Зимнее предложение в ресторанах меню. Зимние меню

Любое древнее общество - это доминирование мужчин, и если отстраниться от истории Древней Руси, то, к примеру, Древний Рим, Древний Египет, Древний Восток или Греция, также выстроены по общественным принципам, в которых женщине отводилось второстепенное положение. Что касается положения женщины в Древней Руси , то, к примеру, в древнейшем летописном своде "Повести Временных лет" сообщений, связанных с представительницами слабого пола, в пять раз меньше, чем посвященных мужчинам. Женщины и дети в древнерусском обществе рассматриваются как дополнение к мужчине. Именно по этой причине на Руси девицу до замужества часто называли по отцу, но не в виде отчества, а в притяжательной форме, например "Володимеряя". После вступления в брак в той же "владельческой" форме называли по мужу, подразумевая "мужняя жена", то есть "принадлежащая мужу". Женщины в Древней Руси были ограничены в своих правах, как и во всех древних обществах. Вместе с тем это не означает, что женщины были отстранены от участия в государственных делах. Ярким примером могут служить княгиня Ольга, дочери Ярослава Мудрого и внучки Владимира Мономаха, которые были вполне социально активными и яркими личностями.

Княгиня Ольга (около 890-969 гг.) была первой христианской киевской княгиней. Будучи женой первого великого князя Киевского Игоря(годы правления: 912-945 гг.), после его смерти управляла государством до совершеннолетия их сына Святослава. Обычай кровной мести, который существовал в раннесредневековой Руси, заставил Ольгу покарать убийц ее мужа. Княгиня Ольга сочетала в себе энергию, незаурядный ум и редкие государственные качества. Она впервые создала систему управления княжеством, вела успешную борьбу с соседним племенем древлян, нередко угрожавшим ее государству, а также стремилась к расширению связей Руси с сильнейшими державами того времени - Византией и империей Оттона. Ольга, по сути дела, провела первую в истории Руси финансовую реформу, установив фиксированный размер дани, порядок ее сборов и их систематичность

Исторические документы свидетельствуют о том, что княгини принимали участие в государственных делах. Так подписи княгинь стояли на важнейших законодательных документах того времени. Подпись жены князя Владимира Святославовича (годы правления: 980-1015 гг.) Анны стояла на Церковном уставе. Более того, без ее подписи документ не имел бы законодательной силы, так как Анна, будучи сестрой византийского императора, действовала от имени византийского духовенства. Другим примером может служить документ более позднего времени (XVвек) - Устав новгородского князя Всеволода, где наряду с подписями самых влиятельных лиц Новгорода стояла также подпись жены князя, "княгини Всеволожей". Участие княгинь в деятельности законодательной и исполнительной власти является показателем высокого уровня развития государственной, социальной, правовой и культурной систем Древней Руси.

Летопись "Повесть временных лет" упоминает о сестре Ярослава Владимировича (Ярослава Мудрого) - Предславе, которая являлась активной участницей борьбы за его воцарение на киевском престоле в 1015-1019 гг.

Дочь Ярослава Мудрого - Анна Ярославна (годы жизни: около 1024 - не ранее 1075 г.) вышла замуж за короля Франции Генриха. Она являлась правительницей Франции в период малолетства их сына Филиппа. Зная латынь (официальный язык того времени), Анна обладала привилегией ставить свою подпись на документах государственной важности, что было уникальным явлением для французского королевского двора того времени.

Внучка Ярослава Мудрого, дочь великого князя киевского Всеволода Ярославича Анна Всеволодовна основала в 1086 г. при киевском Андреевском монастыре первую известную в истории Руси школу для девочек.

Женщины в Древней Руси , принадлежащие к княжескому сословию или имевшие духовный сан (в частности, игуменьи) становились основательницами монастырских школ. В летописях упоминаются имена многих боярынь и княгинь, принимавших участие в политической жизни отдельных княжеств, а также правивших единолично.

Ордынское иго существенно изменило общую картину социально-правового положения женщин в русских удельных княжествах. Русские летописи середины XIIIвека почти не упоминают об участии женщин в политической жизни. Жены и дочери русских князей в основном представлены как объекты захвата, насилия и плена. Однако и в этот период можно привести в качестве примера жену Дмитрия Донского - суздальскую княжну Евдокию, сыгравшую большую роль в истории Московского княжества.

Однако столь заметную роль в истории доводилось играть только женщинам из привилегированного сословия, именно они могли быть полноправными представительницами в своей вотчине или в княжестве, обладательницами личных печатей, символизировавших их власть, а также регентами или опекунами. Знатные женщины в Древней Руси отличались высоким уровнем образования и культуры по тем временам, именно это позволяло им участвовать в государственных делах и управленческой деятельности. Более того, княгини обладали очень серьезными имущественными правами, им подчас принадлежали целые княжеские волости, которыми они могли распоряжаться по своему усмотрению, в том числе и решать, что из этих земель достанется их сыновьям. Что касается представительниц низших сословий, то тут значение женщины было существенно иным.

