Пивные имена. Пропаганда

И т.д. Я долгое время снимал на зеркальные камеры с ОВИ (оптический видоискатель) , и после них мне было очень неудобно пользоваться ЭВИ, но со временем я ощутил все его прелести и в корне поменял свое мнение.

В сети я часто вижу фразы по типу «Раз попробовал ЭВИ — понял, что это не мое». Такие слова можно сказать и про меня, но, к счастью, жизнь заставила меня пообщаться с ЭВИ более плотно и прийти к другим выводам.

Обратите внимание, что ОВИ бывают двух типов — для зеркальных камер и для дальномерных (беззеркальных) камер. Устройство ОВИ для этих двух разных типов камер кардинально отличается. В данной статье под ОВИ я подразумеваю видоискатель именно для зеркальных камер.

ЭВИ, потребление энергии и включение

Одним из самых сильных недостатков ЭВИ считается энергозависимость. Чтобы видеть то, что хочется снять, в случае с ЭВИ, фотоаппарат обязательно должен быть включен. При этом матрица фотоаппарата будет включена, будет работать процессор и сенсор ЭВИ. Все это потребляет энергию, а еще хуже всего то, что на включение сенсора, процессора и прочего ‘железа’ тратится время. В итоге присутствует огромный лаг между включением камеры и выводом изображения.

Потребление электроенергии можно вылечить более емкими, или запасными аккумуляторами – для меня это не большая проблема. Но вот лаги ЭВИ при включении, выключении, выходе фотоаппарата из спящего режима, активации сенсора после того, как он был отключен во время просмотра снятого материала и прочее действуют на нервы. Лаг при включении ЭВИ – самый большой недостаток , который я выделяю в ЭВИ.

Данный недостаток можно легко решить — например, всегда держать сенсоры включенными, либо просто сделать лаги очень короткими. Считаю, что в будущем не будет никаких проблем с энергопотреблением и лагами при включении\переключении фотоаппарата, оснащенного ЭВИ.

На самом ли деле в ЭВИ виден готовый результат?

Сильным достоинством ЭВИ является возможность видеть готовый результат перед спуском затвора. Но здесь есть свои оговорки. Наблюдаемое изображение формируется достаточно маленьким сенсором на 1-2 Мегапикселя, что не передает весь объем данных, получаемый с матрицы фотоаппарата. В данном случае ОВИ более информативный, матовый экран которого, фактически, имеет очень большое разрешение. Также, процессор фотоаппарата не в состоянии сразу применять все улучшающие надстройки для изображения, такие как контроль динамического диапазона, цветности, шумоподавления, дисторсии и . В итоге изображение после спуска затвора все же может немного отличаться от того, которое я наблюдаю в ЭВИ.

В камере Sony a7 очень сильно заметно, что изображение еще дорабатывается после спуска затвора. Часто бывает, что после спуска затвора камера показывает снятый снимок, проходит 1-2 секунды и снимок меняет свой вид – проходит дополнительная обработка, которая не могла быть получена сразу.

Мне очень нравится, что при работе с ЭВИ готовый снимок (полученный после спуска затвора) можно просматривать сразу, не отрывая глаз от глазка камеры. В случае с ОВИ нужно забирать камеру от глаза и смотреть на основной дисплей, чтобы увидеть полученное изображение. Получается, что с ЭВИ тратится куда меньше времени на контроль за снятым материалом.

Что касается небольших отличий от наблюдаемого в ЭВИ изображения и финального кадра (после спуска затвора), то это всего лишь ограничение процессора, которое в будущем может быть легко вылечено. Да и многие камеры уже полностью отображают в ЭВИ непосредственно тот кадр, который будет после спуска затвора – с включенными всеми дополнительными донастройками качества изображения.

ЭВИ в студии

Обычно визирование через ЭВИ дает возможность наблюдать ту картинку, которая будет в момент съемки, но это может быть не всегда удобно, а порой и противопоказано. В первую очередь это касается съемки в студии с использованием импульсного света. Суть в том, что в студии все кадры обычно снимаются с ручными настройками . Например, в студии чаще всего используется ». Допустим я установил ISO 100, F/4.0 и 1/125 сек. При таких настройках ЭВИ камеры будет отображать черный прямоугольник, так как пилотного света может быть очень мало (в момент съемки будут использованы импульсные вспышки). Наводиться на резкость и компоновать кадр в таких условиях практически невозможно. Чтобы побороть такое неудобство, на камерах с ЭВИ есть функция, которая отключает «отображение картинки с фактическими параметрами» и включает «симуляцию отображения». В режиме симуляции камера не использует заданные пользователем параметры , а подбирает свои оптимальные, при которых в ЭВИ получается внятное изображение, по которому можно навестись на резкость и скомпоновать кадр. Если включить симуляцию, то в таком случае будет возможно очень удобно визировать в студии.

В меню камеры Sony a7 функция, которая отвечает за режим отображения, называется ‘Отображ. Live View’ (Установка необходимости отображения настроек, таких как коррекция , на экране дисплея). Данная функция может принимать только два значения «Отобр. Парам. ВКЛ» и «Отобр. Парам. Выкл».

Когда я первый раз попал в студию с беззеркальной камерой, использующую ЭВИ, я не знал про возможность симуляции и мне было очень тяжко снимать.

Само-собой, симуляция отображения может быть полезна и для других типов съемки, например, для съемки с очень длинными выдержками.

