Профессия повара. Кулинарный конкурс детсадовских поваров

Повар в детском саду анонимно рассказала о том, какую еду любят дети, чем в детском саду моют кастрюли, и раскрыла секрет упругого омлета

О том, как стать поваром в детском саду

Моя карьера началась с того, что я ляпнула о своём образовании и опыте в РОНО, в комиссии по распределению мест в детские сады. Мой телефон взорвался, заведующие садиками нашего района звонили мне по три раза на дню. Оказалось, при переводе на почасовую оплату повара в муниципальных детсадах получают не меньше, чем в больших ресторанах, только требование документов при приёме на работу пожёстче, включая обязательную справку о несудимости, ждать изготовления которой приходится месяц.

На работу поваром можно устроиться непосредственно через заведующую детсадом или через крупные фирмы, которые закрывают вопрос «социального питания», снабжая детские сады (школы, училища) не только продуктами, но и сотрудниками и технологиями приготовления (цикличным десятидневным меню).

Я выбрала второй путь. Мне показалось, что так на меня ложится меньше ответственности. Ежедневно на принтер в детский сад приходит распечатанное меню «на завтра», список необходимых продуктов, которые должны находиться у меня на складе, а также технологическая карта к каждому блюду, довольно подробная. Моё дело - уточнить наличие необходимых продуктов на складе, позвонить технологу в случае каких-то непоняток, принять товар по накладной и отнести на соответствующее место в кладовке.

О кухне, кладовых и инвентаре

Кухня, подсобные помещения и кладовые у меня большие - 150 квадратных метров, и я там не просто хозяйка, я там вообще одна.

В моём распоряжении комната для первичной обработки овощей - там положено чистить картошку и морковку, - мясной цех, рыбный цех. Ещё есть отдельное помещение - яйцемойка, где находятся два десятилитровых ведра с надписями «для замачивания яиц» и «для чистых яиц», а также дуршлаг, мойка и сто литров дезинфицирующего раствора с инструкцией. Яйца перед приготовлением я должна замачивать в определённой концентрации дезраствора на 30 минут, будь то два яйца (в тесто) или девяносто восемь (в омлет).

Фрукты и овощи, которые подаются без термообработки, тоже требуется замачивать или в солевом растворе, или в уксусном. Замачивание происходит в специально отведённых мойках, где запрещается мыть что-то другое.

Ещё у меня есть сухая кладовая, овощная кладовая, комната с холодильниками, комната с морозильниками (рыбный и мясной - отдельно), посудомоечная комната, сама кухня и офис (с компьютером, принтером, всякой канцелярией), душ, туалет и подсобное помещение с тряпками, швабрами и бытовой химией.

О жёстких правилах

В моих инструкциях чётко прописано, чем в каком помещении требуется заниматься, а также подписаны все разделочные доски (СМ, СК, СР, П, Г - сырое мясо, сырая курица, сырая рыба, печень, гастрономия). Ещё подписаны ножи и рабочие столы. На кухне у меня три стола: сырая продукция, готовая продукция, кондитерский стол.

Кроме столов и ножей, подписаны мойки (их у меня 16), а также все кастрюли и миски. Первые три дня за мной ходила медсестра и ныла: «Нельзя класть помидоры в миску с надписью „фрукты“, ищите миску - СО (сырые овощи)». Вслед за медсестрой приходила посудомойка и пожимала плечами: «Какая разница, я всё равно это мою в одной мойке - одной тряпкой».

Когда мне надо было развести 24 грамма дрожжей, миски с надписью «дрожжи» не оказалось, был только десятилитровый таз «тесто». Миски «для всего остального», или «для чего попало», или просто без надписи я не нашла и взяла ёмкость с нейтральной маркировкой ГП. Тут же пришла медсестра и сказала, что это - готовая продукция (а я-то думала, что Гарри Поттер).

Об особенностях работы

Я готовлю: первый завтрак - четыре-пять блюд, второй завтрак - одно-два блюда, обед - пять-шесть блюд, полдник - три-четыре блюда. Первый завтрак в 08:30, второй - в 10 утра, обед - в 12:00, полдник - в 15:00.

Я не знаю, есть ли у меня в помещении стул, ни разу там не садилась. Я прихожу в семь утра и в буквальном смысле ношусь по всем этим цехам до 15:00 - не останавливаясь, как Высоцкая в телевизоре. Из любопытства первое время я включала шагомер, в среднем за рабочий день получается 15 тысяч шагов.

В детском саду категорически запрещено делать заготовки на завтра. Для повара из ресторана это разрыв шаблона, ведь там основная работа - это заготовки. На них тратится всё свободное время между отдачей заказов. Но, во-первых, свободного времени в саду не бывает, а во-вторых, даже если оно есть, я не имею права почистить картошку и морковку на завтра. За это возможны разные наказания (я не пробовала, но говорят, что страшные). Абсолютно все супы варятся с картофелем, кроме двух молочных (вермишелевого и рисового). Лёгкий день для меня, когда картофеля менее пяти килограммов на 30 человек. Это бывает редко, обычная раскладка - шесть с лишним килограммов. Сварить компот накануне, чтобы он настоялся и остыл, тоже нельзя. Нельзя даже замочить сухофрукты на этот самый компот.

Абсолютно все супы варятся с картофелем, кроме двух молочных (вермишелевого и рисового)
Второе железное правило - любая открытая упаковка должна быть реализована или выкинута. Нельзя оставлять на следующий день: сливочное масло, сметану, молоко (и любую кисломолочку), селёдку, солёные огурцы, варенье, сосиски, зелёный горошек. Вскрыла упаковку в полкило - выдала положенные 200 граммов, остальное - выкинула. Детям - только самое свежее.

Продукты приходят действительно свежие, на овощи я должна вешать при приёме товара ярлыки с датой прибытия, от этой даты отсчитывать срок годности, потом списывать. Мясо - мякоть говядины, рыба - филе трески, курица - грудки на кости приходят замороженными до дубового состояния.

Размораживать накануне мясо тоже, кстати, нельзя, поэтому в 7 утра я достаю сообразно меню из морозилки мясо и рыбу и сую их под холодную воду в мойки с соответствующей надписью.

Готовить по принципу «отдал завтрак - начал готовить обед» невозможно. И обед (мясо на бульон, картофель на суп и гарнир, сухофрукты на компот), и полдник (дрожжевое тесто) надо начинать готовить прямо с семи утра, иначе не успеешь.

Я открыла для себя секрет, как готовить из имеющихся продуктов и по согласованной технологии съедобную еду. Или даже вкусную. Секрет очень простой - не надо переваривать. Обычно в такой системе повара работают так: подготовил все ингредиенты, кинул в кастрюлю и варишь до момента раздачи. Я начала следить за тем, чтобы готовить до готовности и с плиты убирать. Так хоть какой-то вкус и консистенция сохраняются, блюда не превращаются в гомогенное безвкусное варево.

О меню, детских вкусах
и тайне детсадовского омлета

Меню у нас цикличное - на десять дней. Рыба представлена пятью позициями в неделю. Мясо ежедневно или даже два раза в день (если вдруг нет курицы и рыбы). На завтрак ежедневно свежие фрукты (яблоки, груши, персики, апельсины или банан), на обед свежие овощи - огурцы или помидоры, но встречаются и солёные огурцы, и квашеная капуста. Если на полдник готовится творожная запеканка, то, кроме неё, подаётся только напиток, хлеб и фрукт. Если запеканка картофельно-мясная, к ней пекутся булочки, тушатся овощи или подаётся селёдка. Свежая дрожжевая выпечка (с вареньем, с повидлом, с творогом) подаётся три дня из пяти.

Примечательно, что в детсадовском меню напрочь отсутствует позиция жареных блюд. Всё только варёное-тушёное-запечённое. У меня есть маленькая сковородка только для пассеровки корений. Также на складе нет приправ и специй, кроме лаврового листа (для рыбных супов) и ванилина (для сладкой выпечки). Зато ежедневно мне приходится готовить большое количество соуса с названием «соус молочный густой» (чтобы понятнее - бешамель). Соус молочный густой идёт к рыбе, к мясу, к курице, к печени, к овощам. Вообще ко всему, ежедневно, как и картофель.