Многие историки пишут о деспотических порядках, царивших в рядовой древнерусской семье. Муж, глава семейства, был холопом по отношению к государю, но при этом был полноценным государем для своей семьи в собственном доме. Все домочадцы полностью были ему подчинены, и прежде всего это касалось женской половины дома. , будучи еще не замужем, не имела права самостоятельно выходить за пределы родительской усадьбы. Мужа ей подыскивали родители, до свадьбы она его не видела. После замужества новым ее "хозяином" становился муж. не могла без разрешения мужа выходить за пределы дома, включая и посещение церкви. Знакомится, вести с кем-нибудь разговоры, дарить подарки и вообще осуществлять общение вне дома женщина также должна была только испросив разрешение супруга. Доля женского труда в русских крестьянских семьях всегда была необычайно велика, женщине даже приходилось браться за соху. Очень тяжела была доля младшей невестки в семье (жены самого младшего брата), которая, переехав в семью своего мужа, оставалась пожизненной служанкой в доме.

Неписанные законы общества диктовали определенное поведение мужа и отца. В его обязанности входило "поучение" домашних, которое состояло в систематических побоях жены и детей. В древнерусском обществе считалось, что если муж не бьет жену, то он "о своей душе не радеет", и будет "погублен". Только в XVIвеке были предприняты попытки как-то защитить жену и ограничить произвол мужа. В частности "Домострой" (памятник русской литературы XVIвека, который является сборником советов, правил и наставлений во всех сферах жизни человека и семьи) вводит некоторые ограничения в устоявшуюся систему домашнего насилия. Рекомендуется бить жену "не перед людьми, наедине поучить" и "никако же не гневатися" при этом, и "по всяку вину" (из-за мелочей) "ни по виденью не бите, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревяным не бить". Видимо, в обыденной жизни женщины в Древней Руси подвергались серьезным избиениям, поскольку автор "Домостроя", давая советы мягче обращаться с женами, поясняет, что у тех, кто "с сердца или с кручины так бьет, много притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен (значит били и их) и детем поврежение бывает в утробе". Именно поэтому давались советы наказывать жену не за каждую, а лишь за серьезную провинность, и не чем и как попало, а "соймя рубашка, плеткою вежливенько (бережно) побить, за руки держа"

В то же самое время следует отметить, что женщина в Древней Руси домонгольского периода обладала целым рядом прав. До выхода замуж она могла стать наследницей имущества отца. Самые высокие штрафы, согласно древнерусскому законодательству, платились виновными в "пошибании" (изнасиловании) и оскорблении женщин "срамными словами". Рабыня, живущая с господином в качестве жены получала свободу после смерти господина. Появление подобных правовых норм в древнерусском законодательстве свидетельствовало о широкой распространенности подобных случаев.

Широкие имущественные права женщина в Древней Руси получала после смерти мужа. Вдовы пользовались большим уважением в древнерусском обществе, они становились полноправными хозяйками в своем доме. Фактически, с момента смерти мужа, роль главы семейства переходила к ним. Имущественная правоспособность женщин в Древней Руси , особенно в привилегированных сословиях, была весьма значительной по сравнению с правоспособностью их современниц в западноевропейских государствах. Однако ее нельзя считать равной с правоспособностью мужчины, поскольку женщина находилась в семье под властью мужа или отца, и мужчины могли своей властью свести на нет все преимущества, прописанные для древнерусских женщин в законодательстве. В случаях, когда женщина не находилась под властью мужчины, например, будучи вдовой, она получала практически равную с мужчинами имущественную правоспособность.

Русская женщина не только могла в пылающую избу зайти, да коня на скаку остановить. В "мирное время" они находили себе занятия поинтереснее.

Плакальщицы

Провожая домашних в последний путь, родственники должны были голосить как следует. Иначе бы их заподозрили, как минимум, в равнодушии к покойному. Мастерицы художественного рыдания своим талантом и всех настраивали на нужную трагическую волну. Во многих деревнях они не только создавали настроение, но и диктовали отлетевшей душе, как и куда двигаться, чтобы обрести блаженство. Профессионалки ценились не только за способность стенать часами, но и за умение складывать свои причеты конкретно для каждого случая. Приглашали их не только на похороны, но даже и на свадьбы. Ведь невесте на крестьянской свадьбе полагалось быть зареванной и скорбной, а далеко не каждой девице удавалось так расстроиться. И вот только завопит плакальщица: «Ой, да ж прости-прощай, родимая донюшка…» - так, глядишь, слезы сами собой наворачиваются, а значит, все приличия соблюдены.

Горшечницы

Когда люди еще слыхом не слыхивали об обществе потребления, главенствовал простой закон: каждый все делает для себя. В те времена гончарное ремесло было целиком в женских руках. Красотой и функциональностью эти изделия не отличались. Обычно это были миски, сделанные простым незатейливым способом. В глиняном коме выдавливалось отверстие приблизительно посередине или каталась меж ладоней длинная колбаска и укладывалась спиралью. Зато креатив, ручная работа и авторский стиль! У каждой хозяйки миски были свои – попробуй укради. Добавляли мастерицы в глину различные примеси - и белый речной песок, и камешки, а кому посчастливилось найти – и мелкий жемчуг. «Пекли» рукодельницы и другие вещи: глиняные бусы, игрушки для малышей, свистульки.