Инертность ЭВИ

ЭВИ страдает инертностью – при перекомпоновке кадра отображение изменений может происходит с задержкой, а также ЭВИ может медленно перестраиваться при сильном изменении снимаемой сцены. Например, если я снимал в тени деревьев, и резко направив камеру в сторону яркой улицы, то в ЭВИ вместо ожидаемого вида улицы я на мгновение получу белое засвеченное пятно, которое со временем нормализуется и примет ожидаемый вид.

При резком изменении освещения Sony a7 теряет сознание и в течении нескольких секунд настраивается на правильную экспозицию.

Скорее всего этот недостаток можно устранить и в будущем камеры с ЭВИ будут лишены этого недостатка.

Пикселизация

Говорят, что одна из основных проблем ЭВИ – это пикселизация изображения. Возможно это проблема была много лет назад, когда датчики для отображения изображения в ЭВИ имели низкое разрешение. С камерами, которые я указал в начале статьи, я не наблюдал, либо не замечал пикселей дисплея ЭВИ.

Если некоторые ЭВИ и имеют такой недостаток, то со временем количество пикселей на сенсорах ЭВИ будет увеличено и все забудут про эту проблему.

Чувство света

Сенсор ЭВИ имеет постоянную, либо варьируемую в определенных пределах яркость. С одной стороны – это большое достижение по сравнению с ОВИ. В ОВИ яркость непосредственно зависит от максимальной светосилы объектива и освещенности снимаемой сцены. Но постоянная яркость может сыграть злую шутку с глазами фотографа. Я не раз сталкивался при съемке на ярком свете, что визируя через ЭВИ мой глаз настраивается на определенную интенсивность света, и как только я отводил камеру от лица и смотрел на происходящее без ЭВИ, моим глаза требовалось время для того чтобы перестроиться на другую освещенность. То же самое происходит когда на ярком солнце подносишь камеру к лицу, при этом в ЭВИ некоторое время ничего не видно, пока глаза не проведут аккомодацию.

Думаю, что и этот недостаток ЭВИ можно решить более яркими сенсорами, а также датчиками освещенности (на подобие тех, которые стоят в современных смартфонах и автоматически подстраивают яркость дисплея в зависимости от освещенности).

Видоискатель связан с системой фокусировки

Говоря про ЭВИ и ОВИ нужно сразу же понимать, что технология отображения будущего кадра непосредственно связана с системой фокусировки. Для ОВИ разработаны очень быстрые и достаточно точные системы фазовой фокусировки, которые базируются на отдельных датчиках. Для ЭВИ фазовые или другие датчики фокусировки следует размещать непосредственно на матрице фотоаппарата (SLT-камеры не в счет, так как там есть зеркало). Пока что бытует мнение, что фокусировка на беззеркальных камерах с ЭВИ заметно хуже, чем на зеркальных камерах с ОВИ. Но на самом деле беззеркальным камерам с ЭВИ нужно только чуть-чуть подтянуть и доработать свою систему фокусировки, а некоторые камеры с ЭВИ фокусируются и так очень хорошо. Отдельно стоят камеры SLT, которые также используют ЭВИ, но при этом и имеют неподвижное зеркало и фазовые модули фокусировки, свойственные камерам с ОВИ.

Выводы по ЭВИ и ОВИ

Достоинства ОВИ

  • ОВИ энергонезависим , работает даже при выключенном фотоаппарате. Правда, современные ОВИ в некоторых камерах имеют свои ограничения, которые в первую очередь связаны с прозрачным LCD дисплеем для вывода вспомогательной информации. Детально этот вопрос у меня рассмотрен .
  • Отсутствие инертности, мгновенное визирование снимаемой сцены . Очень важно для репортажной фотосъемки.
  • Высокая разрешающая способность матового экрана с возможностью его замены.
  • Яркость ОВИ автоматически меняется в зависимости от снимаемой сцены.
  • Многим пользователям субьективно больше нравится не оцифрованное изображение с ОВИ, чем цифровое изображение при визировании через ЭВИ.

Недостатки ОВИ

  • Дороговизна в производстве и сложность конструкции . Для ОВИ нужно очень большое количество механизмов, которые могут выходить из строя (проверено не раз на личном опыте). В первую очередь для ОВИ нужны дорогие стеклянные , механика управления зеркалами (), отдельный и отдельный . При удешевлении производства, например, при замене пентапризмы на пентазеркало падает качество отображения. К тому же все эти механизмы нужно очень точно калибровать.
  • Простые ОВИ имеют 90-98% покрытия кадра, оставшиеся проценты по краям изображения не видны. В дорогих моделях процент покрытия кадра достигает 100%, но и стоимость создания таких ОВИ повышается. Детали поэтому поводу найдете .
  • Шум при работе . Во время спуска затвора часть создается непосредственно движением зеркал и механизмами их контроля.
  • Движение зеркала создает лишнюю шевеленку , что может сказаться на смазе изображения.
  • Ограничение зоны покрытия точками фокусировки из-за уменьшенного , отвечающего за фокусировку.
  • Искажение в отображении изображения . В первую очередь ОВИ неправильно отображает вид зоны нерезкости, при просмотре через ОВИ отображается и вовсе не так, как будет выглядеть после спуска затвора. Также, при работе в контровом свете итоговый снимок может иметь световые артефакты (переотражения, блики и т.д.) которых не видно в ОВИ.
  • Матовый экран ОВИ, зеркало и матрица может загрязняться, что снижает уровень комфорта во время съемки. В ЭВИ загрязняется только матрица.
  • Через ОВИ нельзя снимать видео. На камерах, оснащенных ОВИ, для видеосъемки следует использовать основной дисплей с функцией Live View.
  • ОВИ имеет определенное время затемнения , когда зеркало находится в поднятом состоянии. В таком положении также останавливается фокусировка и замер . В некоторых камерах с ЭВИ можно визировать постоянно, даже когда снимаешь серией, а также фокусировка может работать постоянно, но для этого нужно дополнительно использовать электронный затвор (не все камеры с ЭВИ имеют электронный затвор).
  • ОВИ может страдать засветками , которые влияют на замер и\или засвечивать снимок на длительных выдержках (данный недостаток лечится специальной шторкой окуляра, более детально этот вопрос у меня рассмотрен ). А вот ЭВИ полностью лишен засветок.
  • ОВИ требует использование ретрофокусных широкоугольных объективов (из-за наличия зеркала удлиняется рабочий отрезок).
  • ОВИ порой делает , который может нервировать.