Примечательно, что в детсадовском меню напрочь отсутствует позиция жареных блюд
Меню составлено вполне разумно с точки зрения пользы и разнообразия, но совершенно наплевательски с точки зрения того, едят ли дети такое. Большинство детей любят картофельное пюре, но терпеть не могут морковное, но в моём меню нет ни того, ни другого. Зато постоянно встречается пюре морковно-картофельное. Дети им плюются. Как бы ты ни изощрялся с готовкой для детей, исповедуя и пропагандируя принцип «вкусно и полезно», дети всё равно выберут три вещи: сосиски, макароны, жареную картошку, желательно всё это с кетчупом. Прекрасно, что в нашем детском саду рыба в меню четыре раза в неделю. Но селёдка всегда выкидывается, а рыбные тефтели даже не надкусываются, так же обстоит дело и с печёночным пудингом, и с тушёными кабачками.

Редкие дети едят всё это. С другой стороны, вкус надо развивать, детям надо предлагать не только то, что они решительно выбрали бы сами, но и что-то новенькое, постепенно приучая их к незнакомым ингредиентам.

Из рыбного меню, кстати, в нашем саду на ура идёт рыбный суп со сливками (почти что уха по-фински), тушёные овощи дети едят охотнее, если они будут сдобрены томатом, свежим или консервированным. Есть нехитрое правило: все дети любят красную еду. В первую очередь это касается супов, но можно перенести и на вторые блюда. Самое любимое блюдо у детей в нашем саду - это «жаркое по-домашнему», и в этом жарком их не интересует отдельно мясо или картошка, их интересует много-много густого красно-коричневого соуса.

Если вспоминать своё детство, когда я была по другую сторону стола и скучала над остывающей тарелкой, более всех других детсадовских блюд меня интриговал омлет. Такой высокий, упругий, с золотистой корочкой, который невозможно повторить дома и в ресторанах его не подают. Разгадка тайны омлета оказалась очень проста: его готовят в высоких, сантиметров десять, формах. Дома мы просто не нуждаемся в омлетах такого масштаба, а в общепите для взрослых все блюда из яиц идут, как правило, порционно.

Рецепт детсадовского омлета очень простой: на 100 яиц 1 литр молока, соль, тщательно перемешать и в духовой шкаф на десять минут при температуре 180−200 градусов.

О питании для детей с аллергией

У нас обычный сад, не специализированный для детей-аллергиков (есть и такие, с индивидуальным подходом к меню), однако у нас в подготовительной группе есть мальчик с аллергией на лактозу и на глютен, ему нельзя все молочные продукты (включая кисломолочные и сливочное масло), нельзя белый хлеб, выпечку, соусы на мучной и/или молочной основе), нельзя макаронные изделия, нельзя манную, пшеничную и овсяную кашу. Для этого мальчика половина меню готовится отдельно, при этом с родителями мальчика я даже не общалась, список запрещённых продуктов мне передал помощник воспитателя. Фамилия мальчика написана красным маркером над раздаточным столом, чтобы я про него не забыла и не заправила сметаной весь суп, прежде чем перелить порцию для мальчика в отдельный ковшик.

По утрам я варю ему каши на воде, на обед вместо рубленых котлет (с молоком, сливочным маслом и белым хлебом) я отдаю сосиски, вместо макарон - гречку, вместо творожной запеканки или омлета - варёные яйца.

Об отчётности и проверках

Все порционные блюда (котлеты, тефтели, биточки, фрикадельки, запеканки, омлеты, булки, фрукты, овощи и даже хлеб) требуется отдавать через весы, погрешность допускается в два грамма, за пять граммов уже возможны взыскания.

Помимо готовки, от меня требуется ещё «откладывать пробы» для СЭС. Минимум 100 граммов от каждого блюда (включая хлеб с маслом) надо класть в стерилизованные банки (их нужно успевать стерилизовать самостоятельно) и хранить в отдельном холодильнике 48 часов. На каждую банку пришпиливается бумага с информацией: дата, время, режим питания (завтрак, обед или полдник), название блюда и подпись.

Помимо проб, я обязана из каждого блюда выдавать «контрольную порцию», чтобы нянечки в группах видели, сколько граммов, на какую тарелку и в каком оформлении накладывать блюдо, и ещё одну порцию для бракеражной комиссии. Бракеражная комиссия - это наш завхоз и дежурная воспитательница, они должны оценить (в баллах от 1 до 5) внешний вид еды, соответствие описанию и снять органолептическую пробу.

У нас маленький сад, всего три группы, в день бывает человек 30−35. Ежедневно я получаю меню и требование продуктов со склада на следующий день в расчёте из количества сегодняшнего. Если сегодня у меня было 25 детей и в расчёте на них мне полагается 1,5 килограмма куриного филе на завтрашние котлеты (плюс проба для СЭС, плюс контрольная порция, плюс порция для бракеражной комиссии), а на следующий день пришло 32 ребёнка - у меня начинается паника, я не могу решить эту задачу про волка, козу и капусту: у меня 1,5 килограмма курицы, причём не филе, а грудки на кости, мне надо сделать как минимум 35 котлет, чтобы они были не менее 75 граммов, допустимая погрешность 2 грамма, 5 граммов - штрафы, выговоры, смертная казнь.

Я в панике звоню технологу, он равнодушно отвечает: «Ну другие повара как-то выкручиваются, прямых инструкций я вам не имею права дать». Посудомойка Настя меня утешила: «Проверки бывают, да, но про них всегда известно заранее, пока проверок нет - кидай на глаз, а то больно долго ты котлеты отвешиваешь!»

Я почти успокоилась в своих метаниях, но тут новость - в отдалённом районе в какой-то школе было массовое отравление, поэтому чёс проверок идёт по всем районам.

И тут выяснилось небывалое. Оказывается, моё начальство поленилось вовремя выдать мне все инструкции, поэтому они прибежали перед проверкой и начали мне рассказывать, на каких продуктах должны быть какие ярлыки и какие три журнала я должна заполнять ежедневно: бракераж сырой продукции, температурный режим холодильников и мониторинг психрометрического гигроскопа в сухой кладовой.

До подачи обеда был час, а у меня картошка почищена, но ещё не порезана, и клёцки не сделаны, и компот не заправлен.

Я спросила:

Обед готовить надо?

Мне сказали:

И обед, и ярлыки, и журналы за две недели. И ещё.

Ещё, как выяснилось, мы не имеем права мыть посуду (не тарелки, а кастрюли, в которых готовим) щётками, поролоновыми губками, металлическими мочалками. Они у нас есть, но мы не имеем права ими пользоваться. На моё изумление - «а чем тогда вообще?» - мне выдали два контейнера с надписями: «чистая ветошь» и «грязная ветошь». Ветошь ежевечерне требуется замачивать в хлорке и мыть посуду (плиту, мойки, столы) - только ветошью.

А губки и щётки позволительны, когда нет проверок, но если вдруг что: «Ты можешь эту щётку хоть проглотить, хоть в себя засунуть, но чтобы её не было!» Я хочу дождаться СЭС и попросить их продемонстрировать, как мыть мясорубку ветошью.

Иточник: www.the-village.ru

Как всё устроено
Повар в детском саду

О том, как стать поваром в детском саду

Моя карьера началась с того, что я ляпнула о своём образовании и опыте в РОНО, в комиссии по распределению мест в детские сады. Мой телефон взорвался, заведующие садиками нашего района звонили мне по три раза на дню. Оказалось, при переводе на почасовую оплату повара в муниципальных детсадах получают не меньше, чем в больших ресторанах, только требование документов при приёме на работу пожёстче, включая обязательную справку о несудимости, ждать изготовления которой приходится месяц.

На работу поваром можно устроиться непосредственно через заведующую детсадом или через крупные фирмы, которые закрывают вопрос «социального питания», снабжая детские сады (школы, училища) не только продуктами, но и сотрудниками и технологиями приготовления (цикличным десятидневным меню).

Я выбрала второй путь. Мне показалось, что так на меня ложится меньше ответственности. Ежедневно на принтер в детский сад приходит распечатанное меню «на завтра», список необходимых продуктов, которые должны находиться у меня на складе, а также технологическая карта к каждому блюду, довольно подробная. Моё дело — уточнить наличие необходимых продуктов на складе, позвонить технологу в случае каких-то непоняток, принять товар по накладной и отнести на соответствующее место в кладовке.

О кухне, кладовых и инвентаре

Кухня, подсобные помещения и кладовые у меня большие — 150 квадратных метров, и я там не просто хозяйка, я там вообще одна.

В моём распоряжении комната для первичной обработки овощей — там положено чистить картошку и морковку, — мясной цех, рыбный цех. Ещё есть отдельное помещение — яйцемойка, где находятся два десятилитровых ведра с надписями «для замачивания яиц» и «для чистых яиц», а также дуршлаг, мойка и сто литров дезинфицирующего раствора с инструкцией. Яйца перед приготовлением я должна замачивать в определённой концентрации дезраствора на 30 минут, будь то два яйца (в тесто) или девяносто восемь (в омлет).

