Как сделать водку из пшеницы. Домашняя пшеничная водка

Пригласили нас однажды на день рождения в русском стиле. По этому случаю было решено сшить мальчишкам по рубахе косоворотке. Можно конечно и купить, но в нашем маленьком городе таких вещей не найдешь.

В этом мастер классе я показываю, как сшить рубаху косоворотку для мальчика 7 лет.

За основу выкройки я взяла выкройку русской рубахи для взрослого мужчины. Измерив своего ребенка и изменив размеры, у меня получилась такая схема:

Рубаха по этой схеме шьется достаточно быстро, даже если вы часто не шьете и рука у вас не набита. У меня ушло два вечера, в общей сложности не больше 5 часов.

Для того чтобы подогнать выкройку под свой размер, нужны следующие мерки без припусков на швы:

  • Ширина рубахи – 38 см + 2 см на швы
  • Длина рукава – 34 см + 8 см на подгибку
  • Длина рубахи – 50 см + 8 см на подгибку
  • Горловина (шея) – 32 см + 2 см на швы

Материалы для рубашки:

  • Льняная ткань – 1 х 1,2 м.
  • Тесьма с узором – 1,10 м. широкая и 1,10 м – узкая тесьма.
  • Липа – 10 см.
  • Нитки в цвет.

Русская народная рубаха косоворотка для мальчика своими руками:

Выкройка очень простая, поэтому можно кроить сразу на ткани или предварительно нарисовать ее на газете. Только обязательно закладывайте припуски на швы и на подгибку рукавов и низа рубахи.


После раскроя мы имеем: Одну основную часть, два рукава и две ластовицы.


Сшивать начинаем с рукавов. К краю рукава пристрачиваем ластовицу.


Теперь рукав с пристроченной ластовицей прикладываем к основной детали рубахи и пришиваем на машинке. Чтобы ткань не съезжала рукав предварительно закрепляем иголками или наживляем швом «вперед иголкой».


После этого рубаху складываем как на рисунке и сшиваем рукав и ластовицу.

Так же сшиваем боковую часть основной детали.


Таким же способом пришиваем второй рукав. С помощью оверлога или вручную обрабатываем швы.

Загибаем края рукавов и низ рубахи.

Проглаживаем и прострачиваем.

Косоворотка почти готова. Осталось обработать горловину и застежку с левой стороны. Это небольшая, но хлопотная и тонкая работа.

Горловина косоворотки

Начнем с застежки. Длина застежки 15 см. Чтобы ее обработать вырежем два прямоугольника. Один 20 х 5,5 см. Второй более широкий 20 х 10 см.


Узкую полосу пришиваем с левой стороны (левая сторона если смотреть на фотографию).

Заворачиваем ее внутрь рубахи.


Широкую полосу пришиваем к правому краю выреза (право, если смотреть на фото. Если одеть рубаху на себя, то это будет левая сторона). На ней будет крепиться липа.

Широкую полосу сворачиваем пополам и заворачиваем внутрь рубахи.


Закрепляем все детали наружным швом.


Теперь обработаем горловину — стойку. Вырежем деталь 8 х 40 см. Подогнем края по 1 см. и прогладим утюгом.

Свернем вдвое и еще раз прогладим.


Ручным швом «вперед иголкой» пришьем стойку к горловине.


Прострочим ее на машинке. Воротник стойка для рубахи в русском стиле готова.


На данном этапе косоворотка выглядит таким образом.


Осталось украсить рубаху лентой с русским узором. Если есть какие-то неровности, лента скроет это.

Мужская рубаха:как сшить и вышить

Рубаха - Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» — «кусок, отрез, обрывок ткани»—и {родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом.

Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным» и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоев населения, менялся только материал и характер отделки. Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» — ткани из козьего пуха. Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. На Руси её называли «зендень».

Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица», «срачица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому серк» и англосаксонскому «сьорк» через общие индоевропейские корни. Некоторые исследователи усматривают разницу между рубахой и сорочкой. Длинная рубаха, пишут они, делалась из более грубой и толстой материи, тогда как короткая и лёгкая сорочка — из более тонкой и мягкой. Так постепенно она и превратилась в собственно бельё («сорочка», «чехол»), а верхнюю рубаху стали именовать «кошулей», «навершником». Но это тоже произошло позже, в XIII веке.

Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено.

Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено.

Мужская рубаха и ее особенности

На основе этнографических данных 18-20 вв., Г.С. Маслова четыре основных типа мужских рубах:

1. Туникообразная.
2. С прямыми поликами.
3. С узкими нашивками на плечах.
4. На кокетке.

Туникообразный покрой мужской рубахи - наиболее древний из известных нам кроев и вместе с тем наиболее распространенный покрой. Различают два типа туникообразной рубахи: "с бочками" и "без бочков". Рубаха "с бочками" образуется из полотнища ткани перегнутого по утку (на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие "бочки" и рукав прямого покроя.

Туникообразная рубаха "с бочками" имеет несколько вариантов:

С прямыми цельными бочками;
- со скошенными боковыми полотнищами (более поздняя форма, вытиснившая рубаху с прямыми бочками);
- с бочками, выкроенными "по-топорному" или "в замок" (в северных регионах);
- с боковыми клиньями, вставленными с каждой стороны сзади между средним и боковыми полотнищами, при этом прямые бочки, расширенные вставкой клиньев, пришивались в сборку (начало 20 в. на Алтае);
- "колошкой". Особенность ее покроя в том, что боковые полотнища перегибаются на плечах так же, как центральное. Она имеет прямые рукава и прямой разрез ворота без воротника;
- туникообразная рубаха без бочкой из одного перегнутого широкого полотнища. Такие рубахи изготовляли преимущественно из фабричной ткани, рубаху с бочками изготовляли из домотканого холста;

Сорочки из одного перегнутого полотнища холста. Изготовлялись в Закарпатье, имели специфичный покрой рукавов, пришитых в сборку.