Пластильщицы

«Требуются крепкие девки на пастилу» - вполне могли запросить производители воздушного лакомства. Набирали барышень сильных, и выносливых. Две девушки без остановки взбивали двое суток однородную массу из кислой антоновки. Затем крестьянки раскладывали пасту ровным слоем для подсыхания и несколько суток ждали пока застынет яблочное пюре. И только потом аккуратно нарезали ровными полосками. Зато можно было вволю полакомиться оставшимися обрезками. Так что – с одной стороны вкуснота и сладость, с другой – тяжкий труд. Кстати, супруга Льва Николаевича Толстого, с пониманием относилась к его слабости к пастиле. Она изобрела даже свой особенный рецепт, который среди друзей и гостей дома назывался «пастила Толстых».

Поляницы

На нашей земле ходит множество легенд о целых армиях русских женщин, отличающихся безмерной отвагой и даже готовых к потере одной груди. Но ученые историки только насмешливо фыркают: «Сказки и фантазии!». Но найденные древние захоронения девиц в полном воинском снаряжении и с оружием, ненавязчиво намекают, что были-таки богатырки на Руси. Да и слова Никифора, патриарха Константинопольского подтверждают молву. Он упоминает, что при осаде его прекрасного города племенами славян и кочевников, можно было наблюдать женщин в боевых доспехах, сражающихся наравне с мужчинами. Есть, правда, мнение, что поляницы – это не наш «продукт», не отечественный. Дескать, это то ли сарматки, то ли половчанки, а то и вообще – первая западная волна феминисток. Но в основе каждой народной сказки есть фактическая подоплека, а уж слишком много на Руси сказок о барышнях в доспехах.

Наузницы

Нередко упоминаются в мифологии и различные узлы. Нечисть на Руси путала конские гривы и пряжу. А особо проказливые духи могли дальнюю дорогу или даже судьбу в узел завязать. Но и у людей были свои доки по части художественной вязки – наузницы. По поверьям, эти знахарки узкой специализации могли призвать удачу, вылечить от тяжелой болезни, приворожить или даже погубить насмерть. Для сложных случаев знатоки хитросплетений делали обереги «лестнички». В эти длинные шелковые или шерстяные веревки, вплетались весьма экзотические предметы. Это могли быть кости, иглы, крылья летучих мышек, змеиные выползки. Такая магия слыла очень сильной. И не мудрено: найдет противная соперница такое у себя на крыльце – и магии почти не надо! От испуга случится у любого расстройство желудка или икота.

Свахи

Профессия свахи не уходит корнями в глубокую древность. Раньше браки заключались незатейливо – либо украл, либо купил. А вот при усложнении этого процесса и развитии обрядовости посредник срочно потребовался. Настоящая «профи» могла сотворить невозможное: уговорить на брак несогласных маму и папу, убедить разборчивую девицу, что именно этот «фрик» - ее судьба. Даже, скрыть потерю невинности невестой до брака могли эти умелицы. Первым человеком, которому дозволялось войти в спальню к новобрачным, была именно сваха. К тому же она должна была знать миллион подходящих примет, говорить сладко и убедительно. Да и все время быть начеку приходилось: родители невесты или жениха то и дело норовили нежданно нагрянуть друг к другу в гости. И тут нужно было их догнать, перегнать и устроить достойный прием.

Повитухи

Если уж женщина приняла в твоей семье ребенка, то привечать ее следовало всю жизнь. А иначе, упорно твердила молва, на том свете придется ей лизать ладони бесконечно долго. В гроб хороших повитух клали в варежках, из уважения к их волшебным рукам. У этих женщин, а мужчин долго не подпускали к роженицам, существовал целый кодекс поведения. Нельзя было отказать в помощи, надо было знать древние молитвы и заговоры, иметь в доме достаток (а то еще заразишь бедностью новорожденного!). Бабка оставалась с новоиспеченной матерью аж 40 дней – помогала купать, лечить и …вить. Именно витьем раньше называлось пеленание.

Женщины редко упоминаются в летописных источниках. Например, в «Повести временных лет» сообщений, связанных с представительницами прекрасного пола, в почти пять раз меньше, чем «мужских». Женщины рассматриваются летописцем преимущественно как предикат мужчины (впрочем, как и дети). Именно поэтому на Руси до замужества девицу часто называли по отцу, но не в виде отчества, а в притяжательной форме: Володимеряя, а после вступления в брак - по мужу (в такой же, как и в первом случае, владельческой форме; ср. оборот: мужняя жена, т.е. принадлежащая мужу).

Едва ли не единственным исключением из правила стало упоминание жены князя Игоря Новгород-Северского в «Слове о полку Игореве» - Ярославна. Кстати, это послужило А.А. Зимину одним из аргументов для обоснования поздней датировки «Слова». Весьма красноречиво говорит о положении женщины в семье цитата из «мирских притч», приведенная Даниилом Заточником (XII в):

«Ни птица во птицах сычь; ни в зверез зверь еж; ни рыба в рыбах рак; ни скот в скотех коза; ни холоп в холопех, хто у холопа работает; ни муж в мужех, кто жены слушает».

Деспотические порядки, получившие широкое распространение в древнерусском обществе, не обошли стороной и семью. Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме. Все домочадцы, не говоря уже о слугах и холопах в прямом смысле слова, находились в его полном подчинении. Прежде всего это относилось к женской половине дома. Считается, что в древней Руси до замужества девушка из родовитой семьи, как правило, не имела права выходить за пределы родительской усадьбы. Мужа ей подыскивали родители, и до свадьбы она его обычно не видела.