Фрукты и овощи, которые подаются без термообработки, тоже требуется замачивать или в солевом растворе, или в уксусном. Замачивание происходит в специально отведённых мойках, где запрещается мыть что-то другое.

Ещё у меня есть сухая кладовая, овощная кладовая, комната с холодильниками, комната с морозильниками (рыбный и мясной — отдельно), посудомоечная комната, сама кухня и офис (с компьютером, принтером, всякой канцелярией), душ, туалет и подсобное помещение с тряпками, швабрами и бытовой химией.

Ещё есть отдельное помещение — яйцемойка, где находятся два десятилитровых ведра с надписями «для замачивания яиц»
и «для чистых яиц»

О жёстких правилах

В моих инструкциях чётко прописано, чем в каком помещении требуется заниматься, а также подписаны все разделочные доски (СМ, СК, СР, П, Г — сырое мясо, сырая курица, сырая рыба, печень, гастрономия). Ещё подписаны ножи и рабочие столы. На кухне у меня три стола: сырая продукция, готовая продукция, кондитерский стол.

Кроме столов и ножей, подписаны мойки (их у меня 16), а также все кастрюли и миски. Первые три дня за мной ходила медсестра и ныла: «Нельзя класть помидоры в миску с надписью „фрукты“, ищите миску — СО (сырые овощи)». Вслед за медсестрой приходила посудомойка и пожимала плечами: «Какая разница, я всё равно это мою в одной мойке — одной тряпкой».

Когда мне надо было развести 24 грамма дрожжей, миски с надписью «дрожжи» не оказалось, был только десятилитровый таз «тесто». Миски «для всего остального», или «для чего попало», или просто без надписи я не нашла и взяла ёмкость с нейтральной маркировкой ГП. Тут же пришла медсестра и сказала, что это — готовая продукция (а я-то думала, что Гарри Поттер).

Об особенностях работы

Я готовлю: первый завтрак — четыре-пять блюд, второй завтрак — одно-два блюда, обед — пять-шесть блюд, полдник — три-четыре блюда. Первый завтрак в 08:30, второй — в 10 утра, обед — в 12:00, полдник — в 15:00.

Я не знаю, есть ли у меня в помещении стул, ни разу там не садилась. Я прихожу в семь утра и в буквальном смысле ношусь по всем этим цехам до 15:00 — не останавливаясь, как Высоцкая в телевизоре. Из любопытства первое время я включала шагомер, в среднем за рабочий день получается 15 тысяч шагов.

В детском саду категорически запрещено делать заготовки на завтра. Для повара из ресторана это разрыв шаблона, ведь там основная работа — это заготовки. На них тратится всё свободное время между отдачей заказов. Но, во-первых, свободного времени в саду не бывает, а во-вторых, даже если оно есть, я не имею права почистить картошку и морковку на завтра. За это возможны разные наказания (я не пробовала, но говорят, что страшные). Абсолютно все супы варятся с картофелем, кроме двух молочных (вермишелевого и рисового). Лёгкий день для меня, когда картофеля менее пяти килограммов на 30 человек. Это бывает редко, обычная раскладка — шесть с лишним килограммов. Сварить компот накануне, чтобы он настоялся и остыл, тоже нельзя. Нельзя даже замочить сухофрукты на этот самый компот.

Абсолютно все супы варятся с картофелем, кроме двух молочных (вермишелевого и рисового)

Второе железное правило — любая открытая упаковка должна быть реализована или выкинута. Нельзя оставлять на следующий день: сливочное масло, сметану, молоко (и любую кисломолочку), селёдку, солёные огурцы, варенье, сосиски, зелёный горошек. Вскрыла упаковку в полкило — выдала положенные 200 граммов, остальное — выкинула. Детям — только самое свежее.

Продукты приходят действительно свежие, на овощи я должна вешать при приёме товара ярлыки с датой прибытия, от этой даты отсчитывать срок годности, потом списывать. Мясо — мякоть говядины, рыба — филе трески, курица — грудки на кости приходят замороженными до дубового состояния.

Размораживать накануне мясо тоже, кстати, нельзя, поэтому в 7 утра я достаю сообразно меню из морозилки мясо и рыбу и сую их под холодную воду в мойки с соответствующей надписью.

Готовить по принципу «отдал завтрак — начал готовить обед» невозможно. И обед (мясо на бульон, картофель на суп и гарнир, сухофрукты на компот), и полдник (дрожжевое тесто) надо начинать готовить прямо с семи утра, иначе не успеешь.

Я открыла для себя секрет, как готовить из имеющихся продуктов и по согласованной технологии съедобную еду. Или даже вкусную. Секрет очень простой — не надо переваривать. Обычно в такой системе повара работают так: подготовил все ингредиенты, кинул в кастрюлю и варишь до момента раздачи. Я начала следить за тем, чтобы готовить до готовности и с плиты убирать. Так хоть какой-то вкус и консистенция сохраняются, блюда не превращаются в гомогенное безвкусное варево.

О меню, детских вкусах
и тайне детсадовского омлета

Меню у нас цикличное — на десять дней. Рыба представлена пятью позициями в неделю. Мясо ежедневно или даже два раза в день (если вдруг нет курицы и рыбы). На завтрак ежедневно свежие фрукты (яблоки, груши, персики, апельсины или банан), на обед свежие овощи — огурцы или помидоры, но встречаются и солёные огурцы, и квашеная капуста. Если на полдник готовится творожная запеканка, то, кроме неё, подаётся только напиток, хлеб и фрукт. Если запеканка картофельно-мясная, к ней пекутся булочки, тушатся овощи или подаётся селёдка. Свежая дрожжевая выпечка (с вареньем, с повидлом, с творогом) подаётся три дня из пяти.

Примечательно, что в детсадовском меню напрочь отсутствует позиция жареных блюд. Всё только варёное-тушёное-запечённое. У меня есть маленькая сковородка только для пассеровки корений. Также на складе нет приправ и специй, кроме лаврового листа (для рыбных супов) и ванилина (для сладкой выпечки). Зато ежедневно мне приходится готовить большое количество соуса с названием «соус молочный густой» (чтобы понятнее — бешамель). Соус молочный густой идёт к рыбе, к мясу, к курице, к печени, к овощам. Вообще ко всему, ежедневно, как и картофель.

Примечательно, что в детсадовском меню напрочь отсутствует позиция жареных блюд

Меню составлено вполне разумно с точки зрения пользы и разнообразия, но совершенно наплевательски с точки зрения того, едят ли дети такое. Большинство детей любят картофельное пюре, но терпеть не могут морковное, но в моём меню нет ни того, ни другого. Зато постоянно встречается пюре морковно-картофельное. Дети им плюются. Как бы ты ни изощрялся с готовкой для детей, исповедуя и пропагандируя принцип «вкусно и полезно», дети всё равно выберут три вещи: сосиски, макароны, жареную картошку, желательно всё это с кетчупом. Прекрасно, что в нашем детском саду рыба в меню четыре раза в неделю. Но селёдка всегда выкидывается, а рыбные тефтели даже не надкусываются, так же обстоит дело и с печёночным пудингом, и с тушёными кабачками.

Редкие дети едят всё это. С другой стороны, вкус надо развивать, детям надо предлагать не только то, что они решительно выбрали бы сами, но и что-то новенькое, постепенно приучая их к незнакомым ингредиентам.

Из рыбного меню, кстати, в нашем саду на ура идёт рыбный суп со сливками (почти что уха по-фински), тушёные овощи дети едят охотнее, если они будут сдобрены томатом, свежим или консервированным. Есть нехитрое правило: все дети любят красную еду. В первую очередь это касается супов, но можно перенести и на вторые блюда. Самое любимое блюдо у детей в нашем саду — это «жаркое по-домашнему», и в этом жарком их не интересует отдельно мясо или картошка, их интересует много-много густого красно-коричневого соуса.

Если вспоминать своё детство, когда я была по другую сторону стола и скучала над остывающей тарелкой, более всех других детсадовских блюд меня интриговал омлет. Такой высокий, упругий, с золотистой корочкой, который невозможно повторить дома и в ресторанах его не подают. Разгадка тайны омлета оказалась очень проста: его готовят в высоких, сантиметров десять, формах. Дома мы просто не нуждаемся в омлетах такого масштаба, а в общепите для взрослых все блюда из яиц идут, как правило, порционно.