Достоинства ЭВИ

  • При визировании ЭВИ сразу отображает то изображение , которое будет получено после спуска затвора (с некоторыми оговорками, описанными в этой статье). Также, в ЭВИ удобно видеть вносимые в реальном времени настройки изображения и подбирать оптимальный вариант.
  • Вывод очень большого количества вспомогательной информации . В первую очередь это помогает использовать ряд очень полезных функций, например: фокус-пикинг, живая , функция-«зебры», электронный уровень и много других. Также ЭВИ позволяет выполнять мгновенное увеличение выбранной части в реальном времени.
  • ЭВИ позволяет просматривать только что полученную фотографию не отрывая глаз от окуляра . Позволяет более оперативно контролировать качество снятого материала.
  • Позволяет копаться во всех настройках фотоаппарата не отрывая глаз от окуляра ЭВИ. В случае с ОВИ, для доступа ко всем настройкам, следует убрать камеру от глаза и включить основной дисплей.
  • Постоянная, или автоматически подстраиваемая яркость при любых значениях , и снимаемой сцены. Яркость ЭВИ не падает при закрытии , например, для просмотра ГРИП.
  • Простота конструкции (в отличии от ОВИ не требует механических зеркал, матового дисплея, пентапризмы, дополнительного датчика фокусировки и кучи обслуживающих устройств). Также, такая конструкция позволяет делать фотоаппараты более компактными и легкими.
  • ЭВИ работает беззвучно (в отличии от хлопанья зеркалами), а также не создает лишней шевеленки от движения зеркалом.
  • ЭВИ имеет больший потенциал к расширению области кадра, отвечающей за фокусировку. Теоретически вся область кадра может отвечать (или уже отвечает в случае с фокусировкой по контрасту) за фокусировку.
  • Большой (по факту 100%) процент покрытия кадра. В ОВИ не так легко добиться 100% охвата кадра.
  • Возможность одновременно визировать через ЭВИ и подключать параллельно другие устройства для вывода изображения. Например, к камере с ЭВИ можно подключить монитор, через который другие участники съемки будут видеть то, что снимает фотограф, при этом никак ему не мешая.
  • Из предыдущего выплывает, что ЭВИ позволяет снимать видео.
  • Время затемнения при спуске затвора может отсутствовать при использовании электронного затвора.

Недостатки ЭВИ

  • Недостаточная яркость. В солнечный день постоянно кажется, что изображение в ЭВИ слишком темное (в будущем недостаток может быть исправлен)
  • Невысокая разрешающая способность сенсора, формирующего изображения для отображения в ЭВИ. Сюда же можно добавить некачественные сенсоры, которые при визировании создают разные неприятные визуальные артефакты (в будущем эти недостатки могут быть исправлены).
  • Энергозависимость (теоретически не может быть исправлена, но в будущем может быть улучшена использованием сенсоров с меньшим энергопотреблением и более емкими аккумуляторами)
  • Инертность , запаздывание вывода изображения (в будущем может быть исправлена)
  • Лаги при включении или при низких температурах (в будущем могут быть исправлены)
  • Нагревание матрицы , что в первую очередь может негативно отобразиться на уровне шума (в будущем может быть исправлено)
  • Сложность работы при плохом освещении , связанная с тормозами отображения картинки и\или отображении слишком темного изображения (в будущем может быть исправлена)
  • В ЭВИ намного сильней заметны артефакты от грязной матрицы, это понижает комфорт во время съемки (в будущем может быть исправлена улучшенной системой чистки матрицы)
  • Длительный процесс привыкания к ЭВИ после ОВИ и субъективное недолюбливание этой технологии из-за оцифровывания изображения, полученного с объектива.

Могу подытожить, что технологии ЭВИ есть куда развиваться, ее недостатки со временем могут быть доработаны лучшими аппаратными и программными решениями. Технология ОВИ дошла же до своего логического конца и не имеет серьезных возможностей своего улучшения. В лучшем случае ОВИ будет двигаться в сторону гибридного ОВИ. Тем не менее, нужно понимать, что ОВИ очень древняя, обкатанная технология, которая будет радовать еще не одно поколение фотографов.