После свадьбы ее новым «хозяином» становился супруг, а иногда (в частности, в случае его малолетства - такое случалось часто) и тесть. Выходить за пределы нового дома, не исключая посещения церкви, женщина могла лишь с разрешения мужа. Только под его контролем и с его разрешения она могла с кем-либо знакомиться, вести разговоры с посторонними, причем содержание этих разговоров также контролировалось. Даже у себя дома женщина не имела права тайно от мужа есть или пить, дарить кому бы то ни было подарки либо получать их.

В российских крестьянских семьях доля женского труда всегда была необычайно велика. Часто женщине приходилось браться даже за соху. При этом особенно широко использовался труд невесток, чье положение в семье было особенно тяжелым.

В обязанности супруга и отца входило «поучение» домашних, состоявшее в систематических побоях, которым должны были подвергаться дети и жена. Считалось, что человек, не бьющий жену, «дом свой не строит» и «о своей душе не радеет», и будет «погублен» и «в сем веке и в будущем». Лишь в XVI в. общество попыталось как-то защитить женщину, ограничить произвол мужа. Так, «Домострой» советовал бить жену «не перед людьми, наедине поучить» и «никако же не гневатися» при этом. Рекомендовалось «по всяку вину» (из-за мелочей)»ни по виденью не бите, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревянным не бить».

Такие «ограничения» приходилось вводить хотя бы в рекомендательном порядке, поскольку в обыденной жизни, видимо, мужья не особенно стеснялись в средствах при «объяснении» с женами. Недаром тут же пояснялось, что у тех, кто «с сердца или с кручины так бьет, много притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен (значит били и их!) и детем поврежение бывает в утробе».

Вот почему давался совет избивать жену не за каждую, а лишь за серьезную провинность, и не чем и как попало, а «соймя рубашка, плеткою вежливенько (бережно!) побить, за руки держа».

В то же время следует отметить, что в домонгольской Руси женщина обладала целым рядом прав. Она могла стать наследницей имущества отца (до выхода замуж). Самые высокие штрафы платились виновными в «пошибании» (изнасиловании) и оскорблении женщин «срамными словами». Рабыня, жившая с господином, как жена, становилась свободной после смерти господина. Появление подобных правовых норм в древнерусском законодательстве свидетельствовало о широкой распространенности подобных случаев. Существование у влиятельных лиц целых гаремов фиксируется не только в дохристианской Руси (например, у Владимира Святославича), но и в гораздо более позднее время. Так, по свидетельству одного англичанина, кто-то из приближенных царя Алексея Михайловича отравил свою жену, поскольку она высказывала недовольство по поводу того, что ее супруг содержит дома множество любовниц. Вместе с тем в некоторых случаях женщина, видимо, и сама могла стать настоящим деспотом в семье. Трудно, конечно, сказать, что повлияло на взгляды авторов и редакторов популярных в Древней Руси «Моления» и «Слова», приписываемых некоему Даниилу Заточнику, - детские впечатления об отношениях между отцом и матерью либо собственный горький семейный опыт, однако в этих произведениях женщина вовсе не выглядит столь беззащитной и неполноправной, как может представиться из вышеизложенного. Послушаем, что говорит Даниил.

«Или речеши, княже: женися у богатого тестя; ту пеи, и ту яжь. Лутче бо ми трясцею болети; трясца бо, потрясчи, отпустит, а зла жена и до смерти сушит... Блуд во блудех, кто поимет злу жену прибытка деля или тестя деля богата. То лучше бы ми вол видети в дому своем, нежели жену злообразну... Лучше бы ми железо варити, нежели со злою женою быти. Жена бо злообразна подобна перечесу (расчесанному месту): сюда свербит, сюда болит».

Не правда ли, предпочтение (пусть и в шутку) самого тяжелого ремесла - варки железа жизни со «злой» женой кое о чем говорит?

Однако настоящую свободу женщина обретала лишь после смерти мужа. Вдовы пользовались большим уважением в обществе. Кроме того, они становились полноправными хозяйками в доме. Фактически, с момента смерти супруга к ним переходила роль главы семейства.

Вообще же, на жене лежала вся ответственность за ведение домашнего хозяйства, за воспитание детей младшего возраста. Мальчиков - подростков передавали потом на обучение и воспитание «дядькам» (в ранний период, действительно дядькам по материнской линии, считавшимся самыми близкими родственниками-мужчинами, поскольку проблема установления отцовства, видимо, не всегда могла быть решена).

Глиняные горшки — изначально женских рук дело. Уж какой-какой материал, а глина была на Руси куда ни ступи.

Горшечницы вручную лепили посуду, светильники, рукомойники.

Революцию в ремесле произвело изобретение гончарного круга. Переход от лепной керамики к круговой — и за дело взялись мужчины.

Но мастерицы приспособились к новым условиям рынка труда Х века и сели за игрушки.

Одна самых древних — филимоновская. Жива-живехонька вот уже семь веков.

Это сегодня фигурки — сувениры. А столетиями они оберегали от темных сил и спасали от бедности. Базарный день — неплохой источник дохода. Девочки, которых называли «свистульками», с пользой проводили зимние вечера: лепили с семи лет. А когда приходила пора приглядывать жениха — «игрушечный» доход оборачивался богатым приданым.

Не то еда, не то подарок, не то развлечение.