Рецепт детсадовского омлета очень простой: на 100 яиц 1 литр молока, соль, тщательно перемешать и в духовой шкаф на десять минут при температуре 180−200 градусов.

О питании для детей с аллергией

У нас обычный сад, не специализированный для детей-аллергиков (есть и такие, с индивидуальным подходом к меню), однако у нас в подготовительной группе есть мальчик с аллергией на лактозу и на глютен, ему нельзя все молочные продукты (включая кисломолочные и сливочное масло), нельзя белый хлеб, выпечку, соусы на мучной и/или молочной основе), нельзя макаронные изделия, нельзя манную, пшеничную и овсяную кашу. Для этого мальчика половина меню готовится отдельно, при этом с родителями мальчика я даже не общалась, список запрещённых продуктов мне передал помощник воспитателя. Фамилия мальчика написана красным маркером над раздаточным столом, чтобы я про него не забыла и не заправила сметаной весь суп, прежде чем перелить порцию для мальчика в отдельный ковшик.

По утрам я варю ему каши на воде, на обед вместо рубленых котлет (с молоком, сливочным маслом и белым хлебом) я отдаю сосиски, вместо макарон — гречку, вместо творожной запеканки или омлета — варёные яйца.

Об отчётности и проверках

Все порционные блюда (котлеты, тефтели, биточки, фрикадельки, запеканки, омлеты, булки, фрукты, овощи и даже хлеб) требуется отдавать через весы, погрешность допускается в два грамма, за пять граммов уже возможны взыскания.

Помимо готовки, от меня требуется ещё «откладывать пробы» для СЭС. Минимум 100 граммов от каждого блюда (включая хлеб с маслом) надо класть в стерилизованные банки (их нужно успевать стерилизовать самостоятельно) и хранить в отдельном холодильнике 48 часов. На каждую банку пришпиливается бумага с информацией: дата, время, режим питания (завтрак, обед или полдник), название блюда и подпись.

Помимо проб, я обязана из каждого блюда выдавать «контрольную порцию», чтобы нянечки в группах видели, сколько граммов, на какую тарелку и в каком оформлении накладывать блюдо, и ещё одну порцию для бракеражной комиссии. Бракеражная комиссия — это наш завхоз и дежурная воспитательница, они должны оценить (в баллах от 1 до 5) внешний вид еды, соответствие описанию и снять органолептическую пробу.

У нас маленький сад, всего три группы, в день бывает человек 30−35. Ежедневно я получаю меню и требование продуктов со склада на следующий день в расчёте из количества сегодняшнего. Если сегодня у меня было 25 детей и в расчёте на них мне полагается 1,5 килограмма куриного филе на завтрашние котлеты (плюс проба для СЭС, плюс контрольная порция, плюс порция для бракеражной комиссии), а на следующий день пришло 32 ребёнка — у меня начинается паника, я не могу решить эту задачу про волка, козу и капусту: у меня 1,5 килограмма курицы, причём не филе, а грудки на кости, мне надо сделать как минимум 35 котлет, чтобы они были не менее 75 граммов, допустимая погрешность 2 грамма, 5 граммов — штрафы, выговоры, смертная казнь.

Помимо проб, я обязана из каждого блюда выдавать «контрольную порцию», чтобы нянечки в группах видели, сколько граммов, на какую тарелку и в каком оформлении накладывать блюдо

Я в панике звоню технологу, он равнодушно отвечает: «Ну другие повара как-то выкручиваются, прямых инструкций я вам не имею права дать». Посудомойка Настя меня утешила: «Проверки бывают, да, но про них всегда известно заранее, пока проверок нет — кидай на глаз, а то больно долго ты котлеты отвешиваешь!»

Я почти успокоилась в своих метаниях, но тут новость — в отдалённом районе в какой-то школе было массовое отравление, поэтому чёс проверок идёт по всем районам.

И тут выяснилось небывалое. Оказывается, моё начальство поленилось вовремя выдать мне все инструкции, поэтому они прибежали перед проверкой и начали мне рассказывать, на каких продуктах должны быть какие ярлыки и какие три журнала я должна заполнять ежедневно: бракераж сырой продукции, температурный режим холодильников и мониторинг психрометрического гигроскопа в сухой кладовой.

До подачи обеда был час, а у меня картошка почищена, но ещё не порезана, и клёцки не сделаны, и компот не заправлен.

Я спросила:

— Обед готовить надо?

Мне сказали:

— И обед, и ярлыки, и журналы за две недели. И ещё.

Ещё, как выяснилось, мы не имеем права мыть посуду (не тарелки, а кастрюли, в которых готовим) щётками, поролоновыми губками, металлическими мочалками. Они у нас есть, но мы не имеем права ими пользоваться. На моё изумление — «а чем тогда вообще?» — мне выдали два контейнера с надписями: «чистая ветошь» и «грязная ветошь». Ветошь ежевечерне требуется замачивать в хлорке и мыть посуду (плиту, мойки, столы) — только ветошью.

А губки и щётки позволительны, когда нет проверок, но если вдруг что: «Ты можешь эту щётку хоть проглотить, хоть в себя засунуть, но чтобы её не было!» Я хочу дождаться СЭС и попросить их продемонстрировать, как мыть мясорубку ветошью.

Мы не имеем права мыть посуду (не тарелки, а кастрюли, в которых готовим) щётками, поролоновыми губками, металлическими мочалками

иллюстрации: Маша Шишова

Галина Самонова, повар в детском саду №34. Стаж: 35 лет. Ей за шестьдесят, но женщина признается: «За работой забываешь и о травмах, да и о возрасте тоже». Фото// Татьяна Замятина

«Тебе что, совсем не спится?» - голос за железной входной дверью звучит бодро и громко. Пиликает домофон, щелкает дверной замок - в пустых коридорах детского сада №34 звуки быстро разносятся эхом. В потемках холла встречает улыбающаяся пожилая женщина невысокого роста, на ней светло-зеленая спецодежда - брюки и пиджак, на голове - белоснежная косынка. Она проверяет мою медицинскую справку (без прохождения медкомиссии в пищеблок пройти нельзя), показывает, где можно переодеться в спецодежду, а сама уходит на кухню включать оборудование. Галина Анатольевна Самонова (так зовут женщину), больше похожа на пушкинскую Арину Родионовну, нежели на повара в классическом представлении: небольшие добрые карие глаза, приветливая улыбка, родинка над губой, ласковый, даже убаюкивающий голос. Пока нагреваются плиты и духовки, Галина Анатольевна энергично снует по всей кухне, из цеха в цех, на склад и обратно - раскладывает ингредиенты и посуду. «Готовься, - говорит она, - целый день так бегать будем!»

Главное - бодрое начало

За окнами кухни кромешная темень (еще бы, ведь на часах еще нет шести), а внутри светло и удивительно чисто, почти стерильно, как в больнице.

У нас всегда чисто, - с гордостью говорит Галина Анатольевна, помешивая молоко в серебристой кастрюльке на будущий кофейный напиток. - А после ремонта особенно, еще и плиты новые поставили, да. Хотя посмотри, вроде порядок, а вроде везде всего много - это потому что места не хватает: плиты нового образца, а размеры кухни - старого. Тебе нужно было в новый корпус идти - там кухня просто огромная!

Разговор прерывает звонок в дверь - это привезли хлеб. Невысокий мужчина в черном заносит румяные булки свежеиспеченного, еще теплого батона. Немного поговорив, покидает приемную пищеблока со словами «Может, возьмете меня туда, где вкусно кормят, а делать ничего не надо?». Галина Анатольевна, смеясь, уносит хлеб на склад, а сама принимается за тесто для творожной запеканки. Никаких миксеров, все вручную - металлическим венчиком. «Ты, наверное, дома так не взбиваешь», - улыбается. Она вообще часто улыбается и шутит, быстро «бегает» по кухне, хотя возраст ее солидный - уже за 65, а работа…

Работа вообще тяжелая, - признается Галина Анатольевна, - еще и неблагодарная.

К тому же женщина немного прихрамывает, но говорит, что позже боль пройдет: «За работой о травмах забываешь, да и о возрасте тоже, - уверяет она. - Тем более детсад для меня уже как второй дом - 35 лет здесь тружусь, с открытия детского сада, да, как говорится, «засосало» (смеется, - ред.), но мне и в радость!»

Пока Галина Анатольевна рассказывает о работе, будто по волшебству на плите рядом с кастрюлькой кофе уже варится бульон на обеденный суп, в духовке подрумяниваются запеканки, а в воздухе стоит режущий глаза запах лука, который магическим образом уже смешан с куриным фаршем - это на котлеты.

