полезных элементов утратит свои свойства, но вкус и общее впечатление от употребления продукта останутся неизменными.

Вылейте сок в толстостенную кастрюлю, доведите до кипения и засеките время. По истечении указанного срока (5-7 минут) разлейте продукт по чистым (стерильным) банкам, закупорьте, переверните на горлышко, заверните тёплой тканью.

Время остывания при комнатной температуре составляет порядка 12 часов, после этого времени банку нужно перевернуть и поставить в тёмное место (погреб, подвал, шкаф и пр.).

Вариант №3. Закрытая пастеризация
Данный способ хорош тем, что сок кипятится после его перемещения в банку без предварительного подогрева. Чтобы правильно провести процедуру приготовьте широкую кастрюлю с высокими бортами, вылейте сок по стеклянным ёмкостям, закройте крышкой, но не закатывайте.

Поставьте банку в кастрюлю, долейте тёплую воду, включите плиту. Томите на среднем огне до той поры, пока не начнут появляться первые пузыри. Следите за тем, чтобы уровень налитой воды доходил лишь до плеч тары, иначе она может лопнуть. Далее накройте кастрюлю крышкой, доведите сок до температуры 85 градусов, не более.

После этого срока убавьте огонь на минимальную отметку, кипятите банку с соком в течение 20-30 минут в зависимости от её размера. Как только процесс пастеризации подойдёт к концу, аккуратно достаньте ёмкость рукавицами, сразу же закатайте и заверните в одеяло. Дайте соку остыть до комнатной температуры (около 12-15 часов), далее отнесите в тёмное помещение для длительного хранения.

Важно! После приготовления и пастеризации сока подпишите каждую банку. В обязательном порядке указывайте дату заготовки, чтобы не нарушать условий хранения. Длительность выдержки, в течение которой можно употреблять продукт, колеблется в пределах 22-24 месяцев.

Что касается добавления сахара в напиток, это дело сугубо индивидуальное. Вы можете вмешивать сыпучий состав на этапе нагрева или же довольствоваться естественным вкусом яблочного сока.

  1. Для приготовления напитка важно соблюдать правильные пропорции. Опытные хозяйки советуются смешить 2 части яблочного сока с 1 частью морковного, при этом можно добавить сахарный песок из расчёта 10 гр. на 100 мл. конечного продукта.
  2. Вымойте морковь, очистите её, высушите бумажными полотенцами. Порубите на мелкие кусочки, положите в глубокую ёмкость, обдайте кипятком. Выждите порядка 20 минут.
  3. Помойте и почистите яблоки, снимите с них кожуру ножом с тонким лезвием. Удалите сердцевину, порубите плоды на одинаковые по размеру кусочки.
  4. Смешайте яблоко с морковью, отожмите из них сок при помощи соковыжималки, уберите жмых, пропустив состав через сито. Пастеризуйте одним из вышеописанных способов («Лёгкое кипячение», «Нагрев», «Закрытая пастеризация»).
  5. На этапе термической обработки добавьте в сок сахарный песок, дождитесь растворения кристаллов. После этого разлейте по банкам, закупорьте, остудите, уберите в тёмное место.

Яблочно-тыквенный сок

  1. Очистите тыкву от жёсткой кожуры, исключите волокнисто-семенную структуру из полости. Вымойте плод, разрежьте на мелкие кусочки, обработайте их на пару в течение 10 минут.
  2. Вымойте яблоки, удалите кожуру тонким ножом, уберите сердцевину. Порежьте фрукты на кусочки одинакового размера, ошпарьте кипятком.
  3. Хорошо высушите плоды, отправьте их в блендер или соковыжималку, далее исключите жмых марлевым фильтром, добавьте в сок молотую корицу, ванилин и фильтрованную воду в небольшом количестве, чтобы немного разбавить состав.
  4. По желанию вы можете влить в получившуюся смесь немного лимонного сока, чтобы придать напитку цитрусовую нотку. Как только сок будет получен, пастеризуйте его способом «Лёгкое кипячение», единственное - время варки необходимо увеличить до получаса.
  5. По окончании манипуляций разлейте состав по стерильным банкам, закупорьте, дайте остыть в завёрнутом одеяле. Переместите тару в место для длительного хранения.