Рубахи туникообразного покроя изготовлялись с прямым или косым разрезом на груди; без воротника "голошейка" или с воротником "стойка". "Голошейку" я прямым разрезом на груди считают наиболее древней. Косой разрез делали слева, часто рубаху дополнял воротник "стойка", застежка на пуговицы.

Мужские рубахи шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, поэтому такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными. Случайность в орнаменте появилась в конце 19-начале 20 века в местах, где было сильное влияние города (Московская обл.).

В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл.

Как отмечает Б.А. Рыбаков, в творчестве древних существовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический.

Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой: защищала наиболее уязвимые части тела - шею, ноги, руки. Поэтому и покрывали орнаментом-оберегом горловину, низ рукавов, подол рубахи. Они и являются местами традиционного расположения орнамента. Ластовица также могла являться цветной декоративной деталью. Наряду с узорным ткачеством и вышивкой в качестве декора широко применялись тесьма, блестки, позумент, пуговицы, бисер, полоса кумача. По богатству украшений мужская праздничная рубаха иногда не уступала женской.

Рисунок материала для мужской рубахи.

Без рисунка домотканая холстина, цвет натуральный;
Красная, бордовая, темно-красная, темно-боровая однотонная;
Клетка мелкая, цвет: сочетание белый - красный, темнобордовый - черный;
Полоска мелкая, цвет: голубой - белый, красный - черный - желтый, бордовый - черный;
Цветной набивной рисунок, цвет: красный, черный, пестрый, мелкий узор.

Крой мужской рубахи

Мужской костюм старообрядцев Алтайского края.
До нашего времени дошли только те образцы мужского костюма старообрядцев Алтайского края, которые сохранились в коллекциях краеведческих музеев. Поэтому мы можем рассмотреть их менее детально, но с полным описанием традиционного кроя.

Рубаха.
Древнерусские мужские рубахи были также прямого покроя туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища. Рукава делались узкими и длинными. Названия некоторых деталей мужской рубахи сходно с названиями в женской рубахе: становина, рукава, ластовицы (см. рис. 17).

Для пошива рубахи чаще всего использовался домотканый холст (см. Раскрой рубахи), позднее - покупные ткани: кумач, сатин, шелк (см. Раскрой рубахи с кокеткой). На холщовых рубахах проставки, отделка ворота, рукавов и низа рубахи делались из кумача, Отделка выполняла как декоративную функцию, так и символическую - как оберег. Верх рубахи делался на подкладе.

Мерки:
Длина Изделия - от середины шеи, по спине, на 20-25 см выше колена. Объем Шеи, Длина Руки - от шеи до середины запястья, Объем Кисти - меряется с подогнутым большим пальцем.

Раскрой рубахи:

См. рис. 18. Ткань - домотканый холст (ширина 40см).

Расход ткани 3.5м.

Все детали кроятся по прямоугольникам. Становина выкраивается вдоль ткани из цельного полотнища, отмеряется 2 Длины Изделия (перегибается пополам). Длина бочка = Длина Изделия - Длина проймы. Ширина бочка -1.5 полотнища - 40см+20см, на худого мужчину - 40 см. Ширина рукава 60см. Длина рукава = Длина Руки - Ширина Плеча (на 48-50 размер длина рукава 70-72см). На рукав -1.5 полотнища (40см+20см). Глубина Проймы - 30см, если рукав без сборок, 25 см + 10 см, если со сборками на плече (10 см на сборки, 5 см спереди, 5см сзади). Ластовицы 15х15 см или 20х20см.

Последовательность шитья рубахи:
1. Сшить становину с бочками, швы на бочках расположить сзади. Сложить бока, отметить середину. Заложить складки под мышками (односторонние 0.5-0.7см). Количество складок должно быть одинаково спереди и сзади. Складки закрепить строчкой и вышивкой (мелким крестом или зигзагом) вдоль каждой складки.

2.Определить середину полотнища. Отложить 1.5-2 см вперед и назад, вырезать горловину.

3. Сшить два полотнища рукава. Шов на переднюю сторону.

4.Нашить становину на рукав, рукав на бочок.

5. Нашить широкую проставку (до 5см). Шов проставки должен совпадать со швом соединения становины и бочка.

Б. Ластовицу вшить "в надсечку". На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.

7.Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.

8. Горловину и вырез отделать кумачом по косой бейке. Вырез (около 20см) должен составлять квадрат с горловиной. Квадрат украсить вышивкой.

9. Обработать низ рубахи. Отделка "полянкой" рубахи. Застежка на левую сторону. Вышивка в квадрате по переду (возможно до пояса). Проставка кумачом, тесьмой по всему шву соединения становины с бочками. Ширина бочка 40см (без шва). Ширина рукава 40 см с клином (см. рис. 19). Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.

Отделка "кержацкой" рубахи

Застежка на правую сторону. Вышивка в квадрате по переду. Проставка из тканья по рукаву может быть вышитая. Свадебная рубаха украшалась мелким кружевом на конце рукава. Низ рукава отделывается кумачом или контрастной тканью, позднее - тесьмой. Если набраны складки то вышивкой по складкам. Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.

Раскрой рубахи с кокеткой:
См. рис.20 Ткань - сатин (ширина 60см). Расход ткани 3.5м. Кокетка кроится вдоль ткани, длина 50см (перегибается пополам). Ширина бочка 30см, если мужчина полный, то можно 60см. Воротник
- стойка высотой 4-4.5 см. Планка шириной 2.5-З см - отделка на вырез. Рукава из целого полотнища с треугольным или трапецевидным клином (шир. 15 см).