Обратите внимание, что на Радоживе комментарии не требуют никакой, вообще никакой регистрации, комментарий может добавить любой читатель. Я буду очень рад , если в комментариях Вы выскажете свое мнение, опишите свой опыт или дополните материал полезной информацией. Для подбора фототехники я рекомендую воспользоваться полезными ссылками на большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog или Magazilla . Много мелочей для фото можно найти на

Видоискатель в фотоаппарате - очень важная деталь. Просто представьте себе, что его нет, а вам нужно сделать снимок. Вы, конечно, можете прицелиться "на глазок", однако перспектива получения фотографии человека с отрезанной головой, дкрква без верхушки, собаки без ушей или ног вполне очевидна.

В старые добрые времена, когда о цифровых фотоаппаратах еще никто не слышал, у обычных пленочных фотокамер был только один вариант видоискателя - . Заглядывая в этот оптический глазок, фотограф видел снимаемый объект и мог прицелиться более точно.

В то же самое время у профессиональных фотографов , обладающих профессиональными же камерами, были так называемые угловые видоискатели . Еще их называли зеркальными видоискателями и призматическими видоискателями. Это было устройство, которое крепилось к видоискателю и "поворачивало" угол отображения картинки в видоискателе на 90 градусов. То есть. если раньше фотографу приходилось заглядывая в глазок смотреть вперед, то с угловым видоискателем он должен был спотреть вниз на импровизированный экранчик.

При всей кажущейся странности и вычурности этой конструкции угловой видоискатель мог сослужить очень хорошую службу. Например, если приходится снимать низко расположенный объект. Угловой видоискатель удобен еще и тем, что при взгляде через него фотограф не видит вторым глазом всю остальную часть изображения, которая не попадет в кадр. Таким образом можно более корректно и обдуманно построить кадр.

Угловые видоискатели и теперь продаются и пользуются успехом при студийной съемке, однако прикрепить их можно, конечно, только к зеркальным камерам, и то не ко всем.

У всех оптических видоискателей есть одна неприятная проблема. Они портят зрение.

Может быть когда-нибудь во время съемок через оптический видоискатель вы замечали, что глаз, которым вы смотрите в него, видит все не столь четко, как другой глаз. Через несколько минут такой дисбаланс проходит, однако у многих профессиональных фотографов есть проблема с разной остротой зрения на разных глазах.

Еще одна проблема состоит в том, что оптический видоискатель иногда показывает не совсем ту картинку, которая получится на снимке. В некоторых моделях фотокамер оптический видоискатель слегка "кадрирует" изображение и вы запросто можете "захватить" в кадр объекты (или их куски), которых при съемке даже не видели в кадре.

Положительным аспектом использования оптического видоискателя является тот факт, что он не тратит энергию батареи в отличие от своего электронного собрата или экранчика.

Когда появились цифровые фотокамеры , в них стали встраиваться жидкокристаллические экранчики . С их помощью можно выбирать объект съемки не заглядывая в видоискатель. Правда, у первых фотоаппаратов экранчик был настолько прожорлив, что сажал батареи буквально за несколько минут.

Теперь ситуация изменилась. В некоторых моделях в качестве видоискателя остался только этот самый экранчик, а глазок, как лишний элемент конструкции убрали.

Съемка с прицеливанием через экранчик имеет много положительных моментов.

Во-первых : вы не портите себе зрение.

Во-вторых : удобнее делать снимки низких объектов или держа камеру над головой, в особенности, если камера оснащена поворотным экранчиком (примерно то же самое, что и угловой видоискатель).Вперёд

Пивной алкоголизм -- спорный термин, обозначающий болезненное пристрастие к пиву (гамбринизм, gambrinismus).

По мнению некоторых российских учёных, пивной алкоголизм является одной из форм алкоголизма, в то время как по мнению других (в частности, согласно, официальным документам ВОЗ), этот термин не вполне корректен или вовсе не имеет права на существование. Сторонниками второй точки зрения злоупотребление пивом рассматривается обычно не как особый вид алкоголизма, а употребление алкоголя, только в форме другого напитка, что также чревато развитием алкогольной зависимости. Однако при этом высказывается мнение, что пивной алкоголизм труднее вылечить, так как пиво не воспринимается как серьёзный алкогольный напиток и формируется психическая зависимость.

Следует заметить, что термин «пивной алкоголизм» не встречается ни в Международной классификации болезней 10 пересмотра, ни в заслуживающем некоторого внимания американском Руководстве по диагностике и статистической классификации психических расстройств. Соответственно, этот термин не может употребляться в качестве официального диагноза (любой диагноз должен кодироваться по МКБ) и фигурирует, главным образом, в прессе.

Вопреки распространённому мнению, содержание фитоэстрогенов в пиве невысоко, а сивушные масла присутствуют в небольших количествах (ок. 0,01-0,05 %).

Пиво - это слабый алкогольный напиток, крепость которого для традиционных сортов не превышает четырех - пяти градусов, и только у крепленых бывает выше - до девяти - пятнадцать градусов. Изготавливается этот напиток из воды, солода и хмеля посредством особой технологии брожения. Употребление пива известно с глубокой древности как средство утоления жажды, а также как собственно спиртной напиток - с целью создания легкого настроения. Проблема пивного алкоголизма возникла только в последние годы в связи общедоступностью пива и его навязчивой рекламой. В прежние времена в СССР пивного алкоголизма попросту не было. У нас продавались только легкие сорта пива: «Жигулевское» и «Рижское», которые к тому же зачастую часто разбавлялись водой недобросовестными продавцами. А в некоторых районах и областях нашей необъятной страны сплошного дефицита пива было просто не достать. Если люди и спивались, то с помощью вина, водки и алкогольных суррогатов, которых во все времена было предостаточно. Не было также сортов крепленого пива. Все коренным образом изменилось в последние 10-15 лет, когда на прилавках появились самые различные сорта этого напитка.