Да-а, одни у нас с тобой сегодня «листики»», - говорит повар, - сначала вот запеканочка, потом котлетки будут, а на полдник выпечка - пирожок с капустой, но только не с жареной, а припущенной, потому что детям только такую можно.

Шесть рук, работы ворох

Ровно семь. Непривыкшие к таким ранним пробуждениям глаза слипаются и немного слезятся, а Галина Анатольевна как ни в чем ни бывало проворно готовит, на ее глазах ни тени сонливости. За окном потихоньку светает, из приоткрытого окна тянет свежестью. Луковый запах сменяется кофейным ароматом. За пределами кухонного царства по-прежнему темно и тихо (первые дети начнут тянуться с 7.30), а внутри все кипит, бурлит и шумит. Вскоре приходит кухонная. Девушке на вид еще нет двадцати, она высокая и кареглазая, на немного заспанном лице светится застенчивая улыбка. Выпускница многопрофильного техникума Анна Карманова мечтает стать профессиональным поваром. «Я думаю, что это мое призвание», - говорит девушка, - профессия повара чрезвычайно важна, я это понимаю. Пока что работаю кухонной, не готовлю, но делаю много работы и успеваю наблюдать за старшими, учиться у них».


Пока что выпускница РМТ, Анна Карманова, трудится кухонной, но мечтает стать квалифицированным поваром. Фото// Татьяна Замятина

Анюта у нас большая помощница, - говорит Галина Анатольевна, ставя на плиту кастрюлю почти с себя ростом, - да и Елена Геннадьевна, второй повар, тоже. У нас вообще коллектив такой, что все друг другу помогают, понимают с полуслова, это во всем садике так, поэтому мы вместе - единый организм.

За дверью слышны первые детские голоса, но они заглушаются шумом воды - Аня приступила к работе, уже перемыла половину посуды, накопившуюся за начало утра. Принеся с собой морозный ветерок с улицы, заходит Елена Геннадьевна Долматова - женщина возрастом за сорок, высокого роста и добродушного, но уставшего вида, это видно по ее глазам. В 34-м садике работает уже три года. Она облачается в синий костюм, повязывает косынку и фартук, моет руки и приступает к работе - помогает Галине Анатольевне нарезать на порции запеканку, разлить по кастрюлькам чай, взгромоздить тяжелую кастрюлину с картофелем на плиту.


Когда завтрак почти готов, самое время начинать готовить обед. Первым делом - чистка картофеля. Фото// Татьяна Замятина

Близится время завтрака, за дверью беседуют младшие воспитатели, ждущие раздачи. Они просовываются в окошечко на двери, но при виде объектива фотоаппарата стеснительно прячутся.

Видишь девочек? - спрашивает Галина Анатольевна, - вот там четыре из них тоже повара, а работают в группах, потому что с детьми легче, чем у нас.

Во время раздачи кухня становится похожа на улей: Галина Анатольевна и Елена Геннадьевна беспрестанно фасуют по порциям завтрак в группы, взвешивают масло, режут хлеб, наливают кофейный напиток с молоком, при этом успевая помешивать суп и компот, а Аня старательно моет бесконечную посуду. Управиться с утренней раздачей удается чуть меньше чем за полчаса, благо, появляются свободные пять минут на чай.

Утро у поваров очень насыщенное, - замечает Галина Анатольевна, - хотя у нас весь день в принципе такой, да. Бывает, что и присесть отдышаться некогда.

Детсадовский конвейер

Чуть больше девяти часов утра. В кухне жарко, уши постепенно привыкают к постоянному шуму, нос - к быстро сменяющимся и смешивающимся запахам - вовсю готовится обед. Повара снимают с плиты чан с вареным картофелем, заправляют суп и компот. «Бывает, что все кастрюли чем-то заняты, везде что-то варится, тушится, - говорит Елена Геннадьевна. - А бывало и так, что ставили маленькие, в которых обычно варим кофе - тогда детей мало было, карантин.

Из старенького радиоприемника доносится «Теряют люди друг друга» - Галина Анатольевна под музыку заготавливает капусту на пирожки, Елена Геннадьевна, негромко мурлыча под нос, в специальной машине переминает картофель на пюре.

Сейчас видишь, как, - поясняет Галина Анатольевна, - для каждого продукта своя машина. Мясо и рыбу на разных пропускаем, овощи на второе, выпечку, салаты, супы - тоже, а как раньше было? Все вручную шинковали, да, время такое было.


Времени на отдых совсем нет. Суп, за ним котлеты, дальше - пирожки. Детей все-таки кормить нужно по режиму. Фото// Татьяна Замятина

Расправившись с капустой, она принимается за фарш для котлет - формирует «кучки». Ряды идеально ровных рыбкообразных котлет ложатся на противни. На вопрос «как они получаются такими одинаковыми и симпатичными» Галина Анатольевна отвечает, что все приходит с опытом:

Рука уж наработана, а как же, столько лет работаю!- улыбается она. - А ты представь, как фрикадельки лепим! Например, в садике 150 человек, а фрикаделек по две, вот триста и получается, как конвейер, да. Пирожки точно так же, потом увидишь.

Наша компания разговорилась о кулинарных шедеврах, которые женщины готовят здесь и дома.

Что здесь, что дома - готовим и едим все время на ходу, быстро, - вздыхает Галина Анатольевна.

Да и блюда готовим почти одинаковые, - продолжает Елена Геннадьевна. - Я ничего сверхъестественного в принципе дома не готовлю, ничего такого сложного. Хотя, знаешь, сложных блюд вообще нет, есть те, за которые надо просто взяться и сделать, вот и все.

Вторая волна

Ты, наверное, удачливая, - шутит Галина Анатольевна. - На котлетки куриные попала (смеется - ред.). Она достает первую партию «золотых рыбок» из духовки, а Елена Геннадьевна проверяет готовность супа, но это едва удается разглядеть, потому что кухня наполняется паром, а температура, по ощущениям, доходит практически до банной.

В 11:15, пока еще есть время до второй раздачи, повара садятся обедать (в садиках они оплачивают только второе блюдо, поэтому всю остальную еду для себя приносят из дома). С зычным: «Ну что, хозяюшки, кормить будете?» в приемную пищеблока заходит усатый старичок, чем-то похожий на почтальона из Простоквашино, только немного пониже ростом. Вместо печкинских валенок у него сапоги, из-под черной рабочей куртки видна серо-синяя клетчатая рубашка, а на голове шапка-ушанка. Это местный дворник, Сергей Петрович. Завидев камеру, он немного смутился, взял обед и ушел к себе.

Едят повара, как и говорила Галина Анатольевна, второпях, потому что у окошечка первый младший воспитатель уже ждет обед.

Видишь, вот как, - кивает в сторону окошка повар. - Муж мне иногда говорит, мол, я только ем у себя на работе (смеется - ред.), а на самом деле мы сесть не успели, а нас уже ждут, но что поделать, кушать всем хочется, да и режим есть режим.

И снова у окна раздачи бесконечная вереница людей, бесконечные кастрюльки супа, чайнички компота, «стаи» поджаристых и аппетитных котлеток-рыбок, «уплывающие» в детсадовские группы.

После раздачи с проверкой заходит заведующая садиком, Наталья Николаевна Кокорина.

Она у нас большая молодец, - говорит Галина Анатольевна, - у нее принцип работы - соблюдать все правила, контролировать нас, чтобы было все так, как надо, зато потом нет никаких нарушений на кухне. Наталья Николаевна требовательная, да, но в то же время она не будет требовать что-то сверх правил, нам с ней в этом плане очень повезло, честное слово.

Искусство детей кормить

Миновал полдень. В воздухе все еще стоит притягательный аромат котлет (как раз тот случай, когда можно пожалеть, что к фотографиям не прилагаются «пробники» запахов), на плите в кастрюльке по-прежнему бурлит, но уже вода на чай, привычным для ушей становится звук постоянно шумящей воды. Повара поднимают грузную кастрюлю с тестом на стульчик возле железного стола для выпечки и отправляются мыть руки и менять фартуки. На вопрос, сколько раз в день моете руки, удивляются:


За три минуты Галина Самонова успевает расскатать 50 лепешек для полдничных пирожков. Капустой их начиняет уже второй повар - Елена Долматова. Без перчаток работать разрешено, главное, чтобы на руках украшений не было. Фото// Татьяна Замятина

Как и обещала, Галина Анатольевна показывает свое искусство быстрой лепки пирожков - примерно за три минуты она сформировала более 50-ти лепешечек, заполнив ими стол. С ней сообща работает Елена Геннадиевна, она в два счета и почти с такой же скоростью начиняет тесто капустой и отправляет пирожки на листики, которые также быстро меняет Аня.