Последовательность шитья:

1. Сшить полотнища рукавов. Собрать складки на плечах односторонние или встречные. Шов на рукаве расположить на переднюю сторону.

2.Собрать складки на бочках, так, что бочок уменьшится до 5-6см. Сшить становину и бочка.

3. Кокетку нашить на рукав, потом на становину, так, чтобы шов кокетки совпал со швом становины.

4. Ластовицу вшить "в надсечку". На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.

5. Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.

6. Пришить воротник и планку. Сделать вышивку.

7.Обработать низ рубахи.

Отделка рубахи

Кокетку можно сделать на подкладе. На плечах делается рамка из контрастной ткани, которая ограничивает складки. Рамка с вышивкой, можно по складкам. Вышивка по воротнику и планке, можно вышить квадрат. Вышивка по периметру кокетки, можно отделать тесьмой.

На конце рукава можно сделать односторонние складки, можно бантики. Отделка контрастной тканью или тесьмой. Вышивка по складкам бочков или на тряпочке, которая нашивается на складки. Можно оформить рамку 5x15 см с вышивкой по складкам. Низ отделать лентой или контрастной тканью.

Ворот рубахи

Ворот - рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» - затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду.

По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» ee необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии. Эта тема поистине необъятна, ей посвящено огромное количество научных трудов Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную «стоечку». Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.

Застёгивали ворот на пуговицу. Пуговицы в археологических находках преобладают бронзовые и медные, но исследователи полагают, что металл просто лучше сохранился в земле. В жизни наверняка чаще встречались сделанные из простых подручных материалов - кости и дерева.

Легко догадаться, что ворот был особенно «магически важной» деталью одежды - ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей - конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, - золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды - «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно. В разделе Украшения подробнее рассказано об охранительном смысле украшений и о том, почему при маломальском достатке люди старались обзавестись золотом и благородными камнями и не прятали их в сундук, а размещали на одежде и на собственном теле.


Здесь я буду отчитываться о проделанной мною работе. Заодно можно посчитать какое количество времени потребуется для того, чтобы сшить мужскую рубаху. (и, конечно, поучиться на ошибках)
Начала шить рубаху по этой схеме. Для этого мне понадобились:
- 2 метра белого льна
- 0,5 метров красного льна. Пойдёт на ластовицы. На самом деле материала нужно совсем чуть-чуть - 16х32 - учитывая загибы по 1 см.

Для вышивки: "мулине" красного цвета. Выбирается узор и вышивается гладью (лучше счётной), тамбуром или крестиком. Также имеют место быть комбинированные техники.

Выкройка очень проста, 95% всей работы занимает вышивка, но и она не такая уж и сложная. Кырка, к тебе обращаюсь.
Для экономии материала предлагаю вот такое расположение полотнищ.

Схема кроя мужской рубахи

Затем, страшно, конечно, но всё надо вырезать.
А теперь о вышивке. Рукава можно смело вышивать, а всё остальное только после того как рубаха уже сшита. (для того чтобы не нарушить рисунок).
моя вышивка на рукаве:

Изнанка вышивки должна получиться тоже более менее красиво.
Узелков делать нельзя!
Считается, что узлы делаю для порчи.(мне так сказали) А мы портить никого не хотим,тем более, что без узелков даже удобнее.
Все нитки заправляем в в сам узор с изнаночной стороны. Он не распустится, боятся нечего.

Мужская свадебная рубаха, выкройка

Друзья, новая подробная статья с фото в помощь многим людям, которые делают первые шаги по шитью своими руками русской народной традиционной одежды и, в частности, русской народной мужской рубахи

Статья написана по материалам мастеркласса группы =Возрождение родных традиций=Воронеж= в сети «Вконтакте»
Благодарим Наталью Колесникову и Анну Березнякову!

Для шитья рубахи понадобится около двух погонных метров льняной ткани, весьма желательно чистой и без примесей. Ширина полотна может быть как 1,4 метра, так и 1,5 и 1,6 метра — какую найдёте.
Швейная машинка с набором ниток, хорошие ножницы, мелок или карандаш, булавочки.

Ткань желательно замочить в горячей воде, чтобы она дала усадку. После высушить и отутюжить. Разложить ткань на ровной поверхности по длине.

Необходимо отмерить (предварительно замерив любимого мужчину) и изготовить детали.

Например при росте 1,80 можно смело отрезать все 2 метра (по длине ткани), а ширину рубахи можно отмерить — просто приложив к ткани ту вещь (свитер, рубаху), которую он носит и в которой ему комфортно. Добавьте 2 сантиметра на швы и можете кроить.

Заранее подберите тесьму (бейку, вьюнок), контрастную ткань и приложите к ткани.

Итого у вас получается: одна становина (длинный прямоугольник), два рукава (длина примерно 63-65 сантиметров (лишнее уйдет в подгиб), а ширина стандартная 42+2 сантиметра на швы (потом рукав складывается вдвое и прошивается, но это потом). И две ластовицы 12х12 сантиметров.

Складываем становину по длине, а потом по ширине. Точно сводя уголки и «плечевой верх». Наша задача определить на верху центр и вырезать ровненько горловину.

На фото ткань сложена вчетверо (в длину, потом в ширину). Отмеряем и отрезаем. Сначала можно приблизительно начертить закругленный уголок.

Отрезали горловинку, сразу протаскиваем её внутрь через образовавшуюся прорезь и откладываем в сторонку — по традиции для сохранения энергии в рубахе.

Вот так, как на фото.