Среди множества пряников на Руси поморская козуля едва ли не единственный лепной пряник, а не печатный. По легенде, печь козули в виде оленя хозяйки начали в ХII веке, когда мужья из морских походов привезли корицу и гвоздику — основу рецепта. А затем фигурки и особой силой наделили: если девушка испечет козулю, а потом подарит юноше, то в следующем году непременно выйдет замуж.

Женский аналог ювелирного ремесла.

Золотое шитье. Пришло на Русь вместе с христианством из Византии. Золотые и серебряные нити, жемчуг, полудрагоценные камни и канитель... В прямом и переносном смысле. В вышивании «канитель» — тонкая металлическая нить, и сам процесс — трудоемкий и кропотливый. Вышивали сначала иконы, потом одежду для знати, а после 1917 года — даже знаки отличия Красной армии.

На стыке искусства и ремесла.

Вышивка нитями льняными, главная ценность которой — красота и усердный ручной труд. На Руси верили, что вышитые, в первую очередь крестом, изделия обладают защитной силой. А уж если полотенце обыденное, то есть вышитое за день — с рассвета до заката несколькими мастерицами сообща, то такое изделие непременно убережет от бедствий и злых сил.

Девушка за прялкой.

Один из самых любимых жанровых портретов на Руси и ценное приобретение в семье. За пряжу садились, когда поля отдыхали, и «тонкопряхе» предстояло часами сидеть за работой: чтобы спрясть нить из пуда волокна, уходило 955 часов. «Непряха» и «неткаха», наоборот, позор семьи, и рассчитывать на удачное замужество нерукодельнице даже из богатой семьи было весьма затруднительно.

Размеренный стук коклюшек и хитросплетение нитей.

Тот редкий случай, когда ремесло спускалось сверху вниз — из мастерских при княжеских светлицах, где брали за основу работы европейских кружевниц. В народ кружево, по преданию, отправил Петр I, выписав из голландского Брабанта мастериц для обучения девочек-сирот. А вот массово за коклюшки сели после отмены крепостного права. Стартовые 1 рубль 50 копеек — и доход до 20 рублей в год.

Куклы не ради забавы, а из сугубо практических целей.

Обереги и обряды. Для каждого случая женщины и девушки делали свою фигурку: из золы, льна, соломы, глины, ткани, дерева и теста. Коляда в день зимнего солнцестояния символизировала победу света над тьмой. Шестирукая филипповка в пору свадеб помогала сохранить благополучие в семье. Берегиня оберегала домашний очаг, а кукушку плели для обряда крещения и похорон.

Антоновские яблоки, мед или сахар и яйца.

Рецепт пастилы сохранился в поваренной книге Софьи Александровны Толстой — супруги русского классика. Изготовление сладости — процесс трудоемкий. Только яблочное пюре пастильщицы протирали несколько часов и подсушивали в русской печке в течение двух суток. Первую тогда еще постилу делали в Коломне в ХIV веке, сегодня в подмосковном городе открыт музей этого лакомства.

Не работать в поле — так «обрыбиться».

Русский Север диктовал свой жизненный уклад: животноводство, охота, рыболовство. Так рыбалка стала для северянок женским промыслом. На реке Вашке рыбачки промышляли неводом. Артелью, по четверо, в мужской одежде и болотных сапогах ловили рыбу и варили юшку. А накормив семью, можно и опять за свое, за женское: шить, вышивать или ткать. Отдохнуть от равноправия.

Какие блюда стоит включить в меню, а от каких отказаться? Что советуют диетологи?

- В холодный период года организм требует больше калорий, которые ему нужны не для игры на свежем воздухе или купания в речке, а для обогрева собственного тела, - говорит диетолог Алексей Добровольский. - Свежими фруктами, овощами и травкой вы точно не согреетесь. Поэтому следуйте своим инстинктам... Чего обычно хочется после прогулки на свежем, морозном воздухе? Конечно, не холодной окрошки, а какого-нибудь горячего наваристого супчика, калорийного гуляша, котлеток с пылу с жару, сала с чесночком... В качестве напитка - горячий чай, тёплый компот или согревающий коктейль.

В поздне­осеннем и зимнем рационе должна присутствовать мясная жирная пища. От овощей и фруктов тоже не отказывайтесь - после Нового года в них почти не останется витаминов, поэтому старайтесь налегать на них сейчас. Добавляйте овощи в супы, готовьте тёплое овощное соте в качестве гарнира к мясу, и тогда вашей фигуре ничего не будет угрожать.

Немецкий айнтопф или узбекская шурпа?

Суп - вот без чего не обойтись в холодный период года. Он должен быть горячим, густым и желательно немного островатым, чтобы чувство тепла надолго поселилось у вас внутри. По статистике, русские хозяйки чаще всего готовят борщ, щи из свежей капусты и куриную лапшу (кстати, куриный бульон - отличное средство от простуды!).

Летом в эту тройку лидеров внедряются окрошка с грибовницей, а зимой рассольник, солянка и гороховый. Остальные разновидности супов почему-то не столь популярны в нашей стране. И зря - попробуйте приготовить своим домашним какой-нибудь новый супчик, и они наверняка оценят это по достоинству.

Армянский наваристый хаш, венгерский суп-гуляш, немецкий густой айнтопф, вьетнамский куриный фо - вариантов согревающих супов в мировой кухне придумано немало. Например, в восточных, мусульманских странах особенно популярны такие наваристые супы на мясных бульонах, как шурпа, шорба, сорпа или чорба.