Из групп воспитатели, уже уложившие детей, приносят то, что осталось от обеда. - Сегодня, на радость, почти все съели, - удовлетворенно кивает Галина Анатольевна, - а то иногда знаешь, сколько остается, смотреть больно, в этом-то и есть неблагодарность работы. Самое большое огорчение - это когда дети не едят, и это касается не только детсадовских, это всех детей касается, да.

«Пойду на настоящую пенсию - буду рассаду садить!»

В 14:00 из духовки достается последняя партия румяных пирожков, раздается победное «Ура-а-а, девочки!» от Галины Анатольевны и счастливое «Неужели-и-и!» от Елены Геннадьевны. Из ее рук в раковину плюхается очередная пузатая свекла - это заготовка на понедельничный борщ. Вообще, заготовки на следующий день всегда делаются заранее, иначе попросту можно не успеть. Представьте, сколько бы понадобилось Галин и Елен и с какой скоростью им пришлось бы работать, чтобы уложиться в срок!


В нечастые моменты отдыха женщины успевают обсудить последние новости и помечтать о предстоящем дачном сезоне, за одно поделившись друг с другом секретами садоводства. Фото// Татьяна Замятина

Золушка, ты где? - с улицы заходит Сергей Петрович, так он называет Аню. Он отдает девушке новую коробку зеленого чая. Обрадованная закончившейся работе кухня садится пить чай, присоединяется и завхоз, Любовь Насупрунова, тоже работающая здесь с открытия. Женщины говорят о новостях, недавно прошедшем дне рождения Любови Николаевны, и, конечно, о приближающемся летнем сезоне. Галина Анатольевна делится советами по уходу за цветами и своими будущими планами на жизнь:

У меня недалеко от Ревды дача есть, - говорит она, - так там одни свердловчане! (улыбается - ред.). О-ой, а какой там воздух чистый! Вот пойду на настоящую пенсию - буду рассаду садить!

14:20 - наконец-то кухня затихает, кроме разговоров не слышно ни шипенья, ни шума воды, смешавшиеся за день запахи рассеялись, уступив место манящему аромату пирожков. Кажется, дремотное состояние сончаса, расплывшееся по детскому садику, добралось сюда и здесь же сгустилось в мягкое облако. Галина Анатольевна начинает собираться домой - ее смена кончилась, а остальные остаются здесь до 16:30. В понедельник она придет к 07:30, а в 05:30 утра первой откроет кухню уже Елена Геннадьевна, начав очередной день в кулинарной «кузнице» детского сада №34.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент с опечаткой мышкой и нажмите Ctrl+Enter .

Витамины.

С наступлением зимы большинство детей болеют вирусными инфекциями, простудой и гриппом. Чтобы избежать простудных заболеваний в холодное время года нужно вести здоровый образ жизни. Витамины способствуют поддержанию здоровья детей. Зимой часто ослабевает иммунитет, поэтому витамины осенью нужны для поддержания иммунитета. Дети второй младшей группы «Пчелки» знают, что самое большое количество витаминов содержатся в овощах и фруктах. Именно с таким питанием организм получает все необходимые вещества для крепкого здоровья, полноценного роста и развития. Малыши с удовольствием рассказывают о своих любимых фруктах и овощах, а также о том, какой витамин содержится в нем. Воспитатель Воробьева Т.Н. с целью формирования представлений детей о здоровом питании и о необходимости употребления в пищу овощей и фруктов проводит беседы, дидактические игры «Овощи и фрукты», «Чудесный мешочек», «Лото» и др.

Девиз здорового образа жизни детей группы «Пчелки» звучит так: «Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи и фрукты любить».

Правила пользования столовыми приборами.

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой.

Сегодня в подготовительной к школе группе «Музыканты» ребята совместно с педагогом Каленовой Л.П. вспомнили правила пользования ножом: брать нож в правую руку, хлеб - в левую, намазывать масло всей поверхностью ножа, далее положить его на край тарелки.

Также закрепили правила безопасного пользования столовыми приборами: во время пользования ножом не отвлекаться, не махать им по сторонам, чтобы случайно не задеть соседа.

Каша - пища наша.

Мы все знаем с детства, что каша является неотъемлемой частью нашего рациона. Но не все знают, насколько она полезна и питательна, особенно по утрам.

Не секрет, что каша - весьма здоровый продукт для детишек, т.к она готовится из злаков, поэтому должна входить в ежедневное меню ребенка. Каша является не только источником углеводов и растительных белков, но и содержит в себе много минеральных витаминов. Для дальнейшего представления детей о полезных для здоровья свойствах круп и крупяных изделий, в подготовительной к школе группе «Музыканты» педагогом была проведена беседа «Как мамы и бабушки варят кашу». В ходе беседы закрепили название каш: манная, геркулесовая, гречневая, рисовая. Познакомили с пословицами и поговорками о каше: «Щи да каша - пища наша. Каша - матушка наша. Если про кашу не забудешь, здоровым будешь».

Дети получили новые знания и представления о том, что такое здоровье, как его поддерживать и укреплять с помощью правильного питания, познакомились с некоторыми компонентами пищевых продуктов, их значением для организма.

Правила поведения за столом.

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих.

Культура еды, умение культурно принимать пищу - один из первых навыков, который воспитывается у ребенка.


Баранки из соленого теста.

Соленое тесто - удивительный материал для лепки разных композиций и фигур: пластичный, мягкий, нежный. Особенно он удобен для выполнения детских поделок, так как массу достоинств по сравнению с пластилином и глиной. Тесто не пачкает руки и не прилипает. К тому же, это безопасный натуральный материал, которые не вызывает аллергии у детей. Процесс увлечет каждого ребенка! Кроме того, тестопластика развивает моторику рук, аккуратность, усидчивость и внимательность, тренирует воображение.

Сегодня ребята из группы «Волшебники» вместе с воспитателем Тимофеевой Л.Н. слепили из соленого теста баранки в подарок куклам. Ребятам очень понравилась эта затея, в результате которой они изучили свойства соленого теста и получили массу впечатлений.

Суп в рационе ребенка.

Одной из самых важных составляющих детского меню в детском саду являются первые блюда. Суп для детей (детский суп) - главная составляющая часть детского питания, которая активизирует обменные процессы в организме ребенка и является поставщиком питательных веществ необходимых молодому организму.

Ежедневно в меню детского сада входят различные виды супов. Чтобы дети не пренебрегали данное блюдо, педагоги проводят беседы о пользе супа. Сегодня перед обедом воспитатель средней группы вместе с детьми в игре «Из чего варят суп» познакомились с овощами, из которых варят его. Ребятам было предложено выбрать любой рецепт супа, затем назвать какие овощи и продукты входят в рецепт супа и положить их в кастрюлю. Детям очень понравилось придумывать свои рецепты. Воспитатель еще раз напомнила детям о пользе каждого продукта.

После таких бесед дети начинают ценить пользу супов и овощей и кушают их с большим аппетитом.

Приучайте малышей к простой здоровой пище! И детям полезно, и родителям легче.

Этикет и дежурство в младшей группе.

Кашу, суп - едим мы ложкой,

Вилкой кушаем - картошку.

А когда мы подрастем,

Будем кушать и с ножом!
Людмила Громова

Одной из важных задач, стоящих перед родителями и воспитателями, является приучение детей к правильному поведению за столом. Дежурство позволяет ребенку проявить ответственность, заботу, аккуратность. Дети постепенно учатся накрывать на стол, оказывают посильную помощь младшему воспитателю.

Дежурные дети раздают ложки, ставят хлебницы и салфетницы. Всем хочется попробовать себя в роли дежурного. Перед тем как сесть за стол, воспитатель учит детей самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать его на свое место. Дети учатся правилам поведения за столом:

Правильно пользоваться столовыми приборами;

Кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом;

Вытираться салфеткой после еды;

Благодарить после еды.

Таким образом, воспитатели и родители совместными усилиями приобщают детей культурным навыкам.


О пользе каши и молока.

Обязательными и незаменимыми продуктами детского питания являются каши и молоко. Они занимают исключительное место среди продуктов, используемых в питании всех возрастных групп. Дети не знают о значимости каш в развитии организма человека. Поэтому мы, взрослые, должны помочь детям раскрыть ценные качества каши для развития детского организма.