Несложно приготовить яблочный сок в домашних условиях, если иметь представление касаемо базовых технологий обработки. Всегда вымывайте и сушите плоды, отделяйте жмых от жидкости, кипятите банки. Рассмотрите варианты приготовления яблочно-тыквенного и яблочно-морковного сока.

Видео: сок из яблок без соковыжималки

Что может быть вкуснее яблочного сока? Многие предпочитают пить его свежим. Но как быть, если не всегда есть подходящие яблоки? Оптимальный вариант - это заготовить сок на зиму. Сделать это в домашних условиях вполне реально. Давайте рассмотрим самые простые способы заготовки на зиму яблочного сока.

Польза сока из яблок

Многие знают, как консервировать но не все догадываются о его пользе. Специалисты установили: если употреблять по полтора стакана этого напитка в сутки, то значительно улучшится работа всех органов дыхания. Если заготавливать сок без сахара, то он получается низкокалорийным. Такой напиток позволяет сохранить фигуру стройной.

Очень много в яблочном соке витамина С. Все знают, что этот компонент необходим нашему организму для улучшения работы иммунной системы. Помимо этого, в составе напитка присутствуют железо, фосфор, магний, калий и множество органических кислот, среди которых лимонная и яблочная.

Многие врачи рекомендуют регулярно употреблять сок из яблок тем, кто страдает различными заболеваниями сердечно-сосудистой системы, гастритом с пониженной кислотностью, малокровием, частыми бронхитами. Не навредит напиток и заядлым курильщикам.

Как уже было сказано, в составе продукта имеется железо. Этот компонент позволяет более эффективно бороться с малокровием, а также помогает выводить из почек камни. Стоит отметить, что готовый напиток очень богат пектиновыми веществами, которые способствуют очищению организма от шлаков.

Многие используют для изготовления яблочного сока соковыжималку. Однако продукт должен быть правильно приготовлен. Иначе многие его полезные компоненты просто потеряют свои свойства. Именно поэтому так важно знать, как консервировать яблочный сок из соковыжималки.

Какие лучше выбрать?

Чтобы консервированный яблочный сок получился вкусным, необходимо выбрать для его приготовления только спелые плоды без признаков гниения и червоточин. Только они будут обладать ярко выраженным ароматом. Самый вкусный напиток получается из тех яблок, которые обладают нужным соотношением кислоты и сахара. Поэтому следует подобрать лучший сорт или же в конце смешать соки. Если напиток получился кислым, то в него можно добавить сахарный сироп.

Не стоит готовить консервированный яблочный сок только из не слишком кислых плодов. В результате у вас получится напиток со слабыми вкусовыми качествами. Что касается мучнистых сортов, то из них получается продукт, который очень сложно осветлить.

Так как консервировать яблочный сок из соковыжималки немного сложнее, чем при помощи соковарки, лучше выбирать крепкие и сочные плоды. К таким относятся зимние сорта: Грушовка, Пармен, Анис, Титовка, Антоновка и прочие.

Готовим сок: подготовительные работы

Прежде всего вам стоит подготовить крышки и стеклянные банки, в которые вы будете разливать сок. Емкости тщательно вымойте. Для этого лучше использовать теплую воду и пищевую соду. После этого банки простерилизуйте. Можете обдать их кипятком или прогреть в духовке при температуре 100°С. Простерилизованные банки поставьте горлышком вниз на сухое и чистое полотенце. Это не даст им быстро остыть.

Крышки также тщательно вымойте и прокипятите на протяжении 10 минут.