Далее прочерчиваем горловинку глубже (это вырез спереди) и аккуратно и ровненько отрезаем уже одну ткань (а не две и не четыре). Загибаем и симметрично дорезаем. Т.е. спереди у нас вырез получается глубже и удобнее, чем сзади. Пусть пока это будет не большое отверстие — голова в него проходить не должна, так как для этого еще будет сделан разрез.

Вырез готов. Если будете делать воротничек-стойку, то вырез должен быть гораздо меньше, практически по шее.

Обмеряем вырез горловины сантиметровой лентой для того, чтобы раскроить косую бейку (её можно и купить, но мне не нравится покупная тем, что она узковата).

Выкраиваем косую бейку. можно на контрастной ткани, как у меня. располагаем метр или линейку по косой (примерно под углом 45 градусов) и очерчиваем длину горловины. А шириной она будет 5-6 сантиметров.

Вот, что у нас получилось. Косая бейка. Пара ластовиц и обтачка (примерно 15х13 сантиметров)

Обрабатываем края всех деталей, кроме горловины и косой бейки. Хорошо оверлоком, но можно и простым зигзагом, как на фото.

Находим у неё (обтачки) центр (важно, чтобы он совпал с центром рубахи). Кстати, вырез может быть и с боку, для этого нужно передвинуть обтачку в право. Однако, в данном примере, вырез по центру.

По бокам чертим две линии на расстоянии примерно 1 сантиметр.

Ровно прострачиваем по прочерченным боковым линям. Напоминаем — все это на лицевой стороне рубахи! И вместе с нижней тканью становины делаем разрез по центру обтачки, такой глубины, какой необходимо сделать глубину выреза.

Не доходя до края простроченной линии 1 сантиметр останавливаемся и делаем боковые надрезы прямо в самые уголки. Очень важно прорезать до самого-самого уголочка (НО! НЕ ПРОРЕЗАТЬ НИТКУ). Далее выворачиваем на изнанку и с лицевой стороны прошиваем.

Теперь, как раз самое время нашить тесьму, если она будет, чтобы концы её «спрятать» под бейку, которую мы сейчас будет пристрачивать.

Приложите косую бейку к краю горловины с лицевой стороны (оставив её краешек 2 сантиметра) и приколите её булавочками. Когда будете прикалывать хорошенько её натягивайте, это делается для того, чтобы воротничек имел форму.

Пришейте. Это будет выглядеть примерно так. Обратите внимание, чтобы с обеих сторон ширина строчки была одинакова (примерно 1 сантиметр или «на ширину лапки»)

Подгибаем косую бейку два раза вовнутрь (к изнанке)так, чтобы она закрыла первый шов и прострачиваем с лица очень аккуратно, стараясь попасть в русло (т.е. в стык). Этим швом мы должны закрепить полностью косую бейку уже в сложенном виде.

Таким образом доходим до конца. Проверяем — совпадают ли у нас по ширине два края.

Проверяем так же везде ли мы с изнанки «захватили»- прошили подвернутую бейку. Если не везде, то подшиваем, если надо распарываем и прострачиваем еще раз.

Края подрезаем до 1,5 сантиметров и заправляем вовнутрь, удобно это делать ножницами, как на картинке. позже туда пришиваем пуговичку и петельку.

Сшиваем рукава, одновременно притачивая к ним ластовицы.

Складывая вдвое рукав сразу подкладываем в него ластовицу к самому краю. Соединяем строчкой края рукава, но дойдя до подложенной внутри ластовицы замедляем скорость машинки и уходим к краю ткани (не застрачивая ластовицу, а останавливаясь у самого её края).

Поднимаем иголку (если надо поднимаем и лапку), отгибаем один край рукава и механическим движением руки направляем иголочку уже в край ластовицы. И от края плавно закругляем строчку ровно вверх. Обрезаем нитку.

Скрепляем другой, верхний край рукава с краем ластовицы. Поворачиваем рукав и уже сверху прошиваем его вместе с ластовичкой также закругляя к низу. Дело тонкое и требует сноровки. На это надо обратить особое внимание внимание, чтобы под мышкой потом не оказалось дырки.

Таким же образом «разделываемся» и со вторым рукавом и ластовицей!

Вот, что должно получиться.

Теперь находим центр плеча на рукаве и на становине. Для этого складываем её по длине и отмечаем верхние крайние точки-плечи и прикалываем туда по булавочке. Рукав должен быть вывернут на лицевую сторону.

Главный элемент гардероба в этом стиле — русская народная рубаха, самый старый по возникновению и особенно символический наряд. Более поздний её вариант — косоворотка мужская — появился в XV веке, популярен стал в XIX веке, вытеснив прежние фасоны.

Рубаху носили мужчины, женщины, дети. В глубокой древности она была одинакова для всех, только мужская — до колена, женская — до полу, детская — ниже колен. Её подпоясывали и поддёргивали, обеспечивая свободу движения.

Крой древней рубашки

Конструкция прото рубахи — самая простая. Полотнище ткани сгибают по утку, на сгибе прорезают горловину, которая в дальнейшем оформляют без воротника (голошейка) или с небольшой стойкой (более поздний тип), с планкой посередине груди. По бокам тулова, или становины, делают вставки — бочкИ .

Они необходимы для свободного облегания. Тканные на кроснах полотна были от 40 до 80 см, что не позволяло получить нужную ширину изделия. Нехватку компенсировали вставками.

Рукава кроили прямые. Под мышкой их соединяли со становиной и бочками ластовицей квадратной формы. Ластовица обеспечивала комфорт в движении: если поднять руку, за ней не потянется вся рубашка.

