Советы на каждый день. Полезные советы на каждый день

Психология и психоанализ характера Райгородский Даниил Яковлевич

Циклоидный тип

Циклоидный тип

Как известно, этот тип был описан Кречмером и сперва стал широко использоваться в психиатрических исследованиях. П. Б. Ганнушкин включил в «группу циклоидов» четыре типа психопатов - «конституционально-депрессивных», «конституционально-возбужденных» (гипертимных), циклотимиков и эмотивно-лабильных. Циклотимия им рассматривалась как тип психопатии. Однако в дальнейшем под этим понятием стали подразумевать относительно легкие случаи маниакально-депрессивного психоза. Существование циклоидности за рамками этого заболевания было поставлено под сомнение. С 40-х годов термин циклоидная психопатия исчез из психиатрических руководств. И лишь в редких современных работах циклоиды упоминаются как преморбидныи тип больных эндогенными психозами, причем они не дифференцируются от гипертимов.

Между тем существует особая группа случаев, когда циклические изменения эмоционального фона никогда даже не приближаются к психотическому уровню. Г.Е.Сухарева отметила, что такие непсихотические циклотимические колебания у подростков с наступлением зрелости могут полностью сгладиться. Подобные случаи, с нашей точки зрения, правомерно было бы рассматривать как циклоидную акцентуацию.

Наши исследования показали, что в подросковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации - типичные и лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода (у девочек это может совпасть с менархе) возникает первая субдепрессивная фаза. Ее отличает склонность к апатии и раздражительности. С утра ощущается вялость и упадок сил, все валится из рук. То, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить, компании сверстников избегаются, приключения и риск теряют всякую привлекательность. Прежде шумные и бойкие подростки в эти периоды становятся вялыми домоседами. Падает аппетит, но вместо свойственной выраженным депрессиям бессонницы нередко наблюдается сонливость. Созвучно настроению все приобретает пессимистическую окраску. Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно начинают сыпаться из-за падения работоспособности, переживают крайне тяжело. На замечания и укоры нередко отвечают раздражением, порою грубостью и гневом, но в глубине души впадая еще в большее уныние. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками. Обычно лишь только в этом случае циклоидные подростки попадают под наблюдение психиатра.

У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели. Субдепрессия может смениться обычным состоянием или периодом подъема, когда циклоид снова превращается в гипертима, стремится в компании, заводит знакомства, претендует на лидерство и легко наверстывает упущенное в занятиях. Периоды подъема случаются реже, чем субдепрессивные фазы, и по выраженности бывают менее ярки. Лишь несвойственные им обычно рискованные шутки над старшими, да стремление везде и всюду острить бросается в глаза окружающим в эти периоды.

У циклоидных подростков имеются свои «места наименьшего сопротивления». Важнейшим из них, вероятно, является неустойчивость к коренной ломке жизненного стереотипа. Этим, видимо, объясняются присущие циклоидам затяжные субдепрессивные реакции на первом курсе высших учебных заведений. Резкое изменение характера учебного процесса, обманчивая легкость первых студенческих дней, отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей, сменяющееся необходимостью усвоить в короткий период зачетно-экзаменационной сессии гораздо больший, чем в школе, материал - все это ломает привитый предшествующим десятилетием учебный стереотип. Способность в период подъема на лету усваивать материал школьной программы здесь оказывается недостаточной. Упущенное приходится наверстывать усиленными занятиями, а в субдепрессивной фазе и это не приводит к желаемым результатам. Переутомление и астения затягивают субдепрессивную фазу, появляется отвращение к учебе и к умственной работе вообще.

Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному или реактивно-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче - несколько «хороших» дней сменяют несколько «плохих». «Плохие» дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями. Но в отличие от описываемого далее лабильного типа нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причин.

Подростковые поведенческие реакции у циклоидов как типичных, так и лабильных, обычно выражены умеренно. Эмансипационные устремления и реакции группирования со сверстниками усиливаются в период подъема. Увлечения отличаются нестойкостью - в субдепрессивные периоды их забрасывают, в период подъема находят новые или возвращаются к прежним заброшенным. Заметного снижения сексуального влечения в субдепрессивной фазе сами подростки обычно не отмечают, хотя, по наблюдению близких, сексуальные интересы в «плохие дни» гаснут. Выраженные нарушения поведения (делинквентность, побеги из дому, знакомство с наркотиками) мало свойственны циклоидам. К алкоголизации в компаниях они обнаруживают склонность в периоды подъема.

Суицидальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попыток или истинных покушений возможны в субдепрессивной фазе.

Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт «хороших» и «плохих» периодов. У подростков этого опыта еще нет и поэтому самооценка может быть еще очень неточна.