Спорность понятия

05.04.2010 Vlasti.Net (Львов, Украина) Пивовары назвали пивной алкоголизм выдумкой.

Пивной алкоголизм -- это миф, который был искусственно создан властями для того, чтобы "уравновесить" повышение акцизов на пиво, утверждает в своем блоге Инна Кочетова, одна из совладельцев завода "Очаково".

Поскольку вслед за удорожанием акцизов неизбежно следует повышение цен на пиво, у властей появилась необходимость объяснить народу, почему это происходит, считает вице-президент МПБК "Очаково" Инна Кочетова, и специально для этого был создана "очередная страшилка" - пивной алкоголизм. Этой проблеме она посвятила запись в блоге.

Фрагмент записи Инны Кочетовой:

"Любой врач скажет вам, что в медицине нет понятия „пивной алкоголизм“. В перечне болезней ВОЗ, в международной классификации болезней, в руководстве по диагностике и классификации психических расстройств есть только „алкоголизм“. Эта болезнь диагностируется независимо от того, какой именно напиток употреблялся - коньяк, водка, виски, пиво, вино, портвейн, коктейли

Повышение акцизов - не единственная неприятность, которую готовят власти пивоварам. При этом законодатели в Госдуме действительно часто ссылаются на опасности пивного алкоголизма, когда готовят законопроекты, направленные на то, чтобы сделать ограничения на продажу пива столь же суровыми, как и других крепких напитков.

"Пивной алкоголизм в ряде случаев более опасен, чем от крепкого алкоголя,- говорится в пояснительной записке к последней „антипивной“ инициативе депутатов, внесенной на прошлой неделе.- …Характер острого токсического действия пива имеет ряд специфических особенностей. Алкогольное опьянение на фоне пива, по сравнению с таковым на фоне водки развивается и завершается быстрее. При этом риск развития алкогольной зависимости у потребителей пива выше, чем у потребителей вина или крепких алкогольных напитков".

Впрочем, пивные лоббисты обвиняют депутатов в продвижении интересов водочных производителей, заинтересованных в том, чтобы лишить пиво конкурентных преимуществ, которые дают пенному напитку ограничения на крепкий алкоголь.

Что погубит Россию

Среди российских чиновников борьбой с пивным алкоголизмом особенно прославился глава Роспотребнадзора и главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко, который еще в 2000 г. подписал постановление "Об усилении госсанэпиднадзора за пивоваренной продукцией". Его знаменитая фраза "Не СПИД, не туберкулез погубят Россию, а „пивной алкоголизм“ среди юного поколения" стала своего рода лозунгом для противников пивного алкоголизма.

Наркологи, опрошенные GZT.ru, не отрицают, что формально "пивной алкоголизм" как термин в медицинской классификации действительно отсутствует. Однако это не отменяет проблемы, уверяют они, поэтому это словосочетание широко используется в качестве неформального термина. "Есть алкоголизм, а есть пути, к нему ведущие,- говорит Андрей Прокофьев, главный врач наркологической клиники „Пармамед“.- Проблема в том, что молодое поколение очень легко принимает слабоалкогольные напитки. Пить водку или вонючий джин им трудно, а пиво пьется легче".

При этом пиво - никакой не "слабоалкогольный" напиток, утверждает нарколог. Оно точно так же ведет к алкоголизму, как и любые другие алкогольные напитки: регулярно выпивая пиво, человек на определенном этапе понимает, что пьет уже не ради вкуса, а ради того, чтобы уйти в опьянение, говорит Прокофьев. "Можно курить коноплю, содержащую мало канабиоидов, а можно курить так называемый „пластилин“, где содержание наркотика высокое,- проводит аналогию врач.- Если человек хочет получить наркотическое состояние, он его получит в обоих случаях. Точно также с точки зрения наркологии нет разницы, выпил ли человек бутылку пива или рюмку водки".

В то же время нарколог подтверждает, что у алкоголизма, вызванного потреблением пива, есть свои особенности, в частности ожирение по "женскому типу". "В пиве есть много „предшественников“ женских половых гормонов, которые в мужском организме превращаются уже в сами женские гормоны, что и приводит к „пивному животику“

Пивовары уверяют, что в результате роста акцизов на пиво, ограничения на рекламу и прочих попыток регулирования отрасли производство пива в России падает, что приводит к росту потребления водки и другого крепкого алкоголя.

Данные, собранные компанией "Бизнес Аналитика ", подтверждают слова пивоваров. Так, в объемном выражении пивной рынок за год сократился на 6,5%, причем сильнее всего снизилось потребление в городах с населением меньше 100 тыс. жителей, а также сельских населенных пунктах. Эксперты "Бизнес Аналитики" связывают это с переключением потребителей в этих регионах на дешевую и даже нелегальную водку.