Скажем, чтобы приготовить шурпу-кавурму, в кастрюле спассеруйте 200 г лука, затем положите 700 г крупно нарезанной баранины или говядины и хорошенько обжарьте кусочки мяса. Потом добавьте по 300 г измельчённых помидоров, болгарского перца и моркови, сдобрите суп классической узбекской приправой - 1 ст. ложкой зиры, залейте всё кипятком и тушите полчаса. Затем положите 700 г крупно нарезанного картофеля, добавьте нужное количество воды и варите до готовности картошки. В самом конце введите в суп 3 ст. ложки томатной пасты, 2 раздавленных зубчика чеснока и дайте блюду настояться минимум полчаса. Если вместо картошки положите рис, у вас получится разновидность шурпы под названием «мастава».

Горшочек, вари!

Блюда в горшочках - ещё один отличный вариант в качестве согревающей осенне-зимней пищи. Готовить в глиняной посуде удобно, подавать на стол - красиво, к тому же блюда в ней получаются невероятно вкусными и очень полезными. Правда, для кулинарного успеха надо знать некоторые тонкости работы с глиняными горшочками, иначе каша убежит, картошка не сварится и мясо не вызовет ожидаемого восторга.

Одно из важных правил приготовления блюд в горшочках: если добавляете квашеную капусту, кладёте много помидоров, льёте уксус или лимонный сок - в общем, создаёте кислую среду, корнеплоды (картошка, топинамбур, свёкла, репа, редис) добавляйте почти готовыми или вообще от них откажитесь, иначе они не доварятся и будут полусырыми. Во всём остальном никаких ограничений!

В горшочке можно приготовить рыбу, мясо, овощи и даже сделать сладкий десерт. Если же вы только начинаете осваивать глиняную посуду, приготовьте в ней классику жанра - жаркое из мяса с грибами. Это классический, беспроигрышный вариант, ведь любая, даже самая жёсткая говядина после длительного томления получается нежной. Свинина в горшочках тоже выходит невероятно вкусной. Можете заранее обжарить продукты по отдельности и потом сложить их в сосуд или упростить задачу и заполнить его сырыми ингредиентами.

Сначала на одну треть горшка выложите мясо кубиком, тщательно его посолите, поперчите и сделайте слой тёртой морковки и репчатого лука (для пикантности положите немного бекона или свиных копчёных рёбрышек). Затем добавьте нарезанные грибы (лучше белые, но можно и шампиньоны) и картошку.

Залейте всё сметаной или сливками и небольшим количеством холодной кипячёной воды. Потом поставьте горшочки в духовку, установите температуру 160°С и забудьте про них на пару-тройку часов. Можно ускорить процесс, сделав в шкафу 220°С, но тогда это будет уже не классическое томление.

В порционных горшочках можно сварить любой суп, однако чаще их используют для эффектной подачи на стол. Мало того, горшочек можно закрыть хлебной крышкой.

Для её изготовления обычно используют слоёное или дрожжевое тесто (второе менее предпочтительно из-за пышного объёма), которое раскатывают тонким слоем и вырезают круг или квадрат. Потом лепёшку надо обязательно смазать с двух сторон яйцом: с изнаночной оно выступает в роли клея, с лицевой - дарит красивую, зажаристую поверхность.




Подогревать блюдо в горшочке с тестом надо при 160°С до тех пор, пока оно не покроется золотистой корочкой. Дегустирующий человек должен её сломать, чтобы кусочки упали прямо в блюдо, или срезать и есть вместо хлеба - свежеприготовленная лепёшка, насытившаяся ароматами еды, получается очень вкусной.

Блюдо в хлебе

Суп можно подать не только в тарелке или горшочке, но и в хлебе, как это принято, например, в традиционной чешской кухне. Чаще всего используют специально приготовленный круглый ржаной хлеб, но можно взять и бородинский или готовый ржаной каравай с крепкими корочками. Правда, прежде чем налить в них суп, надо вынуть мякоть, а потом подсушить хлебную кастрюльку в духовке хотя бы 10 минут. И заполнять её лучше не жидким борщом или щами, которые моментально пропитают корочки и «горшочек» может развалиться, а супом-пюре. Например, отлично смотрятся в хлебе гуляш, густой сырный или грибной суп-крем.

Творожок или каша?

Если летом отличным вариантом для завтрака был йогурт или творожок, то теперь желательно переходить на каши. В холодный период лучше, чтобы в организм с утра попадала тёплая пища. Решив приготовить кашу, первым делом вымойте крупу (кроме гречки, овсянки и манки). Рис, пшено и перловку сначала промывают тёплой (до 40°С), а потом горячей водой. Первая удаляет с поверхности зерна крахмал и грязь, вторая - жир, появляющийся при хранении, и распаривает крупу. Затем все виды каши (кроме гречки) закладывают в кипящую воду.

Если же хотите приготовить кашу на молоке, лучше довести её до полуготовности, слить жидкость и добавить такое же количество молока. Последние 5 минут кашу варят на слабом огне (кроме манки, которая делается всего 1-3 минуты), чтобы у крупы было время разбухнуть. Сахар кладите в самом начале, но не злоупотребляйте им. И не ленитесь экспериментировать с добавками, чтобы сделать кашу более интересной, - варите с изюмом, посыпайте орешками, свежей клубничкой, цукатами, семечками, подавайте с вишнёвым джемом.