Процесс раскроя, пошива регламентировали правила. Главное касалось ворота. Полотняный кусок при вырезе горловины вынимали исключительно через внутреннее пространство изделия. Странное, на первый взгляд, движение портнихи диктовали соображения безопасности.

Движение вовнутрь, к человеку означало сохранение, преумножение сил, здоровья, наружу — растрату . Поверье сохранилось до наших дней в двух известных вариантах: нельзя надевать одежду изнаночной стороной вверх, нельзя лить воду, другие полезные жидкости «от себя» — только по направлению к себе.

Простой крой сформировали не ограниченные возможности — в шитье мастерству деревенских портних могла позавидовать городская модистка. Прямоугольные детали экономили дорогой по вложенному труду холст, единственный «обрезок» — ткань полукруглой горловины — не выбрасывали, а прикладывали на заплаты.

КОСОВОРОТКА МУЖСКАЯ - ИСТОРИЧЕСКИЙ КРОЙ

Народная рубашка с косым воротом возникла в средние века. Причину появления объяснить модным веяниями нельзя: в древности всё определяла целесообразность. Д. С. Лихачёв высказал предположение, что косой ворот не давал нательному крестику — предмету очень личному, не предназначенному напоказ, вываливаться в пройму во время работы. Мысль академика подхватили другие исследователи народной культуры как единственно объективную для крестьянского быта.

Сегодня рубаха с косым воротом — модный элемент гардероба. Удивительно, но женщины, девушки косоворотку купить хотят даже чаще, чем мужчины: их привлекает красота узора, актуальный крой, комфорт наряда. Это нельзя считать отходом от традиции: русская народная рубаха вернула своё древнее универсальное предназначение, свойственное ей изначально.

Если вы владеете основами шитья, то косоворотку можно сшить самостоятельно. Далее я расскажу как на примере старого (до XIX века) фасона, реконструированного по одежде алтайских старообрядцев.

Элементы рубашки, раскрой

Все элементы прямоугольные, потому для их раскроя достаточно высчитать длину и ширину.

  • Становина (тулово): от полотна отрезают цельный кусок (стену ) в 2 длины изделия.
  • Бочки . Длину бочка высчитывают по формуле: от длины изделия отнять длину проймы. Ширина бочка составляет: при ширине становины 40 см — 60 см, 60 см — 45 см, 80 см — 30 см. Размеры даны приблизительные, для традиционного изделия их высчитывают так, чтобы общая ширина рубахи была 1 м ± 10 - 15 см. Если вам настолько свободное облегание ни к чему, просто выберите собственный комфортный вариант.
  • Рукава традиционно делали шириною 60 см для проймы глубиной 30 см. Длину рассчитывали так: от длины руки отнимали ширину плеча, что для мужчины с размером 48 - 50 составляло 70 см.
  • Ластовица кроилась квадратом 15 на 15 см, при необходимости — больше, до 20 на 20 см.

Народная рубашка: сборка

Сначала сшивают становину с бочками. Складывают становину пополам, находят середину, вырезают горловину, отложив по 2 см вперёд и назад.

Далее сшивают рукава, оставляя свободный край для пристрачивания ластовицы. На них нашивают становину, а после рукава нашивают на бочки, втачивают вставку-ластовицу. При желании на рукавный шов пристрачивают проставку — декоративную ткань красного цвета, часто с вышивкой. В былые годы, когда косоворотка мужская изнашивалась, проставку отпарывали, чтобы использовать в новом изделии.

Далее обрабатываем горловину косой бейкой, отделываем кумачом, пришиваем пуговицы или крючки. На концах рукавов закладываем мелкие складки по 0,5 см, направляя вперёд, обшиваем край тесьмой или ярким тканьём.

Подол рубахи подрубаем, отделываем «полянкой» — вышитой проставкой — или просто тесьмой, яркой тканью.

Несмотря на простоту кроя, не у всех даже опытных швей русская народная рубаха выходит как должна с первого раза. Не стоит отчаиваться — с опытом всё получится. Вдохновиться вам поможет ассортимент магазина «Иванка», где представлены многообразно: от самых древних фасонов с прямой прорезью на груди до сложных поздних вариантов.

Водка из зернового сырья является настоящим продуктом, который не сравнится с бывалым сахарным самогоном. Превращение живого ростка в организм, способный за короткое время расщепить крахмал на молекулы сахара, выделить с «хлеба» живую нотку продукта, который в последующем будет радовать хозяев и гостей, все это - ЗЕРНО. Оно растет, оно превращает и дает, оно живое, как живой с него продукт - САМОГОН. Но насколько зерно благодатное, настолько к нему нужен подход с любовью, а иначе фиаско не за горами. Полюбить, осознать, потрудиться на славу вместе со знаниями, и это живое и вечное отблагодарит и воодушевит. Лень не применима к процессу превращения зерна в самогон, а потому хотелось бы видеть возле этой статьи истинных ценителей данного продукта, не жалеющих сил и стараний для дела благородного.

Итак - спирт образуется из сбраживания простых сахаров дрожжами, значит, нам нужен сахар. Из зерна можно получить сахар, преобразовав содержащийся в нем крахмал. Это достигается с помощью ферментов.
Ферменты есть готовые, но сторонникам натурального продукта рекомендую метод, представленный ниже.
Преобразовав крахмал из зернового сырья в сахар, ставим его на сбраживание, и спустя некоторое время, получаем бражку с некоторым количеством спирта, которое, в зависимости от технологических моментов, может колебаться от минимума до 12%.
Бражка перегоняется, и получаем насыщенный спиртовой раствор - самогон (СС).