Инна Кочетова в той же записи в блоге ссылается на опрос "Фонда Общественное мнение" от января 2010 года, по результатам которого выяснилось, что за последние полгода россияне стали больше пить водки, а пиво потеряло 10% (тогда как в августе 2009 года о любви к нему говорили 38%, в январе 2010-28%).

Однако наркологи не верят в эти данные. "Очень часто такие опросы проплачены лоббистами",- говорит Олег Зыков, главный подростковый и детский нарколог Москвы. Чтобы достоверно понять, как меняются предпочтения потребителей алкоголя, надо проводить более сложные исследования, говорит он. Учиться пить у Чехии.

В качестве примера страны, где существует здоровый баланс потребления алкоголя, пивовары приводят Чехию. "В Чехии на человека в год приходится примерно 160 литров пива, в Баварии - почти 300 литров (и никаких разговоров о пивном алкоголизме при этом), а в России - 50 литров в год. В три раза меньше",- пишет Инна Кочетова в блоге.

"Чехия по потреблению чистого спирта стоит на 1 месте среди стран мира,- добавляет Вячеслав Мамонтов из Союза пивоваров России.- При этом там нет такой острой проблемы алкоголизма, как в России, которая в этом рейтинге стоит на 10 месте". Он объясняет это тем, что чехи пьют в основном пиво, тогда как у нас - больше водку.

"В 90-х годах пивное лобби уверяло нас, что если мы будем пропагандировать потребление пива, то снизится уровень потребления крепких алкогольных напитков,- возражает нарколог Олег Зыков - Но это лицемерие и ложь. Напротив, общее количество употребляющих алкоголь только увеличилось, потому что чем больше люди пьют пиво, тем больше они пьют водку".

"В конце 90-х реклама пива пропагандировала не само пиво, а образ жизни,- возмущается нарколог.- Лоббисты сделали пиво элементом общения, связанным с достижением жизненного успеха. А ведь для молодого человека это очень важно: как ему общаться со сверстниками, как доминировать в своей группе. Молодежи преподнесли простой рецепт успеха: не надо учиться, чего-то добиваться, надо просто побежать за „Клинским“, и будет счастье". В итоге молодому поколению было навязано алкогольное мышление, говорит врач.

Недавно прошла презентация «нового издания» имперского стаута Raskolnikov от Юрия Катунина - главного пивовара анархо-пивоварни Craft Brew Riots. В преддверии фестиваля Craft Depot на МПК была разлита новая партия стаута, а также нового сорта Propaganda, премьера которого произошла непосредственно на фестивале. Елена Осокина поговорили с Юрием о его пиве, случайностях в жизни и анархии.

«Мы будем продолжать сотрудничество с МПК, но и вариться на других пивоварнях также не перестанем»

Расскажи нам о пиве Raskolnikov. Это же уже не первая варка?

Нет, конечно, уже не первая. Была масса изданий. Была, скажем так, масса самиздатовских версий, а сейчас, пользуясь случаем, нам удалось занять одну известную типографию. И вот выпустили уже весьма внушительный тираж в новой обложке, но, безусловно, с теми же самыми рецептурными характеристиками.

Ты - человек, пропагандирующий анархичное мировоззрение. Ты вышел из большого гиганта и стал делать свое пиво, как так получилось, что ты вернулся, в общем-то, к гиганту?

Ну, просто здесь во многом разделяют мою идеологию, а там - увы, нет. Здесь мы сошлись характерами, к тому же тут, пожалуй, самое современное производство в стране, и к качеству очень сложно придраться. Здесь интересные пивовары, с которыми приятно общаться. Так сложилось, так легла карта. Хотя надо понимать, что произошло всё случайно. Но когда уже приняли решение сварить Раскольникова, то готовились к этому долго и кропотливо. Следует сказать, что Raskolnikov - это только один из запланированных сортов, поэтому естественно, что мы будем продолжать сотрудничество с МПК, но и вариться на других пивоварнях также не перестанем. Концепция Craft Brew Riots - это не обязательно большая пивоварня, или не обязательно малая. В большей степени мы исповедуем идеологию, что размер не имеет значения. Будь то большая пивоварня, будь то малая, разницы для нас нет никакой.

Ты делал имперский стаут на «Балтике», нехарактерное такое пиво для них. Как это произошло?

Тут я должен сказать, что это не только моя заслуга, но и всей команды исследовательского центра «Балтики», в котором мне посчастливилось поработать.

А начиналось всё с проекта «Great Baltic Adventure». В Петербург на паруснике пришли лондонские пивовары и пивные писатели, повторяя маршрут, по которому экспортировалось пиво в Россию. И вместе с ними мы сварили имперский стаут по историческому рецепту, который в последний раз варили в семидесятых годах на Scottish Courage. Затем это пиво мы отвезли на выставку в Лас-Вегас, а уже потом по просьбе американских импортёров «Балтики» экстраполировали этот рецепт на большие объемы. Но хронологически они были сварены уже после первой партии Раскольникова.

На просторах такого стиля, как имперский стаут, еще можно создать множество интересных рецептур. Имперский стаут от «Балтики», а затем и Raskolnikov для меня явились отправными точками. Это мой любимый стиль. И абсолютно разных имперских стаутов я успел сварить множество, возможно больше всего в этой стране, даже если это будет звучать несколько нескромно.

Балтийский стаут был сварен на экспорт, и в России он был воспринят неоднозначно, а какая реакция на него была на Западе? Ты вообще следил за ней?