Циклоидная акцентуация, как указывалось, лишь изредка попадает под наблюдение психиатра. Однако среди здоровых подростков ее удается выявить в 2-5%. Причем из них половина может быть отнесена к типичным, а другая половина - к лабильным циклоидам.

Склонен к частой смене настроения, перемене манеры общения с окружающими людьми. У него периодически падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям. Более того, люди циклотимического типа акцентуации характера, тяжело переживают неудачи, часто думают о собственных недостатках, ненужности, испытывают чувство одиночества, становятся замкнутыми.

В периоды депрессии, поведение человека с циклометрическим типом акцентуации характера, сходно с дистимной акцентуацией характера, которая сменяется активностью, свойственной гипертимическому типу.

Аффективно-экзальтированный тип

Человека данного типа акцентуации характера можно узнать по свойственной ему высокой контактности, словоохотливости, влюбчивости. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким.

Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отрицательные черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

Работа опросника Шмишека

Опросник состоит из 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера (акцентуациями личности).

Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, которые наберет испытуемый в результате тестирования с помощью опросника Шмишека, по количеству баллов можно судить о степени развитости у взрослого человека или ребенка разных акцентуаций характера.

Сумма "сырых" баллов умноженная на соответствующий коэффициент дает показатель типа акцентуации . Максимальный показатель по каждому типу акцентуации - 24 балла. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Полученные данные представлены в виде профиля личностной акцентуации (акцентуации характера) .

Тест предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Тест Шмишека подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования, профориентации.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и псхопрофилактики в ряд важнейших и актуальнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью ранней диагностики нарушений социальной и психической адаптации, а так же предрасположенности к невротизации и психопатизации.



Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Есть люди более или менее подозрительные, более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера .

Диагностика акцентуированных черт характера играет немаловажную роль и приобретает актуальность не только потому, что под воздействием психотравмирующих факторов они способны переходить в патологическое состояние, но и потому, что сохранение душевного равновесия – важная предпосылка для нормальной жизнедеятельности человека и достаточной продуктивности его работы. Для приспособления к быстро изменяющимся условиям информационно перегруженного мира необходим достаточный резерв душевных сил. Человеческая психика очень ранима, а отрицательных воздействий на психику в течение жизни человека великое множество, начиная от мелких огорчений и обид, связанных с семейными взаимоотношениями, и до тяжелых личностных потрясений и трагедий в жизни человека.

Каждый человек – этот индивидуальность, со своими особенностями характера и возможностями к адаптации. Одни люди достаточно устойчивы ко многим стрессовым воздействиям и “хорошо держат удар”, могут из любой ситуации найти, по крайней мере, один выход, и находят его, а негативные внешние воздействия не оказывают заметного влияния на их душевное равновесие. А другие люди имеют совершенно иные черты характера, и даже не столь значительная психическая травма может оказать существенное отрицательное влияние на их психику и вызвать различные психические нарушения.

И как уже было сказано, знание особенностей своего характера, особенностей восприятия тех или иных событий и реагирования на них, делает возможным реакцию многих психотравмирующих ситуаций более отстраненно, что может как раз и обеспечить резерв душевных сил, а так же могут помочь вовремя обратить внимание на данные особенности личности и не дать возможности им развиться в отрицательную сторону, перейти в патологию. Или же, через развитие противоположных акцентуаций характера, сделать более уравновешенным личность человека, облегчить межличностное общение, адаптацию к новым условиям жизни.

Классификация типов акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадает по номенклатуре наименований у различных авторов (К.Леонгард, А.Личко), поэтому я попытаюсь отразить точку зрения обоих авторов на проблему акцентуации. Однако описание акцентуированных черт в значительной степени оказывается идентичным, поэтому перечень акцентуаций я приведу, заимствуя наиболее удачные термины из обеих классификационных систем.

Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование акцентуаций характера, как особенностей личности, исследование сочетания различных акцентуированной черт характера личности, для дальнейшего использования в работе.

Задачи исследования :

1. Изучить черты, формирующие акцентуированную личность, а так же классификации акцентуаций характера различных авторов.

2. Описать типы акцентуаций характера, особенности их проявления, и их сочетания.

3. Описать методику определения типа акцентуированных черт характера Г.Шмишека (1970 г.) и рассмотреть возможности ее использования для определения индивидуальных особенностей личности, а в дальнейшем, для выявления нарушений психической адаптации на ранних этапах.

Решение заявленной проблемы может использоваться для решения следующих практических задач:

Составление коррекционных программ;

Профориентация и профотбор;

Выявление лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям и т. д., с целью социально-психологической поддержки.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты, реакции у людей в корне различных.