Последовательность процесса:

  1. приготовление солода;
  2. приготовление сусла из крахмалосодержащего сырья;
  3. разваривание сусла;
  4. приготовление солодового молока;
  5. осахаривание сусла;
  6. приготовление дрожжевого затора;
  7. сбраживание сусла;
  8. перегонка готовой бражки.

Получение солода.

Солод нужен для преобразования крахмала в сахар.
В нем содержатся ферменты, которые этот процесс стимулируют.

Ращение солода проходит в несколько этапов:

  1. Отбор зерна (зерно на солод НЕ ДОЛЖНО быть свежим, после нового урожая зерно должно отдохнуть хотя бы 2 месяца).
    Зерно должно быть чистое, светлое, без примесей, и просеянное.
  2. Замачивание зерна.
    Цель - активизировать рост, в т.ч. биохимические и др. процессы.
  3. Ращение.
    Проращиванием зерна достигается максимум в количестве содержащихся в нем ферментов.
  4. Томление.
    Укрепление та усиление ферментной базы в зерне. Зерно подвяливается без увлажнения.

Замачивание зерна.

Очищенное и просеянное зерно засыпается в ящики высотой около 10 см. Для этих целей подойдут бытовые полиэтиленовые (на фото). Спустя несколько часов, всплывший мусор и некачественное зерно убираем, воду сливаем, промыв зерно, и заливаем свежую. Замачивать желательно в воде с небольшой жесткостью, т.к. чрезмерное кол-во солей замедляют рост зерна и активность ферментов. Воду заливаем выше уровня зерна на 3-5 см. Что бы усилить процесс проращивания, воду следует менять - летом 2-3 раза в сутки, зимой - достаточно перемешивание 2-3 раза на протяжении суток. Время замачивания 1 сутки.

Важно!
Воду с зерна нужно слить ПОЛНОСТЬЮ.
На вид и ощупь зерно должно быть влажным, но не мокрым.
Влажность зерна после замачивания вырастает до 35-49%%.
Если замачивание более длительное, что также возможно, главное не допустить, чтобы на изломе из зернышка выделялась белая жидкость - это первый признак того, что зерно передержали в воде и оно не пригодно для солода.
Такое зерно однозначно выбрасывается.

Ращение зерна.

После замачивания зерно должно «подышать». Для этого влажное, но не мокрое зерно, распределяем по ящикам слоем 5-10см. на 6-8 часов.
Каждые 2-3 часа зерно перемешиваем руками, поднимая его выше ящиков и продувая воздухом, дабы уменьшить в нем количество углекислого газа.
Процесс ращения у каждого вида зерна разный. Часто длительность этого процесса зависит от способа ращения, качества сырья, температуры и влажности окружающего воздуха, и может длиться от 4 до 12 суток.

Засыпаем в ящики замоченное зерно, что «подышало» слоем в 10см. Оставляем на 8-12 часов. Ящики для этого можно использовать как монолитные, так и с сетчатым дном, в которых количество дальнейших перемешиваний можно уменьшить.
Ящики с зерном можно как накрывать влажной тканью, так и оставлять открытыми. Для наглядности левая часть на фото будет с ящиками, накрытыми влажной тканью, правая - ящик открытый.

Спустя первые 8-12 часов проращивания, зерно ворошат, для чего ящики встряхивают, зерно поднимают руками, и продувают для выведения углекислого газа. Если зерно сухое, его опрыскивают, но никак не замачивают. На 5кг сухого зерна в момент ращения на опрыскивание уходит не больше 50-70г воды. После опрыскивания на дне ящика воды не должно быть. Влажное зерно перемешивается и так продолжается до момента его готовности.

Для качественного и быстрого ращения солода, зерно ворошат каждые 6-8 часов и соответственно опрыскивают, незначительно его увлажняя. В случае скопившейся влаги внизу ящика, зерно необходимо подсушить, а воду убрать.

Первые 1,5 суток проращивания.

Спустя 2-3 суток, внутри зерна начинает подниматься температура до 20-24 град. Желательно не допускать ее поднимания выше (потение зерна), для чего зерно ворошат, продувают и увлажняют. Можно рекомендовать уменьшить слой проращиваемого зерна до 3-5см.

Третьи сутки проращивания.

Седьмые сутки проращивания.

Овес увеличился в объеме около 1,5 раза, корешки достигают 1см, наблюдаются ростки. Спустя три дня, при соответствующем увлажнении, зерно будет готово как солод.

Ячмень уверенно пророс, корешки между собой переплетаются и при подымании тянут за собой несколько зерен. Ростки достигли длины 5-7мм. Зерно пахнет отдаленным огуречным запахом. Процесс проращивания ячменя на солод завершен. На раскусывание сладко-горькое.

Зерно пшеницы уверенно проросло, корешки имеют длину больше сантиметра, ростки - 5-7мм, некоторые - больше сантиметра. Запах свежих огурцов этого зерна превосходящий. На вкус зерно уверенно сладкое. Процесс проращивания прекращен.

Некоторые моменты проращивания.

Зерновые с шелухой больше удерживают влагу, чем без нее. Поэтому увлажнение каждого из видов стоит производить избирательно, не давая зерну лишний раз быть перенасыщенным водой. Лучше недоувлажнить, чем дать избыток воды проращиваемому зерну.

Обеззараживание солода.
На поверхности зерна находится множество вредоносных бактерий. Их желательно удалить. С этой целью перед размельчением солода на солодовое молоко или перед сушкой, рекомендуется замочить солод на 0,5-1 час в слабом растворе перманганата калия (марганцовке).
Хорошие результаты показывает обеззараживающий раствор серной кислоты (1%).

Спустя 7 суток мы получили уже пророщенное зерно ячменя и пшеницы как солод для осахаривания крахмалосодержащего зерна.
Но все же, рекомендую выдержать его еще около 2-х суток без добавления влаги и перемешиванием через -10 часов.
Солодовое зерно овса готово на 10 сутки.