Да, на Западе это пиво был воспринято весьма позитивно, насколько мне известно. Но ты понимаешь, большинство наших биргиков юродствует в своём пуританстве - считается хорошим тоном хаять всё, сварено в большом объеме. Но это же глупо!

А на МПК мы сварили ещё больше, чем на «Балтике», и сварили не на экспорт, а именно для «внутреннего потребления».

От гигантов часто отпочковываются пивовары, чтобы делать свое крафтовое пиво. Ты считаешь - это правило или случайность?

Всё в нашем мире случайность. И, кстати, не так уж это часто происходит. Мне кажется, домашних пивоваров в крафе куда больше «отпочкованных».

«Коллаборация - основа основ движения Craft Brew Riots »

Сейчас вы делали большую коллаборацию на пивоварне Knightberg . Скажи, что для тебя значат коллаборации?

Это основа основ движения Craft Brew Riots. Сам проект - это своего рода передвижной цирк, в котором может участвовать любой желающий. Любой может вступить в Craft Brew Riots и также из него выйти, как в любой анархисткой структуре. То есть никто никого ни к чему не принуждает. И как я уже говорил сегодня на лекции, всё вообще началось с коллаборации, не было бы её, не было бы этого движения как такового. Случайный конкурс, случайная совместная работа дала толчок развития этому «безобразию», которое сейчас творится на крафтовых просторах страны. Коллаборация позволяет познакомиться с другими пивоварами, подружиться, перенять друг у друга опыт, ну, и создать какое-то новое и интересное пиво.

А на Найтеберге несколько пивоварен сварили мега-коллаборацию - бельгийский янтарный эль с фейхоа, безумная эклектика, которую можно было попробовать на фестивале Craft Depot 26 августа. Для фестиваля, собственно, и варили.


Что ты мог бы посоветовать начинающим пивоварам? Что надо сделать, чтобы стать Юрой Катуниным?

Юрой Катуниным? А зачем становиться Юрой Катуниным? Никому не рекомендую. Зачем вообще становиться подобным кому-то? Не стоит равняться на других, надо делать что-то своё, идти своей дорогой, придумывать какие-то свои особенные сорта.

Я в душе убеждённый анархист, но все ли готовы следовать этой идеологии? Ведь анархия в пивоварении подразумевает под собой всевозможные анархизмы:

Прежде всего, отсутствие принудительной власти. Сие означает, что в Craft Brew Riots нет какой-то строгой иерархии, никто никого не заставляет что-либо выполнять из-под палки. Сообщество открыто для любых форм сотрудничества и не имеет в своём составе постоянных участников. Любой желающий может примкнуть к сообществу или выйти из него, каждый сам определяет своё членство и степень участия в проекте. А с государством мы строит свои взаимоотношения по принципу «Кесарю кесарево», не больше - не меньше.

Под свободой мы понимаем свободу от принуждений. Мы принципиально не сотрудничаем с пивоварнями и другими компаниями, эксплуатирующими труд гастарбайтеров и не выплачивающими зарплату своим сотрудникам.


Мы свободны от стереотипов, предубеждений, предрассудков и прочего пуританизма. Мы свободны в выборе ингредиентов для своего пива, руководствуясь лишь безопасностью продукта. Кто может диктовать нам, как именно варить пиво и сколько, например, положить при кипячении сахара? Если я варю своё пиво в бельгийской манере, почему я должен называть его «пивным напитком»? Кто так решил? Государство? В этом аспекте мы можем позволить не соглашаться с государством.

Мы придерживаемся принципов разнообразия. Мир пива не ограничивается евролагером. А мир крафтового пива не ограничивается IPA’ем.

Под принципами равенства и братства мы подразумеваем, что все пивоварни равны, «крафтовость» не определяется размером пивоварни, ни одна пивоварня не должна доминировать в принятии каких-либо решений, и сами пивоварни, а не оторванные от реальности чиновники, должны определять пути развития отрасли коллегиально.

Что ещё лежит в основе философии? Взаимопомощь… Мы искренне считаем, что коллаборационистские, коммунные и прочие всевозможные совместные варки наилучшим образом позволяют пивоварам самореализоваться, делиться опытом и знаниями, создавать новые и невообразимо интересные сорта и этим развивать отечественное пивоварение в целом, как бы патетически это не звучало.

И отчасти поэтому, основываясь на этих принципах, был создан ни на что непохожий DIY-фестиваль Old Skull, где наравне с опытными пивоварами могут на условно бесплатной основе выступить и начинающие. Нет никаких границ, нет никаких требований. Хочешь, участвуй, не хочешь - не участвуй.

Ну, и у нас на фестивале играют, конечно же, панк. Мы, кстати, традиционно поддерживаем музыкальный панк-фестиваль «Русский залив» в Репино, на который съезжаются панк-коллективы со всей страны.

«Не было бы Brew Dog , крафтовое пивоварение было бы немного другим»

Ок, поговорим еще немного о панках, как ты относишься к пивоварне BrewDog? Многие начинают сейчас воротить нос и говорить, что они продались.

Людям бывает неприятен коммерческий успех кого бы то ни было. А я в этом успехе ничего предосудительного не вижу. Я лично знаком и с Мартином Дики и Джеймсом Уоттсом. С последним я познакомился в том же самом Лас-Вегасе, совершенно случайно. Тогда он был не столь известным. У всех были стенды, а он просто стоял у коробок с пивом и всех им угощал. Тогда я впервые попробовал Paradox и, конечно же, был поражен им.