Ежедневно на завтрак в детском саду дети употребляют различные каши, где дети учатся различать злаковые культуры и их крупы. Формируются знания детей о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питания.

Чтобы дети хорошо различали злаковые культуры и их крупы мы с ними проводим различные дидактические игры, например, дидактическая игра «Поможем Маше перебрать крупу», где малышам нужно разложить по тарелочкам крупы разного вида.

Витаминный салат из яблок и чернослива

Каждый человек знает о пользе витаминов. Сегодня педагог группы "Художники" Сидорова Е.В. рассказала воспитанникам о пользе витаминов в зимний период, о том, что зимой человек сильно нуждается в витаминах, продемонстрировала картины для восприятия детей о пользе тех или иных продуктов.

Итогом беседы ребята приготовили салат из яблок и чернослива. Получилось очень вкусно, всем понравилось.



«Правила питания за столом и культурно гигиенические процедуры»

Знакомить детей с соблюдением правил гигиены и правилом питания за столом необходимо с самого раннего детства. Гигиена - это система действий, направленные на поддержание чистоты тела и здоровья организма. Дети в первой младшей группе «Ягодки» продолжают усваивать необходимые правила питания за столом и правила гигиены и ежедневно их выполняют. Воспитатель Валитова Л.М. постоянно напоминает детям как надо вести себя за столом, т. е сидеть прямо и пользоваться салфеткой. Гигиенические процедуры - это самая лучшая мотивация для детей следить за своим здоровьем и за чистотой своего тела. А здоровье - это состояние полного физического и психологического и социального благополучия. Поэтому это состояние поможет детям расти успешными и счастливыми с самого раннего детства.

В чём же полезность хлеба?

Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. Говорили, что если в доме есть хлеб - значит голод не страшен.

Дети средней группы «Цветочки» нашего детского сада прошла беседа на тему «Хлеб всему голова». Дети узнали о том, что прежде чем он появится на наших столах - он проходит длинный путь, как много людей выкладывают огромный труд в него. Они повторили вместе с воспитателем профессии, которые выращивают и производят хлеб, и как получают конечный продукт - хлеб. Ребята пробуют его на вкус как дома, так и в детском саду каждый день.

Бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, его вырастивших, должно прививаться с детства. Нужно ценить хлеб - в него вложен труд человеческий.







«Каша - радость наша»

Каша - традиционное блюдо многих стран мира, занимает особое место в детском питании. Пользу каши для детей трудно переоценить, каша богата витаминами, необходимы для полноценного физического развития ребенка. Каша считается лучшей утренней едой. Так утро детей младшей группы «Художники» МБДОУ «Детский сад № 204 Лапландия» г. Чебоксары начинается со вкусной и полезной пшеничной каши, бутерброда со сливочным маслом и какао. Педагог Сидорова А.В. обращает внимание детей на то, из чего приготовлена каша, рассказывает о пользе пшеничной каши. А так же педагог проводит различные дидактические игры, например: дидактическая игра «Поможем Катеньке перебрать крупу», где ребятам предлагается разложить по тарелочкам крупы разного вида.

Таким образом, питание детей - это одно из важных направлений, которому в детском саду уделяется особое внимание.






Лук и чеснок - здоровью друзья!

Часто или редко, но все дети болеют простудными заболеваниями. О том, что чеснок и лук обладают уникальными лечебными свойствами, знает, наверное, каждый, в том числе и ребенок из сказок, рассказов, бесед с родителями и воспитателями.

Каждое утро воспитанники средней группы «Цветочки» вместе с воспитателем Михайловой Алисой Владимировной расставляют нарезанный лук и чеснок по всей группе. В течение целого дня мальчики и девочки вдыхают полезные эфирные масла, которые помогают детскому организму бороться с болезнетворными вирусами. Воспитатель рассказала детям о пользе этих овощей. Ребята закрепили и узнали, что в репчатом луке содержатся: витамины группы «В», калия, железа, эфирное масло, которое придает ему характерный вкус и запах. Все части репчатого лука обладают бактерицидным, противовоспалительным, отхаркивающим действиями. Чеснок так же известен в культуре очень давно. Наряду с использованием их как овощного растения в приправах, при солении - широкое применение чеснок имеет как лекарственное растение. От летучих веществ (эфирных масел), которые выделяет чеснок, гибнут почти все бактерии.

Организм ребенка может справиться со всеми недугами, поэтому родители и воспитатели группы «Цветочки» стараются создавать благоприятные условия для повышения иммунитета. Есть такая пословица «Болезнь легче предупредить, чем излечить». Берегите себя и будьте здоровы!

Правила этикета в группах.

Нужно ли обучать детей правилам столового этикета? Да нужно, и с самого раннего возраста. Большое значение для хорошего усвоения пищи имеют навыки культуры поведения за столом, которые выработаны долгим опытом. История культуры поведения за столом - это часть общей культуры человека. Назначение каждого правила - создать за столом удобство себе и другому. Как и все другие, эти правила не выдуманы, они возникли из уважения к тем, с кем ты сидишь за столом. Умение культурно вести себя во время еды - одна из важных привычек, которую необходимо прививать в характере ребенка. Причем начинать это нужно делать с того момента, как только ребёнок научился держать в руках ложку и осознанно подносить ее ко рту.
Существует много правил поведения за столом, они легко запоминаются. Соблюдать правила столового этикета приятно и необходимо, они помогают нам хорошо выглядеть во время застолья и создают добрые отношения между людьми.
Поэтому воспитывать культуру поведения за столом во время еды необходимо с раннего детства, чтобы к моменту прихода в школу (и в дальнейшей жизни) ребёнок мог достойно разделить трапезу еды с товарищами.
В группах ДОУ ведется постоянная работа по привитию навыков поведения за столом на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду.

Организации процесса питания и сервировки стола в ДОУ.

Главная задача детского сада - обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. При этом организация рационального питания - необходимое условие для гармоничного роста детей, их физического и нервно-психического развития, устойчивости к инфекциям и другим неблагоприятным факторам внешней среды занимает особое место в деятельности ДОУ. Ведь именно в детском саду дети проводят значительную часть дня. Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Важным моментом в правильной организации питания является правильная сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка и закрепления культурных навыков.

Администрация МБДОУ «Детский сад № 204» г. Чебоксары уделяет пристальное внимание вопросам организации питания дошкольников и систематически повышает профессиональную компетентность педагогов в данном направлении. Педагоги приняли участие в семинаре-практикуме «Методические рекомендации по организации процесса питания и сервировки стола в ДОУ». Участники семинара закрепили алгоритм приема пищи, правильность и эстетичность сервировки стола к различным приемам пищи, наглядно увидели различные варианты сервировки стола, закрепили знания о правилах и нормах современного этикета.

Практикум имел большое практическое значение. Педагоги уточнили важные моменты и имели возможность непосредственно попрактиковаться в сервировке стола.

Беседа с детьми "Какие витамины необходимы осенью?"

Осень — пора холода, затяжных дождей и авитаминоза. Именно в это время происходит всплеск заболеваемости. Поэтому нужна витаминизация.

Так в МБДОУ «Детский сад № 204» г. Чебоксары педагоги проводят беседы с воспитанниками о том, какие витамины необходимы осенью и в каких продуктах они содержатся: Витамин С содержится в сладком перце, капусте: свежей и квашеной. Полезен также свежий капустный сок, также богаты витамином С шиповник (его можно заваривать), облепиха, рябина. Витамин А - содержится в моркови, Витамин Е — в кукурузе, Витамин В6 — один из самых важных витаминов, необходимых осенью, он содержится в картофели, фасоли, горохе, бобах.

Различные микроэлементы - содержатся в кабачках, патиссонах и тыкве. Тыква, например, содержит много калия и меди.



Организация: МДОУ «Детский сад №13»

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Луга

Цель: познакомить детей с работой повара;расширять знания и представления о профессии повара.

Задачи:

Развивать кругозор;

Обогащать словарь по теме: «Профессия повар»

Воспитывать уважение к людям труда;

Воспитывать коммуникативные качества, взаимопомощь и уверенность в себе.

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, познавательно- исследовательская, коммуникативная.

Предварительная работа: беседа с детьми о профессиях, заучивание скороговорок.

Материалы и оборудование: набор овощей и фруктов - целых и нарезанных кусочками, красивый сундучок, выставка книг с кулинарными рецептами, фотографии блюд.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель: - Что такое профессия?