Приготовленный солод является зеленым. Вес солода к зерну до проращивания вырос в 1,5 раза. Этот солод имеет наибольшую свою активность. Зеленый солод хранится не более нескольких суток, а если так, то желательно темп. хранения понизить до 2-5 град.
Для хранения зеленый солод можно высушить.
Для этого его сушат при постоянном перемешивании при темп. не больше 40 град. При повышении темп. сушки ферменты гибнут.
Сушат солод до состояния «белого» пока он на всю глубину затвердел и имеет влажность до 3%. Хранится годами в плотной закрытой таре.
Вес белого солода по отношению к весу проращиваемого зерна 0,9/1.
Активность белого солода немного ниже зеленого, и составляет около 80%. Поэтому при добавлении его в сусло, необходимо учитывать данный момент.

Приготовление солодового молока

Солодовое молоко - это смесь солода с водой. Суть процесса - полное извлечение ферментов в жидкость (воду) с дальнейшим перемешиванием с крахмалосодержащим суслом.
Т.к. существует некоторый ряд ферментов, для качественного и полного осахаривания крахмалосодержащего сусла, желательно использовать смесь из нескольких солодов. Использование солода из того же зерна, что и перерабатывается, не рекомендуется .

Примерный состав солода для некоторых видов основного сырья

  • пшеница:
    50% ячменного, 25% овсяного, и 25% ржаного солодов.
    Неплохой результат выходит и при процентной замене ячменя с рожью.
    Можно также использовать смесь ржи и ячменя 50/50, ячменя и проса 50/50, и т.д
  • рожь:
    пшеница - 50%, ячмень - 25%, овес - 25%.
    пшеница - 50%, ячмень - 40%, овес - 10%.
    ячмень и овес по 50%, и др.

Итак, выбрали состав солода. Измельчаем его, чем мельче, тем лучше. Растворяем в теплой, около 30 град. воде.
Зеленый - 1кг в 2л воды, белый - 1кг в 3л воды.
Получили готовое солодовое молоко.
Время его хранения очень короткое, но при понижении темп. ближе к нулю, допускается хранить несколько суток.

Приготовление сусла

Разваривание.

Разваривание производится с помощью пара. Открытый огонь дает пригорание и для зерновых не подходит.
Для этого используем ПГ (парогенератор).
ПАРОГЕНЕРАТОР - это герметичная емкость с водой, нагреваемая тэнами или др. источником тепла.
Выход с ПГ - паровод, окончанием которого есть БАРБОТЕР.
БАРБОТЕР - прямая труба, или изогнутая: спираль, гармошка, и т.д., в которой сделаны отверстия для выхода горячего пара, исходящего с барботера. Исходящий горячий пар с барботера и есть источник нагрева + разваривания крахмалосодержащих смесей.

Емкость для сусла.
Емкостью может служить как бак из нержавейки, так и другие. Главное условие - не допустить попадания в смесь продуктов реакции с емкости, катализаторов, и т.д., используемых при производстве материала данной емкости.

Измельченное зерно (дробленка, мука) заливается горячей водой при темп. около 50 град. Вся смесь постоянно мешается дабы не допустить образования комков.
На килограмм исходного сырья, добавляем 4л воды. Доводим температуру смеси до 55-60 град. Фиксируем температуру на 15 минут, дабы содержащиеся в самом дробленом зерне ферменты начали свою работу. Если сусло густое, можно в него влить некоторое количество уже приготовленного солодового молока и размешать. Это приблизительно 1/10-1/5 от общего подготовленного.

Далее включаем ПГ на полную. Поднимаем темп. сусла еще на 5 град. и делаем паузу на 15 минут. После этого, при перемешивании каждые 10-15 мин., включаем ПГ на полную, и доводим сусло до кипения.
Устанавливаем мощность ПГ такой, дабы смесь кипела. Время разваривания составляет от 1,5 до 2 часов. Чем хуже сырье (подмоченное, подпорченное зерно), и чем крупнее помол, тем больше время разварки. Во время кипения/разваривания, если процесс бурный, процесс перемешивания можно прекратить.

Осахаривание.

Разваренное сусло охлаждаем (желательно быстро, не оставляя на самоохлаждение) до температуры 65 град и вносим солодовое молоко. Тщательно размешиваем. Для этого годится дрель с насадкой.
Количество солодового молока вносится из расчета 1кг зеленого солода на 4-5кг осн. сырья, «белого», соответственно на 20% (масса еще не высушенного солода) больше.
Емкость с сырьем и внесенным в него солодом закрываем, утепляем и тщательно перемешиваем каждые 15-30 минут. Время осахаривания от 1,5 до 2 часов. За этот период очень важно не понижать температуру, т.к. увеличиваются шансы развития бактерий. Увеличение температуры выше 70 град. в свою очередь ведет к разрушению ферментов и прекращению осахаривания.
Спустя указанное время, сусло приобретает уверенный сладкий вкус. Это значит, что процесс осахаривания проходит успешно. Йодная проба как индикатор полного осахаривания в данном случае не показатель.

Охлаждение.

Осахаренную массу готовим к сбраживанию. Для этого очень быстро ее охлаждаем до температуры 28-30 град. и вносим дрожжи. Пассивное охлаждение не допускается.
Для охлаждения можно использовать медную трубку диам. 10-20мм, которая скручена в спираль. Она опущена в затор, который постоянно мешается, а по трубке с максимальным напором проходит холодная вода. Процесс быстрого охлаждения ОЧЕНЬ важен, т.к. его замедление способствует быстрому размножению бактерий в питательной среде осахаренной смеси.