Гречневая каша считается самой полезной - она богата витаминами и минеральными веществами (кальцием, фосфором, магнием и особенно железом) и улучшает работу желудочно-кишечного тракта. На втором месте овсянка, а рисовая каша замыкает тройку самых полезных каш и является хорошей «энергетической» подпиткой. Впрочем, не стоит отказываться и от других видов каш - манной, перловой, пшённой.

А ещё очень хорошо смешивать разные крупы - в таком блюде объединяются полезные свойства зёрен, и получается новый вкус. Кстати, самый известный рецепт каши микс придумал А. В. Суворов, когда при тяжёлом переходе через Альпы ему доложили, что солдаты страдают от недоедания и мёрзнут от холода. Он приказал собрать все немногочисленные запасы еды (ячмень, просо, горох и чуть-чуть овощей) и сварить их в общем котле. В итоге армия получила питательную кашу, которую нарекли «суворовской».

Жаркое, рагу, бигос

Мясо с картошкой, с капустой, с овощами, со сметанкой или без... Ну что может быть лучше в холодный период? В польской, белорусской и литовской кухнях есть блюдо под названием «бигос». В древние времена его готовили на царской охоте, а потом начали делать дома, складывая в горшок свежую и квашеную капусту, разные виды мяса, сало, домашние колбаски, копчёности, грибы и ещё десяток ингредиентов. Вариантов бигоса существует бесчисленное множество, но всегда блюдо получается густым и сытным. Сначала спассеруйте головку лука, потом добавьте к нему 400 г квашеной капусты, 3 ст. ложки томатной пасты и тушите около часа.

В отдельной сковородке обжарьте по 200 г разных видов мяса (чем их будет больше, тем вкуснее получится бигос): бекон, копчёную колбасу, говядину, свинину. Затем всё смешайте, добавьте 400 г нашинкованной свежей капусты и понемногу болгарского перца, помидоров, яблок и белых грибов. Залейте микс вином, посолите, поперчите, разложите по горшочкам и готовьте в духовке не меньше двух часов при 160°С. После этого бигос можно сразу подать на стол, но лучше его остудить, подер­жать ночь в морозилке и только потом сервировать - квашеная капуста в польском блюде станет намного вкуснее.

Паштет

Вкусный жирный паштет отлично согреет и насытит. Конечно, его можно купить, но лучше приготовить самостоятельно из свежих продуктов. Готовить паштет совсем несложно. Сначала измельчите по 250 г репчатого лука и моркови и обжарьте их на растительном масле. Затем произвольно нарежьте 0,5 кг говяжьей или куриной печени и добавьте её в сковороду. Потушите всё вместе до готовности и закиньте 250 г сливочного масла. Как только жир растает, снимите смесь с огня, сдобрите её солью и чёрным перцем и измельчите всё в блендере. Для красивой подачи готовый паштет можно выложить в небольшие фигурные формочки (можно для печенья) в виде зайчиков, рыбок или сердечек и убрать в холодильник на пару часов. Такой эффектный паштет можно предложить ребёнку или подать на праздник.

Коктейли

Глинтвейн, пунш, грог, мексиканский кофе, горячий мохито - вариантов согревающих коктейлей очень много. Идеальным алкоголем для горячих коктейлей считаются тёмный ром, коньяк, виски и вино. Можно делать горячительное и на основе сухого прозрачного спиртного - джина или текилы, но только вкупе с фруктовыми ликёрами. А вот водка - нежелательный «гость», в ней достаточно согревающей крепости, но совершенно отсутствует аромат. Помимо алкоголя в горячем коктейле должны быть фрукты - в первую очередь цитрусовые, в которых содержатся пахучие эфирные масла, витамины и кислинка, необходимая для достижения правильного вкуса.

Классический глинтвейн приготовить совсем несложно: на одну порцию понадобится 150 мл красного сухого вина, 30 г мёда, несколько крупных яблочных и апельсиновых кусочков, две веточки гвоздики и палочка корицы. Смешайте все ингредиенты и подогрейте на медленном огне в турке, не забывая помешивать, чтобы мёд не прилип ко дну и полностью растворился. Готовый глинтвейн вместе со специями и фруктами вылейте в стеклянный бокал с толстыми стенками.

Пивной суп с сыром и беконом

Ингредиенты:

Тёмное пиво - 1 л
Бекон - 200 г
Тёртый сыр - 100 г
Чёрный хлеб - 6-7 ломтиков
Чеснок - 3 зубчика
Зелёный лук - 4 пера
Сливочное масло - 80 г
Мука - 50 г
Желтки - 2 шт.
Молоко - 100 мл
Горчица - 2 ст. л.

Пиво вылить в миску и оставить на 1 час.

В сотейнике слегка обжарить муку, затем добавить масло, перемешать. Влить пиво и довести до кипения.

Добавить в суп обжаренный бекон и тёртый сыр. Дождаться, когда сыр расплавится.

Взбить яйца с молоком. Снять сотейник с огня, тонкой струйкой влить смесь, помешивая.

Чеснок растолочь с солью и горчицей. Ломтики хлеба нарезать на кубики, обмазать их чесночной смесью и зажарить на гриле или сковородке.

Вылить готовый суп в тарелку, сверху положить чесночные сухарики и украсить блюдо нарезанным луком.