Люди отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей. Существуют варианты в характере человеческих ре­акций на окружающее: существуют люди с более или менее вы­раженным эгоизмом или альтруизмом, более или менее честолю­бивые, более или менее способные к состраданию, более или менее исполненные чувства долга и т. д. Это значит, что в сфере стрем­лений и склонностей на основании таких вариаций возникают человеческие индивидуальности, которые отличаются друг от друга.

Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к различным психическим сферам: 1) сфера направленности интересов и склонностей, 2) чувств и воли, и 3) ассоциативно-интеллектуальная сфера.

Чтобы понять сущность человека, необходимо пристально присмотреться к свойственным ему различным чертам названных сфер.

Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека. Акцентуированныечерты, характера далеко не так многочис­ленны, как черты вариантные. Это те же самые черты, но они имеют наклонность, как уже говорилось, перейти в патологию. Акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека.

Еще на заре учения о психопатиях возникла необходимость их отделения от крайних вариантов нормы. В.М.Бехтерев (1886) упоминал о «переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием ». П.Б.Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначил как «латентную психопатию », M.Framer (1949) и О.Кербиков (1961) – как «предпсихопатию », Г.К.Ушаков (1973) – как «крайние варианты нормального характера ». Наиболее же распространенным стал термин, введенный K.Leonhard (1968) – «акцентуированная личность ». В нашей стране получил распространение несколько другой термин – «акцентуации характера » - введенный А.Е.Личко, на основании того, что понятие «личность» более сложное, чем понятие «характер» и включает в себя интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т.д., а также потому, что в описаниях К.Леонгарда речь идет именно о типах характера.

Как уже говорилось ранее, взгляд на проблему акцентуации характера отличен у разных авторов. Для примера я приведу сводную таблицу классификаций акцентуации характера по К.Леогарду и А.Е.Личко, сопоставленную В.В.Юстицким (1977), а далее попробуем рассмотреть точки зрения данных исследователей каждую в отдельности и дать краткую оценку по каждой из представленных классификаций.

Тип акцентуированной личности по К.Leonhard (1976) Тип акцентуации характера по А.Е.Личко (1977)
Демонстративный Истероидный
Педантичный Психастенический
Застревающий -
Возбудимый Эпилептоидный
Гипертимический Гипертимный
Дистимический -
Аффективно-лабильный Циклоидный
Аффективно-экзальтированный Лабильный
Эмотивный Лабильный
Тревожный (боязливый) Сенситивный
Экстравертированный Гипертимно-конформный
Интровертированный Сенситивный Неустойчивый Конформный Астено-невротический Шизоидный Сенситивный Неустойчивый Конформный Астено-невротический

Полезные советы на каждый день. Каждый человек имеет свой ритм жизни. Одним легко вставать утром, а другим нет. Все мы уже с маленького возраста считаем себя довольно таки умными. Но бывают моменты в жизни, когда мы хотим с кем-то посоветоваться. Чаще всего нам советуют друзья и родные. Но насколько они могут быть критичны к нам в своих советах? Предлагаю вам набор полезных советов на каждый день , выполняя которых вы наверняка почувствуете себя счастливее. Сначала может быть очень тяжело. Но главное не отступать и делать это каждый день.

1. Во-первых каждое утро стоит вставать очень рано . С первой зарей. Даже если вы не можете, а скорее не хотите. Дело в том, что наука давно доказала что люди которые раньше ложатся спать и раньше встают – живут дольше. А еще производительность труда у таких людей тоже очень высокая. Что немало важно с современным ритмом жизни.

2. Во -вторых – следует очень хорошо питаться во время завтрака. Кушая завтрак, мы набираемся энергии на целый день. И здесь не следует думать, что два бутерброда, или чашка кофе – отличный завтрак. Завтрак, должен быть максимально хорошим, а вот обед и ужин в зависимости от рабочего дня.

3. Каждый день утром делайте маленькую зарядку, или разминку для тела. Называйте, как хотите. Работаете вы умом или руками – это не имеет значения. Утренняя разминка разминает тело, и оно быстрее активизируется после ночного отдыха.

4. Перед едой следует выпивать стакан воды . Это не только улучшит ваше пищеварение, но и самочувствие. А вообще – пейте много воды. Многие диетологи говорят, что их пациентами никогда не станут те, кто пьет много воды. Ведь вода нужна нашему организму. Любым своим действием мы используем баланс воды организма, который постоянно следует пополнять.

5. Употребляйте больше белковой пищи , а сладкого и холестерина – поменьше. Белка много не только в мясе и рыбе, но также в овощах и яйцах. Следует, есть меньше соленой пищи. Все эти советы прямо пропорциональна влияют на наше долголетие.