Подготовка яблок

Чтобы консервированный яблочный сок, рецепт которого будет приведен ниже, стоял долго и не забродил, необходимо подготовить плоды для переработки. Для этого их необходимо тщательно вымыть, удалить из каждого яблока сердцевину. Плоды обязательно нужно разрезать на дольки. После этого подготовленное сырье можно пропустить через соковыжималку.

Что делать с соком?

Заготовка яблочного сока на этом не заканчивается. Его еще нужно разлить по банкам и закатать. Выжатый сок следует перелить в кастрюлю. Емкость необходимо наполнить напитком только на 2/3. Это не позволит при закипании соку пролиться на варочную панель. Содержимое кастрюли следует довести до 95°С. При этом сок нужно постоянно мешать. Если для приготовления напитка использовались кислые плоды, то сахар можно добавить по вкусу. Если же яблоки были сладкие, то напиток можно закатывать и так. Сахар можно добавлять после вскрытия банки.

Добавлять специальные консерванты в сок не стоит. Ведь кислота и сахар в яблоках прекрасно их заменяют. Когда стерилизация яблочного сока завершена, необходимо снять образовавшуюся пену и разлить готовый продукт по банкам. Наполненные емкости сразу же накрываются крышками и закатываются ключом.

Каждую закатанную банку нужно перевернуть и поставить на горлышко. После этого их следует укутать одеялом и оставить до полного остывания.

Смешиваем соки

Перед тем как консервировать яблочный сок из соковыжималки на зиму, стоит учесть, что в готовом виде напиток получается концентрированным. Такой продукт может принести некоторые неприятности тем, у кого есть проблемы с органами пищеварения. Поэтому его стоит разбавлять или же готовить, например, с соком кабачков. Стоит отметить, что напиток получается более нежным и, конечно же, он будет намного полезнее. На три литра сока из яблок нужно добавить всего один стакан сока из кабачков.

В яблоках содержится очень много железа и при контакте с воздухом этот элемент начинает окисляться. В итоге сок, полученный в результате отжима через соковыжималку, может стать темным. Чтобы этого не случилось, в отжатый продукт стоит добавить немного лимонной кислоты, однако не слишком много. Самый лучший вариант - это сок лимона. Он действует более мягко и быстро смешивается.

Все выжимки можно повторно пропустить через соковыжималку. Чтобы получить напиток, необходимо добавить 10% воды от веса вторичного сырья. Итак, если осталось 2 килограмма выжимок, то в них необходимо добавить 200 миллилитров жидкости, температура которой должна составлять от 75 до 80°С. Все тщательно перемешивается и настаивается на протяжении трех часов. После этого можно пропустить сырье через соковыжималку. Этот сок можно применять для приготовления варенья, повидла или же джема.

Как приготовить яблочный сок без соковыжималки?

Если нет соковыжималки, то можно приготовить сок при помощи обычной мясорубки. Заготовка яблочного сока таким способом представляет собой трудоемкий процесс. Прежде всего плоды следует полностью очистить от кожуры и сердцевины.

Подготовленные яблоки необходимо пропустить через мясорубку. В результате должна получиться однородная масса. Ее нужно порциями выложить на плотную ткань или же на марлю, сложенную в несколько слоев. Яблочный сок отжимается вручную в миску. После этого напиток следует прокипятить, разлить по стеклянным банкам и закатать ключом. Натуральный сок из яблок готов.

Чтобы напиток, приготовленный таким методом, быстро не темнел и не приобрел неприятное послевкусие, стоит использовать посуду и мясорубку из нержавеющей стали или же эмалированные. Эта маленькая хитрость позволяет сделать еще более вкусным и полезным. Ведь в нем сохраняется куда больше полезных компонентов.

В заключение

Теперь вы знаете, как консервировать яблочный сок из соковыжималки. Соблюдая все советы, можно сделать заготовки на всю зиму. При этом напиток может получиться вкуснее магазинного. Главное - правильно выбрать сорт яблок и рассчитать необходимое количество сахара.