Венгерский гуляш

Ингредиенты:

Говядина - 600 г
Картофель - 600 г
Репчатый лук - 2-3 шт.
Чеснок - 2-3 зубчика
Болгарский перец - 1 шт.
Острый перец - 1 стручок
Тмин - 1 ч. л.
Паприка сладкая - 3 ст. л.
Растительное масло - для жарки

Как готовить:

Мясо очистить от прожилок, нарезать на кусочки и обжарить на растительном масле.

Добавить репчатый лук, порезанный кубиками, обжарить и добавить тмин и чеснок.

Перец болгарский нарезать соломкой, картофель - средними кубиками.

Добавить перец к мясу с луком, затем паприку.

Залить кипятком или овощным горячим бульоном. Когда закипит, засыпать картофель и нарезанный кольцами острый перец без семечек. Посолить.

Закрыть крышку, убавить огонь и тушить до полной готовности около 30-40 минут. Снять с огня и дать блюду настояться ещё полчаса.

Куриный паштет с желе из красного вина

Ингредиенты:

Куриная печень - 300 г
Сливочное масло - 50 г
Репчатый лук - 80 г
Морковь - 160 г
Белый хлеб - 60 г
Портвейн (или любое красное сухое вино) - 750 мл
Желатин - 13 г
Сливки 35% - 160 г
Яичный белок - 1 шт.
Цедра апельсина - 15 г
Сахар - 50 г
Соль, мускатный орех, розмарин - по вкусу

Как готовить:

Растопить на сковородке половину сливочного масла и обжарить куриную печень до полной готовности.

На другой сковородке на оставшемся масле обжарить измельчённые лук и морковь. Добавить три столовые ложки портвейна, выпарить его, влить сливки, добавить хлеб, мускатный орех, розмарин, соль и сахар по вкусу. Оставить на среднем огне на 15 минут, помешивая.

Замочить 3 г желатина в холодной воде на 5 минут. Добавить его, уже размоченный, в сковороду с овощной смесью и выключить огонь, дать остыть. Добавить белок и перемешать.

В блендер положить куриную печень, овощную смесь и взбить.

В сотейник вылить весь оставшийся портвейн, на среднем огне выпарить его на две трети. Добавить 50 г сахара, апельсиновую цедру, проварить 5 минут и добавить оставшийся размоченный желатин. Выключить огонь и процедить через сито, остудить.

Выложить паштет в блюдо, залить его винным желе и дать застыть в холодильнике.

Грибной суп-пюре в хлебе

Ингредиенты:

Грибы - 400 г
Лук репчатый - 2 шт.
Мука - 2 ст. л.
Сливки - 200 мл
Сливочное масло - 100 г
Чеснок - 4 зубчика
Соль, чёрный молотый перец, мускатный орех - по вкусу
Хлеб - 4 буханки

Как готовить:

Растопить сливочное масло, обжарить на нём нашинкованный лук и порезанные грибы. Если используете лесные грибы, их лучше предварительно отварить в подсоленной воде.

Добавить сливки и муку, размешать. Высыпать приправы, соль. Если суп получился слишком густым, можно разбавить его молоком.

Срезать у круглого хлеба верхушку и выскоблить из хлеба мякоть. Натереть каждую хлебную тарелку изнутри чесноком. Подсушить хлеб в разогретой до 200°С духовке 10 минут.

Разлить готовый крем-суп по хлебным тарелкам и подать на стол.

Испанское рагу «Фабада»

Ингредиенты:

Белая фасоль - 750 г
Подкопчённые колбаски (в идеале chorizo) - 3 шт.
Кровяные колбаски - 3 шт.
Бекон - 1-2 полоски
Копчёная свиная рулька - 150-200 г
Репчатый лук - 1 шт.
Чеснок - зубчик
Соль, шафран - по вкусу

Как готовить:

Фасоль замочить на ночь. Утром воду слить, фасоль залить холодной водой так, чтобы она покрывала бобы. Поставить кастрюлю на средний огонь.

Когда вода закипит, снять пену, добавить в кастрюлю колбаски, мясо, луковицу и чеснок. Убавить огонь и варить на медленном огне до полной готовности фасоли, пока она не станет мягкой.

Положить по вкусу соль и шафран. Перед подачей на стол дать блюду настояться. Кстати, на следующий день после приготовления фабада настоится и станет ещё вкуснее.

Жаркое из говядины с картошкой

Ингредиенты:

Говядина - 500 г
Картофель - 500 г
Лук репчатый - 1-2 шт.
Морковь - 1 шт.
Чеснок - 2-3 зубчика
Масло растительное - для жарки
Паприка - 1 ч. л.
Соль, перец - по вкусу
Зелёный лук - несколько перьев

Как готовить:

Картофель промыть, очистить, нарезать на средние кубики.

Говядину очистить от плёнок и нарезать такими же кубиками, как картофель. Морковь нарезать кольцами.

В сотейнике разогреть растительное масло, обжарить в нём нашинкованный лук и чеснок.

Добавить мясо, обжарить до золотистого цвета. Положить морковь.

Добавить воду, соль, специи, довести до кипения. Убавить огонь, закрыть крышку и тушить 30 минут.

Положить картошку и тушить блюдо до полной готовности всех ингредиентов. Украсить нашинкованным зелёным луком.