Профессия –это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессия означает: дело, работа, занятие. Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается.
На свете есть много профессий. Назовите профессии, которые вы знаете (ответы детей).

Воспитатель: - Ребята, что это музыка звучит? (открывает дверь)

Ой! Кто это? Правильно ребята, это дети младшей группы. Они пришли к нам в гости.(Дети заходят под музыку в группу, садятся полукругом)

Воспитатель : сегодня мы все вместе отправимся в мир профессий и поделимся своими знаниями с малышами, узнаем много нового и интересного.

Воспитатель : Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные
Пахучие котлеты
Салаты, винегреты
Все завтраки, обеды?
Дети: повар.

Воспитатель. Повара вкусно и сытно кормят взрослых и детей в школах, детских садах, столовых и кафе. Профессия «Повар» очень ответственная работа.

А как вы думаете, трудная это работа или нет (дети отвечают).

Давайте послушаем стихотворение про эту профессию!

В небе звёздочка искрится,

Спит клубком усатый кот,

Только повару не спится –

Повар затемно встаёт.

Каша булькает легонько,

И яичница шипит,

И под вкусный шум и гомон

В спальни входит аппетит.

Мы в столовой дружно сядем,

Как огромная семья.

Буду поваром в столовой –

Так сама решила я!

Воспитатель. А какие блюда вы знаете?Дети предлагают свои варианты ответовА сейчас наши детки поварята для вас расскажут стихотворение о профессии повара и познакомят вас с посудой, которая необходима повару для приготовления пищи.

Повар – мастер щей, борщей,

И рагу, и овощей.

Вкусный сварит он бульон,

Торт испечь сумеет он

И украсит шоколадом,

Кремом и цукатами.

Мы красавцу - торту рады,

Съедим его с ребятами.

Воспитатель: Кто для вас готовит завтрак, обед в детском саду? (повара) (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Это наши повара.

Ребята, интересно а из наших родителей кто – нибудьработает поваром? (рассказ Андрея К. о том, что делает его мама повар на работе).

2 . Физкультминутка«Каравай» (1 мин)

Воспитатель говорит слова, дети выполняют определенные движения.

В землю зернышко посадим,

Слишком малое оно.

Дети приседают, обхватывают колени руками, голову прячут.

Землю солнышко согреет,

Быстро прорастет зерно.

Дети очень медленно начинают подниматься, вытягивая руки вверх.

Будет ветер тучки гнать,

Дождик землю поливать.

Дети выполняют наклоны в стороны, с поднятыми вверх руками.

По полю комбайн пройдет,

Урожай наш соберет.

Дети шагают на месте.

Мельник смелет нам муки,

Ну, а мы из муки.

Испечем пироги.

Дети имитируют движения: месят тесто, пекут пироги.

Всем на радость раздавай

Пышный, вкусный каравай!

Дети разводят перед собой руками, как бы раздавая каравай и приглашая всех к чаю.

3. Основная часть

Воспитатель: Ребята, а кто это пришел к нам в гости? (ответы детей) (повар)

Знакомство повара с детьми . Нашего повара зовут Надежда Николаевна.

Рассказ Надежды Николаевны о профессии повара и его роли в жизни человека.

Воспитатель: Повар отвечает за вкусное и здоровое питание людей. Многие продукты нельзя есть в сыром виде, их необходимо приготовить. Этим приготовлением пищи и занимается повар. Для этого нужна особая комната, которая называется кухня.

На кухне есть предметы, помогающие повару приготовить еду. Это – кастрюли, ножи, половники, сито, ложки, разделочные доски и другие предметы. Работа поваром требует чистоты во всем. Нельзя приступать к приготовлению пищи в грязной одежде с немытыми руками . У повара есть специальная одежда: колпак и фартук.

Приготовление пищи – это целое искусство. В мире есть великие повара, которые изобретают новые необычные блюда. Выпускается много кулинарных книг, в них печатаются различные рецепты приготовления блюд.
Воспитатель показывает книги с кулинарными рецептами.

Давайте назовем вместепредметы необходимые для приготовления пищи повару. (проговариваем все вместе: ножи, лопаточки, сотейник, кастрюли, сковорода т. д).А сейчас давайте вспомним как называется специальная одежда повара? (колпак и фартук ) и проговорим все вместе.Молодцы!

Воспитатель: - Ребята, скажите кто хочет быть здоровым, веселым, сильным? Конечно, этого хотят все!

А секрет в правильном питании. Давайте представим, что мы не люди, а машины! Что нужно, чтобы машина начала двигаться (бензин) Правильно! Ведь без него машина просто не поедет, вот и нам нужно заправлять свой организм, только, конечно, не бензином, а овощами, фруктами, мясом и многим другим.

4. Физкультминутка «Варись кашка»… (музыкальная)

5. Игра «Что нужно для приготовления компота и винегрета?» (6 мин)

Цель: Закрепить представление детей об овощах, необходимых для приготовления винегрета и фруктах для приготовления компота.
Воспитатель: - У меня есть «чудесный сундучок», в котором лежит много разных овощей и фруктов. Чтобы найти нам все необходимые овощи на винегрет и фрукты на компотвам нужно сказать такие слова «Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок»…
Ребята, давайте с вами заглянем в сундучок, но каждый будет говорить вначале волшебные слова. Дети по очереди достают овощи из чудесного сундучка и говорят нужен этот овощ на винегрет или это фрукт на компот. Если овощ или фрукт не нужен, то его откладывают в сторону и игра продолжается дальше.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, теперь мы правильно подобрали все необходимые овощи для приготовления винегрета и компота.
6 . Пословицы о труде.
- Объясните, как вы понимаете пословицы.
1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Дети: обязательно нужно потрудиться, чтобы что-то получилось.
2. Труд человека кормит, а лень портит .
Дети: не будешь работать – станешь плохим человеком, ленивым.
Воспитатель: Главное в жизни человека - труд.
Воспитатель: мы сегодня с вами хорошо потрудились и нас повар угощает настоящим, вкусным винегретом. Давайте скажем спасибо нашему замечательному повару и будем кушать наше угощение.

А вы знаете что работа поваром требует во всем чистоты, ведь не даром говорит пословица: «Добрый повар стоит доктора». А почему?

Правильно, потому что от питания зависит здоровье людей и поэтому чистота очень важна.

А зачем нужно мыть руки перед едой?

Давайте послушаем стихотворение Михаила Яснова «Наставления зайчихи»:

Если хочешь поболтать с соседкой,

Прежде вытри мордочку салфеткой!

И не говори с набитым ртом,

И на стуле не вертись при том.

Для чего вертеться так неловко,

Если есть капуста и морковка?

Главное в гостях не упусти:

Сел за стол- и вежливо хрусти!

Воспитатель: Молодцы!

6. Заключительная часть

Воспитатель: Ну что ж, все ребята молодцы! Сегодня мы узнали, что приготовление пищи –это целое искусство. В мире есть великие повара, которые изобретают новые необычные блюда. Выпускаются много кулинарных книг, в них печатаются различные рецепты приготовления блюд.

Знают повара секреты

Приготовленья вкусных блюд.

Спасибо скажем им за это-

Быть поваром нелегкий труд!

Воспитатель. Наше занятие закончилось. Но вы не расстраивайтесь. На следующих занятиях вас ждет много новых впечатлений!

А теперь давайте послушаем рассказ о том, как появилась эта профессия.

Древний человек не готовил себе еду. Всё, что он находил и собирал, человек ел сырым. Так происходило потому, что он не знал способа приготовления пищи и не умел добыть огонь. Но даже когда он научился разводить костёр, то использовал огонь сначала только для получения тепла или отпугивания животных.

Наверное, какое- то из убитых животных было брошено после охоты около углей. Через некоторое время человек увидел, что мясо потемнело, но оно нравится ему больше сырого. Так он догадался, что пища становится лучше после приготовления.

Посуды тогда не было, и поэтому первобытный человек готовил пищу а горячих камнях вокруг открытого огня. Широкие листья растений заменяли ему тарелки, чашкой и одновременно кастрюлей служила пустая тыква, разрезанная пополам.

Первой плитой для древних поваров стала выложенная камнями яма с тлеющими углями. Тогдашние повара накрывали яму шкурой, и пища варилась в ней, как в большой кастрюль с крышкой.

Прошло время и человек научился делать первые примитивные кастрюли и чайники. Для этого брали корзину, обмазывали её глиной и давали засохнуть и затвердеть. В этих кастрюлях на огне, с водой и без неё, можно было приготовить еду.

Так в древнем обществе появилась новая профессия – повар.