Тогда же у нас и родилась идея сделать коллаборацию - первый двойной имперский IPA в России был сварен совместно с BrewDog. Это был безумно интересный опыт.

Поэтому тут как посмотреть. Sex Pistols - это панк или не панк? Многие назовут их коммерческим панком. Но это же панк. Не было бы Sex Pistols, не было бы панка в том классическом виде. Не было Brew Dog, то и крафтовое пивоварение было бы немного другим.

Волей случая я был на последнем выступлении Sex Pistols в Петербурге, и тогда на пресс-конференции задали вопрос Джонни Роттену, де зачем вы вообще приехали играть в Россию? Он ответил прямо: «Да, я бабок приехал срубить». По крайней мере, честно.

Тоже самое и здесь. BrewDog не кривят душой, и у них весьма интересная и удачная история краудфандинга. Люди сбросились деньгами, ребята построили пивоварню. Когда ещё такое было возможным? Мы живём в интересное время…

Те, кто воротят нос, переводят себя в разряд снобов. А «Парадокс» от этого хуже не становится.


По-поводу феста Old Skull, как родилась идея?

Родилась идея тоже совершено случайно. Старикан Владимир Постниченко и Рома Навроцкий из «КвакИнна» открыли заведение под названием «Фриты» на Васильевском острове: бельгийскую столовую на 7 этаже в бизнес центре. И, разумеется, никто им не сказал, что на первом этаже будет Столовая №1, Burger King и ещё Pizza Hut одновременно. Естественно, до «Фритов» никто доходить не стал. Вот представьте себе, никому неизвестная бельгийская столовая на 7 этаже говорит мне, надо бы что-то устроить, какое-то событие. Юра, ты бы мог прочесть пару лекций о пивоварении? А я предложил: «А давайте сразу фестиваль проведем?» И провели.

Идея Old Skull’a заключается в том, что мы не используем никакой рекламы за исключением интернета. Все завязано на репосты самих участников в социальных сетях. Нет никаких правил, кроме одного - пивовары должны стоять за кранами. Пивовар сам общается с посетителем и всё. Поэтому реклама выглядит так: пивовар размещает у себя на странице, что он участвует в фестивале, и его поклонники приходят. И, честно говоря, я думал, что это не сработает. Но на первый фестиваль в маленький такой закуток ввалилось две тысячи человек, и понеслось. И теперь это уже не остановить, Old Skull живет своей жизнью. Хотя, конечно же, эта история совсем некомерческая.


Ты как человек открытый, и готовый принять в свою команду практически любого, если у человека есть желание научиться варить, и он говорит «Юр, научи!», что надо иметь помимо желания?

Повторюсь, мы сбрасываемся деньгами, варим пиво, доходы делим пополам. Вот собственно и всё. Главное желание. Я готов учить. Большое количество пивоваров в крафтовом секторе, процентов 50, наверное, - это бывшие домашние пивовары. Они все начинали варить в кастрюльке. Учиться никогда не поздно. И я постоянно учусь и каждый день узнаю для себя что-то новое.

Последний вопрос про пивной рынок в России и тренды, что ты думаешь?

Крафтовое пивоварение идет в массы. Ради этого всё и затевалось.

Для меня так и осталось большим секретом, почему пиво назвали "Пропаганда"... Вот вчера реально пол-вечера с хозяйкой бара обсуждали этот вопрос, и к пониманию так и не пришли. О чем название? Про что название? И, кстати, примерно тоже самое можно сказать и про пиво...

Пропаганда - она ведь разная бывает. И не только о политике. Скажем, вот такой ночной клуб называется... "Пропаганда".

Один мой университетский друг еще в прошлом веке его иначе как "Проктология" не называл. Что же - имел на это право. И ведь это тоже пропаганда...
И вот это - тоже "Пропаганда". Другая, но какая есть...

И это тоже пропаганда:

Но тут хотя бы понятно, что к чему. Попытаюсь объяснить.
На этикетке пива "Пропаганда" написано, что это кёльш. Замечательно - кёльнское пиво со всеми вытекающими... Вот только кёльшем не может называться пиво, произведенное за пределами Кёльна! Ура, мы пьем немецкое пиво верхового брожения! Ага, как-бы не так... Пиво это сварено в Мытищах, на МПК. На Kölsch-Konvention 1997 года положен боольшой болт! Кстати, вполне в стиле СССР - только у нас есть шампанское, сделанное не в Шампани, коньяк не из провинции Коньяк, скоро "Божоле" начнут в Краснодаре делать (не дай бог, конечно)... Так что и тут, получается, "Пропаганда" в действии...

А как же с самим пивом? Что интересного в нем? А вот тут мы походим к очень необычному эффекту. Сразу, "с нуля", неподготовленным, я это пиво больше пить не буду. А вот пятой или шестой кружкой оно зайдет очень уверенно и, я бы даже сказал, приятно - тут и хмель читается, и ёлка есть (да, Леша уже сказал, что у меня ёлкофобия), но не давящая и не гнетущая. В общем достойное пиво, когда ты к нему готов. Но повторюсь - ни в коем случае не сначала вечера. Собственно, так пропаганда и работает...К ней надо быть готовым...

PS: Специально для