6. Улыбайтесь не знакомым людям , или простым прохожим. Как это смешно не звучит, но за глупого вас никто не воспримет. Наоборот вы всегда будете пользоваться репутацией очень веселого и жизнерадостного человека. А мужчинам это невероятно полезно. Психологи доказали что улыбающиеся мужчины, даже если и не очень красивые, нравятся женщинам на порядок чаще, чем угрюмые красавчики.

7. Старайтесь быть в курсе всех новостей. Даже если это вам не очень нужно. Человек знающий свежую новость – всегда приятный собеседник, и желанный гость в любой компании людей.

8. Занимайтесь самоусовершенствованием каждый день. Читайте книги. Можно не долго. Главное постоянство. Это не только полезно, но и нужно. Ведь читая книги, мы развиваем наше мировоззрение, улучшаем память. Кроме того, книги являются постоянным источником информации. Не следует ею пренебрегать.

9. Советую каждый день после работы идти на спорт. Каждый день человек должен хорошо пропотеть. Это в тех случаях, когда вы не занимаетесь физической работой. Ведь занятия спортом обеспечивают здоровья , и сохраняют нас от разных болезней.

10. Каждый день немного времени уделяйте собственному хобби. Эти час – полтора принесут вам больше удовольствие, чем просмотр телевизорной программы или рекламы. Если у вас нет хобби, или вы не можете им заниматься каждый день и по чуть – чуть, то найдите такое занятие, которое приносило вам удовольствие, и делайте его ежедневно.

11. Гуляйте по свежему воздуху перед сном. Можно выгуливать собаку, или делать прогулки с детьми. Прогулки перед сном, добавляют в организм больше кислорода, и вызывают сонливость. Естественно, что утром будет намного легче встать.

Если исполнять хоть пару из этих советов каждый день, то уже через месяц вы почувствуете, как ваша жизнь меняется, и точно не в худшую сторону.

Если вам понравилось статья «Полезные советы на каждый день», пожалуйста, оставьте свои комментарии или отзывы.

April 15th, 2016

У вас на одежде появились затяжки, оторвалась пуговица, и вы не можете застегнуть молнию сзади на платье? Эти полезные советы помогут вам справиться с этими мелкими неприятностями.

1. Чтобы легче вдеть нитку в иголку, сначала нанесите на нее немного лака для ногтей или лака для волос .

2. Если у вас на футболке появилась маленькая дырочка, лучше не зашивать ее, а склеить .

Нанесите немного клея на края отверстия и с помощью пальцев или пинцета закройте его.

3. Избавьтесь от затяжек, спрятав их с помощью иголки и нитки.

Пр оденьте иголку через петлю затяжки и привяжите нитку к затяжке. Затем найдите основание затяжки и протяните иголку с ниткой на изнаночную сторону, чтобы спрятать нитку.

4. Освойте простой метод, как заштопать распоротый шов .

5. Заверните рукава до того, как надеть рубашку , чтобы она выглядела аккуратнее.

6. Быстро прикрепите оторвавшуюся пуговицу, используя скрепку или зажим .

Используйте этот трюк только с вязаными изделиями, где вы можете легко продеть скрепку.

7. Если джинсы вам жмут в поясе, поможет следующая временная мера - прикрепите резинку к пуговице .

8. Даже старомодная футболка будет выглядеть модно, если подвернуть ее в джинсы .

Указательный палец поместите в центр кромки футболки . Закрутите кромку вокруг пальца дважды и подверните за пояс.

9. Застегните сломанную застежку молнию с помощью кольца для ключей .

10. Застежку-молнию, расположенную сзади легче застегнуть с помощью ленточки и скрепки .

Если отверстие на застежку достаточно большое, вам необязательно использовать скрепку. Просто протяните достаточно длинную ленточку или веревку, чтобы застегнуть застежку.

11. Чтобы разгладить мятые футболки, повесьте их в ванной, пока принимаете душ .

Это удобно, когда вам нужно быстро собраться на работу утром, и у вас нет времени на глажку. Если же у вас нет рядом утюга, можете распылить немного воды на одежду и повесить ее на ночь для высыхания.

12. Чтобы быстрее высушить одежду, заверните ее в полотенце и слегка притопчите, чтобы оно впитало лишнюю влагу.

Этот метод удобен, когда вы путешествуете, или вам нужно быстро высушить несколько вещей.

13. Чтобы быстрее починить обувь суперклеем, добавьте в него каплю воды .

Супреклей можно использовать для починки подошвы. Однако часто приходится ждать, пока клей не высохнет.Так как вода является катализатором для суперклея, она поможет ему застыть быстрее.

14. Нагрейте гвоздь, чтобы проделать отверстие в ремне.