Внесение дрожжей.

Для нормальной работы дрожжей требуется температура в пределах 28-30 град. Понижение температуры замедляет процесс сбраживания, вплоть до его остановки, а повышение, способствует размножению диких дрожжей, которые в свою очередь уменьшают выход спиртов. Увеличение темп. сбраживания до 32 град, увеличивает коэф. размножения диких дрожжей в 2-3 раза, при 37-38 град. они размножаются в 6-8 раз быстрее.

Количество вносимых дрожжей:

  • сухих, к примеру, САФ-ЛЕВЮР - 1г на 300-350г исходного, основного сырья.
  • прессованных, к примеру, ЛЬВОВСКИЕ - 1г на 60-80 г сырья.

Дабы увеличить быстрый и качественный захват культурными дрожжами осахаренного сусла, рекомендуется вносить дрожжи не напрямую, а сделать предварительно дрожжевой затор. Для этого дрожжи разводятся в теплой, около 30 град. воде. На килограмм прессованных дрожжей можно взять около 10-14л воды.
Одновременно, обеспечивая активность дрожжевого затора, дрожжи можно предварительно разбродить. С этой целью в подготовленный дрожжевой затор вносится некоторое кол-во сахара (пол литра на кило прессованных дрожжей) и пол литра солода, предварительно оставшегося для этих целей. Все это перемешиваем, и спустя пол часа, наблюдаем пенку на поверхности раствора. Это работа дрожжей. Пол часа- час, и дрожжевой разброженный затор, вливаем в сусло, охлажденное до 28-30 град. Тщательно перемешиваем, и ставим на сбраживание в прохладном месте.
Емкость герметично закрываем и ставим водяной затвор.

Дабы исключить выброса пены через водяной затвор, рекомендуется емкость заполнять с учетом вспенивания. По объемным единицам это около 10-15% от объема сусла. Так, к примеру, емкость из 200л не желательно заполнять больше чем на 170 литров.
В период брожения, важно, чтобы сусло не перегревалось. Нормальная работа происходит при 28-30 град. Повышение температуры понижаем обдуванием воздухом или обливанием бродильной емкости холодной водой.

Время брожения зерновых зависит от многих факторов, в т.ч. от качества дрожжей, темп. помещения, и др. Среднее время можно назвать от 4 до 5 суток. Показателем же полного сбраживания можно назвать прекращение выделения газа из трубки водяного затвора. Бражка становится практически неподвижной, сверху ее могут плавать твердые части зерна, а сама жидкость стала более светлой, часто с оттенком цвета зерна. Если же взять бражку на пробу кислотности, то она будет в пределах 4,8-5,5. На вкус бражка приятная и имеет горько-кислый вкус.
Количество спирта в бражке зависит как от технологии процесса приготовления сусла, так и от качества составляющих. Этот процент может быть в пределах 5-12%.

Простая перегонка браги.

Готовая брага зерновых перегоняется с помощью пара. Для этого используем тот же парогенератор.
Брага закипает с помощью пара, исходящего с барботера. Для перегонки используем нержавеющую емкость, которая заполняется не больше чем на 2/3 от общего объема для предотвращения выброса пены в отбор. До момента закипания процесс нагрева проводится максимально быстро, но при первых признаках кипения бражки, мощность уменьшаем. Для конденсации исходящих паров в т.ч. и спирта, входящего в их состав, можем использовать простой перегонный аппарат.

Если самогон в дальнейшем будет использоваться как напиток, в этом случае необходимо более тщательно подойти к выделению головных и хвостовых фракций. С этой целью на небольшой скорости при минимальной мощности ПГ медленно отбираем головы. Процент отбора голов можно считать в пределах 3-5 от общего количества ожидаемого спирта (по абсолютной величине). Более точно определяется органолептически на запах, растирания в ладони, вкус. Головы в дальнейшем ЗАПРЕЩЕНО использовать как пищевой продукт.

Отбор пищевой фракции самогона проводим на большей скорости, но контролируем, что бы в отбор не попадали брызги с кипящей бражки, которые по виду самогона делают его мутным и с соответствующим привкусом браги. Как пищевой, самогон первого перегона можно считать тот, который имеет плотность не ниже 40% содержания спирта, по старинному - «пока горит». Дальнейший конденсат содержит значительное кол-во тяжелых фракций, и его можно использовать для последующей перегонки. Температура браги, до которой ведется простая перегонка, 97-98 град. Дальнейший отбор сопровождается в разы большим выделением сивушных масел.

Если самогон, он же спирт-сырец (СС), в дальнейшем предназначен для ректификации, то отделением голов и хвостов можно пренебречь. В отбор смешиваем весь погон.

Вкусовые свойства самогона из разного вида сырья.

Пшеничный затор. При использовании пшеницы как основного сырья, водка получается мягкой и более сладкой. Использование в качестве солода рожь усиливает жесткость и придает некую «крепость» напитку. Ячмень в виде солода додает вкус виски, добавляя в водку отголоски пива. Овес - зерно для резкости вкуса.

Ржаной затор. Водка с этого сырья не будет мягким напитком. Она хоть и жесткая, но приятная. Сравнивающие вкусовые качества ее приблизительны водки «Московская» времен СССР.

Водка на основе овса. Этот продукт отличается своей остротой и резкостью. Чистота вкуса без «подсолаживания», вот более точное сравнение. Во времена Союза, подобием была водка «Посольская».

Ячменная водка. Водка с ячменя есть готовым началом продукта со вкусом виски. Двойная, тройная ее перегонка, затмит многие вкусы благородных напитков.

Приятной работы и удовольствия от напитков!

Полезная информация на форуме: